Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

ПОСТИМСЯ ПОСТОМЪ ПРІЯТНЫМЪ (1959 г.).

Вотъ и Великій постъ — «время покаянія», «жительство ангеловъ и спасеніе человѣковъ», духовная отрада для истинно-вѣрующихъ душъ.

Отношеніе къ посту, въ наше время особенно, есть яркое мѣрило «церковности». Церковно-настроенные христіане радуются при наступленіи Великаго поста, ибо спасительная стихія поста, очищающаго и освящающаго ихъ души, это — ихъ родная стихія. Люди, отошедшіе отъ Церкви, утратившіе духъ подлинной церковности, какъ бы не замѣчаютъ наступленія поста, онъ для нихъ словно не существуетъ, а нѣкоторые изъ нихъ относятся къ посту прямо враждебно. И такихъ въ нынѣшнее время большинство.

Отчего это?

Это оттого, что современные люди, даже изъ числа считающихъ себя православными христіанами, настолько далеко отошли отъ истинной вѣры въ Бога, отъ истинной Церкви, настолько перестали жить подлинной духовной жизнью, что правильное понятіе о постѣ сдѣлалось имъ совершенно чуждымъ. Поэтому они и не чувствуютъ потребности въ постѣ и не постятся. Мало того: многіе изъ нихъ, огрицательно относясь къ посту, осуждаютъ вѣрующихъ, которые постятся, называя ихъ «ханжами» и тому подобными именами.

Такое отношеніе къ посту, если оно не связано съ явнымъ богоборчествомъ, объясняется, главнымъ образомъ, тѣмъ ужасающимъ религіознымъ и церковнымъ невѣжествомъ, въ которомъ живутъ современные люди, и совершенно-превратнымъ, вслѣдствіе того, представленіемъ о постѣ. Большинство современныхъ людей наивно считаютъ, будто вся сущность поста заключается лишь въ запрещеніи ѣсть мясо, молоко, сыръ, яица и всю такъ называемую «скоромную» пищу, и негодуютъ на это, ибо главный интересъ жизни сводится у нихъ къ полученію, какъ можно бóльшаго числа чисто-животныхъ удовольствій и наслажденій. Они не могутъ себѣ представить, какъ обойтись, хотя бы въ теченіе нѣсколькихъ дней, безъ мяса и другихъ видовъ лако/с. 315/мой и утучняющей плоть пищи, и ожесточенно возражаютъ противъ поста, находя даже подходящія, какъ имъ кажется, изреченія изъ Священнаго Писанія (съ которымъ вообще по большей части, они даже не знакомы), въ родѣ того, что «входящее въ уста не оскверняетъ человѣка» (Матѳ. 15, 11) и, повидимому, не зная, что сказавшій это Христосъ Спаситель Самъ постился и притомъ такъ строго, какъ никто изъ насъ не постится теперь, сорокъ дней и сорокъ ночей совсѣмъ ничего не вкушая (Матѳ. 4, 2). Онъ же далъ намъ и заповѣдь о томъ, какъ мы должны проводить постъ, о чемъ и напоминаетъ намъ Св. Церковь въ установленномъ ею евангельскомъ чтеніи передъ наступленіемъ Великаго поста въ недѣлю Сыропустную (Матѳ. 6, 16-18): поститься мы должны для Бога, а не для людей. Самъ же Господь указалъ намъ и на всю великую важность поста, какъ на одно изъ двухъ могущественныхъ средствъ борьбы съ темной бѣсовской силой.

«Сей же родъ (то-есть бѣсовскій родъ) не исходитъ, токмо молитвою и постомъ» (Матѳ. 17, 21) — сказалъ Онъ Своимъ ученикамъ, въ объясненіе почему они не смогли изгнать бѣса изъ жестоко бѣсновавшагося юноши, котораго привелъ къ нимъ съ просьбой объ исцѣленіи несчастный отецъ.

