Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ГОТОВИМСЯ ЛИ МЫ КЪ ВЕЛИКОМУ ПОСТУ?

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..»

Милостью Божіею, вновь вступаемъ мы въ подготовительныя недѣли къ Великому Посту. Какъ прекрасны эти подготовительныя недѣли! Какое богатство назиданія даютъ онѣ намъ! И какъ плодотворно проводили бы мы спасительное поприще Великаго Поста, если бы мы по-настоящему усвоили себѣ это богатство и надлежащимъ образомъ пользовались бы имъ.

Весь Богослужебный годъ нашей св. Православной Церкви, со всѣми его праздниками, священными воспоминаніями, чествованіями памяти святыхъ угодниковъ Божіихъ и постами, исполненъ необычайнаго богатства назиданія и являетъ собою подлинную таинственную /с. 70/ жизнь Церкви въ лицахъ и событіяхъ. И только тотъ можетъ почитаться живымъ членомъ Церкви, кто духомъ своимъ принимаетъ живое участіе въ этой жизни Церкви, кто живетъ жизнью Церкви — кто переживаетъ все то, что св. Церковь предлагаетъ ему въ теченіе своего Богослужебнаго года переживать и кто старается все это богатство назиданія усвоить.

Но въ особенности это такъ въ отношеніи Великаго Поста и четырехъ (трехъ седмицъ и четырехъ воскресныхъ дней) предшествующихъ ему такъ называемыхъ подготовительныхъ недѣль. Вѣдь время Великаго Поста это — время покаянія, а въ чемъ мы, грѣшные люди, больше всего нуждаемся, какъ не въ покаяніи. Вотъ почему Великій Постъ съ его Богослужебными чтеніями и пѣснопѣніями особенно сильно и глубоко затрагиваетъ наши сердца, если только они не окончательно еще окаменѣли, если они еще не потеряли способность къ покаянію, если еще доступно намъ, хотя бы въ самой малой степени, то возвышеннѣйшее и прекраснѣйшее изъ духовныхъ чувствованій и переживаній, которое св. Церковь называетъ умиленіемъ.

Но горе намъ, если въ насъ ничего этого уже нѣтъ, ибо это явный признакъ постигшей насъ духовной смерти, которая гораздо страшнѣе смерти тѣлесной. Только чудо Божіей милости можетъ опять воскресить душу умершую грѣхми.

И вотъ потому-то св. Церковь передъ наступленіемъ Великаго Поста и озабочена тѣмъ, чтобы сильными, яркими образами, назидательными трогающими душу представленіями и воспоминаніями оживить наши души, расшевелить наше дремлющее сознаніе, пробудить отъ сна грѣховнаго, возставить отъ одра смерти и сдѣлать насъ бодрыми и живыми членами своими — послушными сынами и дщерями, съ любовью внемлющими наставительному гласу своей Матери-Церкви.

Всѣ ли мы, православные русскіе люди заграницей, въ настоящее время живемъ жизнью нашей Матери-/с. 71/ Церкви, всѣ ли мы впитываемъ въ себя ея дивныя спасительныя наставленія, всѣ ли мы переживаемъ и усваиваемъ то великое духовное богатство назиданія, которое она намъ предлагаетъ? А въ частности и въ особенности: всѣ ли мы готовимся, какъ это надлежитъ по замыслу св. Церкви, къ Великому Посту, и всѣ ли мы потомъ проводимъ Великій Постъ такъ, какъ это слѣдуетъ дѣлать живымъ членамъ Церкви?

Увы! Много всякихъ препятствій для этого въ чужеземныхъ странахъ, далекихъ отъ истинной Христовой вѣры, въ которыхъ мы живемъ. Многіе изъ насъ не въ состояніи даже регулярно бывать у Богослуженія, не только въ дни будничные, а иногда и въ праздничные — изъ-за отсутствія храма или священника или по роду своей работы или занятія, коимъ снискивается пропитаніе.

Но что сказать о тѣхъ православныхъ русскихъ людяхъ, которые и храмъ имѣютъ и располагаютъ всѣми необходимыми возможностями для того, чтобы жить всей полнотой церковной жизни, быть живыми членами Церкви и, однако, не пользуются всѣмъ этимъ, а живутъ, какъ какіе-то иновѣрцы или язычники? Могутъ ли они имѣть какое-нибудь оправданіе? И не сдѣлались ли такіе дѣйствительно живыми трупами?

