Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Высокопреосвященный Іосифъ, Митрополитъ Скоплянскій.
(Къ его кончинѣ въ Югославіи).

Сербскія эмигрантскія газеты принесли намъ извѣстіе о томъ, что въ первыхъ числахъ іюля с. г. въ Югославіи скончался Высокопреосвященный Іосифъ, Митрополитъ Скоплянскій, находившійся въ теченіи ряда лѣтъ, послѣ второй міровой войны, вдали отъ оффиціальной церковной жизни, въ монастырскомъ заточеніи.

Мы не можемъ обойти молчаніемъ кончины столь близкаго намъ по духу іерарха -исповѣдника братской намъ Сербской Православной Церкви, оказавшагося способнымъ на рѣдкій въ наши дни подвигъ — іерарха, рѣшившагося предпочесть изгнанническую смерть въ заточеніи славѣ и почестямъ высшаго служенія въ церкви.

Родомъ Ужичанинъ (изъ Ужицы въ Старой Сербіи), Митрополитъ Іосифъ (Цвіовичъ), по окончаніи Богословіи (такъ называются въ Сербіи Духовныя Семинаріи) св. Саввы сталъ приходскимъ священникомъ, и въ качествѣ таковаго ярко проявилъ уже тогда основныя качества своего характера — необыкновенную живость, бодрость духа, неутомимость, готовность къ полному самоотверженію. Истинный сынъ своего народа онъ сталъ подлинно народнымъ пастыремъ, глубоко чувствовавшимъ и переживавшимъ всѣ нужды своей паствы. Овдовѣвъ, онъ поступилъ въ Кіевскую Духовную Академію и закончилъ ее съ успѣхомъ, прекрасно усвоивъ русскій языкъ, которымъ владѣлъ соворшенно свободно. Принявъ иноческій постригъ, онъ продолжалъ свое служеніе на духовно-педагогическомъ поприщѣ, въ качествѣ профессора Богословіи св. Саввы, воспитанникомъ которой самъ былъ. Переживъ столь трагичные для сербскаго народа ужасы первой міровой войны, онъ въ годы эмиграціи руководилъ Богословіей, открытой имъ въ Англіи, а затѣмъ, по окончаніи войны, возвратившись на родину, снова вернулся на прежнюю должность въ Богословіи св. Саввы. Здѣсь застало его избраніе на каѳедру Епископа Битольскаго въ Южной Сербіи (Македоніи). Благодаря его стараніямъ, на большую духовную высоту было поднято воспитаніе и образованіе въ Битольской Богословіи, въ которую имъ были привлечены и русскіе пре/с. 253/подаватели и, среди нихъ, іеромонахъ Іоаннъ (Максимовичъ), впослѣдствіи Епископъ Шанхайскій, а нынѣ Архіепископъ Брюссельскій и Западно-Европейскій.

Болѣе 30-ти карпаторусскихъ юношей получили законченное богословское образованіе въ этой Богословіи и, возвратившись на родину, приняли священство, пополнивъ собою ряды стараго карпаторусскаго духовенства, не имѣвшаго, по большей части, никакого образованія, кромѣ начальнаго. Духовнымъ наставникомъ и воспитателемъ этихъ юношей въ Семинаріи былъ какъ разъ Іеромонахъ Іоаннъ (Максимовичъ), воспитывавшій ихъ въ строго-православномъ и національномъ русскомъ духѣ, о которомъ они постоянно потомъ сохраняли благодарное воспоминаніе.

