Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

ПРАВИЛО ВѢРЫ.

Не только мы, православные христіане, но и весь міръ, еще считающій себя христіанскимъ, съ датой 6-го декабря связываетъ память одного изъ величайшихъ и наиболѣе почитаемыхъ святыхъ Христовой Церкви — святителя Николая, Архіепископа Миръ Ликійскихъ, Чудотворца.

Нѣтъ такого другого угодника Божія, котораго бы такъ всѣ чтили, прославляли и величали, какъ святителя Христова Николая. Несомнѣнная святость его засвидѣтельствована безчисленными чудесами, совершенными имъ, какъ при жизни, такъ и послѣ смерти, вплоть до самаго нашего времени. Поистинѣ нѣтъ такого другого угодника Божія, отъ котораго бы источалось такое «неисчерпаемое чудесъ море», какъ отъ святителя Христова Николая. Чтятъ его поэтому не только христіане, но даже магометане и язычники, какъ великаго чудотворца и скораго помощника людямъ во всѣхъ бѣдахъ и напастяхъ. А особенно нѣжно и свято чтилъ его нашъ православный русскій народъ, считая его какъ бы «своимъ», роднымъ, съ особой любовью нарекая имя его новорожденнымъ и посвящая ему многочисленные храмы, воздвигаемые по всему лицу земли Русской.

Откуда же такая великая слава святителя Христова Николая? Въ чемъ его сила и величіе, чѣмъ онъ такъ покоряетъ и привлекаетъ къ себѣ сердца человѣческія? Тѣмъ, что онъ, въ полномъ смыслѣ слова, былъ «правиломъ вѣры» христіанской, какъ именуетъ его въ своихъ пѣснопѣніяхъ Св. Церковь, то-есть — образцомъ истинно-христіанской жизни. Онъ въ точности исполнилъ на себѣ завѣщаніе св. Апостола, обращенное къ пастырямъ: «Образъ буди вѣрнымъ словомъ, житіемъ, любовію, духомъ, вѣрою, чистотою» (1 Тим. 4, 12).

На немъ буквально исполнилось замѣчательное пророчество, которое, по особому, конечно, вдохновенію отъ Бога, изрекъ посвящавшій его въ санъ пресвитера Епископъ Николай Патарскій:

«Я вижу, братіе, новое солнце, восходящее надъ землей и приносящее сладостное утѣшеніе скорбящимъ и страждущимъ. Счастлива та паства, которая будетъ /с. 437/ имѣть его своимъ руководителемъ, онъ укрѣпитъ ее въ вѣрѣ въ Господа, онъ наставитъ, ее въ добродѣтельной и благочестивой жизни, онъ будетъ усерднымъ помощникомъ для всѣхъ бѣдствующихъ».

И дѣйствительно: вся жизнь св. Николая была блистательнымъ исполненіемъ этихъ пророческихъ словъ рукополагавшаго его епископа. Отъ самой юности своей онъ весь горѣлъ пламенной вѣрой въ Бога, будучи строгимъ и непреклоннымъ ревнителемъ чистоты Православія; онъ проводилъ самую суровую подвижническую жизнь въ непрестанныхъ бдѣніяхъ, постахъ и молитвахъ; забывая себя, онъ самоотверженно помогалъ бѣднымъ, утѣшалъ страждущихъ, мужественно защищалъ несправедливо обиженныхъ и обездоленныхъ, укрѣплялъ и наставлялъ колеблющихся и слабыхъ въ вѣрѣ, — онъ никогда не уставалъ совершать всевозможныя дѣла христіанской любви и милосердія по отношенію ко всѣмъ людямъ.

Прославляя святыхъ угодниковъ Божіихъ, Св. Церковь дѣлаетъ это для того, чтобы воодушевить насъ на подражаніе имъ. Прославляя св. Николая, какъ «Правило вѣры», Св. Церковь желаетъ, чтобы мы, слѣдуя его примѣру, какъ «правилу», или образцу, подражали ему въ подвигахъ его христіанской добродѣтельной жизни.

Дѣлаемъ ли мы это?

