Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

«СОЗИЖДУ ЦЕРКОВЬ МОЮ, И ВРАТА АДОВА НЕ ОДОЛѢЮТЪ ЕЙ».

Мы только что отпраздновали великое и радостное торжество. Ежегодно, въ день 29 іюня нашей св. Церковью прославляется свѣтлая мученическая кончина двухъ величайшихъ Апостоловъ, болѣе всѣхъ потрудившихся въ проповѣди Евангелія — святыхъ Петра и Павла. Въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ этого дня св. Церковь едва находитъ слова, дабы достойнымъ образомъ отмѣтить ихъ апостольскую ревность, почтить ихъ самоотверженные благовѣстническіе труды.

«Апостоловъ первопрестольники», «вселенныя учителіе», «Богопроповѣдниковъ первостоятели», «руцѣ Евангелія благодати», «нозѣ истиннаго проповѣданія», «рѣки премудрости», «страшные духа мечи», «всея вселенныя питатели», «Новаго Завѣта Богописанныя скрижали», «основанія Церкве истинные столпы и стѣны», «всего міра предстатели» — такими возвышенными именами и выраженіями прославляетъ Церковь этихъ вѣрныхъ своихъ служителей, обоихъ равно — замѣтимъ это! — не дѣлая предпочтенія одному передъ другимъ, но обоихъ одинаково называя «первоверховными» и «первостоятелями».

Велика должна быть радость и духовное ликованіе вѣрующихъ, которыхъ не напрасно св. Церковь готовитъ къ встрѣчѣ этого дня даже особымъ, такъ наз. «Апостольскимъ», или «Петровымъ» постомъ, какъ это бываетъ только передъ немногими другими важнѣйшими праздниками, и, казалось бы, въ этомъ торжествѣ вѣры должны были бы соединиться всѣ христіане, осознавъ себя учениками и послѣдователями великихъ первоверховныхъ Апостоловъ.

Но увы! — силенъ врагъ — и вотъ то, что должно было бы служить побужденіемъ къ сильнѣйшему внутреннему единенію, онъ хитро сдѣлалъ поводомъ для раздѣленія. Не что иное, какъ воодушевляющее насъ, возвышеннѣйшее ученіе Господа Іисуса Христа объ основаніи Имъ Своей Церкви и о непоколебимости ея — неодолимости ея вратами адовыми, — высказанное св. Апостолу Петру въ награду за произнесенное имъ исповѣданіе вѣры въ Господа, какъ Сына Божія, умудрился /с. 378/ сдѣлать онъ предметомъ споровъ и распрей между христіанами, вызвавъ тѣмъ великій расколъ въ Церкви Христовой, въ результатѣ котораго отпада отъ нея цѣлая западная половина. Болью сжимается сердце каждаго истиннаго христіанина при мысли о губительныхъ послѣдствіяхъ этого раскола и страшно становится за виновниковъ онаго. Невольно вспоминаются грозныя слова великаго столпа Церкви св. Златоуста: «Ничто не возбуждаетъ такъ гнѣва Божія, какъ раздѣленіе въ Церкви. Даже еслибы мы дѣлали самыя совершенныя дѣла, — разрывая единеніе, будемъ наказаны, какъ еслибы мы раздирали тѣло Господне... даже кровь мученическая не заглаживаетъ такого грѣха»...

Гдѣ же коренятся основныя причины этого раскола?

Основная причина всякихъ раздѣленій всегда одна и та же. Раздѣленіе возникаетъ тогда, когда кто-либо, забывая свое законное и прямое назначеніе, начинаетъ возноситься и надмеваться своимъ званіемъ, оставляетъ заповѣданное Христомъ-Спасителемъ смиренномудріе и становится на путь увлеченія душепагубной гордыней.

