Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«БОЖЕ, МИЛОСТИВЪ БУДИ НАМЪ, ГРѢШНЫМЪ!»

Мы уже дожили до того поистинѣ страшнаго и жуткаго времени, когда почти всѣ уже капитулируютъ передъ побѣдно-шествующимъ въ мірѣ богоборческимъ сатанизмомъ, кое-гдѣ еще такъ или иначе маскирующимся, ради удобнѣйшей подготовки царства Антихристова, когда должна будетъ начаться уже неприкрываемая кровавая борьба во всемъ мірѣ съ истннной вѣрой и Церковью Христовой.

Вѣдь страшно подумать! Не только всѣ православныя помѣстныя церкви, но даже инославныя христіанскія исповѣданія, пользующіяся пока, казалось бы, полной внѣшней свободой, фактически уже капитулировали передъ богоборческой совѣтской властью, поскольку они признаютъ законной церковью русскаго народа московскую патріархію, являющуюся орудіемъ ея, вступаютъ съ ней въ сношенія, привѣтствуютъ ея іерарховъ, ѣздятъ къ нимъ сами и приглашаютъ ихъ къ себѣ и поддерживаютъ съ ними дружественныя отношенія, какъ бы съ представителями подлинной русской церкви.

Только одна наша русская Зарубежная Церковь пока еще стоитъ на пути у этого богоборческаго сатанизма. Вотъ гдѣ и кроется причина той страшной злобы, которая въ настоящее время готова со всей силой обрушиться на нее!

Предпринимается все возможное, чтобы сломить позиціи Русской Зарубежной Церкви. Въ самое послѣднее время выпущена въ свѣтъ даже цѣлая книга съ цѣлью доказать «неканоничность» ея существованія. Вѣроятно, и самъ Антихристъ, когда явится, будетъ такъ же искусно орудовать канонами. Раньше у насъ славились такимъ обращеніемъ съ законами иные мастера, почему и явилась въ нашемъ народѣ остроумно-ядовитая пого/с. 2/ворка; «Законъ — что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Вотъ точно такимъ же образомъ теперь недобросовѣстные люди, продавшіе свою совѣсть врагамъ Христовой вѣры, орудуютъ и церковными канонами. Но всѣ ихъ построенія рушатся сами собой, ибо они основаны на порочной, не выдерживающей никакой критики съ точки зрѣнія и здраваго смысла и ученія истинной Церкви предпосылкѣ, будто «совѣтская власть есть власть отъ Бога».

Въ самомъ дѣлѣ. Развѣ можно богоборческую совѣтскую власть, насильственнымъ путемъ утвердившуюся на нашей несчастной Родинѣ, считать властью Богоустановленной и относить къ ней слова св. Апостола Павла въ его посланіи къ Римлянамъ гл. 13, стихи 1-5: «Нѣтъ власти не отъ Бога...»?

Для яснаго рѣшенія этого вопроса, необходимо внимательно прочесть всѣ эти слова св. Апостола отъ начала до конца полностью, вдуматься въ ихъ глубокій смыслъ, вопросивъ свою совѣсть насколько сказанное св. Апостоломъ можетъ идти къ совѣтской власти, а затѣмъ обратиться къ нашимъ древнимъ церковнымъ авторитетамъ, дабы узнать, какъ они понимали и толковали эти слова. Вѣдь и римо-католики и всѣ безчисленные сектанты для оправданія своихъ заблужденій прибѣгаютъ къ текстамъ изъ Священнаго Писанія, вырывая изъ контекста отдѣльныя фразы и толкуя ихъ тамъ, гдѣ это имъ выгодно, слишкомъ буквалистически, безъ сличенія и согласованія съ остальнымъ текстомъ.

Итакъ, что же говоритъ св. Апостолъ Павелъ:

«Всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ, ибо нѣтъ власти не отъ Бога; существующія же власти отъ Бога установлены. Посему противящійся власти противится Божію установленію. А противящіеся сами навлекутъ на себя осужденіе. Ибо начальствующіе страшны не для добрыхъ дѣлъ, но для злыхъ. Хочешь ли не бояться власти? Дѣлай добро, и получишь похвалу отъ нея; ибо начальникъ есть Божій слуга, тебѣ на добро. Если же дѣлаешь зло, бойся, ибо /с. 3/  онъ не напрасно носитъ мечъ: онъ Божій слуга, отмститель въ наказаніе дѣлающему злое. И потому надобно повиноваться не только изъ страха наказанія, но и по совѣсти».

