Церковный календарь
Новости


2017-10-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 14-я (1939)
2017-10-17 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 13-я (1939)
2017-10-17 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Введеніе (1991)
2017-10-17 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Предисловіе (1991)
2017-10-17 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе препп. Кукши и Пимена постника (1967)
2017-10-17 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобного Никона сухаго (1967)
2017-10-16 / russportal
И. С. Шмелевъ. «Лѣто Господне». Покровъ (1948)
2017-10-16 / russportal
И. С. Шмелевъ. «Лѣто Господне». Крестный ходъ. "Донская" (1948)
2017-10-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 12-я (1939)
2017-10-16 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 11-я (1939)
2017-10-16 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слава въ вышнихъ Богу!" (1975)
2017-10-16 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Правило вѣры" (1975)
2017-10-16 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Евстратія, постника и мученика (1967)
2017-10-16 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Посланіе преп. Поликарпа о Печерскихъ отцахъ (1967)
2017-10-16 / russportal
И. М. Андреевъ. Благодатна-ли совѣтская церковь? (1948)
2017-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 9-я (1961)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Въ преддверіи Великаго поста 1957 г.

Все премудро и равумно въ нашей Св. Церкви, матерински пекущейся о нашемъ спасеніи. А потому отъ насъ ничего болѣе не требуется, какъ только тщательно усваивать, впитывать въ себя все, чему учитъ и наставляетъ насъ Св. Церковь, и становиться церковными людьми, то-есть не формально лишь числиться, а дѣйствительно быть членами Церкви — жить жизнью Церкви.

Жизнь Церкви нагляднымъ и ощутительнымъ для всѣхъ образомъ проявляется прежде всего въ Богослуженіи — въ нашемъ исполненномъ глубочайшаго назиданія годовомъ кругѣ Богослуженія. Вотъ почему такъ необходимо стараться не пропускать ни одного Богослуженія, вникать въ Богослуженіе, сливать свою личную жизнь съ жизнью Церкви въ ея Богослуженіи. Такъ оно и было въ старину у насъ на Руси, когда нашъ народъ всѣ событія своей личной, семейной и общественной жизни тѣсно связывалъ съ церковными праздниками и постами и самое время опредѣлялъ по нимъ. «Это было на святкахъ», говоряли тогда; а «это случилось въ Великомъ Посту» и т. д.

Всѣ церковные праздники, дни памяти святыхъ и посты съ ихъ Богослужебными чинопослѣдованіями имѣютъ своей задачей духовно воспитывать наши души, преобразовывать насъ въ «новую тварь», годную для наслѣдованія предназначеннаго намъ Богомъ вѣчнаго блаженства. А это совершенно необходимо, ибо ничто скверное и нечистое не имѣетъ наслѣдія въ Царствіи Божіемъ и не можетъ войти въ него (Ефес. 5, 5 и Откр. 21, 27).

Но особенно важное значеніе въ этомъ отношеніи имѣетъ Великій Постъ, какъ время нарочито опредѣленное Св. Церковью для всеобщаго нашего нравственнаго очищенія и освященія, ради достойной подготовки къ празднованію величайшаго христіанскаго праздника Пасхи, когда мы «смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начала» и когда Св. Церковь какъ бы даетъ намъ вкусить предначатіе уготованнаго намъ райскаго блаженства.

/с. 218/ Еще задолго, исподволь и заблаговременно начинаетъ Св. Церковь подготовлять насъ къ подвигу Великаго Поста, дабы мы вступили въ него съ полнымъ сознаніемъ того, что отъ насъ требуется, и тѣмъ благотворнѣе проводили его.

Великій Постъ имѣетъ какъ бы свое преддверіе, состоящее изъ четырехъ предшествующихъ ему воскресныхъ дней, каждый съ своимъ глубоко назидательнымъ содержаніемъ.

Милостью Божіею и въ этомъ году мы вновь поставлены въ преддверіи Великаго Поста. Какая глубокая премудрость сокрыта въ этомъ «преддверіи», въ этихъ такъ называемыхъ «приготовительныхъ недѣляхъ» къ Великому Посту!

