Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ВЪ ЧЕМЪ ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ, И ХРАНИМЪ ЛИ МЫ ЕГО?

Но и аще мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8).

Еретика человѣка по первѣмъ и вторѣмъ наказаніи отрицайся (Тит. 3, 10).

Въ первый воскресный день Великаго поста наша Св. Православная Церковь радостно празднуетъ «торжество Православія» — побѣду чистато и неизвращеннаго православнаго христіанскаго ученія надъ всѣми его извращеніями, отступленіями отъ него и заблужденіями — злочестивыми лжеученіями, ересями и расколами. Установлено это торжественное празднованіе еще въ IX столѣтіи — по поводу окончательнаго ниспроверженія послѣдней страшной ереси, колебавшей тогда Церковь, — ереси иконоборцевъ и возстановленія иконопочитанія, каковое событіе произошло въ 842 году по Р. Хр. въ Византійской имперіи при Ѳеодорѣ, «святой и блаженнѣйшей царицѣ» и патріархѣ Константинопольскомъ св. Меѳодіи.

Съ тѣхъ поръ и было принято Св. Церковью въ этотъ первый воскресный день Великаго поста послѣ окончанія часовъ или предъ окончаніемъ Божественной литургіи совершать въ каѳедральныхъ соборахъ особенный, весьма величественный и глубоко-назидательный и умилительный «Чинъ Православія». Этотъ чинъ состоитъ изъ молебнаго пѣнія объ обращеніи къ Истинной вѣрѣ и Церкви всѣхъ отступниковъ и заблудшихъ, объ утвержденіи во св. Православіи вѣрующихъ /с. 87/ и провозглашеніи грозной «анаѳемы» (по ясно-выраженной въ 1 Коринѳ. 16, 22 заповѣди св. Апостола) всѣмъ упорствующимъ лжеучителямъ и отступникамъ, «вѣчной памяти» — всѣмъ почившимъ исповѣдникамъ и борцамъ за истинную вѣру и многолѣтія — всѣмъ здравствующимъ ревнителямъ и защитникамъ истинной вѣры и Церкви.

Какое значеніе имѣетъ этотъ чинъ, и чѣмъ намъ такъ дорого истинное Православіе?

Чинъ этотъ и всегда имѣлъ, а въ нынѣшнія исключительно тяжкія для Св. Православія времена имѣетъ сугубое по своей важности, чрезвычайное значеніе.

Вѣдь Православіе (что мало кто въ наше время знаетъ и понимаетъ) есть не что иное, какъ сохраненное во всей чистотѣ и неповрежденности подлинное ученіе Христово, изложенное св. Апостолами въ книгахъ Священнаго Писанія, разъясненное и тщательно-истолкованное ихъ законными преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами въ Священномъ Преданіи, свято и неизмѣнно-хранимомъ только одной нашей Восточной Церковью, которая потому и донынѣ одна лишь, по всей справелливости, именуется «Церковью Православною».

Божественный Основатель Церкви Господь Іисусъ Христосъ сказалъ ясно и опредѣленно: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18). И этой Церкви, основанной Имъ въ день Пятидесятницы черезъ ниспосланіе Своимъ Апостоламъ Всепросвѣщающаго Духа Святаго — «Духа Истины» (Іоан. 14, 16-17), Который долженъ былъ «наставить ихъ на всякую истину» (Іоан. 16, 13), Господь ввѣрилъ храненіе Своей Божественной Истины, ради открытія коей людямъ, Онъ, по Его собственнымъ словамъ, и пришелъ на землю (Іоан. 18, 37).

Вотъ почему и Св. Апостолъ Павелъ въ своемъ посланіи къ поставленному имъ во Епископы своему ученику Тимоѳею такъ торжественно и выразительно свидѣтельствуетъ:

«Церковь Бога жива — столпъ и утвержденіе истины» (1 Тимоѳ. 3, 15).

/с. 88/ Можно ли сомнѣваться въ непреложности словъ Христовыхъ о томъ, что «врата адова», то-есть всѣ силы адскія не одолѣютъ Церкви?

Конечно, нѣтъ!

Но если такъ, то истинная Церковь Христова, Которая, само собой разумѣется, едина, ибо Христосъ основалъ только одну Церковь, всегда существовала на землѣ и будетъ существовать до скончанія вѣка, ибо Ей принадлежитъ утѣшительное обѣтованіе Христово: «се, Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка» (Матѳ. 28, 20).

Могутъ ли быть какія-нибудь сомнѣнія въ томъ, какая это Церковь?

