Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

ПОМНИ ПОСЛѢДНЯЯ ТВОЯ!

Вотъ и опять, милостію Божіею, дожили мы до подготовительныхъ недѣль къ Великому Посту. Какое это благодатное время! Дивное и премудрое это установленіе Церкви, и блаженъ кто глубоко вникаетъ въ него и переживаетъ его, какъ должно!

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!» — слышимъ мы въ храмахъ отъ нашего имени обращенный къ Богу вопль души. Словами евангельской притчи и умилительныхъ церковныхъ пѣснопѣній внушается намъ, что, если мы дѣйствительно хотимъ каяться, то намъ прежде всего необходимо рѣшительно отвергнуть «фарисеево высокоглаголаніе» и «мытаревѣ научиться высотѣ глаголъ смиренныхъ», надо возненавидѣть «велехвальный гласъ фарисея» и поревновать «благоумиленной молитвѣ мытаря». «Сила молитвы», по словамъ одного изъ великихъ наставниковъ благочестія, «духъ сокрушенъ, сердце сокрушенное и смиренное», ибо, какъ учитъ Слово Божіе, «сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ» (Пс. 50, 19).

Возношеніе уничтожаетъ въ человѣкѣ все доброе, а смиреніе, наоборотъ, потребляетъ все злое, искореняя самыя грѣховныя страсти, а потому, подготовляя насъ къ великопостному подвигу покаянія, Св. Церковь внушаетъ намъ необходимость попрать въ себѣ фарисейскую гордыню и самопревозношеніе и усвоить смиреніе мытаря, видѣвшаго въ себѣ одни грѣхи свои и, въ сердечномъ сокрушеніи, взывавшаго къ Богу: «Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшнику!»

Въ слѣдующую недѣлю св. Церковь убѣждаетъ насъ въ необходимости сознать себя «блудными сынами», легкомысленно ушедшими изъ отеческаго дома «на страну далече» и безумно расточившими полученное нами духовное богатство. Въ яркихъ образахъ представляя намъ всю бѣдственность нашего положенія, она вмѣстѣ съ тѣмъ указываетъ намъ на то, какъ легко и просто можемъ мы получить прощеніе отъ Бога и возвратить себѣ вновь то, что было нами такъ безразсудно потеряно. Для этого надо только послѣдовать примѣру блуднаго сына евангельской притчи, который, «пришедъ въ себя», рѣшилъ возвратиться къ своему любящемѵ отцу съ по/с. 301/каянными словами: «Отче, согрѣшихъ на небо и предъ Тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ Твой: сотвори мя, яко единаго отъ наемникъ Твоихъ» (Лук. 15, 18-19). И если будетъ у насъ такое искреннее покаянное настроеніе, мы можемъ не сомнѣваться, что Отецъ Небесный съ любовью приметъ насъ въ Свои отеческія объятія.

Изъ всего этого становится ясной для насъ великая и утѣшительная истина: «Щедръ и милостивъ Господь, долготерпѣливъ и многомилостивъ» и «не до конца прогнѣвается» (Пс. 102, 8-9), какъ поетъ Псалмопѣвецъ.

Но вслѣдъ за тѣмъ, въ предостереженіе намъ, св. Церковь открываетъ и другую, уже устрашающую насъ, тоже великую и несомнѣнную истину: Господь не только милосердъ, но есть, вмѣстѣ съ тѣмъ, и «Судія Праведнѣйшій». Онъ придетъ нѣкогда «судъ праведный сотворити» — «грѣшныя мучити, праведныя же спасти». Искренно кающихся Онъ милостиво прощаетъ, но тѣ, которые упорствуютъ въ своемъ нераскаянномъ настроеніи, тѣ, которые, несмотря ни на какіе призывы и увѣщанія, не желаютъ смириться, подобно мытарю евангельской притчи, и «придти въ себя» и раскаяться, подобно блудному сыну, будутъ осуждены на вѣчныя нескончаемыя муки. Какъ бы мы ни успокаивали, ни ублажали себя, какъ бы ни дурманили свою совѣсть всевозможными удовольствіями и наслажденіями, развлеченіями и увеселеніями, наступитъ неожиданно для насъ «День Страшный всенеизглаголаннаго пришествія Христова», и тогда каждый долженъ будетъ дать отчетъ въ своихъ лукавыхъ дѣяніяхъ.