Вотъ первая изъ нихъ — недѣля Мытаря и Фарисея. До самыхъ глубинъ пронизываетъ грѣшную душу умилительный призывъ къ покаянію въ столь трогательномъ пѣснопѣніи: «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче...», которое повторяется затѣмъ на всѣхъ воскресныхъ утреняхъ въ теченіе всего Великаго Поста. Церковь зоветъ насъ къ покаянію и при этомъ въ образной притчѣ о мытарѣ и фарисеѣ живо напоминаетъ, что истинному покаянію болѣе всего препятствуетъ «фарисеево высокоглаголаніе» — гордость и превозношеніе, самодовольство и самолюбованіе, самохвальство и самоублаженіе, невидѣніе, незамѣчаніе своихъ грѣховъ и легкое нахожденіе ихъ у другихъ людей, съ безжалостнымъ осужденіемъ и уничиженіемъ ихъ.

Къ сожалѣнію, современное ходячее понятіе о «фарисействѣ» слишкомъ съужено и упрощено, почему многіе современные христіане далеки отъ мысли признать себя «фарисеями». Принято считать, что «фарисей» это тотъ, кто любитъ молиться на показъ и притворяется передъ людьми благочестивымъ, не будучи таковымъ на самомъ дѣлѣ. Но, въ дѣйствительности, понятіе «фарисейства» гораздо шире: «фарисей» это тотъ, кто увѣренъ въ своей добродѣтели, кто высоко цѣнитъ свои труды и заслуги, кто не находитъ нужнымъ каяться и исправлять свою жизнь, кто охотно судитъ и уничижаетъ другихъ, считая себя выше и лучше ихъ. «Фарисейство», по ученію Св. Отцевъ, — самый тонкій и опасный недугъ, которымъ, въ большей или меньшей степени, заражены всѣ люди, поскольку они грѣшатъ, а каяться не хотятъ, и даже не видятъ своихъ грѣховъ, не сознавая для себя нужды въ покаяніи.

/с. 219/ Въ своемъ Богослуженіи на недѣлю Мытаря и Фарисея св. Церковь убѣждаетъ насъ «отринуть высокохвальную гордыню, лютое возношеніе и мерзкое надменіе фарисея» и «поревновать мытареву смиренію», «смирить себя воздыханіями», «Богу бесѣдующе теплыми слезами», «духъ сокрушенный Богу приносяще» и, вопія въ сердечномъ сокрушеніи о своихъ грѣхахъ, подобно мытарю: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному!»

О, какъ далекъ современный человѣкъ, воспитанный въ духѣ идей «гуманизма» отъ «мытарева смиренія»! какъ трудно ему, упоенному гордыней отъ своихъ «достиженій», сознать себя грѣшникомъ, нуждающимся въ помилованіи!

Вѣдь вся современная «культура» заквашена на гордынѣ, и ей чуждо даже самое понятіе грѣха. Не потому ли основой человѣческой жизни стало «самолюбіе», и нерѣдко даже изъ устъ людей, считающихъ себя христіанами, можно слышать слова: «я горжусь»...

Но Евангеліе Христово учитъ иначе: «всякъ возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется» (Лук. 18, 14). И какъ часто видимъ мы исполненіе этихъ словъ уже въ этой земной жизни. Но что будетъ съ гордецами, нежелающими смиряться, въ жизни будущей — страшно сказать! Участь ихъ — съ сатаною и бѣсами злыми, въ гордынѣ своей возставшими противъ своего Творца-Бога.

Какъ утѣшительна для насъ притча о Блудномъ Сынѣ, выражающая собою назиданіе второй «приготовительной недѣли» къ Великому Посту! Богъ — нашъ любящій Отецъ, и сколь бы ни были велики наши грѣхи, мы никогда не должны отчаяваться въ своемъ спасеніи: лишь бы не утратили мы способности къ покаянію. А если мы искренно каемся, признавая себя блудными сынами, ушедшими изъ отеческаго дома, «на страну далече», то Щедрый и Милостивый Господь, Который «всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ познаніе истины пріити», радостно приметъ насъ въ Свои отеческія объятія.

Но и тутъ опять требуется отъ насъ, чтобы мы сломили свою гордыню и сознали бы, что мы — не болѣе, какъ «блудные сыны» ничего добраго не имѣющіе, расточившіе все свое духовное богатство съ блудницами; чтобы мы ни на что не притязали, а смиренно исповѣдали: «Отче, согрѣшихъ на небо, и предъ Тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ Твой: сотвори мя, яко единаго отъ наемникъ Твоихъ» (Лук. 15, 18-19). И тогда Господь, /с. 220/ Которому всего любезнѣе добродѣтель смиренія, все намъ проститъ, все потерянное нами возвратитъ и устроитъ въ честь нашу радостный пиръ духовный, ибо «великая радость бываетъ на небеси о единомъ грѣшницѣ кающемся», большая, нежели о девятидесятихъ и девяти праведникахъ, не требующихъ покаянія (Лук. 15, 7).