И въ самомъ дѣлѣ: развѣ могутъ почитаться живыми членами Церкви Христовой тѣ православные русскіе люди, которые не посѣщаютъ регулярно всѣхъ воскресныхъ и праздничныхъ Богослуженій въ своемъ храмѣ, хотя имѣютъ къ тому полную возможность? развѣ могутъ считать себя православными христіанами и претендовать на то, чтобы и другіе считали ихъ таковыми, тѣ русскіе люди, которые, вмѣсто того, чтобы пойти въ храмъ Божій къ Богослуженію, устраиваютъ въ часы Богослуженій какія бы то ни было свои собственныя собранія?

И развѣ не явно-враждебный вызовъ своей Матери-Церкви, отсѣкая себя этимъ отъ Нея, дѣлаютъ тѣ несчастные заблудившіеся русскіе люди, которые дивную красоту и ни съ чѣмъ несравнимую возвышенность /с. 72/ и назидательность нашего православнаго Богослуженія мѣняютъ на разнаго рода развлеченія и увеселенія? Эти несчастные, духовно растлѣвающіе нашу молодежь устройствомъ подобныхъ развлеченій и увеселеній (всегда имѣющихъ въ себѣ въ той или иной дозѣ элементъ безнравственности) въ дни и часы церковныхъ Богослуженій или въ періоды постовъ, установленныхъ Церковью, отбившіеся отъ Церкви люди даже знать не хотятъ, что къ нимъ относится страшное прещеніе Христово: «Горе міру отъ соблазновъ, ибо надобно придти соблазнамъ; но горе тому человѣку, чрезъ котораго соблазнъ приходитъ... кто соблазнитъ одного изъ малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Меня, тому лучше было бы, еслибы повѣсили ему мельничный жерновъ на шею и потопили его во глубинѣ морской» (Матѳ. 18, 7 и 6).

Нѣтъ! Самое меньшее, что требуется отъ желающаго не напрасно носить имя православнаго христіанина, безъ чего нечего и говорить о томъ, чтобы быть живымъ членомъ Христовой Церкви, это регулярное и неопустительное посѣщеніе всѣхъ воскресныхъ и праздничныхъ церковныхъ Богослуженій.

И вотъ, готовя насъ къ наступленію Великаго Поста, св. Церковь уже за три седмицы до его наступленія, въ теченіе четырехъ воскресныхъ дней, вводитъ въ обычное воскресное Богослуженіе особыя чтенія и умиляющія душу пѣснопѣнія, которыя должны постепенно, исподволь расположить насъ къ достодолжному покаянному настроенію, дабы не безплоднымъ прошло для насъ время Великаго Поста.

«Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..» — вотъ основной мотивъ всей этой чрезвычайно-мудрой и глубокой психологически подготовки. Евангельскія притчи и рѣчи Господа, читаемыя за Божественной литургіей, и всѣ остальныя дополнительныя чтенія и пѣснопѣнія, заимствуемыя изъ особой Богослужебной книги, именуемой Тріоди Постной, находятся въ полной внутренней гармоніи съ этимъ воплемъ кающейся души, который влагаетъ намъ въ уста пекущаяся о нашемъ спасеніи наша Мать-Церковь.

/с. 73/ «Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!..» — такъ поется отъ нашего имени, отъ имени всѣхъ вѣрующихъ православныхъ христіанъ, въ церкви за всенощнымъ бдѣніемъ, каждую субботу во всѣ эти подготовительныя недѣли и въ теченіе всего послѣдующаго за тѣмъ поста.

А гдѣ мы бываемъ въ это время, мы, православные русскіе люди, по грѣхамъ нашимъ потерявшіе Родину?

Находимся ли мы въ это время въ церкви, сливаемъ ли нашъ собственный внутренній вопль о дарованіи намъ Богомъ искренняго покаяннаго чувства съ этимъ общимъ воплемъ всей Церкви?

Боимся ли мы пропустить еще что-нибудь изъ всего этого богатаго назиданія предлагаемаго намъ св. Церковью, ловимъ ли мы, впитываемъ ли въ себя каждое слово изъ всего того, что слышится въ эти дни въ храмахъ нашихъ?

