Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

«ИСТИННЫЙ ПОСТЪ ЕСТЬ — ЗЛЫХЪ ОТЧУЖДЕНІЕ».

«Постящеся, братіе, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ»... (Стихира въ среду 1-й седмицы).

Приближается Великій Постъ — время духовной отрады для всѣхъ кающихся грѣшниковъ, для всѣхъ истинныхъ христіанъ, возненавидѣвшихъ фарисеевъ «гордынный гласъ» и ревнующихъ мытаревой «благоумиленной молитвѣ»: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику!»

Не для тѣхъ, кто мнятъ себя непогрѣшимыми праведниками, а для тѣхъ, которые искренно ощущаютъ себя окаянными грѣшниками, установленъ этотъ постъ.

Не для тѣхъ, кто не чувствуютъ нужды въ покаяніи и исправленіи своей жизни, а для тѣхъ, которые сознаютъ свою внутреннюю нечистоту и неправду, и стремятся очиститься, оправдаться предъ Богомъ и начать новую жизнь, установленъ онъ.

Что же, собственно, представляетъ собою Великій Постъ?

Увы! Весьма многіе изъ числящихся нынѣ «православными христіанами» не отдаютъ себѣ въ этомъ яснаго отчета, а потому легкомысленно пренебрегаютъ имъ, а нѣкоторые лишь внѣшнимъ образомъ «отбываютъ» его, воздерживаясь отъ вкушенія скоромной пищи въ теченіе всего поста или только извѣстныхъ дней и недѣль его, и это поставляютъ себѣ въ заслугу предъ Богомъ, питая въ себѣ фарисейское тщеславіе.

Но развѣ Постъ состоитъ только въ отказѣ отъ скоромной пищи?

/с. 238/ Кто такъ думаютъ, они именно и даютъ нехорошій поводъ всякимъ моднымъ лжеучителямъ и всевозможнымъ сектантамъ возводить хулу на это поистинѣ дивное и столь спасительное для насъ установленіе Церкви, лукаво ссылаясь при этомъ даже на слова Самого Христа-Спасителя: «не то, что входитъ въ уста, оскверняетъ человѣка, но то, что выходитъ изъ устъ, оскверняетъ человѣка» (Матѳ. 15, 11), какъ якобы утверждающія ненужность, безсмысленность поста.

Если бы тѣлесный постъ, тѣлесное воздержаніе отъ пищи, было ненужно и безсмысленно, то не постился бы Самъ Господь Іисусъ Христосъ, передъ началомъ Своего общественнаго служенія людямъ, «сорокъ дней и сорокъ нощей» (Матѳ. 4, 2), не постились бы передъ своимъ отправленніемъ на проповѣдь и свв. Апостолы (Дѣян. 13, 2-3), не постились бы, слѣдуя ихъ примѣру, на протяженіи ряда вѣковъ, всѣ великіе праведники и подлинные подвижники христіанскаго благочестія, стремившіеся благоугодить Богу и спасти свою душу.

Тѣлесный постъ, тѣлесное воздержаніе — необходимо, но не въ немъ одномъ вся сила и значеніе постнаго подвига. Съ постомъ тѣлеснымъ неразрывно долженъ быть соединенъ и постъ духовный. Объ этомъ такъ ясно и убѣдительно учитъ насъ св. Церковь въ своихъ замѣчательныхъ, столь глубокихъ по содержанію и назидательныхъ по смыслу великопостныхъ пѣснопѣніяхъ, какъ напримѣръ:

«Постящеся, братіе, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ»... (въ среду 1-й седмицы на вечерни).

Мало того: еще до наступленія Великаго Поста, на сырной седмицѣ, св. Церковь уже предостерегаетъ насъ отъ неправильнаго пощенія — отъ погрѣшительной мысли, будто вся суть поста заключается только въ отказѣ отъ скоромной пищи: «...злымъ демономъ уподобишися, николиже ядущимъ»... и «яко ложная возненавидѣна будеши отъ Бога»... вотъ какую оцѣнку и какой суровый приговоръ влечетъ за собою такое одностороннее пониманіе поста (см. стихиру въ среду сырную утра, на стиховрѣ).

/с. 239/ Въ чемъ же состоитъ истинный, а потому и единственно-спасительный постъ?

«Истинный постъ есть — злыхъ отчужденіе, воздержаніе языка, ярости отложеніе, похотей отлученіе, оглаголанія, лжи и клятвопреступленія. Сихъ оскудѣніе — постъ истинный есть, и благопріятный» (стихира въ понед. 1-й седмицы, вечера, на стиховнѣ).

