Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ПОЧЕМУ ПОСТИГЛА НАШУ РОДИНУ-РОССІЮ ТАКАЯ СТРАШНАЯ КАРА БОЖІЯ?

Въ празднуемый нынѣ славный день памяти великаго Просвѣтателя Руси св. равноапостольнаго князя Владиміра этотъ столь тяжелый и такъ болѣзненно-переживаемый каждымъ православнымъ русскимъ человѣкомъ вопросъ не можетъ не вставать передъ нами вновь и вновь во всей своей остротѣ.

Много, очень много высказывалось и продолжаетъ высказываться разныхъ мыслей, болѣе или менѣе вѣскихъ и правдоподобныхъ, о причинахъ, которыя вызвали страшную кровавую катастрофу, постигшую нашу Родину-Россію въ 1917 году. Обыкновенно и чаще всего выставляются на видъ причины экономическаго и политическаго характера, и ими думаютъ все удовлетворительно и исчерпывающе объяснить. Но для насъ, вѣрующихъ русскихъ людей, не можетъ быть ни малѣйшаго сомнѣнія въ томъ, что эти причины, если онѣ и существовали въ дѣйствительности, причины только вторичныя, производныя, привходящія, но отнюдь не главныя, не коренныя, не основныя.

/с. 108/ Главная причина всѣхъ бѣдствій, постигающихъ человѣка и лишающихъ его мира и благополучія, это — отходъ его отъ Единственнаго Источника жизни и благоденствія, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя Бога, попраніе Его Божественныхъ законовъ и установленій, единственно-спасительныхъ для человѣка.

А этимъ именно и согрѣшилъ и притомъ тяжко согрѣшилъ нашъ православный русскій народъ, которому былъ ввѣренъ Богомъ великій спасительный талантъ единой истинной, единой спасающей вѣры — вѣры святой, православной.

Мы уже много и не разъ писали на эту тему. Но — увы! Глубоко вошла зараза богоборчества вь души многихъ русскихъ людей, даже такихъ, которые кажутся и сами себя считаютъ вѣрующими. И не удивительно! Вѣдь десятками лѣтъ велась эта систематическая и упорная работа по духовному разложенію душъ русскихъ людей, по духовному опустошенію ихъ, и — достигла своей цѣли, въ той или иной степени.

Вѣдь иначе не было бы у насъ революціи и большевизма, и не сидѣли бы мы теперь здѣсь заграницей и не спорили бы между собою о томъ, какими способами и методами лучше спасти Россію и какой политическій строй установить въ ней послѣ освобожденія ея отъ большевиковъ.

Нѣкоторые, правда, за эти долгіе годы изгнанія образумились и, послѣ всего пережитаго, стали, наконецъ, здравомыслящими, понявъ, что «Безъ Бога ни до порога» и что: «Кому Церковь — не мать, тому Богъ — не отецъ». Но еще очень многіе, зачастую ослѣпленные гордынею и не находящіе въ себѣ силъ смириться передъ авторитетомъ Матери-Церкви, блуждаютъ въ духовныхъ потемкахъ, и очень мало, а то и совсѣмъ ничего не видятъ.

Среди этихъ послѣднихъ не всѣ воспринимаютъ, какъ должно, все то, что мы говоримъ и пишемъ, а говоримъ и пишемъ мы вѣдь не «отъ себя» и не «свое», а только то, чему учитъ и наставляетъ насъ наша Мать-Церковь, стараясь убѣждать въ необходимости слѣдовать всему этому, такъ какъ безъ этого нѣтъ намъ спа/с. 109/сенія и еще горшія бѣды и напасти насъ ожидаютъ.

Неложны вѣдь слова Самого Господа, сказанныя еще въ Ветхомъ Завѣтѣ черезъ св. пророка Исаію и сохраняющія всю свою силу и для насъ, христіанъ, въ Новомъ Завѣтѣ, поскольку они читаются Церковью въ первый день Великаго Поста за богослуженіемъ: «Аще хощете и послушаете мене, благая земли снѣсте; аще же не хощете, ниже послушаете мене, мечъ вы поястъ: уста бо Господня глаголаша сія» (Ис. 1, 19-20).

Къ чему же продолжать такъ упрямствовать и упорствовать въ своемъ неразумномъ противленіи своей Матери-Церкви, желающей намъ только спасенія?

