Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЪ НАМИ БОГЪ!

«Всяческая днесь радости исполняются, Христосъ родися въ Виѳлеемѣ».

Какъ величественно и торжественно звучитъ на всенощномъ бдѣніи подъ праздникъ Рождества Христова древнее пророчество св. Исаіи: «Съ нами Богъ, разумѣйте языцы, и покоряйтеся, яко съ нами Богъ!» Сколько самой возвышенной и свѣтлой радости, сколько самой твердой и ничѣмъ непоколебимой надежды на милость и помощь Божію внушаетъ оно намъ, странствующимъ въ невѣрной и измѣнчивой земной юдоли — юдоли грѣха, печали и слезъ.

Какой это чудный праздникъ — день Рождества Христова! какое дивное торжество! Уста смыкаются предъ священнымъ безмолвіемъ Виѳлеемской ночи, сердце въ тишинѣ внемлетъ ангельскому пѣнію:

«Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!»

«Нынѣ не время поученій», говоритъ отечественный нашъ подвижникъ и витія святитель Ѳеофанъ: «нынѣ не время поученій, но время славословій; нынѣ не время наставленій, но время благодареній». И къ этому-то и зоветъ насъ Церковь.

«Христосъ раждается — славите!» взываетъ она: «Христосъ съ небесъ — срящете! Христосъ на земли — возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселіемъ воспойте людіе, яко прославися».

Что еще къ этому можно прибавить? Развѣ можно выразить чувство радости и ликованія сильнѣе, чѣмъ оно выражено въ этихъ немногихъ, но столь много говорящихъ сердцу вѣрующаго словахъ? Сколько пламенной вѣры и горячаго вдохновенія слышно въ этихъ словахъ, какая неотразимо-влекущая сила мощнаго призыва ко Христу заключается въ нихъ!

/с. 324/ Да и въ самомъ дѣлѣ: какъ не радоваться, какъ не ликовать намъ въ этотъ преславный день Рождества Христова? Вѣдь въ этотъ день совершилось то, чего тысячелѣтіями ожидало погрязшее во грѣхахъ, страстяхъ и порокахъ, уже отчаявшееся въ своемъ спасеніи человѣчество, измученное враждой и отсутствіемъ высокихъ и осмысленныхъ интересовъ и цѣлей въ жизни. Сладостной мечтой объ этомъ днѣ сознательно или безсознательно только жили и дышали на протяженіи болѣе пяти тысячъ лѣтъ всѣ лучшіе представители человѣчества до Христа — вѣтхозавѣтные праведники и пророки, и славные мудрецы языческаго міра, вѣрившіе въ то, что только пришествіе въ міръ Сына Божія сможетъ облегчить человѣку путь добродѣтельной жизни, избавитъ его отъ тяготѣющаго надъ нимъ чувства какой-то мучительной обреченности, водворитъ на землѣ миръ, принесетъ общее счастіе и новую блаженную жизнь.

И вотъ оно — совершилось. Совершилась «великая благочестія тайна: Богъ явился во плоти» и поселился между людьми, ставъ истиннымъ человѣкомъ, но не переставая въ то же время быть Богомъ.

Съ нами Богъ!

Онъ явился на землю для того, чтобы дѣйствительно даровать намъ эту новую блаженную жизнь, чтобы научить насъ какъ ея достигнуть и, что особенно важно, дать намъ необходимыя силы къ ея достиженію. Взошло «Солнце Правды» и озарило весь міръ Своимъ Божественнымъ свѣтомъ. Оно дало намъ «Свѣтъ и разумъ, да познаемъ Бога истиннаго и да будемъ въ истиннѣмъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ» (1 Іоан. 5, 20).

И теперь, послѣ всего того, что было намъ дано и сдѣдано для насъ Воплотившимся и явившимся на землю Сыномъ Божіимъ, если не видимъ мы среди современныхъ людей райской жизни, если не возносится постоянно среди насъ слава въ вышнихъ Богу, если нѣтъ на землѣ прочнаго мира и въ человѣкахъ благоволенія, то кто въ этомъ виновенъ?

