Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

ЧЕМУ УЧИТЪ НАСЪ ВЕЛИКІЙ ПРОПОВѢДНИКЪ ПОКАЯНІЯ?

«Часъ присно провидя суда, рыдалъ еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, дѣлателенъ же былъ еси въ дѣлѣхъ учитель, преподобне, тѣмже, отче всемірный, лѣнивыя воздвизаеши къ покаянію» (Кондакъ преп. Ефрему Сирину).

Такими словами св. Церковь прославляетъ великаго проповѣдника покаянія — преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема Сирина, имя котораго такъ тѣсно связано съ Великимъ постомъ и память котораго празднуется всегда незадолго до наступленія Великаго поста — 28 января ст. ст.

Кто не знаетъ умилительной молитвы преп. Ефрема: «Господи и Владыко живота моего...», безъ которой невозможно представить себѣ великопостнаго Богослуженія? Но мало кто изъ современныхъ мірянъ знаетъ, что и другія письменныя творенія преп. Ефрема — его изумительныя по силѣ глубокаго покаяннаго чувства вдохновенныя назидательныя поученія включены св. Церковью въ кругъ великопостнаго Богослуженія, въ видѣ особыхъ, положенныхъ уставомъ, «чтеній». Наряду съ великимъ покаяннымъ канономъ преп. Андрея Критскаго, и эти дивныя поученія преп. Ефрема (которыя — увы! — вовсе не читаются теперь въ приходскихъ храмахъ) таковы, что «и самую жесточайшую душу довольны умягчити и къ бодрости благой воздвигнути» (синаксарь четвертка 5-й седмицы поста).

Многоплодовитый духовный писатель и проповѣдникъ преп. Ефремъ Сиринъ оставилъ послѣ себя множество замѣчательныхъ и разнообразныхъ по содержанію письменныхъ твореній, высоко оцѣненныхъ Св. Церковью. Соотечественники его наименовали его «пророкомъ сирскимъ», но слава его вскорѣ распространилась далеко за предѣлами его отечества во всей Вселенской Церкви, великимъ отцомъ и учителемъ которой онъ сталъ на всѣ послѣдующія времена.

Блаженный Іеронимъ пишетъ о немъ: «Ефремъ, діаконъ эдесскій, достигъ такой славы, что въ нѣкоторыхъ /с. 341/ церквахъ сочиненія его читаются публично послѣ Священнаго Писанія». «Прославлять мнѣ надобно того», говоритъ св. Григорій Нисскій, «кто въ устахъ всѣхъ христіанъ — Ефрема Сирина, того Ефрема, котораго жизнь и наставленія сіяютъ въ цѣломъ мірѣ». Блаженный Ѳеодоритъ не иначе называетъ преподобнаго Ефрема, какъ «чуднымъ Ефремомъ», а св. Ѳеофанъ — «великимъ Ефремомъ». Творенія преп. Ефрема — истолковательныя, догматическія и пѣснопѣвческія — показываютъ въ немъ и глубокое знаніе Священнаго Писанія и обширную ученость.

Но болѣе всего прославился преп. Ефремъ, какъ учитель христіанской жизни и, въ частности, какъ проповѣдникъ сокрушенія сердечнаго. По свидѣтельству нашего выдающагося церковнаго историка Архіепископа Филарета Черниговскаго, «сочиненія послѣдняго рода составляютъ именную печать души преподобнаго Ефрема и вмѣстѣ его славу на всѣ вѣка». Св. Григорій Нисскій говоритъ, что «плакать для Ефрема было то же, что для другихъ дышать воздухомъ, — день и ночь лились у него слезы».

Прославленный даромъ чудотвореній, отрѣшившійся отъ всѣхъ земныхъ привязанностей, отдавшійся непрестанной молитвѣ, пощенію, бдѣнію, богомыслію, нестяжательности, но вмѣстѣ съ тѣмъ и милосердію, проявлявшемуся въ дѣятельномъ служеніи ближнимъ, необычайно смиренный подвижникъ, постоянно осуждавшій себя, но въ то жо время ревностный и тонкій обличитель еретиковъ, неутомимый и глубокомысленный толкователь Священнаго Писанія, искренній и искусный пѣснописецъ, рѣдкій знатокъ человѣческаго сердца и пламеннѣйшій проповѣдникъ покаянія и нравственнаго обновленія, — преп. Ефремъ, по словамъ св. Григорія Богослова, вмѣщалъ въ себѣ все то, что составляетъ отличительныя черты человѣка по Богу.