Для человѣка честнаго и здравомыслящаго, съ незатуманеннымъ сознаніемъ, знающаго исторію Христіанской Церкви и чистое, неповрежденное христіанское вѣро- и нравоученіе, не можетъ быть никакихъ сомнѣній въ томъ, что эта единая истинная Церковь, основанная Христомъ-Спасителемъ, есть та, которая свято и неизмѣнно хранитъ преданную ей Христову Истину.

Тамъ, гдѣ порвана преемственная духовно-благодатная связь со св. Апостолами и ихъ преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами, гдѣ введены разныя новшества въ вѣро- и нравоученіе съ цѣлью «идти въ ногу съ временемъ», «прогрессировать», не отставать отъ вѣка и приспособляться къ требованіямъ и модѣ міра сего, во злѣ лежащаго, — тамъ не можетъ быть и рѣчи объ истинной Церкви.

«Отъ міра нѣсте», сказалъ Господь Своимъ ученикамъ на Тайной Вечери: «но Азъ избрахъ вы отъ міра («изъялъ васъ отъ міра», какъ толкуютъ эти слова Св. Отцы), сего ради ненавидитъ васъ міръ» (Іоан. 15, 19). Эти слова Господа всегда необходимо помнить тѣмъ, кто желаетъ сохранить свою вѣрность истинной Церкви: истинная Церковь Христова всегда была, есть и будетъ не отъ міра сего, который, по словамъ возлюбленнаго ученика Христова св. Іоанна Богослова, «весь во злѣ лежитъ» (1 Іоан. 5, 19).

И какъ Ученіе Божественное, преданное на храненіе /с. 89/ Св. Церкви, неизмѣнно, какъ неизмѣненъ и вѣченъ Самъ Богъ, такъ и истинная Церковь Христова должна оставаться во всемъ неизмѣнной.

Такъ называемая, по-ученому, «консервативность» есть одинъ изъ самыхъ главныхъ и характернѣйшихъ признаковъ истинной Церкви.

Истина намъ дана однажды разъ и навсегда, и весь трудъ нашъ долженъ быть обращенъ только на ея усвоеніе, а не на открытіе ея. Единственное, что отъ насъ требуется — это утверждаться въ Истинѣ и утверждать въ ней другихъ, всѣхъ приводя къ истинной вѣрѣ, или къ Православію.

Но въ наше время — страшно сказать! — уже въ нѣдрахъ самой нашей Православной Церкви и даже среди самой іерархіи ея появились иныя вѣянія, иныя настроенія, высказываемыя весьма многими «популярными дѣятелями Православія».

Желая «идти въ ногу съ временемъ» и боясь прослыть недостаточно «культурными», «либеральными» и «прогрессивными», эти современные отступники отъ Православія какъ бы «стыдятся» исповѣдывать, что наша Св. Православная Церковь и есть та именно Церковь, Которая основана Господомъ Іисусомъ Христомъ, Которой принадлежитъ великое обѣтованіе, что врата адова не одолѣютъ Ея, и Которой ввѣрена вся полнота Божественной Истины.

Они, по ложному, мнимому «смиренію», тѣмъ самымъ клевеща на Господа нашего и Спасителя, вмѣстѣ съ давно отпавшими отъ истинной Церкви людьми, соглашаются признать, что врата адова якобы одолѣли Церковь: что наша Св. Православная Церковь якобы тоже «виновна» въ «происшедшемъ между христіанами раздѣленіи» и «должна покаяться въ своемъ грѣхѣ» и «возсоединиться», путемъ разныхъ уступокъ, съ другими «христіанскими церквами», послѣ чего только и будетъ будто бы вновь возстановлена Единая Христова Церковь.

Вотъ какова подлинная, неприкрытая идеологія ставшаго столь моднымъ за послѣднее время такъ называемаго «экуменическаго движенія», вожди ко/с. 90/тораго, съ нашей православной стороны (увы, даже и іерархи!) лишь недавно стали такъ совсѣмъ откровенно высказываться, а ранѣе занимались безсовѣстнымъ «пусканіемъ пыли въ глаза», заявляя, будто они входятъ въ «экуменическое движеніе» съ цѣлью «свидѣтельствовать передъ инославными истину св. Православія».

Теперь же, какъ это явствуетъ изъ часто-сообщаемыхъ международной прессой ихъ публичныхъ выступленій, они (Богъ вѣсть, по какимъ побужденіямъ — едва ли всегда строго-идейнымъ!) становятся предателями этой святой истины.

Въ это «экуменическое движеніе», объединяемое такъ называемымъ «Міровымъ Совѣтомъ Церквей» (по первоначалу организаціей чисто-протестантской), вошли въ настоящее время почти всѣ православныя помѣстныя церкви (кромѣ нашей Русской Зарубежной), и не только изъ такъ называемаго «свободнаго міра» (тѣмъ самымъ переставъ быть свободными!) но и изъ-за «желѣзнаго занавѣса», несмотря даже на то, что московская совѣтская патріархія еще совсѣмъ такъ недавно хвалилась чистотой своего православія, высказавъ оффиціально свое вполнѣ отрицательное отношеніе къ враждебному Православію «экуменическому движенію».

