Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ПОСЛѢ АРХІЕРЕЙСКАГО СОБОРА.

Торжественнымъ благодарственнымъ молебствіемъ, вечеромъ въ воскресенье 19 ноября / 2 декабря с. г., въ сѵнодальномъ соборѣ Знаменія Божіей Матери въ Нью-Іоркѣ, закончился, наконецъ, Соборъ Епископовъ Русской Православной Церкви заграницей, начавшійся тамъ же въ воскресенье 8/21 октября — въ Недѣлю Св. Отецъ 7-го Вселенскаго Собора. Шесть недѣль продолжался этотъ Соборъ, заслуживающій быть названнымъ «историческимъ», какъ по своей необычной въ исторіи Русской Зарубежной Церкви продолжительности, такъ и по чрезвычайной значительности поднятыхъ на немъ вопросовъ и по важности принятыхъ на немъ рѣшеній.

Подъ особое покровительство Пречистой Матери Божіей, «Необоримой Стѣны и Источника чудесъ» поставили себя наши зарубежные архипастыри, начавъ дѣянія своего Собора во святомъ храмѣ Ея и ежедневно съ усердіемъ молясь Ей передъ Ея чудотворнымъ образомъ, постоянно находившимся въ залѣ засѣданій, объ успѣхѣ этого Собора, о спасеніи и утвержденіи нашей Русской Зарубежной Церкви, столь обуреваемой отовсюду всевозможными врагами, видимыми и невидимыми, внѣшними и внутренними. Ввѣрили они себя и руководительству Св. Отцевъ, основоположниковъ и столповъ нашей Святой Церкви, этихъ подлинныхъ «правилъ вѣры» и «образовъ кротости», право правившихъ слово Божественной Истины и словесное стадо свое добрѣ упасшихъ, безъ послѣдованія которымъ легко уклониться отъ истины на ложный путь.

И вотъ, какъ поднятые на Соборѣ и подвергавшіеся обсужденію вопросы, такъ и самыя рѣшенія и постановленія Собора показываютъ, что Пречистая Матерь Божія, Зарубежная Одигитрія наша, несмотря на все наше недостоинство, нашу немощность и недостатки, все же не лишила нашу Русскую Зарубежную Церковь Своего Божественнаго Покрова и заступленія, а Святые Отцы Церкви не оставили насъ безъ своего /с. 139/ богомудраго руководства. Это ясно видно изъ того, что на всѣхъ постановленіяхъ Собора явно сказалась не чья-либо грѣховная человѣческая воля, движимая нашими эгоистическими стремленіями, страстями и похотями (какъ отмѣтилъ это и самъ нашъ Первоіерархъ), а безстрастная и безпристрастная воля Божія, всѣхъ насъ призывающая къ покаянію и черезъ вразумленіе (тѣхъ, конечно, кто еще способенъ вразумиться!) — къ вѣчному спасенію, каковое одно только и является цѣлью нашей жизни и всей нашей церковной дѣятельности. На Соборѣ стало ясно: кто хочетъ видѣть какую-либо иную цѣль, какъ въ своей личной, такъ и въ церковной жизни, кто желаетъ сдѣлать Церковь и церковную дѣятельность только орудіемъ для достиженія своихъ узко-эгоистическихъ и чисто-земныхъ плановъ и интересовъ, тотъ тяжко погрѣшаетъ и передъ Церковью и передъ самимъ собою, вредя церковному дѣлу и губя свою собственную душу.

Каковы же именно главныя достиженія этого Собора?

Было подчеркнуто и запечатлѣно въ соотвѣтствующемъ постановленіи о новой организаціи нашего Архіерейскаго Сѵнода, что наша Русская Зарубежная Церковь — Церковь именно соборная, а не «сѵнодальная», какъ ее нѣкоторые называли, оспаривая при этомъ и каноничность ея устройства. И хотя у насъ нѣтъ возможности ежегодно созывать Соборъ Епископовъ, какъ требуется это канонами, тѣмъ не менѣе всѣ Епископы должны принимать участіе въ управленіи нашей Церковью; Архіерейскій же Сѵнодъ это только исполнительный органъ Собора Епископовъ, и на всѣ важнѣйшія рѣшенія и мѣропріятія онъ долженъ испрашивать согласія всѣхъ Епископовъ. Для лучшаго и полнѣйшаго осуществленія этого важнаго каноническаго принципа соборности рѣшено впредь вызывать въ составъ Сѵнода для участія въ его засѣданіяхъ періодически по два Епископа — поочередно изъ всѣхъ нашихъ епархій, на опредѣленные сроки, дабы всѣ безъ исключенія Епископы могли въ междусоборный періодъ принимать участіе въ засѣданіяхъ Архіерейскаго Сѵнода, а слѣдовательно — и въ соборномъ управленіи нашей Русской Зарубежной Церковью.

