Церковный календарь
Новости


2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 8-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 7-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

«ПОКРЫЙ НАСЪ ОТЪ ВСЯКАГО ЗЛА ЧЕСТНЫМЪ ТВОИМЪ ОМОФОРОМЪ!»

Давно это было. Болѣе тысячи лѣтъ тому назадъ! Въ предѣлы Византіи вторглись грозные враги, угрожавшіе уже самому Константинополю. Не въ силахъ былъ греческій народъ отразить ихъ своими собственными силами. И по обычаю своему, обратился онъ со слезной мольбой ко Пресвятой Богородицѣ, не разъ уже спасавшей его отъ нашествія иноплеменныхъ. Громадными толпами устремились вѣрующіе во Влахернскій храмъ, гдѣ хранились великія святыни: риза Пресвятой Дѣвы и Ея омофоръ, то-есть головное покрывало, опускавшееся на плечи.

И вотъ, во время всенощнаго бдѣнія присутствовавшему тамъ великому праведнику того времени, блаженному Андрею, Христа ради юродивому, вмѣстѣ съ его ученикомъ Епифаніемъ, представилось дивное зрѣлище. Отъ царскихъ вратъ шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостолъ Іоаннъ Богословъ поддерживали Ее своими руками, а множество святыхъ въ бѣлыхъ одеждахъ сопровождали Ее, поя священныя пѣсни. Когда Она приблизилась къ амвону, блаженный Андрей, какъ бы не довѣряя очамъ своимъ, спросилъ Епифанія: «Видишь ли Госпожу и Царицу міра?» — «Вижу, отецъ мой духовный», — отвѣчалъ тотъ.

И въ то время какъ они смотрѣли, Она, преклонивъ колѣна, долго-долго молилась, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончивъ здѣсь молитву, Она подошла къ престолу, — молилась и здѣсь за предстоящій народъ. По окончаніи молитвы, Она сняла съ Себя блиставшее на подобіе молніи великое и страшное покрывало, которое Она носила на Пречистой Главѣ Своей, и, держа его съ великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его надъ всѣмъ стоящимъ въ храмѣ народомъ. И долгое время еще, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и распростертое надъ народомъ покрывало, излучавшее изъ себя молніевидную славу Господню.

Такъ наглядно, по изволенію Божію, было показано чудесное покровительство Пречистой Матери Божіей все/с. 411/му христіанскому роду, а наипаче — молящимся въ храмѣ обще-церковной молитвой, всегда особенно сильной и дѣйственной.

Въ память этого дивнаго видѣнія и установленъ великій праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы — 1-го октября.

Множество и другихъ подобныхъ случаевъ и видѣній живо свидѣтельствуютъ намъ, что и донынѣ простертъ надъ нами свѣтящейся омофоръ Пречистой, покрывающій и защищающій насъ отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ. Какъ тогда, такъ и теперь, Она не перестаетъ молиться передъ престоломъ Божіимъ за насъ, грѣшныхъ, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Плачетъ Она неутѣшно, какъ истинная Матерь наша, видя наше жестосердіе, наше окамененное нечувствіе, нашу нераскаянность, наше постоянное самооправданіе и дерзкое превозношеніе.

Не такъ давно въ Болгаріи произошелъ замѣчательный случай. Умеръ 14-тилѣтній мальчикъ. Когда его отпѣвали, онъ вдругъ поднялся изъ гроба, сѣлъ и началъ безутѣшно плакать. Испугавшіеся вначалѣ родные стали затѣмъ его успокаивать и, когда послѣ долгихъ стараній, имъ это, наконецъ, удалось, они стали спрашивать его о причинѣ столь безутѣшнаго плача, и онъ разсказалъ имъ слѣдующее.