Знаніе духовной природы человѣка, пріобрѣтенное путемъ постояннаго самоуглубленія, привело его, однако, къ сознанію того, что самое необходимое для человѣка это — сокрушеніе сердечное и плачъ о грѣхахъ своихъ. И онъ самъ постоянно плакалъ, и другихъ въ своихъ поученіяхъ училъ плакать, въ строгомъ соотвѣтствіи съ второй заповѣдью блаженства: «Блажени плачушіи, яко тіи /с. 342/утѣшатся» (Матѳ. 5, 4). И поученія преп. Ефрема, съ одной стороны, поражаютъ и сокрущаютъ душу страхомъ, но въ то же время, исполняя ее глубокаго умиленія, утѣшаютъ высокою неземною радостью.

Ни о чемъ другомъ такъ много не говорилъ и не писалъ преп. Ефремъ, какъ о сокрушеніи сердечномъ, какъ о необходимости постоянно проливать слезы покаянія, потому что и самъ онъ былъ проникнутъ чувствомъ глубочайшаго сокрушенія о грѣхахъ своихъ. Ни днемъ ни ночью не отступала отъ него эта мысль о грѣхахъ. «На ложѣ моемъ», говоритъ онъ въ одномъ изъ своихъ умилительныхъ пѣснопѣній: «помыслилъ я о Тебѣ, Человѣколюбче, и въ полночь возсталъ прославить благость Твою. Привелъ себѣ на память долги и грѣхи свои и пролилъ потоки слезъ. Ободряли меня разбойникъ, мытарь, Марія-грѣшница, Хананеянка, и также кровоточивая и Самаряныня при кладезѣ водномъ. Они говорили мнѣ: "возстань, умоляй о щедротахъ; Господь твой исполненъ щедротъ"».

Полный сокрушенія сердечнаго, преп. Ефремъ старается и другихъ расположить къ такому же смиренному сознанію своихъ грѣховъ, причемъ всегда выставляетъ напередъ свое собственное недостоинство. «Будьте, по сердоболію», говоритъ онъ въ одномъ своемъ поученіи: «сострадательны ко мнѣ, братіе... склонитесь на воззваніе человѣка, который обѣщался благоугождать Богу, и солгалъ Сотворившему его; — склонитесь, чтобы вашихъ ради молитвъ избавиться мнѣ отъ обладающихъ мною грѣховъ. Съ дѣтства сталъ я сосудомъ непотребнымъ и нечестнымъ... Увы мнѣ, какому подпалъ я осужденію! Увы мнѣ, въ какомъ я стыдѣ... Подлинно, у меня только образъ благочестія, а не сила его».

Стараясь въ другихъ возбудить сокрушеніе, онъ прежде стремится возбудить его въ себѣ: «Сокрушайся, душе моя, сокрушайся о всѣхъ благахъ, которыя получила ты отъ Бога и которыхъ не соблюла. Сокрушайся о всѣхъ злыхъ дѣлахъ, которыя совершила ты! Сокрушайся и кайся, чтобы не предали тебя во тьму кромѣшнюю». Вслѣдъ за тѣмъ обращается онъ и къ другимъ: «Пріидите, братіе мои, пріидите отцы, пріидите рабы Христовы, сокрушимъ сердцá свои и будемъ день и ночь плакать предъ Господомъ... Пріидите, въ сокрушеніи и въ простотѣ сердца припадемъ къ Богу; потому что Онъ благъ и милосердъ и спасаетъ кающихся».

/с. 343/ Весьма характерны и важны послѣднія слова этого призыва.