Ясно и опредѣленно было постановлено въ резолюціи, предложенной самимъ Первоіерархомъ, что Епископы, не имѣющіе /с. 140/ въ своемъ управленіи самостоятельныхъ епархій, или такъ называемые «викарные», какъ равно-благодатные, нисколько не ограничиваются въ своихъ правахъ на участіе въ обще-церковномъ управленіи и, являясь полноправными членами Собора Епископовъ, могутъ быть избираемыми и въ составъ членовъ Архіерейскаго Сѵнода, который, по сравненію съ Соборомъ, является низшимъ органомъ церковной власти, лишь исполняющимъ его предначертанія.

Со всей рѣшительностью высказался Соборъ противъ модныхъ «демократическихъ» тенденщй, которыя пытаются внести нѣкоторые малоцерковные и вовсе нецерковно-настроенные міряне въ нашу Церковь и которые ничего общаго не имѣютъ съ истинной соборностью, а ведутъ лишь къ извращенію и разложенію подлинной церковной жизни.

Вмѣстѣ съ тѣмъ, Соборъ вынесъ постановленіе о созывѣ черезъ три года, если угодно будетъ Богу, Всезарубежнаго Церковнаго Собора съ участіемъ клира и мірянъ, по примѣру такихъ же Соборовъ, имѣвшихъ мѣсто въ 1921 и 1938 годахъ въ Югославіи, и поручилъ Архіерейскому Сѵноду разработку всѣхъ необходимыхъ деталей для успѣшнаго осуществленія этого весьма нелегкаго въ условіяхъ нашего разсѣянія и большой разбросанности церковно-соборнаго дѣла, которое должно будетъ еще больше укрѣпить въ нашей Русской Зарубежной Церкви духъ истинной соборности, крѣпко сплотивъ во-едино епископатъ, клиръ и мірянъ, какъ единое тѣло Христовой Церкви.

Рѣшительное осужденіе вынесено на Соборѣ и всѣмъ попыткамъ со стороны разныхъ свѣтскихъ организацій и политическихъ партій такъ или иначе оказывать свое вліяніе или давленіе на чисто-церковныя дѣла, которыя зависятъ всецѣло отъ единственно-компетентной церковной власти. Не разъ высказывалась вполнѣ справедливая мысль, которую необходимо усвоить всѣмъ искренно-вѣрующимъ, о полной недопустимости наблюдающагося по временамъ стремленія разныхъ партійныхъ группировокъ использовать нашу Церковь или хотя бы отдѣльныхъ служителей ея въ своихъ чисто-мірскихъ цѣляхъ, а тѣмъ болѣе — дѣлать Церковь какимъ-то орудіемъ для сведенія личныхъ счетовъ и своихъ политическихъ интригъ. Въ Церкви Христовой нѣтъ и не можетъ быть никакихъ партій: въ ней передъ Богомъ всѣ равны — всѣ души человѣческія, ищущія спасенія, передъ Богомъ равноцѣн/с. 141/ ны, достойны вниманія, пастырскаго попеченія и духовнаго окормленія.

Истинно-вѣрующіе православные христіане, подлинные члены истинной Церкви Христовой должны знать и никогда не могутъ и не смѣютъ забывать, что Церковь это вовсе не обыкновенная человѣческая, свѣтская организація, подобная всѣмъ другимъ земнымъ организаціямъ и человѣческимъ обществамъ, это вовсе не простое «собраніе вѣрующихъ», а это есть единый цѣльный организмъ, одухотворяемый благодатью Святаго Духа, и обнимающій собою, какъ Церковь, еще воинствующую на землѣ, такъ и Церковь, торжествующую на небесахъ, — Церковь это таинственное Тѣло Христово, Глава котораго есть Самъ Господь Іисусъ Христосъ, давшій ей великое обѣтованіе: «Созижду Церковъ Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18), которое непримѣнимо было бы къ обыкновеннымъ человѣческимъ обществамъ, какъ и все земное, непрочнымъ, недолговѣчнымъ, возникающимъ и исчезающимъ. Въ составъ Церкви входятъ не только люди, въ данное время живущіе на землѣ, но и всѣ прежде жившіе и всѣ святые, прославленные на небеси.

Вотъ почему мы постоянно, во всѣхъ своихъ молитвахъ и богослужебныхъ чинопослѣдованіяхъ, совершаемыхъ въ храмѣ, исповѣдуемъ свою вѣру «Во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь» и непреложно вѣруемъ, что истинная Церковь Христова, свято хранящая неповрежденнымъ Священное Писаніе и Священное Преданіе, непогрѣшима и никогда не можетъ отступить отъ истины, ибо она сама, по ученію Слова Божія, есть «Столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15).