«Не мудрствуйте о себѣ паче, еже подобаетъ мудрствовати», учитъ св. Апостолъ (Рим. XII, 3). Это глубокомысленное предостереженіе оставили въ свое время безъ должнаго вниманія нѣкоторые епископы древняго царственнаго Рима, орошеннаго мученическою кровью св. первоверховныхъ Апостоловъ. Не довольствуясь и безъ того великой честью и славой епископскаго званія, они стали мудрствовать о себѣ болѣе, нежели подобаетъ мудрствовать, и, подкрѣпляемые человѣческой лестью, дошли, наконецъ, до того, что провозгласили себя непогрѣшимыми намѣстниками Сына Божія на землѣ. Забывъ объ истинномъ характерѣ пастырскаго служенія, которое должно быть проходимо въ духѣ смиренія и кротости и въ сознаніи своей грѣховности, недостоинства и непотребства предъ Богомъ, единымъ Владыкою всѣхъ земнородныхъ, какъ пастырей, такъ и пасомыхъ, они дерзновенно восхитили себѣ честь, принадлежащую Единому Богу, и стали требовать, чтобы весь христіанскій міръ воздавалъ имъ почти Божескія почести и повиновался имъ во всемъ, не только, какъ епископамъ Христовой Церкви, но и какъ абсолютнымъ властелинамъ, объединяющимъ въ своихъ рукахъ всю власть на землѣ, не одну лишь духовную, но и свѣтскую, какъ «замѣстителямъ» Самого Бога на землѣ.

/с. 379/ Въ подкрѣпленіе своего невѣроятнаго притязанія, они изобрѣли невѣдомое древней Церкви ученіе о томъ, якобы на человѣческой личности св. Апостола Петра, какъ на основаніи, воздвигнута Церковь Христова, а потому римскимъ епископамъ, или папамъ, какъ преемникамъ Петровымъ по каѳедрѣ, принадлежитъ вся высшая, чрезвычайная власть и Божескія права надъ всею Христовою Церковью.

Самъ св. Апостолъ Петръ, какъ это ясно видно изъ его I Соборнаго Посланія (1 Петр. II, 4-8) ничего не зналъ о такомъ фантастическомъ ученіи. И Самъ Господь Іисусъ Христосъ, и Его св. Первоверховные Апостолы, и Св. Отцы Церкви весьма понятно и вразумительно свидѣтельствуютъ, что краеугольнымъ камнемъ, на которомъ основана Церковь, является Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ или точнѣе — вѣра въ Него, какъ въ Сына Божія (См., напр., Матѳ. XXI, 42; Дѣян. IV, 11; Римл. IX, 33; 1 Кор. X, 4).

«Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго» — вотъ на какой великой истинѣ, исповѣданной во всеуслышаніе Св. Апостоломъ Петромъ отъ лица всѣхъ Апостоловъ, — истинѣ твердой и непоколебимой, какъ камень, основана Церковь Христова (Матѳ. XVI, 16), которая и пребудетъ поэтому неодолимой вратами адовыми.

Только тамъ, гдѣ свято и нерушимо хранится и безбоязненно открыто исповѣдуется эта чистая и неповрежденная вѣра въ Божество вочеловѣчившагося, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія», Сына Божія, и есть истинная Церковь Христова. Все же остальное, гдѣ нѣтъ этой ясно-выраженной вѣры въ Божество Христово, или гдѣ эта вѣра такъ или иначе, искажена или извращена, тамъ нѣтъ истинной Церкви. Нѣтъ ея, конечно, и тамъ, гдѣ, только прикрываясь именемъ Христа, служатъ не Ему, а кому-то «другому», угождаютъ другимъ господамъ, служатъ совсѣмъ «инымъ», цѣлямъ, удовлетворяютъ «инымъ» стремленіямъ, выполняютъ «иныя заданія», ничего общаго не имѣющія съ дѣломъ спасенія, для котораго основана Церковь.

А это послѣднее теперь очень и очень распространено. Вѣдь «самъ сатана», по ученію св. Апостола Павла, «преобразуется во ангела свѣтла», а потому «не великое дѣло», какъ далѣе говоритъ онъ же, «если и служители его принимаютъ видъ служителей правды» (2 Коринѳ. XI, 14-15).

/с. 380/ Вотъ почему нисколько не удивительно, что въ наше лукавое время возникло столько всевозможныхъ мнимыхъ «церквей», или, лучше сказать, какъ ихъ здѣсь называютъ, «деноминацій», претендующихъ на наименованіе церквей, которыя ничего общаго не имѣютъ съ истинной Церковью.

