Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

ПОКЛОНЕНІЕ БОГУ ВЪ ДУХѢ И ИСТИНѢ.

«Духъ есть Богъ: и иже кланяется Ему, духомъ и истиною достоитъ кланятися» (Іоан. IV, 24).

Въ пятую недѣлю по Пасхѣ за Божественной литургіей читается Евангеліе отъ Іоанна, повѣствующее о замѣчательной бесѣдѣ Господа Іисуса Христа съ женой-самарянкой. Въ этой бесѣдѣ Господь высказалъ чрезвычайно важную мысль о томъ, что истинно-вѣрующіе въ Бога люди должны поклоняться Богу въ духѣ и истинѣ:

«Грядетъ часъ, и нынѣ есть, егда истинніи поклонницы поклонятся Отцу духомъ и истиною: ибо Отецъ таковыхъ ищетъ покланяющихся Ему. Духъ есть Богъ: и иже кланяется Ему, духомъ и истиною достоитъ кланятися» (Іоан. IV, 23-24).

Очень любятъ это мѣсто изъ Евангелія разнаго рода лжеучители-сектанты, ополчающіеся на Православную Церковь. Они истолковываютъ его по-своему — въ томъ смыслѣ, будто Христосъ-Спаситель этими словами запрещаетъ всякую обрядность, всякое внѣшнее выраженіе молитвенныхъ чувствъ. При этомъ они забываютъ другое важное изреченіе Священнаго Писанія, говорящее противъ такого толкованія: «Прославите убо Бога въ тѣлесѣхъ вашихъ, и въ душахъ вашихъ, яже суть Божія» (1 Кор, VI, 20). Да и простой здравый смыслъ подсказываетъ: если человѣкъ двухсоставное существо — состоитъ изъ души и тѣла, то почему же тѣло не должно участвовать въ Богопоклоненіи?

Смыслъ этого изреченія гораздо болѣе глубокій: истинное Богопочитаніе не связано ни съ какимъ мѣстомъ, но пріобрѣтаетъ цѣну лишь отъ внутреннихъ качествъ своихъ. Не то это значитъ, что мѣсто совсѣмъ не имѣетъ значенія и что форма не нужна вовсе, но что главное — это внутренняя настроенность человѣка.

/с. 371/ Поклоненіе Богу должно быть «духовно» и «истинно». Вездѣ можно и нужно молиться Богу, но молитва эта должна быть «духовна», то-есть должна служить выраженіемъ дѣйствительнаго нашего внутренняго духовнаго устремленія къ Богу, и должна быть «истинна», то-есть не лицемѣрна, не притворна, — не показная только, наружная и фальшивая, но вполнѣ искренняя, исходящая изъ глубины сердца и отражающая дѣйствительное настроеніе души молящагося.

Настоящая «духовная» и «истинная» молитва, или, какъ ее называютъ святые отцы-подвижники, молитва «умно-сердечная» — удѣлъ лишь немногихъ. Она требуетъ большого подвига — труда надь очищеніемъ своего сердца отъ грѣховныхъ страстей, борьбы съ разсѣивающими вниманіе человѣка грѣховными помыслами. Велика немощь нашего естества человѣческаго, поврежденнаго грѣхомъ, и не такъ-то легко пріобрѣсти даръ настоящей, ничѣмъ не развлекаемой молитвы — молитвы, которая вполнѣ выражала бы собою наше поклоненіе Богу «въ духѣ и истинѣ». Много значитъ тутъ, однако, искреннее стремленіе стяжать такую молитву.

Но что сказать о людяхъ, которые и не стремятся къ такой молитвѣ — которые привыкли молиться лишь наружно? Еще хуже, если молятся съ какой-либо цѣлью напоказъ. Бываетъ и это.

Но совсѣмѣ страшно, когда люди только видъ дѣлаютъ, что молятся, не вѣруя вовсе въ Бога и не желая приносить поклоненія Богу, а поклоняясь на дѣлѣ врагу Божію и врагу человѣческаго спасенія — діаволу. А вѣдь такіе люди есть, и въ настоящее время ихъ становится все больше и больше!

