Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!

Воскресе́нія де́нь, просвѣти́мся, лю́діе. Па́сха, Госпо́дня Па́сха: отъ сме́рти бо къ жи́зни, и отъ земли́ къ небеси́, Христо́съ Бо́гъ на́съ преведе́, побѣ́дную пою́щія.

Сими радостными словами, всегда неизмѣнно пробуждающими въ насъ какую-то особую возвышенную бодрость духа, приливъ новыхъ духовныхъ силъ и свѣтлую надежду на ожидающее насъ лучшее будущее, привѣтствуемъ мы васъ, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры — соотечественники наши, въ изгнаніи и разсѣяніи сущіи!

Шлемъ мы это радостное пасхальное привѣтствіе и вамъ, дорогіе наши страдальцы — православные русскіе люди, за вѣру святую, подъ игомъ лютыя работы во Отечествіи нашемъ гониміи и злѣ страждущіи, если только голосъ нашъ дойдетъ до васъ.

Въ переживаемое нынѣ нами многоскорбное время единственное утѣшеніе для всѣхъ насъ это — святая вѣра наша съ ея высокими обѣтованіями, съ ея умиротворяющими душу чаяніями, съ ея свѣтлыми упованіями. Ибо поистинѣ никогда еще зло, повсюду почти торжествующее сейчасъ въ мірѣ и проникнувшее глубоко въ жизнь людей и даже въ церковную ограду нашу, не достигало такой силы, такой степени напряженія.

Этому злу, побѣдоносно шествующему путемъ лжи и всякаго неправеднаго обольщенія и покоряющему людей, не вѣровавшихъ истинѣ, но возлюбившихъ неправ/с. 179/ду (2 Солун. 2, 10-12), мы можемъ противопоставить только святую вѣру нашу.

«Сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша» (1 Іоан. 5, 4), — утѣшаетъ насъ въ этомъ возлюбленный ученикъ Христовъ, стоявшій у самаго Креста Господня, видѣвшій всѣ, языкомъ человѣческимъ невыразимыя страданія Господа, а затѣмъ сподобившійся первымъ придти къ отверстому гробу Его, увѣровавшій и горячо пережившій, вмѣстѣ съ другими учениками и послѣдователями Его радостъ Его Воскресенія (Іоан. 20, 2-8).

Въ основаніи этой святой вѣры нашей, какъ краеугольный камень ея, и лежитъ это величайшее, безпримѣрнѣйшее въ исторіи человѣчества чудесное событіе — Воскресеніе Христово.

Христосъ воскресъ, побѣдивъ человѣческую неправду и самую смерть, на которую осудила Его эта неправда. Правда восторжествовала надъ ложью, жизнь одержала побѣду надъ смертью, и это такъ естественно находитъ свѣтлый радостный откликъ въ нашихъ сердцахъ, угнетаемыхъ неправдою и трепещущихъ предъ смертью.

Вотъ почему такъ торжественно и радостно наше пасхальное богослуженіе, вотъ почему мы такъ ликуемъ и сердца наши какъ бы сами поютъ хвалу Христу Воскресшему въ пресвѣтлый день праздника Его Воскресенія — этого воистину «праздника праздниковъ и торжества торжествъ».

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднуетъ же міръ, видимый же весь и невидимый: Христосъ бо воста, веселіе вѣчное» (тропарь 1-й пѣсни канона).

И это отнюдь не одно воображеніе, какъ легковѣсно пытаются утверждать поистинѣ несчастнѣйшіе изъ людей, коснѣющіе въ ослѣпленіи упорнымъ невѣріемъ.

Истина славнаго событія Воскресенія Христова не подлежитъ ни малѣйшему сомнѣнію уже по одному тому, что дѣйствительность его засвидѣтельствована очень многими лицами, весьма различными по своему положенію и видѣвшими Воскресшаго Господа въ разное время и неоднократно.

/с. 180/ Кромѣ того, совершенно невозможно было бы понять и объяснить инымъ образомъ то необыкновенное воодушевленіе, тотъ необычайный подъемъ духа, который робкихъ и боязливыхъ вначалѣ апостоловъ сдѣлалъ мужественными и неустрашимыми проповѣдниками Христова ученія по всей вселенной.

А надо знать, что ученики Господни, проповѣдуя Евангеліе Христово, учили людей не одной только голой христіанской морали, а, какъ это ясно видно изъ книги Дѣяній Апостольскихъ, благовѣствовали прежде всего о Христѣ Распятомъ и тридневно Воскресшемъ изъ мертвыхъ, сопровождая и подтверждая свою проповѣдь многими чудесными знаменіями.

И эта проповѣдь о Воскресшемъ Господѣ плѣняла и покоряла сердца человѣческія и дѣлала людей пламенными послѣдователями Его, готовыми кровью своею запечатлѣть свою непоколебимую вѣрность Ему.

