Церковный календарь
Новости


2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 23-я (1904)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 22-я (1904)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 21-я (1904)
2017-12-15 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ. Протоколъ №2 (2/15 августа 1938 г.)
2017-12-15 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ. Протоколъ №1 (1/14 августа 1938 г.)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Хранимъ ли мы завѣты св. кн. Владиміра?

Въ нынѣшній высокоторжественный день всенароднаго праздника нашего — день памяти Просвѣтителя Руси Святаго Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра — благовременно каждому изъ насъ задать себѣ вопросъ: хранимъ ли мы священные завѣты нашего Просвѣтителя?

Отвѣтъ на этотъ вопросъ чрезвычайко важенъ. Сдѣланный добросовѣстно онъ явится одновременно отвѣтомъ и на мучащій всѣхъ насъ вопросъ: почему, сорокъ лѣтъ уже, такъ страждетъ наша несчастная Родина, обливаясь слезами и кровью, подъ игомъ лютаго безбожія, и отчего до сихъ поръ не видно еще никакого просвѣта, никакихъ признаковъ приближающейся свободы?

Впрочемъ, всѣ ли русскіе люди въ наше время знаютъ эти завѣты — завѣты, оставленные намъ, сынамъ и дщерямъ православнаго русскаго народа, нашимъ Просвѣтителемъ, нашимъ Духовнымъ Вождемъ и Отцомъ Святымъ Княземъ Владиміромъ?

А знать ихъ надо! Они достаточно ясно выражены въ замѣчательной молитвѣ, которую произнесъ объятый священнымъ восторгомъ Святой Князь въ торжественный моментъ крещенія русскаго народа. Молитву эту, сохраненную для насъ преп. Несторомъ, Лѣтописцемъ Печерскимъ, каждому русскому человѣку слѣдовало бы знать наизусть.

Вотъ она:

«Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сія, и даждь имъ увѣдѣти Тебе, истиннаго Бога, якоже увѣдѣша страны хрестьянскія, и утверди въ нихъ вѣру праву и несовратну, и мнѣ помози, Господи, на супротивнаго врага, да надѣяся на Тя и на Твою державу, побѣжю козни его».

Краткая, но и всеобъемлющая по своему внутреннему содержанію, молитва эта заключаетъ въ себѣ всю программу истинно-христіанской жизни. Въ словахъ этой вдохновенной молитвы излилась вся душа, уже возрожденнаго банею пакибытія князя-христіанина, глубоко /с. 246/ переживавшаго всѣмъ существомъ своимъ дивное зрѣлище обновляемаго благодатью св. крещенія всего своего народа. А такъ какъ словами ея Св. Князь молился о своемъ народѣ и о себѣ, какъ о духовномъ вождѣ его, то изъ словъ этой молитвы мы можемъ ясно видѣть, чего именно желалъ Св. Равноапостольный Князь новокрещеному русскому народу, то-есть, иными словами: молитва эта заключаетъ въ себѣ завѣты св. кн. Владиміра русскому народу.

Какіе же это завѣты?

«...И даждь имъ, Господи, увѣдѣти Тебе, Истиннаго Бога...» — вотъ въ какихъ словахъ выраженъ первый священный завѣтъ нашего Просвѣтителя.

Это — завѣтъ Боговѣдѣнія, завѣтъ познанія Бога въ Его отношеніи къ міру и человѣку, — Бога, какъ нашего Творца, Промыслителя, Спасителя, Искупителя, Освятителя и Мздовоздаятеля. На такомъ познаніи Бога и основывается вся истинно-христіанская жизнь: вѣра въ Бога, надежда на Бога, любовь къ Богу и къ ближнимъ, ради Бога. Такое познаніе Бога ведетъ къ конечной цѣли христіанства — Богообщенію, черезъ молитву и таинства церковныя.

«...И утверди въ нихъ вѣру праву и несовратну...» — вотъ второй завѣтъ — завѣтъ нерушимаго храненія правой, то-есть, православной вѣры и твердаго, непоколебимаго стоянія въ ней, несмотря ни на какія соблазны и испытанія, вплоть до готовности жизнь свою отдать за нее.

Третій завѣтъ говоритъ о необходимости неустанной борьбы съ «супротивнымъ врагомъ», вплоть до окончательной побѣды надъ нимъ, при помощи Божіей: «...помози, Господи, на супротивнаго врага, да надѣяся на Тя и на Твою державу, побѣжду козни его».

Кто этотъ «супротивный врагъ»?

