Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта.
Часть вторая: Апостолъ.

Дѣянія святыхъ Апостолъ.

Часть первая.
Церковь Христова изъ іудеевъ (главы 1-12).

Глава первая.
Предисловіе къ книгѣ Дѣяній (стихи 1-3). Наставленія и обѣтованія Господа предъ Вознесеніемъ и Вознесеніе Его (стихи 4-11). Рѣчь св. Ап. Петра объ избраніи новаго апостола на мѣсто Іуды и избраніе Матѳія (стихи 12-26).

Предисловіе къ книгѣ Дѣяній (стихи 1-3).

Въ предисловіи авторъ обращается къ нѣкоему Ѳеофилу и при этомъ указываетъ на свою «первую книгу», въ которой онъ описалъ все, «что Іисусъ дѣлалъ и чему училъ отъ начала». Слишкомъ очевидно, что здѣсь рѣчь идетъ о третьемъ нашемъ каноническомъ Евангеліи, которое написано Лукой для того же «державнаго Ѳеофила». Св. Лука указываетъ на внутреннюю органическую связь между своимъ Евангеліемъ и этой второй книгой, которая должна служить какъ бы продолженіемъ первой. «О всѣхъ», или «о всемъ», конечно, только относительно, ибо св. Іоаннъ считаетъ даже невозможнымъ описать все (Іоан. 21: 25). «Все» здѣсь сказано въ смыслѣ: «все необходимое» для того, чтобы можно было познакомиться съ жизнью, дѣятельностью и ученіемъ Господа Іисуса Христа и увѣровать въ Него, какъ Сына Божія. «Яже начатъ Іисусъ творити же и учити» — эти слова и по-русски правильнѣе было бы перевести: «что началъ дѣлать и чему началъ учить Іисусъ». Дѣеписатель хотѣлъ этимъ выразить то, что въ Своей земной жизни Господь только началъ творить и учить, а будетъ это продолжать чрезъ свв. Апостоловъ (дѣянія коихъ въ предлагаемой имъ книгѣ будутъ описываться) и, само собой разумѣется, черезъ ихъ преемниковъ до скончанія вѣка (Матѳ. 28: 20). «Даже до дне, въ оньже вознесеся». — Вознесеніе Господне указывается здѣсь, какъ поворотный пунктъ: это — конецъ Евангельской и начало Апостольской исторіи. До этого момента имѣла мѣсто видимая дѣятельность Господа на землѣ, съ сего же момента начинается Его невидимая дѣятельность. «Заповѣдавъ Апостоломъ Духомъ Святымъ» — важность этого поворотнаго пункта исторіи спасенія человѣчества въ томъ, что Господь вознесся, оставивъ Своимъ Ученикамъ заповѣдь — завѣщаніе, какъ выраженіе Его послѣдней воли о распространеніи и утвержденіи Его ученія во всемъ мірѣ. «Духомъ Святымъ» — Господь Іисусъ Христосъ все творилъ «Духомъ Святымъ», ибо, по выраженію бл. Ѳеофилакта, «гдѣ творитъ Сынъ, содѣйствуетъ и соприсутствуетъ Духъ, какъ единосущный». Это завѣщаніе дано не всѣмъ, а только тѣмъ, «ихже избра» — которыхъ Онъ избралъ на это великое дѣло. «Предъ ними же и постави Себе жива» — для того, чтобы Апостолы могли свидѣтельствовать о Немъ во всемъ мірѣ, Господь явилъ имъ Себя живымъ послѣ страданій и смерти Своей и увѣрилъ ихъ въ истинѣ Своего воскресенія, въ продолженіе сорока дней являясь имъ. Книга Дѣяній, такимъ образомъ дополняетъ Евангеліе, указывая, что, хотя Господь и не пребывалъ съ Своими учениками непрестанно послѣ воскресенія Своего, но многократно являлся имъ и лишь черезъ сорокъ дней вознесся отъ нихъ на небо. Въ теченіе этого срока Онъ училъ ихъ тайнамъ Царствія Божія, надо полагать, устроенію этого Царствія, или Церкви Христовой, на землѣ, дабы подготовить ихъ къ предстоящей имъ Апостольской дѣятельности.