Вотъ теперь, процитировавъ эти слова и внимательно вдумавшись въ нихъ, вопросимъ самую элементарную, не искривленную человѣческую совѣсть — совѣсть человѣка хотя бы немного знакомаго съ богоборческой сущностью коммунистической совѣтской власти, не только отрицающей самое существованіе Бога, но и сознательно и ожесточенно борющейся съ вѣрой въ Бога, со всякой религіей, — могутъ ли эти слова быть отнесены къ совѣтской власти?

Конечно, нѣтъ!

Какъ можетъ быть «властью отъ Бога» та власть, которая съ Богомъ борется, поставляя при томъ свою борьбу съ Богомъ за искорененіе всякой религіи одной изъ главныхъ цѣлей своей дѣятельности?

Развѣ мы не знаемъ, сколько зла причинила богоборческая совѣтская власть Русской Землѣ, сколько невинной крови она пролила, сколькихъ русскихъ людей сдѣлала несчастнѣйшими изъ смертныхъ, сколько великихъ историческихъ святынь русскаго народа разрушила и осквернила, какъ надругалась она надъ душой православнаго русскаго человѣка, сколько всякой мерзости, низости гнусности и самаго разнузданнаго хамства внесла въ русскую народную жизнь, искусственно вызывая и взвинчивая въ душахъ всевозможные порочные и преступные инстинкты, возбуждая звѣря въ человѣкѣ въ томъ самомъ русскомъ человѣкѣ, который такъ славился прежде своимъ смиреніемъ, кротостью, милосердіемъ а самыми добрыми истинно-христіанскими качествами души?

Можно ли, послѣ всего этого и зная все это, рѣшиться сказать о начальствующихъ лицахъ совѣтской власти, что они «страшны не для добрыхъ дѣлъ, но для злыхъ»?

Можно ли сказать о совѣтской власти: «Хочешь ли не бояться ея? — Дѣлай добро, и получишь похвалу отъ нея»?

/с. 4/ Не звучитъ ли все это самой злой ироніей?

Можно ли о совѣтскомъ «начальникѣ», который непремѣнно долженъ быть безбожникомъ, ибо этого требуетъ отъ своихъ сочленовъ «компартія», сказать, что онъ «есть Божій слуга, тебѣ на добро», что онъ «носитъ мечъ» какъ «отмститель въ наказаніе дѣлающему злое»?

Не будетъ ли это кощунствомъ — издѣвательствомъ надъ священнымъ званіемъ «Божія слуги»?

Вотъ чего не можетъ не отвѣтить на поставленный нами въ самомъ началѣ вопросъ о Богоустановленности совѣтской власти здоровая, не «сожженная» еще человѣческая совѣсть, совѣсть не привыкшая еще къ разнымъ казуистическимъ изворотамъ.

Но какъ же и почему все же св. Апостолъ Павелъ выражается такъ, что «нѣтъ власти не отъ Бога; существующія же власти отъ Бога установлены»? Не значитъ ли это, что и совѣтская власть, несмотря ни на что, все же должна быть разсматриваема, какъ «власть отъ Бога»?

Обратимся къ высокоавторитетному для насъ толкованію этихъ словъ Апостола Святыми Отцами Церкви. Что говорятъ они по этому поводу?

Вотъ, какъ толкуетъ, напримѣръ, эти слова великій вселенскій учитель и святитель св. Іоаннъ Златоустъ:

«Власти учреждены отъ Бога... Какъ это? Неужели всякій начальникъ поставленъ отъ Бога? Не то говорю я, отвѣчаетъ Апостолъ. У меня теперь идетъ рѣчь не о каждомъ начальникѣ въ отдѣльности, но о самой власти. Существованіе властей, при чемъ одни начальствуютъ, а другіе подчиняются, и то обстоятельство, что все происходитъ не случайно и произвольно, такъ чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнамъ, — все это я называю дѣломъ Божіей премудрости. Потому Апостолъ и не сказалъ, что нѣтъ начальника, который не былъ бы поставленъ отъ Бога, но разсуждаетъ вообще о существѣ власти... Такъ какъ равенство часто доводитѣ до ссоръ, то Богъ установилъ многіе виды власти и подчиненія, какъ-то: между мужемъ и женою, между сыномъ и отцомъ, между старцемъ и юношей, рабомъ и свободнымъ, между начальникомъ и подчиненнымъ, ме/с. 5/жду учителемъ и ученикомъ... А безначаліе вездѣ есть зло и бываетъ причиной безпорядка... Вѣдь отъ властей для государствъ бываютъ безчисленныя блага: если упразднить ихъ, все погибнетъ и не устоятъ ни города, ни села ни дома, ни торжище и ничто другое, но все ниспровергнется, такъ какъ болѣе сильные поглотятъ болѣе слабыхъ...» (Творенія, т. IX, стр. 774-77).

