Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СОЗНАЕМЪ ЛИ МЫ ЕЩЕ СЕБЯ ДУХОВНЫМИ ЧАДАМИ СВ. КН. ВЛАДИМІРА?

Боже великій, сотворивый небо и землю, призри на новыя люди сія, и даждь имъ Господи, увѣдѣти Тебе, истиннаго Бога, якоже увѣдѣша страны христьянскія, и утверди въ нихъ вѣру праву и несовратну, и мнѣ помози, Господи, на супротивнаго врага, да надѣяся наТя и на Твою державу, побѣжю козни его (Молитва св. кн. Владиміра во время крещенія Руси).

Всѣ ли русскіе люди въ настоящее время знаютъ и помнятъ день 15-го іюля по нашему православному календарю — день памяти великаго Просвѣтителя Руси святаго равноапостольнаго князя Владиміра?

Всѣ ли русскіе люди знаютъ и помнятъ священные завѣты своего Просвѣтителя, которые такъ ясно выражены въ его дивной вдохновенной молитвѣ, приведенной нами выше?

Вѣдь св. кн. Владиміру мы обязаны буквально всѣмъ, что есть у насъ лучшаго — истинно-прекраснаго, благороднаго, возвышеннаго. Дѣло крещенія всего русскаго народа, совершенное св. Владиміромъ, было дѣломъ величайшаго значенія. Просвѣтивъ русскій народъ св. крещеніемъ, св. Владиміръ далъ ему высшую культуру — культуру духа, основанную на возвышенномъ евангельскомъ ученіи. Изъ народа дикаго, варварскаго, погрязшаго въ непроглядной тьмѣ язычества, русскій народъ сдѣлался, въ лучшемъ смыслѣ этого слова, народомъ культурнымъ, подлинно-христіанскимъ, умѣвшимъ въ жизни своей воплощать заповѣди Христова Евангелія, «народомъ-богоносцемъ», Святою Русью.

Это отнюдь не пустыя слова!

Самъ Владиміръ послѣ крещенія сдѣлался неузнаваемъ. Благодать св. крещенія кореннымъ образомъ преобразила его душу. Изъ мрачнаго, жестокаго, подозрительнаго, грубаго, сластолюбиваго варвара онъ сдѣлал/с. 385/ся ласковымъ, привѣтливымъ, цѣломудреннымъ, любвеобильнымъ и милостивымъ княземъ — истиннымъ отцомъ своихъ подданныхъ. «Владиміръ — Красное Солнышко» — вотъ какимъ прозвищемъ характеризуютъ его письменные памятники второго періода его жизни. Извѣстно даже, что онъ не рѣшался казнить разбойниковъ.

«Боюсь грѣха» — такъ однажды отвѣтилъ онъ епископамъ, недоумѣвавшимъ, почему онъ не хочетъ казнить послѣднихъ.

Христіанская благотворительность его достигла громадныхъ размѣровъ. Всякій нищій могъ приходить въ княжій дворъ и получать все необходимое, а кто не въ силахъ былъ приходить самъ, тѣмъ развозились всевозможные съѣстные припасы по домамъ. Опасаясь, какъ говорилъ онъ, что «немощные и больные не дойдутъ до двора моего», святый князь посылалъ всюду возы, наполненные хлѣбомъ, мясомъ, рыбою, овощами, медомъ въ бочкахъ и квасомъ, а слуги его, боясь пропустить кого-либо нуждающагося, спрашивали: «Нѣтъ ли гдѣ больного и нищаго, который не можетъ идти къ князю во дворъ?»

Крестившись, Владиміръ тотчасъ же отпустилъ всѣхъ своихъ прежнихъ языческихъ женъ и сталъ вести строго-христіанскую цѣломудренную брачную жизнь съ одной своей законной женой — греческой царевной Анной, отъ которой родились у него два сына — Борисъ и Глѣбъ — «прекрасный цвѣтъ новокрещеной земли русской», удостоившіеся также причисленія къ лику святыхъ.

Ставши истиннымъ христіаниномъ, св. Владиміръ всѣ силы прилагалъ къ тому, чтобы и всѣ его подданные не только внѣшнимъ образомъ приняли христіанскую вѣру, но и по духу стали бы христіанами. Для этого онъ широко организовалъ въ своей странѣ христіанское просвѣщеніе. Во множествѣ строились школы, воздвигались храмы и монастыри, которые были подлинными очагами духовнаго просвѣщенія.