Сколько слышно въ настоящее время красивыхъ, но безплодныхъ, а зачастую и лицемѣрныхъ словъ о гуманности, человѣчности, справедливости, всеобщемъ благополучіи, сытости и довольствѣ, которыя такъ обильно расточаютъ тщащіеся быть вождями и руководителями жизни народовъ, — но совсѣмъ не видно дѣла, того настоящаго, подлиннаго дѣла христіанской любви и благочестія, которымъ такъ прославился и къ которому такъ горячо зоветъ насъ самою жизнью своею столь почитаемый всѣми и такъ хорошо всѣмъ извѣстный святитель Христовъ и Чудотворецъ Николай.

Если мы дѣйствительно хотимъ блага себѣ и всему человѣчеству, то для всѣхъ насъ, а въ особенности для тѣхъ, кто стоитъ во главѣ общественной — церковной или государственной-гражданской — жизни, этотъ всенародный и общепризнанный святой долженъ былъ бы быть высшимъ идеаломъ какъ личной жизни, такъ и общественной дѣятельности. Для этого нужно только взять житіе его, внимательно прочитать, изучить его, /с. 438/ глубоко запечатлѣть его въ своемъ сердцѣ и составить по нему программу своей жизни, твердо рѣшившись, въ надеждѣ на благодатную помощь Божію, никогда не отступать отъ нея.

Тогда только и можемъ мы надѣяться, что преобразится и къ лучшему перемѣнится вся наша современная жизнь, являющая нынѣ столь печальную картину всеобщаго религіознаго и нравственнаго разложенія и упадка и тѣмъ самымъ неизбѣжно влекущая человѣчество къ его конечной гибели.

Изъ житія св. Николая мы прежде всего узнаемъ, что еще съ дѣтскихъ лѣтъ и ранней юности своей онъ избѣгалъ отроческихъ шалостей и забавъ, любилъ воздержаніе и уединеніе, часто посѣщалъ храмъ Божій, углублялся въ чтеніе Священнаго Писанія и большую часть времени проводилъ въ молитвахъ, избѣгая суетнаго времяпрепровожденія и пустыхъ бесѣдъ. Въ такихъ наклонностяхъ и настроеніяхъ воспитывали его благочестивые родители.

Такъ ли и у насъ воспитываютъ дѣтей своихъ?

Св. Николай горячо преданъ былъ Св. Церкви своей и пламенно ревновалъ о славѣ ея и о чистотѣ св. вѣры православной. Онъ не могъ терпѣть, чтобы въ его присутствіи поносили святую вѣру и унижали Имя Божіе. Кротчайшій и смиреннѣйшій, исполненный благости и любви къ людямъ, онъ не могъ, однако, выдержать богохульства еретика Арія, унижавшаго достоинство Сына Божія, и, не думая о послѣдствіяхъ, въ порывѣ ревности о Господѣ, ударилъ его. (Это очень не нравится либераламъ, отвергающимъ поэтому даже самую дѣйствительность этого событія). Поступокъ его былъ оправданъ чудеснымъ знаменіемъ: въ видѣніи предъ очами нѣкоторыхъ епископовъ Господь Іисусъ Христосъ подалъ св. Николаю Евангеліе, а Пресвятая Богородица возложила на плечи его архіерейскій омофоръ.

Такъ ли и мы готовы всегда ревностно и безбоязненно отстаивать свою св. вѣру отъ поруганія и поношенія ея безбожниками и еретиками? Не случается ли иногда въ наше время, что люди, считающіе себя христіанами, спокойно и равнодушно позволяютъ въ своемъ присутствіи глумиться надъ вѣрою въ Бога, кощунственно издѣваться надъ Церковью и ея установленіями, благочестивыми обычаями и традиціями? Допустимо ли, по малодушію и «страха ради іудейска», молчать, когда мы обязаны мужественно возвысить свой голосъ въ за/с. 439/щиту подвергаемой хуленію святыни? Вѣдь «молчаніемъ предается Богъ».

Св. Николай всегда первымъ являлся въ храмъ Божій къ Богослуженію и послѣднимъ уходилъ изъ него. Эта привычка, какъ извѣстно изъ его житія, послужила какъ разъ поводомъ къ избранію его въ архіепископы Миръ Ликійскихъ.

