Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ЦЕРКОВНОЕ ПРОСЛАВЛЕНІЕ ПРИСНОПАМЯТНАГО ОТЦА ІОАННА КРОНШТАДТСКАГО.
КЪ ЧЕМУ ОНО НАСЪ ОБЯЗЫВАЕТЪ?

Итакъ, вожделѣнная радость многихъ и многихъ тысячъ вѣрующихъ сердецъ уже на порогѣ своего полнаго осуществленія: въ воскресенье 19-го октября по нашему православному календарю (1 ноября по нов. ст.) состоится торжественное церковное прославленіе величайшаго праведника нашихъ временъ — всероссійскаго пастыря, молитвенника и чудотворца приснопамятнаго Отца Іоанна Кронштадтскаго.

Радуйтесь и веселитесь, православные русскіе люди и воздайте хвалу Богу, дивному во святыхъ Своихъ!

Умолкните, всѣ хулители Святой Руси, всѣ противники и враги Святого Православія!

Вѣдь о. Іоаннъ — плоть отъ плоти и кровь отъ крови той Святой Руси, которая жила и дышала Святымъ Православіемъ. Вмѣстѣ съ молокомъ своей простой, но благочестивой матери онъ отъ раннихъ младенческихъ лѣтъ впиталъ въ себя духъ истиннаго православнаго благочестія. Такой же простой, но благочестивый отецъ — дьячекъ, постоянно беря маленькаго Ваню въ церковь, заложилъ въ немъ съ самаго ранняго дѣтства твердыя основы настоящей православной церковности — любовь къ храму Божію и къ совершаемому въ немъ дивному, несравненному православному богослуженію. Настоящая, духовно-здоровая, трезвенная право/с. 295/ славная молитва — молитва домашняя и молитва церковная — вотъ та духовная атмосфера, въ которой получилъ свое воспитаніе будущій великій Кронштадтскій пастырь!

Вотъ откуда — все величіе и слава нашего дивнаго всероссійскаго праведника, сколько-нибудь подобнаго которому никого не являлось на Западѣ со времени его отпаденія отъ Православія: вотъ что доставило ему міровую извѣстность и заставило преклоняться передъ нимъ многихъ и многихъ иностранцевъ и иновѣрцевъ, испытавшихъ на себѣ чудотворную силу его молитвъ, или только слышавшихъ о немъ отъ другихъ и читавшихъ его вдохновенныя письменныя творенія, кои удостоились даже перевода на иностранные языки.

Дальнѣйшее самовоспитаніе и образованіе въ духѣ Православія, полученное о. Іоанномъ въ нашихъ русскихъ православныхъ духовныхъ школахъ — духовномъ училищѣ, Архангельской Духовной Семинаріи и С.-Петербургской Духовной Академіи довершили дѣло благочестивыхъ родителей и создали законченный обликъ того исключительной силы духа истиннаго, добраго пастыря, какимъ о. Іоаннъ съ самаго начала выступилъ на свое пастырское дѣланіе, среди, казалось бы, самыхъ неблагопріятныхъ условій въ Кронштадтѣ, населенномъ людьми, въ огромномъ большинствѣ, индифферентными къ вѣрѣ и морально-опустившимися «подонками общества».

Отецъ Іоаннъ — нашъ, настоящій православный русскій пастырь, настоящій православный русскій «батюшка»: именно отсюда — его величіе и слава, и этимъ-то онъ особенно близокъ и дорогъ намъ, православнымъ русскимъ людямъ, не отрекшимся отъ великихъ духовныхъ сокровищъ нашей Святой Православной Вѣры и отъ славнаго прошлаго нашей Родины — Святой Руси!

Потому-то такъ особенно свѣтло и радостно для насъ, какъ вторая Пасха, предстоящее великое торжество его церковнаго прославленія!

Святый праведный отецъ нашъ Іоаннъ, Кронштадтскій Чудотворецъ, какъ отнынѣ мы будемъ именовать /с. 296/ его въ церковномъ богослуженіи, — яркое свидѣтельство того, что жива и дѣйственна, исповѣдуемая нами св. Православная Вѣра, которую такъ любилъ нашъ великій праведникъ, со умиленіемъ неоднократно восклицавшій: «О, чудное, животворное, божественное православіе! Я вижу свѣтлый образъ твой!»...

Русскій «до мозга костей», если можно такъ выразиться, святый праведный отецъ нашъ Іоаннъ, вмѣстѣ съ тѣмъ, въ самомъ себѣ являетъ намъ всю ни съ чѣмъ болѣе несравнимую возвышенную красоту, величіе и славу той Святой Руси, отпрыскомъ которой онъ былъ, и указываетъ намъ единственно-правильные пути къ ея возрожденію.