Это — врагъ Божій и «врагъ человѣческаго спасенія діаволъ и всякаго рода зло, отъ него происходящее. Своими собственными слабыми человѣческими силами побѣдить діавола, побѣдить зло, отъ него происходящее, мы не можемъ, а потому и говоритъ св. Владиміръ: «...надѣяся на Тя и на Твою державу»...

Это — завѣтъ неустанной, никогда не прекращаю/с. 247/щейся борьбы со зломъ, гнѣздящимся прежде всего въ душѣ самого человѣка — съ своими грѣховными страстями и похотями, — а затѣмъ и со зломъ въ окружающей жизни. Истинный христіанинъ непримиримъ къ діавольскому злу. Всю жизнь свою онъ долженъ бороться съ нимъ, почему и именуется «воиномъ Христовымъ». Ни на одинъ мигъ не смѣетъ онъ складывать своего оружія, но всю надежду на побѣду въ этой борьбѣ долженъ возлагать единственно на благодать Божію: всякая самоувѣренность, всякое «самонадѣяніе» въ этой «брани» всегда посрамляется и карается пораженіемъ нашимъ и торжествомъ врага.

Нужно ли говорить, какъ хорошо помнилъ и исполнялъ русскій народъ, въ лицѣ своихъ многочисленныхъ лучшихъ представителей, эти священные завѣты на протяженіи всей своей прежней, почти тысячелѣтней исторіи! Иначе не прославляли бы мы память — «Всѣхъ Святыхъ, въ Землѣ Россійстѣй просіявшихъ», и Родина наша не именовалась бы «Святою Русью».

А если и нарушалъ иной разъ русскій человѣкъ эти завѣты, то и каялся въ этомъ и какъ каялся! Знаемъ мы много примѣровъ такого искренняго покаянія, и единичнаго и всенароднаго. А за искреннее покаяніе все прощается. Падшій, по немощи, черезъ покаяніе вновь возстаетъ и снова идетъ впередъ, продолжая свою непримиримую борьбу съ «супротивнымъ врагомъ».

Какъ обстоитъ у насъ дѣло теперь?

Знаемъ ли мы всѣ эти священные завѣты нашего Просвѣтителя? помнимъ ли о нихъ всегда? исполняемъ ли ихъ?

Помнимъ ли всѣ мы, современные русскіе люди, о Богѣ и о Его святомъ законѣ? Вѣруемъ ли мы въ Бога, надѣемся ли на Бога, любимъ ли Бога и ближнихъ нашихъ во имя Божіе? Любимымъ чтеніемъ нашихъ благочестивыхъ предковъ, пока не внѣдрилась къ намъ отрава западнаго вольнодумства и безбожія, были книги, дающія намъ познанія о Богѣ и о жизни въ Богѣ: Слово Божіе и, въ особенности, Псалтирь и Евангеліе, Житія Святыхъ Угодниковъ Божіихъ, глубоко назидательныя творенія Святыхъ Отцевъ и великихъ наставниковъ подвижнической жизни.

Что у насъ читаютъ теперь? какими книгами увлекаются?

/с. 248/ Предки наши ничего не жалѣли для сооруженія великолѣпныхъ храмовъ, укращая ихъ серебромъ и золотомъ и драгоцѣнными камнями; любили продолжительныя уставныя Богослуженія, принимая въ нихъ дѣятельное участіе чтеніемъ и пѣніемъ; дома держали святыя иконы, возжигая передъ ними лампады и воскуряя ѳиміамъ, совершали утромъ и вечеромъ молитвенное правило, а нерѣдко и цѣлое Богослуженіе, обращая свои жилища въ подлинныя «домашнія церкви»; строго соблюдали всѣ посты, всѣ церковные уставы, благочестивые обычаи и традиціи; — самый укладъ жизни въ семейныхъ домахъ во многомъ напоминалъ монастырскій.

Таково ли и теперь отношеніе современныхъ русскихъ людей къ храмамъ и къ совершаемымъ въ нихъ Богослуженіямъ? Является ли и для всѣхъ насъ храмъ Божій такой великой святыней, ради которой мы не остановимся ни передъ какими жертвами? Любимъ ли всѣ мы строго-уставныя Богослуженія, стараемся ли не пропустить никогда, безъ уважительной причины, ни одного изъ нихъ, хотя бы въ дни воскресные и великіе праздники? Молимся ли мы со всѣмъ усердіемъ каждое утро и каждый вечеръ передъ святыми иконами дома? Боимся ли нарушать посты и прочія церковныя установленія?