Еще ужаснѣе, когда такіе люди оказываются въ средѣ духовнаго сословія, когда они облечены въ священный санъ и состоятъ въ высокихъ іерархическихъ степеняхъ. Будучи сами отступниками отъ Христа въ душѣ, при сохраненіи одной лишь видимости вѣрности Ему, они губятъ ввѣренныя имъ души, увлекая за собой на путь отступленія вѣрующихъ.

Они и составляютъ собою ту «церковь лукавнующихъ», о которой говорилъ еще Псалмопѣвецъ: «Возне/с. 372/навидѣхъ церковь лукавнующихъ, и съ нечестивыми не сяду» (Пс. XXV, 5).

Эта «церковь лукавнующихъ» въ настоящее время, хитроумными происками врага человѣческаго рода, не безуспѣшно стремится подмѣнить собою и совсѣмъ замѣнить для вѣрующихъ истинную Церковь — подлинную Церковь Христову.

Всѣ мы, кажется, болѣе или менѣе хорошо знаемъ богоборческую сущность человѣконенавистническаго ученія, сгубившаго нашу несчастную Родину-Россію, такъ называемаго «коммунизма», или «большевизма». Ни для кого не тайна, что однимъ изъ самыхъ основныхъ положеній этого разрушительнаго ученія является полное отверженіе всякой религіи, всякой вѣры въ Бога, въ духовный міръ и рѣшительная, непримиримая борьба «не на жизнь, а на смерть» съ Церковью Христовою. При этомъ особенно ненавистенъ богоборцамъ-коммунистамъ величайшій и радостнѣйшій христіанскій праздникъ Пасхи, какъ день побѣды нашего Господа и Спасителя надъ силою ада. Чего только ни предпринимали они, къ какимъ только ухищреніямъ и насиліямъ ни прибѣгали, лишь бы искоренить въ русскомъ народѣ торжественное празднованіе этого дня! Характерно въ этомъ отношеніи признаніе, сдѣланное однажды издававшейся въ Совѣтской Россіи газетой «Безбожникъ»: «Партія стремится выкорчевать праздникъ Пасхи по слѣдующимъ соображеніямъ: христіанская церковь учитъ, что Пасха — праздникъ любви, братства... Христіанскіе священники въ дни Пасхи говорятъ вѣрующимъ: «Простите другъ другу обиды, обнимите другъ друта, простите врагамъ вашимъ». Партія считаетъ это ученіе совершенно непріемлемымъ для народовъ: Пасха христіанская сѣетъ въ народныхъ массахъ вредныя идеи...» (1 апр.).

Откровенное признаніе! Куда ужъ идти дальше?

И вотъ, несмотря на все это, богоборческая совѣтская власть, не будучи въ силахъ «выкорчевать праздникъ Пасхи» и уничтожить вѣру во Христа въ русскомъ народѣ путемъ воздвигнутыхъ ею страшныхъ кровавыхъ гоненій, въ настоящее время, въ очахъ искусно введенныхъ ею въ заблужденіе людей, выступаетъ чуть ли не въ роли покровительницы Православной вѣры и Церкви. /с. 373/ Среди русской церковной іерархіи она нашла нѣсколькихъ лицъ, весьма податливыхъ и готовыхъ на всякіе компромиссы, которые согласились сотрудничать съ нею въ достиженіи ея страшныхъ богоборческихъ цѣлей. Служа по наружности Христу, они служатъ теперь въ дѣйствительности безбожной коммунистическрй партіи, послушно выполняя всѣ ея заданія, даже въ міровомъ масштабѣ.

