Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ ОТЕЦЪ ІОАННЪ КРОНШТАДТСКІЙ — ОБЛИЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЕРЕСИ «НЕО-ХИЛІАЗМА».

«И увидѣлъ я новое небо и новую землю» (Апок. XXI, 1-7).

Такими словами, взятыми изъ Апокалипсиса, началъ св. праведный о. Іоаннъ Кронштадтскій свою чрезвычайно-знаменательную послѣднюю новогоднюю проповѣдь. Въ этой своей проповѣди, явившейся какъ бы завѣщаніемъ намъ, поскольку она произнесена имъ незадолго до его блаженной кончины, онъ живо начерталъ картину страшнаго нравственнаго растлѣнія современнаго міра и высказалъ мнѣніе, что этотъ міръ «близится къ своему концу», что уже «наступили послѣднія времена».

Въ этой своей проповѣди, какъ и во многихъ другихъ проповѣдяхъ и отдѣльныхъ мысляхъ и изреченіяхъ «Моей Жизни во Христѣ», св. Іоаннъ выступаетъ яркимъ обличителемъ страшной ереси современности, въ корнѣ подтачивающей православно-христіанское ученіе о спасеніи. Эта ересь въ наше время такъ широко распространилась и, вмѣстѣ съ тѣмъ, такъ искусно сумѣла скрыть свое губительное еретическое существо, что ее нынѣ исповѣдуютъ весьма многіе даже изъ принадлежащихъ къ нашей Православной Церкви, не исключая и духовныхъ лицъ, занимающихъ притомъ иной разъ и высокое іерархическое положеніе.

Что же это за ересь?

Ересь эта, въ сущности, не представляетъ собою чего-то совершенно новаго: она есть всего лишь своеоб/с. 308/разное преломленіе, или проявленіе въ современныхъ условіяхъ, въ современной обстановкѣ жизни, нѣкогда осужденной Вторымъ Вселенскимъ Соборомъ ереси такъ называемаго «хиліазма», или ложнаго ученія о тысячелѣтнемъ Царствѣ Христовомъ на землѣ.

Мы называемъ ее поэтому «нео-хиліазмомъ».

Это — вѣра въ грядущій прогрессъ человѣчества на землѣ, или — въ «устроеніе Царствія Божія на землѣ», какъ выражаются тѣ, которые считаютъ себя принадлежащими къ Церкви Христовой, якобы призванной, по ихъ убѣжденію, здѣсь на землѣ еще, осуществить для людей райское житіе — полное благополучіе, миръ и благоденствіе.

Приверженцы этой ереси совершенно игнорируютъ многочисленныя и весьма категорически-звучащія мѣста Священнаго Писанія, которыя ясно говорятъ, что совершеннаго осуществленія христіанскихъ идеаловъ на теперешней нашей землѣ никогда не будетъ, что ждать человѣчеству полнаго благополучія и благоденствія здѣсь безсмысленно и нелѣпо, а что наоборотъ — жизнь людей постепенно, съ теченіемъ времени, будетъ все дальше и дальше отходить отъ истинной вѣры и завѣтовъ христіанства, что любовь христіанская, эта единственная основа прочнаго благополучія, будетъ все болѣе и болѣе оскудѣвать въ людяхъ и что, наконецъ, исторія человѣчества завершится страшнѣйшими потрясеніями, какихъ «не было отъ начала міра» и ужасающей катастрофой, въ результатѣ коей самая эта земля будетъ уничтожена огнемъ, а, вмѣсто теперешняго видимаго неба и теперешней грѣшной земли, явится «новое небо» и «новая земля», на которыхъ будетъ «жить правда» (2 Петр. 3, 3-14).

Вѣдь все это — «Альфа и Омега» истинно-христіанскаго ученія, такъ ясно-выраженнаго въ словахъ Самого Господа Іисуса Христа и посланіяхъ Его Святыхъ Апостоловъ — какъ же не признавать этого?!