Въ прежнія времена даже грамотѣ малыя дѣти обучались по Богослужебнымъ книгамъ — Часослову и Псалтири.

Какъ теперь наши дѣти обучаются грамотѣ?

Знакомы ли современные русскія дѣти съ нашимъ священнымъ церковно-славянскимъ языкомъ, умѣютъ ли вообще читать по-церковно-славянски? Воспитываются ли они въ духѣ церковности, любви къ Церкви, послушаніи къ ней и ея уставамъ? Не грѣшатъ ли часто современные родители чрезмѣрной заботой о тѣлѣ своихъ дѣтей, объ ихъ земномъ благополучіи, безъ всякаго, попеченія объ ихъ душѣ, съ раннихъ лѣтъ пріучая ихъ нисколько не считаться съ Церковью и ея уставами? Видятъ ли наши дѣти въ своихъ собственныхъ родителяхъ добрый примѣръ религіозно-нравственной жизни?

Прекрасно усвоили себѣ наши благочестивые предки спасительную мысль о временности и бренности всего земного и о необходимости подготовить себя къ достойной христіанина смерти — къ переходу въ жизнь вѣчную и доброму отвѣту на Страшномъ Судищи Христовомъ.

/с. 249/ Такъ ли настроены и современные русскіе люди? Не грѣшатъ ли они, наоборотъ, чрезмѣрной привязанностью къ земнымъ благамъ, удовольствіямъ и наслажденіямъ; съ полнымъ забвеніемъ о вѣчности? О чемъ другомъ, какъ не объ этомъ губительномъ для душъ забвеніи свидѣтельствуютъ всѣ эти безчисленныя «вечера», съ безстыдными, безнравственными танцами, увеселеніями и развлеченіями, которыя устраиваются притомъ въ часы церковныхъ богослуженій и наканунѣ праздниковъ? Вѣдь это прямой и дерзкій вызовъ Самому Богу, надругательство надъ Его святыми праздниками, въ чемъ многіе — увы! — уже не отдаютъ себѣ отчета. А вмѣненіе почти ни во что святости семейнаго союза, постоянные разводы, легкомысленныя внѣбрачныя связи и сожительства! Все это поистинѣ стало «болѣзнью вѣка», съ которой весьма трудно бороться: такъ глубоко проникла зараза, отравившая духовный организмъ многихъ.

Посмотримъ, какъ обстоитъ дѣло съ вторымъ завѣтомъ — о непоколебимой вѣрности и преданности нашему Святому Православію?

Въ нашемъ прошломъ для русскаго человѣка дороже всего на свѣтѣ была чистота его православнаго исповѣданія, за которую онъ жизнь свою готовъ былъ отдать. Понятія «православный» и «русскій» въ его представленіи были какъ бы синонимами, понятіями однозначущими, неотдѣлимыми одно отъ другого. Православіе всегда было душой русскаго народа. Именно Св. Православію обязанъ русскій народъ всѣмъ, что есть у него дѣйствительно великаго, прекраснаго, возвышеннаго и святого. Ни одна изъ настойчивыхъ попытокъ римскихъ папъ подчинить себѣ русскій народъ не могла поэтому увѣнчаться успѣхомъ. Не возникало на русской почвѣ никакихъ сектъ до тѣхъ поръ, пока не поддался русскій человѣкъ тлетворнымъ вліяніямъ Запада. Лишь эти зловредныя вліянія отравили и растлили душу русскаго человѣка сначала расшатывающими идеями либерализма и раціонализма, а затѣмъ убійственнымъ ядомъ матеріализма, соціализма и коммунизма.

Что же мы видимъ теперь? Цѣнимъ ли мы свое Православіе превыше всего на свѣтѣ, сознаемъ ли мы все его безмѣрное превосходство надъ всѣми другими «вѣрами» и «исповѣданіями»? Воспитываемъ ли мы во всецѣлой преданности Св. Православію нашихъ дѣтей? По/с. 250/сылаемъ ли ихъ въ наши церковно-приходскія школы гдѣ преподается православный Законъ Божій?

Увы! многіе у насъ запутались въ сѣтяхъ такъ называемаго «экуменизма» и модныхъ идей равноправія и даже равноцѣнности всѣхъ «вѣроисповѣданій». Иные попались на удочку всякаго рода безчисленныхъ сектантовъ, начиная съ баптистовъ и адвентистовъ и кончая такими, у которыхъ вообще ничего, кромѣ названія, христіанскаго нѣтъ. А нѣкоторые погрязли въ бредняхъ теософіи, оккультизма, спиритизма и т. п. «суррогатовъ» религіи и разныхъ тайныхъ организацій.