Итакъ, вотъ въ чемъ, по ясному ученію св. Церкви, состоитъ, истинный постъ!

Истинный постъ состоитъ въ отчужденіи себя отъ всякаго рода зла: дѣйствительно и по-настоящему постится только тотъ, кто удерживаетъ языкъ свой отъ злословія и празднословія, кто отлагаетъ «ярость», то-есть подавляетъ въ себѣ проявленія безудержнаго гнѣва, кто отлучаетъ себя отъ «похотей», то-есть искореняетъ въ себѣ грѣховныя, страстныя пожеланія, кто не допускаетъ себѣ клеветать на ближнихъ, лгать и попирать клятвы и обѣты, данные Богу.

Безъ этого, одинъ тѣлесный постъ — «ничтоже есть» (по выраженію св. Тихона Задонскаго), и никакой пользы не доставитъ постящемуся. Но отсюда никакъ нельзя дѣлать вывода, что тѣлесный постъ вообще безполезенъ, а потому и ненуженъ. Онъ весьма нуженъ, потому что, какъ учитъ Слово Божіе, «плоть желаетъ противнаго духу, а духъ — противнаго плоти: они другъ другу противятся» (Галат. 5, 17). Мало того: «плотскія помышленія суть вражда противъ Бога, ибо закону Божію не покаряются, да и не могутъ. Посему живущіе по плоти, Богу угодить не могутъ» (Римл. 8, 7-8). Вотъ именно потому, что, какъ утверждаетъ св. Апостолъ, «помышленія плотскія суть смерть, а помышленія духовныя — жизнь и миръ» (Римл. 8, 6), — плоть нашу необходимо ослабить, обуздать и подчинить духу путемъ тѣлеснаго воздержанія, то-есть путемъ поста тѣлеснаго, примѣръ чего даетъ намъ самъ св. Апостолъ, говорящій о себѣ: «умерщвляю тѣло мое и порабощаю, да не како инымъ проповѣдуя, самъ исключимъ (недостоинъ) буду» (1 Кор. 9, 27).

/с. 240/ Какъ же можно, имѣя такія ясныя свидѣтельства Слова Божія, не говоря уже о многовѣковомъ опытѣ цѣлаго сонма подвижниковъ христіанскаго благочестія, отвергать значеніе поста тѣлеснаго?

Но главное — это постъ духовный, который, какъ мы уже сказали, состоитъ въ удаленіи, или въ воздержаніи отъ всякаго зла.

Не случайно въ перечисленіи того, въ чемъ должно состоять это воздержаніе, св. Церковь, въ вышеприведенной нами стихирѣ, на первое мѣсто ставитъ «воздержаніе языка», ибо языкъ, какъ учитъ св. Апостолъ Іаковъ, есть «неудержимое зло; онъ исполненъ смертоноснаго яда» (Іак. 3, 8), и ни отъ чего другого не происходитъ такъ много зла для человѣка, какъ отъ невоздержнаго языка.

«Языкъ — небольшой членъ», говоритъ св. Апостолъ: «но много дѣлаетъ. Посмотри, небольшой огонь какъ много вещества зажигаетъ; и языкъ — огонь, прикраса неправды; языкъ въ такомъ положеніи находится между членами нашими, что оскверняетъ все тѣло и воспаляетъ кругъ жизни, будучи самъ воспаляемъ отъ геенны; ибо всякое естество звѣрей и птицъ, пресмыкающихся и морскихъ животныхъ укрощается и укрощено естествомъ человѣческимъ, а языкъ укротить никто изъ людей не можетъ: это — неудержимое зло; онъ исполненъ смертоноснаго яда» (Іак. 3, 5-10).

Если мы внимательно всмотримся въ нашу повседневную жизнь, то легко убѣдимся въ томъ, какая это дѣйствительно великая, несомнѣнная и столь печальная истина. Сколько страшнаго, иногда непоправимаго, зла причиняемъ мы и ближнимъ нашимъ и самимъ себѣ своимъ невоздержнымъ языкомъ! А между тѣмъ, языкъ данъ намъ на добро, а не на зло, на созиданіе, а не на разореніе: мы — люди — «словесная тварь», и въ этомъ наше безконечное превосходство надъ прочими животными тварями, — то именно, чѣмъ мы возвышаемся надъ ними и уподобляемся Самому Богу, Словомъ Своимъ создавшему міръ. Какъ же бережно должны мы /с. 241/ относиться къ этому великому дару слова, съ какой осторожностью должны пользоваться имъ!

