Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ЧТО НАМЪ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ?

«Трапеза исполнена... никтоже да изыдетъ алчай... вси воспріимите богатство благости!» (Изъ слова Св. Златоуста).

Три дня подрядъ празднуемъ мы въ Св. Троицкомъ монастырѣ великій «конечный», какъ его именуютъ наши богослужебныя книги, праздникъ Святой Троицы.

Какое огромное богатство назиданія даетъ намъ это торжественное трехдневное всенародное празднованіе, какую богатую пищу для души!

Подведемъ итоги этому.

Такъ, прежде всего мы узнаёмъ, что все великое дѣло домостроительства Божія — дѣло спасенія человѣческаго рода закончилось ниспосланіемъ Духа Святаго, Который завершилъ наше спасеніе: что спасаемся мы съ тѣхъ поръ только благодатью Святаго Духа и что безъ этой святѣйшей Божественной благодати, очищающей, просвѣщающей и освящающей насъ, невозможно спасеніе. Эта благодать Свя/с. 26/таго Духа, или что то же, таинственно дѣйствующая въ насъ сила Божія, очищая насъ отъ всякія скверны плоти и духа, возраждаетъ насъ къ новой, чистой, святой и нетлѣнной жизни, дѣлаетъ насъ «новой тварью», въ чемъ и заключается собственно существо христіанства и безъ чего нѣтъ и самого христіанства.

Далѣе мы узнаёмъ, что сокровищницей и раздаятельницей этой святѣйшей благодати Божіей, съ великаго дня Пятидесятницы, является основанная Самимъ Спасителемъ нашимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ истинная Церковь Христова, о Которой Господь сказалъ: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18). Распространителями и насадителями этой истинной Церкви Христовой по всей вселенной сдѣлались въ изобиліи удостоенные благодати Духа Святаго Святые Апостолы Христовы, поставлявшіе себѣ помощниковъ и преемниковъ въ лицѣ унаслѣдовавшихъ отъ нихъ эту благодать Епископовъ и Пресвитеровъ.

Слѣдовательно, для полученія благодати Духа Святаго необходимо быть вѣрнымъ и преданнымъ членомъ истинной Церкви Христовой — той Церкви, въ Которой неразрывно хранится это преемство благодати, восходящее къ самымъ Св. Апостоламъ. Послушаніе этой истинной Церкви Христовой должно быть у насъ полнымъ, всецѣлымъ и безповоротнымъ — такимъ, что, по слову Христову, кто «Церковь преслушаетъ, буди тебѣ, якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17), то-есть самый отверженный человѣкъ, съ которымъ не слѣдуетъ имѣть никакого общенія. Принадлежащій къ истинной Церкви Христовой и во всемъ безусловно Ей послушный сподобляется благодати Духа Святаго — дѣлается причастникомъ Духа Святаго.

Внѣ истинной Церкви получить эту благодать Духа Святаго невозможно.

Затѣмъ мы узнаёмъ, что плодами благодати Духа Святаго въ членахъ истинной Церкви Христовой являются высокія христіанскія добродѣтели, какъ «нищета духовная», или смиренномудріе, плачъ о грѣхахъ, кро/с. 27/тость, алчба и жажда Божественнаго оправданія, милосердіе, чистота сердечная, миролюбіе, готовность пострадать за Правду Божію, если понадобится, даже до смерти. Стяжавшіе такія добродѣтели становятся блаженными, то-есть испытываютъ такое радостное возвышенное настроеніе души, съ которымъ ничто земное не можетъ сравниться А въ будущей жизни — «на небесахъ» — ихъ ожидаетъ великая награда: блаженство вѣчное.

Такіе люди — вѣрные члены Истинной Церкви Христовой, сподобившіеся стать причастниками святѣйшей благодати Божіей и стяжавшіе, съ помощью ея, вышеупомянутыя христіанскія добродѣтели, — являются «солью земли».

Какъ соль предохраняетъ пищу отъ разложенія и дѣлаетъ ее здоровой и пріятной на вкусъ, такъ и истинные христіане предохраняютъ міръ отъ нравственнаго разложенія и способствуютъ его оздоровленію.

Но если соль «обуяетъ», по выраженію Евангелія, то-есть «потеряетъ свою силу» (на Востокѣ дѣйствительно есть видъ такой соли, теряющей свой вкусъ), то она дѣлается уже ни на что не годной, какъ только на то, чтобы быть выброшенной «вонъ на попраніе людямъ» (см. евангельское чтеніе третьяго дня праздника Пятидесятницы — Матѳ. 5, 3-13).

Какъ это страшно!

А между тѣмъ мы живемъ какъ разъ въ такое время, когда въ мірѣ господствуетъ теченіе, стремящееся всѣхъ христіанъ сдѣлать такою «солью обуявшей», упразднивъ истинную Христову Церковь, ведущую свое преемство отъ Св. Апостоловъ, и лишивъ такимъ образомъ христіанъ благодати Духа Святаго.

