Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

«Что есть истина?»

Такой вопросъ, какъ мы знаемъ изъ Евангелія, задалъ нѣкогда римскій прокураторъ Понтій Пилатъ Господу Іисусу Христу въ отвѣтъ на слова Его, что Онъ «на то родился и на то пришелъ въ міръ, чтобы свидѣтельствовать объ истинѣ» (Іоан. 18, 37). Въ этомъ вопросѣ гордаго римлянина, на который онъ, повидимому, и не ждалъ отвѣта, звучало горькое разочарованіе древне-языческаго міра, отчаявшагося въ поискахъ истины и утратившаго вѣру въ ея существованіе.

Древне-языческій міръ, въ лицѣ развыхъ мудрецовъ, волхвовъ и философовъ, болѣе или менѣе добросовѣстно искалъ истину, стремился познать «что есть истина», и если ему это не удалось, то въ этомъ нѣтъ ничего удивительнаго. Духовный мракъ окуталъ душу человѣческую со времени грѣхопаденія, и въ этомъ мракѣ невозможно было отличить истину отъ лжи: все перемѣшалось.

Въ теченіе ряда тысячелѣтій люди, въ полномъ смыслѣ слова, «сидѣли во тьмѣ и сѣни смертнѣй» (Матѳ. 4, 16) и все болѣе и болѣе закоснѣвали въ своемъ грѣховномъ омраченіи, дойдя ко времени Рождества Христова до полнаго умственнаго и нравственнаго растлѣнія и извѣрившись въ самой возможности существованія истины. По/с. 265/явились даже такъ называемые «софисты», которые открыто проповѣдывали, что абсолютной истины вообще не существуетъ и что «человѣкъ есть мѣра всѣхъ вещей».

Но вотъ, «егда пріиде кончина лѣта» (Гал. 4, 4) — когда наступила предопредѣленная Богомъ, желавшимъ спасенія человѣчества, «полнота времени», когда люди окончательно сознали свое полное безсиліе познать истину безъ Бога, — «посла Богъ Сына Своего Единороднаго». Самъ Сынъ Божій воплотился, сталъ человѣкомъ и пришелъ на землю для того, чтобы открыть людямъ Истину — «чтобы свидѣтельствовать объ истинѣ» (Іоан. 18, 37).

Онъ былъ «Свѣтъ истинный, просвѣщающій всякаго человѣка» (Іоан. 1, 9), разсѣивающій ту грѣховную тьму, которая въ теченіе столь долгаго времени окутывала человѣка. Мало того: Онъ Самъ былъ Воплощенная Истина, какъ Онъ засвидѣтельствовалъ это въ Своей прощальной бесѣдѣ съ учениками: «Азъ есмь путь и истина и животъ» (Іоан. 14, 6). И проповѣдывалъ Онъ о необходимости прежде всего познать истину: «познаете истину, и истина сдѣлаетъ васъ свободными» (Іоан. 8, 32). Кто отметаетъ Слово Божіе, или Слово Истины, принесенное на землю Воплощенной Истиной — Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, тотъ «рабъ грѣха», тотъ рабъ діавола, который «не устоялъ въ истинѣ, ибо нѣтъ въ немъ истины; когда говоритъ онъ ложь, говоритъ свое, ибо онъ лжецъ и отецъ лжи» (Іоан. 8, 34-44).

Ради сохраненія на землѣ принесенной Имъ Божественной Истины, ради обезпеченія ея отъ искаженія людьми, возлюбившими «паче тьму, нежели свѣтъ» (Іоан. 3, 19) и служащими отцу лжи — діаволу, Господь Іисусъ Христосъ учредилъ Церковь Свою, которая есть «столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15) и далъ ей великое обѣтованіе: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ Ей» (Матѳ. 16, 18).