Такъ возникла совѣтская «церковь лукавнующихъ», начало которой положилъ въ 1927 году митрополить Сергій, издавшій свою извѣстную «декларацію», въ коей онъ призывалъ православную русскую паству «выразить всенародную благодарность» совѣтской власти за «вниманіе къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія» (это лютой-то гонительницѣ Христовой вѣры и Церкви!), признать ее законной «властью отъ Бога» и повиноваться ей «не только изъ-за страха, но и по совѣсти», признавая ея радости и успѣхи своими радостями и успѣхами, а неудачи — своими неудачами.

Во время второй міровой войны безбожная совѣтская власть также весьма искусно использовала въ своихъ цѣляхъ подъемъ религіознаго и патріотическаго чувства въ русскомъ народѣ. Митрополитъ Сергій былъ сдѣланъ «патріархомъ» и въ благодарность за это издалъ ужасную, исполненную лжи и клеветы на исповѣдниковъ вѣры и новомучениковъ Россійскихъ, книгу: «Правда о религіи въ Россіи», въ которой ставилъ себѣ цѣлью «доказать», что никакихъ гоненій на вѣру и Церковь въ Совѣтской Россіи не было и нѣтъ и что «Церковь не можетъ жаловаться на власть» (см. стр. 24-25).

Сталъ выходить даже періодическій церковный журналъ. Но достаточно прочесть хоть нѣсколько номеровъ этого издаваемаго «церковью лукавнующихъ» съ «благословенія» богоборческой совѣтской власти «Журнала Московской Патріархіи», чтобы видѣть, какъ вѣрно служитъ она врагамъ Христовымъ, какую интенсивную пропаганду коммунистическаго режима ведетъ она во всемъ мірѣ, безъ зазрѣнія совѣсти, выдавая ложь за истину и истину провозглашая ложью.

Этою «церковью лукавнующихъ» широко пользуется въ настоящее время безбожная коммунистическая партія /с. 374/ для того, чтобы съ ея помощью распространить свое вліяніе и власть на Православномъ Востокѣ и даже во всемъ инославномъ мірѣ. И какъ мы видимъ теперь — во многомъ уже успѣваетъ.

Кто не пережилъ большевизма въ Россіи, тотъ никогда не пойметъ до конца, какой ужасъ онъ собою представляетъ. Поэтому не приходится особенно удивляться тому, что народы, даже и симпатизировавшіе прежде Россіи, перенесли свои симпатіи на современную большевицкую Россію, считая ее законной преемницей и продолжательницей дѣла прежней царской Россіи.

Но сколь велико передъ Богомъ, передъ истинной Церковью и передъ подлинной національной Россіей преступленіе служителей этой «церкви лукавнующихъ», которые всѣми силами стараются утвердить всѣхъ въ этомъ заблужденіи!

Дѣйствуютъ они при этомъ и на ихъ воображеніе, стремясь поразить его представленіемъ мнимаго величія и мощи современной «Русской Церкви», будто бы совершенно свободной и даже еще болѣе свободной, чѣмъ она была въ царской Россіи. Широко используютъ они и слабости человѣческой природы, падкой на честолюбіе и сребролюбіе.

Но развѣ не странно это? Лютые богоборцы, открыто исповѣдующіе свою ненависть ко Христу и Его Божественному ученію и давно уже провозгласившіе «отдѣленіе Церкви отъ государства», оказываютъ теперь всемѣрную и всестороннюю поддержку преемнику митрополита Сергія — нынѣшнему новому своему избраннику «патріарху Московскому и всея Руси» Алексію. Они охотно позволяютъ ему и его ближайшимъ сотрудникамъ ѣздить заграницу. Они поощряютъ чрезвычайно частые, какъ никогда въ прежнія времена, пріѣзды въ Россію представителей помѣстныхъ православныхъ церквей, вплоть до самихъ патріарховъ, и разныхъ инославныхъ делегацій, и при этомъ оплачиваютъ всѣ расходы по такимъ поѣздкамъ. Мало того: такіе посѣтители получаютъ щедрые дары, а нѣкоторые, по ихъ собственному откровенному признанію, даже регулярную матеріальную помощь, въ видѣ періодически выплачиваемаго имъ денежнаго пособія.

