Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта.
Часть вторая: Апостолъ.

Дѣянія святыхъ Апостолъ.
О книгѣ Дѣяній святыхъ Апостолъ предварительныя свѣдѣнія.

Писатель книги и цѣль ея написанія.

Книга Дѣяній Св. Апостолъ, какъ это видно изъ первыхъ же словъ ея, является прямымъ продолженіемъ Евангелій. Авторъ ея поставилъ себѣ цѣлью описать событія, происшедшія вслѣдъ за вознесеніемъ Господа Іисуса Христа и дать очеркъ первоначальнаго устроенія Церкви Христовой на землѣ трудами святыхъ Апостоловъ, по преимуществу святыхъ первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. Св. Іоаннъ Златоустъ въ своей первой бесѣдѣ на книгу Дѣяній Апостольскихъ пространно разъясняетъ великое значеніе для христіанства этой книги, какъ подтверждающей фактами изъ жизни Апостоловъ истину евангельскаго ученія. «НАСТОЯЩАЯ КНИГА», по словамъ св. Златоуста, «СОДЕРЖИТЪ ВЪ СЕБѢ ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВОСКРЕСЕНІЯ... ИТАКЪ, ВОТЪ ВЪ ЧЕМЪ СОСТОИТЪ СОДЕРЖАНІЕ И ГЛАВНАЯ ЦѢЛЬ ЭТОЙ КНИГИ». Этимъ и объясняется, почему въ пасхальную ночь до наступленія часа прославленія событія воскресенія Христова вѣрующіе подготавливаютъ себя къ празднованію этого великаго и радостного событія чтеніемъ во храмѣ книги Дѣяній. По этой же причинѣ книга Дѣяній Апостольскихъ прочитывается вся въ періодъ Пятидесятницы за Божественной литургіей, совершаемой ежедневно.

Книга Дѣяній Апостольскихъ, по указанію самого писателя ея (см. I: 1-2), является второй его книгой, написанной для нѣкоего ѲЕОФИЛА. Изъ этого несомнѣнно, что книга Дѣяній написана, какъ продолженіе третьяго Евангелія и, слѣдовательно, авторомъ ея является то же самое лицо, которое было авторомъ третьяго Евангелія, то-есть СВ. АПОСТОЛЪ И ЕВАНГЕЛИСТЪ ЛУКА, бывшій спутникомъ и сотрудникомъ св. Апостола Павла. О принадлежности кн. Дѣяній св. Лукѣ мы находимъ свѣдѣнія уже во второй половинѣ 2-го вѣка — у св. ИРИНЕЯ ЛІОНСКАГО, въ посланіи Ліонской и Віеннской церкви къ церквамъ Асійскимъ и Фригійскимъ, у КЛИМЕНТА АЛЕКСАНДРІЙСКАГО, у ТЕРТУЛЛІАНА, въ древнемъ, такъ наз. МУРАТОРІЕВОМЪ КАНОНѢ, у ОРИГЕНА, въ древнемъ сирскомъ ПЕШИТО, а также и у многихъ позднѣйшихъ христіанскихъ писателей. Намеки на существованіе этой книги и даже ссылки на нее мы находимъ и у болѣе раннихъ писателей, какъ напр., у св. ИГНАТІЯ БОГОНОСЦА, Еп. Антіохійскаго, у св. ПОЛИКАРПА, Еп. СМИРНСКАГО, у св. ІУСТИНА мученика.

На то, что писателемъ этой книги былъ св. Лука, мы находимъ достаточно ясныя указанія и въ самомъ ея содержаніи. Писатель ея нерѣдко представляется въ ней, какъ спутникъ и сотрудникъ святого Апостола Павла. Таковы напр., мѣста 16: 10-17; 20: 5-15; 21: 1-17; 27: 1; 28: 16. Этимъ и объясняется, почему книга Дѣяній повѣствуетъ больше всего, а во второй своей половинѣ почти исключительно, объ апостольской дѣятельности св. Апостола Павла. Даже самый тонъ повѣствованія и стиль книги напоминаетъ намъ тонъ и стиль Евангелія отъ Луки.

Время и мѣсто написанія книги Дѣяній святыхъ Апостолъ.

