Церковный календарь
Новости


2017-07-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово при открытіи общества "Правосл. Дѣло" (1994)
2017-07-24 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматика о. Архимандрита Іустина (Поповича) (1964)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (48-е), увѣщаніе къ мученичеству (1879)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (47-е), противъ еретиковъ (1879)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 28-е (1882)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 27-е (1882)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Фіалки (1921)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Скворцы (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Барышня-крестьянка (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Станціонный смотритель (1921)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 5-я (1903)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 4-я (1903)
2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Василиса Прекрасная (1921)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Морозко (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

На рѣкахъ Вавилонскихъ (1957 г.)

Многіе любятъ это глубоко-трогательное пѣснопѣніе — псаломъ 136-ой, который воспѣваетъ наша Церковь въ теченіе трехъ предшествующихъ Великому Посту воскресныхъ дней, непосредственно вслѣдъ за обычными поліелейными псалмами.

Да и какъ не любить его?

Сколько невыразимо-скорбной тоски, сколько необычайной силы и глубины чувства сокрыто въ этомъ печально-величественномъ гимнѣ іудеевъ, за грѣхи свои потерявшихъ свое возлюбленное отечество — свѣтлый Сіонъ — и отведенныхъ въ мрачный плѣнъ вавилонскій!

«На рѣкахъ Вавилонскихъ тамо сѣдохомъ и плакахомъ, внегда помянути намъ Сіона... На вербіихъ посредѣ его обѣсихомъ органы наша... Яко тамо вопросиша ны плѣншіи насъ о словесѣхъ пѣсней, и ведшія насъ о пѣніи: воспойте намъ отъ пѣсней Сіонскихъ!.. Како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей? — Аще забуду тебе, Іерусалиме, забвена буди десница моя!» (Псал. 136, 1-5).

Какое поученіе, какой назидательный смыслъ для насъ, однако, въ этомъ пѣснопѣніи, и почему поется оно передъ наступленіемъ Великаго Поста?

Скорбный гимнъ этотъ, какъ и всѣ поучительные прообразы Ветхаго Завѣта, имѣетъ въ христіанствѣ весьма важное общечеловѣческое значеніе, но для насъ, православныхъ русскихъ людей, подобно ветхозавѣтнымъ іудеямъ, лишившихся своего отечества, онъ особенно близокъ и не можетъ не затрагивать самыхъ чувствительныхъ и сокровенныхъ струнъ нашего сердца.

Какъ это несомнѣнно явствуетъ изъ всей многовѣковой исторіи нашего народа, мы, православные русскіе люди, представляемъ собою въ Новомъ Завѣтѣ или, по крайней мѣрѣ, до сего времени представляли, новый избранный народъ Божій — «Новый Израиль». Объ этомъ краснорѣчиво свидѣтельствуютъ безчисленныя сокровищницы Божественной благодати, которыми такъ обильно была надѣлена русская земля, въ видѣ множества чудотворныхъ иконъ и св. мощей прославленныхъ /с. 224/ угодниковъ Божіихъ, постоянно источавшихъ дивныя знаменія и чудеса. Это же утверждали и многіе духоносные мужи, которыхъ воздвигала благодать Божія изъ среды нашего народа. И чудесный Промыселъ Божій надъ русскимъ народомъ столь во многомъ напоминаетъ намъ тѣ ветхозавѣтныя времена, когда Господь Вседержитель «рукою крѣпкою и мышцею высокою» Самъ направлялъ судьбы Своего избраннаго народа.

Это, — слѣдовательно, не пустая похвальба. Это — великая милость Божія къ намъ, которой мы — увы! — не цѣнили, какъ должно, а въ послѣднее время и совсѣмъ перестали цѣнить.

Послѣдствія нашего неразумія — налицо!

«Господь ввѣрилъ намъ, русскимъ, великій спасительный талантъ Православной Вѣры», — такъ говорилъ объ этомъ нашемъ призваніи приснопамятный праведникъ нашъ, великій молитвенникъ и чудотворецъ о. Іоаннъ Кронштадтскій. Вѣдь въ теченіе всей второй половины новозавѣтнаго періода, въ которомъ мы нынѣ живемъ, русскій народъ былъ такимъ же вѣрнымъ хранителемъ и твердымъ оплотомъ единой истинной вѣры въ Бога, какимъ въ ветхозавѣтный періодъ былъ народъ іудейскій — Ветхій Израиль. И не удивительно поэтому, что въ судьбахъ того и другого — такъ много общаго.

Намъ ввѣренъ былъ Богомъ «великій спасительный талантъ Православной Вѣры» безъ сомнѣнія не для того, чтобы мы зарывали его въ землю или безумно расточали, оскверняя святость и чистоту его неподобными дѣлами. Назначеніе наше было въ томъ, чтобы, черезъ ревностное пріумноженіе этого великаго таланта, стать свѣтильниками для всего міра, не вѣдущаго Христа, или, въ ослѣпленіи своемъ, отъ Христа и подлинной вѣры въ Него отступившаго.

