Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Въ чемъ значеніе Русской Зарубежной Церкви?

Великое значеніе Русской Зарубежной Церкви заключается въ томъ, что она, въ настоящее время, является единственной свободно-дѣйствующей, ни отъ какихъ безбожныхъ и антихристіанскихъ силъ независящей, неоспоримо-законной Православной Русской Церковью.

Каждому благонамѣренно-настроенному православному русскому человѣку это ясно. Сомнѣваться въ этомъ могутъ лишь тѣ, кто поддались лживой пропагандѣ враговъ нашей Вѣры и Родины.

Русская Зарубежная церковь духовно окормляетъ и объединяетъ многія сотни тысячъ православныхъ русскихъ людей, «въ изгнаніи и разсѣяніи сущихъ», помогая имъ сохранить во всей чистотѣ свою отеческую православную вѣру и свое историческое національное русское лицо. Всему остальному человѣчеству она являетъ подлинныя духовныя сокровища Св. Православія, и самимъ фактомъ своего существованія краснорѣчивѣе всякихъ словъ свидѣтельствуетъ о непріятіи русскимъ народомъ того сатанинскаго зла, которое насильственно поработило нашу Родину, а нынѣ стремится овладѣть всѣмъ міромъ.

Отсюда само собой понятно, кому такъ непріятно существованіе Русской Зарубежной Церкви и кто хотѣлъ бы ее уничтожить.

Непріятно существованіе Русской Зарубежной Церкви всѣмъ явнымъ и тайнымъ врагамъ Св. Православной Вѣры и всѣмъ ненавистникамъ высокой идеи Святой Руси, носительницей коей была наша Родина.

Непріятно оно всѣмъ тѣмъ, кто въ теченіе долгихъ лѣтъ вели преступную работу для того, чтобы ввергнуть нашу Родину во всѣ ужасы кроваваго безбожія.

Непріятно оно неистовымъ богоборцамъ, сорокъ лѣтъ уже терзающимъ нашу Родину и старающимся вытравить все святое изъ души русскаго человѣка.

Непріятно оно всѣмъ единомышленникамъ и попутчикамъ лютыхъ безбожниковъ и палачей русскаго народа, которые стремятся обезличить русскую эмиграцію и принудить русскихъ людей заграницей — или слиться /с. 258/ съ окружаюшей ихъ иновѣрной средой или, примирившись съ богоборческой совѣтской властью, «вернуться на родину».

Умѣло используя ложь и клевету, эти люди, вдохновляемые врагомъ человѣческаго спасенія — діаволомъ, разрушили нашу Родину, какъ ненавистный ему оплотъ Св. Православной Вѣры, а теперь, употребляя то же оружіе, хотятъ разрушить Русскую Зарубежную Церковь. Только Русская Зарубежная Церковь рѣшительно стоитъ имъ на пути, препятствуя осуществленію ихъ адскихъ плановъ порабощенія грядущему Антихристу всего человѣчества. Поэтому они и ведутъ съ ней такую упорную борьбу, какъ совнѣ, такъ и изнутри, стараясь возбуждать въ ней раздоры, смуты и нестроенія. И настолько успѣли въ этой своей подрывной «работѣ», что произвели въ ней губительные расколы, заставивъ отпасть отъ нея Американскую Митрополію, возглавляемую нынѣ Митрополитомъ Леонтіемъ и Западно-Европейскій Экзархатъ, возглавляемый Митрополитомъ Владиміромъ.

Этихъ расколовъ въ началѣ не было. Да ихъ и не должно бы было быть, ибо существованіе Русской Зарубежной Церкви, какъ единаго цѣльнаго церковнаго организма въ русскомъ разсѣяніи, въ современныхъ условіяхъ, и естественно и законно.

Въ этомъ убѣждаетъ насъ самая исторія возникновенія Русской Зарубежной Церкви. Вотъ какова она!

Послѣ захвата власти въ Россіи въ 1917 г. лютыми гонителями Вѣры и Церкви — «большевиками», самоотверженно настроенное офицерство русское и молодежь начали героическую борьбу съ ними «за Русь Святую», вылившуюся въ такъ наз. «Бѣлое Движеніе», Благодаря образовавшемуся военному фронту, цѣлый рядъ епархій былъ отрѣзанъ отъ Высшаго Церковнаго управленія въ Москвѣ. Да и само это Управленіе съ Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ во-главѣ, оказалось въ порабощеніи у безбожной власти и лишено было свободнаго голоса. Въ основѣ каноническаго церковнаго управленія лежитъ принципъ соборности: Церковью управляетъ Соборъ Епископовъ — ни одна епархія не можетъ существовать сама по себѣ. (См. 34 пр. Св. Апостоловъ). Въ силу этого на Югѣ Россіи и образовалось особое церковное управленіе. 6 мая 1919 г. /с. 259/ въ г. Ставрополѣ Кавказскомъ состоялся Южно-Русскій Церковный Соборъ, на которомъ было создано временное Высшее Церковное Управленіе на Юго-Востокѣ Россіи. Оно было признано Святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ.

