Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

«НЕ МИРЪ ПРИШЕЛЪ Я ПРИНЕСТИ, НО МЕЧЪ».

«Господи, оружіе на діавола крестъ Твой далъ еси намъ...» (стихира 8 гл.).

Миръ!.. миръ!.. миръ!.. — слышится нынѣ отовсюду: «всеобщее разоруженіе!.. мирное сосуществованіе!.. будемъ бороться за миръ!... всѣ — въ защиту мира!..»

Какъ это было бы прекрасно, какое радостное и свѣтлое будущее сулило бы человѣчеству, если бы всѣ эти призывы имѣли въ виду тотъ миръ, о которомъ пѣли ангелы въ ночь Рождества Христова: «Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!» (Лук. 2, 14); если бы это былъ тотъ миръ, который завѣщалъ Своимъ ученикамъ на Тайной Вечери Христосъ-Спаситель, говоря: «Миръ Мой оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ» (Іоан. 14, 27); если бы это былъ тотъ «миръ Божій, превосходяй всякъ умъ» (Филип. 4, 7), который преподавали св. Апостолы, по заповѣди Господней, первымъ христіанамъ, котораго учили ихъ искать (1 Петр. 3, 11), и который внушали имъ имѣть съ Богомъ и со всѣми людьми (Рим. 5, 1; 12, 18).

Какъ все это отрадно было бы слышать, если бы призывы эти исходили отъ людей, въ искренности которыхъ у насъ не могло бы быть сомнѣній, къ словамъ которыхъ мы могли бы отнестись съ полнымъ довѣріемъ, — отъ людей, которые бы дѣйствительно убѣдились, что высшее благо жизни есть именно такой миръ — миръ съ Богомъ, миръ со своей собственной совѣстью и миръ съ ближними во имя Божіе.

Но, увы! не о такомъ мирѣ идетъ теперь рѣчь.

Всѣ эти зачастую неестественно-напыщенныя рѣчи и порою истерическіе вопли о мирѣ всего міра исходятъ въ настоящее время, по большей части, отъ лицъ или далекихъ отъ истиннаго христіанства или прямо враждебныхъ Церкви, — отъ лицъ, которыя сами не живутъ въ мирѣ съ Богомъ и со своей собственной совѣстью, а по отношенію къ ближнимъ преисполнены злобы.

Можемъ ли мы вѣрить въ искренность рѣчей о мирѣ, когда они произносятся людьми, принципіально отвергающими вѣру въ Бога и любовь къ ближнимъ и не признающими гóлоса совѣсти?

Можемъ ли мы вѣрить, что дѣйствительно стремятся къ миру тѣ, которые, нагло и дерзко кощунствуя, объяви/с. 405/ли войну Самому Богу и Его Святой Церкви, которые еще недавно не скрывали, что ихъ задачей является «раздуть міровой пожаръ» и которые откровенно проповѣдуютъ «классовую ненависть», какъ основу своей идеологіи, нисколько не стѣсняясь проливать цѣлые потоки крови и истреблять милліоны людей, только за одно подозрѣніе въ несогласіи съ ихъ идеологіей?

Можемъ ли мы также вѣрить въ искреннее миролюбіе тѣхъ, которые на словахъ елейно и слащаво проповѣдуютъ «христіанскую любовь» и «всепрощеніе», а на дѣлѣ сѣютъ смуты и раздоры и, распространяя ложь и клевету, вызываютъ вражду и раздѣленія, возстанавливая другъ противъ друга своихъ ближнихъ?

Можно ли вообще вѣрить въ то, что достижимо установленіе хоть сколько-нибудь прочнаго и надежнаго мира на землѣ при такомъ грубомъ попраніи Правды Божіей, при такой лжи и лицемѣріи, коими такъ ярко характеризуется жизнь современнаго человѣчества?

Гдѣ нѣтъ правды Божіей, тамъ не можетъ быть и подлиннаго мира.

