Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Къ предстоящему Архіерейскому Собору 1956 года.
О значеніи епископскаго званія и собора епископовъ.

Въ недѣлю 14-ую по Пятидесятницѣ, совпадающую въ нынѣшнемъ году съ днемъ памяти свв. мученицъ Вѣры, Надежды, Любве и матери ихъ Софіи — 17/30 сентября с. г. намѣченъ созывъ Архіерейскаго Собора Русской Православной Церкви заграницей, который долженъ открыться торжественнымъ богослуженіемъ, при участіи всѣхъ съѣхавшихся на Соборъ Архіереевъ, какъ предположено, въ Новой Коренной Пустыни въ Магопакѣ.

Это, если Богъ благословитъ, будетъ уже третій по счету Архіерейскій Соборъ на территоріи Соединенныхъ Штатовъ Америки. Первые два созывались въ 1950 и 1953 годахъ.

Каково значеніе Архіерейскихъ Соборовъ? И для чего нужно ихъ созывать?

Къ сожалѣнію, въ наше время — время крайняго оскудѣнія подлиннаго церковнаго сознанія — многіе этого не понимаютъ.

А здѣсь въ Америкѣ — въ мѣстной русской церковной жизни, мы столкнулись и съ совсѣмъ дикимъ явленіемъ; многіе тутъ не понимаютъ даже значенія епископскаго сана, считая, повидимому, епископское служеніе въ Церкви излишнимъ. По крайней мѣрѣ, намъ пришлось познакомиться здѣсь съ «приходскими уставами», которые не хотятъ знать епископской власти надъ приходами и всячески отъ нея отгораживаются, явочнымъ порядкомъ устраивая у себя какую-то неслыханную въ Православіи приходскую «автокефалію». Имѣли мѣсто и далеко не единичные случаи, когда епархіи, въ лицѣ представителей клира и мірянъ каѳедральнаго города, отказывались принять назначеннаго имъ новаго епархіальнаго епископа.

Все это — уже несомнѣнный отходъ отъ Православія, постепенный скатъ въ какое-то «пресвитеріанство восточного обряда».

Вновь основанные въ Сѣв. Америкѣ приходы Русской Зарубежной Церкви этого у себя еще не допускаютъ, и, пока существуетъ Русская Православная Церковь заграницей, во всемъ хранящая преемственную связь /с. 186/ съ прежней Россійской Церковью, конечно, не допустятъ, ибо это — уже развалъ церковной жизни, анархія.

Великое значеніе для Церкви Архіерейскихъ Соборовъ само собой явствуетъ изъ того, что Епископамъ, какъ преемникамъ Святыхъ Апостоловъ и продолжателямъ ихъ служенія, на которое они поставлены Самимъ Христомъ Спасителемъ, принадлежитъ высшая власть въ Церкви троякаго рода — учить, священнодѣйствовать и управлять. Поэтому, по словамъ великаго Отца Церкви священномученика Кипріана Карѳагенскаго, безъ епископа нѣтъ Церкви, и кто не съ епископомъ, тотъ не въ Церкви.

Изъ глубочайшей христіанской древности — отъ временъ такъ называемыхъ «Мужей Апостольскихъ» — идетъ это церковное ученіе о непререкаемой важности, высокомъ достоинствѣ и величіи епископскаго званія и служенія.

Вотъ, какъ писалъ о немъ, напримѣръ, еще въ самомъ началѣ второго столѣтія христіанской эры непосредственный ученикъ величайшихъ Апостоловъ Христовыхъ священномученикъ Игнатій Богоносецъ, Епископъ Антіохійскій:

«Смотрите на епископа, какъ на самого Христа» (Посл. къ Ефес. гл. VI);

«Нехорошо нѣкоторые дѣйствуютъ безъ епископа: надобно не только называться, но и быть христіанами, тогда какъ нѣкоторые на словахъ признаютъ епископа, а дѣлаютъ все безъ него» (Посл. къ Магнез. гл. IV);

«Безъ епископа никто не дѣлай ничего, относящагося къ Церкви. Только та евхаристія должна почитатъся истинной, которая совершается епископомъ, или тѣмъ, кому онъ самъ предоставитъ это» (Посл. къ Смирн. гл. VIII);

«Прекрасное дѣло — знать Бога и епископа. Почитающій епископа почтенъ Богомъ; дѣлающій что-нибудь безъ вѣдома епископа служитъ діаволу» (тамъ же, IX);

«Внимайте епископу, дабы и Богъ внималъ вамъ» (къ Полик. гл. VI).