И христіанство дѣйствительно весьма скоро вошло какъ бы въ плоть и кровь русскаго народа. Примѣры подлинно-христіанской благочестивой жизни являли не только церковные, но и мірскіе люди. Идеалъ святости /с. 386/ сталъ завѣтнымъ стремленіемъ русскаго человѣка.

Отсюда — и возвышенное наименованіе нашей Родины Святою Русью.

Не то это значитъ, что всѣ стали святыми и что не было людей грѣшныхъ. Это значитъ лишь то, что святость сдѣлалась вожделѣннымъ спасительнымъ свѣточемъ для русскаго человѣка, и что, грѣша, русскій человѣкъ понималъ, что онъ грѣшитъ, что онъ отклоняется отъ своего идеала, и онъ всегда спѣшилъ вернуться къ нему чрезъ искреннее покаяніе.

«Боюсь грѣха»— эти знаменательныя слова св. кн. Владиміра легли въ основаніе всей нравственно-христіанской жизни русскихъ людей, стали характерными и для его семейной, общественной и даже государственной жизни.

«Святость» и «грѣхъ» были ярко выраженными понятіями, а не одними пустыми словами, какъ у большинства современныхъ людей.

Весь домашній бытъ русскихъ людей, послѣ принятія св. крещенія, сталъ пріобрѣтать особенный характеръ, будучи насыщенъ всевозможными христіанскими обычаями и традиціями. Частыя и продолжительныя молитвы, строгое постничество, благотворительность, путешествіе ко св. мѣстамъ, посвященіе себя иноческой жизни — вотъ, что стало типичнымъ для русскаго человѣка-христіанина.

Подражая своему св. Просвѣтителю, особенно возлюбилъ русскій человѣкъ заповѣдь о милосердіи къ ближнимъ, которая глубоко укоренилась въ его душѣ. Широкая русская милостыня, русское гостепріимство и щедрость до самаго послѣдняго времени славились, какъ извѣстно, по всему свѣту. Этихъ чертъ русскаго человѣка, каковыя внѣдрены были въ него христіанствомъ, не искоренила вполнѣ даже сорокалѣтняя пропаганда злобы, ненависти и эгоизма, столь упорно и настойчиво распространявшаяся коммунизмомъ.

Вліяніе Христовой вѣры, которую далъ русскому народу св. кн. Владиміръ, поистинѣ проникло во всѣ уголки нашей русской народной жизни, народнаго быта и освятило ихъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ принятіе хри/с. 387/стіанства дало сильный толчокъ къ развитію всѣхъ сторонъ русской культурной жизни: оно подняло авторитетъ и облагородило значеніе княжеской власти, упорядочивъ тѣмъ государственное устройство, способствовало возвышенію нравовъ въ семейномъ и общественномъ быту, принесло на Русь письменность, а съ нею книжное просвѣщеніе, научило русскихъ людей совершенствоваться въ изящныхъ искусствахъ — живописи, архитектурѣ и ювелирномъ дѣлѣ, и даже въ лучшемъ веденіи хозяйства по византійскимъ обычаямъ.

Христіанство, въ его истинномъ, неискаженномъ обликѣ — православіи, дало русскому народу высшую культуру, отображающую въ себѣ всю небесную красоту Божественнаго Евангельскаго ученія, принесеннаго на землю воплотившимся Сыномъ Божіимъ.

Это всѣ мы, русскіе люди, должны знать и цѣнить и не продавать своего сокровища за «чечевичную похлебку».

Мы должны сохранять и умножать данный намъ талантъ.

А это возможно лишь въ томъ случаѣ, если мы будемъ слѣдовать въ своей жизни тѣмъ священнымъ завѣтамъ, которые оставилъ намъ нашъ Просвѣтитель св. кн. Владиміръ въ своей вдохновенной молитвѣ.

