Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

ОЦЕРКОВЛЕНІЕ — НАШЕ СПАСЕНІЕ.

«Днесь храмъ одушевленный и Великаго Царя въ храмъ входитъ, Тому уготоватися въ Божественное жилище: людіе веселитеся» (Стихира Входа во храмъ Пресв. Богородицы).

«Днесъ храмъ одушевленный и Великаго Царя» — Пречистая Отроковица Марія — входитъ въ храмъ Господень во Іерусалимѣ для того, чтобы «Тому (то-есть, Господу) уготоватися въ Божественное Жилище: людіе веселитеся!» — такъ, радостно, призывая всѣхъ къ веселію, поетъ Св. Церковь въ день великаго праздника Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы, празднуемаго 21 ноября по нашему православному кадендарю.

Это было исполненіе обѣта надъ Пречистой Отроковицей Маріей — обѣта, который дали ея благочестивые родители св. праведные Іоакимъ и Анна еще до Ея рожденія. Будучи безплодными и глубоко скорбя объ этомъ, они слезно молили Бога даровать имъ дитя, обѣщая посвятить его на служеніе Богу. Молитва ихъ была услышана. Господь даровалъ имъ дитя — Отроковицу Марію, и вотъ, едва исполнилось Ей три года, какъ они уже спѣшатъ исполнить свой обѣтъ и приводятъ Ее въ храмъ Господень. По особому откровенію Божію, самъ первосвященникъ Захарія встрѣтилъ Пречистую Отроковицу и ввелъ Ее во Святая-Святыхъ, это таинственное обиталище славы Божіей, куда и самъ онъ могъ входить лишь однажды въ годъ, а болѣе — никто изъ смертныхъ.

Сами Ангелы поразились необычайностью этого событія, какъ поется объ этомъ въ праздничномъ пѣснопѣніи: «Ангели вхожденіе Пречистыя зряще удивишася, како Дѣва вниде во Святая-Святыхъ».

Для чего все это было нужно?

Для того, чтобы, воспитавшись во Святая-Святыхъ, въ этой таинственно-благодатной тишинѣ храма, въ постоянной ничѣмъ неразвлекаемой сердечной молитвѣ, Она могла духовно созрѣть, дабы стать достойнымъ сосудомъ воплощенія Сына Божія — сдѣлаться чудесной Виновницей нашего спасенія чрезъ сверхъестественное /с. 430/ рожденіе отъ Нея Божественнаго Искупителя Господа Іисуса Христа.

Вотъ почему этотъ праздникъ считается преддверіемъ праздника Рождества Христова, какъ бы открывая входъ къ нему, вслѣдствіе чего съ этого дня мы на всѣхъ праздничныхъ службахъ слышимъ радостное рождественское пѣснопѣніе: «Христосъ раждается — славите! Христосъ съ небесъ — срящите!» Вотъ почему и въ тропарѣ этого праздника такъ выразительно говорится: «Днесь благоволенія Божія предображеніе... въ храмѣ Божіи ясно Дѣва является, и Христа всѣмъ предвозвѣщаетъ»...

Великое событіе рожденія въ мірѣ Сына Божія и искупленія Имъ грѣшнаго человѣчества стало возможнымъ только потому, что избранная орудіемъ для этого Отроковица была введена въ храмъ и получила воспитаніе въ храмѣ.

Такъ вотъ, слѣдовательно, сколь велико воспитательное значеніе храма Божія!

Онъ дѣлаетъ людей святыми — онъ настолько перерождаетъ грѣховную природу человѣка, что дѣлаетъ его способнымъ ко вселенію въ него Самого Бога!

И это неудивительно.

«Поистинѣ храмъ есть земное небо», говоритъ нашъ великій праведникъ приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій: «ибо, гдѣ престолъ Божій, гдѣ страшныя таинства совершаются, гдѣ ангелы служатъ съ человѣками, гдѣ непрестанное славословіе Вседержителя, — тамъ истинно небо и небо небесе».

Въ церкви мы вытрезвляемся отъ мірскаго обаянія», говоритъ онъ же: «отъ опьяненія страстей и похотей житейскихъ, просвѣтляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, къ Богу приближаемся, съ Богомъ соединяемся. Какъ долженъ быть достопочтенъ и достоинъ любви храмъ Божій, какъ любили его святые Божіи человѣки!»

