Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

ПОЛНОТА ПАСХАЛЬНОЙ РАДОСТИ — ЛИШЬ ВЪ ВѢРНОСТИ ХРИСТУ.

«Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ» (Іоан. XVI, 22). «Веселимся Божественнѣ... Христосъ бо воста — веселіе вѣчное» (Канонъ Пасхи).

Наша православная христіанская вѣра — это никогда не престающая, вѣчно живущая въ сердцахъ нашихъ радость. Это — радость о Воскресшемъ Господѣ, радость Воскресенія, радость пасхальная.

Не безъ особаго глубокаго значенія, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ великій отецъ Церкви св. Іоаннъ Златоустъ, въ пасхальную ночь, а затѣмъ и въ теченіе всего пасхальнаго періода читается въ храмахъ нашихъ боговдохновенная книга Дѣяній Апостольскихъ. Она, какъ никакая другая книга, живо и ярко говоритъ намъ о величайшей истинѣ христіанства — о Воскресеніи Христовомъ и «содержитъ въ себѣ по преимуществу доказательства Воскресенія» (Творенія св. Іоанна Златоуста, томъ IX, стр. 5-8). Изъ нея мы узнаемъ, что свв. Апостолы, проповѣдуя евангельское ученіе, благовѣствовали прежде всего о Христѣ Распятомъ и Воскресшемъ изъ мертвыхъ, и эта именно проповѣдь оказывала такое могущественное дѣйствіе на слушателей, плѣняя тысячи сердецъ въ послушаніе Христово.

Это и понятно, ибо ничего такъ не жаждетъ человѣчество, какъ избавленія отъ многообразныхъ скорбей, неизбѣжно сопряженныхъ съ «оброкомъ грѣха» — смертью (Рим. VI, 23). Воскресеніемъ Христовымъ побѣждена смерть, попрана адская сила грѣха, и потому Пасха торжественно прославляется нами, какъ «избавленіе скорби» (см. стихиры Пасхи).

Вотъ почему такъ чутко и воспріимчиво сердце человѣка къ свѣтлой пасхальной радости!

Но вся полнота пасхальной радости доступна намъ лишь при храненіи нами безусловной вѣрности Христу Воскресшему, всецѣлой преданности Ему, какъ /с. 362/ Богу и Спасителю нашему, и полной непримиримости къ врагамъ Его.

Не случайно въ дни св. Пасхи, въ теченіе всей Свѣтлой седмицы, за Божественной литургіей, вмѣсто Трисвятаго, поется ликующе-радостное пѣснопѣніе: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуіа», являющееся составной частью великаго таинства Крещенія. Это не потому только, что ко дню св. Пасхи, въ день Великой Субботы, принимало св. крещеніе множество оглашенныхъ. Въ этомъ есть и свой особый глубокій таинственный смыслъ.

Вѣдь Крещеніе, какъ учитъ насъ св. Апостолъ Павелъ, совершается во образъ смерти и Воскресенія Христовыхъ:

«Или не разумѣете», спрашиваетъ св. Апостолъ Римлянъ, къ которымъ пишетъ свое посланіе: «яко елицы во Христа Іисуса крестихомся, въ смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещеніемъ въ смерть: да якоже воста Христосъ отъ мертвыхъ славою Отчею, тако и мы во обновленіи жизни ходити начнемъ. Аще бо сообразни быхомъ подобію смерти Его, то и воскресенія будемъ» (Римл. VI, 3-5).

Эти слова св. Апостола Павла и читаются какъ разъ за Божественной литургіей въ Великую Субботу, указывая намъ на таинственную связь, существующую между смертью и Воскресеніемъ Христовымъ и нашей смертью для грѣха и воскресеніемъ къ новой жизни въ таинствѣ Крещенія.

Такимъ образомъ, радость Крещенія и радость Воскресенія — это, въ существѣ своемъ, одно и то же чувство — чувство высокой духовной радости, «радости о Господѣ».

Это — радость духовнаго обновленія, радость облеченія во Христа, радость сочетанія со Христомъ, какъ источникомъ жизни вѣчной, радость всецѣлой отданности, вѣрности Христу, какъ нашему Спасителю, воскресеніемъ Своимъ даровавшему намъ жизнь вѣчную.

«Аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите», завѣщалъ Христосъ Своимъ ученикамъ, а въ лицѣ ихъ и всѣмъ намъ на Тайной Вечери (Іоан. XIV, 15). Вѣрность /с. 363/ Христу-Спасителю, естественно вытекающая изъ любви къ Нему, выражается прежде всего въ храненіи Его заповѣдей. Любящій Христа и стремящійся быть вѣрнымъ Ему долженъ всячески ограждать себя отъ впаденія въ грѣхи, противные евангельскимъ заповѣдямъ. Но само Слово Божіе учитъ насъ, что совершенно уберечь себя отъ впаденія въ грѣхи мы не можемъ: «Нѣсть человѣкъ, иже живъ будетъ и не согрѣшитъ» (3 Цар. VIII, 46 и заупок. молитва) и «Аще речемъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ» (1 Іоан. I, 8). Потому-то и установлено таинство «втораго крещенія», или покаяніе, которое и очищаетъ насъ вновь отъ грѣховъ, содѣянныхъ послѣ крещенія.

И при впаденіи въ обычные, по немощи естества человѣческаго, грѣхи, мы можемъ все же хранить вѣрность Христу, какъ Богу и Спасителю нашему, если не забываемъ приносить искреннее покаяніе.

А это и есть самое важное.

Что это такъ, объ этомъ свидѣтельствуютъ слова заключительной въ чинѣ «Послѣдованія по исходѣ души отъ тѣла» молитвы, столь для насъ, грѣшныхъ людей, утѣшительныя:

«...Даруй ему (новопреставленному усопшему) причастіе и наслажденіе вѣчныхъ Твоихъ благихъ, уготованныхъ любящимъ Тя. Аще бо и согрѣши, но не отступи отъ Тебе, и несумнѣнно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя въ Троицѣ славимаго вѣрова, и Единицу въ Троицѣ и Троицу во Единствѣ, православно даже до послѣдняго своего издыханія исповѣда. Тѣмже милостивъ тому буди, и вѣру, яже въ Тя, вмѣсто дѣлъ вмѣни, и со святыми Твоими яко щедръ упокой. Нѣсть бо человѣка, иже поживетъ и не согрѣшитъ...»

Изъ словъ этой молитвы ясно видно, что самое страшное это не столько грѣхи, свойственные немощному естеству человѣка, сколько отступленіе отступленіе отъ истинной вѣры, отступленіе отъ истинной Церкви, сознательный отходъ отъ служенія Христу, какъ Богу и Спасителю нашему.

/с. 364/ Такой «отходъ» неизбѣжно ведетъ къ переходу въ станъ враговъ Христовыхъ — въ сообщество служителей Антихриста, подготовляющихъ явленіе его.

«Всякій духъ», говорилъ еще въ апостольскія времена возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ: «который не исповѣдуетъ Іисуса Христа, пришедшаго во плоти, не есть отъ Бога, но это — духъ Антихриста» (1 Іоан. IV, 3).

Это отверженіе спасительной для насъ «тайны благочестія — явленія Бога во плоти» (1 Тим. III, 16) съ тѣхъ поръ принимало разные виды и формы въ различныхъ ересяхъ и лжеученіяхъ. Но существомъ ихъ было всегда одно и тоже — искаженіе истинной вѣры и отходъ отъ истинной Церкви. На протяженіи всей исторіи христіанства врагъ человѣческаго спасенія постоянно стремился «Тайнѣ благочестія» противопоставить свою тайну — «Тайну беззаконія» (2 Солун. II, 7).

Не будетъ преувеличеніемъ сказать, что вся исторія человѣчества со времени явленія въ міръ Воплотившагося Сына Божія это есть не что иное, какъ никогда не прекращающаяся, упорная борьба «Тайны беззаконія» противъ «Тайны благочестія». И въ этой борьбѣ врагь рода человѣческаго не перестаетъ прибѣгать ко всевозможнымъ, самымъ разнообразнымъ ухищреніямъ и уловкамъ, причемъ чѣмъ дальше, тѣмъ козни его становятся все болѣе и болѣе утонченными.

Мы знаемъ изъ Евангелія, какъ іудейскіе первосвященники «оклеветали Спасово востаніе», «сребреники довольны» давше воинамъ и научивъ ихъ говорить, что «ученики Его, пришедши ночью, украли Его» (Матѳ. XXVIII, 11-15). Эта весьма примитивная и наивная ложь, неоправдавшая себя, впослѣдствіи была замѣнена другими видами лжи, съ цѣлью подорвать въ людяхъ спасительную вѣру въ великую истину Воскресенія Христова.

Съ тѣхъ поръ ложь и клевета, всякаго рода извращенія и искаженія становятся главными орудіями врага въ его смертельной борьбѣ противъ истинной вѣры и Церкви. Врагъ человѣческаго спасенія — діаволъ, находя себѣ путемъ подкупа тѣми или иными земными /с. 365/ благами достойныя орудія среди людей, не перестаетъ клеветать на истинную вѣру и Церковь, называя «бѣлое» «чернымъ», а «черное» — «бѣлымъ», правду называя ложью, а ложь — правдой, и искусно сѣя невѣріе, зловѣріе и ложную — подложную вѣру, вмѣсто истинной.

