Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!

«Свѣтися, свѣтися, Новый Іерусалиме: слава бо Господня на тѣбѣ возсія...» (9 пѣснь пасх. канона).

Велика милость Божія, даровавшая намъ вновь и въ этомъ году возможность привѣтствовать другъ друга лобзаніемъ святымъ и этими радостными словами, всегда какъ бы новыми, всегда вдохновляющими насъ, окрыляющими нашъ духъ и вселяющими въ насъ соединенную съ высокой духовной отрадой свѣтлую живую надежду на полное и окончательное торжество Правды Божіей, на безусловную побѣду Добра надъ Зломъ.

Пусть все больше и больше сгущаются черныя тучи надъ нашими головами, пусть все болѣе и болѣе безотрадную картину являетъ собою изолгавшійся и из/с. 104/лукавившійся современный міръ, въ томъ числѣ — увы! — и міръ, дерзающій называть себя «христіанскимъ» и даже «православнымъ», — насъ, христіанъ, поскольку мы дѣйствительно хранимъ непоколебимую вѣрность и преданность истинной Церкви Христовой, безъ всякихъ компромиссовъ, это не должно ни устрашать ни ввергать въ безнадежность и отчаяніе.

Нѣтъ! мы отнюдь не «пессимисты», каковыми готовы провозглашать насъ нѣкоторые, отчасти по неразумію, отчасти потому, что они не живутъ жизнью Церкви. Мы далеки отъ «пессимизма», ибо знаемъ, что все это, столь мрачное и печальное, происходящее нынѣ въ мірѣ, давно предречено и Словомъ Божіимъ и великими духоносными мужами, какъ временъ первохристіанства, такъ и близкими намъ по времени и по узамъ кровнаго родства съ нами подвижниками и прозорливыми старцами-молитвенниками нашего нѣкогда благословеннаго Отечества.

Мы знаемъ, что такъ и «надлежитъ всему сему быть» (см. Марк. 13, 7; Лук. 21, 9; Апок. 1, 1), а потому сами мы вовсе этому «не ужасаемся», поминая предупрежденіе и заповѣдь Христову.

Мы только считаемъ своимъ долгомъ обратить вниманіе другихъ на то, чего они, къ сожалѣнію, не видятъ: мы «бьемъ тревогу», желая легкомысленныхъ и безпечныхъ пробудить отъ того глубокаго и губительнаго для нихъ духовнаго сна, въ который нынѣ погружено едва ли не огромное, подавляющее большинство современныхъ людей, въ томъ числѣ и считающихъ еще себя «православными христіанами» и даже мнящихъ себя быть ихъ духовными вождями.

Мы всего лишь трезвыми очами смотримъ на все происходящее и дѣлаемъ соотвѣтствующіе строго-логическіе выводы и притомъ, руководствуясь не какими-либо своими собственными домыслами, а ученіемъ Слова Божія и Святыхъ Отцевъ. Эти выводы и убѣждаютъ насъ со всею несомнѣнностью, что если не произойдетъ спасительной для людей отсрочки отъ Господа, не желающаго ничьей погибели, но — дабы всѣ /с. 105/ пришли къ покаянію и познанію Его Божественной Истины, то окончательная гибель этого глубоко зашедшаго въ своемъ Богоотступническомъ паденіи современнаго міра не замедлитъ: она — «близъ есть, при дверехъ» (Матѳ. 24, 33).

Вотъ потому-то, на фонѣ этой мрачной и безотрадной картины современности особенно-возвышенной духовной отрадой звучитъ для насъ, сохраняющихъ всецѣлую вѣрность Христу-Спасителю, это вѣчно-радостное пасхальное привѣтствіе:

«Христосъ Воскресе!»