Это ученіе не есть только частное мнѣніе св. Игнатія, хотя оно и, какъ таковое, должно было бы быть для насъ высокоавторитетнымъ, посколько св. Игнатія наставляли въ истинахъ св. вѣры такіе великіе Апостолы, какъ св. /с. 187/ Петръ, св. Іоаннъ Богословъ и св. Павелъ. Мы находимь это же самое ученіе и у всѣхъ великихъ Отцевъ и Учителей Церкви во всѣ послѣдующія времена. Вотъ почему Восточные Патріархи въ своемъ «Посланіи о Православной Вѣрѣ» 1723 года, которое почитается у насъ «символической, книгой», съ полнымъ правомъ писали:

«Духъ Святый поставилъ епископовъ, какъ правителей, пастырей, главъ и начальниковъ... Поелику, между прочими нечестивыми мнѣніями, еретики утверждали и то, что простой Священникъ и Архіерей равны между собою, что можно быть и безъ Архіерея, что нѣсколько Священниковъ могутъ управлять Церковью, что рукополагать во Священкика можетъ не одинъ Архіерей, но и Священникъ, и нѣсколько Священниковъ могутъ хиротонисать и Архіерея, — и разглашаютъ, что Восточная Церковь раздѣляетъ съ ними сіе заблужденіе; то мы, сообразно съ мнѣніемъ, издревле господствующимъ въ Восточной Церкви, подтверждаемъ, что званіе епископа такъ необходимо въ Церкви, что безъ него ни Церковь Церковью, ни христіанинъ христіаниномъ не только быть, но и называться не можетъ. — Ибо епископъ, какъ преемникъ Апостольскій, возложеніемъ рукъ и призваніемъ Святаго Духа, получивъ преемственно данную ему отъ Бога власть рѣшить и вязать, есть живый образъ Бога на землѣ и, по священнодѣйствующей силѣ Духа Святаго, обильный источникъ всѣхъ таинствъ Вселенской Церкви, которыми пріобрѣтается спасеніе. — Мы полагаемъ, что епископъ столь же необходимъ для Церкви, сколько дыханіе для человѣка и солнце для міра. — Очевидно также, что Епископскій санъ отличается отъ сана простого Священника. Ибо Священникъ рукополагается Епископомъ, а Епископъ рукополагается не Священниками, но, по правилу Апостольскому, двумя или тремя Архіереями. При томъ Священникъ избирается Епископомъ, а Архіерея избираютъ не священники и не свѣтская власть, но Соборъ высшей Церкви того края, гдѣ находится городъ, для котораго назначается рукополагаемый» (чл. 10).

«Посему нѣкоторые въ похвалу Архіерейскаго сана хорошо говорятъ: чтó Богъ въ Церкви первородныхъ на небесахъ и солнце въ мірѣ, — тó каждый Архіерей въ /с. 188/ своей частной церкви; такъ что имъ паства освѣщается, согрѣвается и содѣлывается храмомъ Божіимъ» (см. тамъ же).

Вышеизложенное ученіе о великомъ значеніи сана и служенія епископскаго, какъ свидѣтельствуютъ Восточные Патріархи въ томъ же «Посланіи», «всегда было признаваемо и исповѣдуемо всею Вселенскою Церковью» (см. тамъ же въ 10 чл.).

Изъ всего вышесказаннаго каждому благонамѣренно-настроенному христіанину должно быть ясно, что не могутъ почитаться и именоваться «Церковью» тѣ религіозныя группировки и организаціи, въ которыхъ игнорируется власть Епископа и въ которыхъ фактически распоряжаются всѣмъ священники и міряне. Мало того: лица, не считающіяся съ Епископомъ и не признающія надъ собой его власти, даже и «христіанами» именоваться не могутъ.