Вотъ почему такъ важно знать, какъ слѣдуетъ по-настоящему поститься и въ чемъ заключается истинный постъ, и всѣмъ невѣдущимъ и непонимающимъ разъяснять это, всячески разбивая нелѣпыя представленія о постѣ людей чуждыхъ и враждебныхъ Церкви.

Въ чемъ же состоитъ сущность поста, по ученію Церкви?

Это такъ ясно и понятно разъяснено въ цѣломъ рядѣ нашихъ прекрасныхъ церковныхъ пѣснопѣній, изъ коихъ особенно выразительна стихира, которая поется въ понедѣльникъ на первой седмицѣ Великаго поста. Вотъ эта стихира:

«Постимся постомъ пріятнымъ, благоугоднымъ Господеви: истинный постъ есть злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія. Сихъ оскудѣніе — постъ истинный есть и благопріятный».

Итакъ, вотъ что такое истинный постъ: не отказъ только отъ скоромной пищи, но прежде всего — «злыхъ отчужденіе», то-есть отчужденіе себя, своей души отъ /с. 316/всякаго зла. А далѣе въ стихирѣ идетъ яркое и понятное перечисленіе — отъ какихъ именно видовъ зла.

Предостерегаютъ наши церковныя пѣснопѣнія и отъ неправильнаго поста — тѣхъ, кто всю суть постнаго подвига видятъ въ одномъ только тѣлесномъ воздержаніи отъ скоромной пищи и рѣшительно осуждаютъ такихъ «постниковъ».

«Отъ брашенъ постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неяденіемъ: аще бо не вина ти будетъ ко исправленію, яко ложная возненавидѣна будеши отъ Бога, и злымъ демономъ уподобишися, николиже ядущимъ»... такъ поется въ стихирѣ на подготовительной къ Великому посту сырной седмицѣ (въ среду на утрени). Это значитъ: напрасно радуется своему посту тотъ, кто, хотя не ѣстъ скоромной пищи, однако, не заботится объ очищеніи себя отъ грѣховныхъ страстей. Такой лишь уподобляется злымъ демонамъ, которые совсѣмъ ничего не ядятъ. Постъ, который не служитъ внутреннему исправленію души, есть лицемѣріе, навлекающее гнѣвъ Божій.

Постъ пріятный и благоугодный Господу заключается въ разумномъ сочетаніи тѣлеснаго воздержанія отъ скоромной пищи съ духовнымъ воздержаніемъ отъ служенія грѣховнымъ страстямъ, при чемъ это тѣлесное воздержаніе должно разсматриваться не какъ самоцѣль, а лишь какъ средство, для успѣшной борьбы съ грѣховными страстями.

Сущность поста — именно въ этой борьбѣ за освобожденіе своей души отъ порабощенія ея зломъ.

Съ какимъ же зломъ надлежитъ намъ прежде всего бороться?

Вышеприведенная стихира указываетъ, что истинный постъ состоитъ, въ первую очередь, въ «воздержаніи языка». Въ самомъ дѣлѣ. Наблюдая повседневную жизнь, мы не можемъ не убѣдиться, что больше всего зла въ жизни происходитъ отъ невоздержанія языка. Замѣчательно ярко и выразительно говоритъ объ этомъ св. Апостолъ Іаковъ въ своемъ соборномъ посланіи: «Языкъ — небольшой членъ, но много дѣлаетъ. Посмотри, небольшой огонь, какъ много вещества зажигаетъ; и языкъ — огонь, прикраса неправды; языкъ въ такомъ положеніи находится между членами нашими, что оскверняетъ все тѣло и воспаляетъ кругъ жизни, будучи самъ воспаляемъ отъ геенны; ибо всякое естество звѣрей и птицъ, пресмыкающихся и морскихъ /с. 317/ животныхъ укрощается и укрощено естествомъ человѣческимъ, а языкъ укротить никто изъ людей не можетъ: это — неудержимое зло; онъ исполненъ смертоноснаго яда. Имъ благословляемъ Бога и Отца, и имъ проклинаемъ человѣковъ, сотворенныхъ по подобію Божію. Изъ тѣхъ же устъ исходитъ благословеніе и проклятіе: не должно, братія мои, сему такъ быть» (Іак. 3, 5-10).