Какой страхъ, какой трепетъ и ужасъ охватитъ тогда тѣхъ, которые въ своемъ безумномъ упорствѣ не желали сознать себя грѣшниками, имѣющими нужду въ прощеніи, не желали смириться предъ Богомъ и принести искреннее покаяніе въ своемъ противленіи Богу и Его Божественному Закону!

А передъ самымъ Постомъ св. Церковь рисуетъ намъ скорбное зрѣлище изгнанія Адамова изъ рая, за преслушаніе, внушая тѣмъ самымъ, что всѣ мы — потомки Адама — падшее твореніе Божіе и потому нуждаемся въ прощеніи и возстановленіи насъ Богомъ. Не гордыня, не превозношеніе и самовосхваленіе приличествуетъ намъ, а скорбный вопль праотца Адама, изгнаннаго отъ «райскія сладости и непрестанныя радости»: «Милостиве, помилуй мя, падшаго!»

/с. 302/ Сознавая самихъ себя грѣшниками, нуждающимися въ прощеніи, мы не можемъ злобствовать на людей, подобныхъ намъ грѣшниковъ. А потому св. Церковь внушаетъ намъ необходимость примириться со всѣми, простить другъ другу взаимныя обиды и огорченія, дабы, въ свою очередь, удостоиться всепрощенія отъ Бога. «Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный: аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ» — слышимъ мы въ тотъ день за литургіей слова Самого Господа Іисуса Христа, пришедшаго въ міръ «грѣшныя спасти» (Мѳ. 6, 14-15).

Какъ все это просто, понятно, убѣдительно и разумно!

Но только не для «современнаго» человѣка, въ душѣ котораго все извращено и развращено.

И это неудивительно! Вѣдь со времени эпохи такъ называемаго «Возрожденія», или «гуманизма», въ духѣ котораго преимущественно воспитываются современные люди, вся человѣческая «культура», въ сущности, отвратилась отъ Христа и Его Божественнаго ученія и пошла по пути подготовки на землѣ царства антихриста.

Только духовно-слѣпые этого не видятъ, да злонамѣренно-настроенные, сами участвующіе въ этомъ антихристовомъ дѣланіи, могутъ это отрицать: настолько самоочевидно для трезваго взгляда все происходящее нынѣ въ мірѣ, какою бы внѣшней благовидностью оно ни облекалось.

Развѣ не странно, что теперь такъ рѣдко можно встрѣтить человѣка, который бы и мыслилъ и чувствовалъ вполнѣ по-христіански — такъ, какъ учитъ насъ Евангеліе, какъ проповѣдуетъ наша Св. Церковь, какъ заповѣдуютъ Св. Отцы, наставники и учители христіанскаго благочестія, — какъ еще сравнительно недавно были настроены наши предки на Святой Руси?

Нѣтъ спора: жить по-христіански, — быть въ жизни истинными христіанами очень трудно: это требуетъ большого подвига. Но мыслить и чувствовать такъ, какъ это подобаетъ людямъ, носящимъ званіе христіанъ, это не такъ уже трудно — это, казалось бы, даже естественно для всѣхъ тѣхъ, кто еще не отрекся отъ Христа, кто еще носитъ на себѣ Имя Христово.

Но этого-то какъ разъ теперь почти и нѣтъ!

/с. 303/ Сколько встрѣчаемъ нынѣ «христіанъ», которые и мыслятъ и чувствуютъ совсѣмъ не по-христіански, которымъ христіанское міровоззрѣніе вполнѣ чуждо.

Вѣдь одно дѣло, — когда грѣшатъ по немощи и, грѣша, сознаютъ, что они грѣшатъ, и каются. Но совсѣмъ другое дѣло, — когда грѣшатъ сознательно, не вмѣняя своего грѣха въ грѣхъ, и, грѣша, не желаютъ признавать себя грѣшниками, а оправдываютъ себя, лукаво подводя подъ свой грѣхъ всякія идеологическія обоснованія.

Именно это послѣднее и дѣлаетъ большинство современныхъ людей, воспитанныхъ въ духѣ «гуманистическаго возрожденія», вознесшаго на пьедесталъ человѣка въ состояніи его паденія, со всѣми его грѣховными страстями и похотями.

Какъ послѣдовать имъ призыву св. Церкви въ эти подготовительныя къ Великому Посту недѣли, если фарисейская гордыня для нихъ — явленіе вполнѣ нормальное и законное, а мытарево смиреніе — признакъ слабости, заслуживающей лишь презрѣніе? Какъ признать себя блудными сынами и слезно каяться, если, съ ихъ точки зрѣнія, это — униженіе «человѣческаго достоинства»?

