Церковный календарь
Новости


2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 6-я (1904)
2017-12-12 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 5-я (1904)
2017-12-12 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о порядкѣ произнесенія поминовеній
2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Списокъ членовъ Собора (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 28-я (1937)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 27-я (1937)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!

Сердечно привѣтствуемъ всѣхъ нашихъ читателей съ великой и неизреченной свѣтлой пасхальной радостью — радостью о Воскресшемъ Господѣ.

Еще на Своей послѣдней прощальной вечери съ учениками Своими — на Тайной Вечери — Господь, пришедшій въ Іерусалимъ на вольную страсть, предрекъ объ этой радости Своимъ ученикамъ, сказавъ имъ:

«Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ» (Ін. 16, 22).

Явившись по Своемъ воскресеніи женамъ-мѵроносицамъ, Воскресшій Господь привѣтствовалъ ихъ словомъ: «радуйтеся!» (Матѳ. 28, 9). Несомнѣнно, что въ данномъ случаѣ это слово «радуйтеся» означало нѣчто гораздо большее, чѣмъ обычно выражавшееся такимъ словомъ на Востокѣ привѣтствіе. Можно себѣ представить, /с. 17/ сколь велика была радость женъ-мѵроносицъ, а затѣмъ и всѣхъ учениковъ и Послѣдователей Господа, когда великая истина Воскресенія стала для нихъ очевидной и неподлежащей сомнѣнію!

Эта дивная, ни съ чѣмъ земнымъ несравннмая радость подвигла одну изъ женъ-мѵроносицъ, горѣвшую особенно-преданною любовью къ Господу, изгнавшему изъ нея «седмь бѣсовъ» (Марк. 16, 9), — Марію Магдалину на такое необыкновенное мужество; что она рѣшилась явиться съ апостольской проповѣдью о Воскресеніи Христовомъ въ самый императорскій дворецъ въ царственномъ Римѣ и, представъ предъ грозныя очи самого императора Тиверія, поднесла ему, какъ сѵмволъ Воскресенія, красное яичко со словами: «Христосъ Воскресе!»

Эта же свѣтлая пасхальная радость побудила Апостоловъ Христовыхъ, въ началѣ столь робкихъ и малодушныхъ, разбѣжавшихся въ разныя стороны при взятіи Господа подъ стражу въ саду Геѳсиманскомъ, мужественно и совершенно безбоязненно выступить въ Іерусалимѣ въ день Пятидесятницы передъ многотысячнымъ народомъ съ вдохновенной проповѣдью о Христѣ, какъ о Спасителѣ нашемъ, Распятомъ и тридневно Воскресшемъ изъ мертвыхъ, и не страшиться потомъ никакихъ угрозъ, прещеній и преслѣдованій со стороны первосвященниковъ, старѣйшинъ и начальниковъ іудейскихъ (Дѣян. 2, 14-40; 3, 12-26; 4, 1-21; 4, 33; 5, 17-42).

Эта свѣтлая пасхальная радость, будучи яркимъ свѣточемъ жизни и дѣятельности Св. Апостоловъ, всегда и прежде всего благовѣствовавшихъ о Воскресеніи Христовомъ, озаряла весь жизненный путь первыхъ христіанъ. Проповѣдь о Христѣ Распятомъ и тридневно Воскресшемъ изъ мертвыхъ имѣла поистинѣ неотразимую силу, покоряя сердца всѣхъ, кто еще не окончательно ожесточился и безнадежно погибъ для Царствія Божія. Это и понятно, ибо ничего такъ не жаждетъ душа человѣческая, какъ вѣры въ Воскре/с. 18/ сеніе — вѣры въ полное и окончательное торжество правды, добра и справедливости.

Если мы обратимся къ исторіи Церкви, то и тутъ увидимъ, какія поразительныя чудеса творила эта свѣтлая пасхальная радость съ самыми слабыми и, казалось бы, столь немощными людьми, на протяженіи вотъ уже болѣе 19-ти столѣтій.

Эта дивная радость о Воскресшемъ Господѣ побуждала первыхъ христіанъ, во имя ея, отрекаться отъ всѣхъ благъ и преимуществъ земной жизни, отъ своего высокаго положенія, земной славы, почета и богатства, и идти съ ликованіемъ и побѣдными пѣснями на страшныя муки за Имя Христово — на сожженіе, на растерзаніе львамъ, на колесованіе и распятіе.

