Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Къ предстоящему Архіерейскому Собору.
Себя ли мы хвалимъ или нашу св. вѣру и Церковь?

Въ ближайшіе дни начнется Архіерейскій Соборъ Русской Православной Церкви заграницей. Торжественное открытіе Собора состоится въ воскресеніе 17/30 сентября с. г. въ Вознесенскомъ каѳедральномъ храмѣ на Бронксѣ. Занятія его будутъ вестись ежедневно въ Новой Коренной Пустыни въ Магопакѣ, въ теченіе двухъ недѣль подрядъ или нѣсколько больше. Обсужденію и рѣшенію, подлежатъ многіе важные вопросы, касающіеся какъ обычной повседневной церковно-административной и богослужебной жизни, такъ и самой идеологіи Русской Зарубежной Церкви. Всѣ истинные ревнители вѣры и Церкви всегда столь многаго ожидаютъ отъ каждаго вновь созываемаго Архіерейскаго Собора, а болѣе всего — утвержденія себя и всѣхъ вѣрующихъ въ чистой, неповрежденной православной вѣрѣ, въ духѣ нашего исконнаго подливнаго православнаго, благочестія и во всецѣлой вѣрности и преданности истинной Православной Церкви, служащей только Христу Спасителю и больше никому.

Въ связи съ предстоящимъ Соборомъ находимъ своевременнымъ изобличить еще одну ложь, которой нечестно пользуются враги Русской Зарубежной Церкви въ своихъ нападкахъ на нее, съ цѣлью дискредитировать служителей и вѣрныхъ чадъ ея. Весьма лукаво путая въ сознаніи русскихъ людей истинныя понятія о добрѣ и злѣ, и принимая на себя личину христіанскаго смиренія, они пытаются обвинять насъ въ противохристіанской гордости, приписывая намъ «самовосхваленіе», когда мы говоримъ о правотѣ пути нашей Русской Зарубежной Церкви и горячо призываемъ всѣхъ къ неуклонному и твердому слѣдованію по этому единственно-правому пути.

Въ чемъ ложь такого обвиненія?

Въ томъ, что оно злонамѣренно смѣшиваетъ совершенно различныя понятія изъ совершенно различныхъ областей внутренней жизни: смиренное сознаніе своей личной грѣховности и горделивое превозношеніе своей личной добродѣтелью, съ одной стороны, и — нестойкость въ своихъ вѣроисповѣдныхъ и церковныхъ убѣжденіяхъ и твердое стояніе за церковную истину, съ другой стороны.

/с. 208/ Смиреніе — высшая христіанская добродѣтель, безъ которой невозможно спастись, ибо «Богъ гордымъ противится» и только «смиреннымъ даетъ благодать» (1 Петр. 5, 5). Если мы подлинно желаемъ себѣ спасенія, мы должны всячески смирять себя предъ Богомъ и людьми, считая себя окаяннѣйшими изъ грѣшниковъ. Для сколько-нибудь знающаго Слово Божіе и ученіе Святыхъ Отцевъ это — азбучная истина.

Но не можетъ быть и рѣчи о какомъ-то «смиреніи» тамъ, гдѣ дѣло касается отстаиванія истинъ нашей святой вѣры, гдѣ подвергаются хуленію и опорочиванію истины нашей святой вѣры, гдѣ кто-то покушается отнять отъ насъ истинную вѣру и подмѣнить ее лжеученіемъ, гдѣ пытаются заставить насъ признать себя неправовѣрующими.

Такъ, нельзя «по смиренію» согласиться, что язычество или магометанство выше христіанства или хотя бы равно ему по достоинству; нельзя «по смиренію» признать инославныя исповѣданія — латинство, протестантизмъ или какую-нибудь секту — высшими Православія или хотя бы равными ему; нельзя «по смиренію» признать себя заблуждающимся — еретикомъ.

Это будетъ уже не истинное смиреніе, а ложное смиреніе — не спасающее смиреніе, а губящее души отреченіе отъ истинной вѣры.

Прекрасной иллюстраціей къ вышесказанному можетъ служить замѣчательная повѣсть о великомъ подвижникѣ христіанской древности Аввѣ Агаѳонѣ.

