Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.

ВЪ ЧЕМЪ СПАСЕНІЕ РОССІИ?

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго!.. всѣхъ насъ заступи, о Госпоже, Царице и Владычице!.. предстоящихъ и молящихся Тебѣ умиленною душею, и сокрушеннымъ сердцемъ... и вся спаси, Богородице Дѣво: Ты бо еси Божественный ПОКРОВЪ РАБОМЪ ТВОИМЪ». (изъ тропаря Казанской Божіей Матери).

Многіе русскіе люди, а собенно тѣ изъ нихъ, которые сами пережили всѣ кровавые ужасы, начавшіеся у насъ съ 1917 года, нерѣдко задаютъ себѣ вопросъ: «Какъ все это могло случиться съ нашей несчастной Родиной, и въ чемъ — спасеніе Россіи?»

И часто вопросъ этотъ — вопросъ первостепенной важности — рѣшаютъ совсѣмъ по-разному.

А между тѣмъ правильное рѣшеніе этого вопроса можетъ быть только одно.

И только тогда, когда всѣ русскіе люди, въ основной своей массѣ, поймутъ это, придетъ долгожданное спасеніе Россіи, — не раньше.

Наше утвержденіе отнюдь не голословно, ибо оно основывается на всей почти тысячелѣтней исторіи нашей Родины, не напрасно и не безъ самаго глубокаго смысла и значенія именовавшейся «Святой Русью» и «Домомъ Пресвятыя Богородицы». А особенно краснорѣчиво свидѣтельствуетъ объ истинности его великое событіе, празднуемое нашей Россійской Православной Церковью 22 октября, по нашему православному календарю.

Всѣ ли русскіе люди, однако, въ наше время знаютъ и чтутъ этотъ столь радостный и вселяющій въ насъ /с. 580/ надежды на лучшее будущее праздникъ въ честь Казанской Иконы Божіей Матери, установленный въ благодарность Заступницѣ усердной рода христіанскаго за избавленіе Москвы и всего Отечества нашего отъ нашествія иновѣрцевъ-поляковъ и мрачныхъ ужасовъ такъ называемаго «Смутнаго Времени» въ первой половинѣ XVII-го столѣтія?

А вѣдь стыдно настоящему русскому человѣку не знать этого!

Необычайно-тяжкія времена переживала тогда Русская Земля. Наступило «между-царствіе», безначаліе, а съ нимъ и полная разруха, разстройство всей государственной жизни. Москва находилась въ рукахъ поляковъ, стремившихся посадить на русскій престолъ своего королевича, въ сѣверныхъ областяхъ хозяйничали шведы, по всей странѣ ходили, безнаказанно грабя и убивая всевозможныя разбойничьи шайки. Гибель Россіи казалась безповоротной и окончательной: спасенія, по чисто-человѣческимъ соображеніямъ, ожидать было неоткуда.

И вотъ, въ такомъ, повидимому, совершенно-безнадежномъ положеніи, лучшіе русскіе люди все свое упованіе возложили на помощь Божію и на чудесное заступничество Пречистой Матери Божіей, не разъ уже въ прошломъ спасавшей Русскую Землю — Домъ Свой.

И не посрамились въ своемъ упованіи.

Въ отвѣтъ на грамоты съ призывами встать на защиту Церкви и Отечества, разсылавшіяся стоятелемъ за Землю Русскую Святѣйшимъ Патріархомъ Гермогеномъ и иноками прославленной Троице-Сергіевой Лавры, начали образовываться народныя ополченія. Одна изъ такихъ грамотъ попала въ Нижній Новгородъ, гдѣ прочтенная съ церковнаго амвона, вызвала особенное воодушевленіе Козьмы Минина-Сухорука.

«Встанемъ всѣ, какъ одинъ, за Святую Русь, за Домъ Пресвятыя Богородицы», съ такимъ пламеннымъ призывомъ обратился онъ къ своимъ согражданамъ: /с. 581/ «Заложимъ женъ и дѣтей, но освободимъ отечество». Воодушевившіеся этимъ его призывомъ образовали ополченіе подъ начальствомъ князя Д. М. Пожарскаго.