За это твердое и неизмѣнное храненіе церковной истины высказался нашъ Соборъ, въ своихъ постановленіяхъ и въ своемъ Посланіи, обращенномъ къ нашей зарубежной паствѣ, осудившій всѣ отступленія отъ нея въ видѣ такъ называемаго «восточнаго обряда», нынѣ такъ усиленно пропагандируемаго римо-католиками, и въ видѣ такъ называемаго «экуменическаго движенія», повреждающаго самый догмагъ Церкви и не безъ успѣха пытающагося завлечь въ свои сѣти всѣ помѣстныя православныя церкви. Осудилъ нашъ Соборъ и всѣ новшества, которыя пытаются завести въ нашей Церкви непрошенные реформаторы, и, высказавъ свое глубокое сочувствіе греческимъ ста/с. 142/ростильникамъ, рѣшительно отвергъ употребленіе въ нашей Церкви новой пасхаліи, какъ противорѣчащей Апостольскимъ и святоотеческимъ правиламъ. Строгое осужденіе вынесъ Соборъ и всему тому, что идетъ вразрѣзъ съ нашимъ исконнымъ православнымъ благочестіемъ, признавъ недопустимымъ, въ частности, устройство разнаго рода развлеченій и увеселеній въ дни поста и въ кануны воскресныхъ и праздничныхъ дней, а также празднованіе Рождества Христова по новому стилю и организацію такъ называемыхъ «встрѣчъ Новаго Года», когда для вѣрующихъ еще продолжается Рождественскій постъ.

Особенное вниманіе удѣлилъ Соборъ дѣлу внутренней миссіи, призвавъ всѣхъ нашихъ пастырей къ усиленію ея, о чемъ гласитъ пространно-составленная резолюція съ перечисленіемъ всего того, что необходимо предпринять для этого. Мы стоимъ передъ серьезной угрозой потерять нашу паству, растворяющуюся все больше и больше въ окружающей насъ иновѣрной и иностранной средѣ, и только ясное сознаніе этой опасности и усиленный пастырскій трудъ по окормленію душъ всѣхъ нашихъ пасомыхъ, а особенно — молодого поколѣнія, можетъ спасти положеніе. Главное вниманіе должны обратить наши пастыри на подрастающее молодое поколѣніе, въ значительной своей части лишенное возможности посѣщать русскія школы, и всѣ силы свои приложить къ тому, чтобы не оставить его безъ религіознаго и національнаго воспитанія въ православномъ русскомъ духѣ.

Наконенъ, что особенно важно, на Соборѣ не разъ было подчеркнуто высокое назначеніе пастыря Церкви, какъ прежде всего душепопечителя, а не только «администратора», способнаго лишь расхолаживать и тѣмъ отталкивать отъ себя пасомыхъ. Нужна и администрація и организація для успѣха дѣла, но при этомъ никакъ не должна забываться главная и основная задача каждаго истиннаго пастыря — духовное дѣланіе, направленное ко спасенію душъ своихъ пасомыхъ. А для этого пастыри должны сами вести духовную жизнь на высокомъ уровнѣ и постоянно воодушевлять себя примѣрами пастырскаго служенія на протяженіи всей исторіи Христіанской Церкви, и въ особенности столь близкимъ и дорогимъ намъ образомъ величайшаго пастыря нашего времени приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго.

/с. 143/ Призналъ Соборъ, что лежитъ на насъ долгъ и внѣшней миссіи — обращенія въ св. Православіе иновѣрцевъ, — но къ этому нужно подходить весьма осторожно, стараясь не о томъ только, чтобы чисто-внѣшнимъ образомъ присоединять въ св. Православной Церкви лицъ, къ ней не принадлежавшихъ, а о томъ, чтобы они принимали св. Православіе дѣйствительно всѣмъ сердцемъ, съ достодолжной серьезной подготовкой и становились бы на самомъ дѣлѣ по духу православными.

Съ великой скорбью отозвался Соборъ на извѣстія о все усиливающемся гоненіи на вѣру тамъ у насъ на родинѣ, порабощенной богоборческимъ коммунизмомъ, — гоненіи, которое вновь стало принимать самыя грубыя формы, какъ это было прежде, въ первые годы революціи, и не могъ не установить всей правильности позиціи, отъ начала принятой нашей Русской Зарубежной Церковью, позиціи, съ которой она никогда не сходила, — полнаго непризнанія безбожной совѣтской власти и всѣхъ тѣхъ, кто съ нею такъ или иначе сотрудничаетъ, въ томъ числѣ и легализованной «совѣтской церкви», являющейся ея послушнымъ орудіемъ и проводникомъ ея предначертаній во всемъ мірѣ.

Вотъ, въ общемъ то важное, что обсуждалъ и что постановилъ нашъ Соборъ, призвавшій нащу зарубежную паству къ твердому стоянію за истину въ наши лукавыя времена и къ вѣрности истинной Церкви, ея правиламъ, установленіямъ и священнымъ вѣковымъ завѣтамъ, которыми жили и спасались наши благочестивые предки на Святой Руси, попраніе которыхъ вызвало страшную кровавую катастрофу и наше изгнаніе изъ предѣловъ родной земли. Дай Богъ, чтобы этотъ нашъ архипастырскій призывъ дошелъ до сердецъ всѣхъ православныхъ русскихъ людей въ разсѣяніи сущихъ и еще крѣпче объединилъ ихъ вокругъ нашей Русской Зарубежной Церкви, единственнаго сейчасъ свободнаго оплота истинной христіанской вѣры въ мірѣ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 138-143.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.