Повѣствованіе кн. Дѣяній заканчивается указаніемъ на то, что св. Ап. Павелъ прожилъ въ Римѣ два года и невозбранно проповѣдывалъ тамъ ученіе Христово (28: 30-31). О мученической смерти Апостола, которая послѣдовала въ Римѣ при Имп. Неронѣ 29 іюня 67 года, здѣсь ничего не упоминается. Изъ преданія же церковнаго извѣстно, что Ап. Павелъ, оправданный на судѣ кесаря, послѣ двухлѣтняго пребыванія въ Римѣ, вновь возвратился въ Іерусалимъ, и совершилъ еще одно четвертое миссіонерское путешествіе. Изъ этого можно заключить, что книга Дѣяній написана св. Лукою около 63 или 64 года по Р. Хр. въ городѣ РИМѢ. Въ посланіяхъ своихъ къ Колоссянамъ (4: 14) и къ Филимону (ст. 24), писанныхъ, какъ извѣстно, св. Павломъ изъ Рима, онъ упоминаетъ о Лукѣ, какъ о находящемся съ нимъ въ Римѣ. О томъ же, что кн. Дѣяній написана въ Римѣ, имѣется свидѣтельство и западнаго отца Церкви блаж. ІЕРОНИМА. Только еретики Маркіониты, Манихеи, Евіонеи и Северіане пытались отрицать подлинность кн. Дѣяній, такъ какъ содержаніе ея слишкомъ рѣзко опровергаетъ ихъ лжеученія, почему эта книга и была для нихъ крайне непріятна и непріемлема.

Содержаніе книги Дѣяній св. Апостолъ.

Книга Дѣяній содержитъ описаніе событій отъ Вознесенія Господа Іисуса Христа до прибытія св. Ап. Павла въ Римъ и, такимъ образомъ, охватываетъ періодъ времени около 30 лѣтъ. Въ первой половинѣ ея — отъ 1 по 12 главѣ повѣствуется по преимуществу объ апостольской дѣятельности св. Ап. Петра среди іудеевъ въ самой Палестинѣ, во второй половинѣ — отъ 13 по 28 главѣ — о дѣятельности св. Ап. Павла среди язычниковъ и о распространеніи имъ ученія Христова уже за предѣлами Палестины. Такимъ образомъ, кн. Дѣяній рисуетъ намъ картину, какъ Церковь Христова, утвердившись среди іудеевъ въ Палестинѣ, согласно съ предреченіями Самого Господа, при упорномъ невѣріи главной массы іудейскаго народа, перешла потомъ въ міръ языческій и постепенно распространилась въ передней Азіи и южной Европѣ. Содержаніе кн. Дѣяній по главамъ слѣдующее:

Глава 1-ая: Первая книга писателя. Наставленія и обѣтованія Господа Апостоламъ предъ вознесеніемъ и вознесеніе Господне. Рѣчь св. Ап. Петра о необходимости избранія новаго апостола на мѣсто отпавшаго Іуды Искаріота и избраніе Матѳія.

Глава 2-ая: Сошествіе Св. Духа на Апостоловъ въ день Пятидесятницы. Рѣчь Апостола Петра и ея могущественное дѣйствіе. Характеръ жизни и религіозно-нравственнаго состоянія первой христіанской общины въ Іерусалимѣ.

Глава 3-ья: Чудесное исцѣленіе св. Ап. Петромъ хромого отъ рожденія. Рѣчь св. Ап. Петра въ связи съ этимъ къ народу съ призывомъ къ покаянію.

Глава 4-ая: Заключеніе свв. апп. Петра и Іоанна въ темницу. Допросъ Апостоловъ въ синедріонѣ, запрещеніе имъ проповѣдывать объ имени Іисусовѣ и отпускъ ихъ на свободу. Молитва Апостоловъ и ниспосланіе вѣрующимъ благодати Св. Духа. Взаимная любовь членовъ первой христіанской общины.

Глава 5-ая: Исторія Ананіи и Сапфиры, утаившихъ часть денегъ за проданное имѣніе. Чудеса, совершавшіяся свв. Апостолами. Новое гоненіе синедріона на Апостоловъ, заключеніе ихъ въ темницу, освобожденіе ихъ Ангеломъ, проповѣдь въ храмѣ и отвѣтъ передъ синедріономъ. Совѣтъ Гамаліила и отпускъ Апостоловъ на свободу, послѣ нанесеннаго имъ безчестія, которое они приняли съ радостію.

Глава 6-ая: Избраніе семи діаконовъ. Проповѣдь Архидіакона Стефана и обвиненіе его передъ синедріономъ въ хулѣ на законъ Моисеевъ.

Глава 7-ая: Защитительная рѣчь Архидіакона Стефана передъ синедріономъ и его мученическая кончина.

Глава 8-ая: Великое гоненіе на Церковь въ Іерусалимѣ послѣ убіенія Стефана. Насажденіе Церкви въ Самаріи діакономъ Филиппомъ. Низведеніе Духа Святаго на вѣрующихъ въ Самаріи свв. апостолами Петромъ и Іоанномъ. Исторія Симона волхва. Благовѣстіе Филиппа евнуху эѳіопской царицы.