Не сказалъ Господь, что созиждетъ нѣсколько или много разныхъ церквей, но лишь одну Церковь. И въ Своей первосвященнической молитвѣ, по окончаніи Тайной Вечери, Онъ завѣщалъ всѣмъ Своимъ истиннымъ послѣдователямъ такое полное внутреннее единеніе въ нѣдрахъ основанной Имъ единой Церкви, которое подобно единству трехъ лицъ Пресвятой Троицы: «Да будутъ всѣ едино: Какъ Ты, Отче, во Мнѣ, и Я въ Тебѣ, такъ и они да будутъ въ Насъ едино» (Іоан. 17, 21).

/с. 266/ Къ стоянію въ истинѣ и къ полному единомыслію и единодушію постоянно призывали послѣдователей Христовыхъ — христіанъ Св. Апостолы. «Для меня нѣтъ большей радости, какъ слышать, что дѣти мои ходятъ въ истинѣ», писалъ св. Апостолъ Іоаннъ Богословъ «возлюбленному Гаію» (3 Іоан. 1, 4). «Бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся!» (1 Кор. 16, 13) наставляетъ св. Апостолъ Павелъ. «Имѣйте однѣ мысли, имѣйте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны: ничего не дѣлайте по любопренію или по тщеславію»... поучаетъ онъ въ другомъ посланіи (Филип. 2, 2-3), а «еслибы даже мы, или ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали вамъ, да будетъ анаѳема» (Галат. 1, 8).

Какъ всѣ эти свидѣтельства Слова Божія не вяжутся съ умонастроеніями многихъ современныхъ людей, даже изъ числа именующихъ себя «христіанами», съ ихъ самоувѣренными высказываніями и горделивыми заявленіями, что «всѣ вѣры равны», что «всѣ вѣроисповѣданія равноцѣнны и одинаково спасительны» или, что «абсолютной истины нѣтъ ни въ одномъ вѣроисповѣданіи», а надо всѣмъ объединиться и создать какую-то новую «церковь» на «началахъ равноправія» и «взаимнаго уваженія».

Словно забываются слова Господа Іисуса Христа и Его великое обѣтованіе: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ Ей» (Матѳ. 16, 18). Если всѣ вѣроисповѣданія равны и одинаково имѣютъ право на существованіе, то гдѣ же эта Единая Истинная Церковь, основанная Христомъ Спасителемъ, принесшимъ Истину на землю и даровавшимъ ее Своей Церкви?

Или слова Его оказались ложными, и врата адова одолѣли Церковь, и ея больше нѣтъ на землѣ?

Можетъ ли это быть?

Обезумѣли современные «христіане», а вѣрнѣе — отступники отъ христіанства, возводя такую страшную хулу на Самого Сына Божія, пришедшаго въ міръ спасти человѣка.

Истина только одна, и Истинная Церковь тоже — только одна.

Это — Церковь, сохранившая во всей чистотѣ и неповрежденности подлинное ученіе Христово, проповѣданное и записанное Святыми Апостолами, тщательно изъ/с. 267/ясненное и истолкованное ихъ ближайшими учениками и преемниками — Мужами Апостольскими и Святыми Отцами. Эта Церковь, какъ ни въ чемъ не погрѣшившая противъ истины ученія Христова, одна только право, или правильно славитъ Бога, а потому, по всей справедливости, и именуется православной.

Гдѣ находится теперь истинная Церковь Христова, это должно быть ясно каждому человѣку, не заглушившему въ себѣ голосъ совѣсти и давшему себѣ трудъ добросовѣстно познакомиться съ исторіей Церкви, отъ апостольскихъ временъ до нашего времени. Исторія сама говоритъ за себя.

Къ сожалѣнію, большинство современныхъ «христіанъ» весьма далеки отъ того безпристрастнаго, искренняго, добросовѣстнаго стремленія познать истину, которымъ отличался древне-языческій міръ. Безъидейность, безпринципность, легкомысліе и безпечность — характерныя черты нашего времени. Истина, какъ таковая, мало кого интересуетъ. Преслѣдуются лишь свои собственныя, личныя, эгоистическія, своекорыстныя цѣли, и имъ приносится въ жертву все — даже Истина, принесенная на землю Господомъ Іисусомъ Христомъ для спасенія человѣка. На первое мѣсто ставится матеріальное благополучіе. Всѣ интересы сводятся къ обладанію всякого рода земными благами, удовольствіями и наслажденіями.