Наставленія и обѣтованія Господа предъ Вознесеніемъ и Вознесеніе Его (стихи 4-12).

«Съ нимиже и ядый», по другому толкованію греческаго слова: «И собравъ ихъ», «повелѣ имъ отъ Іерусалима не отлучатися» — это требовало отъ учениковъ немалаго самоотверженія, ибо имъ, конечно, не хотѣлось бы оставаться въ этомъ враждебномъ ихъ Учителю и имъ самимъ городѣ. Но такова была воля Божія: отъ Сіона долженъ былъ произойти законъ, и Слово Господа отъ Іерусалима (Исаія 2: 2 и далѣе) — именно тамъ, гдѣ вражда противъ Бога и Христа Его достигла своего наивысшаго выраженія, должно было явиться преизбыточество благодати Божіей и начаться распространеніе Евангелія по всей вселенной. Съ этимъ тяжелымъ повелѣніемъ оставаться во враждебномъ городѣ, Господь сейчасъ же соединилъ радостное обѣтованіе о ниспосланіи Апостоламъ всесильнаго Покровителя и Руководителя отъ Всемогущаго Отца — Духа Святаго: несомнѣнно, что подъ «обѣтованіемъ Отчимъ» разумѣется именно Духъ Святый, ниспослать Котораго было обѣщано Богомъ Отцомъ еще въ Ветхомъ Завѣтѣ чрезъ пророковъ (напр., Исаіи 44: 3; Іоиля 3: 1). «Еже слышасте отъ Мене» — о Духѣ Святомъ Господь говорилъ Апостоламъ многократно, а особенно въ Своей послѣдней прощальной бесѣдѣ, называя Его «инымъ Утѣшителемъ» (Лук. 12: 11; Матѳ. 10: 20; Іоан. 14: 15-17, 26; 15: 26; 16: 7, 12-15). «Яко Іоаннъ убо крестилъ есть водою»... объ этомъ сошествіи Св. Духа говорилъ и самъ величайшій изъ пророковъ св. Іоаннъ, который противопоставлялъ своему водному, какъ только пріуготовительному крещенію, крещеніе Духомъ Святымъ (Матѳ. 3: 4; Лук. 3: 16; Іоан. 1: 33). Выраженіе «креститися Духомъ Святымъ» образно указываетъ на полноту и обиліе даровъ Духа Святаго — Апостолы какъ бы погрузятся въ эту всеочищающую и оживотворяющую силу Св. Духа. «Не по мнозѣхъ сихъ днехъ» — «черезъ нѣсколько дней» — Господь не указываетъ точно дня сошествія Св. Духа, дабы ожиданіе поддерживало въ Апостолахъ непрестанное духовное бодрствованіе и радостное желаніе исполненія этого великаго обѣтованія, возгрѣвая тѣмъ самымъ и ихъ вѣру. Исполнилось же это черезъ десять дней по Вознесеніи Господа, въ день Іудейской того года и первой христіанской Пятидесятницы.