Глава 9-ая: Обращеніе Савла ко Христу на пути въ Дамаскъ. Крещеніе его Ананіей, Проповѣдь Савла въ Дамаскѣ Бѣгство его отъ іудеевъ, замышлявшихъ убить его. Пребываніе новообращеннаго Савла въ Іерусалимѣ. Св. Ап. Петръ въ Лиддѣ и исцѣленіе имъ Энея. Пребываніе св. Ап. Петра въ Іоппіи и воскрешеніе имъ Тавиѳы.

Глава 10-ая: Обращеніе ко Христу перваго язычника — Корнилія сотника, послѣ вразумительнаго видѣнія, бывшаго св. Ап. Петру.

Глава 11-ая: Упреки св. Ап. Петру со стороны обрѣзанныхъ за общеніе его съ необрѣзанными и объясненія Петра. Проповѣдъ христіанства внѣ Палестины, особенно въ Антіохіи. Варнава и Савлъ въ Антіохіи. Пророчество о голодѣ и милостыня, посланная христіанамъ во Іудею.

Глава 12-ая: Гоненіе на Церковь со стороны Ирода, убіеніе Іакова, заключеніе въ темницу Петра и чудесное освобожденіе его оттуда Ангеломъ по молитвамъ Церкви. Смерть Ирода, изъѣденнаго червями. Возвращеніе Варнавы и Савла изъ Іерусалима во Антіохію.

Глава 13-ая: Путешествіе Варнавы и Савла въ Кипръ и обращеніе проконсула Сергія Павла. Проповѣдь ихъ въ Пергіи и Антіохіи Писидійской. Рѣчь св. Ап. Павла въ синагогѣ, упорное невѣріе іудеевъ и обращеніе его вслѣдствіе этого къ язычникамъ. Гоненіе на Варнаву и Павла.

Глава 14-ая: Проповѣдь Павла и Варнавы въ Иконіи, Листрѣ и Дервіи. Исцѣленіе хромого въ Листрѣ и попытка тамошнихъ язычниковъ принести имъ жертву. Гоненіе на Апостоловъ, побіеніе Павла камнями. Обратный путь Апостоловъ въ Антіохію черезъ города съ новооснованными ими христіанскими общинами.

Глава 15-ая: Смущеніе въ церкви антіохійской относительно необходимости для христіанъ изъ язычниковъ соблюдать законъ Моисеевъ. Апостольскій соборъ въ Іерусалимѣ по этому поводу. Несогласіе между Павломъ и Варнавою. Отправленіе Павла съ Силою во второе апостольское путешествіе.

Глава 16-ая: Павелъ въ Листрѣ и Дервіи, и обрѣзаніе Тимоѳея. Путешествіе до Троады. Видѣніе мужа-македонянина и путешествіе въ Македонію. Павелъ въ Филиппахъ: обращеніе Лидіи, изгнаніе прорицательнаго духа, заключеніе Павла и Силы въ темницу, чудесное освобожденіе изъ темницы и обращеніе ко Христу темничнаго стража.

Глава 17-ая: Павелъ и Сила проповѣдуютъ въ Ѳессалоникѣ, а затѣмъ — въ Веріи. Павелъ въ Аѳинахъ и рѣчь его въ ареопагѣ.

Глава 18-ая: Павелъ проповѣдуетъ въ Коринѳѣ: Господь ободряетъ его въ видѣніи. Обвиняемый передъ проконсуломъ Галліономъ Павелъ освобождается и отправляется въ Ефесъ, посѣщаеть различные города и утверждаетъ учениковъ. Проповѣдь Аполлоса, наставленнаго Акилой и Прискилой.

Глава 19-ая: Третье апостольское путешествіе Павла: прибытіе ею во Ефесъ. Крещеніе учениковъ Іоанновыхъ и низведеніе на нихъ Св. Духа. Чудеса Павла во Ефесѣ и ихъ дѣйствіе. Іудейскіе заклинатели, избитые злымъ духомъ. Сожженіе волшебныхъ книгъ. Возмущеніе противъ Павла и христіанъ, произведенное Димитріемъ сребренникомъ.

Глава 20-ая: Путешествае Павла въ Македонію, Грецію и обратно до Троады. Воскрешеніе Павломъ Евтиха въ Троадѣ. Дальнѣйшее путешествіе до Милита. Прощальная рѣчь Павла пресвитерамъ Ефесскимъ.

Глава 21-ая: Павла убѣждаютъ не ходить въ Іерусалимъ, но безуспѣшно. Путешествіе его отъ Милита до Кесаріи. Павелъ въ Кесаріи и пророчество Агава о предстоящихъ ему узахъ. Прибытіе Павла въ Іерусалимъ, возмущеніе противъ него іудеевъ и его узы.

Глава 22-ая: Рѣчь Павла къ народу о своемъ обращеніи и призваніи къ апостольству. Крикъ народа, распоряженіе о бичеваніи Павла и отмѣна его. Павелъ передъ синедріономъ.