Удивительно ли поэтому, что Истина, требующая самоотверженія и самоотреченія, встрѣчаетъ иной разъ даже явно-враждебное къ себѣ отношеніе?

Современный міръ настолько далеко отошелъ отъ идеала духовной жизни, проповѣдуемаго истиннымъ христіанствомъ, требующимъ несенія креста и самораспятія (см. напр. Марк. 8, 34), что ему гораздо болѣе пріемлемы всѣ тѣ безчисленные суррогаты «христіанства», которые такъ умножились за послѣднее время въ видѣ всевозможныхъ сектъ или, какъ здѣсь принято выражаться, «деноминацій».

Вотъ онъ и клевещетъ на Истину, пропагандируя равноправіе и равноцѣнность всѣхъ «вѣроисповѣданій», подъ видомъ такъ называемой «вѣротерпимости» и столь моднаго нынѣ «экуменизма».

Самая Церковь разсматривается теперь многими лишь, какъ объектъ для достиженія все тѣхъ же матеріалистическихъ усремленій, чисто-земныхъ цѣлей. Всѣ политическія партіи стремятся ее такъ или иначе использо/с. 268/вать въ своихъ видахъ, совершенно забывая или, попросту, не желая знать, что она не является такою же земной организаціей, какъ они сами, или какъ всѣ другія человѣческія организаціи, а есть учрежденіе небесное, основанное Господомъ Іисусомъ Христомъ не для какихъ-либо земныхъ цѣлей, а для вѣчнаго спасенія людей.

Кто не считается съ Церковью, съ проповѣдуемой ею Божественной Истиной, кто желаетъ подчинить ее себѣ и сдѣлать ее своимъ орудіемъ, съ цѣлью достиженія своихъ земныхъ видовъ, тотъ грѣшитъ противъ самого себя — тотъ готовитъ самому себѣ и всѣмъ своимъ единомышленникамъ и сообщникамъ вѣчную погибель.

Судія Праведный и Нелицепріятный никогда не попуститъ, чтобы Его Чистая и Непорочная Невѣста — Святая Церковь могла стать какимъ-то игралищемъ земныхъ страстей. «Страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога живаго» (Евр. 10, 31).

Тѣмъ болѣе необходимо всѣмъ подлиннымъ ревнителямъ чистой и безкомпромиссной Христовой Истины объединиться вокругъ истинной Церкви — для насъ, русскихъ, — Русской Зарубежной Церкви, — и всячески хранить чистоту ея отъ всякой скверны, или порока, «или чего-либо отъ таковыхъ» (Ефес. 5, 27).

Пусть діавольская ложь, въ тѣхъ или иныхъ видахъ и формахъ, даже подъ внѣшнимъ обличіемъ «Церкви» — лже-церкви — пока торжествуетъ побѣду и господствуетъ въ этомъ мірѣ, подлинно во злѣ лежащемъ. Настанетъ часъ, и кто знаетъ, быть можетъ, онъ уже и недалекъ, когда явится Господь — Упованіе наше — и убіетъ антихриста духомъ устъ Своихъ (2 Солун. 2, 8). Тогда діаволъ, подъ образомъ звѣря, и слуги его будутъ ввержены въ озеро огненное, горящее жупеломъ (Апок. 19, 20 и 20, 10), а Истина восторжествуетъ, и всѣ вѣрные служители ея войдутъ съ Господомъ Побѣдителемъ звѣря на «бракъ Агнчій» (Апок. 19, 9).

«Ей, гряди, Гослоди Іисусе!» (Апок. 22, 20).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 264-268.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.