Къ этому одно необходимо добавить. Если эти «сыны гуманизма» еще не вполнѣ отреклись отъ христіанства и, по недоразумѣнію, конечно, продолжаютъ считать себя «христіанами», то христіанство для нихъ не больше, какъ красивая традиція, но отнюдь не жизненная идеологія, которой слѣдуетъ руководиться. Они могутъ иногда даже умиляться нѣкоторыми чертами христіанства, подходя къ нимъ поверхностно и чисто-формально (не вникая въ ихъ глубину и сущность), могутъ и богослуженія посѣщать, восхищаясь ихъ эстетической стороной; могутъ даже, по привычкѣ, и къ исповѣди и ко св. Причастію приходить и нѣкоторые обряды исполнять, но все это у нихъ скользитъ по поверхности, не затрагивая ихъ внутренняго существа — истинное христіанство, въ его подлинной сущности, остается для нихъ чѣмъ-то вполнѣ чуждымъ, идущимъ совершенно вразрѣзъ съ ихъ собственными мыслями, чувствами, настроеніями, убѣжденіями.

Страшно сказать, но развѣ это не такъ?

Развѣ не такими настроеніями дышитъ въ наше злокозненное время большинство современныхъ людей, даже изъ числа принадлежащихъ къ нашей Св. Право/с. 304/славной Церкви, — еще страшнѣе! — даже изъ числа стремящихся руководить церковной жизнью?

И развѣ это не знаменіе времени? Развѣ это не яркій признакъ того именно «отступленія», о которомъ пишетъ, въ предупрежденіе всѣмъ христіанамъ, св. Апостолъ Павелъ въ своемъ 2-мъ посланіи къ Солунянамъ (гл. 2, ст. 3)?

Наиболѣе характерно и показательно это то, что эти «сыны гуманизма», среди которыхъ — увы! — въ наше время встрѣчаются даже служители Церкви, никакъ не хотятъ примириться съ ожидающимъ всѣхъ насъ неизбѣжнымъ концомъ. Пусть въ теоріи они даже и признаютъ этотъ «конецъ», но говорить о немъ и слышать напоминаній о немъ они не хотятъ.

А между тѣмъ, еще въ Ветхомъ Завѣтѣ Премудрый Сирахъ училъ: «Помни послѣдняя твоя»... (28, 6). Это его изреченіе особенно любили и часто употребляли христіанскіе подвижники и наставники духовной жизни, изъясняя, что подъ этими «послѣдними», о которыхъ всегда надлежитъ христіанину помнить, надо понимать: смерть, судъ, вѣчное блаженство праведниковъ и вѣчныя муки грѣшниковъ.

И это такъ естественно. Вѣдь къ этому сводится все!

И нашъ христіанскій Сѵмволъ Вѣры, въ первой его части, заканчивается словами: «...И паки Грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ, Егоже Царствію не будетъ конца», а во второй — «Чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка. Аминь».

Почему же въ такомъ случаѣ не только считающіе себя вѣрующими рядовые міряне, не только ученые профессора богословія, но даже нѣкоторые современные священнослужители такъ не любятъ вспоминать о томъ, что составляетъ, въ сущности, вѣнецъ и достойное завершеніе всѣхъ нашихъ христіанскихъ упованій и самыхъ завѣтныхъ чаяній, и нерѣдко съ какой-то иронической усмѣшкой говорятъ объ «эсхатологіи» и даже, какъ они выражаются, объ «эсхатологической истерикѣ»? Не потому ли, что они, сами того ясно не сознавая, уже перестали быть христіанами, по своему міровоззрѣнію, а сдѣлались «сынами гуманизма», или, проще говоря, слугами грядущаго антихриста, каковы, по существу всѣ эти «сыны гуманизма», вѣруюшіе не въ Бога, а въ /с. 305/ человѣка?... человѣка, за которымъ скрывается противникъ Христовъ — антихристъ и вдохновляющій его врагъ Божій и врагъ человѣческаго спасенія падшій Деница — сатана. И вѣрятъ они поэтому не «въ жизнь будущаго вѣка», а въ мнимый «прогрессъ» человѣчества на землѣ, въ «научное» преодолѣніе смерти, въ земной рай и земное блаженство людей, не разстающихся со всѣми своими грѣховными страстями и похотями.