Всегда это такъ было, но особенно въ нынѣшнее время потери всякаго уваженія къ человѣческому слову, слова такъ часто расточаются на вѣтеръ и приводятъ къ совершенно неожиданнымъ послѣдствіямъ, мѣняя иногда всю обстановку жизни, что страшно становится, какъ легкомысленно играютъ люди, эти «словееныя твари», великимъ даромъ слова — даромъ Своего Творца Бога-Слова, Мы не говоримъ здѣсь о злонамѣренномъ злоупотребленіи словомъ, о чемъ рѣчь ниже, а лишь о такъ называемомъ «празднословіи», которое само по себѣ уже есть великое зло, почему и сказано Самимъ Господомъ: «всяко слово праздное, еже аще рекутъ человѣцы, воздадятъ о немъ слово (то-есть: «дадутъ они отвѣтъ») въ день судный» (Матѳ. 12, 36).

Вотъ почему во дни Великаго поста св. Церковь учитъ насъ молиться словами преп. Ефрема Сирина: «Духъ праздности, унынія, любоначалія и праздиословія не даждь ми».

Многіе подвижники христіанскаго благочестія любили говорить, что они часто жалѣли о произнесенныхъ ими словахъ, но никогда не жалѣли о томъ, что молчали. Потому-то высшая степень христіанскаго подвижничества и носитъ названіе безмолвія. «Если любишь покаяніе», говоритъ преп. Исаакъ Сиринъ: «возлюби и безмолвіе. Ибо внѣ безмолвія покаяніе не достигаетъ совершенства. Паче всего возлюби молчаніе. Молчаніе есть тайна будущаго вѣка, а слова суть орудія этого міра» (Слово 41-е и 42-е).

Вся жизнь человѣчества преобразилась бы къ лучшему, еслибы всѣ люди сознали эту великую истину и перестали бы легкомысленно бросать на вѣтеръ слова, предпочитая молчаніе.

На второмъ мѣстѣ признакомъ истиннаго постничества наша стихира указываетъ «ярости отложеніе». И это для насъ должно быть совершенно ясно. Сколько ужасающаго зла, дѣлаюшаго жизнь людей еще на зе/с. 318/млѣ кромѣшнымъ адомъ, происходитъ отъ «ярости», или отъ необузданнаго гнѣва!

«Гнѣвъ бо мужа правды Божія не содѣловаетъ» («Ибо гнѣвъ человѣка не творитъ правды Божіей»), — говоритъ Слово Божіе. Поэтому, «Солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ», — увѣщеваетъ христіанъ св. Апостолъ Павелъ (Ефес. 4, 26): «всякое раздраженіе, и ярость, и гнѣвъ, и крикъ, и злорѣчіе со всякою злобою да будутъ удалены отъ васъ» (Ефес. 4, 31). Единственный гнѣвъ, который не только допустимъ, но и заслуживаетъ похвалы въ христіанахъ, это — гнѣвъ на родоначальника всякаго зла сатану и на собственные грѣхи и страсти. Въ отношеніи же другъ ко другу христіане должны быть, какъ завѣщаетъ св. Апостолъ Павелъ, добры, сострадательны и исполнены всепрощенія, какъ и Богъ во Христѣ простилъ всѣхъ насъ, слѣдуя наставленію Самого Господа: «Научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ» (Матѳ. 11, 29). Безъ кротости и смиренія нѣтъ и не можетъ быть покоя въ душахъ человѣческихъ, не можетъ быть мира и благосостоянія въ жизни людей.

