Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ПРИБЛИЖАЕТСЯ ДЕНЬ СВ. КНЯЗЯ ВЛАДИМІРА...

Всѣ ли современные православные русскіе люди знаютъ и помнятъ день великаго Просвѣтителя Руси св. равноапостольнаго князя Владиміра — 15/28 іюля, который въ нынѣшнемъ году приходится въ воскресеніе? Всѣ ли они понимаютъ и цѣнятъ ни съ чѣмъ несравнимое величіе того дѣла, которое совершилъ для насъ св. равноапостольный князь Владиміръ? Дорожатъ ли они превыше всего на свѣтѣ тѣмъ безцѣннымъ сокровищемъ, которое даровалъ намъ св. равноапостольный князь Владиміръ — святой православной вѣрой?

«Каждая страна, городъ и народъ чтутъ и славятъ своихъ наставниковъ, которые научили ихъ православной вѣрѣ. Прославимъ и мы по силѣ нашей, хотя малыми похвалами совершившаго великія и чудныя дѣла нашего учителя и наставника великаго кагана земли нашей Владиміра» — такъ во вдохновенномъ словѣ своемъ взывалъ къ русскимъ людямъ еще девять вѣковъ тому назадъ Кіевскій Митрополитъ Иларіонъ.

А Слово Божіе ясно учитъ насъ: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе, ихже взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ» (Евр. 13, 7). Святый же князь Владиміръ былъ не только наставникомъ нашимъ, но и подлиннымъ отцемъ, родивъ насъ заново «банею пакибытія» во святомъ крещеніи.

Какъ же намъ не помнить и не чтить великаго дня его блаженной памяти?!

/с. 187/ Но чтить его мы должны не только на словахъ, а и въ нашихъ дѣлахъ, самыми дѣлами нашими, образомъ жизни и всѣмъ поведеніемъ нашимъ показывая, что мы являемся достойными его духовными чадами, — «взирая на кончину жизни его, подражать вѣрѣ его», какъ учитъ насъ Слово Божіе.

Можемъ ли всѣ мы, современные русскіе люди, похвалиться, что мы дѣйствительно чтимъ нашего великаго Просвѣтителя, что мы стараемся во всемъ слѣдовать примѣру его жизни, подражаемъ вѣрѣ его?

Пусть на это отвѣтитъ совѣсть каждаго изъ насъ! Св. князь Владиміръ послѣ принятія имъ св. крещенія сталъ какъ бы совершенно другимъ человѣкомъ. Мрачный, жестокій, подозрительный, грубый, сластолюбивый варваръ, — онъ послѣ крещенія сталъ кроткимъ, ласковымъ, привѣтливымъ, любвеобильнымъ и милостивымъ княземъ, истиннымъ отцомъ своихъ подданныхъ. «Владиміръ — Красное Солнышко» — такимъ трогательнымъ прозвищемъ характеризуютъ его письменные памятники второго періода его жизни. Благотворительность его достигла громадныхъ размѣровъ: всякій нищій могъ приходить въ княжій дворъ и получать все необходимое для жизни, а кто не въ силахъ былъ приходить самъ, тѣмъ развозились всевозможные съѣстные припасы по городу. На праздники св. Владиміръ раздавалъ нуждающимся огромныя суммы денегъ. Его христіанское милосердіе и снисхожденіе къ людямъ доходили до того, что онъ даже боялся казнить разбойниковъ.

«Боюсь грѣха!» такъ отвѣчалъ онъ однажды епископамъ на ихъ недоумѣнный вопросъ, почему онъ не рѣшается казнить ихъ.