«Господи, аще въ лѣто сіе устрояеши царствіе Израилево?» — вопросъ этотъ указываетъ на то, что Апостолы все еще не разстались съ общими для всѣхъ іудеевъ чувственными представленіями о Царствѣ Мессіи. Только по сошествіи на нихъ Св. Духа они окончательно переродились духовно. Вопросъ этотъ ученики Господа задали Ему потому, что имъ извѣстно было предсказаніе пророка Іоиля объ обильномъ изліяніи даровъ Св. Духа въ Царствѣ Мессіи (3: 1-2). Господь премудро устраняетъ этотъ неумѣстный вопросъ, говоря: «Нѣсть ваше разумѣти времена и лѣта, яже Отецъ положи во Своей власти». Черезъ нѣсколько дней, когда сойдетъ на нихъ Духъ Святый, они уже не будутъ задаваться такимъ вопросомъ: ихъ дѣло — быть свидѣтелями Господа, то-есть проповѣдниками Его Евангелія, а для этого они получатъ необходимую имъ силу, нашедшу Святому Духу на нихъ. «Во Іерусалимѣ же и во всей Іудеи и Самаріи и даже до послѣднихъ земли» — Іерусалимъ, какъ городъ, въ которомъ Господь былъ преданъ распятію, долженъ первый услыхать проповѣдь о Мессіи распятомъ и воскресшемъ, затѣмъ Слово Божіе должно быть въ первую очередь проповѣдано всему избранному народу Божію во Іудеѣ, потомъ самарянамъ, какъ ближайшимъ сосѣдямъ, и затѣмъ уже язычникамъ по всему міру. «И сія рекъ, зрящимъ имъ взятся, и облакъ подъятъ Его отъ очію ихъ» — здѣсь указаны два момента: сначала Господь поднялся въ глазахъ учениковъ, отдѣлился отъ земли такъ, что ученики взоромъ своимъ могли слѣдить за Нимъ, парящимъ по воздуху, а потомъ скрылся за облакомъ. Быть можетъ, это облако было символомъ присутствія славы Божіей, каковая еще въ Ветхомъ завѣтѣ являлась подъ видомъ свѣтлаго облака (ср. Матѳ. 17: 5). Пораженные величіемъ зрѣлища, ученики, вѣроятно, долго смотрѣли, вперивъ свой взоръ въ небеса, когда Господь уже скрылся отъ нихъ, пока не явились имъ «мужа два» въ бѣлой одеждѣ, несомнѣнно Ангелы. Бѣлая одежда — символъ ихъ небесной чистоты и святости: только Ангелы могли принести ученикамъ вѣсть о второмъ пришествіи Христовомъ. «Мужіе галилейстіи, что стоите, зряще на небо?» — въ этомъ вопросѣ кроткій упрекъ ученикамъ: незачѣмъ имъ оставаться такъ долго въ такомъ бездѣятельномъ положеніи: надо готовиться къ предстоящему имъ отвѣтственному дѣлу, на которое они призваны вознесшимся Господомъ. Всѣ мысли учениковъ, какъ и всѣхъ, конечно, искреннихъ послѣдователей Христовыхъ, должны быть направлены отнынѣ на ожиданіе Его Второго славнаго пришествія на землю, и вся жизнь должна быть подготовкой къ нему. «Такожде пріидетъ» — второе пришествіе Господа будетъ подобно Его вознесенію, то-есть Господь явится опять въ Своемъ прославленномъ тѣлѣ и видимымъ для всѣхъ образомъ. Значитъ, нельзя понимать второе пришествіе только иносказательно, символически, какъ нѣкоторые раціоналисты его понимаютъ. Самъ Господь въ Евангеліи (Матѳ. 24: 30) говорилъ, что Онъ явится «на облацѣхъ небесныхъ съ силою и славою многою». Это же подтверждаютъ теперь и Ангелы. Итакъ, второе славное пришествіе Господа тѣлесное, видимое, будетъ также несомнѣнно, какъ было Его тѣлесное вознесеніе.

«Тогда возвратишася во Іерусалимъ, отъ горы, нарицаемыя Елеонъ»... Изъ этого видно, что вознесся Господь съ горы Елеонской, которая находилась къ востоку отъ Іерусалима. Такъ какъ Ѳеофилъ не зналъ, видимо, Палестины, св. Лука поясняетъ, что гора Елеонская находилась въ разстояніи субботняго пути: по ученію раввиновъ, въ субботу разрѣшалось пройти не болѣе 2000 шаговъ, то есть около версты. Таково разстояніе было во время странствованія евреевъ по пустынѣ отъ крайнихъ палатокъ еврейскаго лагеря до скиніи. Іосифъ Флавій также опредѣляетъ разстояніе Елеона отъ Іерусалима, указывая то 5, то 6 стадій, что какъ разъ составляетъ около нашей версты. Гора Елеонская, которая была свидѣтельницей величайшаго униженія Господа (Геѳсиманскій садъ находился на западномъ склонѣ ея), сдѣлалась теперь свидѣтельницей его высочайшаго прославленія — восхода на небеса, какъ Сына Божія, къ Небесному Своему Отцу.

Рѣчь св. Ап. Петра объ избраніи новаго апостола и избраніе Матѳія (стихи 13-26).