Вѣдь это значитъ накликать на себя еще горшую участь, чѣмъ та, которая насъ постигла, ибо противленіе Богу неизбѣжно влечетъ за собой справедливое возмездіе по закону Правды Божіей.

Въ частности, совершенно неправильно идеализировать сплошь все, что было у насъ въ прежней дореволюціонной Россіи. Вѣдь еслибы все было у насъ вполнѣ благополучно, то не было бы и революціи и большевизма.

Дабы утвержденія наши не показались кому-либо голословными, предоставимъ сегодня говорить на эту тему нашимъ величайшимъ духовнымъ авторитетамъ послѣдняго времени — Преосвященному Ѳеофану Вышенскому и приснопамятному отцу Іоанну Кронштадтскому. Ихъ слова тѣмъ болѣе убѣдительны, что они говорили о неизбѣжно надвигающейся на русскій народъ карѣ Божіей еще задолго до революціи 1917 года и, такимъ образомъ, оказались какъ бы пророками.

Вотъ, что писалъ великій наставникъ всей вѣрующей Россіи святитель Ѳеофанъ еще въ 60-тидесятыхъ годахъ прошлаго [XIX] столѣтія:

«Знаете ли, какія у меня безотрадныя есть мысли? И не безъ основанія. Встрѣчаю людей, числящихся православными, кои по духу вольтеріане, натуралисты, лютеране и всякаго рода вольнодумцы. Они прошли всѣ науки въ нашихъ высшихъ заведеніяхъ. И не глупы и не злы, но относительно къ вѣрѣ и Церкви никуда негожи. Отцы и матери ихъ были благочестивы; порча вошла въ періодъ образованія внѣ родительскаго дома. /с. 110/ Память о дѣтствѣ и духѣ родителей еще держитъ ихъ въ нѣкоторыхъ предѣлахъ. Каковы будутъ ихъ собственныя дѣти? И что тѣхъ будетъ держать въ должныхъ предѣлахъ? Заключаю отсюда, что черезъ поколѣніе, много черезъ два, изсякнетъ наше Православіе» (Письма о христ. жизни, стр. 78).

«Слѣдуетъ наказать насъ», пишетъ онъ же въ другомъ письмѣ: «пошли хулы на Бога и дѣла Его гласныя. Нѣкто писала мнѣ, что въ какой-то газетѣ «Свѣтъ» № 88 напечатаны хулы на Божію Матерь. Матерь Божія отвратилась отъ насъ; ради Ея и Сынъ Божій, а Его ради Богъ Отецъ и Духъ Божій. Кто же за насъ, когда Богъ противъ насъ?! Увы!» (Собраніе писемъ вып. 7. стр. 206).

А вотъ и прямое предсказаніе революціи (за 50 лѣтъ слишкомъ до нея):

«Какъ шла французская революція? Сначала распространились матеріалистическія воззрѣнія. Они пошатнули и христіанскія и общерелигіозныя убѣжденія. Пошло повальное невѣріе: Бога нѣтъ; человѣкъ — комъ грязи; за гробомъ нечего ждать. Несмотря, однако, на то, что комъ грязи можно бы всѣмъ топтать (справедливо иронизируетъ святитель), у нихъ выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требованія — индѣ разумныя, далѣе полуумныя, тамъ безумныя. И пошло все вверхъ дномъ.

Что у насъ? У насъ матеріалистическія воззрѣнія все болѣе и болѣе пріобрѣтаютъ вѣсъ и обобщаются. Силы еще не взяли, а берутъ. Невѣріе и безнравственность тоже расширяются. Требованія свободы и самоуправства выражаются свободно. Выходитъ, что и мы на пути къ революціи» (Собраніе писемъ вып 7, стр. 142).

Ясно и опредѣленно указываетъ святитель Ѳеофанъ источникъ, изъ котораго текло къ намъ это зло, приведшее насъ къ кровавой катастрофѣ:

«Западомъ и наказывалъ и накажетъ насъ Господь, а намъ въ толкъ не берется. Завязли въ грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видимъ; есть уши, но не слышимъ, и сердцемъ не разумѣемъ. Господи, помилуй насъ!» (Письма о христ. жизни, стр. 70).