Искренняя молитва соединяетъ человѣка съ Богомъ. Но нигдѣ молитва не можетъ быть столь горяча и дѣйственна, какъ въ храмѣ Божіемъ, ибо тамъ постоянно приносится Страшная Безкровная Жертва «о всѣхъ и за вся», тамъ совершаются непрестанныя моленія отъ лица всѣхъ вѣрующихъ, тамъ — «самый воздухъ святой», по выраженію одного изъ нашихъ богомудрыхъ архипастырей.

Недаромъ Богоносные Отцы наши издревле имено/с. 431/вали храмъ «училищемъ благочестія».

Пречистая Отроковица Марія, получивъ воспитаніе въ благодатной обстановкѣ храма, сдѣлалась Сама «Одушевленнымъ Храмомъ Божіимъ», какъ именуетъ Ее Св. Церковь, ибо въ Нее вселился и отъ Нея вочеловѣчился Единородный Сынъ Божій.

Но и всѣ мы, христіане, призваны къ тому, чтобы сподобиться благодатнаго вселенія Божія — стать одушевленными храмами Божіими. Въ этомъ какъ разъ и заключается наше назначеніе — цѣль нашей жизни. Объ этомъ ясно и неоднократно учитъ насъ Слово Божіе.

«Вы бо есте церкви Бога Жива, якоже рече Богъ: яко вселюся въ нихъ и похожду, и буду имъ Богъ, и тіи будутъ Мнѣ людіе» (2 Кор. 6, 16).

«Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ?» (1 Кор. 3, 16).

Духовная природа, такъ же какъ и физическая, не терпитъ пустоты. Духъ Божій не можетъ обитать въ душѣ, оскверненной всякими нечистотами — грѣховными страстьми и похотьми. И если мы не позаботимся очистить душу, достойнымъ образомъ пріуготовивъ ее для вселенія въ нее Духа Божія, то въ нее неизбѣжно вселится врагъ Божій — діаволъ, вмѣстѣ съ споспѣшниками своими, злыми бѣсами.

Вотъ гдѣ причина того страшнаго бѣснованія, которое происходило и продолжаетъ происходить на нашей несчастной Родинѣ, а въ значительной степени, хотя, можетъ быть, не столь примѣтнымъ для всѣхъ образомъ, и повсюду теперь — во всемъ мірѣ!

Храмы Божіи и все, что происходитъ въ нихъ — церковныя молитвы, священнодѣйствія и благодатныя таинства — имѣютъ своимъ назначеніемъ очищать наши души отъ всякой грѣховной скверны и нечистоты и дѣлать ихъ храмами Божіими, достойными жилищами Духа Божія.

Итакъ, храмъ Божій безусловно необходимъ намъ для того, чтобы мы сами могли становиться одушевленными храмами Божіими.

Вотъ почему безумно поступаютъ всѣ тѣ, кто пренебрегаютъ храмомъ Божіимъ, Кто лѣнятся посѣщать совершаемыя въ немъ Богослуженія, не принимаютъ участія въ обще-церковной молитвѣ и таинствахъ и думаютъ, что можно обойтись безъ храма, — что посѣщеніе храма — дѣло неважное и необязательное.

/с. 432/ Такіе люди, по всей справедливости, могуть быть названы духовными самоубійцами, ибо они сами себя лишаютъ величайшей радости жизни въ Богѣ и отдаютъ себя вѣ руки врага Божія — діавола, неизбѣжно, въ такихъ случаяхъ, вселяющагося въ ихъ души. Удѣломъ ихъ будетъ вѣчная смерть — та «смерть вторая», о которой говоритъ въ своемъ «Откровеніи» возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ, — вмѣстѣ съ діаволомъ и всѣми его служителями, вверженными въ «озеро огненное» (Апок. 20, 10-15).

Единственный путь спасенія для насъ — это путь оцерковленія всей нашей жизни.

Это — жизнь въ Церкви.