Если мы признаёмъ святость о. Іоанна, въ которой невозможно сомнѣваться, ибо она засвидѣтельствована безчисленными чудесами, да и вся необыкновенная жизнь его чудесна, если мы по-настоящему, нелицемѣрно чтимъ его, то мы должны съ глубочайшимъ вниманіемъ и благоговѣніемъ относиться къ его словамъ, къ его ученію.

Вотъ что говорилъ о. Іоаннъ о сравнительномъ достоинствѣ Православія и инославія — слова какъ бы прямо обращенныя къ современнымъ русскимъ «экуменистамъ», готовымъ такъ легко продать свою вѣру, промѣнять ее на современныя модныя фальшивыя цѣнности сомнительныхъ «объединительныхъ» религіозныхъ теченій:

«Ни одно исповѣданіе христіанской вѣры, кромѣ православнаго, не можетъ привести христіанина къ совершенству христіанской жизни или святости и къ совершенному очищенію грѣховъ... потому что другія исповѣданія неправославныя «содержатъ истину въ неправдѣ» (Рим. 1, 18), примѣшали ложь и суемудріе къ истинѣ и не обладаютъ тѣми богодарованными средствами къ очищенію, освященію, возрожденію, обновленію, коими обладаетъ Православная Церковь» («Мысли о Церкви» стр. 13-14).

«Внѣ Церкви (Православной) нѣтъ спасенія, нѣтъ духа благодати» (тамъ же, стр. 8).

«Множество существуетъ отдѣльныхъ вѣроисповѣ/с. 297/даній христіанства, съ различнымъ устройствомъ внѣшнимъ и внутреннимъ, съ различными мнѣніями и ученіями, нерѣдко противными Божественной Истинѣ Евангелія и ученію Св. Апостоловъ, Вселенскихъ и Помѣстныхъ Соборовъ и Святыхъ Отецъ. Нельзя считать ихъ всѣ за истинныя и спасительныя: безразличіе въ вѣрѣ, или признаніе всякой вѣры за одинаково спасительную, ведетъ къ безвѣрію или охлажденію къ вѣрѣ... строго держись единой истинной вѣры и Церкви!» (стр. 38).

А какъ ясно, хорошо, понятно и убѣдительно вскрываетъ о. Іоаннъ въ своихъ замѣчательныхъ «Мысляхъ о Церкви» ложь римскаго католицизма и протестантизма — это теперь особенно важно и необходимо каждому православному русскому человѣку самымъ внимательнымъ образомъ прочесть и принять къ свѣдѣнію.

Чрезвычайно много цѣннѣйшаго наставительнаго и вразумительнаго матеріала для себя найдутъ въ словахъ и поученіяхъ о. Іоанна и наши русскіе націоналисты, ревнующіе о спасеніи и возстановленіи нашей несчастной Родины — Россіи.

Будучи дѣйствительно «пастыремъ добрымъ», о. Іоаннъ не переставалъ болѣть душою и скорбѣть о духовныхъ недугахъ современнаго ему русскаго общества, видя, какъ далеко отошло оно отъ истинной вѣры въ Бога, отъ евангельскихъ завѣтовъ Христа-Спасителя и отъ своей Матери-Церкви. Въ этомъ онъ видѣлъ страшную угрозу для всего русскаго народа — и не только для частной, но и для общественной и государственной его жизни. Съ великой горечью многократно говорилъ о. Іоаннъ о тѣхъ русскихъ людяхъ, которые забываютъ, что «настоящая жизнь наша есть изгнанничество» и что «мы всѣ должны усиленно стремиться чрезъ покаяніе и дѣла, достойныя покаянія, къ своему (небесному) отечеству. Скорбѣлъ онъ о тѣхъ, которые предаются «удовольствіямъ въ театрѣ, на вечерахъ, когда рисуются въ нарядныхъ одеждахъ и уборахъ, когда предаются наслажденію чрева, кружатся въ веселыхъ танцахъ, разъ/с. 298/ѣзжаютъ въ великолѣпныхъ экипажахъ и проч.». Онъ напоминалъ такимъ, что они находятся въ «большой опасности потерять вѣчную жизнь», особенно если они «живутъ нерадиво, не творятъ дѣлъ, достойныхъ покаянія». Вѣдь надъ всѣми нами, училъ о. Іоаннъ, тяготѣетъ «гнѣвъ Божій».

«Удивительная болѣзнь явилась нынче», говорилъ онъ въ своей бесѣдѣ съ сопастырями въ г. Сарапулѣ: «это страсть къ развлеченіямъ. Никогда не было такой потребности къ развлеченіямъ, какъ нынче. Это показатель того, что людямъ нечѣмъ стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудомъ на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И мѣняютъ глубину и содержаніе духовной жизни на развлеченія! Какое безуміе! Точно дѣти, лишенныя разума! А между тѣмъ, развлеченія — это уже общественный порокъ, общественная страсть!»