«Пришли къ нему», такъ повѣствуютъ «Достопамятныя Сказанія о подвижничествѣ Святыхъ и Блаженныхъ Отцевъ», «нѣкоторые, услышавъ о великой его разсудительности. Желая испытать, не разсердится ли онъ, спрашиваютъ его: ты — Агаѳонъ? мы слышали о тебѣ, что ты блудникъ и гордецъ? Онъ отвѣчалъ: да, это правда. Они опять спрашиваютъ его: ты, Агаѳонъ, пустословъ и клеветникъ? Онъ отвѣчалъ: я. И еще говорятъ: ты, Агаѳонъ, еретикъ? Онъ отвѣчалъ: нѣтъ, я — не еретикъ. Затѣмъ спросили его: скажи намъ, почему ты на первые вопросы соглашался, а послѣдняго не вынесъ? Онъ отвѣчалъ имъ: первые пороки я признаю за собою, ибо это признаніе полезно душѣ моей, а быть еретикомъ значитъ быть въ отлученіи отъ Бога, но быть отлученнымъ отъ Бога я не хочу. Услышавъ сіе, они удивились разсудительности его и отошли, получивъ назиданіе (стр. 40-41)».

/с. 209/ Современные «умники», стремящіеся въ «экуменическомъ движеніи» нивеллировать всѣ вѣроисповѣданія и считающіе, по ложному смиренію, что въ Православіи нѣтъ полной и абсолютной истины (хотя бы вслухъ они этого и не рѣшались бы высказывать), конечно, отъ такой бесѣды съ Аввою Агаѳономъ, по своей духовной слѣпотѣ и предубѣжденности, не получили бы никакого назиданія, а еще его самого провозгласили бы «гордецомъ».

Но для насъ, смиренно держащихся Апостольскаго и Святоотеческаго, почти двутысячелѣтняго Православія, изъ этого случая съ Аввою Агаѳономъ ясно:

Твердое сознаніе правоты своей вѣры — не гордость и не самовосхваленіе.

Иначе, — страшно сказать! — пришлось бы счесть «гордецами» и «самохвалами» христіанскихъ мучениковъ, восхвалявшихъ свою вѣру передъ лицомъ языческихъ царей и правителей и запечатлѣвшихъ вѣрность этой вѣрѣ пролитіемъ своей крови; пришлось бы осудить за «гордость» и «самовосхваленіе» величайшихъ іерарховъ Православной Церкви — Святыхъ Отцевъ, всю жизнь ревностно и неустанно боровшихся съ еретиками и раскольниками за чистоту св. вѣры и за истинную Христову Церковь.

Съ точки зрѣнія обвинителей и поносителей нашей Русской Зарубежной Церкви, первые христіанскіе мученики напрасно такъ рѣзко обличали нечестіе язычниковъ и рѣшительно отказывались участвовать въ языческихъ жертвоприношеніяхъ: они должны были «смириться» передъ своими гонителями-язычниками и, «по смиренію», принести жертвы идоламъ. Равнымъ образомъ, и Святые Отцы должны были бы «смириться» передъ еретиками и прекратить борьбу съ ними, признавъ ихъ, «по смиренію», правыми, а себя виноватыми, ихъ — стоящими въ истинѣ, а себя — заблуждающимися, или самое меньшее — не возражать противъ ихъ «сосуществованія» съ Православіемъ, во имя «вѣротерпимости», уваженія къ чужимъ взглядамъ и религіозной свободы.

Вотъ, что получается, если нравственно-христіанскую добродѣтель смиренія изъ свойственной ей области христіанской нравственности перенести въ несвойственную ей, совершенно-иную область — догматическую или церковно-каноническую, гдѣ не можетъ быть смиренія передъ /с. 210/ уводящими съ праваго пути на погибельный путь заблужденія.

Но это-то какъ разъ и дѣлаютъ, наперекоръ всѣмъ, самымъ элементарнымъ законамъ логики и психологіи, враги Русской Зарубежной Церкви, конечно, съ пропагандной злонамѣренной цѣлью, стараясь обвинить насъ въ «гордости» и «самовосхваленіи» и въ отсутствіи «смиренія».