Что же дѣлать намъ, оставшимся въ одиночествѣ среди современнаго «православнаго міра»?

Не смущаться ничѣмъ этимъ, помня, что такъ и «надлежитъ сему быть» (Лук. 21, 9), что «отступленіе» предсказано со всею ясностью Словомъ Божіимъ (2 Сол. 2, 3-12), что оно «попущено Богомъ», какъ писалъ объ этомъ наблюдавшій уже признаки его еще болѣе 100 лѣтъ тому назадъ Святитель Игнатій (Брянчаниновъ), а затѣмъ и другой нашъ замѣчательный духовный наставникъ и провидецъ Святитель Ѳеофанъ Вышенскій, съ горечью обличавшій все болѣе и болѣе усиливавшееся Богоотступничество въ современномъ ему русскомъ обществѣ.

Мы не сильны и не властны остановить это Отступленіе, какъ подчеркиваетъ это Святитель Игнатій: «Не покусись остановить его немощною рукою твоею»...

Но что же тогда дѣлать?

/с. 91/ «Устранись, охранись отъ него самъ, и этого съ тебя достаточно. Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобы по возможности избѣгнуть вліянія его» — вотъ чему наставляетъ насъ тотъ же Святитель Игнатій.

И развѣ не подлиннымъ пророческимъ вдохновеніемъ, несомнѣннымъ озареніемъ свыше дышать его слова, написанныя 100 слишкомъ лѣтъ тому назадъ и столь очевидно относящіяся къ нашему времени: «Судя по духу времени и по броженію умовъ, должно полагать, что зданіе Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро». Некому остановить и противостоять. Предпринимаемыя мѣры поддержки заимствуются изъ стихій міра, враждебнаго Церкви, и скорѣе ускорятъ паденіе ея, нежели остановятъ. Милосердный Господь да покроетъ остатокъ вѣрующихъ въ Него. Но остатокъ этотъ скуденъ: дѣлается скуднѣе и скуднѣе».

Вотъ мы, видимо, и дожили до этого «страшнаго и быстраго колебанія зданія Церкви»! Врагъ рода человѣческаго употребляетъ всѣ усилія и всѣ способы, чтобы ниспровергнуть его, пользуясь при этомъ широкимъ содѣйствіемъ явныхъ и тайныхъ отступниковъ отъ истинной вѣры и Церкви, въ томъ числѣ и измѣнившихъ своему высокому призванію и присягѣ священнослужителей и даже возглавляющихъ нѣкоторыя отдѣльныя церкви іерарховъ.

Поистинѣ страшное время мы переживаемъ — время, какого никогда еще не было въ исторіи христіанства, въ исторіи человѣчества! Время — почти всеобщаго шатанія!

И это насъ, поскольку мы желаемъ сохранить вѣрность истинному Православію, ко многому обязываетъ.

Мы должны, какъ наставляетъ насъ святитель Игнатій, устраниться, охранить себя отъ совершающагося столь быстрыми шагами въ мірѣ Отступленія — оградить себя отъ тлетворнаго духа времени, чтобы избѣгнуть вліянія его.

А для этого надо прежде всего понять и твердо помнить, что въ нынѣшнее время уже не все то — дѣйствительно есть Православіе, что носитъ на /с. 92/ себѣ это святѣйшее и дражайшее имя — что есть теперь и лже-православіе, котораго мы должны бояться и бѣгать, какъ огня;

Что истинное Православіе есть только то, которое не принимаетъ и не допускаетъ ни въ чемъ — ни въ ученіи ни въ практикѣ церковной никакихъ новшествъ, противныхъ Слову Божію и постановленіямъ Вселенской Церкви;

Что истинное Православіе не поблажаетъ и не потакаетъ современной модѣ — нравамъ и обычаямъ современнаго растлѣннаго міра, еще болѣе, чѣмъ во времена апостольскія, во злѣ лежащаго, какъ міра богоотступническаго;

Что истинное Православіе помышляетъ только объ угожденіи Богу и спасеніи душъ, а не объ устройствѣ временнаго земного благополучія, о карьерѣ и земныхъ выгодахъ и стяжаніяхъ;

Что истинное Православіе — духовно, а не душевно и плотяно и не привязано къ землѣ — къ земнымъ чувствованіямъ и переживаніямъ.