Вотъ такая пустая, легкомысленная жизнь съ исканіемъ однихъ удовольствій, развлеченій и наслажденій, и привела, по мысли о. Іоанна, къ обезцерковленію русской жизни, къ отходу русскихъ людей отъ вѣры и Церкви, а это, въ свою очередь, привело Россію и русскій народъ къ страшной кровавой катастрофѣ безбожнаго большевизма.

«Мы имѣли счастіе», такъ говорилъ о. Іоаннъ въ своемъ словѣ 5 октября 1906 г.: «родиться и креститься въ Царствѣ Христовомъ — въ Церкви Православной, и призваны быть наслѣдниками Царствія Небеснаго, но множество изъ народа русскаго интеллигентнаго отреклись отъ Христа и Церкви Его, захотѣли управляться сами собой, жить по своей безразсудной волѣ... и сами стремятся и Россію влекутъ къ гибели».

«Какъ хитеръ и лукавъ сатана!» — восклицаетъ онъ въ другомъ своемъ словѣ въ томъ же году: «чтобы погубить Россію, онъ раздулъ въ ней безвѣріе и развратъ чрезъ злонамѣренныхъ писателей и учителей, чрезъ русскія среднія и высшія школы и чрезъ такъ называемую интеллигенцію. На почвѣ безвѣрія, слабодушія, малодушія, безнравственности совершается распаденіе го/с. 299/сударства. Безъ насажденія вѣры и страха Божія въ населеніи Россіи она не можетъ устоять».

И спустя годъ грозно прорекаетъ:

«Царство Русское колеблется, шатается, близко къ паденію». Отчего? — «Оттого, что оно сошло съ твердой и непоколебимой основы истинной вѣры...»

Множество и другихъ мѣстъ мы находимъ въ пламенныхъ словахъ нашего великаго праведника, прозорливца и чудотворца, гдѣ онъ, обличая русскій народъ за богоотступничество, за отходъ отъ Церкви Православной, предрекаетъ надвигающуюся на него страшную кару Божію.

И вотъ все это, какъ мы видимъ, исполнилось!

Прозрѣвая своими прозорливыми очами всѣ тѣ ужасы, которые въ дѣйствительности и постигли Россію, не внявшую призывамъ своего великаго пастыря, о. Іоаннъ высказываетъ даже мысль, что «повидимому, скоро наступитъ день втораго пришествія Христова, — ибо наступило предсказанное въ Писаніи отступленіе отъ вѣры» («Апостасія») (Слово на Недѣлю Крестопоклонную 5 марта 1906 г.). «Христосъ вновь придетъ, но придетъ уже не спасать, а судить изолгавшійся и обезумѣвшій отъ невѣрія міръ и — страшенъ будетъ судъ Его хулителямъ Его»... (30 ноября 1906 г.).

Слышите, возлюбленные о Господѣ братіе и сестры, что говорилъ прославляемый нынѣ нами великій праведникъ! Да сомкнутся же уста тѣхъ, кто думаютъ и утверждаютъ иначе!

Радуясь и духовно ликуя въ наступающій день торжественнаго церковнаго прославленія нашего дивнаго прозорливаго праведника, молитвенника и чудотворца, мы естественно должны приводить себѣ на память все то, чему училъ, къ чему призывалъ онъ насъ, православныхъ русскихъ людей. И вмѣсто того, чтобы создавать всевозможныя общественныя и политическія организаціи, наивно воображая, будто они, сами по себѣ, принесутъ какую-то пользу и помогутъ спасти Россію, вмѣсто того, чтобы строить разные, зачастую фантастиче/с. 300/скіе чисто-земные планы, вмѣсто того, чтобы безъ конца ссориться и враждовать другъ съ другомъ, расходясь во взглядахъ или, просто (что еще хуже!) — изъ-за оскорбленнаго честолюбія или неудовлетвореннаго властолюбія и корыстолюбія, — подумать лучше о томъ, что всѣ мы сейчасъ находимся на краю гибели, и навѣрное погибнемъ, если не образумимся и не послѣдуемъ, хотя бы теперь, пламенному призыву о. Іоанна:

«Доколѣ еще не поздно, обратитесь всѣ невѣрующіе къ вѣрѣ, къ покаянію, въ слезахъ и сокрушеніи сердца. Не опоздалъ бы кто! Можетъ быть, завтра же послѣдуетъ тебѣ, человѣкъ, судъ Творца!» (Слово 15 апрѣля 1907 г.)

Святый праведный Отче нашъ Іоанне, моли Бога о насъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 294-300.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.