Но совсѣмъ страшно становится, когда представители и духовные возглавители отдѣльныхъ помѣстныхъ церквей, дѣйствительно входящихъ въ составъ Единой Истинной Церкви Христовой, забывая о своемъ высокомъ призваніи быть служителями дѣла Христова на землѣ, вступаютъ въ дружественныя отношенія и даже въ самый тѣсный союзъ съ врагами вѣры и Церкви и отдаютъ себя въ полное подчиненіе и рабское повиновеніе служителямъ сатаны, уже не о служеніи Христу-Спасителю помышляя, а лишь объ угожденіи своимъ новымъ господамъ. Самая злая и опасная идея современности — это идея примиренія, «сосуществованія» со зломъ. И этой идеѣ въ настоящее время весьма многіе, не исключая служителей Церкви, поддаются.

Но развѣ можетъ истинная Церковь Христова какъ-то примириться со зломъ, происходящимъ отъ врага человѣческаго спасенія — діавола? Развѣ можетъ она «сосуществовать» съ нимъ, не ведя противъ него самой рѣшительной борьбы?

Конечно, нѣтъ, ибо, по слову Христа-Спасителя, никто не можетъ служить двумъ господамъ (Матѳ. VI, 24). А потому и живоцерковничество и обновленчество, ставящія себѣ идеей примиреніе христіанства съ міромъ симъ, во злѣ лежащемъ, и «сергіанство», проповѣдующее «сосуществованіе» съ богоборческой властью коммунизма, и участіе въ такъ наз. «экуменическомъ движеніи», признающемъ равноправіе и равночестность всѣхъ религіозныхъ группировокъ и «деноминацій», все это есть по существу уже отпаденіе отъ истинной Церкви.

Можетъ ли быть Церковью та организація, которая, призываетъ къ «лойяльности» служителямъ сатаны?

Это, конечно, уже не Церковь, а лже-церковь, или «церковь лукавнующихъ», по выраженію Слова Божія (Псал. XXV, 5), и состоять въ такой «церкви» не только не спасительно, а наоборотъ — губительно.

Спрашивается, зачѣмъ мы объ этомъ такъ часто говоримъ и пишемъ?

/с. 381/ Затѣмъ, что нашъ святѣйшій пастырскій долгъ — предостеречь нашихъ вѣрующихъ отъ тѣхъ безчисленныхъ тонкихъ соблазновъ, которые повсюду теперь во множествѣ разсѣяны: мы обязаны научить ихъ распознавать истинную Церковь — умѣть отличить ее отъ лже-церквей и «церкви лукавнующихъ». Христосъ-Спаситель далъ намъ высокое обѣтованіе, что Церковь Его не одолѣютъ врата адовы, то-есть всѣ силы ада въ ихъ максимальномъ напряженіи. Но отдѣльные вѣрующіе, отдѣльные пастыри и даже отдѣльные іерархи и цѣлыя помѣстныя церкви, возглавляемыя ими, могутъ отпадать отъ Единой Истинной Церкви, уготовляя себѣ и своимъ послѣдователямъ вѣчную погибель въ глубинахъ адовыхъ.

Не напрасно Христосъ-Спаситель называлъ членовъ Своей Церкви «малымъ стадомъ» и предрекалъ, что когда Онъ вторично придетъ на землю, то едва ли «обрящетъ вѣру на земли» (Лук. 12, 32 и 18, 8). Кругъ истинно-вѣрующихъ во Христа, чуждающихся всякаго компромисса съ діавольскимъ зломъ, ко времени кончины міра и Второго Пришествія Христова, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ Слово Божіе, будетъ все болѣе и болѣе съужаться и, соотвѣтственно этому, объемъ истинной Церкви Христовой будетъ все болѣе и болѣе уменьшаться. Но истинная Церковь Христова, не запятнавшая себя «сосуществованіемъ» съ діаволомъ и не пошедшая на поклонъ къ Антихристу, не прекратитъ своего существованія, несмотря на всѣ тяжкія испытанія, потрясенія и гоненія, которымъ она подвергнется, до скончанія вѣка. Она будетъ существовать до самаго Второго Пришествія Христова, хотя бы въ ней оставался лишь одинъ сохранившій вѣрность Христу-Спасителю епископъ съ самой незначительной группой клириковъ и мірянъ.