Для того же, чтобы оградить себя отъ «духа времени» и соблюсти вѣрность истинному Православію, мы должны, въ первую очередь, всѣми силами стремиться сами вести себя во всемъ безукоризненно: всѣмъ сердцемъ ревновать о строгомъ и неукоснительномъ исполненіи заповѣдей Божіихъ и всѣхъ уставовъ, правилъ и постановленій Св. Церкви.

Вмѣстѣ съ тѣмъ мы не должны имѣть никакого общенія, а, въ особенности, конечно, молитвеннаго и духовнаго со всѣми современными отступниками отъ истинной вѣры и Церкви, со всѣми «развратителями» нашей святой вѣры, лжеучителями и раскольниками, хотя бы нѣкоторые изъ нихъ и называли себя даже «православными».

Пусть они идутъ своей дорогой, а мы пойдемъ своей. Но надо быть честными и послѣдовательными — вести прямую линію, а не «вилять туда и сюда», не угождать, боясь что-либо потерять, и «нашимъ» и «вашимъ» — не «сидѣть между двухъ стульевъ», ибо вести себя иначе — это значитъ, по выра/с. 93/женію великаго святителя Христовой Церкви св. Григорія Богослова: «пріобщаться лукаваго кваса и прилагаться къ зараженнымъ» (Творенія, ч. I, стр. 192).

Хуже всего и губительнѣе всего это современное безразличіе и безпринципность, называемыя обыкновенно «широтой взглядовъ» и противопоставляемыя строгой идейности, которая въ современномъ мірѣ совсѣмъ «не въ модѣ» и клеймится обычно «позорной» кличкой «узости» и «фанатизма». Съ точки зрѣнія этихъ современныхъ «умниковъ», слѣдовательно, и Святые Мученики, на крови которыхъ утвердиласъ истинная Церковь Христова, и величайшіе Святые Отцы Церкви, всю жизнь боровшіеся съ еретиками, должны расцѣниваться не болѣе, какъ «фанатики» или люди, отличавшіеся «узостью взглядовъ»!

Господь да хранитъ насъ отъ этого современнаго «широкоглядства», которое точно такъ же, какъ и порицаемый Самимъ Господомъ «путь широкій и пространный», ведетъ прямо въ геенну огненную! Но что имъ, этимъ современнымъ «либераламъ» и «передовымъ людямъ» геенна огненная, когда они въ существованіе ея не вѣрятъ, хотя иные изъ нихъ умѣютъ очень высокопарно и самоувѣренно «богословствовать», вѣрнѣе — развязно разглагольствовать о «новыхъ путяхъ въ православномъ богословіи» и даже пріобрѣтаютъ себѣ немало поклонниковъ, всерьезъ почитающихъ ихъ «столпами» современной, очищенной отъ «средневѣковой схоластики» православной богословской науки, высокими авторитетами въ дѣлѣ познанія Православія?

Намъ съ такими «прогрессистами» — еще разъ со всею рѣшительностью повторимъ это — не по пути. Ибо ихъ путъ — это, въ сущности, лукавый путь постепеннаго и не всѣмъ замѣтнаго (что и ужасно!) увода отъ Христа и Его истинной Церкви, путь отхода отъ подлиннаго Православія, путь, имѣющій конечной цѣлью всѣхъ насъ, христіанъ, сдѣлать «солью обуявшей». Это — страшный путь, хитроумно изобрѣтенный врагомъ человѣческаго спасенія діаволомъ, лжецомъ и человѣкоубійцей искони.

/с. 94/ Для насъ не можетъ быть и не должно быть никакого иного новаго пути, кромѣ стараго и испытаннаго, прямого и честнаго пути, которымъ шли въ теченіе вотъ уже почти двухъ тысячъ лѣтъ всѣ угодившіе Богу истинные христіане.

Нашъ путь — это путь всецѣлой вѣрности исконной, а не «модернизованной» Христовой вѣрѣ и Церкви со всѣми ея догматами и канонами, принятыми и утвержденными на Вселенскихъ и Помѣстныхъ Соборахъ, со всѣми ея благочестивыми обычаями и традиціями, — со всѣмъ тѣмъ подлиннымъ духовнымъ богатствомъ, которое предали намъ Св. Апостолы Христовы и великіе Отцы Церкви, и которое получили мы въ наслѣдство отъ нашихъ благочестивыхъ отцовъ и дѣдовъ.

«Сія вѣра апостольская, сія вѣра отеческая, сія вѣра православная, сія вѣра вселенную утверди!» (Чинъ Православія).

Сія вѣра и есть истинное Православіе, въ отличіе отъ изобрѣтеннаго врагомъ лже-Православія. Сей вѣры и будемъ твердо и неуклонно держаться, ею дорожить и ее свято хранить.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 86-94.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.