Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ЕЩЕ ОДИНЪ СВѢТЛЫЙ ЮБИЛЕЙ.
(Къ пятидесятилѣтію прославленія святителя Іоасафа Бѣлгородскаго).

«Святителю Христу Богу возлюбленне, правило вѣры и образъ милосердія людемъ былъ еси, бдѣніемъ же, постомъ и молитвою яко свѣтильникъ пресвѣтлый просіялъ еси, и прославленъ отъ Бога явился еси: тѣломъ убо въ нетлѣніи почивая, духомъ же престолу Божію предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердитъ Отечество наше въ Православіи и благочестіи и спасетъ души наша» (Тропарь св. Іоасафу, гл. 3-ій).

Едва отпраздновали мы столѣтіе со дня прославленія великаго Россійскаго Святителя Тихона Задонскаго, какъ вотъ приспѣлъ уже другой свѣтлый юбилей — радость и торжество нашей святой вѣры и Церкви: въ воскресеніе 4/17 сентября с. г. исполняется пятидесятилѣтіе со дня прославленія современнаго ему другого великаго Россійскаго святителя Iоасафа, Епископа Бѣлгородскаго.

И Святитель Іоасафъ, какъ и Святитель Тихонъ, жилъ и подвизался все въ томъ же, столь злокозненномъ для нашей Родины XVIII столѣтіи, но былъ уроженцемъ не сѣвера, а юго-запада Россіи. Свое духовное воспитаніе онъ получилъ подъ благотворнымъ воздѣйствіемъ великихъ историческихъ святынь русскаго народа — въ самомъ сердцѣ «матери городовъ русскихъ», въ Кіево-Братскомъ монастырѣ, гдѣ онъ прошелъ курсъ богословскихъ наукъ въ открытой при немъ академіи.

Непродолжительна была его земная жизнь — онъ скончался всего лишь 49-ти лѣтъ отъ роду, — но о немъ /с. 54/ поистинѣ можно сказать словами Премудраго: «Скончався вмалѣ, исполни лѣта долга: угодна бо бѣ Господеви душа его, сего ради потщася отъ среды лукавствія» (Премудрости Солом. 4, 13-14).

Чѣмъ былъ великъ и славенъ Святитель Іоасафъ, чѣмъ онъ угодилъ Богу и чему мы можемъ и должны поучиться у него?

У насъ, современныхъ христіанъ, вѣра, по большей части, расходится съ жизнью: мы не живемъ въ полномъ согласіи съ ученіемъ, съ требованіями нашей вѣры. Вѣра наша такъ ясно, такъ опредѣленно учитъ насъ, отрѣшаясь отъ всего тлѣннаго, земного, всѣми мыслями и чувствами своими устремляться къ ожидающей насъ нетлѣнной вѣчной жизни. Теоретически мы, можетъ быть, и принимаемъ это (хотя появилось у насъ въ послѣднее время особое теченіе «нео-христіанства», которое даже теоретически не хочетъ этого принять, а измыслило совсѣмъ новое, неизвѣстное прежде мнимо-христіанское міровоззрѣніе, стремящееся крѣпче приковать человѣка къ землѣ, будто бы уже преображенной и освященной пришествіемъ Христовымъ въ міръ), признаемъ и кончину вѣка, и Второе Пришествіе Христово, и Страшный Судъ, и будущую жизнь, но практически поступаемъ и живемъ такъ, какъ будто бы ничего этого не предвидится, и намъ нужно только здѣсь на землѣ устроиться получше, обезпечивъ себя всѣми благами и удобствами: мы не желаемъ по настоящему думать о неизбѣжно ожидающей каждаго изъ насъ смерти и не готовимся, какъ бы слѣдовало, къ предстоящей намъ будущей вѣчной жизни.

Даже въ современной церковной жизни наблюдается то же самое: многіе изъ современныхъ пастырей одержимы страстнымъ увлеченіемъ чисто-внѣшней практической дѣятельностью, съ цѣлью наладить получше и благоустроить земную жизнь вѣрующихъ. Конечно, хороша и благословенна и такая внѣшняя организаціонная дѣятельность, направленная ко благу Святой Церкви, но только въ томъ случаѣ, когда она не идетъ въ ущербъ, а тѣмъ болѣе взамѣнъ внутренней, собственно-пастырской дѣятельности, и когда она имѣетъ цѣлью славу Божію, а не свое соб/с. 55/ственное прославленіе. Но совсѣмъ плохо, когда такой чисто-внѣшней организаціонной дѣятельности придаютъ главное значеніе, а о внутренней жизни вѣрующихъ забываютъ, ничего имъ въ этомъ отношеніи не давая или давая очень ужъ мало, какъ бы только для приличія.

Не таковъ духъ истиннаго пастырства Христова, къ разряду коего и принадлежалъ «прославленный отъ Бога» нашъ великій Святитель Іоасафъ. Чѣмъ именно онъ угодилъ Богу, помимо вышеприведеннаго тропаря ему, прекрасно говоритъ надпись, сдѣланная на одномъ изъ дошедшихъ до насъ его портретовъ:

«Сей Святитель отъ юности имѣлъ ревность къ славѣ Божіей, равную Пророку Иліи, явилъ милосердіе къ ближнимъ, подобно Святителю Николаю, согрѣвалъ всѣхъ своею любовію, какъ Апостолъ Іоаннъ Богословъ».