И всѣ эти рѣчи и истерическіе вопли о мирѣ есть, на самомъ дѣлѣ, лишь одна сплошная ложь, нужная для прикрытія тѣхъ темныхъ и злыхъ цѣлей, которыя этими лицами въ дѣйствительности преслѣдуются.

А какія это цѣли, — мы знаемъ. Намъ открыто это Словомъ Божіимъ.

Вся эта исполненная лжи и лицемѣрія пропаганда «мира всего міра» ставитъ своей задачей — усыпить бдительность современныхъ людей и сдѣлать ихъ безоружными въ борьбѣ съ побѣдно-шествующимъ зломъ, которое должно найти себѣ полное и совершенное воплощеніе въ имѣющемъ явиться, по ученію Слова Божія, Міровомъ Правителѣ. Надо заранѣе устранить всѣ препятствія къ приходу этого Мірового Правителя, который будетъ «человѣкомъ беззаконія, сыномъ погибели» (2 Солун. 2,3), пресѣчь возможность всякаго сопротивленія ему, — а для этого важно упразднить всѣ разногласія между людьми, уничтожить всѣ религіозныя и національныя различія между ними, создавъ искусственное единеніе человѣчества путемъ образованія единой, одинаковой, общей для всѣхъ религіи и единаго всемірнаго государства съ общимъ для всѣхъ народностей всемірнымъ правительствомъ.

/с. 406/ Вотъ этому-то и служитъ вся эта шумиха — вся эта современная пропаганда мира, всѣ эти «экуменическія» конференціи, политическіе и вѣроисповѣдные съѣзды, конгрессы и совѣщанія.

То, что при такой нивеллировкѣ «всѣхъ и вся» можетъ быть потоптана Правда Божія, это не только не смущаетъ заправилъ и вершителей судебъ современнаго человѣчества, а наоборотъ — какъ разъ и входитъ въ ихъ планы. Ихъ задача и заключается въ томъ, чтобы сломить всякое сопротивленіе со стороны стоятелей за Правду Божію, и они идутъ къ этой цѣли всѣми доступными имъ способами. А въ ихъ распоряженіи теперь для этого очень много средствъ, ибо главныя движущія силы «міра сего» — власть и капиталъ — почти всецѣло въ ихъ рукахъ. И они, какъ мы видимъ, съ большой энергіей и напряженіемъ дѣйствуютъ, — особенно съ тѣхъ поръ, какъ не стало Православной Россіи, — пуская въ ходъ всякаго рода обманъ и обольщеніе, подкупъ и насиліе, а гдѣ чувствуютъ свое безсиліе, не останавливаются и передъ физическимъ уничтоженіемъ своихъ противниковъ.

Но такъ какъ имъ желательно привлечь на свою сторону мирнымъ и безболѣзненнымъ путемъ возможно-большее число людей, то главное и основное ихъ оружіе, по выраженію Слова Божія, — «неправедное обольщеніе» (2 Солун. 2, 10), при помощи котораго они надѣются «прельстить, если возможно, и избранныхъ» (Матѳ. 24, 24), и дѣйствительно нерѣдко успѣваютъ въ этомъ.

Все это вполнѣ понятно. Слово Божіе учитъ насъ, что не только самъ сатана можетъ принимать видъ ангела свѣта, но и служители его принимаютъ видъ служителей правды (2 Кор. 11, 14-15), а потому вполнѣ естественно, что не только самъ будущій Міровой Правитель, но и «предтечи» его, приготовляющіе его пришествіе, дѣйствуютъ для достиженія своихъ цѣлей ложью, обманомъ и обольщеніями.

Однимъ изъ такихъ, весьма «ходкихъ» и употребительныхъ въ наше время обольщеній, является лукавое извращеніе евангельскаго ученія о любви къ ближнимъ, христіанскомъ всепрощеніи и непротивленіи злу — все съ той же единственной цѣлью — обезоружить христіанъ въ борьбѣ со зломъ.