Но, увы! Позавидовалъ намъ врагъ вселукавый и прельстилъ насъ, какъ нѣкогда Адама и Еву, прельщеніемъ пагубнымъ. Въ ложномъ освѣщеніи представилъ онъ всѣ милости Божіи къ намъ — всѣ тѣ безчисленныя сокровища благодати Божіей, которыми мы обладали. Тѣсно и скучно показалось намъ въ Дому Пресвятой Богородицы, какъ издревле именовалась наша Родина — Святая Русь. Потянуло насъ, какъ евангельскаго «блуднаго сына», «на страну далече»: прельстились мы мишурнымъ блескомъ и обманчивыми благами глубоко чуждой /с. 225/ намъ и ничего не дающей, ни уму ни сердцу, западной лже-культурой, бездушной и безбожной, человѣка въ его безумной гордынѣ на мѣсто Бога поставившей.

И такъ какъ, «познавши Бога», мы «не прославили Его, какъ Бога, и не возблагодарили, но осуетились въ умствованіяхъ своихъ, и омрачились несмысленныя сердца наша; называя себя мудрыми, мы обезумѣли, то и предалъ насъ Богъ постыднымъ страстямъ и превратному уму дѣлать непотребства... Такъ что исполнены мы всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбія, злобы, зависти, убійства, распрей, обмана, злонравія, злорѣчивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобрѣтательны на зло, непослушны родителямъ, безразсудны, вѣроломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Римл. I, 21-31).

Неправда ли, какъ всѣ эти черты, которыми св. Апостолъ Павелъ охарактеризовалъ языческій міръ, отступившій отъ истиннаго Бога, подходятъ и къ намъ, православнымъ русскимъ людямъ, не устоявшимъ на высотѣ своего призванія?

Какая живая тутъ нарисована картина всего того, что творилось у насъ въ послѣднее время передъ революціей и что именно привело нашу Родину къ страшной, потрясающей кровавой катастрофѣ!

И вотъ, вслѣдствіе всего этого, сидимъ мы нынѣ въ изгнаніи, «на рѣкахъ Вавилонскихъ», а братія наши, оставшіеся дома, на родной землѣ, страждутъ подъ страшнымъ гнетомъ рабства, не лучшимъ Вавилонскаго плѣненія. И всѣ вмѣстѣ мы горько воздыхаемъ о своемъ прежнемъ, по безразсудству нашему утраченномъ отечествѣ.

«Аще забуду тебе, Іерусалиме, забвена буди десница моя!..»

Гдѣ ты теперь, нѣкогда Святая Русь? Гдѣ нашъ пресвѣтлый Домъ Пресвятыя Богородицы? И можно твердо и увѣренно сказать: тотъ уже не русскій человѣкъ, у кого трогательное пѣснопѣніе: «На рѣкахъ Вавилонскихъ» не вызываетъ подобныхъ мыслей и чувствъ, у кого слезы не подступаютъ къ горлу, когда онъ его слышитъ...

Такъ оно намъ близко и такъ отвѣчаетъ теперешнему нашему положенію!

Но при всемъ томъ, не забываемъ мы, однако, и /с. 226/  общечеловѣческаго, общехристіанскаго значенія этого пѣснопѣнія. И не только не забываемъ, а подъ впечатлѣніемъ бѣдствія, постигшаго нашу родину, даже еще сильнѣе его переживаемъ.

Эта наша русская скорбь, какъ и скорбь ветхаго Израиля, есть только образъ, земное отображеніе великой скорби всего человѣческаго рода, отлученнаго за грѣхи свои отъ своего небеснаго отечества — отъ той вѣчной славы Божіей, отъ того райскаго блаженства, къ которому мы отъ сотворенія предназначены. Всѣ мы, грѣшники, поскольку мы коснѣемъ въ своей нераскаянности и упорно продолжаемъ жить во грѣхѣ противленія Богу и Его святымъ заповѣдямъ, находимся въ мрачномъ томительномъ плѣну у мучащаго насъ врага Божія и врага человѣческаго спасенія — діавола, на мысленныхъ «рѣкахъ Вавилонскихъ», далеко отъ своего вожделѣннаго отечества — уготованнаго намъ Богомъ вѣчнаго блаженства. Всѣ мы — «странники и пришельцы на земли сей» скорбимъ и тяжко страдаемъ въ этой земной «юдоли печали и слезъ». И сознательно или безсознательно всѣ мы воздыхаемъ о нашемъ небесномъ отечествѣ, и ничто на этой грѣшной землѣ не можетъ дать намъ полнаго удовлетворенія, ибо здѣсь не бываетъ ни одной «житейской сладости», которая была бы «печали непричастна»

Такъ это и должно быть, ибо, по слову Апостола, «наше житіе на небесѣхъ есть, отонудуже и Спасителя ждемъ Господа нашего Іисуса Христа» (Фил. 3, 20).