Они, какъ и многія другія мѣста его твореній, въ корнѣ опровергаютъ мнѣніе современныхъ свѣтскихъ ученыхъ, далекихъ отъ духа истиннаго христіанства (см. напримѣръ, курсъ «Исторіи Русской Словесности» проф. В. В. Сиповскаго, ч. I, вып. II, стр. 32), будто преп. Ефремъ былъ пессимистомъ — мнѣніе, котораго держатся объ истинномъ христіанствѣ вообще современные мнимые христіане. Сокрушеніе преп. Ефрема отнюдь не было какимъ-то горькимъ безотраднымъ состояніемъ души. Во всѣхъ проповѣдяхъ своихъ онъ обращаетъ мысль слушателей къ христіанскому ученію о благости Божіей, а потому сквозь слезы въ его словахъ сіяетъ тихая небесная радость, истекающая изъ сердца, полнаго любви къ Богу и крѣпкаго упованія на своего Спасителя. Слезы его были слезами не мрачнаго безотраднаго отчаянія, какъ это было бы свойственно пессимисту, а слезами сладкаго умиленія. И самъ онъ никогда не былъ мраченъ съ виду. «Лице Ефрема», говоритъ св. Григорій Богословъ: «цвѣло и сіяло радостью, тогда какъ ручьи слезъ лились изъ глазъ его. Ефремъ и тамъ, гдѣ говоритъ о сокрушеніи, возносится мыслью къ благости Божіей, изливаетъ благодареніе и хвалу Всевышнему. Во всѣхъ словахъ и дѣлахъ его исторгалось изъ души его псаломское слово: «На Него упова сердце мое» (Пс. 27, 7). И между наставленіями его видимъ мы цѣлыя размышленія «О любви къ Господу», «О блаженствахъ» надежды и проч. Оттого-то въ поученіяхъ преп. Ефрема столько духовной сладости и силы: онѣ и поражаютъ и утѣшаютъ, сокрушаютъ страхомъ и наполняютъ кроткимъ умиленіемъ.

Въ виду такихъ высокихъ достоинствъ, наставленія преп. Ефрема пріобрѣли и такую вполнѣ заслуженную ими славу въ Вселенской Церкви, что были включены въ составъ великопостнаго Богослуженія. Были они и самымъ любимымъ чтеніемъ, послѣ Псалтири, и у нашихъ благочестивыхъ предковъ на Святой Руси, благоговѣвшихъ передъ Св. Ефремомъ и воспитывавшихся на его твореніяхъ въ духѣ истиннаго христіанства — св. Православія.

Но что именно сдѣлало преподобнаго Ефрема такимъ великимъ наставникомъ подлинно-христіанскаго православнаго благочестія?

/с. 344/ Объ этомъ ясно говорится въ приведенномъ нами выше, въ самомъ началѣ сей статьи, кондакѣ преп. Ефрему, который, какъ и всякій кондакъ, выражаетъ самую главную, самую характерную черту празднуемаго Церковью святого.

Какая же это черта у преподобнаго Ефрема?

Вотъ какая: «Часъ присно провидя суда, рыдалъ еси горько, Ефреме...» Самая главная, самая существенная, самая характерная черта въ преп. Ефремѣ, черта, наиболѣе для него типичная, черта, опредѣлившая все его умонастроеніе и поднявшая его на такую необычайную духовную высоту, какъ одного изъ величайшихъ проповѣдниковъ христіанской жизни, это то, — что онъ «присно», то-есть: всегда, непрестанно, безпрерывно «провидѣлъ часъ суда» — часъ послѣдняго суда Божія надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ, часъ Страшнаго Суда.

И дѣйствительно: наиболѣе сильныя, наиболѣе яркія, болѣе всего потрясающія душу и располагающія ее къ покаянію поученія преподобнаго Ефрема это тѣ, въ которыхъ онъ необыкновенно живо, такъ, какъ бы онъ самъ все это видѣлъ своими собственными очами, изобразилъ приходъ Антихриста, кончину міра, Второе Пришествіе Христово и Страшный Судъ. Въ собраніи его твореній мы находимъ цѣлыхъ 22 слова, посвященныхъ спеціально этой темѣ. Но и во всѣхъ другихъ своихъ поученіяхъ онъ такъ или иначе всегда касается этой же темы, какъ несомнѣннаго центральнаго пункта, долженствующаго опредѣлять собою все умонастроеніе истиннаго христіанина.