Оно такъ живо напоминаетъ намъ о совершившейся нѣкогда величайшей побѣдѣ нашего Божественнаго Искупителя надъ Адомъ и Смертью и о томъ, что современное Зло, въ сущности, ничтожно, слабо и безпомощно, что оно лишь временно торжествуетъ сейчасъ, и что оно окончательно и навсегда будетъ побѣждено и уничтожено, когда явится вновь на землю Христосъ «во славѣ Своей, и вси святіи Ангели съ Нимъ» (Матѳ. 25, 31) и когда поразитъ Онъ Своего противника, въ которомъ сосредоточится все Зло, «духомъ устъ Своихъ и истребитъ его явленіемъ пришествія Своего» (2 Солун. 2, 8), а «смерть и адъ повержены будутъ въ озеро огненное» (Апок. 20, 14), и «ни плача, ни вопля, ни болѣзни уже не будетъ» (Апок. 21, 4).

Таковы наши свѣтлыя чаянія и упованія, которыя всегда возгараются въ насъ съ особой силой въ пресвѣтлые и всерадостные дни празднованія Пасхи Господней.

Кто не вѣритъ въ это по-настоящему, кто не помышляетъ постоянно объ этомъ, а возлагаетъ тщетную надежду, вовсе противную ученію Слова Божія, на какой-то мнимый «прогрессъ человѣчества» здѣсь на землѣ, тотъ совсѣмъ не христіанинъ, хотя бы ошибочно и считалъ себя таковымъ и даже облеченъ былъ высокимъ церковнымъ званіемъ или саномъ.

/с. 106/ Не въ земной прогрессъ, не въ человѣческую науку и культуру, долженствующіе якобы — вопреки всякой дѣйствительной очевидности — преобразить къ лучшему жизнь людей на землѣ и сдѣлать ее счастливой и радостной, вѣруемъ мы, христіане, а во Христа, тридневно воскресшаго изъ мертвыхъ, смертью смерть поправшаго и животъ вѣчный намъ даровавшаго.

Мы вѣруемъ въ «воскресеніе мертвыхъ и жизнь будущаго вѣка». И не только — «вѣруемъ», но и «чаемъ», какъ сказано въ нашемъ Сѵмволѣ Вѣры, то-есть: «ожидаемъ», «надѣемся» на это, «стремимся» къ этому, «вожделѣваемъ» этого всей душой.

Основаніе такой вѣры и такого «чаянія», какъ учитъ насъ Слово Божіе, — въ Воскресеніи Христовомъ.

Ибо, если «Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть» (1 Кор. 15, 20), то воскреснемъ и мы съ Нимъ «въ пришествіи Его» (1 Кор. 15, 23), и тогда «послѣдній врагъ испразднится — смерть» (1 Кор. 15, 26), и «будетъ тогда Богъ всяческая во всѣхъ» (1 Кор. 15, 28), а мы, если того удостоимся, по вѣрѣ и дѣламъ нашимъ, станемъ блаженными гражданами «новаго неба и новой земли», въ которыхъ «будетъ жить правда» (2 Петр. 3, 13) — того дивнаго «новаго Іерусалима», который воспѣваетъ Св. Церковь въ день Пасхи, и который открытъ былъ въ видѣніи Тайновидцу — возлюбленному ученику Христову св. Іоанну Богослову.

Вотъ каковы наши христіанскія (не лже-христіанскія!) воззрѣнія, надежды и чаянія!

И вотъ какія радостныя мысли, чувства и переживанія навѣваетъ намъ празднованіе величайшаго и радостнѣйшаго праздника праздниковъ и торжества торжествъ — свѣтлаго Воскресенія Христова.

Истинный христіанинъ это тотъ, кто не приковывается къ землѣ и не о земныхъ «прогрессахъ» и «достиженіяхъ» помышляетъ, а всѣми своими мыслями и чувствами всегда переживаетъ въ своей душѣ свѣтлую /с. 107/ пасхальную радость, повседневно въ теченіе всей своей земной жизни празднуя эту дивную «Пасху нетлѣнія», и со страхомъ и трепетомъ свое спасеніе содѣваетъ, въ горячемъ упованіи вѣчно пріобщаться Ея въ «горнемъ» «новомъ Іерусалимѣ» — «въ невечернемъ дни царствія Христова».

«Веселимся Божественнѣ», братіе и сестры, Христосъ бо воста — веселіе вѣчное !..»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 103-107.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.