Церковный календарь
Новости


2017-06-29 / russportal
"Страшный Судъ". Бесѣда святителя Іоанна (Максимовича), архіеп. Шанхайскаго (1996)
2017-06-29 / russportal
Слово въ день прославленія свт. Іоанна Шанхайскаго, произн. въ Вильмуассонѣ (1994)
2017-06-29 / russportal
Слово въ день прославленія свт. Іоанна Шанхайскаго, произн. въ Парижѣ (1994)
2017-06-29 / russportal
Торжество прославленія и краткое житіе святителя Іоанна Шанхайскаго (1994)
2017-06-28 / russportal
Манифестъ о милостяхъ по случаю бракосоч. Имп. Николая Александровича (1894)
2017-06-28 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Имп. Николая II съ Вел. Кн. Александрой Ѳеодоровной (1894)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 22-е (1908)
2017-06-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 21-е (1908)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 12-я (1943)
2017-06-27 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 11-я (1943)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Вел. Кн. Сергій Александровичъ (1908)
2017-06-27 / russportal
"Книга Русской Скорби". Выпускъ 1-й: Государь Имп. Александръ II (1908)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о введеніи всеобщей воинской повинности (1874)
2017-06-27 / russportal
Высочайшій Манифестъ о прекращеніи Восточной (Крымской) войны (1856)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. На слова: "вонми себѣ", 12 главъ (1895)
2017-06-27 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, 10 главъ (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Новый годъ.

Вотъ и еще одинъ годъ отошелъ въ вѣчность, и мы — на порогѣ Новаго 1957-го года. Что несетъ намъ съ собою этотъ Новый Годъ?

При наступленіи Новаго Года у насъ, русскихъ людей, издавна было принято поздравлять другъ друга словами: «Съ Новымъ Годомъ, съ Новымъ счастьемъ!»

Но заслуживаемъ ли мы этого «новаго счастья?»

Зададимъ себѣ этотъ вопросъ, въ частности, мы, православные русскіе люди, «въ изгнаніи и разсѣяніи сущіе»: заслуживаемъ ли мы великаго счастья увидѣть нашу несчастную Родину освобожденной отъ «горькаго мучительства безбожныя власти» и возрожденной къ новой жизни?

Велики сейчасъ надежды на это у многихъ, въ связи съ событіями послѣдняго времени, съ цѣлымъ рядомъ фактовъ, какъ-будто бы дающихъ нѣкоторыя основанія для такихъ радужныхъ надеждъ. А настроенные среди насъ мистически склонны даже видѣть благопріятный знакъ близъ грядущаго освобожденія и возрожденія Россіи въ томъ, что 1957-й годъ — сороковой годъ со времени водворенія у насъ безбожнаго большевизма. «Какъ ветхій Израиль, по правосудному приговору Божію, сорокъ лѣтъ странствовалъ по пустынѣ, прежде чѣмъ войти въ Обѣтованную Землю, такъ и мы, новый Израиль, по истеченіи сорока лѣтъ нашего странствованія заграницей, должны удостоиться возвращенія на освобожденную отъ большевизма Родину» — говорятъ они.

Не дано намъ, однако, знать времена или сроки, которые Отецъ нашъ Небесный положилъ въ Своей власти (Дѣян. I, 7), но одно для насъ должно быть совершенно ясно. Если мы желаемъ другъ другу на Новый Годъ «новаго счастья», то должны помнить и то, какъ совершенно справедливо гласитъ старая русская поговорка, что «каждый человѣкъ — самъ кузнецъ своего счастья». И, слѣдовательно, это «новое счастье зависитъ отъ насъ самихъ. Отъ насъ, православныхъ русскихъ людей, зависитъ и освобожденіе и возрожденіе къ новой жизни нашей несчастной изстрадавшейся Родины.

/с. 214/ Какъ, — спорятъ нѣкоторые, — а развъ не отъ воли Божіей?

Да! конечно, — отъ воли Божіей. Но посколько Господь надѣлилъ насъ еще при сотвореніи великимъ Богоподобнымъ даромъ свободной воли, сама воля Божія, въ Своихъ опредѣленіяхъ о человѣкѣ, всегда сообразуется съ тѣмъ направленіемъ, какое даемъ мы нашей свободной волѣ — добрымъ или злымъ, и, въ зависимости отъ этого, устраиваемъ нашу жизненную судьбу — награждаетъ насъ или караетъ, милуетъ или бичуетъ, посылаетъ радость или скорбь, живитъ или умерщвляетъ.

А потому будущее наше — «новое счастье» или, не дай Богъ, можетъ быть, и «новое горе», или «новыя бѣды», могущія постигнуть насъ въ наступающемъ Новомъ 1957-мъ году, зависятъ прежде всего отъ насъ самихъ — отъ того направленія, какое мы сами дадимъ нашей свободной волѣ.

И... — прежде всего — отъ самаго нашего отношенія къ наступленію Новаго Года.

Что такое «Новый Годъ» и что, собственно, онъ для насъ знаменуетъ?

Развѣ не то же ли самое будетъ въ немъ и впредь чередованіе дней и ночей, мѣсяцевъ и временъ года, какъ это было и прежде, до сихъ поръ?

«Что было, то и будетъ», — говоритъ премудрый Екклесіастъ» — «И что дѣлалось, то и будетъ дѣлаться, — И НѢТЪ НИЧЕГО НОВАГО ПОДЪ СОЛНЦЕМЪ... Видѣлъ я всѣ дѣла, какія дѣлаются подъ солнцемъ, и вотъ, все суета и томленіе духа» (I, 9-14).

И этотъ «Новый Годъ» будетъ для насъ такимъ же старымъ, какъ и всѣ прежде прожитые нами годы, если мы сами не захотимъ обновиться — стать въ этомъ 1957-мъ году новыми, по сравненію съ тѣмъ, какими мы были въ прошлые годы.