Понимая всю необходимость существованія такого свободнаго Управленія въ свободной части Русской Церкви, на основахъ канонической соборности, самъ Святѣйшій Патріархъ Тихонъ издалъ постановленіе за № 362 отъ 7/20 ноября 1920 г., въ которомъ говорилось:

«Въ случаѣ, если епархія окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ или само Высшее Церковное Управленіе во-главѣ съ Святѣйшимъ Патріархомъ почему-либо прекратитъ свою дѣятельность, Епархіальный Архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ Архіереями сосѣднихъ Епархій на предметъ организаціи высшей инстанціи церковной власти. Въ случаѣ невозможности этого, Епархіальный Архіерей принимаетъ на себя всю полноту власти».

На основаніи этого строго-каноническаго постановленія и должна существовать заграницей Единая Соборная Русская Зарубежная Церковь, — до тѣхъ поръ, пока не будетъ въ Россіи избрано законнымъ путемъ Высшее Церковное Управленіе, свободное отъ всякихъ давленій враговъ нашей вѣры и церкви.

Намъ иногда возражаютъ, что такое церковное управленіе заграницей нельзя обосновать канонами.

Это — неправда!

Мы имѣемъ 39-е правило Шестого Вселенского Собора, которое говоритъ объ Архіепископѣ Кипрскомъ Іоаннѣ, переседившемся «по причинѣ варварскихъ нашествій купно со своимъ народомъ» въ Геллеспонтскую область, которая входила въ юрисдикцію Канстантинопольскаго Патріарха. Согласно этому правилу, Архіепископъ Кипрскій сохранилъ всѣ свои прежнія права по управленію паствою, покинувшей вмѣстѣ съ нимъ островъ Кипръ.

Почему же наши русскіе архипастыри и пастыри, покинувшіе въ несравненно большемъ числѣ порабощенную богоборцами Россію, не могутъ сохранить своихъ каноническихъ правъ по управленію и духовному окормленію своей многотысячной паствы, разсѣявшейся /с. 260/ по всѣмъ странамъ міра и подвергающейся столь многообразнымъ испытаніямъ и опасностямъ?

Положительно смотрѣли на такое церковное управленіе заграницей и Святѣйшій Патріархъ Тихонъ, издавшій вышеуказанное постановленіе, и его преемники, поскольку они еще могли свободно выражать свою волю.

Руководствуясь этимъ мудрымъ постановленіемъ, Высшее Церковное Управленіе продолжало свою дѣятельность, перейдя, послѣ потери Сѣвернаго Кавказа, сначала въ Симферополь, а затѣмъ, послѣ эвакуаціи арміи генерала Врангеля изъ Крыма заграницу, — въ Константинополь. На пребываніе его тамъ было дано оффиціальное согласіе Константинопольской Патріархіей особымъ актомъ отъ 29 декабря 1920 г.

Вскорѣ, по приглашенію Сербскаго Патріарха Димитрія, Высшее Церковное Управленіе переѣхало въ королевство С.ХС. (Югославію) и обосновалось въ Сремскихъ Карловцахъ. Никто не оспаривалъ его законности, и вокругъ него объединилось 34 русскихъ Архіерея, находившихся за предѣлами плѣненной большевиками Россіи.

Всѣ принимали участіе въ созванномъ имъ 8/20 ноября 1921 г. въ Сремскихъ-Карловцахъ Русскомъ Всезаграничномъ Церковномъ Соборѣ, на которомъ предсѣдательствовалъ старѣйшій изъ русскихъ іерарховъ заграницей Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Антоній, бывшій на Всероссійскомъ Церковномъ Соборѣ 1917 г. въ Москвѣ первымъ кандидатомъ въ Патріархи. Самое дѣятельное участіе принимали въ этомъ Соборѣ и отколовшіеся отъ Русской Зарубежной Церкви впослѣдствіи Митрополиты Платонъ и Евлогій.