/с. 375/ Такъ, напримѣръ, въ томъ же «Журналѣ Московской Патріархіи» (№ 5 отъ 1945 года) въ статьѣ: «На пріемѣ у Сталина» мы находимъ сообщеніе митрополита Николая о томъ, какъ патріархъ Алексій благодарилъ правительство СССР за то, что оно «предоставило транспортныя средства для прибытія изъ заграницы приглашенныхъ на соборъ почетныхъ гостей, теплую одежду для пребыванія ихъ у насъ на зимніе дни, помѣщеніе и питаніе въ Москвѣ для всѣхъ членовъ собора, автомобили и автобусы для ихъ поѣздокъ въ Москвѣ».

Вѣдь, кажется, совершенно яснымъ, что убѣжденные противники всякой религіи не станутъ всего этого дѣлать даромъ!

Въ результатѣ мы читаемъ въ томъ же журналѣ безконечные восторженные отзывы представителей православныхъ помѣстныхъ церквей, а равно и инославныхъ делегацій и гостей о своемъ пребываніи въ СССР и о необыкновенной свободѣ и расцвѣтѣ религіозной и церковной жизни въ Совѣтской Россіи.

Мало, очень мало остается нынѣ людей, даже среди служителей Церкви, способныхъ на исповѣдническій и мученическій подвигъ за истину Христову. И много, очень много падкихъ на разнаго рода искушенія и обольщенія, — особенно же на искушенія честолюбіемъ и корыстолюбіемъ. Въ нашъ вѣкъ почти полнаго оскудѣнія истинной духовности, искренняго стремленія безкорыстно поклоняться Богу въ духѣ и истинѣ, рѣдко-рѣдко кто устоитъ передъ подобными искушеніями. А денежные дары многимъ совсѣмъ ослѣпляютъ ихъ духовныя очи — такъ что они готовы «черное» называть «бѣлымъ», а «бѣлое» — «чернымъ».

И вотъ мы наблюдаемъ теперь жуткую и скорбную картину того, какъ растетъ повсюду вліяніе совѣтской «церкви лукавнующихъ», которую многіе уже нынѣ склонны признавать истинной, законной Русской Церковью, несмотря даже на полное попраніе церковныхъ каноновъ ея основателями и вершителями ея судебъ. И какъ всегда въ подобныхъ случаяхъ, несмотря на вопіющую очевидность, которая свидѣтельствуетъ о противномъ, они придумываютъ всякія благовидныя соображенія /с. 376/ и предлоги къ ея признанію. А въ этомъ врагъ человѣческаго спасенія, конечно, всегда придетъ на помощь: казуистика, ложь, обманъ, клевета — его обычныя орудія.

Въ связи съ этимъ, происходитъ въ мірѣ «отсѣиваніе». Все болѣе одинокой становится въ этомъ мірѣ, подлинно какъ никогда теперь во злѣ лежащемъ, въ своемъ неуклонномъ стояніи за правду Божію, наша Русская Зарубежная Церковь. И мы уже чувствуемъ, какъ всѣ силы зла готовятся обрушиться на нее, чтобы поколебать ее въ ея твердомъ стояніи за Истину. Вѣдь она, почти одна только, до сихъ поръ рѣшительно отметаетъ всѣ искушенія лукавой современности, желая сохралить неизмѣнной свою вѣрность Христу Воскресшему; Она хочетъ быть и остаться Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и никакъ не желаетъ стать «церковью лукавнующихъ». И пастыри ея искренно стремятся приносить Богу поклоненіе въ духѣ и истинѣ, а не лгать предъ Богомъ и людьми, устами призывая Имя Христово, а на дѣлѣ служа Веліару, въ лицѣ страшнаго богоборческаго начала, готоваго уже подчинить своей власти весь человѣческій міръ.

Братіе, не будемъ малодушными! Съ нами Христосъ Воскресшій, Побѣдитель ада и смерти.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 370-376.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.