«Если вы другъ друга угрызаете и съѣдаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены другъ другомъ» (Галат. 5, 15), — предупреждаетъ насъ Слово Божіе.

Какъ мало думаетъ объ этомъ современное человѣчество, въ гордынѣ своей самонадѣянно отвергнувшее вѣру въ Бога и Святое Евангеліе!

И вотъ призракъ гибели отъ вновь изобрѣтенныхъ страшныхъ орудій разрушенія повисъ надъ всею нашею планетою. Сами обезумѣвшіе въ злобѣ и ярости своей люди собственными руками своими уготовляютъ себѣ эту погибель.

Далѣе, какъ мы видимъ, истинный постъ есть «похотей отлученіе» — освобожденіе своей души отъ порабощенія похотями. Человѣкъ, хотя и состоитъ изъ души и тѣла, и по тѣлу своему подобенъ животнымъ, но онъ — все же человѣкъ, а не животное, и имѣетъ разумъ и свободную волю, которыми и долженъ руководиться въ своей жизни, а не «безсловесными стремленьми», каковы суть похоти, унижающія человѣческое достоинство, когда человѣкъ неразумно и всецѣло удовлетворенію ихъ предается, и доводящія иногда человѣка подлинно до скотскаго состоянія по слову Писанія: /с. 319/ «Человѣкъ въ чести сый не разумѣ, приложися скотомъ несмысленнымъ и уподобися имъ» (Псал. 48, 13).

Похоти эти многовидны и многообразны, но болѣе всего изъ нихъ въ настоящее время господствуютъ блудъ, чревоугодіе, пьянство и куреніе табаку, которымъ современный человѣкъ съ особеннымъ безстыдствомъ и безстрашіемъ предается, большей частью, уже не видя въ нихъ ничего предосудительнаго. И это дѣлаетъ современную жизнь особенно гнусной и отвратительной, ибо нѣтъ ничего болѣе мерзкаго, чѣмъ видъ человѣка, созданнаго по образу Божію, который доходитъ до скотскаго состоянія и готовъ на всякое преступленіе, лишь бы имѣть возможность удовлетворенія своимъ похотямъ. И что всего ужаснѣе и губительнѣе — для полнаго и окончательнаго усыпленія совѣсти даже мнимая наука привлекается на помощь. Эта мнимая наука не стыдится провозглашать эти похоти законными и чуть ли даже не необходимыми потребностями человѣческаго естества.

Между тѣмъ, Слово Божіе намъ ясно говоритъ: «Не обманывайтесь, братіе: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодѣи, ни малакіи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злорѣчивые, ни хищники Царства Божія не наслѣдуютъ» (1 Кор. 6, 9). О куреніи табаку здѣсь не говорится, такъ какъ этой особенно противоестественной и зловредной страсти въ то время еще не существовало.

Задача истиннаго христіанина, желающаго обрѣсти душевный миръ и стать наслѣдникомъ Царствія Божія, которое «не есть пища и питіе, но праведность и миръ и радость во Святомъ Духѣ» (Рим. 14, 17), — бороться со своими страстями и похотями вплоть до полной побѣды надъ ними. Христіанинъ долженъ быть господиномъ надъ своими низменными животными влеченіями, а не жалкимъ рабомъ ихъ.

«Иже Христовы суть», говоритъ Слово Божіе: «плоть распяша со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24).

Наконецъ, истинный постъ состоитъ въ «оскудѣніи» «оглаголанія, лжи и клятвопреступленія». Здѣсь рѣчь идетъ о самой высшей степени злоупотребленія человѣческимъ словомъ. Если преступно всякое праздно-словіе, то насколько грѣшнѣе и преступнѣе всякаго рода зло-словіе.