Здѣсь необходимо, правда, принять во вниманіе и свидѣтельство другой нашей авторитетной символической книги — «Окружного Посланія Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви» 1848 года. Оно гласитъ:

«У насъ ни Патріархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестія у насъ есть самое тѣло Церкви, то-есть самый народъ», но тутъ же и поясняется, въ какомъ смыслѣ надлежитъ правильно разумѣть это: «который всегда желаетъ сохранить вѣру свою неизмѣнною и согласною съ вѣрою отцевъ» (пар. 17). Здѣсь, слѣдовательно, имѣется въ виду тотъ случай, когда Епископъ самъ отступаетъ отъ вѣры Отцевъ, то-есть становится еретикомъ или раскольникомъ. Въ этомъ случаѣ паства естественно разрѣшается отъ повиновенія ему, отъ необходимости слѣдовать за нимъ. Примѣры этого въ наше время мы видѣли у насъ на Родинѣ, когда вѣруюшіе русскіе люди, ревновавшіе о храненіи св. истины Православія, отказывались признавать своими Архипастырями Епископовъ, ушедшихъ въ такъ наз. «Живую Церковь» или «обновленчество», а также получившихъ свое поставленіе въ этихъ группировкахъ. Въ значительной части своей отвергли русскіе люди и болѣе тонкій соблазнъ — «легализацію» Церкви богоборческой совѣтской властью и противоестественный союзъ съ нею, приведшій къ созданію совѣтской /с. 189/ патріархіи, которая сдѣлалась послушнымъ орудіемъ коммунизма для распространенія его владычества во всемъ мірѣ. И въ этомъ православный русскій народъ вполнѣ естественно усмотрѣлъ отступленіе отъ вѣры Отцовъ и создалъ такъ наз. «Катакомбную Церковь».

Примѣръ такого твердаго стоянія за вѣру Отцевъ обнаружили въ 1923 году и наши братья по вѣрѣ православные греки въ Константинополѣ, принудившіе отказаться отъ патріаршаго престола Вселенскаго Патріарха Мелетія IV, который замышлялъ провести въ Православной Церкви рядъ реформъ, противныхъ духу истиннаго Православія.

Епископъ лишь до тѣхъ поръ епископъ, пока онъ самъ стоитъ въ истинѣ, ибо «Церковь Бога живаго», высшимъ служителемъ которой онъ является, есть «столпъ и утвержденіе истины» (1 Тимоѳ. 3, 15). Но, конечно, для такого сужденія объ отступленіи Епископа отъ Истины должны быть налицо весьма вѣскія основанія и факты.

Въ наше поистинѣ лукавое время все болѣе и болѣе ширится мнѣніе, будто бы истина Св. Православія заключается вся только въ догматахъ, какъ какихъ-то сухихъ и отвлеченныхъ положеніяхъ, которыя необходимо только формально признать, чтобы имѣть право именоваться «православными».

Какое въ этомъ губительное извращеніе истины, внушаемое подлинно не кѣмъ инымъ, какъ самимъ врагомъ истины, врагомъ человѣческаго спасенія!

Догматы это — «глаголы Божіи», о которыхъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ засвидѣтельствовалъ, что они — «духъ суть и животъ суть» (Іоан. 6, 63).

Православіе истинное — не въ одномъ формальномъ признаніи, холодномъ принятіи на вѣру, однимъ умомъ, извѣстной суммы отвлеченныхъ догматическихъ положеній, а — въ духѣ и жизни. Въ истинномъ Православіи — вѣра и жизнь по вѣрѣ, или благочестіе, неотдѣлимы. Прекрасно говоритъ объ этомъ великій Отецъ Церкви св. Кириллъ Іерусалимскій:

«Образъ благочестія состоитъ изъ двухъ вещей: изъ благочестивыхъ догматовъ и добрыхъ дѣлъ. И догматы безъ добрыхъ дѣлъ не благоугодны Богу, и дѣла, совершаемыя безъ благочестивыхъ догматовъ, не пріемлются Богомъ. — Что пользы хорошо знать догматы о Богѣ, и срамно любодѣйствовать?» (Огласит. п. IV).