Готовимъ ли мы себя внутренно къ наступающему Великому Посту?

Вотъ — первостепенной важности въ нашей жизни вопросъ, на который должна дать отвѣтъ каждому изъ насъ наша совѣсть.

А какъ умилительны образы, связанные съ каждою изъ этихъ подготовительныхъ недѣль!

Вотъ живо рисуется намъ въ Евангельской притчѣ, а одновременно въ пѣснопѣніяхъ церковныхъ и чтеніяхъ отталкивающій образъ самодовольнаго самохвала — фарисея и привлекательный образъ искренно и глубоко кающагося грѣшника — мытаря. И какъ неоспоримо-справедливый, подобно молніи, прорѣзываетъ наше сознаніе въ заключительныхъ словахъ притчи праведный судъ Божій, вынесенный одновременно тому и другому:

«Всякъ возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лук. 18, 14).

Ну, какъ не задать себѣ вопросъ: кто же я такой — самодовольный фарисей, ставящій самъ себя выше другихъ и не чувствующій никакой нужды въ покаяніи, или ясно сознающій свои грѣхи мытарь, нисколько себя не оправдывающій и смиренно умоляющій Бога о помилованіи:

«Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшнику!»

/с. 74/ А вотъ дивная, глубоко потрясающая душу картина безпредѣльности человѣколюбія Божія, милостиваго снисхожденія Божія къ кающемуся грѣшнику — отецъ, принимающій съ любовью въ свои объятія возвратившагося къ нему въ отчій домъ блуднаго сына. Нужно имѣть совсѣмъ окаменѣвшее сердце, чтобы, слушая эту замѣчательную и столь для насъ утѣшительную притчу, не прочувствовать всю глубину своего грѣховнаго паденія, удаляющаго насъ отъ Бога, нашего любящаго Отца, и не возжелать всѣмъ сердцемъ возвратиться къ Богу съ искренними покаянными словами блуднаго сына:

«Отче, согрѣшихъ на небо и предъ тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ твой: сотвори мя, яко единаго отъ наемникъ твоихъ» (Лук. 15, 18-19).

Тѣ вовсе не христіане, которые не сознаютъ себя «блудными сынами» и которые, будучи довольны своимъ грѣховнымъ образомъ жизни, вдали отъ Бога, не помышляютъ о покаянномъ возвращеніи въ отчій домъ.

Но для тѣхъ, кого не въ состояніи тронуть умилительное зрѣлище всепрощающей любви Отца нашего Небеснаго, въ третью подготовительную недѣлю св. Церковь живописуетъ жуткую, охватывающую насъ леденящимъ ужасомъ картину кончины міра, Второго Пришествія Христова и послѣдняго Страшнаго Суда Божія надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ. Эта картина убѣждаетъ насъ, что Богъ не только любящій Отецъ, но и Праведный Судія: что Онъ не только безконечно человѣколюбивъ и милосердъ, но и столь же безконечно правосуденъ и не оставитъ безъ наказанія всѣхъ нераскаянныхъ, ожесточенныхъ и упорствующихъ во грѣхахъ своихъ грѣшниковъ.

«Се, гряду скоро, и возмездіе Мое со Мною» — говоритъ Онъ Самъ: «чтобы воздать каждому по дѣламъ Его» (Апокал. 22, 12).

Благо тѣмъ, кто, какъ первые христіане, постоянно помышляютъ объ этомъ страшномъ «днѣ Господни» и готовятъ себя къ встрѣчѣ Господа, грядущаго судити живымъ и мертвымъ, какъ мы это постоянно исповѣдуемъ на всѣхъ Богослуженіяхъ, произнося Сѵмволъ Вѣры — и горе тѣмъ, кто, какъ часто это теперь быва/с. 75/етъ, съ иронической усмѣшкой говорятъ объ этомъ, видимо, совсѣмъ не вѣруя въ эту одну изъ самыхъ основныхъ, главнѣйшихъ догматическихъ истинъ нашей святой вѣры.