Какъ изъ вышеприведенныхъ словъ святого Златоуста, такъ и изъ дальнѣйшихъ его разсужденій совершенно ясно, что св. Апостолъ говоритъ здѣсь не о «всякой» власти, въ смыслѣ безразличія того, въ чьихъ бы рукахъ власть ни находилась, а о самомъ институтѣ власти, какъ таковомъ — о томъ, что самый институтъ власти установленъ Богомъ ради упорядоченія жизни людей, что государственная власть, по своей идеѣ, есть Божественное установленіе, необходимое для предотвращенія анархіи, или безначалія, грозящей нежелательными потрясеніями и разрухой для человѣческаго общества.

Такую мысль со всею силою подтверждаетъ и другой великій и весьма авторитетный для насъ Отецъ Церкви преп. Исидоръ Пелусіотъ. Указавъ напередъ Богоустановленный повсюду въ жизни словесныхъ и безсловесныхъ существъ порядокъ подчиненія однихъ другимъ, онъ затѣмъ заключаетъ:

«Поэтому въ правѣ мы сказать, что самое дѣло, разумѣю власть, то-есть начальство и власть царская установлены Богомъ. Но если какой злодѣй-беззаконникъ восхититъ сію власть, то не утверждаемъ, что поставленъ онъ Богомъ, но говоримъ, что попущено ему изблевать сіе лукавство, какъ фараону, и въ такомъ случаѣ понести крайнее наказаніе, или уцѣломудрить тѣхъ, для кого нужна жестокость, какъ царь вавилонскій уцѣломудрилъ іудеевъ» (Творенія, ч. II, письмо 6-ое).

Кажется, сказано вполнѣ ясно. И отсюда должно быть понятно, что богоборческая совѣтская власть, вполнѣ подпадающая подъ понятіе «злодѣя-беззаконника, восхитившаго сію власть», какъ власть не законная, а захватническая и насильническая и держащаяся кровавымъ терроромъ, не можетъ ни въ коемъ случаѣ почитаться «властью отъ Бога», которой надо повиновать/с. 6/ся «не только изъ страха наказанія, но и по совѣсти»: ей, по выраженію преп. Исидора, только «попущено изблевать сіе лукавство», но не больше.

Можно ли, послѣ всего вышесказаннаго, относить къ совѣтской власти заповѣдь св. Апостола Павла: «Итакъ прежде всего прошу совершать молитвы, прошенія, моленія, благодаренія за всѣхъ человѣковъ, за царей и за всѣхъ начальствующихъ, дабы проводить намъ жизнь тихую и безмятежную во всякомъ благочестіи и чистотѣ, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочетъ, чтобы всѣ люди спаслись и достигли познанія истины» (1 Тим. 2, 1-4), какъ дѣлаетъ это современная московская патріархія и всѣ ея сторонники?

Мы уже убѣдились съ достаточной несомнѣнностью, что совѣтскую власть, какъ власть «злодѣя-беззаконника», нельзя разсматривать въ качествѣ законной, Богоустановленной власти, за которую надлежитъ христіанамъ возносить «молитвы, прошенія, моленія и благодаренія». Никакъ не идетъ тутъ и сравненіе совѣтской власти съ властью языческаго императора, въ предѣлахъ Имперіи котораго жили и дѣйствовали св. Апостолы и первые христіане. Власть языческаго римскаго императора была для тогдашняго міра вполнѣ законной, правовой властью, дѣйствительно обезпечивавшей порядокъ и благоустроеніе тогдашняго человѣческаго общества. (Вспомнимъ хотя бы знаменитое «Римское право», легшее въ основу всей современной юриспруденціи и доселѣ непревзойденное!).

А если христіане все же подвергались тогда гоненіямъ со стороны этой языческой власти, то отнюдь не потому, что эта власть была богоборческой, по самому существу своему, подобно современной власти совѣтской, а лишь потому, что эта языческая власть не знала христіанства, которое было въ тогдашнемъ языческомъ мірѣ явленіемъ совершенно новымъ, неслыханнымъ, непонятнымъ. При томъ о христіанствѣ ходили самые неблагопріятные слухи: христіанъ обвиняли въ безбожіи за то, что они не хотѣли приносить жертвъ языческимъ богамъ, ихъ подозрѣвали въ тайномъ развратѣ, въ убійствѣ дѣтей и вообще въ /с. 7/ разнаго рода преступныхъ и предосудительныхъ дѣйствіяхъ, считая ихъ человѣконенавистниками.