А жизнь самой Церкви немыслима безъ храма и совершаемаго въ немъ Богослуженія — безъ обще-церковной молитвы и таинствъ. Если частную молитву каждаго отдѣльнаго вѣрующаго Св. Отцы называютъ «дыханіемъ души», то общественное Богослуженіе, совершаемое всѣмъ соборомъ вѣрующихъ, есть какъ бы дыханіе всего церковнаго организма — всего Тѣла Церкви. Какъ дыханіе необходимо для всѣхъ членовъ обыкновеннаго тѣлеснаго организма, ибо оно оживляетъ ихъ черезъ кровь, которая постоянно очищается получаемымъ ею изъ воздуха кислородомъ, такъ постоянное участіе въ Богослуженіи совершенно необходимо для всѣхъ членовъ Тѣла Христова — Церкви, ибо оно точно также духовно оживляетъ ихъ чрезъ получаемую путемъ церковной молитвы и тайнодѣйствій благодать Святаго Духа. Кто не участвуетъ въ Богослуженіи, тотъ духовно умираетъ, отпадая отъ Церкви, какъ отмираетъ и отсѣкается отъ тѣлеснаго организма тотъ членъ, въ которомъ прекращается кровообращеніе, какъ отсѣкается засохшая вѣтвь отъ лозы, по образному сравненію Господа (Іоан. 15, 6).

Съ этой точки зрѣнія, вполнѣ понятно, почему въ древности лица, пропустившія подрядъ три воскресныхъ литургіи, отлучались отъ Церкви.

Но, конечно, подлинное оцерковленіе жизни, которое необходимо для спасенія, не состоитъ въ одномъ внѣшнемъ посѣщеніи Богослуженій и формальномъ принятіи церковныхъ таинствъ.

«Оцерковить» свою жизнь это значитъ — сдѣлать себя живымъ членомъ Церкви, сознательно участвующимъ въ общей жизни Церкви, какъ Тѣла Христова, какъ единаго цѣльнаго духовнаго организма, и строить всю /с. 433/ свою жизнь въ полномъ согласіи съ такимъ сознаніемъ.

Образецъ такой подлинно-оцерковленной жизни мы находимъ въ основанной св. Апостолами первой христіанской общинѣ въ Іерусалимѣ. Вотъ какими чертами описываетъ эту жизнь книга Дѣяній Апостольскихъ:

«Они постоянно пребывали въ ученіи Апостоловъ, въ общеніи и преломленіи хлѣба и въ молитвахъ... были вмѣстѣ и имѣли все общее... каждый день единодушно пребывали въ храмѣ и, преломляя по домамъ хлѣбъ, принимали пищу въ веселіи и простотѣ сердца, хваля Бога и находясь въ любви у всего народа» (Дѣян. 2, 42-47)... «У множества увѣровавшихъ было одно сердце и одна душа, и никто ничего изъ имѣнія своего не называлъ своимъ, но все у нихъ было общее... не было между ними никого нуждающагося, ибо всѣ, которые владѣли землями или домами, продавая ихъ, приносили цѣну проданнаго и полагали къ ногамъ Апостоловъ, и каждому давалось, въ чемъ кто имѣлъ нужду. Апостолы же съ великою силою свидѣтельствовали о воскресеніи Господа нашего Іисуса Христа, и великая благодать была на всѣхъ ихъ» (Дѣян. 4, 32-35).

Это — полная противоположность эгоистической бездушной жизни современнаго мнимо-христіанскаго міра, но это — и не «коммуна» современныхъ «благодѣтелей» человѣчества — соціалистовъ и марксистовъ-коммунистовъ, столь лживо, какъ это ясно показалъ ихъ опытъ въ нашей несчастной Россіи, обѣщавшихъ устроить «рай на землѣ».

Вся суть въ той благодати Божіей, которой преисполнены были первые христіане, и безъ которой нѣтъ и не можетъ быть ничего хорошаго для людей и немыслимо самое главное — спасеніе.

А эта благодать Божія подается въ храмѣ чрезъ единодушную церковную молитву и принятіе церковныхъ таинствъ.

Вотъ почему такъ важенъ и нуженъ храмъ Божій; вотъ почему Богослуженіе въ немъ должно совершаться истово и уставно, а не кое-какъ, съ небреженіемъ; вотъ почему всѣ вѣрующіе должны принимать въ немъ участіе «единѣмъ сердцемъ и единѣми усты», какъ призываетъ насъ къ этому сама св. Церковь, а не быть только праздными зрителями и безучастными слушателями, къ тому же ничего не понимающими изъ того, что въ храмѣ происходитъ, а потому нерѣдко скучаю/с. 434/щими, какъ это часто теперь бываетъ, и тяготящимися его продолжительностью.