Глубоко-вѣрующій, настоящій православный русскій человѣкъ князь Д. М. Пожарскій горячо молился передъ чудотворной иконой Божіей Матери Казанской, незадолго до того, въ 1579 году чудесно явившейся во градѣ Казани, и взялъ ее (по другимъ свѣдѣніямъ, списокъ съ нея) съ собою, дабы она сопровождала его ополченіе. Множество всевозможныхъ препятствій, даже оттуда, откуда нельзя было ожидать ихъ, встрѣтило воинство кн. Пожарскаго. Все это возбудило въ малодушныхъ сердцахъ робость и упадокъ мужества. Въ такомъ горестномъ положеніи вся надежда могла быть только на помощь свыше, и вотъ — весь народъ и войска стали съ сердечнымъ умиленіемъ и покаянными слезами возсылать горячія моленія къ Пречистой Матери Божіей передъ Ея чудотворной иконой Казанской. Послѣ отслуженнаго передъ образомъ торжественнаго всенароднаго молебнаго пѣнія, всѣ рѣшили возложить на себя еще трехдневный строгій постъ. И покаянныя молитвы эти не остались тщетными.

Въ Московскомъ кремлѣ, въ плѣну у поляковъ, томился праведной жизни святитель Арсеній (Святѣйшаго Патріарха Ермогена уже не было въ живыхъ: поляки его уморили голодомъ за его непоколебимость въ стояніи за Вѣру и Отечество), Архіепископъ Елассонскій, прибывшій въ Россію съ Востока. Отъ тяготы плѣна и страданій онъ впалъ въ болѣзнь и изнеможденный лежалъ на одрѣ въ своемъ заключеніи.

И вдругъ въ полночь темничная келлія его наполнилась необычайнымъ свѣтомъ, и среди этого свѣта онъ видитъ предъ собой преподобнаго Сергія, Игумена Радонежскаго, который говоритъ ему: «Арсеній! ваши и наши молитвы услышаны: предстательствомъ Богоматери судъ объ отечествѣ нашемъ преложенъ на милость: завтра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена». Какъ бы въ подтвержденіе истинности этого пророчества, къ болящему старцу воз/с. 582/вращается крѣпость его силъ, и онъ получаетъ исцѣленіе отъ томившаго его тяжкаго недуга.

Радостная вѣсть эта, переходя изъ устъ въ уста, распространилась съ быстротой молніи, перешла за стѣны осажденнаго города и воспламенила сердца воиновъ князя Пожарскаго неустрашимымъ мужествомъ. Дерзая о Имени Богоматери, христолюбивое воинство сдѣлало рѣшительный приступъ къ Кремлю, и поляки, несмотря на отчаянное сопротивленіе, должны были сдать Кремль.

Это было 22-го октября 1612 года.

Въ первый же воскресный день русское воинство со всѣми жителями столицы совершили торжественный крестный ходъ на Лобное мѣсто съ чудотворной иконой Казанской Божіей Матери. Навстрѣчу этому крестному ходу вышелъ святитель Арсеній, неся на своихъ рукахъ сохраненную имъ въ плѣну чудотворную икону Божіей Матери Владимірскую. Падая на землю ницъ и проливая слезы благодарности, каждый стремился освятить себя прикосновеніемъ къ этой дивной святынѣ, столько разъ въ прошломъ спасавшей Русскую Землю.

Въ память этого чудеснаго спасенія Россіи отъ бѣдствій Смутнаго Времени, новоизбранный царь Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ, по благословенію отца своего Патріарха Филарета, распорядился установить ежегодное торжественное празднованіе Казанской иконѣ Божіей Матери, кромѣ дня ея обрѣтенія 8 іюля, еще въ день избавленія Москвы отъ поляковъ — 22-го октября. Казанская икона Божіей Матери сдѣлалась семейной иконой въ царскомъ родѣ Романовыхъ и царь Алексій Михаиловичъ въ 1649 году объявилъ день 22-го октября всероссійскимъ праздникомъ — «табельнымъ днемъ», каковымъ онъ внесенъ и въ сводъ нашихъ отечественныхъ законовъ.

Итакъ, по усерднымъ покаяннымъ молитвамъ русскихъ людей, «предстательствомъ Богоматери судъ объ отечествѣ нашемъ былъ преложенъ на милость», и именно тогда, когда, казалось, что никакой уже нѣтъ надежды на спасеніе.

/с. 583/ Неужели это ничему насъ не учитъ, и неужели современные русскіе люди могутъ оставаться безчувственными къ этому несомнѣнному голосу исторіи?!

Всякому разумному вѣрующему русскому человѣку должно быть совершенно ясно, что если первое Смутное Время продолжалось всего лишь 15 лѣтъ, а нынѣшнее второе, во много разъ болѣе страшное, Смутное Время продолжается уже свыше 50-ти лѣтъ, и до сихъ поръ нѣтъ пока и не видно никакого просвѣта, то это только потому, что нѣтъ прежней горячей вѣры въ русскихъ людяхъ, нѣтъ настоящаго искренняго покаяннаго чувства, нѣтъ подлинной дѣйственной молитвы и должнаго упованія на помощь свыше — на предстательство Заступницы усердной рода христіанскаго, столько разъ чудесно спасавшей русскую землю.

