Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

КАКЪ СПАСАЛАСЬ И ЧѢМЪ МОЖЕТЪ СПАСТИСЬ РОССІЯ?

Праздникъ въ честь Казанской иконы Божіей Матери 22 октября по ст. ст. былъ въ прежней дореволюціонной Россіи неприсутственнымъ днемъ — государственнымъ праздникомъ.

И не удивительно, ибо это — одинъ изъ самыхъ знаменательныхъ дней въ исторіи нашей многострадальной Родины Россіи. Въ этотъ день 22 октября 1612 года ополченіе кн. Пожарскаго рѣшительнымъ приступомъ взяло Москву, захваченную поляками, и Россія, предстательствомъ Богоматери, по молитвамъ передъ Ея чудотворной иконой Казанской, была спасена отъ гибели, въ которую ввергли ее ужасы такъ называемаго «Смутнаго времени».

Страшное это было время! Первопрестольный градъ Москва находился въ рукахъ поляковъ, въ Новгородѣ и сѣверныхъ областяхъ хозяйничали шведы, а по всей странѣ ходили, грабя и убивая, всевозможныя разбойничьи шайки. Отчаяніе русскихъ людей дошло до послѣднихъ предѣловъ: гибель русскаго государства казалась безповоротной и окончательной. Спасенія было ждать неоткуда.

И вотъ въ такіе дни всеобщаго унынія и полной растерянности единственной надеждой на спасеніе, какая еще теплилась въ сердцахъ русскихъ людей, не павшихъ окончательно духомъ, была надежда на помощь Божію и на чудесное заступничество Матери Божіей, неоднократно уже спасавшей русскую землю — Домъ Свой. И къ этому-то заступничеству и прибѣгли, въ концѣ концовъ, извѣрившіеся въ человѣческой помощи русскіе люди. Во главѣ дѣла спасенія Родины стала наша Русская Церковь въ лицѣ ея достойнѣйшихъ духовныхъ вождей, каковыми были Святѣйшій Патріархъ Гермогенъ, находившійся въ плѣну и заточеніи у поляковъ въ Москвѣ, и настоятель Св. Троицкой Сергіевой лавры Архимандритъ Діонисій вмѣстѣ съ ея келаремъ Аврааміемъ Палицынымъ. По всей Россіи они разсылали граматы съ пламенными призывами русскимъ людямъ встать на защиту и спасеніе Церкви и Отечества. Въ отвѣтъ на эти граматы стали образовываться народныя ополченія.

/с. 417/ Одна изъ такихъ граматъ попала въ Нижній-Новгородъ, и прочитанная тамъ въ храмѣ съ церковнаго амвона вызвала особенное воодушевленіе Космы Минина-Сухорука.

«Православные люди! Похотимъ помочь Московскому Государству», съ такимъ огненнымъ призывомъ обратился онъ къ своимъ согражданамъ: «не пожалѣемъ животовъ нашихъ. Встанемъ всѣ, какъ одинъ, за Русскую землю — за Домъ Пресвятыя Богородицы! Заложимъ женъ и дѣтей, но освободимъ Отечество!»

Подъ руководствомъ соборнаго протопопа Саввы Евѳиміева и нижегородскаго воеводы князя Звенигородскаго было рѣшено собрать ополченіе. Возглавленіе этого ополченія было поручено глубоко-вѣрующему князю Димитрію Михайловичу Пожарскому, который особенно вѣрилъ въ заступничество Пречистой Матери Божіей русскому народу и, прежде чѣмъ принять на себя столь отвѣтственное назначеніе, горячо молился передъ чудотворной иконой Казанской Божіей Матери. Списокъ съ этой иконы онъ взялъ съ собой, дабы онъ сопровождалъ его ополченіе.

Множество разнообразныхъ препятствій пришлось встрѣтить прибывшему подъ Москву нижегородскому ополченію. Предстояло взять хорошо укрѣпленный и упорно защищаемый поляками городъ, отразить отъ Москвы только что прибывшее свѣжее и многочисленное польское войско, а одновременно — усмирять буйство и безчиніе расшатанныхъ въ дисциплинарномъ отношеніи нѣкоторыхъ своихъ же русскихъ отрядовъ. Положеніе осложнялось еще тѣмъ, что разоренныя мѣстности не были въ состояніи доставлять достаточнаго продовольствія русскому воинству. Все это возбудило въ сердцахъ и безъ того уже измалодушествовавшихся русскихъ людей робость и упадокъ мужества. Спасеніе Отечества начинало казаться безнадежнымъ.

И вотъ, находясь въ такомъ горестномъ состояніи, весь народъ и войска стали съ сердечнымъ умиленіемъ и со слезами возсылать горячія моленія къ Пречистой Матери Божіей передъ Ея чудотворной иконой Казанской. Былъ отслуженъ передъ этой великой, недавно-явленной святыней торжественный всенародный молебенъ, послѣ чего всѣ рѣшили возложить на себя строгій трехдневный постъ.

