Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ЧЕМУ ПОУЧАЕТЪ НАСЪ УСПЕНІЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОЛИЦЫ?

«О, дивное чудо! источникъ жизни во гробѣ полагается, и лѣствица къ небеси гробъ бываетъ» (Стихира на Успеніе).

Великъ и радостенъ для христіанъ православныхъ праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы. Съ древнѣйшихъ временъ христіанскихъ, какъ и самое почитаніе Приснодѣвы, ведетъ онъ свое начало. Уже въ IV столѣтіи упоминается о немъ въ сочиненіяхъ Бл. Іеронима и Бл. Августина, причемъ Бл. Іеронимъ свидѣтельствуетъ, что на гробѣ Богоматери построенъ былъ храмъ. Въ V вѣкѣ Св. Анатолій Константинопольскій, въ VIII вѣкѣ св. Іоаннъ Дамаскинъ и св. Косма Маіумскій, а въ IX в. св. Ѳеофанъ Никейскій составили вдохновенныя пѣснопѣнія въ честь этого праздника, который издревле почитался великимъ, дванадесятымъ, вселенскимъ праздникомъ всей Христіанской Церкви. Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ, которыя поются у насъ доселѣ, праздникъ Успенія Пресвятыя Богородицы именуется «знаменитымъ», «торжественнымъ», «Божественнымъ праздникомъ».

Чему же такъ радуется Св. Церковь въ день этого праздника? Вѣдь въ этотъ день воспоминается смерть Божіей Матери, а смерть, какъ это обычно принято считать у людей, есть событіе скорбное, печальное, но вовсе не радостное?

Радуется Св. Церковь въ день праздника Успенія Пресвятыя Богородицы потому, что во успеніи Своемъ Она не только не оставила міра, а наоборотъ — «преставльшися отъ земныхъ къ небеснымъ», Она стала еще ближе, еще дороже міру, ибо сдѣлалась всесильной Хо/с. 46/датаицей за міръ передъ престоломъ Сына Своего и Бога, «въ молитвахъ Неусыпающей» и «въ предстательствахъ непреложнымъ упованіемъ» (см. кондакъ Успенія).

Смерть Ея была лишь короткимъ перехаднымъ моментомъ въ Ея жизни, именно «успеніемъ», то-есть временнымъ сномъ, послѣ котораго Она возстала уже къ новой, вѣчной и нетлѣнной жизни, воскрешенная Божественною силою Сына Своего и Бога. Вотъ почему Бл. Іеронимъ называетъ праздникъ Успенія «торжествомъ, несравненнымъ съ празднествами святыхъ», «ибо въ оный», говоритъ онъ, «Спаситель всѣхъ Самъ во всей Своей славѣ съ радостью срѣтилъ и вселилъ Матерь Свою съ Собою». «Она какъ бы сномъ на малое время смертью уснула, вскорѣ отъ нея, яко отъ сна, воспрянула, и мертвость гробную, какъ сонное отъ очесъ дреманіе, оттрясши, узрѣла безсмертную во свѣтѣ лица Господня жизнь и славу».

А что это было дѣйствительно такъ, въ этомъ воочію убѣдились св. Апостолы Христовы уже на третій день послѣ Ея кончины.

По особому промыслу Божію, св. Апостолъ Ѳома не былъ при успеніи и погребеніи Божіей Матери. Пришедши только на третій день въ Геѳсиманію, гдѣ была погребена Она, св. Ѳома съ плачемъ повергся передъ гробовой пещерой, громко, жалостнымъ воплемъ выражая свою глубокую скорбь о томъ, что онъ не удостоился попрощаться съ Божіей Матерью и получить отъ Нея Ея послѣднее благословеніе. Желая доставить ему утѣшеніе, Св. Апостолы рѣшились открыть пещеру, дабы онъ могъ поклониться останкамъ Приснодѣвы. И вотъ — тѣла Пресвятой Богородицы тамъ не оказалось: лежали однѣ только погребальныя пелены Ея, которыя издавали чудное благоуханіе. Въ тотъ же день вечеромъ, св. Апостолы, бесѣдуя между собою за трапезою о томъ, какъ не нашлось во гробѣ Святаго тѣла Богоматери, услышали вдругъ ангельское пѣніе и неожиданно, поднявъ взоры къ небесамъ, узрѣли тамъ Пресвятую Дѣву, «живу, со множествомъ ангеловъ стоящую и неизреченною славою осіяваемую. Яже и рече къ нимъ: радуйтеся!»