Нѣтъ того, что надо, но зато есть очень много того, чего совсѣмъ не надо, что прогнѣвляетъ Бога, отвращаетъ отъ насъ Заступницу нашу и отдаляетъ день спасенія несчастной страждущей Родины нашей отъ тяжкой смуты и ига лютаго безбожія.

Мрачная смута эта, посѣянная и взрощенная злобными врагами Православія и Россіи, перевернула вверхъ дномъ всѣ здравыя понятія у весьма многихъ русскихъ людей, не исключая и тѣхъ, которые мнятъ себя духовными, политическими и общественными вождями. То, что прежде для каждаго здравомыслящаго православнаго русскаго человѣка казалось яснымъ и безспорнымъ, теперь какъ-то затуманилось въ сознаніи и вызываетъ необъяснимыя съ точки зрѣнія здраваго смысла сомнѣнія и кривотолкованія, начиная съ неподлежащихъ, казалось бы, никакому оспариванію догматическихъ истинъ нашей св. православной вѣры и каноническихъ установленій нашей св. Церкви.

«Все, будто бы не такъ, а такъ, какъ мнѣ лично кажется, какъ Я нахожу правильнымъ!»

Вотъ, гдѣ корень и главный источникъ зла, болѣе всего мѣшающаго спасенію Россіи: безмѣрно-разросшаяся, упорная, непреклонная, на Самого Бога и на Свя/с. 584/тую Церковь Христову вздымающаяся самость!

Никакихъ авторитетовъ! — «Я, — и моему нраву не перечь, а кто противъ меня, тотъ, по этому самому, уже не правъ, и ему не должно бытъ мѣста во вселенной!»

При такой настроенности гдѣ ужъ тутъ говорить о настоящей искренней молитвѣ и, особенно, о покаяніи, которое неразлучно съ искренней молитвой?!

«Въ чемъ мнѣ каяться, если я — во всемъ только правъ, а другіе всѣ — во всемъ виноваты?!»

Увы! такая духовно-нездоровая настроенность, въ большей или меньшей степени, свойственна едва ли не большинству современныхъ русскихъ людей всѣхъ оріентацій и всѣхъ направленій.

Смиренное сознаніе своей грѣховности, своего непотребства, своего недостоинства отсутствуетъ, а вѣдь благодать Божія подается только смиреннымъ (1 Петр. 5, 5).

При такомъ настроеніи напрасно надѣяться на помощь Божію въ великомъ дѣлѣ спасенія Россіи. Да къ тому же, еслибы такъ настроенные какимъ-нибудь путемъ все же добились бы освобожденія несчастной нашей Россіи отъ теперешнихъ ея безбожныхъ властителей, они бы, при диктаторскихъ своихъ замашкахъ, установили бы въ ней режимъ не менѣе горькій и нестерпимый для всѣхъ инакомыслящихъ и только ввергли бы ее въ новую бездну золъ.

Вѣдь сатанинское зло весьма многообразно, и оно способно искусно обходить насъ, какъ слѣва, такъ и справа, дѣлая насъ своей добычей!

За примѣрами этого въ исторіи не далеко ходить, не говоря уже о современномъ положеніи въ мірѣ, когда многіе такъ обманываются, принимая зло за добро, а добро почитая зломъ.

А между тѣмъ, критерій истины такъ долженъ быть для всѣхъ ясенъ, и его отлично знали и признавали наши благочестивые предки на Святой Руси, которые поэтому умѣли по-настоящему и молиться и каяться: Все то, что согласно со Словомъ Божіимъ и съ ученіемъ нашей святой Церкви есть добро, а все то, что съ этимъ несогласно есть зло.

/с. 585/ Никакого «Я...» — «Я...», а только — Богъ и святая Церковь!

Всѣ эти нездоровыя «самостныя» настроенія расцвѣли у насъ «пышнымъ цвѣтомъ» подъ вліяніемъ Богоотступническаго Запада, и это-то именно и было главной причиной страшной катастрофы, постигшей Русскую Землю. Увы! эти настроенія держатся у многихъ до сихъ поръ, и они-то и мѣшаютъ спасенію и возрожденію Россіи, и пока мы ихъ не изживемъ, безполезно мечтать о спасеніи нашей Родины, какіе бы самые прекрасные планы этого мы не разрабатывали, какія бы самыя совершенныя политическія программы ни составляли.

