Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

СЪ НОВЫМЪ ГОДОМЪ, СЪ НОВЫМЪ СЧАСТІЕМЪ!

Такъ когда-то привѣтствовали у насъ на Руси другъ друга русскіе люди при наступленіи Новаго Года.

Этимъ стародавнимъ традиціоннымъ привѣтствіемъ сердечно привѣтствуемъ и мы всѣхъ нашихъ соотечественниковъ — православныхъ русскихъ людей въ изгнаніи и разсѣяніи сущихъ и искренно желаемъ имъ въ наступающемъ Новомъ 1963 году новаго счастія.

Но какъ и откуда можетъ придти къ намъ это «новое счастіе»?

Надо знать, что «счастіе» наше зависитъ прежде всего и въ первую очередь не отъ какихъ-либо внѣшне-благопріятныхъ условій и обстоятельствъ нашей жизни, всегда столь измѣнчивой и непостоянной, а главнымъ образомъ — отъ внутренняго состоянія нашихъ душъ. Когда въ душѣ настоящій адъ отъ неудовлетворенныхъ желаній, стремленій и разнаго рода грѣховныхъ страстей, когда кипитъ въ ней зависть, злоба, гнѣвъ и ненависть, когда погружена она въ уныніе и отчаяніе, — о какомъ «счастіи» можно тогда говорить?!

Вотъ почему «новое счастіе» возможно для насъ только тогда, когда мы сами станемъ новыми, когда мы обновимся душами своими, когда мы, по выраженію Слова Божія, «совлечемся ветхаго человѣка съ дѣяньми его и облечемся въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго его» (Колос. 3, 9-10), то-есть, когда мы, какъ разъясняетъ дальше Св. Апостолъ, «отложимъ прежній образъ жизни ветхаго человѣка, истлѣвающаго въ обольстительныхъ похотяхъ» и «обновимся духомъ ума нашего», «облекшись въ новаго человѣка, созданнаго по Богу, въ праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24), иными словами: когда мы «облечемся, какъ избранные Божіи, святые и /с. 145/возлюбленные, въ милосердіе, благость, смиренномудріе, кротость, долготерпѣніе, снисходя другъ другу и прощая взаимно, если кто на кого имѣетъ жалобу, какъ и Христосъ простилъ насъ» — болѣе же всего — когда мы «облечемся въ любовь, которая есть совокупность совершенства», и когда будетъ «владычествовать въ сердцахъ нашихъ миръ Божій, къ которому мы, христіане, призваны», когда «слово Христово будетъ вселяться въ насъ обильно, со всякою премудростью», когда мы будемъ «научать и вразумлять другъ друга псалмами, славословіемъ и духовными пѣснями, во благодати воспѣвая въ сердцахъ нашихъ Господу», а коротко говоря: когда мы будемъ такъ настроены, что «все, что ни дѣлаемъ словомъ или дѣломъ; все будемъ дѣлать во имя Господа Іисуса Христа, благодаря чрезъ Него Бога и Отца» (Колос. 3, 12-16).

Таково о самомъ важномъ для насъ, о самомъ жизненномъ, непреложное ученіе Слова Божія, которое «пребываетъ во вѣкъ» (Исаіи 40, 8)!

Кто же, помимо этого яснаго ученія Слова Божія, хочетъ находить какіе-то иные пути къ «счастію» человѣка — къ установленію мира, благополучія и благоденствія на землѣ, тотъ только жестоко заблуждается, и ничего, кромѣ самыхъ горькихъ и мучительныхъ разочарованій, не добьется.

Развѣ не довольно для насъ, какъ яркое доказательство этого, всего того ужаса, который постигъ нашу Родину-Россію? Развѣ не постигло такое же самое горькое и мучительное разочарованіе всѣхъ тѣхъ, кто ожидали какого-то «новаго счастія» отъ такъ называемаго «соціализма» и «коммунизма», столь много обѣщавшихъ обманутому ими человѣчеству?

Такое же точно разочарованіе ожидаетъ и всѣхъ тѣхъ, кто, игнорируя ученіе Слова Божія и истинную Церковь Христову, станутъ стремиться къ одному лишь внѣшнему упорядоченію человѣческой жизни, не желая помышлять о внутреннихъ, духовныхъ основахъ ея (въ которыхъ-то и заключается вся «суть»!) — кто видятъ все «счастіе» людей въ од/с. 146/ной лишь внѣшней формѣ ихъ жизни, въ лучшемъ по ихъ мнѣнію, политическомъ государственномъ строѣ, какъ бы онъ ни назывался.