Но свойство этой современной ереси «нео-хиліазма» таково, что она совершенно ослѣпляетъ духовныя очи и заставляетъ человѣка спорить, возражая противъ очевидности. Этимъ-то «нео-хиліазмъ» и особенно гу/с. 309/бителенъ, что духовно ослѣпляя человѣка, даже считающаго себя христіаниномъ, онъ въ корнѣ извращаетъ все православное христіанское міровоззрѣніе. Заставляя своихъ адептовъ забыть объ аскетической сущности христіанства, непримиримаго, по самой природѣ своей, ко злу и грѣху, эта современная ересь учитъ примиряться со всей современной жизнью міра, болѣе чѣмъ когда-либо прежде «во злѣ лежащаго» (1 Іоан. 5, 19), идти на всякаго рода компромиссы и сговоры съ грѣхомъ и даже явнымъ Богоотступничествомъ, подъ громкими лозунгами «христіанской любви» и «всепрощенія».

Какъ ни трудно это видѣть, вѣрнопреданными послѣдователями «нео-хиліазма» являются всѣ современные «модернисты» и «реформаторы» Христіанства и Православія, стремящіеся оправдать грѣхъ и беззаконія и примирить евангельское ученіе съ современной утопающей во грѣхахъ жизнью міра, подъ какими бы то предлогами и по какимъ бы мотивамъ это ни дѣлалось. Сюда надо отнести и такъ называемое «живоцерковничество», и «обновленчество», и «сергіанство», и совѣтскую «московскую патріархію», и такъ называемый «экуменизмъ», и новую политику Ватикана съ его «вселенскимъ соборомъ», готовымъ все передѣлать на новый ладъ, въ угоду «современности», вплоть до перередактированія самого Евангелія (какъ иначе назвать его постановленіе о невиновности евреевъ въ распятіи Христа?).

Эта подтачивающая, какъ червь, исконное подлинно-христіанское міровоззрѣніе нео-хиліастическая ересь ставитъ себѣ задачей отвлечь мысли современныхъ христіанъ отъ неба, отъ будущей вѣчной жизни и приковать ихъ къ землѣ. Поэтому для послѣдователей нео-хиліазма ненавистно и нестерпимо напоминаніе о происходящемъ въ мірѣ процессѣ отступленія, о явленіи антихриста, о Второмъ Пришествіи Христовѣ, о кончинѣ міра, о Страшномъ Судѣ и о вѣчныхъ адскихъ мукахъ, ожидающихъ нераскаянныхъ грѣшниковъ.

Ничего этого они не хотѣли бы слышать, ибо это мѣшаетъ имъ жить. По ихъ собственному при/с. 310/знанію, это ихъ приводитъ въ уныніе, «подсѣкаетъ имъ крылья», парализуетъ энергію и волю къ жизни и дѣятельности. Понимая христіанскую дѣятельность чисто-внѣшнимъ образомъ, какъ работу, направленную на «устроеніе Царства Божія на землѣ», они не представляютъ себѣ, какъ можно трудиться иначе, да «и вообще зачѣмъ надъ чѣмъ-то трудиться, если скоро всему придетъ конецъ».

Нетрудно видѣть, какъ подобныя мысли и чувства въ корнѣ противны Евангелію. Развѣ не завѣщалъ намъ Господь ожидать Его Второго Пришествія и быть всегда готовыми къ срѣтенію Его?

«Бодрствуйте», неоднократно поучалъ Онъ Своихъ учениковъ: «потому что не знаете, въ который часъ Господь вашъ пріидетъ. Но это вы знаете, что еслибы вѣдалъ хозяинъ дома, въ какую стражу придетъ воръ, то бодрствовалъ бы и не далъ бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо въ который часъ не думаете, пріидетъ Сынъ Человѣческій» (Матѳ. 24, 42-44).

«И вы будьте подобны людямъ, ожидающимъ возвращенія господина своего съ брака», такъ еще училъ Онъ: «дабы, когда придетъ и постучитъ, тотчасъ отворить ему. Блаженны рабы тѣ, которыхъ господинъ пришедъ найдетъ бодрствующими; истинно говорю вамъ, онъ препояшется и посадитъ ихъ, и подходя станетъ служить имъ... Будьте же и вы готовы, ибо въ который часъ не думаете, пріидетъ Сынъ Человѣческій» (Лук. 12, 36-40).

