Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 17 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ВОНМИ СЕБѢ!» (ВТОРОЗАКОНІЕ IV, 9).

Такъ озаглавленъ цѣлый рядъ глубоко проникающихъ въ душу поученій великаго проповѣдника покаянія преподобнаго Ефрема Сирина, которыя, по нашему богослужебному уставу, должны читаться въ теченіе всего Великаго поста въ храмѣ за богослуженіемъ, но — увы! — въ приходскихъ храмахъ теперь уже не читаются.

Одинъ изъ величайшихъ подвижниковъ Христіанской Церкви преподобный Антоній Великій, размышляя однажды о глубинѣ судовъ Божіихъ, дерзновенно вопросилъ Бога: «Господи! отчего одни умираютъ въ молодости, а другіе живутъ до глубокой старости? отчего одни бѣдны, а другіе богаты? отчего нечестивые, тираны и злодѣи благоденствуютъ и изобилуютъ всѣми земными благами, а благочестивые и праведные угнетаются напастями и нищетою?» — Тогда пришелъ къ нему гласъ: «Антоній! внимай себѣ, а то — суды Божіи, и тебѣ нѣтъ пользы испытывать ихъ».

«Внимай себѣ!» — это и есть основное, важнѣйшее правило истинно-христіанской жизни, ведущей ко спасенію, — жизни въ Богѣ, жизни во Христѣ, жизни внутренней, жизни духовной, какъ это постоянно подчеркивали всѣ великіе подвижники христіанства, всѣ наставники христіанскаго благочестія, или жизни Богоугодной.

Въ противоположность этому, пренебреженіе жизнью внутренней — жизнь «внѣ себя», жизнь невнимательная, жизнь разсѣянная признавалась всегда «на/с. 161/ чаломъ всѣхъ золъ» (изреченіе преп. Пимена Великаго).

Только внимательный къ самому себѣ, къ своему внутреннему міру, а не ведущій жизнь разсѣянную, «внѣ себя», можетъ ясно увидѣть всѣ свои нравственные недостатки, всѣ свои слабости, немощи, грѣхи, всѣ свои порочныя наклонности и страсти. И только такой поэтому и способенъ къ здоровой самокритикѣ, къ исправленію, къ духовному обновленію, что и является задачей жизни каждаго желающаго быть истиннымъ христіаниномъ, каждаго желающаго себѣ спасенія.

Безъ вниманія къ себѣ, зло въ душѣ все болѣе и болѣе разрастается, усиливается и, наконецъ, такъ прочно и крѣпко укореняется, что для такого человѣка уже теряется возможность исправить себя и духовно обновиться, а потому нѣтъ для него и надежды на спасеніе. Но мало того, что такой человѣкъ губитъ самого себя: онъ становится еще сѣятелемъ зла, источникомъ его и распространителемъ вокругъ себя, во всей окружающей его средѣ.

Вотъ подъ этимъ-то угломъ зрѣнія мы и должны смотрѣть на всю современную жизнь, съ этой точки зрѣнія и расцѣнивать всѣ происходящія въ мірѣ событія!

Есть ли у современнаго человѣка, даже изъ числа называющихъ себя христіанами, и при томъ православными, такое вниманіе себѣ, о которомъ учатъ наши великіе христіанскіе подвижники, наставники духовно-нравственной христіанской жизни?

Увы! самый быстролетный взглядъ на окружающую насъ повседневную жизнь легко намъ покажетъ, что вся современная жизнь такъ устроена, такъ направлена, такъ организована, дабы постоянно держать человѣка внѣ себя — не дать ему ни времени ни возможности хоть сколько-нибудь углубиться въ себя, задуматься надъ своимъ внутреннимъ состояніемъ, дать безпристрастную оцѣнку своему «я». Всѣ эти замѣчательныя новѣйшія изобрѣтенія и техническія усовершенствованія, вмѣсто того, чтобы дать человѣку много больше свободнаго времени для его личной жизни, какъ на это первоначально всѣ разсчитывали, создали наоборотъ /с. 162/ тотъ бѣшенный темпъ, тотъ страшный круговоротъ, ту поистинѣ сумасшедшую погоню за наживой, которыя совсѣмъ лишили современнаго человѣка душевнаго мира и спокойствія, столь необходимыхъ для самососредоточенія и самоуглубленія — для вниманія себя. А всѣ кратковременные досуги заполняются развлеченіями и увеселеніями, столь обильными и разнообразными, какъ никогда прежде, — все съ тою же цѣлью держать человѣка внѣ себя, не давая ему задуматься надъ собой.