Мы, однако, не должны, не смѣемъ забывать, что истинная вѣра — только одна, какъ одинъ Богъ (см. Ефес. IV, 5-6), а равнымъ образомъ и истинная Церковь — тоже только одна, ибо Господь Іисусъ Христосъ основалъ только одну Церковь (Матѳ. XVI, 18), а не много разныхъ церквей.

Казалось бы, все это такъ ясно и понятно.

До недавняго, сравнительно, времени это такъ и было. Но теперь врагъ настолько преуспѣлъ въ своихъ козняхъ и такъ спуталъ все въ сознаніи людей, казалось бы даже вѣрующихъ и благомыслящихъ, что одни какъ бы растерялись и обуреваются сомнѣніями, боясь показаться въ глазахъ другихъ «отсталыми», не достаточно передовыми, а другіе совсѣмъ здравый смыслъ потеряли, не говоря уже о тѣхъ, которые, оправдывая себя разными благовидностями, сознательно перешли на сторону врага, сдѣлавшись, въ сущности, христопродавцами.

Только этими утонченными кознями врага и можно объяснить столь широко распространенное нынѣ индифферентное у большинства современныхъ христіанъ отношеніе къ самымъ основнымъ, святымъ и дорогимъ сердцу истиннаго христіанина истинамъ христіанской вѣры, къ церковнымъ канонамъ, вѣковымъ обычаямъ и традиціямъ нашей вѣры и Церкви, холодное пренебреженіе ко всему этому и безстрашное попраніе святыни.

Подлинная, внутренняя, сердечная вѣрность Христу, какъ Богу и Спасителю, до крайности оскудѣла. Остался только внѣшній «образъ благочестія» — сила же его отвергнута.

Только благодаря этому и могли возникнуть въ наше время такія уродливыя, духовно-извращенныя явленія, какъ «живоцерковничество» и «обновленчество». Пренебреженіе догматомъ Церкви, легкомысленное попраніе /с. 366/ его и утрата живого церковнаго сознанія повела ко вступленію представителей помѣстныхъ православныхъ церквей въ такъ называемое «экуменическое движеніе», а въ Совѣтской Россіи — къ возникновенію такъ называемаго «сергіанства» и затѣмъ «совѣтской церкви», вполнѣ солидаризирующейся съ богоборческой совѣтской властью и сдѣлавшей себя послушнымъ орудіемъ безбожныхъ коммунистовъ въ страшномъ дѣлѣ осуществленія ихъ человѣкоубійственныхъ адскихъ плановъ въ мірѣ.

Все это и есть какъ разъ та «широкая область Отступленія», о которой повѣствуетъ намъ въ своемъ толкованій на 2-е посланіе къ Солунянамъ нашъ ученый богословъ и великій наставникъ христіанскаго благочестія святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, говорящій буквально такъ:

«Хотя имя христіанское будетъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это — только видимость, внутри же отступленіе истинное» (стр. 492).

Развѣ мы этого не видимъ уже теперь?

Развѣ не одна «видимость» служенія Христу у тѣхъ церковныхъ іерарховъ, которые ставятъ себя въ зависимость отъ всякихъ явныхъ и тайныхъ богоборческихъ и антихристіанскихъ обществъ и организацій, и въ своей дѣятельности обязуются выполнять ихъ предначертанія?

Что отъ того, если уста ихъ произносятъ Имя Христа, а сердца ихъ далече отстоятъ отъ Него? И не только далече отстоятъ отъ Него, но, слѣдуя приказу лукавыхъ господъ, строятъ ковы противъ Него и противъ истинныхъ послѣдователей и служителей Его?

Эта страшная область Отступленія на нашихъ глазахъ все болѣе и болѣе расширяется. Духъ обновленчества, или церковнаго «модернизма», глубоко противнаго духу подлиннаго Православія, духъ «экуменизма» — признанія равноправія и равноцѣнности всѣхъ вѣроисповѣданій, и «сергіанства» — сотрудничества съ богоборческой властью и антихристіанскими обществами и организаціями, стремительно захватываетъ все болѣе широкіе круги во всѣхъ помѣстныхъ православныхъ церквахъ, начинается повальное отреченіе отъ вѣрности Хри/с. 367/сту во имя подчиненія Веліару въ лицѣ богоборческаго начала, постепенно порабощающаго себѣ весь современный міръ.