Когда изъ Москвы былъ полученъ указъ Патріаршей Канцеляріи отъ 22 апрѣля / 5 мая 1922 г., кстати сказать подписанный даже не самимъ Патріархомъ, а нѣкимъ «Архіепископомъ Ѳаддеемъ», коимъ Высшее Русское Церковное Управленіе заграницей, за его «политическія выступленія» объявлялось упраздненнымъ, всѣмъ было ясно, что этотъ указъ издань не свободно, а по требованію безбожниковъ-большевиковъ и подъ ихъ давленіемъ. Даже Митрополитъ Евлогій тогда такъ думалъ и предлагалъ этому «указу» не подчиняться. Въ своемъ письмѣ отъ 3/16 іюля 1922 г. Митрополиту Антонію онъ прямо говоритъ, что «документъ этотъ имѣетъ харак/с. 261/теръ политическій, а не церковный», а потому за нимъ онъ «не признаетъ никакой обязательной силы».

Не странно ли послѣ этого, что враги Русской Зарубежной Церкви до сихъ поръ упорно продолжаютъ ссылаться на этотъ документъ, которымъ безбожные большевики пытались ликвидировать нашу Зарубежную Церковь?!

Въ отвѣтъ на этотъ указъ, Архіерейскій Соборъ 31-го августа 1922 г. постановилъ: «Высшее Церковное Управленіе упразднить. На основаніи же постановленія Патріарха и органовъ церковнаго управленія при немъ отъ 7/20 ноября 1920 г. за №362 — образовать временный Священный Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви заграницей». Предсѣдателемъ Сѵнода естественно сталъ старѣйшій изъ заграничныхъ іерарховъ Митрополитъ Антоній, а послѣ его кончины въ 1936 г. — митрополитъ Анастасій.

Никто противъ учрежденія Сѵнода не возражалъ, и Русская Зарубежная Церковь сохраняла свое единство до 1926 г., когда отъ нея откололись: Митрополитъ Платонъ, управлявшій Сѣверо-Американской Епархіей, и митрополитъ Евлогій, стоявшій во-главѣ Западно-Европейской Епархіи.

Митрополитъ Платонъ, поддерживаемый нецерковными, чуждыми истиннаго Православія и идеи Святой Руси элементами въ Сѣв. Америкѣ, началъ стремиться къ полной самостоятельности — къ автокефаліи. Эта мысль объ автокефаліи пропагандируется здѣсь и до сихъ поръ. Но о какой автокефаліи можетъ тутъ идти рѣчь, когда православной Американской Церкви вообще не существуетъ, а имѣются лишь отдѣльныя національныя церкви — Русская, Греческая, Сирійская, Сербская, Румынская и др., которыя зависятъ каждая отъ своего духовнаго центра и не обнаруживаютъ никакого стремленія слиться, въ одну Американскую Церковь?

Одновременно, ища для себя точки опоры, послѣ отрыва отъ Русской Зарубежной Церкви, Митрополитъ Платонъ поддерживалъ сношенія съ Митрополитомъ Сергіемъ въ Москвѣ, пока тотъ не объявилъ его церковной организаціи «раскольническимъ обществомъ» и не запретилъ въ священнослуженіи съ преданіемъ суду.

Митрополитъ Евлогій откололся отъ Русской За/с. 262/рубежной Церкви во имя «вѣрности Матери Русской Церкви» и вошелъ въ подчиненіе Митрополиту Сергію въ Москвѣ, издавшему въ 1927 г. «декларацію» о признаніи безбожной совѣтской власти законной «властью отъ Бога». По требованію послѣдняго, онъ, вмѣстѣ со всѣмъ своимъ духовенствомъ, далъ подписку «въ лойяльности» къ совѣтской власти. Тѣмъ не менѣе, когда онъ, не угодивъ большевикамъ, указомъ Митрополита Сергія 30 іюня 1930 г. былъ отрѣшенъ отъ должности, а 24-го декабря 1930 г. даже запрещенъ въ священнослуженіи, онъ «Матери-Церкви» не подчинился, а перешелъ въ юрисдикцію Константинопольскаго Патріарха.

Такимъ образомъ, оба этихъ іерарха-раскольника, порвавшихъ съ Русской Зарубежной Церковью, оказались подъ запрещеніемъ той церковной власти, которую они противопоставляли, послѣ учиненнаго ими раскола, нашему Архіерейскому Сѵноду, и которую считали «единственно-законной».