Какая умилительная это картина всепрощенія Божія! И какъ неправы тѣ неразумные люди, которые дерзаютъ обвинять Бога въ жестокости за наказаніе грѣшниковъ временными и вѣчными муками. Не Богъ насъ наказываетъ, а сами мы себя наказываемъ, безумно отвергая любовь Божію и всепрощеніе черезъ наше упорство во грѣхѣ, черезъ наше нежеланіе каяться. Не потому ли жизнь современныхъ людей, отступившихъ отъ Бога, отвергающихъ Бога, все болѣе и болѣе уже здѣсь на землѣ начинаетъ походить на адъ кромѣшній, чуждый подлинныхъ свѣтлыхъ радостей и исполненный мукъ и страданій, душевныхъ и тѣлесныхъ?

Тутъ мы подходимъ къ потрясающему душу назиданію, которое предлагаетъ намъ третья «приготовительная недѣля» къ Великому Посту — Недѣля Мясопустная, когда по уставу Церкви, бываетъ «мяса отпустъ», то-есть прекращеніе яденія мяса. Св. Церковь, въ Евангельскомъ чтеніи, а также въ живыхъ и образныхъ пѣснопѣніяхъ, напоминаетъ въ эту недѣлю то, что ожидаетъ всѣхъ упорныхъ нераскаянныхъ грѣшниковъ — Страшный Судъ, когда «возгласятъ трубы, и истощатся гробы, и воскреснетъ все человѣческое естество трепещущее», когда «книги разгнутся и явлена будутъ дѣянія человѣковъ предъ нестерпимымъ судилищемъ», когда «ничтоже можетъ помощи намъ, Богу сущу судіи, ни тщаніе, ни козни, ни слава, ни дружба», но «дѣла наша осудятъ насъ».

Черезъ все Священное Писаніе красной нитію проходитъ мысль о воздаяніи въ будущей жизни, ожидающемъ, какъ праведниковъ, такъ и грѣшниковъ. «Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по дѣломъ его», говоритъ Господь (Апок. 22, 12). Вотъ почему неправы тѣ современные умники, даже изъ числа будто бы вѣрующихъ, которые, вопреки ясному ученію Слова Божія, не любятъ думать и говорить о кончинѣ міра, о Второмъ Пришествіи Христовомъ и о Страшномъ Судѣ, относя все это въ какое-то неопредѣленное, безконечно-далекое будущее. Для нихъ этотъ день и часъ, о которомъ они не помышляли и къ которому они не хотѣли готовиться, будетъ особенно страшнымъ, ибо онъ застигнетъ ихъ врасплохъ, какъ и предрекаетъ о семъ /с. 221/ Слово Божіе, уподобляя его сѣти, которая внезапно найдетъ на всѣхъ живущихъ по всему лицу земли (Лук. 21, 35).

Не такъ учитъ Св. Церковь. Она внушаетъ намъ постоянно помышлять объ этомъ «страшномъ днѣ судномъ» и «трепетать» его: «Помышляю день страшный, и плачуся дѣяній моихъ лукавыхъ: како отвѣщаю безсмертному Царю? коимъ же дерзновеніемъ воззрю на Судію блудный азъ? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!»

«Поминай послѣдняя твоя, и во вѣки не согрѣшиши», училъ еще въ Ветхомъ Завѣтѣ премудрый Сирахъ (7, 39). Эти слова его часто любятъ повторять, приводя въ своихъ писаніяхъ, Святые Отцы-подвижники, считавшіе память о смерти, судѣ и воздаяніи необходимымъ основаніемъ подлинной духовной жизни христіанина.

Какъ далеко отъ всего этого умонастроеніе современныхъ христіанъ, которые не только гонятъ отъ себя мысль о томъ, чего «никто не избѣжитъ», но и въ самые дни и часы Богослуженій, напоминающихъ объ этомъ, устраиваютъ развлеченія и увеселенія — всякія скоморошества и «балы-маскарады», давно осужденные Св. Церковью, по своему неприличію для званія христіанъ!