На второмъ мѣстѣ въ ряду проявленій зла, отъ котораго мы должны воздерживаться, св. Церковь указываетъ «ярость», то-есть безудержный, необузданный гнѣвъ.

«Гнѣвъ», вообще, какъ учитъ Слово Божіе, «Правды Божія не содѣловаетъ» (Іак. 1, 20), а Самъ Господь въ Своей Нагорной проповѣди гнѣвающагося на брата своего напрасно уподобляетъ человѣкоубійцѣ, и св. Апостолъ наставляетъ христіанъ: «всякое раздраженіе и ярость, и гнѣвъ и крикъ, и злорѣчіе со всякою злобою да будутъ удалены отъ васъ» (Ефес. 4, 31). Въ состояніи яростнаго гнѣва человѣкъ теряетъ всякое самообладаніе и дѣлается способнымъ на самые безумные поступки, на любое преступленіе: онъ становится одержимымъ духами зла, которые черезъ него проявляютъ свою злобу на другихъ людей, разрушая тотъ миръ Христовъ, въ которомъ должны жить между собою истинные христіане. «Гнѣвъ — неистовая страсть», говоритъ преп. Нилъ Синайскій: «легко выводитъ изъ себя даже имѣющихъ вѣдѣніе, звѣрскою дѣлаетъ душу»...

Далѣе, св. Церковь предлагаетъ истинно-постящимся «похотей отлученіе». Слово Божіе указываетъ намъ на три основныхъ вида похоти, господствующихъ въ мірѣ семъ, во злѣ лежащемъ, съ которыми истинные христіане должны бороться: «похоть плоти», «похоть очей» и «гордость житейская» (1 Іоан. 2, 16), или сластолюбіе, сребролюбіе и славолюбіе. Эти основныя три похоти, какъ учатъ свв. отцы-подвижники, въ свою очередь пораждаютъ восемь главныхъ грѣховныхъ страстей, которыя терзаютъ человѣческую душу, лишая ее внутренняго мира, и служатъ первопричинами и источниками всего того зла, которое отравляетъ человѣческую жизнь: чревоугодіе, блудъ, сребролюбіе, гнѣвъ, печаль, уныніе, тщеславіе и гордость. Въ сущности говоря, вся истинно-христіанская жизнь заключается не въ чемъ иномъ, какъ именно — въ непрестанной борьбѣ съ этими грѣховными страстями и похотями, вплоть до полнаго иско/с. 242/рененія ихъ и насажденія на ихъ мѣсто противоположныхъ имъ добродѣтелей: воздержанія, цѣломудрія, нестяжанія, кротости, блаженнаго плача, трезвенія, смиренія и любви.

«Иже Христовы суть», учитъ Св. Апостолъ: «плоть распяша со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24). Сказано «распяша» потому, что борьба со страстьми и похотьми, въ особенности уже вошедшими въ привычку и сдѣлавшимися какъ бы второй природой человѣка, чрезвычайно болѣзненна и мучительна. Болѣзненна и мучительна, но вмѣстѣ съ тѣмъ необходима и спасительна, ибо одержимые всѣми этими страстями, какъ ясно учитъ Слово Божіе, «Царствія Божія не наслѣдуютъ» (1 Коринѳ. 6, 9-10): ихъ удѣлъ — вѣчная нескончаемая мука.

Наконецъ, въ заключеніе, св. Церковь увѣщеваетъ насъ, если мы хотимъ по-настоящему поститься, беречься «оглаголанія, лжи и клятвопреступленія», то-есть оклеветанія ближнихъ, всякаго рода лжи и нарушенія клятвъ и обѣтовъ, данныхъ нами Богу, или, иными словами, — всякой неправды. И это понятно; христіанинъ есть служитель истины, ибо Самъ Христосъ есть Истина (Іоан. 14, 6), и всякая ложь и неправда должны быть ему ненавистны. «Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгоняхъ», говоритъ Слово Божіе (Псал. 100, 5), а «ложью» и «отцомъ лжи» именуется врагъ Божій и врагъ человѣческаго спасенія — діаволъ. Самое имя «діаволъ» значитъ «клеветникъ» и, слѣдовательно., кто клевещетъ и лжетъ, тотъ этимъ угождаетъ діаволу и становится слугою діавола.

Итакъ, вотъ въ чемъ заключается настоящій, спасительный для души постъ!

Такъ ли понимаютъ постъ и такъ ли постятся современные христіане?