Это лукавое извращеніе въ свое время было особенно облюбовано и въ соотвѣтствующей литературной обработкѣ формулировано сбившимся съ пути талантли/с. 407/вымъ русскимъ писателемъ Львомъ Николаевичемъ Толстымъ, котораго ненапрасно поэтому нашъ великій праведникъ, молитвенникъ и чудотворецъ приснопамятный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій называлъ «Львомъ рыкающимъ, ищущимъ кого поглотить» и «предтечей Антихриста», и такъ горячо предостерегалъ русскихъ людей, чтобы они береглись его и не поддавались проповѣдуемой имъ лжи.

Вѣдь такъ понятно, что, сказавъ: «не противься злому!» (Матѳ. 5, 39), Господь Іисусъ Христосъ только отмѣнилъ существовавшій до него законъ личной мести врагу, запретивъ мстить за наносимыя намъ личныя обиды. Но никакъ нельзя понимать этого изреченія въ смыслѣ непротивленія злу вообще, какъ это дѣлаетъ Левъ Толстой и подобные ему лжеучители.

Наоборотъ — Господь Іисусъ Христосъ весьма ясно училъ, что истинный Его послѣдователь долженъ быть совершенно непримиримъ ко злу, даже въ тѣхъ, самыхъ тяжелыхъ для совѣсти нашей, случаяхъ, когда это зло воплощается въ наиболѣе близкихъ и дорогихъ намъ людяхъ. Вспомнимъ, напримѣръ, хотя бы такое Его изреченіе, которое особенно смущаетъ всѣхъ, представляющихъ себѣ христіанскую любовь въ видѣ какого-то слащаваго, сантиментальнаго «прекраснодушія»: «Аще кто грядетъ ко Мнѣ, и не возненавидитъ отца своего, и матерь, и жену, и чадъ, и братію, и сестеръ, еще же и душу свою, не можетъ Мой быти ученикъ» (Лук. 14, 26).

На эту же рѣшительную непримиримость христіанина ко злу указываютъ и неожиданныя для многихъ, слабо понимающихъ сущность христіанства, слова Господа: «Не миръ пришелъ Я принести, но мечъ» (Матѳ. 10, 34) — слова столь ярко и очевидно призывающія насъ, христіанъ, къ борьбѣ — къ борьбѣ за правду Божію противъ діавольскаго зла.

Послѣдуя нашему Господу и Учителю и великіе Отцы Церкви учили тому же — той же самой непримиримости христіанина ко злу, а вовсе не миру съ нимъ, не сосуществованію со зломъ, какъ учатъ современные лжеучители, иногда — увы! — даже съ высоты церковныхъ амвоновъ и патріаршихъ каѳедръ.

Вотъ какъ учитъ объ этомъ, напримѣрь, самъ исполненный крайняго личнаго миролюбія, оставившій даже свою епископскую каѳедру во имя мира въ Церкви, великій святитель Григорій Богословъ, архіепископъ Кон/с. 408/стантинопольскій, который долженъ былъ бы быть примѣромъ подражанія и для современныхъ намъ іерарховъ, въ томъ числѣ особенно — преемниковъ его по каѳедрѣ: «величайшее благо есть миръ. Онъ прекрасенъ и дѣломъ и именемъ. Онъ — Божій (Фил. 4, 7); Богъ есть его Богъ (2 Кор. 13, 11), и Самъ Богъ имъ именуется (Еф. 2, 14)» (Творенія, сл. 23, II т. стр. 186).

«Однако не всякимъ миромъ надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласіе, и самое пагубное единомысліе. Но должно любить только добрый миръ, имѣющій добрую цѣль и соединяющій съ Богомъ... Когда же идетъ дѣло о явномъ нечестіи, тогда должно скорѣе идти на огонь и мечъ, не смотрѣть на требованія времени и властителей и вообще на все, нежели пріобщаться лукаваго кваса и прилагаться къ зараженнымъ. Всего страшнѣе — бояться чего-либо болѣе, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателемъ ученія вѣры и истины» (Его же, слово 6, т. I, стр. 192).