«Когда я умеръ, то сразу же попалъ въ тѣ мѣста, гдѣ мучатся грѣшники. О, какія у нихъ были страшныя лица: я не могу этого забыть, а мукъ ихъ я не въ состояніи описать. Это такъ ужасно, что человѣкъ не можетъ этого себѣ представить. Потомъ повели меня въ райскія обители, и я увидѣлъ тамъ Пречистую Матерь Божію, какъ Она молится за грѣшниковъ и за весь міръ. Лицо Ея, блиставшее дивной, неземной красотой, было измучено, слезы градомъ катились по нему. Увидя меня, Она сказала: «Ты не останешься здѣсь, — ты вернешься на землю къ людямъ. Скажи имъ, что они замучили Меня грѣхами своими: Я не въ силахъ больше молиться за нихъ, — Я изнемогаю... Пускай они пожалѣютъ Меня!»

Событіе это произвело потрясающее впечатлѣніе по всей Болгаріи.

И неудивительно. Ибо если міръ нашъ, глубоко погрязшій въ грѣховной тинѣ, все еще существуетъ, то это только потому, что надъ нимъ все еще простертъ дивный омофоръ Пречистой, что Она все еще надѣется /с. 412/ обнять и согрѣть всѣхъ насъ Своею Материнскою Любовью, пробудивъ въ насъ чувства спасительнаго покаянія и устремленія къ Богу. Мѣра человѣческихъ беззаконій, какъ это было открыто многимъ праведникамъ, давно уже переполнила чашу долготерпѣнія Божія, и, если этотъ нашъ беззаконный міръ еще не уничтоженъ, то только потому, что, по выраженію одной акаѳистной пѣсни, молитвами Богоматери «сохраняется на покаяніе».

Плачетъ о насъ Пречистая Матерь Божія, моля о спасеніи душъ нашихъ Сына Своего и Бога. Плачетъ неустанно, какъ любящая мать о своихъ непокорныхъ и своенравныхъ чадахъ. И этихъ слезъ Ея мы обычно не видимъ.

Но когда безмѣрными беззаконіями своими и упорною нераскаянностью мы накликаемъ на себя кару Божію, и тяжкія испытанія и бѣды готовы низринуться на головы наши, эти слезы Пречистой Матери Божіей, въ знакъ предостереженія намъ, становятся иногда явными для насъ: иконы Ея начинаютъ тогда видимымъ для всѣхъ образомъ источать слезы, предвѣщая этимъ грядущія на насъ бѣдствія.

Такое чудесное знаменіе отъ иконъ Божіей Матери не разъ имѣло мѣсто въ исторіи. Въ послѣдній разъ, на памяти нашей, оно наблюдалось въ Греціи — какъ разъ передъ насильственнымъ введеніемъ новаго стиля, вызвавшаго столько тяжкихъ бѣдъ и потрясеній въ Церкви.

И вотъ, теперь снова являемся мы свидѣтелями такого дивнаго чуда. Плачутъ вновь иконы Божіей Матери, и не одна, а цѣлыхъ три! А съ нею вмѣстѣ плачетъ и св. великомученица Варвара, плачетъ и св. Іоаннъ Креститель, а прободенное ребро Христово на Распятіи источаетъ кровь и воду.

Есть, о чемъ призадуматься!

Не могутъ не вспомниться слова старца Мельхиседека, Епископа Романскаго, наблюдавшаго чудо истеченія слезъ изъ иконы Божіей Матери въ Сокольскомъ монастырѣ въ Румыніи, что «подобное событіе всегда предвѣщало тяжкія испытанія для Церкви Христовой и для отечества» (См. книгу «Описанія земной жизни Богоматери и чудотворныхъ иконъ Ея» подъ ред. Поселянина).

Что-то намъ предвѣщаетъ нынѣшнее дивное знаменіе, свидѣтелями котораго были многія тысячи лицъ, день и ночь толпившихся въ греческомъ храмѣ св. Павла въ Хемпстэдѣ, въ томъ числѣ и невѣрующіе?