Такъ ли и мы всегда спѣшимъ попасть въ храмъ Божій еще до начала Богослуженія и дорожимъ возможностью простоять все Богослуженіе полностью до конца? Не бываетъ ли съ современными христіанами чаще, что они страшно боятся опоздать на какое-нибудь увеселеніе, зрѣлище или свѣтское собраніе, а въ храмъ Божій намѣренно опоздываютъ, чтобы не утруждать себя долгимъ въ немъ стояніемъ?

Въ частной жизни своей св. Николай былъ необыкновенно простъ и невзыскателенъ: одежду онъ носилъ самую скромную и простую, пищи вкушалъ немного, соблюдалъ всѣ церковные посты.

Такъ ли и мы удовлетворяемся самымъ простымъ и скромнымъ и такъ ли бываемъ невзыскательны въ своихъ жизненныхъ потребностяхъ? — Не бываетъ ли въ средѣ современныхъ христіанъ и христіанокъ, наоборотъ, стремленія къ пріобрѣтенію роскошныхъ и изысканныхъ одеждъ, причемъ непремѣнно «по послѣдней модѣ»? Не служатъ ли у насъ эти одежды предметомъ тщеславія и превозношенія передъ другими, не имѣющими возможности пріобрѣсти себѣ такой дорогой и роскошной одежды? Не любятъ ли современные христіане услаждать себя изысканной и лакомой пищей, употребляя ее въ гораздо большемъ количествѣ, чѣмъ это необходимо для поддержанія силъ и здоровья? А ужъ о соблюденіи постовъ въ наше время и говорить трудно: это многими теперь считается излишнимъ и ненужнымъ и даже будто бы вреднымъ для здоровья, хотя современная медицина свидѣтельствуетъ какъ разъ о противномъ. Да и мало кто знаетъ теперь, какіе и когда установлены Св. Церковью посты!

Но особенно прославился святитель Николай своимъ необыкновеннымъ милосердіемъ и сострадательной любовью ко всѣмъ страждущимъ и бѣдствующимъ, ко всѣмъ нуждающимся въ помощи и утѣшеніи людямъ, почему такъ и чтилъ его всегда православный русскій народъ, глубоко воспринявшій въ свое /с. 440/ сердце заповѣдь Христову о милосердіи и любви къ ближнимъ, какъ «Николу-Милостивца», подчеркивая этимъ наименованіемъ ту основную черту его высокой христіанской добродѣтели, которой онъ такъ плѣняетъ сердца человѣческія.

Все свое имущество, все свое богатое наслѣдство, полученное имъ отъ родителей, св. Николай употреблялъ на дѣла подлинной благотворительности и христіанскаго милосердія, многихъ людей спасъ онъ отъ грѣха и пороковъ своею помощью, причемъ всегда старался благотворить тайно — такъ, чтобы, какъ учитъ Христосъ-Спаситель, «лѣвая рука не знала, что дѣлаетъ правая» (Матѳ. 6, 3).

Такъ ли и современные христіане поступаютъ, употребляя свои доходы и имущества, или хотя бы матеріальные избытки, на помощь нуждающимся?

Не бываетъ ли чаще наоборотъ, что люди, носящіе святое имя христіанъ, щедро расходуютъ свои средства на всякія грѣховныя прихоти и удовольствія, развлеченія и увеселенія, и равнодушно проходятъ мимо людского горя и несчастія? Охотно бросаютъ иной разъ громадныя деньги на какой-нибудь вздоръ, служщій удовлетворенію страстей, а на добрыя дѣла жалѣютъ дать даже гроши, а если и даютъ, то непремѣнно такъ, чтобы всѣ объ этомъ знали и восхваляли ихъ за мнимое добросердечіе и безкорыстіе.

Истинно-христіанская благотворительность есть лишь та, которая проистекаетъ отъ милостиваго, состраждущаго людямъ сердца.

«Всѣ жертвы и милостыни нищимъ не замѣнятъ любви къ ближнему», говоритъ величайшій праведникъ и благотворитель нашего времени приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій: «если ея нѣтъ въ сердцѣ; потому, при поданіи милостыни, всегда нужно заботиться о томъ, чтобы она подаваема была съ любовію, отъ искренняго сердца, охотно, а не съ досадою и огорченіемъ на нихъ» («Моя жизнь во Христѣ» т. 2, стр. 79).