Эта же чистая свѣтлая пасхальная радость заставляла затѣмъ весьма многихъ богобоязненныхъ мужей и женъ, юношей, отроковъ и дѣвъ, во имя ея, отрекаться отъ всѣхъ земныхъ радостей, удовольствій и наслажденій, презирать все земное — для того, чтобы ближе быть ко Христу и пріискреннѣе соединиться съ Нимъ, еще здѣсь, въ этой временной земной жизни, восклицая вмѣстѣ со Св. Апостоломъ Павломъ: «Я все почитаю тщетою ради превосходства познанія Христа Іисуса, Господа моего: для Него я отъ всего отказался, и все почитаю за соръ, чтобы пріобрѣсти Христа» (Филипп. 3, 8).

Во имя этой же свѣтлой радости многіе оставляли даже свои жилища и водворялись подлинно «въ горахъ и въ вертепахъ и въ пропастехъ земнихъ» (Евр. 11, 38), не желая знать ничего, кромѣ Іисуса Христа Распятаго и Воскресшаго изъ мертвыхъ. Во имя все той же радости, дабы полнѣе вкусить ея и насладиться ею, они распинали плоть свою со страстьми и похотьми (Галат. 5, 24), «сраспинались Христу», чтобы и воскреснуть съ Нимъ (Галат. 2, 19; Колос. 3, 1; Римл. 6, 3-11).

/с. 19/ Такъ именно воспринималъ и переживалъ эту свѣтлую пасхальную радость, въ главной массѣ своей, на протяженіи почти тысячелѣтія своего историческаго бытія, и нашъ православный русскій народъ, выдѣлившій изъ среды своей дивный сонмъ великихъ подвижниковъ христіанскаго благочестія, подлинно жившихъ и дышавшихъ этой пасхальной радостью, начиная съ самого Просвѣтителя Руси св. равноап. вел. кн. Владиміра и кончая «радостью нашею» преподобнымъ Серафимомъ, Саровскимъ чудотворцемъ, и «пасхальнымъ», какъ его многіе называли, «батюшкой» Отцомъ Іоанномъ Кронштадтскимъ.

«Что ты унываешь, радость моя?» — говорилъ преподобный Серафимъ приходившимъ къ нему съ печальнымъ лицомъ: «нѣтъ причины унывать: Христосъ Воскресе!»

Ни одинъ народъ не переживалъ такъ свѣтло и радостно и не праздновалъ такъ торжественно и величественно Свѣтлаго Воскресенія Христова, какъ нашъ православный Русскій народъ. А когда стало ослабѣвать переживаніе этой свѣтлой радости въ сердцахъ отступившихъ отъ Бога, отъ Церкви, русскихъ людей, увлекшихся грубымъ матеріализмомъ и бездушной внѣшней культурой Запада, — тогда и стряслось надъ русской землей это страшное кровавое бѣдствіе, отъ котораго она вотъ уже болѣе сорока лѣтъ не можетъ оправиться и, конечно, никогда не оправится, если не вернется къ своему прежнему, такъ грубо поруганному лютыми безбожниками и богоборцами, возвышенному идеалу Святой Руси.

Только одна чистая свѣтлая пасхальная радость — радость о Воскресшемъ Господѣ и Спасителѣ нашемъ — способна возвышать, вдохновлять и облагораживать человѣческія души, поднимая ихъ изъ повседневной житейекой суеты и сѣрой, принижающей обыденщины, только она одна въ состояніи разсѣять мракъ грѣховныхъ страстей и происходящихъ отъ него скорбей на душѣ, преодолѣть печаль и уныніе на сердцѣ, побудить чело/с. 20/вѣка на самоотверженный и безстрашный подвигъ во имя правды и добра — подлинно оживить человѣческую душу, высоко поднявъ ее надъ всѣмъ тлѣннымъ, презрѣннымъ, земнымъ и озаривъ ее Божественнымъ Свѣтомъ.

Глубоко несчастны мы, если жизнь нашу не озаряетъ эта свѣтлая пасхальная радость — особенно въ нынѣшнее исключительно тяжкое время — любое горе, любое несчастіе, любое потрясеніе можетъ ввергнуть насъ въ бездну отчаянія.

Но если въ сердцѣ своемъ носимъ мы эту дивную, ни съ чѣмъ земнымъ несравнимую радость, то ничто намъ не страшно: ибо тогда Самъ Христосъ, Побѣдитель ада и смерти, — съ нами.

Постараемся же сдѣлать ее свѣточемъ всей нашей жизни, слѣдуя призыву св. Церкви: «веселимся божественнѣ!.. Христосъ бо воста — веселіе вѣчное...»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 16-20.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.