Только великая истина Воскресенія Христова можетъ намъ объяснить необычайно-быстрое распространеніе вѣры Христовой, въ самыхъ неблагопріятныхъ для того условіяхъ и обстановкѣ, по лицу всей земли. Что другое могло заставить тысячи и тысячи людей въ теченіе ряда вѣковъ претерпѣвать страшныя, неописуемыя мученія, проливать кровь свою и отдавать жизнь свою за Христа? Какая иная сила могла побудить богатыхъ и знатныхъ, вельможъ и самыхъ царей гордаго языческаго міра смиренно склониться передъ подножіемъ Креста Христова и славить Его Воскресеніе? А что могло побуждать многія тысячи мужей и женъ отрекаться отъ суетныхъ благъ, утѣхъ и удовольствій міра сего, во злѣ лежащаго, и удаляться въ пустыни, горы и вертепы и пропасти земныя, чтобы тамъ въ непрестанной молитвѣ и безмолвіи, постническихъ лишеніяхъ и трудахъ проводить жизнь Богоугодную, дабы вѣрнѣе соединиться со Христомъ въ жизни будушей, которую открылъ намъ Христосъ Своимъ преславнымъ Воскресеніемъ изъ мертвыхъ?

«Если мы въ этой только жизни надѣемся на Христа, то мы несчастнѣе всѣхъ человѣковъ» (1 Кор. 15, 19), говоритъ св. Апостолъ языковъ Божественный Павелъ, /с. 181/ безчисленное число разъ въ изумительной жизни своей испытавшій на себѣ животворную силу Христа Воскресшаго, ибо

«Если Христосъ не воскресъ, то и проповѣдь наша тшетна, тщетна и вѣра ваша», поясняетъ онъ же (1 Кор. 15, 17).

«Но Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ», убѣжденно свидѣтельствуетъ онъ, коему неоднократно являлся Христосъ, ученикомъ Котораго онъ не былъ во время Его земной жизни: «Первенецъ изъ умершихъ» (1 Кор. 15, 20), а потому, «какъ во Адамѣ всѣ умираютъ, такъ во Христѣ всѣ оживутъ» (1 Кор. 15, 22).

«А затѣмъ конецъ, когда онъ предастъ царство Богу и Отцу, когда упразднитъ всякое начальство и всякую власть и силу: ибо Ему надлежитъ царствовать, доколѣ низложитъ всѣхъ враговъ подъ ноги Свои. Послѣдній же врагъ истребится — смерть» (1 Кор. 15, 24-26).

Такъ вотъ, гдѣ источникъ нашей свѣтлой радости въ день праздника праздниковъ Свѣтлаго Воскресенія Христова: Воскресеніе Христово — это радостный и убѣдительный для насъ залогъ конечнаго торжества правды Божіей, побѣды надъ зломъ, побѣды надъ смертью.

Но для того, чтобы быть участниками этого конечнаго торжества Правды Божіей и торжествовать вмѣстѣ со Христомъ побѣду надъ зломъ, побѣду надъ смертью, мы должны еще въ этой земной жизни «сораспяться Христу», дабы и воскреснуть вмѣстѣ съ Нимъ, — должны съ помощью благодати, дарованной намъ въ силу заслугъ Его, побѣдить въ самихъ себѣ зло, то-есть грѣхъ, къ чему мы обязываемся самымъ принятіемъ св. Таинства Крещенія.

«Неужели не знаете», спрашиваетъ насъ св. Апостолъ въ замѣчательномъ чтеніи, пріурачиваемомъ св. Церковью ко дню Великой Субботы: «что всѣ мы, крестившіеся во Христа Іисуса, въ смерть Его крестились? Итакъ мы спогреблись съ Нимъ крещеніемъ въ смерть, дабы, какъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ славою Отца, такъ /с. 182/и намъ ходить въ обновленной жизни. Зная, что Христосъ, воскресши изъ мертвыхъ, уже не умираетъ, смерть уже не имѣетъ надъ Нимъ власти... такъ и вы почитайте себя мертвыми для грѣха, живыми же для Бога во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ» (Римл. 6, 3-11).

Вотъ — ясное ученіе Слова Божія о силѣ и значеніи для насъ великаго и славнаго событія Воскресенія Христова!

Можно ли послѣ этого утверждать и учить что-то иное, какъ это дѣлаютъ современные еретики, мечтающіе объ устроеніи какого-то земного «Царства Божія» и готовые узаконить грѣховную привязанность человѣка, измѣнившаго Христу Воскресшему, къ міру сему, во злѣ лежащему, со всѣми его суетными благами, утѣхами и удовольствіями?!

«Отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе» Своимъ Воскресеніемъ — какъ же и зачѣмъ же, послѣ этого, мы опять будемъ возвращаться къ землѣ, отъ которой уже оторваны, хотя временно еще и вынуждены ходить по ней?

Прилѣпляться вновь къ землѣ — это черствая неблагодарность Христу Воскресшему, дерзкое попраніе святыни его Воскресенія!

Нѣтъ! Съ земной жизнью, исполненной грѣховныхъ страстей, у насъ, христіанъ, если мы не «христіане только по имени», все должно быть покончено: мы «смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало», и всѣ мысли и чувства наши должны быть въ ожидающемъ насъ «невечернемъ дни Царствія Христова», къ которому мы всѣмъ сердцемъ должны стремиться.

«Очистимъ же наши чувствія отъ всего земного, и узримъ неприступнымъ свѣтомъ воскресенія, Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно да услышимъ, побѣдную поюще».

«...Веселимся божественнѣ, яко воскресе Христосъ»... «Христосъ бо воста — веселіе вѣчное».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 178-182.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.