Въ 1935 г. большой другъ Православной и Національной Россіи Святѣйшій Патріархъ Сербскій Варнава сдѣлалъ попытку возстановить единство Русской Зарубежной Церкви. Съ этой цѣлью онъ пригласилъ въ Югославію Митрополита Евлогія и Митрополита Ѳеофила, который замѣнилъ скончавшагося въ 1934 г. Митрополита Платона, на совмѣстное совѣщаніе съ іерархами Русской Зарубежной Церкви. Единство было возстановлено. Но окруженіе Митрополита Евлогія, когда онъ вернулся въ Парижъ, заставило его вновь порвать съ Русской Зарубежной Церковью. Американская же Епархія, возведенная въ рангъ Митрополіи, возсоединилась съ Русской Зарубежной Церковью и оставалась съ ней въ полномъ единеніи цѣлыхъ 11 лѣтъ — до 1946 г. Митрополитъ Ѳеофилъ открыто выражалъ по этому поводу свою радость, заявивъ газетнымъ корреспондентамъ: «Наша церковная жизнь налажена: подъ нее теперь подведенъ прочный каноническій фундаментъ».

При окончаніи второй міровой войны Митрополитъ Евлогій проявилъ себя, какъ ярый «совѣтскій патріотъ», взялъ совѣтскій паспортъ и подчинился совѣтскому патріарху Алексію. Но замѣстившій его послѣ смерти Митрополитъ Владиміръ вновь подчинился Константинопольскому Патріарху, который учредилъ изъ подвѣдомственныхъ ему русскихъ приходовъ свой Экзархатъ. /с. 263/ Представители этого Экзархата не разъ, однако, высказывались въ печати, что они признаютъ «законнымъ» избраннаго по указкѣ безбожниковъ «московскаго патріарха» и не подчиняются ему «только по политическимъ причинамъ».

Равнымъ образомъ, и въ Америкѣ взрывъ «совѣтскаго патріотизма» повлекъ за собой постановленіе Кливландскаго собора 1946 г., согласно которому Сѣв.-Американская Митрополія отдѣлилась отъ Русской Зарубежной Церкви и подчинилась совѣтскому патріарху Алексію. Но въ результатѣ послѣдовавшаго затѣмъ охлажденія американо-совѣтскихъ отношеній это подчиненіе не было оформлено до конца, сношенія съ московской патріархіей прерваны, и Американская Митрополія заняла странное противоканоническое положеніе, не признавая надъ собой никакой Высшей Церковной Власти. Многіе представители ея все же и до сего времени продолжаютъ твердить о «духовномъ признаніи» совѣтскаго патріарха, и кое-гдѣ въ церквахъ ея еще недавно поминалось его имя и стояли красные совѣтскіе флаги.

Послѣ смерти Митрополита Ѳеофила въ 1950 г. Американскую Митрополію возглавилъ Митрополитъ Леонтій, при которомъ еще болѣе утвердился отрывъ ея отъ Русской Зарубежной Церкви. Мало того: она возъимѣла странную и ничѣмъ не оправдываемую претензію — вмѣшиваться въ церковную жизнь приходовъ Русской Зарубежной Церкви за предѣлами Сѣверной Америки, вызывая и въ нихъ смуты, нестроенія и расколы. Внутренняя жизнь ея все больше и больше отходитъ отъ исконныхъ обычаевъ и традицій Русской Православной Церкви и ведетъ ее къ постепенному отходу отъ Православія и сліянію съ протестантскимъ міромъ.

Изъ всего вышесказаннаго каждому добросовѣстно настроенному русскому человѣку должно быть ясно, сколь велико значеніе нашей Русской Зарубежной Церкви, идущей неуклонно прямымъ и честнымъ путемъ.

Наша Русская Зарубежная Церковь — единственная законная преемница прежней дореволюціонной Россійской Церкви; хранительница священныхъ завѣтовъ просвѣтителя Руси Святаго Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра, носительница и проповѣдница высокой идеи Святой Руси.

/с. 264Мистическое значеніе ея въ томъ, что она спасаетъ и ограждаетъ чадъ своихъ отъ всякихъ вліяній и давленій темныхъ богоборческихъ силъ, столь напряженно нынѣ дѣйствующихъ въ мірѣ, а потому она должна и будетъ существовать — или до возстановленія законной Высшей Церковной Власти въ освобожденной отъ ига богоборцевъ Россіи — или до конца міра сего и втораго пришествія Христова.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 257-264.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.