А вотъ и грозное предостереженіе тѣмъ, которые не хотятъ думать о Второмъ Пришествіи Христовомъ и готовиться къ нему, какъ современные «модернисты»-«нео-хиліасты»: ... «Если же рабъ тотъ скажетъ въ сердцѣ своемъ: «не скоро придетъ господинъ мой» (а вѣдь именно такъ говорятъ они: что Второе Пришествіе Христово будетъ «не скоро»!), и начнетъ бить слугъ и служанокъ, ѣсть и пить и напиваться (это, между прочимъ, для многихъ изъ нихъ — самое милое ихъ сердцу занятіе, почему они и проэктируютъ отмѣнить посты!), то придетъ господинъ раба того въ день, въ /с. 311/  который онъ не ожидаетъ (вотъ почему и надо ожидать этого всегда, а не отклонять отъ себя мысль о Второмъ Пришествіи Христовомъ!), и въ часъ, въ который не думаетъ, и разсѣчетъ его, и подвергнетъ его одной участи съ невѣрными» (Лук. 12, 45-46).

Неужели этихъ словъ Христовыхъ недостаточно? или они не ясны и не убѣдительны?

Вотъ почему правильное православно-христіанское міровоззрѣніе требуетъ всегдашней мысли о близости Второго Пришествія Христова и постоянной подготовки себя къ нему.

Самъ Господь вѣдь не напрасно далъ намъ рядъ признаковъ близости Своего Второго Пришествія, причемъ сказалъ: «Итакъ, когда вы увидите все сіе, знайте, что близко, при дверяхъ» (Матѳ, 24, 33). И даже строго укорилъ не желающихъ внимать знаменіямъ временъ: «Лицемѣры! лице земли и неба распознавать умѣете, какъ же времени сего не узнаёте?» (Лук. 12, 56).

Апостольскія писанія къ этому добавляютъ, что мы не просто должны готовиться къ этому великому дню «святою жизнью» и «благочестіемъ», но и «ожидать и желать пришествія дня Божія, въ который воспламененныя небеса разрушатся и разгорѣвшіяся стихіи растаютъ», и это, конечно, потому, что нынѣшняя наша земля, исполненная золъ и беззаконій, тогда уничтожится, а явится «новое небо» и «новая земля», на которыхъ «будетъ обитать правда» (2 Петр. 3, 10-13).

Вотъ потому-то и весь циклъ нашихъ боговдохновенныхъ священныхъ книгъ, именуемый Библіей, заканчивается знаменательной молитвой возлюбленнаго ученика Христова св. Іоанна Богослова, выражающей собою самое завѣтное чаяніе каждаго истиннаго христіанина:

«Ей, гряди, Господи Іисусе!» (Апок. 22, 20).

Не хотятъ такъ молиться и даже думать объ этомъ только современные еретики — «нео-хиліасты», ибо всѣ мысли и чувства ихъ здѣсь, на этой грѣшной зе/с. 312/млѣ, существованіе которой они хотѣли бы продлить какъ можно дольше, устроивъ на ней мнимое «Царство Божіе», прямо вопреки ученію Слова Божія.

А вѣдь наша Св. Православная Церковь учитъ насъ, каждый день, возставъ отъ сна, начинать его мыслью о Второмъ Пришествіи Христовомъ и о Страшномъ Судѣ. Для этого на ежедневныхъ утреннихъ молитвахъ и установлено ею читать многознаменательныя слова: «Внезапно Судія пріидетъ, и коегождо дѣянія обнажатся, но страхомъ зовемъ въ полунощи: Святъ, Святъ, Святъ еси, Боже, Богородицею помилуй насъ!», а далѣе въ 5-й утренней молитвѣ: «Даруй намъ бодреннымъ сердцемъ, и трезвенною мыслію, всю настоящаго житія нощь преити, ожидающимъ пришествія свѣтлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, въ оньже со славою Судія всѣхъ пріидетъ, комуждо отдати по дѣломъ его...»

Вотъ оно — правильное православно-христіанское міровоззрѣніе!

Для истиннаго христіанина здѣшняя временная земная жизнь есть только «ночь», а всѣ мысли и чувства его должны быть устремлены къ ожидаемому имъ «свѣтлому дню», когда «Судія всѣхъ пріидетъ».