И, наконецъ, послѣднее воскресеніе передъ Великимъ Постомъ — Недѣля Сыропустная, когда вспоминается самое печальное событіе въ жизни человѣчества — то именно, что послужило причиною всѣхъ золъ и бѣдствій для человѣка, — грѣхопаденіе первыхъ людей и изгнаніе ихъ изъ рая. «Плачъ Адама» — такъ лучше всего охарактеризовать умилительное Богослуженіе этого дня.

«Милостиве, помилуй мя, падшаго!» — учитъ насъ взывать въ этотъ день къ Богу Св. Церковь, напоминая намъ, что мы — потомки падшаго Адама, и всѣ, безъ всякаго исключенія, унаслѣдовали его поврежденную грѣхомъ природу, влекущую насъ ко грѣху и нуждающуюся въ покаяніи. Слѣдовательно, неправильно думать, будто грѣхъ есть что-то естественное и законное, съ чѣмъ не слѣдуетъ бороться. Грѣхъ есть болѣзнь души, причиняющая ей тяжкія скорби и страданія; грѣхъ есть корень всѣхъ золъ и бѣдствій въ мірѣ. А Великій Постъ установленный Св. Церковью, есть поприще борьбы съ грѣхомъ, курсъ спасительнаго лѣченія для нашихъ душъ, измученныхъ, истерзанныхъ язвами грѣха.

А такъ какъ прародители наши пали черезъ невоздер/с. 222/жаніе и непослушаніе Богу, то главное, въ чемъ состоитъ подвигъ Великаго Поста это — воздержаніе и послушаніе. Мы воздерживаемся отъ всего того, что питаетъ и укрѣпляетъ въ насъ грѣховныя страсти: отъ вкушенія тучной пищи, отъ многояденія и многопитія и отъ всякаго удовлетворенія своимъ страстямъ и похотямъ, стараясь тщательнѣе, чѣмъ обычно, исполнять всѣ заповѣди Божіи и всѣ уставы Св. Церкви.

Кто отвергаетъ постъ, не желая и не признавая нужнымъ для себя поститься, тотъ отвергаетъ свое собственное спасеніе. Такой напоминаетъ собою больного смертельной болѣзнью, не желающаго лѣчиться. Но больной тѣломъ, пренебрегающій лѣченіемъ, умираетъ лишь временной, тѣлесной смертью, — а нежелающаго каяться и поститься грѣшника ожидаетъ вѣчная, духовная смерть.

Молясь, постясь и каясь въ своихъ грѣхахъ Великимъ Постомъ, мы просимъ Бога о прощеніи нашихъ грѣховъ. Это прощеніе подается намъ при условіи, что и мы простимъ грѣхи нашихъ ближиихъ противъ насъ, ибо «судъ безъ милости» ожидаетъ «не сотворшаго милости» (Іак. 2, 13), по естественному закону Высшей Божественной Правды, о чемъ свидѣтельствуетъ и самая совѣсть наша.

«Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ» — слышимъ мы въ этотъ день слова Самого Господа въ евангельскомъ чтеніи за литургіей: «отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. Аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ» (Матѳ. 6, 14-15). Вотъ потому-то издревле и установлено Св. Церковью въ этотъ день, послѣ вечерни, при самомъ вступленіи въ Великій Постъ, испрашивать другъ у друга прощенія, чтобы чистымъ, облегченнымъ сердцемъ и умиротворенною душою проходить поприще покаянія.

Впитаемъ же въ себя, братіе, эти спасительныя наставленія Св. Церкви: отринемъ фарисейскую гордыню, стяжемъ мытарево смиреніе, сознаемъ себя блудными сынами, будемъ трепетать ожидающаго насъ Страшнаго Суда и горько оплакивая свои грѣховныя паденія, подобно прародителю Адаму, начнемъ предлежащій намъ подвигъ покаянія, примирившись со всѣми, кого мы обидѣли или кто насъ обидѣлъ, — «да сподобимся вси видѣти всечестную страсть Христа Бога, и святую Пасху, духовно радуюшеся». Поступая такъ изъ года въ годъ мы несомнѣмно удостоимся праздновать и вѣчную нетлѣнную Пасху «въ невечернѣмъ дни Царствія Христова».

† Епископъ Аверкій.       

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 217-222.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.