«Тѣ, которые подаютъ алчущимъ хлѣбъ или деньги съ жалѣніемъ, съ лукавымъ окомъ и несытымъ сердцемъ, — все равно, что кладутъ ядъ въ свой хлѣбъ или въ свою милостыню», говоритъ о. Іоаннъ въ другомъ мѣстѣ своего замѣчательнаго дневника (т. I, стр. 209)... Нужно подавать съ любовію, съ уваженіемъ /с. 441/ къ лицу ближняго, доброхотно, съ радостью, ибо любви свойственно радоваться при оказаніи помощи любимому» (тамъ же).

Въ нынѣшнее время рѣдко можно встрѣтить такую настоящую, отъ глубины любящаго сердца происходящую благотворительность. Она почти полностью замѣнена такъ называемой общественной благотворительностью.

Но обладаетъ ли эта «общественная» благотворительность качествами, которыми должна отличаться истинная христіанская благотворительность? Есть ли въ ней настоящая христіанская любовь и милосердіе къ страждущимъ, есть ли подлинное самоотверженіе, пожертвованіе своими личными благами, ради блага ближнихъ, есть ли стремленіе благотворить тайно, такъ, чтобы лѣвая рука не знала, по слову Христову, что дѣлаетъ правая?

Увы! ничего этого мы въ ней не видимъ, а наоборотъ часто встрѣчаемъ холодность, сухость, жесткость, «оффиціальность» и болѣе или менѣе ярко обнаруживаемое превозношеніе своимъ занятіемъ, которое становится какъ бы профессіей, питающей гордость и тщеславіе, толкаетъ на исканіе славы и извѣстности, почета и уваженія въ обществѣ.

А если мы обратимся къ источникамъ, изъ которыхъ большею частью теперь почерпаются средства для этой «общественной благотворительности», то тутъ дѣло обстоитъ еще хуже.

Балы и вечера, зачастую весьма нескромныя и недостойныя истинныхъ христіанъ увеселенія и развлеченія, да еще нерѣдко въ кануны воскресныхъ и праздничныхъ дней, когда мѣсто христіанамъ въ храмѣ, за Богослуженіемъ, и даже иногда во дни поста, дни покаянія и молитвы — вотъ основной источникъ этого «общественнаго благотворенія»! Безъ этого, видите ли, денегъ отъ современныхъ христіанъ на добрыя дѣла получить невозможно.

Какой ужасъ!

Да развѣ это благотвореніе?

Какъ бичевалъ и обличалъ въ своихъ словахъ и поученіяхъ такую мнимую «благотворительность» исполненный подлинной любви и милосердія къ людямъ нашъ великій пастырь-благотворитель приснопамятный о. Іоаннъ, черезъ руки котораго проходило въ годъ, по самому /с. 442/ скромному подсчету, не менѣе одного милліона рублей, которые онъ всѣ употреблялъ полностью на добрыя дѣла.

Вотъ какъ говоритъ онъ объ этомъ въ своемъ дивномъ вдохновенномъ дневникѣ:

«О нынѣшнихъ благотвореніяхъ. — Ты полною мѣрою вкушаешь блага земныя, подаешь нуждающимся, но себя ласкаешь больше: значитъ, дѣлаешь добрыя дѣла безъ малѣйшаго самоотверженія. Не велики дѣла твоихъ благотвореній.

А то, что еще есть? Какія благотворенія мнимыя? Съ благотворительной цѣлью дѣлаютъ увеселенія, то-есть прежде всего хотятъ намѣренно послужить своей грѣховной плоти, діаволу, а потомъ уже — ближнему и Богу.

Да это господа, вовсе не блатотвореніе! Одно только имя благотворенія носитъ. Не «сотворимъ злая, да пріидутъ благая» (Рим. 3, 8).

«Горе вамъ, насыщенніи нынѣ, яко взалчете! Горе вамъ, смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете» (Лук. 6, 25)! («Моя жизнь во Христѣ» т. 2, стр. 113).

Вотъ какой строгій судъ вынесъ нашъ столь авторитетный для насъ величайшій праведникъ нашего времени и подлинный благотворитель о. Іоаннъ Кронштадтскій нашимъ современнымъ «благотворителямъ»!