Глава 23-ая: Распоряженіе первосвященника Ананіи бить Павла по устамъ. Распря между обвинителями Павла фарисеями и саддукеями. Господь ободряетъ Павла. Рѣшительное намѣреніе іудеевъ убить Павла. Отправленіе Павла подъ сильной стражей къ правителю Феликсу въ Кесарію.

Глава 24-ая: Апостолъ Павелъ передъ судомъ прокуратора Феликса. Обвиненіе его іудеями и защитительная рѣчь его. Отсрочка рѣшенія. Проповѣдь Павла о Христѣ Феликсу и женѣ его. Смѣна Феликса новымъ прокураторомъ Фестомъ: оставленіе Павла въ узахъ.

Глава 25-ая: Прокураторъ Фестъ въ Іерусалимѣ и жалобы ему на Павла со стороны іудеевъ. Павелъ на судѣ передъ Фестомъ: обвиненія противъ него іудеевъ. Павелъ требуетъ суда Кесарева. Прибытіе въ Кесарію царя Агриппы и Вереники: Павелъ въ судебной палатѣ передъ Агриппою.

Глава 26-ая: Защитительная рѣчь Павла передъ Агриппою, Фестомъ и другими, съ изложеніемъ обстоятельствъ своей жизни и обращенія ко Христу. Признаніе Павла невиннымъ.

Глава 27-ая: Отправка Павла въ Римъ на судъ кесаря. Предостереженіе Павла, которое не было принято во вниманіе, и сильная буря. Корабль сѣлъ на мель: находившіеся въ кораблѣ спаслись вплавь на берегъ.

Глава 28-ая: Гостепріимство иноплеменниковъ на островѣ Мелитъ. Ехидна, не причинившая Павлу вреда. Исцѣленіе Павломъ многихъ больныхъ на островѣ. Дальнѣйшее путешествіе, прибытіе въ Римъ и проповѣдь въ Римѣ.

Значеніе книги Дѣяній святыхъ Апостолъ.

Это значеніе выразительно подчеркиваетъ св. Іоаннъ Златоустъ въ своей первой бесѣдѣ на эту книгу. Въ ней мы видимъ исполненіе тѣхъ пророчествъ, которыя Господь изрекъ Своимъ Апостоламъ въ Евангеліяхъ, въ ней мы видимъ торжество вѣры Христовой надъ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, несмотря на человѣческую слабость Апостоловъ, не обладавшихъ никакими внѣшними матеріальными средствами и данными для распространенія и утвержденія евангельскаго ученія, въ ней мы видимъ, какъ сами Апостолы сдѣлались словно другими людьми, послѣ сошествія на нихъ Святаго Духа; безбоязненно и съ великимъ мужествомъ и самоотверженіемъ, несмотря на всѣ постигавшія ихъ гоненія и преслѣдованія, проповѣдывали они ученіе Христово по всѣмъ концамъ тогдашняго культурнаго греко-римскаго міра и въ короткій срокъ основали повсюду множество христіанскихъ общинъ, въ жизни своей осуществлявшихъ завѣты Евангелія. Книга Дѣяній ярко свидѣтельствуетъ, что проповѣдь Апостоловъ это — дѣло не человѣческое, но дѣло Божіе (вспомнимъ слова мудраго Гамаліила, давшаго совѣтъ іудеямъ не преслѣдовать учениковъ Христовыхъ — Дѣян. 5: 38-39). Особенно поучительно описаніе жизни первыхъ христіанъ, имѣвшихъ «одно сердце и одну душу» (Дѣян. 4: 32), что было полной противоположностью жизни всего остального тогдашняго міра, утопавшаго въ эгоизмѣ и всевозможныхъ грѣхахъ и порокахъ. Для пастырей Христовой Церкви книга Дѣяній важна тѣмъ, что даетъ имъ образецъ церковнаго благочинія и управленія Церковью, основаннаго на такъ называемой «соборности» (примѣръ — первый апостольскій соборъ въ Іерусалимѣ — Дѣян. 15 гл.) и излагаетъ существенныя обязанности пастыря Церкви (бесѣда Ап. Павла съ пресвитерами ефесскими — Дѣян. 20: 18-35).

Но самое важное въ этой книгѣ, конечно, то, что она, какъ никакая другая книга, свидѣтельствуеть о величайшей истинѣ христіанства — Воcкресеніи Христовомъ. Наилучшимъ доказательствомъ истины Воскресенія Христова, служатъ чудеса, совершенныя Апостолами, а книга Дѣяній есть ни что иное, какъ повѣствованіе о чудесахъ Апостольскихъ, прежде всего.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта. Часть вторая: Апостолъ. — Второе изданіе. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 7-13.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.