/с. 47/ Вотъ, гдѣ причина нашей радости въ день великаго праздника Успенія Пресвятыя Богородицы: мы радуемся безмѣрной славѣ Той, Которая удостоилась стать Матерью Бога нашего и сдѣлалась «Честнѣйшей Херувимъ и Славнѣйшей безъ сравненія Серафимъ», — мы радуемся и тому, что гробъ Ея подлинно сталъ «лѣствицей къ небеси», не только для Нея Самой, но и для всѣхъ насъ, несомнѣнно уповающихъ на Нее, какъ на «Предстательство христіанъ непостыдное и Ходатайство ко Творцу непреложное».

Безмѣрна и несравненна слава Пречистой Матери Божіей, ибо хотя и умерла Она, подобно всѣмъ смертнымъ людямъ, покорившись общему закону смерти, но не видѣла тлѣнія: пречистое тѣло Ея, «возвысивъ на небеса возведе Іисусъ, Сынъ Ея и Спасъ душъ нашихъ».

Но вѣдь и всѣ люди, искупленные драгоцѣнною Кровью Сына Ея, призваны къ наслѣдованію вѣчной небесной славы, вѣчнаго блаженства.

Въ этомъ и только въ этомъ, какъ ясно учитъ насъ Слово Божіе, состоитъ наше предназначеніе, къ этому должны быть устремлены всѣ наши мысли, чувства и пожеланія, въ постоянной подготовкѣ себя къ этому должна проходить вся наша временная земная жизнь — въ неустанномъ стремленіи къ этой конечной цѣли должны видѣть мы весь смыслъ нашей жизни.

Вѣдь и для всѣхъ насъ смерть есть не болѣе, какъ временный сонъ — «успеніе», послѣ котораго мы пробудимся къ вѣчной жизни, ибо всѣ мы, какъ христіане, вѣруемъ и ожидаемъ «воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка» (см. конечныя слова нашего Сѵмвола Вѣры), а кто въ это не вѣруетъ, тотъ и не христіанинъ.

И мы знаемъ, что всѣ истинные христіане во всѣ времена такъ именно и смотрѣли на смерть, которая сама по себѣ была для нихъ не страшной, а наоборотъ — радостной, какъ вожделѣнный для нихъ переходъ къ лучшей жизни, что такъ прекрасно выражено во вдохновенныхъ словахъ умилительнѣйшей молитвы св. Василія Великаго на вечерни въ день Пятидесятницы: «Нѣсть убо, Господи, рабомъ Твоимъ смерть, /с. 48/ исходящимъ намъ отъ тѣла, и къ Тебѣ Богу нашему приходящимъ, но преставленіе отъ печальнѣйшихъ на полезнѣйшая, и сладостнѣйшая, и на упокоеніе и радость».

Вотъ почему смерть и именуется у насъ, христіанъ, «преставленіемъ», а недавно умершіе — «новопреставленными».

Такой взглядъ на смерть былъ и у великаго Апостола языковъ св. Павла, прошедшаго съ проповѣдью Евангелія всю вселенную. «Для меня жизнь — Христосъ, и смерть — пріобрѣтеніе», говорилъ онъ (Фил. 1, 21), а потому онъ и выражалъ желаніе «разрѣшиться (отъ узъ плоти) и быть со Христомъ, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 23).

Неудивительно поэтому, что цѣлые сонмы мучениковъ христіанскихъ на протяженіи почти трехъ вѣковъ съ такой радостью шли на страшныя мученія и смерть за Христа, а Св. Церковь отмѣчала радостнымъ празднованіемъ тѣ дни, въ которые они сподобились мученической смерти, называя эти дни «днями рожденія» ихъ.

Такъ ли и теперь настроены всѣ современные христіане?

Всѣ ли они смотрятъ на эту временную земную жизнь только какъ на подготовку къ новой — лучшей будущей жизни, всѣ ли они съ радостью ожидаютъ наступленія своего послѣдняго смертнаго часа?

Увы! страшно сказать до чего теперь извращены всѣ понятія въ современномъ христіанскомъ обществѣ — даже среди христіанъ православныхъ, даже среди самихъ руководителей ихъ духовной жизни и носителей священнаго сана, казалось бы, обязывающаго хотя бы мыслить правильно по-христіански, если нѣтъ силъ такъ жить.