И вотъ мы видимъ, что современные люди и размышляютъ, и говорятъ, и пишутъ обо всемъ, о чемъ-угодно, но только не о своей внутренней жизни: нѣтъ у нихъ ни мысли ни рѣчи о самокритикѣ и самоисправленіи, а только о критикѣ, и притомъ самой жестокой, безпощадной и несправедливой, того, что внѣ ихъ. Какъ никогда, усилились и умножились въ наше время страшные и губительные пороки самомнѣнія, самопревозношенія, самохвальства, властолюбія, тщеславія и честолюбія, а въ связи съ ними — зависти, недоброжелательства, непримиримой злобы и ненависти къ другимъ людямъ, въ которыхъ всякая «самость» всегда видитъ себѣ враговъ, конкурентовъ и соперниковъ.

Только на почвѣ такихъ настроеній и могъ имѣть успѣхъ коммунизмъ-большевизмъ, поработившій нашу несчастную Родину-Россію, за послѣдніе два вѣка своей исторіи отказавшуюся отъ столь прежде любимаго православнымъ русскимъ человѣкомъ «внутренняго дѣланія», и теперь постепенно шагъ за шагомъ, вѣрно и неуклонно захватывающій своей страшной тираніей всѣ остальныя страны міра. Остановить силою одного земного оружія это жуткое побѣдное шествіе невозможно, ибо думать, что можно уничтожить сатану при помощи атомныхъ или водородныхъ бомбъ, или такъ называемаго «ядернаго оружія», болѣе, чѣмъ наивно.

Отказъ человѣка отъ самаго главнаго, самаго необходимаго для его спасенія — отъ «вниманія себѣ» и «внутренняго дѣланія» — не могъ пройти ему даромъ.

А то ли еще ожидаетъ человѣчество впереди?!..

Особенно странно и особенно трагично это то, что и люди, еще называющіе и считающіе себя христіанами, /с. 163/ и даже христіанами православными, перестали понимать это, и наивно думаютъ, будто можно оставаться христіанами, ведя жизнь разсѣянную, въ постоянной суетѣ, гонкѣ за наживой, развлеченіяхъ и удовольствіяхъ.

Христіанство это — прежде всего жизнь внутренняя, жизнь духовная.

А когда это есть, тогда и внѣшняя жизнь сама собой преображается, по неложному обѣщанію Христову: «ищите прежде Царствія Божія и правды его», то-есть: «живите внутренней духовной жизнью» «и сія вся», то-есть: все благоустройство и благополучіе вашей внѣшней жизни, «приложатся вамъ» (Матѳ. 6, 33).

Упорно и упрямо не хотятъ теперь знать этого самонадѣянные и самоувѣренные современные люди, въ горделивой духовной слѣпотѣ своей, несмотря на постоянно посрамляющую ихъ дѣйствительность, все еще наивно по-дѣтски мечтающіе одними своими собственными домыслами, соображеніями и мѣропріятіями обезпечить свое земное благополучіе, благоустроить и сдѣлать спокойной и счастливой свою земную жизнь. Рѣшаютъ всякія міровыя проблемы, заносчиво и надменно, съ полной безапелляціонностью, готовы судить и рядить о чемъ-угодно, съ авторитетомъ берутся переустраивать на разные лады человѣческое общество — общественную и государственную жизнь, дерзко замышляютъ даже «реформировать» — передѣлать по своему извращенному вкусу самую Церковь, основанную на землѣ для спасенія людей самимъ Воплотившимся Сыномъ Божіимъ, — только себѣ внимать никакъ не хотятъ, себя переустраивать и передѣлывать, свою душу «реформировать» упорно не желаютъ.

А въ этомъ-то послѣднемъ этомъ упрямомъ нежеланіи, и заключается какъ разъ главный недугъ нашего времени, отъ котораго и происходятъ всѣ бѣдствія современности.

Это — грозное знаменіе полнаго упадка духовной жизни, крайняго оскудѣнія «внутренняго дѣланія»: духовная жизнь подмѣнена и замѣне/с. 164/на жизнью «душевной» (по опредѣленію св. Апостола Павла въ 1 Коринѳ. 2, 14) и даже жизнью «плотской» — животной.