/с. 413/ Переживаемыя нами времена, а въ частности — событія, происходящія нынѣ въ нѣдрахъ самой нашей Православной Церкви, кажется, не должны были бы оставлять сомнѣній или недоумѣній въ томъ, почему мы явились очевидцами такого необыкновеннаго чуда, какъ и въ томъ, почему это чудесное знаменіе явлено въ Соединенныхъ Штатахъ Америки и притомъ именно въ греческой семьѣ.

Неужели не ясно, что Пречистая Матерь Божія хочетъ такимъ путемъ вразумить и тѣхъ, кто никакъ и ничѣмъ больше не желаютъ вразумиться?

Развѣ не знаменательно то, что Она, явившись во снѣ благочестивой гречанкѣ, выразила желаніе, чтобы икона Ея была взята изъ храма и возвращена въ домъ, гдѣ начала источать слезы?

Сколько разъ спасала Пресвятая Богородица Своимъ всесильнымъ заступничествомъ вѣрную Ей Византію съ царственнымъ градомъ ея Константинополемъ — до тѣхъ поръ, пока не возобладалъ тамъ духъ матеріализма и отступничества отъ вѣры, такъ ярко проявившій себя на Флорентійскомъ соборѣ 1439 года. И тогда предана была измѣнившая истинной вѣрѣ Византія въ руки паденія своего, окончательно павъ подъ ударами магометанъ-турокъ въ 1453 году.

Подобно Византіи — Новому Риму — и Отечество наше Москва — Третій Римъ — неисчислимое множество разъ испытывала на себѣ чудесное покровительство Заступницы Усердной рода христіанскаго. Но и нашъ несчастный русскій народъ не устоялъ на высотѣ своего призванія, и тотъ же духъ матеріализма и Богоотступничества привелъ его къ страшному кровавому паденію.

А теперь весь міръ обуревается не только духомъ матеріализма и отступничества, но и лютаго Богоборчества — страшнаго и дерзкаго вызова Богу, и находится на краю гибели, въ своемъ безумномъ ослѣпленіи, подготовляемой своими же собственными руками. Этотъ губительный духъ Отступленія проникъ уже и въ нашу Православную Церковь, весьма видные іерархи которой откровенно провозглашаютъ наступленіе какой-то «новой эры» и цинично предлагаютъ покончить со всѣмъ прошлымъ, собираясь создать какую-то совершенно «новую церковь», въ тѣсномъ «экуменическомъ» контактѣ и единомысліи со всѣми отступниками отъ истинной вѣры и Церкви.

Есть о чемъ плакать Пречистой Матери Божіей — /с. 414/ Матери Божественнаго Основателя истинной Церкви!

Знаменательно также, что особенно обильное истеченіе слезъ у третьей иконы, именуемой «Страстной», наблюдалось благочестивыми богомольцами въ дни, предшествовавшіе открытіе въ Нью-Іоркѣ сессіи учрежденія, въ коемъ засѣдаютъ современные вершители судебъ міра — нѣкоего прототипа будущаго мірового правительства. Какъ росою была покрыта вся икона обильными слезами въ самый день пріѣзда въ Нью-Іоркъ на эти засѣданія шайки международныхъ преступниковъ, жестокимъ терроромъ захватившихъ государственную власть и представляющихъ въ этомъ учрежденіи страны съ явно-выраженнымъ богоборческимъ направленіемъ.

Да! Плачетъ Божія Матерь, столь очевиднымъ для насъ и поражающимъ души наши образомъ, и какъ плачетъ! И плачетъ сейчасъ, конечно, не просто о повседневныхъ, обычныхъ грѣхопаденіяхъ нашихъ, которыя всегда были, есть и будутъ, доколѣ живетъ человѣкъ на этой грѣшной землѣ, ибо «нѣсть человѣкъ, иже живъ будетъ и не согрѣшитъ», а несомнѣнно о чемъ-то гораздо большемъ — о чемъ-то страшномъ, неизбѣжно насъ ожидающемъ, если только современные, зарвавшіеся въ своемъ богоборческомъ безуміи люди не образумятся и не покаются отъ всего своего сердца, кореннымъ образомъ измѣнивъ къ лучшему всю свою теперешнюю отступническую жизнь.