Эта боязнь грѣха и эта великая перерождающая сила покаянія, благодаря св. князю Владиміру, и легли въ основу всей дальнѣйшей жизни новопросвѣщеннаго русскаго народа — они-то и создали ту Святую Русь, какою была наша Богомъ благословенная русская земля на протяженій столѣтій. Истинное христіанство какъ бы вошло въ плоть и кровь русскаго народа и породило ту великую русскую /с. 188/ культуру, которая отнюдь не миѳъ, не одно воображеніе, и которой мы донынѣ хвалимся, которую чувствуютъ и признаютъ лучшіе изъ иностранцевъ.

Но чѣмъ можемъ похвалиться мы, современные русскіе люди, въ настоящее время? Можемъ ли мы похваляться тѣмъ, что сохранили это великое духовное наслѣдіе нашего великаго Просвѣтителя и нашихъ благочестивыхъ предковъ, создавшихъ Святую Русь?

Боимся ли мы грѣха? Каемся ли мы отъ всего сердца, когда по немощи грѣшимъ?

Перерождаемся ли мы, становимся ли мы другими людьми, возставая послѣ грѣховнаго паденія?

Страшно подумать до какого великаго, безпримѣрнаго въ исторіи человѣчества нравственнаго паденія дошелъ нашъ православный русскій народъ, едва отпраздновавъ девятисотлѣтіе со дня своего просвѣщенія свѣтомъ Христовой вѣры!

И тутъ нечего всю вину сваливать на «темныя силы»!

Да, конечно, темныя силы существуютъ: онѣ искушаютъ, соблазняютъ и развращаютъ людей, отвлекая ихъ отъ Бога и увлекая въ діавольскую бездну. Но Богъ, какъ ясно учитъ насъ Слово Его, никому не попускаетъ быть искушаемымъ сверхъ силъ (см. 1 Кор. 10, 13), и каждый изъ насъ «искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Іак. 1, 14).

Поэтому, не будемъ обманываться, какъ увѣщеваетъ насъ св. Апостолъ: мы сами во всемъ виноваты, что случается съ нами.

И въ страшномъ, безпримѣрномъ, кровавомъ бѣдствіи, постигшемъ нашу несчастную родину Россію, мы сами, прежде всего, виноваты.

Виноваты въ томъ, что перестали подражать вѣрѣ нашего Великаго Просвѣтителя, перестали слѣдовать примѣру его жизни: перестали боятъся грѣха, перестали прибѣгать къ спасительной силѣ покаянія, даже ни во что начали вмѣнять грѣхъ, грѣша произвольно.

И вотъ, въ результатѣ всего этого, мы очутились заграницей. Вразумились ли мы, потерявъ Родину, хотя бы здѣсь? Боимся ли мы грѣха теперь? Каемся ли по-настоящему, впадая въ тѣ или иные грѣхи?

/с. 189/ Увы! какъ мало среди насъ такихъ, которые живутъ всей полнотой подлинной церковной жизни и считаютъ для себя не какой-то непріятной обузой, а естественнымъ и радостнымъ долгомъ жить такъ, какъ учитъ Святая Церковь, — какъ подобаетъ жить православнымъ христіанамъ, не одно лишь имя «православныхъ» оффиціально носящимъ. Многіе, весьма многіе, даже изъ числа не порывающихъ совсѣмъ съ Церковью и церковныя богослуженія посѣщающихъ, утратили свойственную истинному христіанину остроту ощущенія грѣха, а нѣкоторые стали и вовсе нечувствительными ко грѣху и не испытываютъ нужды въ покаяніи, приходя къ исповѣди (если и приходятъ еще) только по привычкѣ, по установившейся традиціи, но не для того, чтобы свергнуть съ себя бремя грѣховное, тяготы коего не ощущаютъ.

Многіе ли теперь ясно понимаютъ и сознаютъ, что главное — это спасеніе души, а все остальное, по сравненію съ этимъ, это — тщета не стоющая вниманія.