Не слѣдуетъ ли серьезно прислушаться къ этому авторитетному мнѣнію и призадуматься, вмѣсто того, чтобы съ гордой заносчивостью и самомнѣніемъ отвергать голосъ христіанскаго благоразумія, какъ это у насъ обыкновенно дѣлается? Не свой гордый, превозносящійся разумъ будемъ ставить на первое мѣсто, а разумъ Матери нашей — Святой Церкви, въ лицѣ ея великихъ, прославленныхъ и Богомъ и людьми духоносныхъ служителей, каковыми въ древности былъ Св. Николай Чудотворецъ, а въ наше время — столь плодотворно подражавшій ему въ подвигѣ пастырскаго служенія приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій.

Ихъ высокому примѣру и богомудрымъ наставленіямъ и будемъ слѣдовать!

Надо также помнить, что всякая такая «общественная благотворительность», которая «связываетъ» и «обязываетъ», можетъ быть не только не христіанской, но даже анти-христіанской: Антихристъ вѣдь будетъ величайшимъ общественнымъ благотворителемъ, и путемъ именно такой «благотворительности» прі/с. 443/обрѣтетъ вліяніе, а затѣмъ и полноту власти надъ всѣмъ человѣчествомъ, столь падкимъ на «благотворенія».

Вообще, крайне необходимо знать, что всякое «добродѣланіе» и всякая «нравственность», оторванная отъ истинной вѣры въ Бога и отъ послушанія Св. Церкви, не только не спасительны, а даже губительны, поскольку они творятся «во имя свое», а не во Имя Божіе. Только то добро есть истинное добро, которое дѣлается, какъ у насъ говорили, «Христа ради». А иначе всѣ труды наши будутъ всуе, сколь бы мы не льстили самимъ себѣ и не ублажали сами себя, и какъ бы не хвалили и не превозносили насъ люди, дѣлающіе это обычно притомъ далеко не безкорыстно.

И, наконецъ, еще одна, чрезвычайно-важная черта въ св. Николаѣ, черта, почти совсѣмъ утраченная современными людьми и даже многими изъ числа занимающихъ высокіе престолы священства.

Св. Николай никогда не раболѣпствовалъ передъ сильными и славными міра сего. Въ немъ въ высокой степени было развито чувство правды Божіей, чувство высшей справедливости. Смиренный сердцемъ, но сильный духомъ, онъ мужественно выступалъ противъ представителей гражданской власти, когда она попирала правду, въ защиту невинно-обиженныхъ и неправедно-осужденныхъ. Не устрашился онъ жестокихъ гоненій языческой власти, претерпѣвъ темничное заключеніе за вѣру; не побоялся онъ выступить и противъ несправедливыхъ поступковъ смѣнившей языческую новой христіанской власти, вплоть до принятія самыхъ рѣшительныхъ мѣръ, когда, какъ извѣстно изъ житія его, онъ выхватилъ изъ рукъ палача мечъ, уже занесенный надъ головами невинныхъ жертвъ, а въ другой разъ — чудеснымъ образомъ принудилъ самого Императора Константина пересмотрѣть свой приговоръ и помиловать оклеветанныхъ военачальниковъ.

Таковъ былъ этотъ дивный угодникъ Божій! Его необыкновенная, сіяющая по всей вселенной слава, или, выражаясь свѣтскимъ языкомъ, «популярность», уже сама по себѣ ярко свидѣтельствуетъ о жизненности и истинности нашей святой православно-христіанской вѣры, «правиломъ», или образцомъ которой онъ былъ.

Казалось бы: какой простой выходъ изъ создавшагося тяжкаго международнаго положенія, изъ того безнадежнаго нравственнаго тупика, въ какой /с. 444/ зашло современное человѣчество, такъ живо, какъ никогда, ощущающее близость своей неминуемой гибели, — перестать кощунственно дѣлать изъ св. Николая какого-то легендарнаго шутовского «Дѣда-Мороза», или «Санта-Клоса», раздающаго подарки дѣтямъ, а, вмѣсто этого, серьезно заняться воспитаніемъ дѣтей въ духѣ той вѣры, которую съ дѣтства исповѣдывалъ св. Николай, старавшійся потомъ всю свою жизнь проводить въ строгомъ соотвѣтствіи съ ея требованіями.

Въ этомъ и только въ этомъ — единственное спасеніе для человѣчества. А безъ этого наивно ждать въ будущемъ чего-либо хорошаго!

Но что этому мѣшаетъ?

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 436-444.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.