Увы! подъ постомъ они, большей частью, понимаютъ только одно тѣлесное воздержаніе отъ скоромной пищи, и тѣ, кто такъ постятся, нерѣдко по-фарисейски ставятъ это себѣ въ какую-то особую заслугу предъ Богомъ, мысленно, а иногда и на словахъ, вопреки предостереженію св. Апостола: «не ядый идущаго да не /с. 243/осуждаетъ» (Римл. 14, 3), осуждая тѣхъ, которые ѣдятъ скоромное, и этимъ осужденіемъ обезцѣнивая свой подвигъ. Огромное же большинство современныхъ людей, считающихъ себя или оффиціально-числящихся «православными христіанами», подъ разными предлогами, въ томъ числѣ и подъ вышеприведеннымъ сектантскимъ предлогомъ, а порою и безъ всякихъ предлоговъ; просто освобождаютъ себя отъ пощенія, зачастую даже не думая о постѣ или и вовсе не зная, что теперь постъ.

Гдѣ ужъ тутъ говорить о постѣ духовномъ?.. Вѣдь онъ требуетъ упорной и систематической борьбы съ своими грѣховными наклонностями, къ которой современный человѣкъ, воспитанный въ тлетворной атмосферѣ всеобщей распущенности и разнузданности, подъ лживымъ громкимъ лозунгомъ «свободы», такъ мало способенъ!

А между тѣмъ, безъ истиннаго поста невозможно истинное покаяніе, а безъ покаянія — нѣтъ спасенія.

И Россія наша погибла, и весь міръ такъ быстро катится по наклонной плоскости къ своей окончательной гибели именно потому, что люди оставили христіанскій постъ. Отъ этого же пренебреженія постомъ и всѣ наши, въ нашей эмигрантской русской средѣ, эти печальныя ссоры, свары, раздѣленія и нестроенія, возбуждающія столько антихристіанской злобы и взаимной ненависти, даже въ сердцахъ людей, убѣжденныхъ и другихъ увѣряющихъ, будто они «борются за истину».

Это — отнюдь не какое-либо преувеличеніе.

Прекрасно говоритъ объ этомъ нашъ великій подвижникъ и наставникъ христіанскаго благочестія святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ: «Сей родъ не исходитъ, токмо молитвою и постомъ» (Матѳ. 17, 21). Вотъ ограда! Хоть бѣсовъ бездна... но ничего не смогутъ они сдѣлать тому, кто огражденъ молитвою и постомъ. Постъ — всестороннее воздержаніе, молитва — всестороннее богообщеніе: тотъ совнѣ защищаетъ, а эта извнутрь устремляетъ на враговъ всеоружіе огнен/с. 244/ное. Постника и молитвенника издали чуютъ бѣсы, и бѣжатъ отъ него далеко, чтобъ не получить болѣзненнаго удара. Можно ли думать, что гдѣ нѣтъ поста и молитвы, тамъ уже и бѣсъ? Можно. Бѣсы, вселяясь въ человѣка, не всегда обнаруживаютъ свое вселеніе, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя отъ всякаго добра: такъ что тотъ увѣренъ, что все самъ дѣлаетъ, а между тѣмъ только исполняетъ волю врага своего» («Мысли на каждый день года» стр. 245).

Вотъ и разгадка того ужаснаго бѣснованія, которое постигло нашу несчастную Родину-Россію, измѣнившую вѣрѣ и благочестію отцовъ, а въ тѣхъ или иныхъ формахъ — и весь современный міръ, такъ очевидно и наглядно влекомый теперь овладѣвшей имъ темной бѣсовской силой къ страшной погибели. И тѣмъ страшнѣе будетъ эта гибель, чѣмъ болѣе слѣпы и безчувственны современные люди къ своему пагубному душевному состоянію, чѣмъ менѣе они отдаютъ себѣ отчета въ томъ, что въ нихъ живутъ и ихъ дѣятельностью руководятъ бѣсы, которымъ они, оставивъ молитву и постъ, неосмотрительно открыли входъ въ свои души.

Православные русскіе люди! Вотъ опять наступаетъ для насъ «время благопріятное», «время покаянія» — святый Великій постъ: сознавая весь ужасъ того, что происходитъ сейчасъ въ мірѣ, у насъ на нашей несчастной Родинѣ и здѣсь, въ нашей собственной средѣ, заставимъ себя по-настоящему поститься, твердо памятуя при этомъ, что, «постящеся тѣлеснѣ», мы должны поститься и «духовнѣ» — «да пріимемъ отъ Христа Бога велію милость».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 237-244.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.