«Насъ увлекаетъ просвѣщенная Европа... Да, тамъ впервые возстановлены изгнанныя было изъ міра мер/с. 111/зости языческія; оттуда уже перешли онѣ и переходятъ и къ намъ. Вдохнувъ въ себя этотъ адскій угаръ, мы кружимся, какъ помѣшанные, сами себя не помня. Но припомнимъ «двѣнадцатый годъ»: за чѣмъ это приходили къ намъ французы? Богъ послалъ ихъ истребить то зло, которое мы у нихъ же переняли. Покаялась тогда Россія, и Богъ помиловалъ ее. А теперь, кажется началъ забываться тотъ урокъ. Если опомнимся, конечно, ничего не будетъ; а если не опомнимся, кто вѣсть: можетъ быть опять пошлетъ на насъ Господь такихъ же «учителей» нашихъ, чтобы привели насъ въ чувство и поставили на путь исправленія. Таковъ законъ правды Божіей: тѣмъ врачевать отъ грѣха, чѣмъ кто увлекается къ нему. Это не пустыя слова, но дѣло, утверждаемое голосомъ Церкви. Вѣдайте, православные, что Богъ поругаемъ не бываетъ, и вѣдая сіе, веселитесь и радуйтесь въ эти дни (Рождества Христова) со страхомъ. Освятите свѣтлый праздникъ святыми дѣлами, занятіями и увеселеніями, чтобы всѣ, смотря на насъ, сказали: у нихъ святки, а не буйныя какія-нибудь игрища нечестивцевъ и развратниковъ, не знающихъ Бога» (Слово на Рождество Христово изъ «Мыслей», стр. 461).

А вотъ какъ негодовалъ нашъ великій Святитель на вкравшійся уже въ его время, по западному образцу, обычай свѣтской «встрѣчи Новаго Года»:

«Хочу укорить васъ за то, что вы къ языческимъ обратились обычаямъ и вмѣсто Бога стали прибѣгать къ бѣсамъ. Это не громкія только слова, а самое дѣло. Вспомните, какъ многіе изъ васъ встрѣчали Новый Годъ, — и теперь хладнокровно разсудите, — похоже ли это на что-либо христіанское?! До полночи проиграть въ карты, или проговорить о всякихъ пустякахъ, а въ самую полночь, — на рубежѣ стараго и новаго года, — взять бокалы и вертѣться, — что это такое? и есть ли тутъ какой смыслъ? Богъ — Владыка времени и жизни нашей, далъ намъ провесть одинъ годъ и вводитъ въ другой. Въ минуту сего прехожденія что прилично? — Воздѣть руки къ небу и поблагодарить Господа за прошедшія милости и умолить Его продлить Свое благоволеніе и на будущее... А вертѣться съ бо/с. 112/калами — тутъ какой смыслъ? Шутка развѣ жизнь наша?!.. Если такъ, то, конечно, нельзя лучше встрѣтить новаго года, какъ пустословіемъ и пляскою. Это будетъ — задать тонъ на весь годъ. Но вѣдь вы и сами такъ не думаете о времени и жизни!! Что же это дѣлалось? Повеселиться захотѣли? Для веселія развѣ нѣтъ другого времени? Нѣтъ, тутъ дѣлалось что-то другое. Что же бы такое? Вы скажете: обычай зашелъ. И я подтвержду: обычай зашелъ, и прибавлю: обычай совсѣмъ не христіанскій, а языческій, нечестивый, богопротивный» (Слово на Крещеніе Господне, стр. 31-32).

«Нынѣшнее общественное мнѣніе рѣшительно гонитъ и преслѣдуетъ все христіанское. И какъ только начнетъ кто къ дѣламъ Божіимъ усердствовать, — возстаетъ на него и языкомъ и дѣломъ» (Слово въ Недѣлю по Крещеніи, стр. 49).