Самой характерной, отличительной чертой Святителя Іоасафа и было дѣйствительно это замѣчательное сочетаніе неумолимой строгости тамъ, гдѣ дѣло касалось ревности о славѣ Божіей, и благостнаго снисхожденія, подлинно-христіанской любви и милосердія ко всѣмъ страждущимъ и нуждающимся въ помощи людямъ.

«Милость и истина срѣтостеся, правда и миръ облобызастася» (Псал. 84, 11) — вотъ псаломское изреченіе, которое какъ нельзя лучше выражаетъ сущность Іоасафовой добродѣтели.

Святитель Іоасафъ отнюдь не былъ сторонникомъ той слащаво-сантиментальной проповѣди мнимо-христіанской любви, все прощающей даже врагамъ Божіимъ, которой такъ увлекается современный Богоотступническій міръ и многіе современные лже-пастыри, не желающіе понимать подлиннаго ученія Христова о любви, и нерѣдко даже фальсифицирующіе это ученіе въ своихъ видахъ; совершенно чуждъ былъ онъ и всякаго человѣкоугодничества, пресмыкательства и ласкательства передъ сильными и славными міра сего — всѣми его поступками и дѣяніями руководила прежде всего ясно указываемая Св. Евангеліемъ, какъ «первая и бóльшая заповѣдь», любовь къ Богу и вытекающая изъ нея ревность о славѣ Божіей.

/с. 56/ Вотъ почему онъ такъ неумолимо строгъ былъ къ священникамъ, небрежно относившимся къ своимъ обязанностямъ и позволявшимъ себѣ неблагоговѣйное отношеніе къ святынѣ — сурово взыскивалъ съ нихъ, наказывалъ и отрѣшалъ отъ должности безъ всякой пощады. Но вмѣстѣ съ тѣмъ къ дѣйствительнымъ нуждамъ духовенства онъ относился съ чрезвычайной заботливостью и защищалъ его отъ произвола сильныхъ лицъ. Такъ, напримѣръ, когда управляющій имѣніемъ кн. Юсупова самовольно выгналъ сельскаго причетника, св. Іоасафъ приказалъ причетнику вернуться на мѣсто и угрожалъ управленію имѣнія иначе запечатать церковь, а самому владѣльцу-князю отправилъ въ Петербургъ настоятельное требованіе вознаградить несправедливо обиженнаго.

Священникамъ, враждовавшимъ съ кѣмъ-либо, св. Іоасафъ запрещалъ совершать Божественную литургію, прежде чѣмъ они не примирятся. Необыкновенная строгость св. Іоасафа для многихъ являлась даже предметомъ соблазна. Но она вполнѣ естественно вытекала изъ его безукоризненной нравственной чистоты, честности и добросовѣстности въ исполненіи своего архипастырскаго долга. Чрезвычайно важно поэтому сужденіе о семъ нашего великаго праведника приснопамятнаго пастыря отца Іоанна Кронштадтскаго, который, какъ извѣстно, питалъ глубокое почтеніе къ еще не прославленному тогда оффиціально Святителю Іоасафу и за два мѣсяца до своей кончины выразился о немъ буквально такъ:

«Этотъ Святитель близокъ моему сердцу... Великую милость Россіи посылаетъ Господь чрезъ святыхъ Своихъ угодниковъ... Вотъ этой-то строгости Іоасафовой, вытекающей изъ ревности о славѣ Божіей, не достаетъ теперь намъ, пастырямъ и архипастырямъ».

Съ этой необыкновенной строгостью Святителя Іоасафа, который «зоркимъ орломъ далеко прозиралъ» свою паству, уча ее болѣе всего ревновать о славѣ Божіей, замѣчательнымъ образомъ сочетавалась его нѣжная любовь къ своей паствѣ и подлинно-христіанское милосердіе.

Всѣ доходы своей богатой каѳедры онъ раздавалъ бѣднымъ, имѣвшимъ всегда къ нему свободный доступъ. /с. 57/ Всякій страждущій и нуждающійся былъ ему близокъ и дорогъ, и онъ за всѣхъ болѣлъ душой и всѣмъ старался придти на помощь.

По его порученію, келейникъ его постоянно разносилъ деньги и одежду, а, когда келейникъ бывалъ боленъ, Святитель Іоасафъ, подражая великому Святителю Христову Николаю, самъ разносилъ, одѣвшись въ простую послушническую одежду, свою тайную милостыню, подбрасывая бѣднымъ людямъ то, въ чемъ, какъ онъ зналъ, они имѣли нужду. Однажды онъ жестоко пострадалъ за это, бывъ избитъ при возвращеніи ночью привратникомъ архіерейскаго дома, принявшимъ его въ темнотѣ за какого-то злоумышленника.