Задача привлеченія всего вѣрующаго народа къ самому живому и сознательному участію въ Богослуженіи — это одна изъ основныхъ задачъ современнаго христіанскаго пастыря, ревнующаго о спасеніи душъ своихъ пасомыхъ это — вопросъ жизни и смерти!

Къ сожалѣнію, — страшно это сказать, но это такъ! — мы являемся сейчасъ свидѣтелями грознаго процесса всеобщаго расцерковленія — расцерковленія не только личной жизни современныхъ христіанъ и современнаго христіанскаго общества, но даже попытки расцерковленія самой Церкви, путемъ обращенія ея въ обыкновенную свѣтскую организацію, служащую чисто свѣтскимъ, мірскимъ, но не духовнымъ цѣлямъ и интересамъ.

Эта страшная, убійственная для подлинно-христіанской жизни, попытка имѣетъ въ настоящее время весьма многогранное выраженіе: пастыри христіанскіе стремятся завоевать себѣ право стать вполнѣ свѣтскими людьми, со свѣтскимъ внѣшнимъ обликомъ, со свѣтскимъ образомъ мыслей, настроеніемъ и поведеніемъ, служа не Богу, а сильнымъ и славнымъ «міра сего», съ полной готовностью всячески попирать и евангельскія заповѣди и церковные каноны; до послѣдней степени урѣзанное и небрежно, на скорую руку, совершаемое Богослуженіе отходитъ на второстепенное мѣсто, а на первое мѣсто выступаетъ чисто-свѣтская «общественная жизнь» съ неизмѣнными «банкетами», «пикниками», «танцовальными вечерами» и «балами» и тому подобными, весьма нескромными и просто неприличествующими христіанамъ увеселеніями и развлеченіями, которыя нерѣдко оффиціально устраиваются отъ имени Церкви и «въ пользу церкви», даже въ дни поста и въ кануны воскресныхъ и праздничныхъ дней, и т. п.

Это расцерковленіе, конечно, неизбѣжно ведетъ къ тому, что «соль обуеваетъ» и, по слову Христа-Спасителя, становится ни къ чему негодной, какъ только къ тому, чтобы выбросить ее на попраніе людямъ (Матѳ. 5, 13).

Въ сознаніе современныхъ людей «кѣмъ-то» усиленно внѣдряется мысль, что Церковь и Богослуженіе, какъ и всѣ церковныя правила и установленія, предназначены для духовенства и монаховъ, а для свѣтскихъ людей все это — необязательно и можетъ служить даже по/с. 435/мѣхой въ дѣлѣ служенія ихъ на пользу человѣческому обществу.

Пропагандирующіе такія идеи съ крайней враждебностью относятся къ истиннымъ пастырямъ, ревнующимъ объ оцерковленіи своихъ пасомыхъ, стараются клеветать на нихъ, подрывать, гдѣ только возможно, авторитетъ ихъ, противопоставляя имъ другихъ пастырей, готовыхъ идти на всѣ уступки, на всѣ компромиссы съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, подъ лукавымъ предлогомъ «церковной экономіи», забывая слова Христовы о «соли обуявшей».

Но вѣдь этотъ путь расцерковленія и омірщвленія и есть какъ разъ тотъ самый «путь широкій и пространный», которымъ, по словамъ Христовымъ, «идутъ многіе» и который «ведетъ въ погибель». А путь оцерковленія жизни, хотя этотъ путь и кажется иногда «тѣснымъ и узкимъ», а потому «немногіе находятъ его», зато есть путь, «ведушій въ жизнь» — къ общему нашему назначенію — вѣчному спасенію (Матѳ. 7, 13-14).

А потому не будемъ озираться по сторонамъ и считаться съ современнымъ «общественнымъ мнѣніемъ», а пойдемъ этимъ прямымъ и вѣрнымъ путемъ, не боясь оказаться «въ меньшинствѣ», ибо ненапрасно послѣдователей Своихъ Христосъ-Спаситель называлъ «малымъ стадомъ» (Лук. 12, 32).

Будемъ всѣмъ сердцемъ своимъ стремиться оцерковить нашу жизнь — жить въ Церкви, чтобы удостоиться быть въ этомъ «маломъ стадѣ» и улучить уготованное намъ благостью Божіею вѣчное спасеніе.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 429-435.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.