«Какой духъ господствуетъ нынѣ?.. Нынѣ начинаетъ господственно водворяться среди насъ духъ міра, тотъ духъ, который побѣжденъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ и долженъ быть побѣждаемъ силою Его и чрезъ насъ. Воды потопнаго нечестія устремляются на насъ и готовы поглотить всѣхъ насъ... Повсюду у насъ открыты гульбища, зрѣлища, театры, музыкальные вечера, домашнія представленія, живыя картины, концерты, балы, фейерверки, увеселительные сады, куда всѣхъ приглашаютъ безъ различія пола и возраста, безъ различія воскресныхъ дней, праздниковъ и постовъ. Сотни рукъ заняты описаніемъ и живописнымъ изображеніемъ всего этого, въ сотняхъ листковъ, газетъ и журналовъ, гдѣ наперерывъ стараются представить все это въ самыхъ привлекательныхъ и обольстительныхъ краскахъ. Видите ли, какъ одолѣваетъ насъ духъ міра и, совлекая съ насъ цѣломудренную одежду житія Христіанскаго, облекаетъ въ срамныя рубища похотливыхъ дѣлъ и обычаевъ» (Слово въ день тезоименитства Имп. Александра II-го, стр. 266).

«Вотъ, братіе, какая тлетворная образуется вокругъ насъ атмосфера! Сознаемъ опасность своего положенія. Вслѣдъ за окончаніемъ Крымской войны широкой рѣкой потекли къ намъ западныя ученія о неслыханныхъ /с. 113/ дотолѣ, противныхъ духу Христову, порядкахъ въ жизни семейной, религіозной, политической... Молитвословіе и церковность начали быть вытѣсняемы изъ круга жизни нашей... Многіе живутъ и дѣйствуютъ такъ, какъ бы для нихъ не было Господа и Св. Церкви Его. Оттого идутъ въ театръ, когда надо бы идти въ церковь, учреждаютъ гулянія съ шумомъ и музыкой во время церковныхъ службъ и даже близъ церкви, отвлекая отъ нея простодушныхъ... Идутъ мимо церкви и не молятся, — отъ того, что не помнятъ о ней: голова не тѣмъ занята. Много и другого дурного занято нами отъ сосѣдей. Не перечислить всего. Довольно и указанныхъ случаевъ, чтобы увѣриться, что начали прокрадываться къ намъ обычаи, обличающіе въ пріемахъ ихъ богозабвеніе... И это не пройдетъ намъ даромъ, если не опомнимся!» — грозно уже предрекаетъ святитель Ѳеофанъ, что и исполнилось на нашихъ глазахъ.

«Если все у насъ пойдетъ такимъ путемъ, то что дивнаго, если и между нами повторится конецъ осмьнадцатаго вѣка со всѣми его ужасами? Ибо отъ подобныхъ причинъ подобныя бываютъ и слѣдствія» (Изъ «Словъ на Господскіе, Богородичные и Торжественные дни», стр. 283-286, 187).

Неужели же все это не убѣдительно? И неужели и послѣ такихъ разительныхъ свидѣтельствъ нашего великаго Святителя, столь печально для насъ полностью оправдавшихся, можно еще оставаться слѣпыми и глухими къ голосу Правды Божіей и продолжать упорствовать и упрямо твердить «свое» здѣсь въ изгнаніи, продолжая все тотъ же нечестивый, противный истинному Христіанству образъ жизни?

Не менѣе сильны и убѣдительны и предостерегающія слова нашего великаго праведника приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго, рисующія намъ ярко и живо ужасающую картину нашей русской жизни передъ революціей — именно все то, чтó и привело нашу несчастную Родину къ такой страшной кровавой катастрофѣ.

«Откуда у насъ эта анархія, эта революція», взывалъ о. Іоаннъ въ своемъ словѣ въ Недѣлю Православія /с. 114/ въ 1906 году: «этотъ соціализмъ, эта нелѣпая коммуна, эти забастовки, разбои, убійства, хищенія, этотъ царящій развратъ, это огульное пьянство? — отъ невѣрія и безбожія. Какъ хитеръ и лукавъ сатана! Чтобы погубить Россію, онъ раздулъ въ ней безвѣріе и развратъ чрезъ злонамѣренныхъ писателей, чрезъ русскія среднія и высшія школы и чрезъ такъ называемую интеллигенцію... Совершается распаденіе государства. Безъ насажденія вѣры и страха Божія въ Россіи она не сможетъ устоять. Скорѣе съ покаяніемъ къ Богу! Скорѣе къ твердому и непоколебимому пристанищу вѣры и Церкви!»