«Оглаголаніе» (оговариваніе), или злорѣчіе и клевета, ложь и клятвопреступленіе, какъ бы смертоноснымъ /с. 320/ ядомъ отравляютъ человѣческія души и, наряду съ вышеперечисленными страстями и похотями, дѣлаютъ мрачной, несносной и мучительной человѣческую жизнь, нерѣдко доводя человѣка до отчаянія и самоубійства. Думаютъ ли объ этомъ современные клеветники, пересудчики, сплетники, злобные лжецы и клятвопреступники, для которыхъ поистинѣ нѣтъ ничего святого?

Не только отдѣльные люди, но и цѣлыя государства гибнутъ отъ лжи и клеветы, какъ мы это наглядно видѣли на примѣрѣ нашей несчастной родины — Россіи.

Особенно пагубно исполненное лжи современное печатное слово, ибо оно представляетъ собою великую силу, и горе современному человѣку отъ того, что эта мощная сила теперь почти полностью вся обращена на зло!

Въ душѣ каждаго человѣка живетъ прирожденное ему, вложенное отъ Бога, вмѣстѣ съ дыханіемъ устъ Божіихъ, стремленіе къ правдѣ, но отходъ отъ Бога неизбѣжно извращаетъ это доброе стремленіе и толкаетъ человѣка въ духовный плѣнъ къ врагу Божію — діаволу, который, по слову Самого Христа-Спасителя, «ложь есть и отецъ лжи» (Іоан. 8, 44). Правда въ душѣ человѣка, отошедшаго отъ Бога, отъ Церкви, которая одна есть «столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15), иногда непримѣтно для него самого, подмѣняется ложью, и человѣкъ провозглашаетъ ложь и служитъ лжи, порою даже искренно думая, что онъ — послѣдователь истины.

Но ужаснѣе всего клевета и ложь, питаемыя злобою. Они не знаютъ для себя предѣла, и человѣкъ, впавшій въ это страшное губительное состояніе, становится подлинно какъ бы одно, одинъ духъ съ сатаною, самыя имена котораго значатъ: «сатана» — «обольститель», а діаволъ — «клеветникъ», тѣмъ самымъ характеризуя его природу.

Вотъ и мы — русскіе эмигранты, покинувшіе нашу Родину во имя правды — мы нерѣдко ублажаемъ сами себя, примѣняя къ себѣ 8-ю заповѣдь блаженства: «Блажени изгнани правды ради»...

Но есть ли въ насъ самихъ эта правда?

Она есть въ насъ лишь постольку, поскольку мы твердо держимся истинной Церкви. Но лишь только мы отходимъ отъ Церкви и провозглашаемъ истиной свое собственное мудрованіе, мы тотчасъ же попадаемъ /с. 321/ въ сѣти лжи и начинаемъ провозглашать ложь, выдавая ее за истину. А отсюда уже проистекаетъ и всякая клевета, оговариваніе и злорѣчіе, чѣмъ, къ сожалѣнію, такъ полна наша эмигрантская жизнь на чужбинѣ. И всѣ наши дрязги, смуты и нестроенія, какъ въ церковной, такъ и въ политической и общественной жизни, имѣютъ одинъ и тотъ же источникъ — діавольскую ложь, которую противопоставляютъ люди, отошедшіе отъ Бога, отъ истинной Церкви, чистому и безпримѣсному ученію нашей святой православной христіанской вѣры, проповѣдуемой истинной Церковью.

Самое важное и самое цѣнное въ христіанинѣ — это стояніе въ истинѣ и полная непримиримость къ діавольской лжи, въ какихъ бы благовидныхъ формахъ она ни являлась.

«Для меня нѣтъ большей радости», говоритъ возлюбленный ученикъ Христовъ Св. Апостолъ Іоаннъ Богословъ: «какъ слышать, что дѣти мои ходятъ въ истинѣ» (3 Іоан. 4).

И это потому, что «Самъ Господь Богъ есть Истина» (Іерем. 10, 10).