Воистину золотыя слова! Но многіе ли въ наше время имъ слѣдуютъ?!

Эти слова одного изъ величайшихъ святителей Христовой Церкви — достойный отвѣтъ всѣмъ современнымъ пропагандистамъ «недобраго мира» и «пагубнаго единомыслія» съ сѣятелями лжеученій и глашатаями мирнаго сосуществованія съ діавольскимъ зломъ.

Знаете ли вы эти слова — всѣ вы, ради карьеры и денегъ, идущіе, въ угоду «требованіямъ времени» и безбожнымъ «властителямъ», на предательство Истины?

Страшитесь и трепещите, ибо ничего нѣтъ ужаснѣе такого предательства!

Погибель ваша не дремлетъ (2 Петр. 2, 3)!

Для насъ же всѣхъ, желающихъ, несмотря ни на что, сохранить свою вѣрность Христу, не можетъ быть и рѣчи о мирѣ тамъ, гдѣ такъ очевидно явное нечестіе. Съ этимъ нечестіемъ, съ этимъ лукавымъ предательствомъ Истины у насъ можетъ быть только борьба, къ которой мы, какъ «добрые воины Іисусъ Христовы», по выраженію Слова Божія (2 Тим. 2, 3), естественно призываемся, — вплоть до готовности «злопострадать» за Христа, если потребуется, даже до смерти.

А въ этой священной борьбѣ, на подвигъ которой вдохновляетъ насъ Самъ нашъ Подвигоположникъ-Христосъ, главнымъ оружіемъ нашимъ является Крестъ Христовъ — дивное знаменіе нашего спасенія и по/с. 409/бѣды надъ діаволомъ, «благочестія непобѣдимая побѣда, дверь райская, вѣрныхъ утвержденіе, Церкве огражденіе, имже тля (тлѣніе) разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся отъ земли къ небеснымъ, оружіе непобѣдимое», какъ именуетъ его въ своихъ умилительныхъ пѣснопѣніяхъ св. Церковь (стихира на стиховнѣ въ праздникъ Воздвиженія).

Не потому ли врагъ рода человѣческаго такъ старается вырвать это спасительное оружіе изъ рукъ нашихъ въ нынѣшнее время?

Въ самомъ дѣлѣ. Гдѣ мы теперь увидимъ знаменіе креста? Нѣтъ его, какъ это было въ первые вѣка христіанства, ни на домахъ, ни на зданіяхъ, считающихся христіанскими храмами, ни на мѣстахъ упокоенія усопшихъ, нигдѣ... Отовсюду оно изгнано и даже подвергается иногда кощунственному глумленію со стороны людей, называющихъ себя «христіанами», и замѣнено совсѣмъ другими сѵмволами и эмблемами.

Развѣ это не грозный симптомъ нашего отступническаго времени?

Но это нисколько не должно насъ устрашать или ввергать въ уныніе или малодушіе. Совсѣмъ напротивъ — чѣмъ дальше современный міръ отходитъ отъ Креста, тѣмъ это больше должно побуждать насъ, вѣрныхъ Христу Спасителю, тѣснѣе сплотитьея вокругъ Его великаго спасительнаго знаменія, въ предшествіи котораго Онъ, быть можетъ, уже скоро явится, какъ Побѣдитель, грядущій судити живымъ и мертвымъ. Вѣдь конечная побѣда будетъ за нами, а не за тѣми, которые такъ безстыдно предлагаютъ намъ мириться съ діаволомъ.

Итакъ, будемъ мужественны въ священной борьбѣ нашей за попираемую Истину — за ту Правду Божію, безъ которой не можетъ быть и подлиннаго Мира. Единственной надеждой, твердой опорой и похвалой нашей въ этой борьбѣ, какъ учитъ насъ Св. Церковь, да будетъ Крестъ Господень: «Есть бо намъ спасительное сіе Древо, оружіе мира, непобѣдимая побѣда» (Икосъ празд. Воздвиженія Креста Господня).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 404-409.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.