«Удивительная болѣзнь явилась нынче», сѣтуетъ о. Іоаннъ въ своей бесѣдѣ съ сопастырями еще въ 1904 году, — «это страсть къ развлеченіямъ. Никогда не было такой потребности къ развлеченіямъ, какъ нынче. Это — прямой показатель того, что людямъ нечѣмъ стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудомъ на пользу нуждающихся и внутренней духовною жизнью. И начали скучать! И мѣняютъ глубину и содержаніе духовной жизни на развлеченія. Какое безуміе! Точно дѣти, лишенныя разума. А между тѣмъ развлеченія — это уже общественный порокъ, уже общественная страсть!..»

«Вотъ свѣтскій кружокъ», пишетъ о. Іоаннъ въ «Моей жизни во Христѣ» (т. I, стр. 258): «говорятъ, говорятъ, большей частью переливая изъ пустого въ порожнее, и нѣтъ рѣчи о Богѣ — общемъ всѣхъ Отцѣ, о любви Его къ намъ, о будущей жизни, о воздаяніи... Даже люди, мнящіеся быть благочестивыми, проводятъ часто время въ пустыхъ разговорахъ, играхъ и занятіяхъ...

Гдѣ теперь чтеніе въ домахъ богодухновенной Псалтири, внушающей такую великую вѣру въ Бога, такое крѣпкое упованіе на Бога въ напастяхъ, въ болѣзняхъ, въ бѣдахъ и скорбяхъ, и такую пламенную любовь къ Богу? Гдѣ чтеніе богодухновенныхъ псалмовъ, которое было любимымъ чтеніемъ нашихъ предковъ, не простыхъ только, но бояръ и самихъ князей? Нѣтъ /с. 115/ его: зато нѣтъ во многихъ вѣры, упованія христіанскаго и любви къ Богу и ближнему, а есть безвѣріе, отчаяніе, ненависть. Большинство христіанъ проникнуто духомъ міра, духомъ журналовъ газетъ и вообще свѣтскихъ писателей, кои сами проникнуты въ свою очередь духомъ языческимъ, а не христіанскимъ (стр. 43)...

«Удивительное дѣло, что христіане не нашли лучшаго средства для препровожденія драгоцѣннаго времени, какъ театръ, и по происхожденію и по значенію своему сохраняющій характеръ языческій, идолопоклонническій, характеръ, суетности, пустоты, вообще показывающій въ себѣ полнѣйшее отраженіе всѣхъ страстей и безобразій міра сего, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской... Все небесное, святое, носящее печать христіанства чуждо театру. Такъ ли стали христіане легкомысленны, что не находятъ лучшаго средства къ провожденію драгоцѣннаго времени кромѣ театра и изъ-за него оставляютъ храмъ Божій, богослуженіе, и драгоцѣнное праздничное время, данное Богомъ для поученія въ словѣ Божіемъ, въ спасительныхъ размышленіяхъ и въ дѣлахъ добродѣтели, безумно расточается на пустыя дѣла, на смѣхотворство и глупыя рукоплесканія въ театрахъ? Горе тому обществу, въ которомъ много театровъ и которое любитъ посѣщать театры! (стр. 103).

«Въ нѣкоторыхъ классахъ людей русскихъ царитъ совершенное отступленіе отъ вѣры, унаслѣдованное отъ уважаемыхъ въ обществѣ писакъ безбожныхъ или учителей и профессоровъ, и инымъ благочестивымъ особамъ, живущимъ среди такихъ безбожниковъ, приходится испытывать настоящее мученіе отъ дерзкаго богохульства не признающихъ никакого божества!» (Слово въ день св. Георгія Побѣдоносца въ 1906 г.).

«Умъ цѣпенѣетъ и сердце содрагается при видѣ нынѣшняго огульнаго невѣрія, коимъ заражена современная интеллигенція, современное учащееся юношество, бредящее гордымъ невѣріемъ и богрхульствомъ... Но Богъ поругаемъ не бываетъ» (Слово на Вознесеніе Господне въ 1906 г.).