Развѣ не отъ этой «самостности» или «Я-чести», по мѣткому выраженію святителя Ѳеофана Вышенскаго, всѣ, или почти всѣ, наши губительныя распри, взаимная вражда, неистовая партійность, раздѣленія и расколы?! А всѣмъ этимъ широко и вдоволь пользуются темныя антихристовы силы, ставившія себѣ давно задачей разрушить нашу Родину, какъ оплоть Св. Православія, и похоронить ее навсегда, чтобы она никогда больше не возстала.

Самая монархія — историческая форма правленія нашей Родины — можетъ быть спасительна для насъ только тогда, когда она — православная, а не просто «монархія», какъ думаютъ, къ несчастію, многіе. Русскій Царь долженъ быть не просто «Царь», а «Царь православный», какъ и поется въ нашемъ старомъ государственномъ гимнѣ. Царь нашъ долженъ быть вполнѣ сознательнымъ православнымъ христіаниномъ — искреннимъ, вѣрнымъ и преданнымъ сыномъ истинной Православной Церкви. Ибо Царь цѣненъ для насъ, какъ Помазанникъ Божій, освященный на свое служеніе чрезъ великое таинство Мѵропомазанія Святою Царковью — конечно, истинною Церковью, а не одной изъ тѣхъ лже-церквей, которыя, какъ мы видимъ теперь, вступили въ содружество и тѣсный союзъ съ темными антихристовыми силами. Царь долженъ намъ самъ давать высокій примѣръ подчиненія себя спасительному Закону Христову. Иначе это будетъ /с. 586/ не «Царь Православный», а обыкновенный диктаторъ, своевольно-деспотически пользующійся своей властью въ своихъ собственныхъ интересахъ и цѣляхъ или еще хуже — пѣшка въ рукахъ антихристовыхъ силъ, пользующихся имъ для проведенія въ мірѣ своихъ адскихъ плановъ.

Главной задачей современнаго русскаго человѣка, искренно-желающаго спасенія нашей Родинѣ-Россіи, поэтому является: не о формахъ правленія ожесточенно спорить, не какіе-либо чисто-человѣческіе планы строить, не политическія программы вырабатывать, а принять всѣ мѣры къ тому, чтобы, съ Божіей помощью, самымъ рѣшительнымъ образомъ изжить все то, что мѣшаетъ искреннему нелицемѣрному покаянію, и ни въ какой мѣрѣ никогда больше не возвращаться къ тѣмъ настроеніямъ, которыя привели нашу Россію къ гибели. Невѣріе, безбожіе, нравственная нечистоплотность и распущенность, нигилизмъ и космополитизмъ, небреженіе и презрѣніе ко всему своему исконному родному и святому — все это должно стать совершенно чуждымъ душѣ русскаго человѣка, если онъ дѣйствительно хочетъ видѣть Родину воскресшей къ новой жизни.

Другого пути спасенія Россіи нѣтъ да и быть не можетъ!

Вотъ тогда, когда произойдетъ такая спасительная метаморфоза въ душахъ и сердцахъ русскихъ людей, смогутъ они искренно, изъ глубины души, въ слезахъ покаянія, воззвать къ Заступницѣ Усердной рода христіанскаго: «Всѣхъ насъ заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже въ напастехъ, и скорбехъ, и въ болѣзнехъ, обремененныхъ грѣхи многими, предстоящихъ и молящихся Тебѣ умиленною душею и сокрушеннымъ сердцемъ, предъ пречистымъ Твоимъ Образомъ со слезами»... и подлинно «единымъ сердцемъ и едиными усты» молитвенно возопить, какъ вопіяли они прежде:

«Матерь Божія! Спаси Землю Русскую!»

И услышитъ насъ Она, ожидающая только искренняго покаянія и обращенія нашего, и чудесно, какъ и /с. 587/ встарь, спасетъ, помилуетъ, возставитъ и возвратитъ намъ Отечество наше.

«Притецемъ» же, «людіе» русскіе, «къ тихому сему и доброму Пристанищу, скорой Помощницѣ, готовому и теплому спасенію, Покрову Дѣвы: ускоримъ на молитву, и потщимся на покаяніе: источаетъ бо намъ неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряетъ на помощь, и избавляетъ отъ великихъ бѣдъ и золъ, благонравныя и Богобоящыяся рабы Своя» (Кондакъ Казанской иконѣ Божіей Матери).

Сіе буди, буди!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 579-587.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.