Виновата въ этомъ только одна наша упорная, злая, коснѣющая въ порокахъ и преступленіяхъ человѣческая воля, отвращающаяся отъ своего Спасителя, — воля, которая не имѣетъ для себя уже никакихъ оправданій и которая понесетъ страшную кару, страшное возмездіе во Второе славное Пришествіе Христово, когда Христосъ /с. 325/ явится, какъ Мздовоздаятель, «судити живымъ и мертвымъ».

Какъ не убояться намъ этого? какъ не вострепетать при помышленіи о приближеніи къ намъ этого страшнаго дня суднаго?

Убоимся же этого! Но убоимся не вѣчнаго огня и страшныхъ мукъ, какъ презрѣнные рабы, не сотворившіе воли господина своего, а убоимся лучше своей черной неблагодарности Богу, своей безчувственности къ Его безчисленнымъ благодѣяніямъ, убоимся, какъ сыны, лишенія Отчей любви, убоимся оскорбить безмѣрную, несказанную любовь Божественную къ намъ, окаяннымъ грѣшникамъ. Сознаемъ наше высокое сыновнее достоинство, дарованное намъ Богомъ. Вѣдь мы — сыны Его по благодати, какъ подчеркивается это въ замѣчательномъ Апостольскомъ чтеніи, пріуроченномъ къ празднику Рождества Христова. Мы — сыны Божіи и наслѣдники Іисусъ Христомъ (Галат. 4, 7).

А для того, чтобы быть достойными того великаго наслѣдства, которое уготовалъ Онъ намъ во Царствіи Своемъ, возьмемъ примѣръ съ Него — примѣръ смиренія и послушанія. Когда въ предвѣчномъ совѣтѣ Божіемъ было рѣшено спасти человѣка чрезъ воплощеніе и крестныя муки Сына Божія, Сынъ Божій не отрекался этого, не прекословилъ, но тотчасъ же изрекъ: «Се иду, еже сотворити волю Твою, Боже» (Евр. 10, 9).

Вотъ каково было Его сыновнее послушаніе! И чего-чего только не перетерпѣлъ Онъ, Всемогущій Богъ, равночестный и сопрестольный Богу Отцу, лишь бы только исполнить волю Отца Своего небеснаго. Какъ безгранично умалилъ и уничижилъ Онъ Себя, сойдя во утробу Дѣвы и родившись отъ Нея безпомощнымъ младенцемъ! Какое безмѣрное смиреніе показалъ Онъ, Творецъ вселенной, обладатель всѣхъ сокровищъ міра, Которому съ трепетомъ предстоятъ ангельскія силы, положившись въ убогихъ ясляхъ въ мрачной подземной пещерѣ и повившись пеленами!

И все это Онъ сдѣлалъ для насъ, единственно по несказанной любви Своей къ намъ, чтобы насъ обогатить, насъ осчастливить, сдѣлать вѣчно-блаженными.

Что же мы?

Неужели не стыдно, не грѣшно оставаться намъ безчувственными къ такой любви?

/с. 326/ Но чѣмъ мы можемъ отблагодарить Его?

Возьмемъ примѣръ съ Него, убогаго Младенца, лежащаго «въ скотіихъ яслехъ».

Научимся отъ Него всецѣлой преданности волѣ Божіей, научимся Божественному смиренію, этому вѣнцу добродѣтелей, предадимъ себя съ полной покорностью въ руцѣ Его, дабы могъ Онъ на Страшномъ Судѣ Своемъ сказать о насъ Отцу Своему Небесному: «Се Азъ и дѣти, яже Ми далъ есть Богъ» (Евр. 2, 13).

Съ нами Богъ, братіе. Потщимся же и мы, несмотря ни на что, не прельщаясь никакими соблазнами и искушеніями временнаго и скоропреходящаго міра сего тлѣннаго, быть съ Нимъ. Въ этомъ единственный вѣрный залогъ нашего счастія, нашего благополучія не только въ этой временной, но и въ вѣчной, ожидающей неизбѣжно всѣхъ насъ жизни. Не станемъ скрываться и убѣгать отъ Него, какъ нѣкогда согрѣшившій Адамъ въ раю, но наоборотъ — смѣло и радостно пойдемъ къ Нему, мысленно припадемъ къ Божественнымъ стопамъ Его и, поклонившись Ему, какъ нѣкогда волхвы, отъ глубины сердца возопіемъ:

«Рождейся отъ Дѣвы, Боже, помилуй насъ!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 323-326.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.