И такъ называемый марксизмъ-коммунизмъ — всего лишь только одна изъ разновидностей этого господствующаго нынѣ въ мірѣ гуманистическаго-антихристова міровоззрѣнія. Этимъ и объясняется, что онъ до сихъ поръ все еще существуетъ и грозитъ весь міръ залить кровью. «Сыны гуманизма» бороться съ нимъ по-настоящему не могутъ, да и не станутъ. И напрасно ожидать этого отъ нихъ!

Сатана сатану изгонять вѣдь не будетъ.

Отсюда и такъ называемое «сосуществованіе», и всѣ компромиссы съ засѣвшей у насъ на родинѣ богоборческой властью. Расхожденіе только въ методахъ — въ способахъ овладѣнія міромъ, порабощенія душъ и сердецъ людей для окончательнаго торжества и воцаренія антихриста, — а міровоззрѣніе у тѣхъ и другихъ въ главномъ и основномъ одно и то же: и тѣ и другіе не хотятъ слышать о Второмъ Пришествіи Христовомъ, о кончинѣ міра, о Страшномъ Судѣ, о вѣчномъ блаженствѣ праведниковъ и о вѣчныхъ мукахъ грѣшниковъ. И для тѣхъ и другихъ одинаково несносна мысль о покаяніи — одинаково пріятно и законно все то, что христіанство признаетъ грѣхомъ, и отъ чего призываетъ, при помощи благодати Божіей, освободиться.

Да! далеко зашелъ міръ въ своемъ «отступленіи», и истинное, безкомпромиссное христіанство стадо для него опять, какъ и было первоначально для язычниковъ, по извѣстному изреченію св. Апостола Павла, «безуміемъ» (1 Кор. 1, 23).

Вотъ почему такъ мало лицъ, понимающихъ высокую идею, во имя которой существуетъ Русская Зарубежная Церковъ, не желающая вступать ни въ какое «сосуществованіе», ни въ какіе компромиссы съ «сынами гуманизма» — этими слугами грядущаго антихриста, а тѣмъ болѣе — лицъ, сочувствующихъ этой идеѣ.

Насъ не понимаютъ или дѣлаютъ видъ, что не понимаютъ, и хулятъ, обвиняя въ гордыни и самоутвержденіи и ненависти къ «инакомыслящимъ». Смиренно при/с. 306/мемъ эти поношенія, памятуя, какимъ хуламъ и поношеніямъ подвергался вознесенный ненавистью фарисеевъ на крестъ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, а послѣ Него — св. Апостолы, св. мученики и всѣ Его истинные послѣдователи.

«Нѣсть рабъ болій Господа своего» (Іоан. 15, 20).

Не поношеній этихъ будемъ бояться, а того, какъ бы не увлекли насъ за собой эти «инакомыслящіе», какъ бы не поддались мы чувству ложнаго смиренія и не впали бы вмѣстѣ съ ними въ ровъ погибели, оказавшись въ порабощеніи у слугъ грядущаго антихриста.

«Блюдите убо, како опасно ходите... яко дніе лукави суть» (Ефес. 5, 15-16).

Истинное смиреніе въ томъ чтобы смирить себя передъ Закономъ Божіимъ и ученіемъ св. Церкви, а не въ томъ, чтобы лукаво и лицемѣрно обходить все это, ради льстиваго угожденія врагамъ св. Вѣры и Церкви.

А Св. Церковь призываетъ насъ къ покаянію въ содѣянныхъ нами грѣховныхъ дѣяніяхъ и къ памятованію о Страшномъ Судѣ, который грозитъ вѣчными муками всѣмъ нераскаяннымъ грѣшникамъ, и всѣмъ инакомыслящимъ послѣдователямъ антихристова гуманизма — всѣмъ, идущимъ на компромиссъ «сосуществованія» съ сатаною.

Не отгонять отъ себя мысль о Второмъ Пришествіи Христовомъ и Страшномъ Судѣ Его должны мы, но какъ можно чаще взывать къ Богу словами умилительнаго пѣснопѣнія, которое влагаетъ намъ въ уста св. Церковь въ эти дни, подготовляющіе насъ къ Великому Посту:

«Помышляю день страшный, и плачуся дѣяній моихъ лукавыхъ: како отвѣщаю безсмертному Царю? коимъ же дерзновеніемъ воззрю на Судію блудный азъ? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 300-306.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.