Хвалимъ ли мы самихъ себя или нашу свутую вѣру и Церковь?

Это вѣдь двѣ совершенно различныя вещи.

Мы не утверждаемъ, что мы — святые, безгрѣшные, что мы украшены разными нравственно-христіанскими добродѣтелями, а утверждаемъ только, что тотъ церковный путь, которымъ идетъ наша Церковь, есть правый путь.

Хвалить ту вѣру, которую мы исповѣдуемъ, хвалить ту Церковь, къ которой мы принадлежимъ, — это совсѣмъ не значитъ хвалить самихъ себя.

Себя мы сознаемъ немощными, грѣшными людьми. Скорбимъ о нашихъ грѣхахъ и порокахъ, которыхъ не лишены, конечно, и лица, исповѣдующія истинную вѣру и принадлежащія къ истинной Церкви. Мы нисколько не скрываемъ и не отрицаемъ того, что и среди насъ имѣли мѣсто и въ будущемъ могутъ имѣть мѣсто разнаго рода предосудительныя и отрицательныя явленія — тамъ, гдѣ забывается или попирается высокая идея, которой мы служимъ, и гдѣ выступаютъ на первый планъ личныя человѣческія страсти. Это вполнѣ естественно, ибо люди — всегда люди, и ничто «человѣческое» (въ смыслѣ наклонности ко грѣху) имъ не чуждо.

Но тѣмъ не менѣе, даже сознавая и признавая все это, мы никакъ не можемъ по ложному «смиренію», отказаться отъ исповѣданія истинъ своей вѣры и своего праваго церковнаго пути и признать законность и равноцѣнность отступленія отъ истинной вѣры и ложнаго церковнаго пути — пути заблужденія.

Не себя мы хвалимъ, а нашу святую вѣру — чистую непорочную Правосланную Вѣру — и тотъ прямой, безкомпромиссный путь, которымъ идетъ наша Церковь, ставяшая себѣ задачей — ничего не потерять изъ духовныхъ сокровищъ Апостольскаго и Святоотеческаго Православія и сохранить свою духовную свободу.

/с. 211/ Мы рѣшительно отметаемъ всякія новшества, реформаторства, обновленчества и живоцерковничества, въ какой бы малой дозѣ и скрытомъ видѣ они намъ ни преподносились. Мы не допускаемъ и мысли о возможности какого бы то ни было соглашательства, сговора или сотрудничества съ сомнительными, скрыто- или явно-антихристіанскими организаціями, а тѣмъ болѣе — съ сатанинскими богоборческими силами, овладѣвшими нашей Родиной и теперь пытяющимися овладѣть всѣмъ міромъ.

Не себя мы хвалимъ, а эту идею, во имя которой существуетъ наша Русская Зарубежная Церковь, поскольку эта идея всецѣло зиждется на Священномъ Писаніи и Священномъ Преданіи Вселенской Православной Церкви и поскольку она самымъ тѣснымъ образомъ связываегь нашу Русскую Зарубежную Церковь съ прежней Россійской Православной Церковью, дѣлая ее единственной законной преемницей послѣдней.

Этой идеей мы и «хвалимся» — хвалимся не по какому-либо личному тщеславію или самопревозношенію, — ибо не видимъ въ этой идеѣ своей заслуги, но только милость Божію, ограждающую нашу Церковь отъ всѣхъ современныхъ соблазновъ, — а для того лишь, чтобы и самимъ глубже осознать и другимъ лучше дать понять, какимъ сокровищемъ мы обладаемъ, какъ надо дорожить имъ и какъ надо стараться его не потерять.

Намъ дорогъ этотъ ясный, чистый, свѣтлый и прямой путь Русской Зарубежной Церкви. Имъ мы и хвалимся! Хвалимся, не самихъ себя превознося, а такъ, какъ учитъ христіанъ хвалиться Св. Апостолъ Павелъ, говоря:

«Хваляйся, о Господѣ да хвалится» (1 Коринѳ. I, 31).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 207-211.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.