Какъ видно изъ всего вышесказаннаго, это постоянное помышленіе о Второмъ Пришествіи Христовомъ и Страшномъ Судѣ и было главнымъ возбудителемъ никогда не оставлявшаго преп. Ефрема покаяннаго настроенія духа. И оно не только не парализовало его воли и энергіи, не только не заставляло его «сидѣть сложа руки», а какъ разъ наоборотъ — было сильнѣйшимъ и мощнѣйшимъ стимуломъ его поистинѣ неутомимой и многоплодной дѣятельности, что и отмѣчено дальше въ кондакѣ: «дѣлателенъ же былъ еси въ дѣлѣхъ учитель, преподобне...» Онъ и самъ старался, слѣдуя призыву св. Іоанна Крестителя, «сотворить плоды достойные покаянія» и другихъ призывалъ къ этому.

/с. 345/ «Пріидите, возлюбленные, займемся куплею, пока еще длится день купли», взывалъ онъ: «пріидите, пріобрѣтемъ вѣчную жизнь, купимъ спасеніе душъ нашихъ... Подвизайтесь въ этотъ «единонадесятый часъ», спѣшите, чтобы не остаться внѣ затворенныхъ дверей. Вечеръ близко, и Мздовоздаятель идетъ съ великою славою воздать каждому по дѣламъ его. Покаемся, братіе, пока есть время».

«Подумай и смотри: се Женихъ уже приближается. Онъ грядетъ увѣнчать подвизавшихся законно и возлюбившихъ узкій и тѣсный путь... Се Женихъ — исходите въ срѣтеніе! Боюсь, чтобы день оный не засталъ насъ внезапно... Не будемъ же лѣниться... Пока не затворена дверь, спѣшите войти... постарайтесь благоугодить Богу, пока есть время... Пріидеть и не замедлитъ страшный тотъ часъ» («Увѣщаніе къ покаянію»).

При всемъ томъ мы знаемъ изъ житія преп. Ефрема, что онъ не былъ затворникомъ, совершенно ушедшимъ отъ міра, прекратившимъ всякое общеніе съ людьми и сидѣвшій взаперти. Онъ весь отдавался самой кипучей дѣятельности, направленной на благо св. Церкви и на спасеніе душъ. И это была настоящая, а не какая-либо показная, исполненная исканія суетной славы дѣятельность. Ожидая, по заповѣди Господней, близости Второго Пришествія Господа и Страшнаго Суда Его, онъ и самъ спѣшилъ «дѣлать» и другихъ, какъ мы видѣли, увѣщевалъ спѣшить. Такъ, онъ былъ участникомъ Перваго Вселенскаго Собора, вмѣстѣ съ своимъ наставникомъ св. Іаковомъ, епископомъ Низибійскимъ; подъ его же руководствомъ онъ не только самъ изучалъ Слово Божіе, но и другихъ училъ въ особомъ училищѣ. Онъ участвовалъ въ чудесной защитѣ Низибіи отъ персидскаго царя Сапора. По смерти своего учителя св. Іакова и паденіи Низибіи подъ власть персовъ, преп. Ефремъ удалился въ Эдессу, гдѣ все свободное отъ труда, ради своего пропитанія, время употреблялъ на проповѣдь Слова Божія язычникамъ. Удалившись въ пустынную эдесскую гору для подвиговъ, онъ началъ писать тамъ толкованіе на Пятокнижіе. Вскорѣ онъ открылъ въ Эдессѣ цѣлое училище, изъ котораго впослѣдствіи вышли знаменитые учители Сирской Церкви. Поперемѣнно, св. Ефремъ то наставлялъ иноковъ, то посѣщалъ городъ, неустанно проповѣдуя и ут/с. 346/верждая въ вѣрѣ его жителей. Со всей, свойственной ему, пламенной ревностью боролся онъ противъ многочисленныхъ еретиковъ — гностиковъ, манихеевъ и аріанъ и имѣлъ такой успѣхъ, что Эдесса сдѣлалась подлинно твердыней Православія и городомъ «цвѣтущимъ благочестіемъ». Это благочестіе не поколебалось даже въ тяжкія времена Іуліана-Отступника. Трудно представить себѣ болѣе кипучую пастырскую дѣятельность, чѣмъ та, которую велъ преп. Ефремъ. Въ этомъ отношеніи онъ даетъ высокій примѣръ всѣмъ христіанскимъ пастырямъ, которые не должны замыкаться отъ своихъ пасомыхъ, но обязаны постоянно навѣщать ихъ — не для того, чтобы «проводить время въ гостяхъ», а для того, чтобы утверждать ихъ въ вѣрѣ и благочестіи.