Высшимъ знаніемъ, къ которому мы должны стремиться, должно быть «вѣдѣніе Бога» — Боговѣдѣніе, или познаніе Бога въ его отношеніи къ міру и человѣку, въ томъ видѣ и въ тѣхъ размѣрахъ, въ томъ объемѣ, въ которомъ это Самъ Богъ благоволилъ открыть человѣку. Для этого необходимо, въ первую очередь, читать и изучать книги, говорящія намъ о Богѣ, начиная съ книгъ Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта, не произвольно толкуя ихъ, но понимая такъ, какъ учатъ понимать облагодатствованные Духомъ Святымъ Отцы и Учители церковные, выражающіе ученіе всей Церкви. Необходимо читать и изучать книги, излагающія опытъ личной духовно-нравственной жизни святыхъ людей, авторитетъ которыхъ запечатлѣнъ признаніемъ ихъ святыми угодниками Божіими самой Церковью. Необходимо читать и изучать /с. 388/ Житія святыхъ мучениковъ и всѣхъ вообще подвижниковъ христіанскаго благочестія, съ тѣмъ чтобы стараться подражать высокимъ примѣрамъ ихъ Богоугодной жизни. Необходимо, чтобы это стремленіе къ Богопознанію и къ Богоугодной жизни было поставлено у насъ во главу угла.

Мы должны хранить неизмѣнной «вѣру праву и несовратну», то-есть превыше всего на свѣтѣ, болѣе самой жизни, дорожить своей Православной вѣрой, какъ вѣрой истинно-христіанской, неискаженной и неизвращенной никакими человѣческими мудрованіями. Мы должны знать свою вѣру и умѣть во всеоружіи отражать всѣ покушенія, какія дѣлаются на насъ съ цѣлью отвратить насъ отъ единой истинной, единой спасающей вѣры — со стороны ли латинянъ-папистовъ, хотя бы и облекающихся въ ризы «восточнаго обряда», или со стороны разнаго толка протестантовъ и сектантовъ, хитро подходящихъ къ намъ съ обольщеніями «экуменизма».

Мы должны, наконецъ, твердо знать, что не можетъ быть никакого общенія у свѣта со тьмою и никакого согласія у Христа съ Веліаромъ (2 Кор. 6, 14-15), а потому современная идея «сосуществованія» со зломъ или идея мнимо-христіанскаго всепрощенія по отношенію къ сатанѣ и его вѣрнымъ служителямъ, съ какими бы вкрадчивыми и сладкими рѣчами они къ намъ ни подходили, для насъ совершенно непріемлема. Истинный христіанинъ непримиримъ къ супротивному врагу и долженъ вести съ нимъ никогда не прекращающуюся борьбу, надѣясь при этомъ только на Бога и на Его державу, вплоть до полной побѣды надъ кознями его.

Таковы ли мы, православные русскіе люди, въ настоящее время?

Сознаемъ ли мы себя вполнѣ духовными чадами — сынами и дщерями нашего великаго Просвѣтители святаго равноапостольнаго князя Владиміра?

Стараемся ли мы во всемъ подражать ему, нашему /с. 389/ духовному отцу, въ его подвигѣ истинно-христіанской жизни?

Беремъ ли мы во всемъ примѣръ съ нашихъ благочестивыхъ предковъ— сыновъ и дщерей Святой Руси?

Является ли высшимъ идеаломъ нашей частной, семейной, общественной жизни святость?

Боимся ли мы грѣха?

Мыслимъ ли мы нашу будущую Россію, о возстановленіи которой мечтаемъ, Святою Русью?

Пусть отвѣтитъ на это наша собственная совѣсть.

Но если она отвѣтитъ намъ, что мы не таковы и даже не стремимся стать такими, то безплодны, безсмысленны всѣ наши надежды на какое-то свѣтлое будущее, на возстановленіе и возрожденіе Россіи. Безплодны, безсмысленны всѣ, даже самыя красивыя и вдохновенныя рѣчи на нашихъ общественныхъ собраніяхъ, всѣ создаваемыя нами политическія и патріотическія организаціи, какого бы толка и направленія они ни были.

Все это ни къ чему, если нѣтъ самаго главнаго.

Неужели до сихъ поръ все еще непонятно это?

Вѣдь сатану и его служителей можно побѣдить только силою Божіею.

А силу Божію, или что тоже — Божественную благодать, сокрушающую діавола и его служителей, можно привлечь только Богоугодной жизнью — стремленіемъ къ идеалу святости и устраненіемъ себя отъ грѣха.

Печальные опыты прошлаго за эти истекшіе сорокъ съ небольшимъ лѣтъ должны, казалось бы, убѣдить насъ въ этой непреложной истинѣ — въ томъ что нѣтъ для насъ другого спасительнаго пути, кромѣ слѣдованія священнымъ завѣтамъ нашего просвѣтителя святаго равноапостольнаго князя Владиміра — пути свято-Владимірскаго.

† Епископъ Аверкій.       

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 384-389.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.