Потому-то и первое богослужебное чинопослѣдованіе суточнаго круга, называемое «полунощницей», центральнымъ пунктомъ своимъ имѣетъ столь же знаменательные тропари: «Се Женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, егоже обрящетъ бдяща...» и «День онъ страшный помышляющи, душе моя, побди, вжигающи свѣщу твою»...

Но что самое страшное: настроенные такъ, вопреки ученію Церкви, (кромѣ верховодовъ и заправилъ этой ереси, конечно, прекрасно понимающихъ, что они дѣлаютъ, куда идутъ и ведутъ другихъ), иногда даже не знаютъ, что они принимаютъ участіе отнюдь не въ устроеніи Царствія Божія на землѣ, а — въ подготовкѣ Царства Антихристова. Вѣдь, по пред/с. 313/реченію ряда древнихъ Святыхъ Отцевъ, идеей установленія благоденственнаго и мирнаго житія на землѣ, полнаго изобилія и благополучія, подъ громкимъ названіемъ «Царства Божія», будетъ прельщать христіанъ и привлекать ихъ симпатіи къ себѣ никто иной, какъ Антихристъ.

Итакъ, вотъ кому въ конечномъ итогѣ служатъ эти современные еретики — «нео-хиліасты»!

Неужели въ нынѣшнее время это можетъ быть кому-то еще не ясно?

Не случайно поэтому наша Русская Зарубежная Церковь въ переживаемые нами столь судьбоносные дни взяла на себя дерзаніе — прославить нашего великаго всероссійскаго, паче же всемірнаго свѣтильника, Святаго Праведнаго Отца нашего Іоанна, Кронштадтскаго чудотворца. Какую яркую картину всеобщаго повальнаго отступленія и несомнѣнной близости кончины міра и Второго Пришествія Христова нарисовалъ онъ въ своей послѣдней новогодней проповѣди!

«Посмотрите, какъ міръ близится къ концу», говоритъ онъ въ ней; «смотрите, что творится въ мірѣ: всюду безвѣріе, всюду наносится оскорбленіе Существу Безконечному, Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнѣніе и невѣріе, неповиновеніе; повсюду въ мірѣ вооруженіе и угрозы войною; во многихъ мѣстностяхъ Россіи и другихъ странахъ острый голодъ; повсюду угрозы смертью, повсюду убійства, всюду расхищеніе казны и частной собственности; повсюду потеря стремленій къ высокимъ духовнымъ интересамъ, ибо весь почти интеллигентный міръ потерялъ вѣру въ безсмертіе души и вѣчные ея идеалы, или стремленіе къ богоподобному совершенству, о которомъ Господь говоритъ: «будьте вы совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ небесный» (Матѳ. 5, 48); повсюду одно стремленіе къ удовлетворенію животныхъ страстей; алчность къ корысти, и обогащенію хищническимъ способомъ; огульное пьянство, развратъ, неуваженіе брачныхъ союзовъ. Смотрите и сами судите: міръ окончательно растлѣлъ и нуждается въ рѣшительномъ обновленіи, какъ нѣкогда чрезъ /с. 314/ всемірный потопъ. Наступили послѣднія времена»... и дальше о. Іоаннъ изображаетъ картину этихъ временъ словами св. Апостола Петра (2 Петр. 3, 3-18).

Эту свою замѣчательную проповѣдь св. праведный Іоаннъ заключаетъ предостереженіемъ того же св. Апостола Петра, направленнымъ какъ-будто прямо противъ современныхъ еретиковъ — «нео-хиліастовъ»:

«Итакъ, вы, возлюбленные, будучи предварены о семъ, берегитесь, чтобы вамъ не увлечься заблужденіемъ беззаконниковъ и не отпасть отъ своего утвержденія», то-есть отъ истиннаго христіанскаго ученія, которое эти еретики хотятъ ниспровергнуть своимъ пагубнымъ лже-ученіемъ о мнимомъ «Царствіи Божіемъ на землѣ» (2 Петр. 3, 17).

Имѣющій уши слышати, да слышитъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 307-314.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.