Мало того. Ища для самого себя духовнаго назиданія, преп. Ефремъ предпринялъ нелегкое по тѣмъ временамъ путешествіе. Прежде всего онъ посѣтилъ колыбель монашества — Египетъ, желая видѣть тамошнихъ великихъ подвижниковъ, а на обратномъ пути побывалъ въ Кесаріи, чтобы повидать тамъ великаго Василія. Св. Василій поставилъ его въ санъ діакона и впослѣдствіи пытался рукоположить его во епископа, но преп. Ефремъ притворнымъ юродствомъ избавился отъ этой чести, коей, по смиренію, считалъ себя недостойнымъ.

Возвратившись въ Эдессу, преп. Ефремъ хотѣлъ остатокъ дней своихъ провести въ уединеніи, но голодъ, поразившій близкій ему городъ, еще разъ вызвалъ его туда на помощь страждущимъ. Сильнымъ словомъ своимъ онъ смягчилъ жестокосердіе богачей, и они стали приносить ему деньги и другія стяжанія для помощи нуждающимся. Принимая эти приношенія, преп. Ефремъ раздавалъ ихъ голодающимъ, а для больныхъ и безпріютныхъ устроилъ богадѣльню. Только съ прекращеніемъ голода преп. Ефремъ вернулся въ свою пещеру, гдѣ вскорѣ и предалъ духъ свой Богу (372 г.), оставивъ послѣ себя замѣчательное, собственноручно написанное имъ завѣщаніе. Въ этомъ завѣщаніи онъ съ особенной силой внушаетъ ученикамъ ту же ревность о сохраненіи правой вѣры, которой горѣла душа его: «Ни днемъ, ни ночью», говорилъ онъ: «во всю жизнь свою никого не злословилъ я, и съ начала бытія своего ни съ кѣмъ не ссорился, но непрестанно состязался въ собраніяхъ съ отступниками. Бѣгайте ихъ и ученія ихъ, и не приближайтесь къ нимъ!» Кротчайшій и смиреннѣйшій, препо/с. 347/давая благословеніе своимъ вѣрнымъ ученикамъ, продолжателямъ его дѣла, онъ съ возмущеніемъ припоминаетъ имена измѣнниковъ истины и предаетъ ихъ проклятію.

Таковъ былъ этотъ славный подвижникъ, великій учитель христіанской вѣры и благочестія, великій проповѣдникъ покаянія. Столь многоплодна была его дѣятельность, столь велики его заслуги передъ Вселенской Церковью!

Все, что мы о немъ знаемъ изъ его житія и твореній, въ корнѣ опровергаетъ ходячее нынѣ, неосновательное мнѣніе о томъ, будто ожиданіе Второго Пришествія Христова и постоянное помышленіе о Страшномъ Судѣ отнимаетъ жизненность, энергію и лишаетъ воли къ дѣятельности. Только любящіе міръ со всѣми его грѣховными обольщеніями могутъ называть умонастроеніе, столь прославившее преподобнаго Ефрема Сирина и сдѣлавшее его великимъ отцемъ и учителемъ Церкви, «пессимизмомъ». Распространенное въ наше время отталкиваніе отъ мысли о Страшномъ Судѣ, нежеланіе слышать о немъ есть только яркое проявленіе духа современности, глубоко враждебной истинному христіанству и ищущей себѣ иныхъ настроеній, иныхъ путей жизни, ведущихъ несомнѣнно къ Антихристу — яркій симптомъ Отступленія.

Проходя предстоящее намъ теперь поприще Великаго поста, будемъ, слѣдуя заповѣди Церкви, насколько это для насъ возможно, назидать себя вдохновенными твореніями преп. Ефрема, впитывая въ себя его дивныя наставленія о покаяніи и слѣдовать его призыву о непрестанномъ памятованіи Второго Пришествія Господня и неизбѣжно ожидающаго насъ всѣхъ Страшнаго Суда: «День и ночь имѣй предъ очами послѣдній часъ!.. не преставай испытывать Божественныя Писанія, не преставай вопрошать мать свою — Церковь, когда пріидетъ желанный Женихъ? Разспрашивай и развѣдывай о знаменіи Его пришествія, потому что Судія не укоснитъ».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 340-347.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.