Не напрасно, не безъ особой цѣли приводитъ намъ на память въ эти дни Св. Церковь Страшный Судъ. Какъ бы ни отгоняли отъ себя современные «христіане» непріятную для нихъ мысль о кончинѣ міра, Второмъ Пришествіи Христовомъ и Страшномъ Судѣ, все сіе неизбѣжно должно совершиться. И услышатъ тогда всѣ невѣры, всѣ упорные нераскаянные грѣшники, всѣ слишкомъ «умные» и «передъ собою разумные» (Ис. 5, 21) страшный приговоръ нелицепріятнаго Судіи: «идите отъ Мене, проклятіи, во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его» (Матѳ. 25, 41).

«И идутъ сіи въ муку вѣчную» (Матѳ. 25, 46), Все это напоминаетъ намъ, сынамъ и дщерямъ падшаго Адама, Св. Церковь передъ наступленіемъ Великаго Поста для того, чтобы мы осознали бѣдственность своего /с. 227/ изгнанническаго положенія, въ отлученш отъ Бога, въ плѣну у діавола, на мысленныхъ «рѣкахъ Вавилонскихъ», и всей душой возжелали избавленія и возвращенія въ «домъ отчій»: чтобы мы, подобно евангельскому блудному сыну, твердо рѣшили покаяться и начать совершенно новую, иную жизнь, по сравненію съ той, какую вели до сихъ поръ, и какая привела нашу Родину — Святую Русь — къ страшному паденію.

Мы должны ясно сознать всѣ наши грѣхи, какъ личные, такъ и общественные: все то, чѣмъ мы грѣшили и продолжаемъ грѣшить предъ Богомъ, Его святымъ закономъ и спасительными уставами Матери нашей Св. Церкви. Не оправдывать себя и не говорить что такъ, молъ, «всѣ» живутъ вокругъ насъ, и что такъ-де жили отцы и дѣды наши «еще въ царской Россіи», а честно осудить себя за всѣ грѣхи свои и беззаконія. И прежде всего — осудить себя за то постыдное равнодушіе къ невыносимо-тяжкимъ, кровавымъ страданіямъ нашихъ братій на Родинѣ, которое такъ ярко проявляется въ устройствѣ шумныхъ увеселеній и развлеченій въ нашемъ бѣженскомъ разсѣяніи. Это — подлинный «пиръ во время чумы», свидѣтельствующій о нашемъ «окамененномъ нечувствіи».

«Како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей?» — вотъ какими чувствами должно характеризоваться наше настроеніе въ бѣженствѣ, если мы на самомъ дѣлѣ, а не на словахъ только, любимъ нашу Родину и скорбимъ объ ея утратѣ. И не повторять заграницей всего того, что привело нашу Родину къ гибели!

Мы должны рѣшиться начать жить такъ, какъ повелѣваетъ званіе и достоинство православнаго христіанина: не такъ, какъ жили тѣ неразумные русскіе люди, которые навлекли праведный гнѣвъ Божій на нашу Родину, а такъ, какъ жили тѣ наши благочестивые предки, для которыхъ христіанскій идеалъ СВЯТОСТИ былъ высшимъ идеаломъ жизни, вслѣдствіе чего Родина наша получила возвышенное наименованіе СВЯТОЙ РУСИ.

Только тогда можемъ мы надѣяться, что Господь вернетъ намъ и наше земное отечество — возстановитъ нашу Святую Русь, а безъ этого — безплодны, безсмыслены, безцѣльны всѣ наши политическія организаціи, объединенія, соглашенія, программы, собранія и т. п. и т. п.

/с. 228/ «Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіи» (Пс. 126, 1).

Въ истинѣ этого изреченія, казалось бы, давно мы должны были бы убѣдиться! Объ этомъ такъ краснорѣчиво свидѣтельствуетъ и вся наша многовѣковая исторія и многія рухнувшія надежды послѣднихъ лѣтъ изгнанія.

Но что, собственно, мѣшаетъ намъ покаяться?

Гордыня наша. Она и есть злѣйшій врагъ нашъ, исконный врагъ всего человѣчества, увлеченнаго ею на путь погибели, въ мрачный плѣнъ Вавилонскій — въ рабство діаволу.

Сломимъ же гордыню нашу, примиримся съ Богомъ, Котораго мы прогнѣвали, примиримся съ ближними нашими, которыхъ мы онеправдовали, простимъ все, отъ сердца другъ другу, и покаемся. Вотъ опять широко раскрываются предъ нами «двери покаянія». Войдемъ же ими, пока не затворилъ ихъ Господь, «яко недостойнымъ намъ!»

Наступаетъ Великій Постъ, братіе. «Се, нынѣ время благопріятное, се, нынѣ день спасенія» (2 Кор. 6, 2)!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 223-228.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.