Нашъ сугубо-матеріалистическій вѣкъ весьма характеренъ тѣмъ, что въ немъ совершенно почти утрачено самое цѣнное и важное въ жизни людей понятіе — это правильное понятіе о Церкви Христовой, какъ о Богочеловѣческомъ организмѣ — Тѣлѣ Христовомъ, Глава котораго Самъ Христосъ. Церковь, въ полномъ согласіи съ моднымъ теченіемъ «демократіи», стала разсматриваться, какъ лишь одна изъ многихъ обыкновенныхъ человѣческихъ организацій. Отсюда и все зло — всѣ нестроенія, безпорядки, /с. 382/ распри и расколы въ этой самой важной отрасли человѣческаго бытія на землѣ — жизни церковной, которая вѣдь должна служить преддверіемъ, подготовкой къ будущей вѣчной жизни. А это, конечно, отъ оскудѣнія самой вѣры въ эту предстоящую будущую жизнь.

Много сдѣлано и продолжаетъ дѣлаться въ этомъ направленіи врагомъ человѣческаго спасенія — діаволомъ черезъ людей, продавшихъ ему за земныя блага свою душу. Это онъ, сѣя вражду и раздѣленія между людьми, сумѣлъ убѣдить современныхъ людей, что слова Христовы: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей», оказались ложными, въ дѣйствительности не осуществленными: что истинной Христовой Церкви давно уже нѣтъ на землѣ и что теперь, въ двадцатомъ вѣкѣ христіанской эры, намъ только надлежитъ стремиться къ созданію ея чрезъ такъ наз. «экуменическое движеніе», къ коему уже примкнули и многіе изъ іерарховъ современной Православной Церкви, мечтающіе о наступленіи какой-то «новой эры», «третьей космогоніи» (слова патр. Аѳинагора).

Въ дѣйствительности эта «новая эра» будетъ не чѣмъ инымъ, какъ кратковременнымъ періодомъ господства Антихриста на землѣ, который всѣхъ «объединитъ» подъ своей богохульной властью.

Храни насъ Господь отъ такого «объединенія», отъ какого бы то ни было участія въ созданіи такой экуменической лже-церкви!

Для насъ, православныхъ русскихъ людей, нѣтъ другого спасительнаго пути, кромѣ пути, начертаннаго намъ великимъ Просвѣтителемъ Руси св. равноапостольнымъ княземъ Владиміромъ, того Свято-Владимірскаго пути, яркимъ выразителемъ и идеологомъ котораго былъ нашъ недавно-почившій Авва Высокопреосвященный Архіепископъ Виталій, заложившій здѣсь въ далекой Америкѣ въ назиданіе русскимъ людямъ, нашедшимъ тутъ себѣ убѣжище, Свято-Владимірскій Храмъ-Памятникъ и сдѣлавшій его мѣстомъ своего вѣчнаго упокоенія. Не случайно требовалъ онъ основанія во всѣхъ нашихъ приходахъ Свято-Владимірскихъ кружковъ молодежи, сознавая, что только воспитаніе въ духѣ завѣтовъ св. кн. Владиміра можетъ спасти нашу молодежь отъ ассимиляціи и полнаго обезличенія — потери своей вѣры и національности. Вотъ почему такъ и ополчается врагъ на эту нашу чистую и высоко-идейную организацію, стремясь /с. 383/ опошлить ее и отвлечь отъ ея прямого пути на широкія и просторныя стогны міра сего, во злѣ лежащаго.

Страшное кровавое бѣдствіе революціи, стрясшееся надъ нашей несчастной Родиной-Россіей и достигшее своего апогея въ жуткомъ екатеринбургскомъ злодѣяніи 4-го іюля 1918 года, было злою местью врага человѣческаго спасенія нашей Родинѣ за то, что она на протяженіи почти цѣлаго тысячелѣтія обуздывала его богоборческія стремленія, являясь твердымъ оплотомъ единой истинной, единой спасающей вѣры и Церкви Христовой на землѣ. А вмѣстѣ съ тѣмъ — и попущеніемъ, карою Божіею за то, что русскій народъ не устоялъ до конца на высотѣ этого своего поистинѣ высокаго и почетнаго призванія.

Будемъ помнить: стремленіе къ Богопознанію, твердость въ св. Православіи, рѣшительная непримиримость къ діавольскому злу — вотъ что начертано на нашемъ Св. Владимірскомъ знамени! А потому не будемъ поддаваться никакимъ соблазнамъ лукавой современности, сколь бы прельстительными они намъ ни казались. Будемъ неуклонно держаться той истинной Церкви Христовой, которая основана еще 20 столѣтій назадъ Самимъ Христомъ-Спасителемъ и коей дано великое обѣтованіе, что врата адовы не одолѣютъ ея!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 377-383.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.