Вотъ почему время Великаго поста и должно быть для насъ временемъ усиленной борьбы за искорененіе изъ душъ нашихъ всякой лжи и за насажденіе истины, которая приближаетъ насъ къ Богу.

Что сказать о тѣхъ, которые постятся иначе? Постъ ихъ безплоденъ.

Нашъ великій святитель Тихонъ Задонскій ясно говоритъ, что одинъ тѣлесный постъ безъ поста духовнаго, «ничтоже есть».

Но вмѣстѣ съ тѣмъ нельзя относиться безразлично и пренебрежительно и къ посту тѣлесному, какъ это многіе дѣлаютъ, въ особенности въ настоящее время. Не устанавливала бы Церковь тѣлеснаго поста, еслибы онъ былъ ненуженъ или маловаженъ.

Тѣлесный постъ — великое и могущественное оружіе въ борьбѣ съ нашими страстями и похотями. И онъ настолько важенъ и необходимъ, что безъ него не можетъ быть у насъ надлежащаго успѣха и въ постѣ духовномъ. Воздерживаясь отъ недозволенной постомъ пищи, мы оказываемъ послушаніе Церкви, которое смиряетъ нашу гордыню, являющуюся родоначальникомъ всѣхъ грѣховныхъ страстей и похотей. Вмѣстѣ съ тѣмъ тѣлесный постъ помогаетъ намъ совладать съ нашей плотью, въ которой какъ разъ и гнѣздятся многія /с. 322/ страсти и похоти, питаемыя и укрѣпляемыя невоздержаніемъ въ пищи и питіи. Духъ въ человѣкѣ долженъ занимать господствующее положеніе, а плоть — подчиненное. Но если плоть не смирять тѣлеснымъ постомъ, она начинаетъ господствовать надъ духомъ, порабощая и угнетая его до такой степени, что духовная жизнь въ человѣкѣ какъ бы замираетъ. Человѣкъ падаетъ тогда съ высоты своего человѣческаго достоинства и обращается въ плоть бездушную, неспособную имѣть общеніе съ Богомъ. Духъ Божій тогда отступаетъ отъ человѣка по слову Самого Господа: «Не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ во вѣкъ, зане суть плоть» (Быт. 6, 3).

Но если Духъ Божій отступаетъ отъ человѣка, тогда въ сердце его открывается доступъ бѣсу.

Вотъ почему сказано Господомъ: «Сей родъ (бѣсовскій) не исходитъ, токмо молитвою и постомъ».

Съ этой точки зрѣнія вполнѣ понятно все то, что произошло съ нашей несчастной Родиной. Русскій народъ, отступившій отъ Бога, поправшій завѣты Евангелія и правила св. Церкви, въ томъ числѣ и правило о постѣ, подвергся страшному бѣснованію. Подобное же бѣснованіе, только въ разныхъ видахъ и формахъ, наблюдается нынѣ и во всемъ богоотступническомъ человѣческомъ родѣ и влечетъ все человѣчество къ конечной погибели. Единственное спасеніе для міра — въ этомъ обоюдоостромъ оружіи противъ бѣсовъ, по выраженію нашихъ великопостныхъ церковныхъ пѣснопѣній, — въ молитвѣ и постѣ.

Потому такъ и радуется еще не окончательно погрязшая въ тинѣ бѣсовскаго зла душа человѣческая наступленію Великаго поста, чувствуя въ немъ единственное мощное средство своего спасенія. И зная это, Св. Церковь радостно взываетъ ко всѣмъ вѣрнымъ чадамъ своимъ:

«Постное время свѣтло начнемъ, къ подвигомь духовнымъ себе подложивше: очистимъ душу, очистимъ плоть, постимся якоже въ снѣдехъ отъ всякія страсти, добродѣтельми наслаждающеся духа: въ нихже совершающеся любовію, да сподобимся вси видѣти всечестную страсть Христа Бога, и святую Пасху, духовно радующеся».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 314-322.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.