Все это — наивная мечта, никогда еще себя не оправдавшая и никогда не могущая себя оправдать, ибо Спаситель нашъ, для того и пришедшій на землю, чтобы даровать намъ истинное счастіе, ясно сказалъ, предупредивъ насъ:

«Безъ Мене не можете творити ничесоже» (Ін. 15, 5).

Чтó же безъ Него, безъ созданной Имъ Церкви, можемъ сдѣлать мы хорошаго?

Ровно ничего.

Не политика, а вѣра Христова.

Не политическая, а духовно-нравственная работа и церковная дѣятельность.

Вотъ чтó только и можетъ спасти насъ, спасти нашу Россію, спасти весь столь очевидно къ погибели стремящійся міръ.

Это отнюдь не значитъ, что мы вовсе и начисто отвергаемъ всякую политику и всякую политическую дѣятельность.

Вовсе нѣтъ!

Мы только указываемъ и подчеркиваемъ, что по утвержденію высочайшаго для насъ авторитета — ученію Слова Божія, на первомъ мѣстѣ для насъ, православныхъ русскихъ людей, должна быть наша святая Православная вѣра и наша святая Церковь.

Все же остальное, какъ бы оно ни казалось намъ прекраснымъ и возвышеннымъ, должно стоять, по сравненію съ этими величайшими духовными цѣнностями, на второмъ мѣстѣ. Вѣдь Христосъ-Спаситель сказалъ вполнѣ опредѣленно, а слова Его, конечно, должны быть для насъ непререкаемо-авторитетны:

«Ищите прежде Царствія Божія и правды Его» и все остальное тогда «приложится вамъ» (Матѳ. 6, 33).

Такимъ именно путемъ исканія прежде всего Царствія Божія и правды его и шелъ на протяженіи всей своей исторіи нашъ православный русскій народъ — такъ именно и строилась та Великая Россія, въ которой Вѣра и Церковь всегда были на первомъ мѣстѣ.

/с. 147/ А когда русскій народъ, подъ вліяніемъ безбожныхъ агитаторовъ, пришедшихъ къ намъ съ богоотступническаго Запада, сталъ отклоняться отъ этого своего подлинно-историческаго пути, тогда и разразилась надъ нимъ эта страшная кровавая катастрофа, въ результатѣ коей мы очутились въ изгнаніи, а весь остальной русскій народъ подъ игомъ страшнаго безпримѣрнаго рабства.

Вотъ почему такъ печально видѣть, когда православные русскіе люди, столь много перестрадавшіе и даже свою Родину потерявшіе, находясь здѣсь въ изгнаніи, нисколько не помышляютъ о своемъ духовномъ обновленіи, а продолжаютъ жить все тѣми же безбожными и антицерковными взглядами, интересами и настроеніями, которые именно и привели къ такому страшному бѣдствію нашу несчастную Родину-Россію. И наивно думаютъ, что безъ полнаго и всецѣлаго возвращенія ихъ къ Богу и безъ подлиннаго оцерковленія ихъ жизни, путемъ одной лишь политической дѣятельности, можно будто бы спасти Россію. И даже самую Церковь нашу хотятъ подчинить своей политикѣ, сдѣлать ее орудіемъ своихъ политическихъ интригъ, игрушкой своихъ политическихъ страстей.

Вѣчное хотятъ подчинить временному, небесное — земному, святое — грѣховному...

Чтó можетъ быть ужаснѣе, безнадежнѣе, преступнѣе такой духовной слѣпоты, такого крайняго неразумія, отъ котораго лишь одинъ шагъ до самыхъ глубинъ адовыхъ?

Гдѣ ужъ намъ ожидать «новаго счастія» съ такими настроеніями? И на чтó хорошее можемъ мы разсчитывать въ наступающемъ Новомъ Году?

Нѣтъ! какъ учитъ насъ Слово Божіе, какъ учитъ насъ Святая Церковь, путь спасенія для насъ, для нашей Россіи и для всего міра только одинъ — это путь духовнаго обновленія.

Найдемъ въ себѣ мужество сознать свои пагубныя ошибки и заблужденія, въ свое время и Россію приведшія къ гибели, образумимся, наконецъ, понявъ, что безъ Божіей помощи мы — ничто, обратимся всею /с. 148/ душею и всѣмъ сердцемъ въ тепломъ чувствѣ искренняго покаянія къ Богу и къ истинной Церкви, — обновимся душами своими, дабы этотъ наступающій 1963-ій годъ дѣйствительно сталъ для насъ новымъ годомъ, а тогда сможемъ мы надѣяться и на новое счастіе!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 144-148.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.