Особенно скорбно и порою мучительно больно наблюдать проявленія этого крайняго упадка духовной жизни, «вниманія себѣ», въ нашихъ православныхъ русскихъ людяхъ заграницей, столько пережившихъ: они-то, казалось бы, горькимъ опытомъ страшнаго бѣдствія, стрясшагося надъ нашей Родиной-Россіей, уже должны были бы быть хорошо научены, въ чемъ коренная причина всѣхъ постигшихъ ихъ несчастій и проводимой ими изгнаннической жизни!

Есть, слава Богу, впрочемъ, и счастливыя отдѣльныя исключенія, «малый остатокъ спасающихся», по выраженію святителя Игнатія (Брянчанинова), такъ живо и ярко за сто лѣтъ впередъ предрекшаго наступленіе нашей мрачной эпохи. Благодаря этому «малому остатку» и теплится еще наша церковная жизнь заграницей, и существуетъ пока наша Русская Зарубежная Церковь. Но въ весьма значительной массѣ своей даже пережившіе столько вразумительныхъ бѣдствій православные русскіе люди какъ-будто ничему не научились и не хотятъ слышать и знать обращеннаго къ намъ, людямъ, еще въ Ветхомъ Завѣтѣ наставленія Самого Господа-Вседержителя:

«Внимай себѣ!»

Они живутъ, большей частью, внѣ себя, и въ этомъ-то, конечно, и заключается коренная причина всѣхъ печальныхъ неурядицъ и нестроеній въ нашей заграничной жизни, какъ церковной, такъ и политической и общественной, не говоря уже о нравственномъ разложеніи, какое нерѣдко приходится видѣть въ жизни семейной и въ жизни личной.

Оторвавшись отъ источника единственно-спасительной для насъ духовно-нравственной жизни, неразрывно сопряженной съ вниманіемъ къ себѣ, къ своему внутреннему міру, съ цѣлью самокритики, самоисправленія и духовнаго обновленія, — слова Божія и вселенскаго ученія Церкви, православные русскіе люди заграницей, ведомые зачастую духовно-слѣпыми вождями, и въ свою /с. 165/ церковную жизнь, не говоря уже о жизни политической и общественной, вносятъ всѣ тѣ же грѣховныя страсти, о коихъ мы говорили въ началѣ, страсти, питаемыя и укрѣпляемыя самомнѣніемъ, властолюбіемъ и честолюбіемъ.

Отсюда всѣ тѣ къ небу вопіющія заблужденія, вся та пагубная путаница въ іерархіи цѣнностей, каковыя побуждаютъ сбившихся съ праваго пути русскихъ людей ставить свои чисто-земные политическіе и общественные идеалы выше Церкви Христовой (о, какое безумное ослѣпленіе!) и вообще — низшія въ духовномъ отношеніи цѣнности выдавать за высшія, совершая этимъ губительные подлоги и производя сумбуръ и неразбериху въ умахъ и сердцахъ.

Отсюда же и всѣ эти безчисленныя дробленія и раздѣленія въ нашей средѣ, многочисленныя общественныя и политическія группировки и партіи, и... страшное, до лютой злобы доходящее, взаимное недоброжелательство между ними, непримиримая порою вражда и ненависть, не останавливающіяся ни передъ какой клеветой, ни передъ самыми нелѣпыми и фантастическими вымыслами и злостными инсинуаціями, съ цѣлью какъ можно больше унизить и морально уничтожить своихъ противниковъ.

Особенно преступно внесеніе своихъ страстей въ жизнь церковную, ибо это пораждаетъ трудно-изживаемые церковные смуты и расколы.

И вотъ, съ такими-то настроеніями мы все еще смѣемъ надѣяться на спасеніе нашей несчастной Родины-Россіи!.. И даже съ самоувѣренной заносчивостью воображаемъ иногда, что честь ея освобожденія и спасенія можетъ принадлежать намъ.

Поистинѣ, если все такъ будетъ продолжаться въ нашей средѣ и впредь, и если мы не образумимся и не сознаемъ ясно, что спасти Россію отъ сатанинскаго порабощенія можетъ только Богъ, и что мы должны, прежде всего другого, сдѣлать себя достойными этой милости Божіей, черезъ свое возвращеніе на путь подлинной духовной жизни, которая замерла въ насъ или даже совсѣмъ угасла, благодаря не/с. 166/вниманію себѣ, и если мы не станемъ рѣшительно на путь духовнаго обновленія чрезъ покаяніе, — то ничего хорошаго, ничего свѣтлаго впереди ожидать намъ не приходится: мы только обманываемъ самихъ себя, строя себѣ какіе-то призрачные идеалы и напрасно лелѣя въ себѣ несбыточныя мечты и тщетныя надежды.