Совсѣмъ другое дѣло — современная власть совѣтская. Она-то прекрасно знаетъ, что такое христіанство, и сознательно гонитъ его, именно за то прекрасное, за то возвышенное, за то доброе, что оно собою являетъ. Вспомнимъ хотя бы столь характерное заявленіе оффиціальнаго совѣтскаго органа «Безбожникъ», пріуроченное къ празднику св. Пасхи:

«Христіанская церковь учитъ, что Пасха — праздникъ любви, братства... Христіанскіе священники въ дни Пасхи говорятъ вѣрующимъ: «Простите другъ другу обиды, обнимите другъ друга, простите врагамъ вашимъ». Партія считаетъ это ученіе совершенно непріемлемымъ для народовъ: Пасха христіанская сѣетъ въ народныхъ массахъ вредныя идеи» (1 апрѣля).

И это понятно, ибо коммунизмъ, какъ извѣстно, сознательно противопоставляетъ христіанской любви классовую ненависть, а потому онъ такъ непримиримъ къ истинному христіанству, воплощаемому въ истинной Церкви.

Если и могутъ быть какія-либо сравненія, то совѣтскую власть можно скорѣе всего сравнить съ властью Іуліана-Отступника, ибо и она — власть отступническая. А какъ это хорошо извѣстно, христіане IV-го столѣтія молили Бога не о благопоспѣшеніи Іуліана-Отступника, а о его скорѣйшей погибели. Объ этомъ молился и такой прославленный Отецъ Церкви, какъ Вселенскій Учитель и Святитель Св. Василій Великій. Объ этомъ мы читаемъ въ «Житіяхъ Святыхъ» подъ 24 ноября («Страданіе св. великомученика Меркурія») слѣдующія знаменательныя строки:

«Сего воина, святаго великомученика Меркурія, душою уже торжествующаго на небѣ, Возбранная Воевода, Пресвятая Богородица, употребила, спустя значительное время, на слѣдующую Свою воинскую службу. Когда Св. Василій Великій молился предъ иконой Пресвятой Богородицы, — при которой было изображеніе и /с. 8/ святого великомученика Меркурія съ копьемъ, какъ воина, — чтобы злочестивый царь Іуліанъ-Отступникъ, великій гонитель и истребитель правовѣрныхъ христіанъ, не возвратился изъ Персидской войны для истребленія христіанской вѣры, то увидѣлъ, что тамъ, при иконѣ Пресвятой Богородицы, образъ св. Меркурія сдѣлался на нѣкоторое время невидимымъ, потомъ показался съ окровавленнымъ копьемъ: А въ то самое время Іуліанъ-Отступникъ былъ пронзенъ на Персидской войнѣ копьемъ неизвѣстнаго воина, который тотчасъ же послѣ того сдѣлался невидимъ. Окаянный Іуліанъ, извергнувъ вверхъ хлынувшую изъ раны кровь, обращаясь къ небу съ такими хульными словами на Христа: «Ты побѣдилъ, Галилеянинъ!» — умеръ со злобой на устахъ. Это чудо сдѣлалось тогда явнымъ, ибо, по молитвамъ Св. Василія Великаго, сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божія и своего святого побѣдоноснаго великомученика Меркурія отъ церкви торжествующей къ церкви воинствующей на казнь богопротивнаго Отступника Іуліана, на защиту святой вѣры и православныхъ христіанъ» («Житія Святыхъ» на рус. языкѣ за Ноябрь мѣсяцъ).

А развѣ не превзошли современные гонители вѣры Христовой отступники-большевики во много-много разъ Іуліана-Отступника? И только такой молитвы они и достойны — молитвы о скорѣйшей погибели ихъ богопротивнаго владычества и прекращенія ихъ неистоваго мучительства. Всякая иная молитва о нихъ звучитъ просто кощунственно.

Но какъ лукавъ нынѣшній вѣкъ и какъ часто теперь подъ собственныя низменныя страсти и чисто-шкурные интересы подводятся мнимыя идеологическія обоснованія! Здѣсь именно и кроется основной источникъ нашихъ разногласій въ данномъ, казалось бы, столь ясномъ вопросѣ, какъ и во многихъ другихъ, подобныхъ же.

Вотъ и вновь приближается Великій постъ — время покаянія. Во всѣхъ грѣхахъ своихъ должны мы каяться, но болѣе всего должны мы каяться въ грѣхѣ богоотступничества — самомъ страшномъ и обольстительномъ грѣхѣ современности, совсѣмъ лишающемъ насъ наде/с. 9/жды на спасеніе, ибо онъ отнимаетъ у насъ самую возможность покаянія и во всѣхъ остальныхъ грѣхахъ обычной человѣческой немощи, если только, провѣривъ тщательно свою совѣсть, мы обнаружимъ, что грѣшимъ имъ хотя бы въ самой малой степени, поддаваясь духу времени. И сознавая, какъ многочисленны теперь раскинутыя повсюду вокругъ насъ вражьи сѣти, будемъ усерднѣе вопіять мытаревымъ гласомъ: «Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 1-9.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.