И эта пламенная слезно-покаянная молитва была услышана. Совершилось чудо спасенія нашей родины, на /с. 418/которое, по человѣческимъ соображеніямъ, нельзя было разсчитывать.

Въ московскомъ Кремлѣ, въ плѣну у поляковъ (Святѣйшаго Патріарха Гермогена къ этому времени уже не было въ живыхъ: онъ скончался уморенный поляками голодомъ) томился праведной жизни святитель Арсеній, Архіепископъ Элассонскій, прибывшій въ Россію съ греческимъ митроп. Іереміею. Отъ тяготы плѣна онъ впалъ въ болѣзнь и лежалъ на одрѣ въ своемъ заключеніи. И вотъ, среди полной тишины, его темничная келлія вдругъ наполнилась необыкновеннымъ свѣтомъ, и среди этого свѣта онъ увидѣлъ предъ собой преподобнаго Сергія Радонежскаго, который сказалъ ему:

«Арсеній! ваши и наши молитвы услышаны: предстательствомъ Богоматери судъ объ отечествѣ нашемъ преложенъ на милость — завтра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена».

Какъ бы въ подтвержденіе истины этого пророчества, къ болящему старцу неожиданно вдругъ возвратилась крѣпость силъ, и онъ почувствовалъ мгновенное исцѣленіе отъ томившаго его тяжкаго недуга.

Радостная вѣсть объ этомъ видѣніи съ быстротой молніи распространилась повсюду и, перейдя даже стѣны осажденнаго города, воспламенила сердца воиновъ кн. Пожарскаго неустрашимымъ мужествомъ. Они бросились въ рѣшительный приступъ, и поляки, несмотря на свое отчаянное сопротивленіе, должны были сдать Кремль.

Въ первый же воскресный день русское воинство со всѣми жителями освобожденной первопрестольной столицы совершило торжественный крестный ходъ на Лобное мѣсто съ чудотворной Казанской иконой Божіей Матери во главѣ. Навстрѣчу этому крестному ходу вышелъ старецъ Арсеній, неся въ своихъ рукахъ сохраненную имъ въ плѣну чудотворную икону Божіей Матери Владимірскую — древнюю историческую святыню русскаго народа.

Въ память столь чудеснаго заступленія Матери Божіей русскому народу, новоизбранный Царь Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ, по благословенію отца своего, Митрополита, а впослѣдствіи Святѣйшаго Патріарха, Филарета, распорядился установить ежегодное празднованіе Казанской иконѣ Божьей Матери, кромѣ дня Ея обрѣтенія — 8 іюля —, еще въ день спасенія Россіи отъ бѣдствій Смутнаго времени — 22 октября. А при его преемникѣ Царѣ Алексіи Михайловичѣ день 22 октября былъ /с. 419/ провозглашенъ общенароднымъ — всероссійскимъ праздникомъ.

Много и другихъ замѣчательныхъ случаевъ чудеснаго заступничества Божіей Матери за православный русскій народъ знаетъ наша отечественная русская исторія.

Изъ нихъ особенно поразителенъ случай спасенія Россіи, по молитвамъ передъ чудотворнымъ образомъ Владимірской Божіей Матери, отъ нашествія страшнаго азіатскаго завоевателя Тамерлана, который буквально все сметалъ на своемъ пути, — такъ что русскіе люди ожидали тогда бѣдствія худшаго, чѣмъ нашествіе татарскаго хана Батыя.

Весь русскій народъ объединился тогда въ пламенной молитвѣ, обращенной къ Заступницѣ Усердной рода христіанскаго, и не былъ посрамленъ въ своемъ упованіи. Когда Владимірская икона торжественнымъ крестнымъ ходомъ переносилась изъ г. Владиміра, гдѣ до того времени постоянно пребывала, въ Москву, по пути ея слѣдованія, въ теченіе цѣлыхъ десяти дней, наблюдалось потрясающее душу зрѣлище. По обѣ стороны дороги стояли на колѣняхъ безчисленныя толпы народа, который, протягивая руки къ иконѣ, какъ бы къ Самой Пресвятой Богородице, слезно вопіялъ: «Матерь Божія, спаси землю Русскую!» А въ это время, въ Москвѣ Митрополитъ Кипріанъ, со всѣмъ своимъ духовенствомъ и народомъ, наложилъ на себя строгій постъ, буквально не отходилъ отъ церкви, совершая непрерывныя службы о спасеніи Россіи и днемъ и ночью и молясь со слезами о великомъ князѣ, о воинствѣ его и о всѣхъ православныхъ христіанахъ. Прибывшая въ Москву святыня была встрѣчена Первосвятителемъ Русской Церкви со множествомъ народа: всѣ, по словамъ очевидца, «и малые и великіе, со слезами, еже не обрѣсти человѣка не плачуща, но вся съ молитвою и плачемъ, воздыханіи немолчными и рыданіемъ»...

И что же?