Въ этой своей непрестанной благотворительной дѣятельности Св. Іоасафъ руководился отнюдь не какими-либо личными и своекорыстными соображеніями, какъ это часто бываетъ съ иными «благотворителями», а исключительно исполненіемъ второй основной заповѣди Закона Божія, которая подобна первой: «Возлюбиши искренняго твоего, яко самъ себе» (Матѳ. 22, 37-40).

Весь отдаваясь, въ то же время, самой неутомимой и кипучей архипастырской работѣ, направленной на благоустроеніе ввѣренной ему Бѣлгородской Епархіи и здоровой церковной жизни въ ней, Святитель Іоасафъ никогда не забывалъ объ ожидающемъ его, какъ и всѣхъ насъ, послѣднемъ смертномъ часѣ. Эта мысль, глубоко проникавшая все его существо и вызывавшая у него слезы умиленія, не только не мѣшала ему, не отравляла его существованія и не подрывала его энергіи, какъ почему-то думаютъ нѣкоторые, далекіе отъ истинно-христіанскаго духа жизни люди, а совсѣмъ наоборотъ — она заставляла его спѣшить сдѣлать какъ можно больше добра, чтобы имѣть возможность дать потомъ «добрый отвѣтъ на страшномъ судищи Христовомъ».

Съ цѣлью всегда хранить въ себѣ живой и дѣйственной «память смертную», Святитель Іоасафъ, при всякомъ боѣ часовъ, отмѣчавшемъ еще одинъ унесшійся въ вѣчность часъ, произносилъ составленную имъ особую молитву, каковую совѣтовалъ произносить и другимъ. Вотъ текстъ этой замѣчательной молитвы:

«Буди благословенъ день и часъ, въ оньже Господь мой Іисусъ Христосъ мене ради родися, распятіе претерпѣ /с. 58/ и смертью пострада. О, Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, въ часъ смерти моея пріими духъ раба Твоего въ странствіи суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всѣхъ святыхъ Твоихъ, яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ, аминь».

Итакъ, ревность о славѣ Божіей, дѣятельная и нелицемѣрная любовь къ Богу и ближнимъ и постоянное помышленіе о неизбѣжномъ исходѣ изъ этой временной земной жизни — вотъ, что прославило Святителя Іоасафа и вознесло его на такую высоту, создавъ ему нетлѣнный ореолъ святости, засвидѣтельствованной чудеснымъ видѣніемъ при его блаженной кончинѣ. Въ самый часъ его кончины Игуменъ Исаія, настоятель Хотмыжскаго монастыря, видѣлъ во снѣ, будто онъ стоитъ со святителемъ Іоасафомъ въ Бѣлгородѣ у окна, и святитель, указывая ему на восходящее въ яркомъ сіяніи солнце, сказалъ: «Какъ солнце сіе ясно, такъ свѣтло предсталъ я въ часъ сей престолу Божію». Проснувшись, игуменъ тотчасъ же послалъ узнать о здоровьѣ глубоко почитаемаго имъ Святителя и получилъ извѣстіе, что Святитель скончался какъ разъ въ тотъ самый часъ, какъ было ему это знаменательное видѣніе.

Зная все вышесказанное, можно ясно себѣ представить, какой огненной ревностью, какимъ праведнымъ гнѣвомъ воспылалъ бы пламенный ревнитель Правды Божіей Святитель Іоасафъ на всю современную неправду — на все это лукавое, подъ лицемѣрнымъ предлогомъ мнимой «христіанской любви», соглашательство съ сатанинскимъ зломъ, которое наблюдается теперь — страшно сказать! — даже въ нѣдрахъ церковной жизни современныхъ православныхъ помѣстныхъ церквей.

И мы можемъ не сомнѣваться, что въ нашемъ стояніи за правду Божію, онъ, этотъ великій Святитель Божій, — съ нами. Будемъ же молиться ему:

«О, преславный пастырю Бѣлоградскій, Святителю Іоасафе!.. моли Христа Бога, да избавитъ страждущую землю Россійскую и вся страны христіанскія отъ смертоноснаго невѣрія, язвы, отъ всякія вражды и нестроеній, /с. 59/ отъ врагъ видимыхъ и невидимыхъ... приклони убо, отче праведный, сердце твое къ моленію нашему, и предстательствомъ твоимъ даждь роду христіанскому отъ Господа миръ и благословеніе. Православіе укрѣпи, нападенія же лукавнующихъ и беззаконныхъ на Церковь Божію отжени... жезломъ благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшія овцы стада Христова и во дворы Господни сія всели, огради насъ отъ соблазновъ, ересей и расколовъ и научи насъ, во странствіи сущихъ, горняя мудрствовати, и на путь истины направи... пастыремъ и архіереемъ подаждь премудрость, чистоту и праведное житіе, якоже и самъ сими украшался еси... И тако, Богу помогающу, небеснаго Царствія достигнемъ, идѣже купно съ тобою воспрославимъ пречестное и великолѣпое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во вѣки вѣковъ. Аминь».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 53-59.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.