Это — столь модное сейчасъ, такъ называемое «экуменическое движеніе», которое исходитъ изъ положенія, будто истинной Церкви Христовой теперь вовсе нѣтъ на землѣ, и ее нужно заново создать... черезъ объединеніе всѣхъ христіанъ, принадлежащихъ къ разнымъ «церквамъ» и вѣроисповѣднымъ обществамъ и организаціямъ, путемъ разныхъ взаимныхъ уступокъ въ вопросахъ вѣроученія и выработки новаго, об/с. 28/ щаго и для всѣхъ пріемлемаго вѣроученія, а соотвѣтственно съ нимъ, конечно, и міровоззрѣнія.

Навстрѣчу такому теченію идетъ и весьма ходячее въ наше время сужденіе: «Не все ли равно, въ какую церковь ходить: вѣдь Богъ — одинъ!»

Да! — Богъ — одинъ, но вѣдь Онъ и далъ намъ одну вѣру, создалъ для насъ одну Церковь, а не много разныхъ вѣръ и разныхъ «церквей». Такъ и утверждаетъ это св. Апостолъ Павелъ, говоря: «Единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе, единъ Богъ и Отецъ всѣхъ», а потому и мы, христіане, должны составлять «едино тѣло, единъ духъ», какъ и призваны мы «во единомъ упованіи званія нашего» (Ефес. 4, 4-6).

Если истинная вѣра только одна, и истинная Церковь тоже только одна, то, слѣдовательно, всѣ остальныя вѣры и «церкви» — ложныя, а не истинныя.

Какъ же можно утверждать тогда, что всѣ вѣры и «церкви» — равноцѣнны и говорить, что «все равно, въ какую церковь ходить»?

Поэтому, можно и слѣдуетъ говорить не о экуменическомъ объединеніи всѣхъ для созданія какой-то новой Церкви, а лишь о возсоединеніи всѣхъ отпавшихъ съ единой истинной Церковью Христовой, которой Самимъ Христомъ-Спасителемъ дано великое и неложное обѣтованіе, что «врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18).

Всякое другое, искусственное объединеніе современныхъ христіанъ, при игнорированіи Единой Истинной Церкви Христовой, не можетъ быть дѣломъ Божіимъ, а есть дѣло врага Божія и врага Христова — Антихриста, который, въ лицѣ уже дѣйствующихъ въ мірѣ слугъ его, стремится совсѣмъ упразднить истинную Церковь Христову, лишивъ черезъ это христіанъ благодати Божіей и объединивъ ихъ вокругъ новой мнимой «церкви», или «лже-церкви», всѣхъ ихъ подчинить своей антихристовой власти.

/с. 29/ Вотъ, въ какое поистинѣ исключительно-страшное время мы живемъ!

А что особенно страшно, такъ это то, что въ это «экуменическое» объединеніе вступили уже многіе представители и даже нѣкоторые возглавители почти всѣхъ помѣстныхъ православныхъ церквей, а, по послѣднимъ свѣдѣніямъ, хочетъ вступить туда и московская совѣтская патріархія (что, впрочемъ, и понятно!)

Привлекаютъ въ свое «объединеніе» эти «объединители» всевозможными средствами, въ томъ числѣ и разными соблазнами, причемъ больше всего дѣйствуютъ на страсти тщеславія и сребролюбія — страсти, на которыя особенно падки будутъ, какъ предрекъ это святитель Нифонтъ Цареградскій (см. приложеніе къ Руководству къ духовной жизни свв. Варсануфія и Іоанна), въ послѣднія времена не только рядовые христіане, но и «занимающіе престолы священства» (стр. 496), свидѣтелями чего мы уже и являемся.

Неудивительно, что такъ плачетъ Пречистая Матерь Божія, наглядно для всѣхъ являя дивное чудо истеченія слезъ изъ цѣлаго ряда Своихъ иконъ, въ чемъ мы, насельники Св. Троицкаго монастыря и наши благочестивые богомольцы воочію сами смогли удостовѣриться, когда пребывала у насъ въ дни престольнаго праздника одна изъ этихъ св. иконъ.

Будемъ же бояться и всячески бѣгать всѣхъ этихъ лукавыхъ соблазновъ, дабы они и насъ не уловили въ свои сѣти!

Будемъ знать и помнить, что внѣ истинной Церкви Христовой нѣтъ благодати Святаго Духа и невозможно спасеніе, а потому будемъ твердо и неуклонно держаться этой истинной Церкви, не поддаваясь никакимъ льстивымъ соблазнамъ и прельщеніямъ!

Мы — въ истинной Церкви: будемъ цѣнить это и дорожить этимъ превыше всего на свѣтѣ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 25-29.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.