А для этого что нужно?

Нужно прежде всего ясно осознать, чтó означаетъ для насъ наступленіе «Новаго Года». Встрѣчая Новый Годъ, мы должны, первымъ долгомъ, подумать о томъ, что вотъ еще одинъ годъ нашей жизни канулъ въ вѣчность, еще на одинъ годъ сократилась наша жизнь, еще на одинъ годъ стали мы ближе къ могилѣ — къ общему для всѣхъ насъ, смертныхъ людей, неизбѣжному концу, и все ближе и ближе становится къ намъ тотъ часъ, ко/с. 215/гда мы должны будемъ, хотимъ того или не хотимъ, предстать передъ нелицепріятнымъ Судіею для того, чтобы дать отчетъ въ томъ, какъ провели мы всю эту быстротекушую земную жизнь.

Чѣмъ дальше живемъ мы, тѣмъ быстрѣе летитъ время, и мелькаетъ годъ за годомъ, пока не наступитъ, наконецъ, тотъ страшный послѣдній часъ бытія Вселенной, когда и самаго «времени больше не будетъ» (Апокал. X, 6). И всѣ мы постоянно должны готовить себя, какъ къ исходу изъ этой земной жизни, такъ и къ этому послѣднему страшному часу, согласно повелѣнію Господню:

«Будьте готовы, ибо въ который часъ не думаете, пріидетъ Сынъ Человѣческій» (Матѳ. XXIV, 44); «Итакъ, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, въ который пріидетъ Сынъ Человѣческій» (Матѳ. XXV, 13).

Вотъ съ такими именно мыслями и чувствами и должны мы, православные христіане, встрѣчать наступленіе Новаго Года.

Такъ ли его дѣйствительно встрѣчаютъ у насъ?

Собираемся ли всѣ мы въ полунощный часъ наступленія Новаго Года въ наши храмы или отдаемся ли, по крайней мѣрѣ, у себя дома (если нѣтъ возможности встрѣтить Новый Годъ въ храмѣ) горячей молитвѣ въ этотъ часъ о томъ, чтобы Господь простилъ намъ «безчисленная беззаконія и лукавая наша дѣянія, въ мимошедшемъ лѣтѣ злѣ нами содѣянная», чтобы «отвратилъ отъ насъ весь гнѣвъ Свой, праведно на ны, грѣхъ ради нашихъ движимый», чтобы «отогналъ отъ насъ вся душетлѣнныя страсти и растлѣнные обычаи» и «страхъ Свой Божественный всадилъ въ сердца наша ко исполненію заповѣдей Его», чтобы «обновилъ духъ правый во утробахъ нашихъ и укрѣпилъ насъ въ православной вѣрѣ» и «содѣлалъ способными къ добродѣланію и исполненію всѣхъ заповѣдей Его», чтобы «избавилъ Церковь Свою Святую, страждущее Отечество наше и всѣхъ насъ отъ всякія скорби, бѣды, гнѣва и нужды, и отъ всѣхъ враговъ нидимыхъ и невидимыхъ» и «оградилъ» бы насъ вообще отъ всякаго зла «Ангелъ Своихъ ополченіемъ», даровавъ намъ «лѣто благопріятное», «времена мирная» и «безгрѣшную жизнь» со «здравіемъ и довольствомъ?»

Съ такимъ ли молитвеннымъ обращеніемъ къ Богу, въ рукахъ Котораго наше будущее и наше «новое сча/с. 216/стье», съ такими ли мыслями и чувствами о внутреннемъ духовномъ обновленіи встрѣчаемъ мы наступленіе Новаго Года?

Пусть отвѣтитъ на это совѣсть каждаго изъ насъ.

Но одно лишь можно сказать навѣрное.

Не увеселеніями и банкетами, хотя бы и съ широковѣщательными и высокопатріотическими рѣчами, можемъ мы добиться «новаго счастья» въ наступающемъ Новомъ 1957-мъ году и привлечь милость Божію къ нашему страждущему Отечеству, но только слезной покаянной молитвой и всецѣлымъ устремленіемъ и обращеніемъ къ Богу. Не странно ли — забывать Бога, проводить свою жизнь, не считаясь съ Его святыми заповѣдями, пренебрегать молитвою, попирать уставы Святой Церкви, мыслить и жить по-язычески — и въ то же время питать необоснованныя надежды на какое-то лучшее будущее для себя и нашей Родины, которая именно и стала жертвою богоотступничества сбившихся съ праваго церковнаго пути несчастныхъ обезумѣвшихъ русскихъ людей?

Не развлекаться нужно намъ, если мы желаемъ себѣ «новаго счастья» и искренно скорбимъ о бѣдствіи, постигшемъ нашу Родину, жаждая ея спасенія, а «перестать», по словамъ нашего великаго праведника приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго, — «перестать быть рабами чрева, театра, картъ, цирка, рабами различнаго кутежа (банкетовъ), табачнаго зелья, рабами серебра и золота и затѣйливыхъ модъ» («Живой Колосъ» стр. 100).

Да звучатъ громко въ нашихъ ушахъ, побуждая насъ къ духовному обновленію въ наступающемъ 1957-мъ году, пламенные призывы того же нашего прославленнаго пастыря:

«Нужно нравственное очищеніе, всенародное глубокое покаяніе, перемѣна нравовъ языческихъ на христіанскіе... омоемся слезами покаянія, очистимся, примиримся съ Богомъ, и Онъ примирится съ нами!» (слово на 1 марта 1881 г.)

Въ добрый часъ! Съ Новымъ Годомъ, съ новымъ счастьемъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 213-216.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.