Сильное, рѣшающее значеніе произвела на кн. Владиміра картина Страшнаго Суда, показанная ему греческимъ монахомъ-философомъ. Держимъ ли мы въ своихъ умахъ это спасительное помышленіе о неизбѣжномъ судѣ Божіемъ надъ нами? Горе, горе тѣмъ, кто забываютъ, что «лежитъ человѣкомъ единою умрети, потомъ же судъ» (Евр. 9, 27). А на судѣ — отвѣчать за всѣ скверныя дѣла свои... и не только за дѣла, но и за слова праздныя и за мысли хульныя и нечистыя... Не поможетъ тамъ никакая іезуитская казуистика, ибо это будетъ судъ нелицепріятный — не человѣческій, а Божій!

Итакъ, самое важное, о чемъ мы болѣе всего должны стараться, это — спасеніе души.

Но вотъ, въ какомъ-то непонятномъ ослѣпленіи, люди съ до крайности суженнымъ духовнымъ кругозоромъ, а по существу нерѣдко не плохіе и даже благонамѣренно-настроенные, наивно думаютъ, будто о спасеніи души должны помышлять и заботиться только монахи, а люди мірскіе могутъ жить свободно, какъ имъ заблагоразсудится, ничѣмъ себя не стѣсняя и ни въ чемъ себя /с. 190/ не ограничивая: имъ, будто бы, все можно, все позволено.

Только такимъ извращеннымъ умонастроеніемъ и можно объяснить то, почему такъ легкомысленно и безпечно живутъ многіе русскіе люди заграницей, особенно здѣсь, въ богатой и привольной Америкѣ, все свое свободное время проводя въ развлеченіяхъ и удовольствіяхъ, зачастую нескромныхъ, наивно и несерьезно оправдывая при этомъ такой легкомысленный, антихристіанскій по духу своему, образъ жизни разными благовидными предлогами. И безъ всякой мысли о покаяніи за грѣхи отцовъ своихъ и дѣдовъ и за свои собственные грѣхи, приведшіе нашу несчастную Родину къ такой страшной катастрофѣ, веселясь и развлекаясь на балахъ и на банкетахъ, они еще въ какомъ-то странномъ самоослѣпленіи воображаютъ, обманывая самихъ себя и другихъ, будто дѣлаютъ что-то для спасенія Россіи.

Утрата остроты ощущенія грѣха въ соединеніи съ такимъ легкомысленнымъ свѣтскимъ образомъ жизни естественно ведетъ къ полному упадку духовной жизни вообще.

Это крайнее оскудѣніе подлинной духовной жизни, чисто-духовныхъ стремленій, духовныхъ интересовъ духовныхъ запросовъ является поистинѣ наиболѣе характернымъ и самымъ грознымъ знаменіемъ нашего времени. Взамѣнъ возвышенной полноты-духовной жизни, дающей такое высокое нравственное удовлетвореніе истинному христіанину, того «духовнаго дѣланія», которымъ жили наши благочестивые предки, создавшіе Святую Русь, теперь на первый планъ выступаютъ всякія политическія дрязги и интриги, ожесточенная борьба самолюбій и честолюбій, взаимная партійная грызня, безудержное злохуленіе и поношеніе своихъ дѣйствительныхъ и воображаемыхъ противниковъ — вся та моральная грязь, которой — увы! — такъ полна бываетъ порою наша эмигрантская жизнь.

Тѣ нравственныя помои, которыя выливаются при этомъ другъ на друга, ярко свидѣтельствуютъ о томъ, насколько далеки такіе русскіе люди отъ подлинной ду/с. 191/ховнои жизни — жизни въ Богѣ, жизни во Христѣ, жизни въ Церкви, насколько чужда имъ Владимірова «боязнь грѣха», какъ далеко отстоятъ они отъ единственна-спасительнаго прибѣжища покаянія — глубокаго со знанія своей собственной грѣховности, соединеннаго съ неосужденіемъ другихъ.