Глядя на все то, что сейчасъ происходитъ въ помѣстныхъ православныхъ церквахъ: на то, какъ іерархи ихъ ѣздятъ на поклонъ въ красную Москву и возлагаютъ вѣнки на гробницы гонителей вѣры и Церкви, какъ стремятся они къ сліянію съ чуждыми истинному христіанству группировками, подъ благовиднымъ предлогомъ общаго единенія, какъ улетучивается въ нихъ духъ подлиннаго православнаго благочестія и насаждается духъ «обновленчества», какъ «модернизируется» у нихъ даже весь внѣшній обликъ церковной жизни, вплоть до внутренняго оборудованія храмовъ, наружности и поведенія священнослужителей, — нельзя не вспомнить подлинно-пророческихъ словъ Епископа Игнатія (Брянчанинова):

«Времена, чѣмъ далѣе, тѣмъ тяжелѣе... Отступничество предсказано со всею ясностью Св. Писаніемъ и служитъ свидѣтельствомъ того, сколько вѣрно и истинно все, сказанное въ Писаніи. Отступленіе попущено Богомъ: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись отъ него самъ: и этого съ тебя достаточно. Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобъ по возможности избѣгнуть вліянія его.

Отступленіе начало совершаться съ нѣкотораго времени быстро, свободно и открыто. Послѣдствія должны быть самыя скорбныя. Воля Божія да будетъ!

Милосердный Господь да покроетъ остатокъ вѣрующихъ въ Него! Но остатокъ этотъ скуденъ: дѣлается скуднѣе и скуднѣе.

Дѣло православной вѣры можно признать приближающимся къ рѣшительной развязкѣ... Одна особенная милость Божія можетъ остановить нравственную всегубящую эпидемію — остановить на нѣкоторое время, потому что надо же исполняться предреченному Писаніемъ.

Судя по духу времени и по броженію умовъ, должно полагать, что зданіе Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемыя мѣры поддержки заим/с. 368/ствуются изъ стихій міра, враждебнаго Церкви, и скорѣе ускорятъ паденіе ея, нежели остановятъ.

Не отъ кого ожидать возстановленія христіанства. Сосуды Св. Духа изсякли окончательно повсюду, даже въ монастыряхъ, этихъ сокровищницахъ благочестія и благодати, а Тѣло Духа Божія можетъ быть поддерживаемо и возстановлено только его орудіями. Милосердное долготерпѣніе Бога длитъ и отсрачиваетъ рѣшительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тѣмъ гніющіе или сгнившіе достигаютъ полноты тлѣнія. Спасающіеся должны понимать это и пользоваться временемъ, даннымъ для спасенія; «яко время сокращено есть», и отъ всякаго изъ насъ переходъ въ вѣчность не далекъ.

Къ положенію Церкви должно мирствовать, хотя вмѣстѣ должно понимать его. Это допущеніе свыше.

Старецъ Исаія говорилъ мнѣ: «пойми время. Не жди благоустройства въ общемъ церковномъ составѣ, а будь доволенъ тѣмъ, что предоставлено въ частности спасаться людямъ, желающимъ спастись. «Спасаяй да спасетъ свою душу», сказано остатку христіанъ, сказано Духомъ Божіимъ» («Отечникъ» и «Письма» Еп. Игнатія).

Утѣшительныя слова! Нѣтъ ничего для насъ неожиданнаго, непредвидѣннаго: все идетъ по прописаному. Попущеніе Божіе!

Но, какъ учитъ святитель Игнатій, «надо понимать происходящее!» Понимать, конечно, для того, чтобы самому не быть увлеченнымъ «духомъ времени», а «устраниться отъ него», «избѣгнуть вліянія его».

И для того, чтобы сохранить вѣрность Христу-Спасителю, Воскресшему изъ мертвыхъ и даровавшему намъ жизнь вѣчную!

У насъ есть еще наша Русская Зарубежная Церковь, которая хранитъ свое историческое преемство отъ прежней Россійской Православной Церкви. Противъ нея давно уже идетъ борьба, замѣтнымъ образомъ усиливающаяся въ послѣднее время. Не будемъ слишкомъ смущаться /с. 369/ этой борьбой: будемъ всячески оберегать и ограждать нашу Церковь, какъ послѣднее прибѣжище наше въ этомъ мірѣ, отъ увлеченія «духомъ времени», о которомъ говоритъ Епископъ Игнатій.

Не будемъ бояться остаться въ «меньшинствѣ»: главное для насъ — это оказаться въ составѣ того малаго остатка спасающихся, который Самъ Господь назвалъ «малымъ стадомъ», говоря:

«Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отецъ вашъ дати вамъ царство» (Луки XII, 32).

И кто всей душой принадлежитъ къ этому «малому стаду» спасающихся, тому ничто въ современномъ отступническомъ мірѣ не страшно, того ничто не въ силахъ будетъ поколебать въ его исповѣднической твердости, въ его стояніи за Правду Божію, ибо съ нимъ всегда вся полнота пасхальной радости — съ нимъ Самъ Христосъ Воскресшій, Побѣдитель ада и смерти.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 361-369.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.