Въ санѣ Епископа Битольскаго Преосвященнымъ Іосифомъ было совершено дѣло величайшей важности — благоустроеніе возстановленной Православной Епархіи Мукачевско-Прящевской на Карпатской Руси, куда онъ былъ временно отправленъ Священнымъ Сѵнодомъ Сербской Православной Церкви въ качествѣ администратора. Епархія эта возникла въ результатѣ стихійнаго движенія въ такъ называемой прежде «Угорской Руси», присоединенной послѣ первой міровой войны, на правахъ самой широкой автономіи, къ Чехословацкой Республикѣ съ оффиціальнымъ названіемъ «Подкарпатской Руси». Этимъ стихійнымъ движеніемъ было полное высокаго духовнаго порыва массовое возвращеніе насильственно обращенной въ унію части русскаго народа, обитавшей на южныхъ склонахъ Карпатъ, въ свою прежнюю отеческую православную вѣру. Благодаря добрымъ дипломатическимъ отношеніямъ между Югославіей и Чехословакіей, Сѵноду Сербской Православной Церкви удалось взять это движеніе подъ свое покровительство и образовать тамъ цѣлую епархію подъ своей юрисдикціей, каковая епархія получила наименованіе Мукачевско-Пряшевской. Отправленный Сербскимъ Сѵнодомъ въ концѣ 1930 г. на Карпатскую Русь Епископъ Іосифъ, съ необыкновенной энергіей и большой пастырской мудростью, въ теченіе лишь одного года, провелъ все многотрудное дѣло организаціи этой епархіи, образовавъ въ ней около 120 приходовъ, признанныхъ, въ качествѣ таковыхъ, чехословацкими государственными властями, и учредивъ постоянно дѣйствовавшее Епархіальное Управленіе съ необходимымъ штатомъ служащихъ, которое регулярно получало отъ чехословацкаго правительства необходимыя денежныя суммы («субвенціи») на административныя нужды и на постройку новыхъ храмовъ.

/с. 254/ Пробывъ на Карпатской Руси всего лишь около года, Епископъ Іосифъ успѣлъ посѣтить всѣ эти 120 приходовъ и во всѣхъ совершить торжественныя архіерейскія Богослуженія. Всюду его радостно встрѣчалъ народъ, выходя навстрѣчу, нерѣдко многотысячными крестными ходами. Часто бывало, что вечерня служилась имъ въ одномъ селѣ, утреня и литургія на другой день — уже въ другомъ ближайшемъ селѣ, а затѣмъ снова вечерня — въ третьемъ селѣ. Предприняты имъ были и замѣчательныя поѣздки на такъ наз. «Верховину» — въ села Тютковцы и Прислопъ на самомъ «водораздѣлѣ», гдѣ проходила чехословацко-польская граница и гдѣ вершины Карпатъ отдѣляли Карпатскую Русь отъ Галиціи. Туда невозможно было добраться не только на автомобилѣ, но и на крестьянской телѣгѣ. Привели коней, и Преосвященный Іосифъ мужественно возсѣвъ на нихъ, вмѣстѣ со своими спутниками — архимандритомъ и іеродіакономъ — продѣлалъ цѣлыхъ семь километровъ такой «верховой ѣзды» по крутымъ и обрывистымъ горнымъ тропинкамъ, чтобы доставить великую духовную радость вѣрующимъ крестьянамъ, еще никогда не видавшимъ у себя Епископа. Въ обоихъ «селахъ были заложены, а потомъ освящены скромные деревянные храмы.

Весьма строгъ и требователенъ, но и предѣльно справедливъ былъ Владыка Іосифъ въ отношеніи къ священнослужителямъ, стоявшимъ во-главѣ этого стихійнаго православнаго движенія, поощряя однихъ и наказывая другихъ, оказавшихся недостойными. Главной заботой его было — увѣнчать всѣ эти свои многообразные труды поставленіемъ достойнѣйшаго архипастыря, который смогъ бы плодотворно продолжать начатое имъ дѣло. И выборъ его остановился, дѣйствительно, на достойнѣйшемъ кандидатѣ — Протосингелѣ (впослѣдствіи Архимандритѣ) Іустинѣ (Поповичѣ), строгомъ ученомъ монахѣ подвижнической жизни, также прекрасно владѣвшемъ русскимъ языкомъ и большомъ руссофилѣ. Къ общей скорби вѣрующихъ карпатороссовъ, о. Іустинъ, пробывъ на Подкарпатской Руси нѣкоторое время, отказался отъ епископства и возвратился въ Югославію, гдѣ сталъ профессоромъ Богословскаго факультета.

Послѣ избранія Скоплянскаго Митрополита Варнавы (Росича) Патріархомъ Сербскимъ, Преосвященный Іосифъ удостаивается избранія Митрополитомъ Скоплянскимъ и на этой важной исторической каѳедрѣ развиваетъ столь же неутомимую архипастырскую церковно-просвѣтительную дѣятельность.