/с. 190/ Вотъ почему, какъ древніе Отцы Церкви, такъ и наши Россійскіе (см. напр. у св. Тихона Задонскаго и у Еп. Ѳеофана Затворчика), ясно учатъ, что истинно-православнымъ является не тотъ, кто лишь холоднымъ умомъ принимаетъ догматы св. Православія, но тотъ, кто православно мыслитъ, православно чувствуетъ и православно живетъ».

Каково же значеніе Архіерейскаго Собора въ свѣтѣ всего вышесказаннаго?

Архіерейскій Соборъ, или собраніе Епископовъ, съѣхавшихся въ одно мѣсто для взаимнаго молитвеннаго братскаго общенія и для рѣшенія въ духѣ истинной вѣры и благочестія церковныхъ дѣлъ, есть прежде всего великое и рядостное торжество вѣры, воодушевляющее паству и поднимаюшее духъ всѣхъ истинныхъ чадъ Церкви. Какъ Епископу принадлежитъ вся полнота духовно-благодатной власти въ его Епархіи, такъ Собору Епископовъ принадлежитъ вся полнота власти въ каждой Помѣстной Церкви, а Вселенскому Собору — во всей Вселенской Церкви.

Чѣмъ чаще созываются Архіерейскіе Соборы, тѣмъ это лучше и полезнѣе для Церкви. Въ первые вѣка христіанства они созывались, согласно каноническимъ правиламъ (Апост. 27, Перв. 5, Четв. 19, Ант. 20), дважды въ годъ, а потомъ, по разнымъ неудобствамъ, однажды въ годъ (Шест. 8, Седьм. 6, Карѳ. 27). Въ нынѣшнихъ условіяхъ жизни нашей Русской Зарубежной Церкви, распространившейся по всѣмъ пяти частямъ свѣта, такой частый созывъ Соборовъ сталъ невозможнымъ, и мы стараемся созывать ихъ хотя бы одинъ разъ въ каждые три года.

Согласно каноническимъ правиламъ, эти Соборы тѣмъ важны и необходимы, что они «благоучреждаютъ дѣла своей области», «разсуждаютъ о догматахъ благочестія» и «разрѣшаютъ церковныя прекословія» и сомнительные случаи», «разбираютъ жалобы на Епископа», «рѣшаютъ споры Епископовъ о приходахъ», «исправляютъ опредѣленія меньшихъ Соборовъ», «избираютъ и поставляютъ Епископовъ» и «судятъ Епископовъ» (См. «Книгу Правилъ»).

Постановленія такихъ Соборовъ, поскольку они не идутъ вразрѣзъ съ Священнымъ Писаніемъ и Священнымъ Преданіемъ нашей Св. Церкви и ни въ чемъ не /с. 191/ нарушаютъ и не повреждаютъ «благочестивыхъ догматовъ нашея вѣры», являются для всѣхъ христіанъ общеобязательными.

Всѣ преданныя чада Русской Зарубежной Церкви вправѣ ожидать отъ нашего Архіерейскаго Собора утвержденія и укрѣпленія ихѣ въ истинной вѣрѣ и благочестіи, твердомъ стояніи за истину, среди общаго малодушнаго шатанія, невѣрія, маловѣрія и безнравственности и принятія важныхъ и необходимыхъ для укрѣпленія нашей церковной жизни рѣшеній.

Да благословитъ Господь труды предстоящаго Архіерейскаго Собора и да поможетъ всѣмъ намъ еще крѣпче сплотиться другъ съ другомъ и объединиться вокругъ нашей Русской Зарубежной Церкви, столь ненавистной врагу человѣческаго спасенія, судя по множеству выпадовъ противъ нея злобныхъ противниковъ ея! Да вразумитъ и помилуетъ ихъ Господь, насколько еще способны они къ образумленію, а насъ, чрезъ предстоящій Соборъ, да укрѣпитъ еще больше въ вѣрѣ и вѣрности Ему и Его истинной Церкви!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 185-191.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.