Мы живемъ въ страшное время, когда самыя понятія христіанскія, здравыя и истинныя, подмѣниваются понятіями фальшивыми и ложными, зачастую злонамѣренно изобрѣтаемыми, съ несомнѣнной цѣлью, конечно, отклонить людей отъ праваго пути истинно-христіанской жизни. Во всемъ этомъ видна какая-то планомѣрно-дѣйствующая черная рука, которая /с. 49/ стремится какъ можно крѣпче привязать людей къ этой временной земной жизни, заставивъ ихъ забыть о неизбѣжно всѣхъ насъ ожидающей жизни будущей, жизни вѣчной.

Такъ напримѣръ, достаточно кому-нибудь начать регулярно ходить въ церковь, молиться Богу дома, соблюдать посты, вести себя цѣломудренно и воздержно, уклоняясь отъ всѣхъ современныхъ, столь нескромныхъ развлеченій и увеселеній, какъ окружающіе сейчасъ же набрасываются на него съ насмѣшками и укоризнами: «Да, что ты? въ монахи что ли собрался? или хочешь показаться передъ нами какимъ-то праведникомъ, святошей?» Это и прежде бывало, но никогда въ такой мѣрѣ, какъ теперь, когда — увы! — и нѣкоторые современные пастыри, либерально и модернистически настроенные, относятся къ подобнымъ подвижникамъ благочестія (иначе ихъ въ наше время и не назвать!) явно неодобрительно.

Стоитъ пастырю, желающему только честно и добросовѣстно исполнять свой пастырскій долгъ, безъ всякихъ поблажекъ и уступокъ современной модѣ и развращеннымъ нравамъ, начать учить своихъ пасомыхъ истинно-христіанскому пути жизни, какъ сейчасъ же весьма многіе изъ современнаго мнимо-христіанскаго общества обрушиваются на него со всею силою ожесточеннаго озлобленія, начинаютъ всячески хулить и порочить его, стремясь его дискредитировать въ глазахъ остальныхъ и подорвать его пастырскій авторитетъ.

И наоборотъ — теперь многимъ нравятся пастыри, которые, приноравливаясь къ вкусамъ, взглядамъ и настроеніямъ современной расцерковленной толпы, унижаютъ высокій христіанскій идеалъ жизни, едва ли не втаптываютъ его въ грязь, фальшиво подмѣняя и извращая всѣ подлинно-христіанскія понятія, лишь бы только кому-то угодить. Весьма ошибочно видѣть здѣсь то «пастырское примѣненіе», основываемое на словахъ св. Апостола Павла: «всѣмъ быхъ вся, да всяко нѣкія спасу» (1 Кор. 9, 22), которое рекомендуется пастырю для успѣха его святого дѣла, ибо такое «пастырское примѣненіе», какъ ясно видно изъ тѣхъ же словъ св. Апостола, должно имѣть свою мѣру: примѣняясь къ не/с. 50/мощи своихъ пасомыхъ, пастырь не смѣетъ доходить до того, чтобы становиться «беззаконникомъ Богу» (9, 21).

Это не «пастырское примѣненіе», а просто исканіе сомнительной популярности, дешевая демагогія въ духѣ столь строго обличаемыхъ въ кн. св. пророка Іереміи и св. пророка Іезекіиля лживыхъ пророковъ.

«Горе безумнымъ пророкамъ, которые водятся своимъ духомъ», говоритъ Господь: «и предвѣщаютъ ложь (Іезек, 13, 3-6). Не слушайте словъ пророковъ, пророчествующихъ вамъ: они обманываютъ васъ, разсказываютъ мечты сердца своего, а не отъ устъ Господнихъ». «Они говорятъ: миръ! миръ! когда нѣтъ мира. Я не посылалъ пророковъ сихъ, а они пророчествовали сами отъ себя» (Іерем. 23, 16-32). «Вотъ Я на пророковъ, говоритъ Господь, которые дѣйствуютъ своимъ языкомъ, а говорятъ: «Онъ сказалъ» (Іерем. 23, 30). «И будетъ рука Моя противъ этихъ пророковъ, видящихъ пустое и пророчествующихъ ложь» (Іез. 13, 9).