Для такихъ зарвавшихся въ своей безпросвѣтной «самости» и гордыни людей и самая Церковь, поскольку они въ ней еще состоятъ, и церковная жизнь, въ которой они еще принимаютъ участіе, становятся лишь поприщемъ сведенія личныхъ счетовъ и всякаго рода партійныхъ дрязгъ и интригъ. Не живя духовной жизнью и не ища духовнаго руководства, они не понимаютъ и не цѣнятъ истинныхъ, духовно-настроенныхъ пастырей Церкви, дающихъ высокій примѣръ подлинной духовной жизни, молитвы и нравственнаго подвига — имъ болѣе по вкусу тѣ современные служители Церкви, которые «льстятъ ихъ слуху», по выраженію св. Апостола (2 Тим. 4, 3), и легко становятся орудіями ихъ чисто-земныхъ стремленій, идя на поводу у разныхъ партійныхъ теченій.

Вотъ эта-то утрата понятія объ истинной сущности и истинномъ назначеніи Церкви Христовой и есть главное зло нашего времени, зло, столь омрачающее и личную, и семейную, и общественную, и политическую жизнь нашего русскаго разсѣянія; зло, отъ котораго происходитъ столько распрей и раздѣленій, столько ненависти, злобы и взаимной вражды, доходящей до подлиннаго умопомраченія.

Но Церковь Христова это не есть какая-то обыкновенная свѣтская организація, подобная всѣмъ остальнымъ человѣческимъ общественнымъ организаціямъ.

Церковь это Тѣло Христово, Глава котораго Самъ Христосъ, а всѣ мы, вѣрующіе, — члены, составляющіе собою единый, цѣльный духовный организмъ.

Церковь — учрежденіе Божественное, а не человѣческое: Церковь основана Христомъ Спасителемъ для спасенія душъ въ жизнь вѣчную. Кто не думаетъ о спасеніи души, кто смотритъ на Церковь какъ-то иначе, кто стремится использовать Цер/с. 192/ковь, какъ обыкновенную человѣческую организацію въ какихъ-то своихъ эгоистическихъ или чисто-земныхъ цѣляхъ, — тому не мѣсто въ Церкви! Ибо такой чуждъ Церкви!

При этомъ надо знать и помнить!

Не воля какого-либо отдѣльнаго священнослужителя, священника ли то или епископа, или даже цѣлой группы епископовъ, а воля всей Вселенской Церкви есть непреложный законъ для каждаго вѣрующаго, принадлежащаго къ Церкви, ибо это — голосъ Самого Духа Святаго, живущаго въ Церкви. И кто не желаетъ внимать этому голосу, кто противорѣчитъ ему, что-то свое собственное ему противопоставляя, тотъ невидимымъ судомъ Божіимъ уже отсѣкается отъ Тѣла Христовой Церкви, перестаетъ быть членомъ Церкви и можетъ вернуться въ Нее только черезъ искреннее нелицемѣрное покаяніе, сознавъ и исповѣдавъ свое заблужденіе и свой грѣхъ противленія Церкви.

Вотъ, чтó погубило Россію, возведенную изъ тьмы язычества къ благодатному свѣту Христову и новой жизни во Христѣ святымъ равноапостольнымъ княземъ Владиміромъ, и вотъ, чтó мѣшаетъ ей вновь возстать послѣ страшнаго паденія.

Подражаніе вѣрѣ нашего великаго Просвѣтителя, «боязнь грѣха» и духовное возрожденіе черезъ покаяніе, органическая принадлежность къ Церкви Христовой и духовно-благодатная жизнь въ ней, молитва и подвигъ, ради спасенія души въ жизнь вѣчную — вотъ единственное, что можетъ спасти насъ и чтó намъ, православнымъ русскимъ людямъ, болѣе всего нужно и безъ чего совершенно тщетны и безпочвенны всѣ наши надежды на какое-то лучшее свѣтлое будущее.

Святый равноапостольный великій княже Владиміре, моли Бога о насъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 186-192.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.