«Нынѣ страшное время безвѣрія и отступленія отъ Бога, время потрясающихъ душу беззаконій всякаго /с. 116/ рода: многіе люди обратились нравственно въ дикихъ звѣрей или злыхъ геніевъ или духовъ. Нѣтъ для нихъ ничего святого..., а потому говорятъ они: громи, убивай, жги, похищай, насилуй всячески ближняго, лги, лицемѣрь, не подчиняйся никакому начальству, будь самъ для себя начальникъ — отвѣчать ни за что не будешь: — такъ думаютъ и говорятъ многіе изъ пресловущихъ интеллигентовъ и неучей, — и такъ думая, поступаютъ сообразно со своими воззрѣніями. Вы это видите, вы объ этомъ читаете, слушаете — ужасаетесь и говорите: Что же изъ всего этого выйдетъ?» (Слово на Успеніе 1906 г.).

«Обратись къ Богу, Россія, согрѣшившая предъ Нимъ больше, тягчае всѣхъ народовъ земныхъ, — обратись въ плачѣ и слезахъ, въ вѣрѣ и добродѣтели. Больше всѣхъ ты согрѣшила, ибо имѣла и имѣешь у себя неоцѣненное жизненное сокровище — вѣру православную съ Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее въ лицѣ твоихъ гордыхъ и лукавыхъ сыновъ и дщерей, мнящихъ себя образованными, но истинное образованіе, то-есть по образу Божію, безъ Церкви быть не можетъ» (Слово на Рождество Богородицы въ 1906 г.).

«Держись, Россія, твердо вѣры своей и Церкви, и Царя Православнаго, если хочешь быть непоколебимой людьми невѣрія и безначалія и не хочешь лишиться Царства и Царя Православнаго. А если отпадешь отъ своей вѣры, какъ уже отпали отъ нея многіе интеллигенты, — то не будешь уже Россіей, или Русью Святою, а сбродомъ всякихъ иновѣрцевъ, стремящихся истребить другъ друга» (Слово на день Рожденія Имп. Николая II въ 1906 г.).

«Царство русское колеблется, шатается, близко къ паденію. Если въ Россіи такъ пойдутъ дѣла, и безбожники и анархисты-безумцы не будутъ подвергнуты праведной карѣ закона, и если Россія не очистится отъ множества плевелъ, то она опустѣетъ, какъ древнія царства и города, стертые правосудіемъ Божіимъ съ лица земли за свое безбожіе и за свои беззаконія» (Слово въ 1907 году).

/с. 117/ Кажется, достаточно яркая и потрясающая душу картина нарисована въ этихъ высказываніяхъ нашихъ великихъ россійскихъ свѣтильниковъ предреволюціоннаго времени! И вѣдь на нашихъ глазахъ исполнилось все то, что они предрекали и отъ чего предостерегали, пламенно призывая русскій народъ къ покаянію и исправленію жизни — перемѣнѣ нравовъ языческихъ на христіанскіе (по буквальному выраженію о. Іоанна Кронштадтскаго, въ одномъ изъ его словъ).

Почему же въ сердцахъ многихъ русскихъ людей заграницей все еще царитъ такая, казалось бы, непонятная косность, такое окаменѣніе сердечное, такое упорство въ отстаиваніи своихъ пагубныхъ заблужденій, приведшихъ Россію къ гибели?

И какъ можно съ такимъ настроеніемъ думать и говорить о спасеніи Россіи отъ большевизма, поработившаго ее, именно вслѣдствіе господства такихъ настроеній въ русскомъ обществѣ?

«Богъ поругаемъ не бываетъ!» Кто не хочетъ полностью вернуться на исконный историческій Свято-Владимірскій путь русскаго народа, ставъ строго-церковнымъ, подлинно-православнымъ (а не по названію только!) русскимъ человѣкомъ, тотъ готовитъ и себѣ и Россіи еще горшую участь, чѣмъ все то, что было нами до сихъ поръ пережито, ибо внѣ закона Божія, внѣ истинной Церкви нѣтъ спасенія, а только гибель — полная и безповоротная. Молитвами Просвѣтителя Руси св. равноапостольнаго кн. Владиміра да отверзутся, наконецъ, очи сердечныя у всѣхъ несчастныхъ слѣпотствующихъ русскихъ людей, да сознаютъ они свое ничтожество и полную нищету духовную и да поймутъ, въ чемъ спасеніе и ихъ самихъ и всей Россіи!

Святый равноапостольный великій княже Владиміре, моли Бога о насъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 107-117.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.