И, наконецъ, въ послѣднюю подготовительную недѣлю — въ четвертый воскресный день — непосредственно передъ наступленіемъ Великаго Поста, св. Церковь напоминаетъ намъ грѣхопаденіе нашихъ прародителей Адама и Евы и изгнаніе ихъ изъ рая, тѣмъ самымъ объясняя намъ, что мы, какъ потомки падшаго родоначальника, сами въ себѣ носимъ ядъ грѣха, и нуждаемся въ исцѣленіи отъ него. А такъ какъ пали наши прародители черезъ непослушаніе Богу и черезъ невоздержаніе, то возстать отъ этого паденія мы можемъ только черезъ послушаніе Богу и Его Святой Церкви и черезъ добровольно принимаемый нами на себя подвигъ воздержанія — подвигъ поста. Все зло въ насъ — отъ унаслѣдованной нами отъ прародителей нашихъ, соблазненныхъ діаволомъ, гордости, а потому мы прежде всего должны стремиться побороть въ себѣ эту фарисейскую гордость (чему и учила насъ св. Церковь еще въ самомъ началѣ, вводя насъ въ подготовительныя недѣли къ Великому Посту). А гордость въ насъ ничѣмъ не побѣждается и не смиряется такъ, какъ прощеніемъ обидъ, нанесенныхъ намъ людьми.

Вотъ почему передъ самымъ наступленіемъ Великаго Поста св. Церковь и призываетъ насъ отъ души простить другъ другу, отъ сердца, всѣ взаимныя обиды и огорченія, убѣждая насъ къ этому словами Самого Господа:

«Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный: аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ» (Матѳ. 6, 14-15).

Развѣ не ясно, что такъ и должно быть по закону самой элементарной справедливости? Какъ мы дерзнемъ просить Бога о прощеніи нашихъ грѣховъ передъ Нимъ, если сами обнаруживаемъ такую жестокость и черствость сердца, что не хотимъ простить нашимъ ближнимъ ихъ грѣхи противъ насъ?

/с. 76/ Вотъ такъ учитъ насъ св. Церковь готовить себя къ наступленію Великаго Поста, дабы когда онъ наступитъ, мы вполнѣ бы уже прониклись всѣми чувствами и настроеніями, необходимыми для искренняго покаянія.

Дѣлаемъ ли мы это?

Если мы добросовѣстно и поглубже вдумаемся во все это, тогда мы поймемъ, насколько далеки отъ истиннаго христіанства тѣ современные христіане, которые иначе проводятъ эти подготовительныя недѣли къ Великому Посту. И особенно противны истинному христіанству, совершенно вразрѣзъ съ нимъ идутъ, тѣ разнузданныя развлеченія и увеселенія, связанныя съ объяденіемъ и пьянствомъ, съ нескромными играми и плясками, которыя — увы! — дожили до нашихь временъ отъ темныхъ временъ язычества.

Что общаго между такимъ веселымъ времяпрепровожденіемъ и тѣми высокими мыслями и образами, которыя предлагаетъ нашему вниманію св. Церковь въ эти подготовительныя недѣли?

А такъ называемые «балы-маскарады», объявленіями объ устройствѣ которыхъ буквально пестрятъ наши заграничныя газеты въ эти святые дни подготовки къ постному подвигу, и вовсе воспрещаются каноническими правилами нашей св. Церкви, выработанными на Вселенскихъ Соборахъ, выражающихъ собою волеизъявленіе Самого Духа Святаго (см. напримѣръ, 62-ое правило Шестого Вселенскаго Собора, 51-ое того же Собора и др.). Кто все это позволяетъ, тотъ по существу совсѣмъ чуждъ Церкви Христовой, ибо онъ не живетъ одной жизнью съ Церковью и мало того: живетъ и дѣйствуетъ наперекоръ ей.

Намъ, православнымъ русскимъ людямъ, потерявшимъ нашу Родину, столько перенесшимъ и такъ тяжко перестрадавшимъ, особенно не къ лицу такое легкомысленное самоутвержденіе въ своей грѣховной неправотѣ, въ такой самости, въ такой упорной отчужденности отъ св. Церкви, въ свое время создавшей намъ нашу Родину, какъ Святую Русь и Великую Россію.

/с. 77/ Единственный спасительный путь для насъ — это путь честнаго осознанія грѣховности своего отчужденія отъ Церкви, путь искренняго стремленія къ сліянію съ жизнью Церкви — путь покаянія.

Станемъ ли мы на этотъ путь, — отъ этого зависитъ все наше будущее: и въ этой временной земной жизни и въ вѣчности.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 69-77.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.