Единственный путь спасенія для насъ и для нашей Родины-Россіи, путь ясный и опредѣленный, это — тотъ путь, который указываетъ намъ наша Матерь Святая Церковь.

И потому не Церковь Христову мы должны критиковать и реформировать (страшно сказать!), а самихъ себя, свое собственное внутреннее «я» подвергнуть самой строжайшей критикѣ и передѣлкѣ: себя надо «реформировать»!

И не отъ Церкви требовать, чтобы она угождала всѣмъ нашимъ личнымъ и партійнымъ интересамъ и страстямъ, мимолетнымъ прихотямъ и капризамъ, а самихъ себя понудить къ полному послушанію Церкви, ясно отдавая себѣ отчетъ въ томъ, что безъ такого полнаго и всецѣлаго послушанія Церкви насъ ожидаетъ неминуемая погибель.

«Страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога Живаго» (Евр. 10,31)!

А «кому Церковь не Мать, тому Богъ не Отецъ» (изреченіе священномуч. Кипріана).

И, конечно, надо знать и помнить, что далеко не всегда отдѣльные священники и даже іерархи выражаютъ голосъ Церкви, ибо и они, какъ люди, могутъ ошибаться и заблуждаться, если недостаточно внимаютъ себѣ, — голосомъ Церкви является только то вселенское ученіе Церкви, которое повсюду, всегда и всѣми было исповѣдуемо, и которое утверждено на вѣчныя времена Вселенскими Соборами и общепризнанными Помѣстными Соборами и Святыми Отцами.

Вотъ это-то вселенское ученіе Церкви и надо для себя сдѣлать критеріемъ своего собственнаго настроенія, себя имъ повѣрять и по нему себя передѣлывать.

/с. 167/ И нѣтъ ничего ужаснѣе и губительнѣе такого настроенія, когда въ самомнительной увѣренности въ своей собственной правотѣ, доброкачественности и непорочности, наши бѣдные русскіе люди заграницей повсюду видятъ иногда «враговъ Церкви» и «враговъ національной Россіи», не замѣчая, что самыми-то главными врагами являются именно они сами: поскольку они закоснѣли въ своемъ самодовольствѣ, въ своемъ самолюбованіи, въ своей самоутверждающейся гордынѣ и не обнаруживаютъ никакого желанія по-настоящему покаяться, исправиться и духовно обновиться, ставъ на путь внимательной къ себѣ жизни, — жизни духовной.

Считать лишь себя во всемъ правыми, а другихъ — во всемъ виноватыми всегда и легче и пріятнѣе. Но не такимъ путемъ учитъ насъ идти Св. Церковь: она внушаетъ намъ, особенно теперь во время Великаго поста — время покаянія и исправленія своей жизни — взывать къ Богу: «Ей, Господи Царю! даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія, и не осуждати брата моего, яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ, аминь».

Переживаемые сейчасъ нами дни Великаго поста есть какъ разъ время усиленнаго призыва св. Церкви къ тому, чего болѣе всего намъ не достаетъ — къ вниманію себѣ — къ рѣшимости оставить пустую, легкомысленную, разсѣянную свѣтскую жизнь, отъ которой и происходитъ все зло, и начать внутреннюю жизнь — жизнь духовную, въ которой одной только наше спасеніе...

Воспользуемся же всѣ этимъ спасительнымъ временемъ!

Прислушаемся внимательнѣе къ тому, чему учитъ насъ св. Церковь, сдѣлаемъ тщательную внутреннюю провѣрку своего душевнаго состоянія, хотя разъ въ жизни со всею безпощадною строгостью «раскритикуемъ» самихъ себя, а не другихъ; послѣдуя умилительнымъ призывамъ великопостныхъ пѣснопѣній: «Очистимъ душу, очистимъ плоть, постимся якоже въ снѣдехъ отъ всякія страсти»... произведемъ въ душахъ нашихъ генеральную чистку; начнемъ поститься /с. 168/  по-настоящему, памятуя мудрое предостереженіе св. Церкви: «Отъ брашенъ постящися душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неяденіемъ», ибо тогда «злымъ демономъ уподобишися, николиже ядущымъ» (Стихиры Сырной седмицы)...

И твердо рѣшимся начать новую жизнь — ту подлинную духовную къ которой мы всѣ, христіане, призваны.

Богъ въ помощь!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 160-168.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.