Совершенно справедливо говоритъ нашъ выдающійся гомилетъ профессоръ Кіевской Духовной Академіи проф. В. Ѳ. Пѣвницкій, что истинный пастырь не долженъ поддаваться заманчивой идеѣ примиренія христіанства съ современностью, и что «нельзя допускать ни малѣйшаго измѣненія началъ вѣры Христовой», «никакой уступки въ виду ходячихъ заблужденій времени, никакого послабленія строгихъ требованій евангельскаго закона, въ виду понизившейся нравственности и нежеланія подчиниться имъ со стороны разслабленной воли» («Церковное Краснорѣчіе и его основные законы», стр. 164). Нельзя проповѣдывать какое-то «новое христіанство», «христіанство разжиженное и разслабленное», ибо задача пастыря не въ томъ состоитъ, чтобы принижать высокія требованія Божественнаго Закона до уровня понизившейся жизни, но въ томъ, чтобы эту понизившуюся жизнь возводить до той высоты, на какой она должна стоять, по требованію Слова Божія и указанію Церкви (см. тамъ же).

Раньше были только отдѣльныя попытки такой проповѣди, а теперь мы лицомъ къ лицу стали передъ такимъ достаточно уже мощнымъ и сильнымъ, въ виду /с. 51/ общаго паденія нравственности, направленіемъ «нео-христіанства», какъ откровенно нарекли его сами сторонники этого направленія.

На этой именно почвѣ, главнымъ образомъ, и возникли у насъ церковные расколы въ нашей Русской Церкви въ Совѣтской Россіи и заграницей, на этой именно почвѣ ширится и движеніе такъ называемаго «экуменизма» и стремленіе къ объединенію всѣхъ христіанскихъ и даже нехристіанскихъ вѣроисповѣданій — объединенію не въ Истинѣ, а во лжи. Усиленно проповѣдуется миръ тамъ, гдѣ нѣтъ и не можетъ быть для истиннаго христіанина мира.

Въ полной мѣрѣ исполняется то, что говорилъ еще въ началѣ нынѣшняго столѣтія нашъ благочестивый профессоръ: «Не нравится то, что служители Церкви влекутъ людей къ Небу, а забываютъ о землѣ, — говорятъ о спасеніи души и вѣчномъ блаженствѣ, а не думаютъ устроять земное благополучіе, водворять царствіе Божіе на землѣ, — царство Божіе, понимаемое ими своеобразно, какъ культъ плоти и признаніе нормальными требованій того закона, сущаго во удѣхъ нашихъ, который св. Апостолъ противополагаетъ закону Божію и прямо называетъ «закономъ грѣховнымъ» (Рим. 7, 22-23) (см. въ той же книгѣ стр. 168).

Современные «христіане» хотятъ, чтобы пастыри не стѣсняли грѣховныхъ стремленій человѣческой природы, и только подъ этимъ условіемъ согласны войти въ единеніе съ Церковью и жить ея жизнью. И вотъ находится теперь немало «пастырей», которые готовы идти на такой преступный компромиссъ, во имя чего и устраиваются въ наше время всякія «примиренія» и «объединенія» и замышляются даже грандіозныя «реформы» въ Церкви въ міровомъ масштабѣ, съ каковой цѣлью предполагаются созывы всякихъ «предсоборныхъ совѣщаній» и чуть ли не «вселенскаго собора» въ недалекомъ будущемъ.

Каково должно быть наше отношеніе ко всему этому?

Отвѣтъ на этотъ вопросъ для каждаго истиннаго христіанина ясенъ. Церковь, вѣрная завѣтамъ Христа-Спасителя, имѣетъ въ виду внутренняго человѣ/с. 52/ка, а не внѣшняго: душу хочетъ обновить и спасти, а не тѣлу угождать. Поэтому всѣ наши мысли, чувства и пожеланія должны быть направлены въ сторону будущей ожидающей насъ вѣчной жизни, а не въ сторону заботъ о наилучшемъ устройствѣ нашего кратковременнаго и быстроисчезающаго земного благополучія.

«Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиленіе!» — такъ горячо должны мы, по заповѣди св. Церкви, молиться ежедневно, отходя ко сну, который всегда долженъ напоминать намъ неизбѣжно ожидающую насъ смерть, — молиться не одними устами, но и всѣмъ сердцемъ.

И всю жизнь свою строить не иначе, какъ сообразно съ этой молитвой, умоляя Пречистую Матерь Божію, во успеніи Своемъ насъ не оставляющую: «О, Всепѣтая Мати Безсмертнаго Царя небесе и земли Христа Бога нашего, живущая и по смерти! Въ жизни сей и въ смертномъ успеніи нашемъ отъ всякія напасти, бѣдъ и муки насъ избави, и Небеснаго Царствія насъ, Царице, сподоби!..»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 45-52.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.