Вотъ потому-то весьма трудно для современнаго русскаго человѣка исполненіе и третьяго завѣта св. кн. Владиміра — о непримиримой борьбѣ съ діавольскимъ зломъ. Гдѣ ужъ тутъ бороться со зломъ, когда вообще не ясно, гдѣ добро, а гдѣ зло? когда поистинѣ самъ діаволъ, черезъ своихъ служителей, сумѣлъ напустить на многихъ русскихъ людей такой туманъ, что спуталъ всѣ ихъ понятія, и настолько затмилъ въ ихъ сердцахъ истину Св. Православія, что они нерѣдко готовы считать равноцѣнными съ вѣрою ихъ предковъ всякую сумасбродную и изувѣрную секту, всякій фантастическій, иногда даже недоброкачественный вымыселъ?

Не о всѣхъ, конечно, мы говоримъ это, но, къ сожалѣнію, все же о многихъ. Еслибы не было такихъ много, то не было бы въ нашей церковной жизни столькихъ нестроеній, раздоровъ, броженій, смутъ и даже расколовъ. Откуда бы явилось тогда «живоцерковство», «обновленчество» и разныя «юрисдикціи»?

Иные воодушевляются идеей борьбы со зломъ, вступая въ разныя «политическія партіи». Но учатъ ли эти «партіи» борьбѣ со зломъ въ своей собственной душѣ, съ чего только и можно начинать эту борьбу, дабы она была плодотворной? Учатъ ли они призывать помощь Божію, безъ которой эта борьба не можетъ увѣнчаться побѣдой? Всѣ эти «партіи» берутся «спасти Россію» отъ поработившаго ее діавольскаго зла, но предлагаютъ для этого всѣ средства, кромѣ самаго главнаго и единственно вѣрнаго — всенароднаго покаянія и возвращенія къ вѣрѣ нашихъ предковъ — чистому и безкомпромиссному Православію. И всѣ наивно увѣрены, что имъ удастся побѣдить большевизмъ на русской землѣ, не побѣждая и не искореняя его въ собственныхъ /с. 251/ душахъ, ибо, что такое «большевизмъ», въ существѣ своемъ, какъ не отрицаніе духовнаго міра, духовной жизни — жизнь только плотская, угожденіе чреву и страстямъ своимъ, откуда, естественнымъ образомъ уже, пораждается противленіе Богу и Его Святой Церкви?

Къ несчастью нашему, многимъ все еще неясно, что большевизмъ это — діавольское зло, и что побѣдить его можно только силою Божіею. Не боится діаволъ ни громкихъ лозунговъ, ни политическихъ программъ, ни атомной бомбы. Боится онъ только Честнаго и Животворящаго Креста Господня: «трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу его».

Могутъ ли побѣдить большевизмъ тѣ люди, которые на словахъ борются съ большевиками, а на дѣлѣ — сами настроены такъ же, позволяя себѣ легкомысленное отношеніе къ Святой нашей Вѣрѣ, глумленіе надъ Св. Церковью, Ея священными канонами и установленіями?

Послѣ столькихъ горькихъ и безплодныхъ опытовъ борьбы съ большевизмомъ, пора бы уже осознать, что побѣдить зло большевизма смогутъ лишь тѣ люди, которые до конца изживутъ большевизмъ въ своей собственной душѣ, и матеріалистической идеологіи этого сатанинскаго ученія противопоставятъ православно-христіанскую идеологію, со всѣмъ тѣмъ, къ чему это обязываетъ, то-есть давая всѣмъ живой примѣръ христіанскаго подвига въ своей личной жизни.

Безъ этого — надо это, наконецъ признать! — безцѣльны, безсмысленны, суетны всѣ громкіе лозунги, всѣ политическія программы и вся внѣшняя борьба, направленная на сверженіе безбожной совѣтской власти въ Россіи.

«Безъ Бога — ни до порога!» — такъ выразительно гласила основательно забытая теперь многими старая русская пословица.

Итакъ: хранимъ ли мы священные завѣты нашего Просвѣтителя, нашего Духовнаго Вождя и Отца Святаго Равноапостольнаго Князя Владиміра?

Пусть отвѣтитъ на это совѣсть каждаго изъ насъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 245-251.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.