Дивныя послѣдствія этой потрясающей всенародной покаянной молитвы намъ извѣстны. Послѣ страшнаго видѣнія таинственной Жены, окруженной безчисленнымъ множествомъ молніеобразныхъ воиновъ, вооруженныхъ огненными мечами, которые грозили ему, свирѣпѣйшій азіатскій завоеватель Тамерланъ, котораго называли «бичомъ народовъ», стремительно бѣжалъ со всѣми своими полчищами далеко отъ предѣловъ русской земли и больше не появлялся.

/с. 420Вотъ какъ и чѣмъ спасалась Русская земля во всѣ трудныя мгновенія своего историческаго бытія на протяженіи почти цѣлаго тысячелѣтія.

И это — не одинъ только разъ, а многократно!

Что же мы видимъ теперь?

Теперь, когда Русскую землю постигло длящееся вотъ уже болѣ сорока лѣтъ еще болѣе тяжкое, чѣмъ первое, второе Смутное время, нѣтъ и не можетъ ни откуда быть спасенія кромѣ еще болѣе пламеннаго и слезнаго обращенія всѣхъ русскихъ людей къ исконной Покровительницѣ и Заступницѣ нашей — къ «скорой Помощницѣ, готовому и теплому спасенію, покрову Дѣвы» (Кондакъ Казанской Бож. Матери).

Что же мѣшаетъ всѣмъ намъ обратиться къ Ней такъ, какъ обращались наши предки?

Только невѣріе и маловѣріе.

Мы все дѣлаемъ будто бы для спасенія нашей Родины-Россіи, кромѣ самаго главнаго. И почему-то никакъ не хотимъ понять, что продолжающееся уже болѣ сорока лѣтъ страшное кровавое второе Смутное время на нашей Родинѣ краснорѣчивѣе всякихъ словъ свидѣтельствуетъ намъ о нашемъ безсиліи, о тщетности нашихъ усилій, а главное объ ошибочности всѣхъ нашихъ дѣяній и мѣропріятій.

Главная же наша ошибка — въ томъ, что мы какъ-то упорно не желаемъ понять, что именно привело Россію къ этому новому Смутному времени, и продолжаемъ даже здѣсь, заграницей, въ нашемъ печальномъ изгнаніи, вмѣсто того, чтобы окончательно протрезвиться, послѣ всего нами пережитаго, дѣлать все то же, чтó въ свое время повергло Россію въ это страшное кровавое бѣдствіе, отъ котораго она до сихъ поръ не можетъ оправиться.

И при всемъ томъ — иногда громко говоримъ и даже кричимъ о спасеніи Россіи.

О спасеніи Россіи мы сможемъ лишь тогда помышлять вполнѣ серьезно, когда мы станемъ другими. Мы должны заставить себя самымъ кореннымъ образомъ перемѣниться — перестать быть такими, какими мы вольно или невольно, разумомъ или неразуміемъ, своими собственными руками или хотя бы только безразличнымъ попустительствомъ ввергли Россію въ ту жуткую кровавую бездну, въ которой она доселѣ находится.

/с. 421/ Ни образованіе все новыхъ и новыхъ политическихъ партій и организацій съ широковѣщательными программами и постоянными распрями и взаимными, недостойными русскаго имени, нападками между ними, ни устройство «дней» и «вечеровъ русской культуры», ни «благотворительные» балы, театральные спектакли и концерты, тѣмъ болѣе въ кануны воскресныхъ и праздничныхъ дней, ни юбилейныя празднества, особенно въ духѣ готовящагося теперь чествованія отлученнаго отъ Церкви за свои невѣроятно-кощунственныя злобныя выходки Льва Толстого, ни «банкеты» съ самыми патріотическими рѣчами, ни собранія «дней непримиримости» съ самыми горячими антибольшевицкими выступленіями, ни... даже формальное посѣщеніе оффиціальныхъ молебновъ и панихидъ въ особо-памятные дни — все это никогда не будетъ въ состояніи спасти Россіи.

Тѣмъ болѣе не спасутъ Россію отвратительно-кощунственные нападки на нашу Святую Вѣру и Церковь, которые позволяютъ себѣ время отъ времени русскіе будто бы люди въ періодической печати, тоже, по недоразумѣнію, или, вѣроятнѣе всего, со злымъ умысломъ, именующей себя «русской».

Всѣ эти невѣры и полувѣры, а также и всѣ тѣ, которые такъ или иначе, въ той или иной формѣ, солидаризируются съ ними, суть не болѣе, какъ гробокопатели Россіи, хотя бы они громко и на всѣ стороны кричали о какой-то своей «работѣ», направленной на спасеніе ея отъ большевизма.

Пора наконецъ протрезвиться и понять, что нѣтъ другого вѣрнаго пути спасенія нашей Родины-Россіи, кромѣ того, на который всегда становились наши благочестивые предки: это — путь всеобщаго нашего обращенія къ «тихому и доброму пристанищу — покрову Дѣвы».

«Ускоримъ» же къ Ней «на молитву и потщимся на покаяніе: источаетъ бо намъ неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряетъ на помощь, и избавляетъ отъ великихъ бѣдъ и золъ благонравныя и богобоящыяся рабы Своя» (Кондакъ Казанской Божіей Матери).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 416-421.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.