Но подлиннымъ исповѣдническимъ подвигомъ являются /с. 255/ послѣдніе годы архипастырскаго служенія митрополита Іосифа. Изгнанный изъ Скопле, во время второй міровой войны, болгарами, занявшими этотъ городъ, онъ и по окончаніи ея не смогъ вернуться на свою каѳедру и остался въ Бѣлградѣ, гдѣ на него, какъ на старѣйшаго, оставшагося въ живыхъ іерарха былъ возложенъ тяжкій крестъ возглавленія Сербской Православной Церкви до возвращенія на родину находившагося заграницей Патріарха Гавріила. Мужественно и неустрашимо держалъ себя въ отношеніи новой коммунистической власти Іосифа Броза-Тито не шедшій ни на какіе компромиссы съ богоборцами Митрополитъ Іосифъ. Бѣжавшіе изъ Югославіи сербы передавали намъ слѣдующій фактъ изъ этого періода его дѣятельности, ярко обрисовывающій его съ этой стороны. Шедшая однажды по улицамъ Бѣлграда антирелигіозная манифестація направилась къ зданію Патріархіи, гдѣ жилъ Митрополитъ Іосифъ, и остановившись передъ окнами начала кричать: «Долой Іосифа! долой Іосифа!» Нисколько не потерявшій присутствія духа Митрополитъ вышелъ на балконъ и зычнымъ своимъ голосомъ, какимъ онъ обычно проповѣдывалъ передъ многотысячными толпами вѣрующихъ, воскликнулъ, какъ бы недоумѣвая, о комъ идетъ рѣчь: «Долой Іосифа? — Какого Іосифа: Броза или Сталина?»

По возвращеніи Патріарха Гавріила, Митрополитъ Іосифъ естественно сталъ его ближайшимъ сотрудникомъ по управленію Сербской Православной Церковью. Съ необыкновенною твердостью и непоколебимостью и, вмѣстѣ съ тѣмъ, съ большимъ искусствомъ отстаивалъ онъ права и свободу Сербской Православной Церкви отъ порабощенія ея богоборческой коммунистической властью. Послѣ смерти Патріарха Гавріила всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Церкви было ясно, что естественнымъ и дѣйствительно достойнѣйшимъ преемникомъ его долженъ стать Митрополитъ Іосифъ. Но, конечно, боровшаяся съ Церковью безбожная власть не могла допустить избранія Митрополита Іосифа въ Сербскіе Патріархи. И вотъ передъ самыми выборами онъ подвергается аресту и высылается изъ Бѣлграда.

Очень мало что извѣстно намъ о дальнѣйшихъ, послѣднихъ годахъ жизни этого мужественнаго сербскаго іерарха. Извѣстно только, что онъ тяжко болѣлъ, не имѣя возможностй лѣчиться, и постепенно угасъ въ своемъ изгнанническомъ заточеніи.

Покойный іерархъ — высокій примѣръ для всѣхъ современныхъ іерарховъ Православной Церкви, примѣръ непоколебимаго стоянія за истину, что и является самымъ главнымъ для слу/с. 256/жителя Церкви, которая есть столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15). Онъ — образецъ той твердости духа, которой — увы! — такъ многимъ не достаетъ въ наше лукавое время всяческихъ компромиссовъ и соглашательствъ съ діавольской ложью. По образному выраженію эмигрантской сербской газеты «Искра», помѣстившей прочувствованный некрологъ о немъ, Митрополитъ Іосифъ «не былъ тѣстомъ, которое даетъ себя мѣсить по волѣ другихъ», а «еще менѣе онъ былъ человѣкомъ, который даетъ себя соблазнить почестями и притворно-ласковымъ отношеніемъ со стороны власти, ставящей себѣ цѣлью уничтожить Церковь». Сану Патріарха, угодливо служащаго безбожникамъ и богоборцамъ, онъ предпочелъ смерть въ изгнаніи, лишь бы сохранить чистой свою совѣсть. Да будетъ вѣчной память объ этомъ великомъ и мужественномъ исповѣдникѣ вѣры не только въ родномъ ему сербскомъ народѣ, но и среди всѣхъ вѣрныхъ чадъ Православной Церкви, ненавидящихъ всякую ложь и богопротивное лукавство, столь нынѣ многими похваляемое, и стремящихся остаться вѣрными Христовой Истинѣ до смерти!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 252-256.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.