Зло растетъ и ширится съ необыкновенной быстротой и готово поглотить всѣхъ насъ. Но Пречистая Матерь Божія, «Заступница всѣхъ христіанъ и прибѣжище», какъ «Стѣна необоримая и милости Источникъ», предстательствуетъ всѣмъ, прибѣгающимъ съ вѣрою въ державный Ея покровъ: Она покрыетъ насъ отъ всякаго зла честнымъ Своимъ омофоромъ, лишь бы мы сами добровольно и самохотно не пріобщались къ этому злу.

И вотъ для того, чтобы не лишить себя этого спасительнаго покрова Матери Божіей, въ нынѣшнее до крайности лукавое время, быть можетъ, болѣе всего необходимо хранить себя отъ увлеченія всякими современными модными «идеями», сколь бы прельстительными и даже, иной разъ, согласными съ духомъ Христова ученія, онѣ намъ ни казались. Будемъ всегда помнить предупрежденіе Господа, что врагъ будетъ стараться прельстить, «аще возможно, и избранныя» (Матѳ. 24, 24).

Бѣгая всякихъ такихъ лукавыхъ прельщеній, будемъ хранить неизмѣнной нашу вѣрность Христу-Спасителю, /с. 415/ служа и угождая Ему Одному — и только Ему Одному и больше — никому.

Мѣриломъ истины да будутъ для насъ, послѣ Слова Божія, священные церковные каноны — но не столько тѣ изъ нихъ, которые регулируютъ формально-юридическую сторону церковной жизни (ибо имѣя временное и условное значеніе, нѣкоторые изъ таковыхъ дѣйствительно съ теченіемъ времени становятся «устарѣвшими»), сколько тѣ, которые, отражая въ себѣ возвышенное нравственное ученіе Евангелія, назначены Св. Церковью для того, чтобы регулировать духовно-нравственную сторону жизни христіанъ, какъ мірянъ, такъ и самихъ священнослужителей.

Гдѣ попираются эти священные каноны, являющіеся волеизъявленіемъ Духа Святаго («Изволися Духу Святому и намъ»...), гдѣ пренебрегаются и ни во что вмѣняются спасительныя церковныя установленія и благочестивыя традиціи — тамъ все — ложь, и обманъ, и одно лицемѣріе.

Объ этомъ лицемѣріи, какъ характернѣйшемъ признакѣ послѣднихъ временъ, предрекали многіе Святые Отцы, о чемъ свидѣтельствуетъ въ своемъ «Отечникѣ» Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ), и о чемъ особенно сильно и выразительно писалъ нашъ великій святитель Тихонъ Задонскій. Этого «лицемѣрства», по выраженію святителя Тихона, въ которомъ подъ видимостью мнимаго служенія Богу и Церкви или какимъ-либо будто бы высокимъ, гуманнымъ, благороднымъ «идеямъ», скрывается въ дѣйствительности лишь служеніе своимъ собственнымъ грѣховнымъ страстямъ и похотямъ, и надлежитъ намъ болѣе всего бояться, ибо оно представляетъ собою опаснѣйшую и губительнѣйшую духовную заразу нашего времени, распространеніе коей пріуготовляетъ условія, благопріятствующія скорѣйшему воцаренію Мірового Правителя — Антихриста, который будетъ величайшимъ Лицемѣромъ.

Противопоставимъ этому лицемѣрію наше искреннее, нелицемѣрное служеніе Христу-Спасителю и Его истинной Церкви, наше безкорыстное стремленіе Ему Единому угождать, взывая непрестанно къ Его Пречистой Матери: «покрый насъ отъ всякаго зла честнымъ Твоимъ омофоромъ!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 410-415.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.