По возвращеніи съ Елеона всѣ одиннадцать Апостоловъ, которыхъ Дѣеписатель полностью перечисляетъ по именамъ, пребывали, по заповѣди Господа, вмѣстѣ въ горницѣ, то-есть въ верхней комнатѣ дома, гдѣ удаленные отъ уличнаго шума они безпрепятственнѣе могли предаваться молитвѣ, готовясь къ принятію Св. Духа. Можетъ быть, это была та же самая горница, гдѣ была совершена Тайная Вечеря. «Терпяще единодушно въ молитвѣ и моленіи» — эти слова указываютъ на особый религіозный подъемъ, въ которомъ находились ученики Господа по Его Вознесеніи. По словамъ Евангелія Луки 24: 50, возвратились они въ Іерусалимъ «съ радостью великою». Эта радость и выражалась ими въ усиленныхъ единодушныхъ молитвахъ. Находясь въ Іерусалимѣ, какъ овцы посреди волковъ, они, конечно, особенно нуждались въ укрѣпленіи себя отъ всякихъ искушеній такой молитвой. Вмѣстѣ съ Апостолами находились и жены во главѣ съ «Маріею, Матерію Іисусовою». Это, конечно, были жены-мѵроносицы, свидѣтельницы погребенія и воскресенія Господа. Были здѣсь и названные братія Господа, которые еще недавно не вѣровали въ Него (Іоан. 7: 5), а теперь были уже въ числѣ вѣрующихъ. Были здѣсь и другіе вѣрующіе, общимъ числомъ около 120 душъ. Св. Ап. Петръ, «уста апостоловъ, всегда пламенный и верховный въ ликѣ апостоловъ», по выраженію св. Златоуста, ставъ посреди учениковъ «во дни тыя», то-есть въ періодъ времени между вознесеніемъ Господа и Пятидесятницей, произнесъ рѣчь, въ которой предложилъ собранію избрать новаго Апостола на мѣсто отпавшаго Іуды Искаріота. Здѣсь характерно, что «Петръ все дѣлаетъ съ общаго согласія и не распоряжается ничѣмъ самовластно и какъ начальникъ» (Златоустъ). Глубокое паденіе Іуды св. Петръ объясняетъ предопредѣленіемъ Божіимъ, которое отнюдь не уничтожаетъ, однако, свободной воли человѣка, ибо это предопредѣленіе Божіе, выражающееся въ пророчествѣ, основывается лишь на Божественномъ предвѣдѣніи: Богъ знаетъ, какъ употребитъ человѣкъ свою свободную волю и въ зависимости отъ этого предопредѣляетъ. Устраняя соблазнъ страшнаго паденія Іуды для другихъ, св. Петръ приводитъ пророчества, дабы показать, что въ этомъ событіи нѣтъ ничего необыкновеннаго, ибо оно уже было предсказано, а потому должно было совершиться. Выраженіе, что Іуда «пріялъ бяше жребій службы сея» нельзя понимать такъ, что онъ былъ избранъ Господомъ по жребію: это только образное выраженіе, означающее избраніе, которое нерѣдко производилось черезъ метаніе жребія. Выраженіе «жребій служенія» по-гречески: «клирос тис діаконіас» послужило основаніемъ для наименованія впослѣдствіи лицъ духовнаго сословія «клиромъ». Изъ рѣчи св. Петра мы узнаемъ подробности страшной смерти предателя, о которыхъ не говорятъ Евангелія. Выраженіе же: «стяжа село отъ мзды неправедныя», конечно, только особый оборотъ рѣчи, указывающій на то, что на деньги, за которыя Іуда предалъ Христа, была куплена потомъ земля для погребенія странниковъ, прозванная жителями Іерусалима «Акелдама», что значитъ: «Земля Крови». Св. Лука поясняетъ это слово Ѳеофилу, не знавшему еврейскаго языка: въ этомъ поясненіи не нуждались, конечно, слушатели Петра, а потому нельзя думать, что Петръ выразился въ своей рѣчи буквально такъ, какъ пишетъ Дѣеписатель. Пророческія слова объ Іудѣ приведены изъ двухъ псалмовъ — 68-го, ст. 26 и 108-го, ст. 8. Первое изъ этихъ мѣстъ приведено съ небольшимъ измѣненіемъ, второе — буквально. Въ обоихъ этихъ псалмахъ изображается праведникъ, невинно страждущій отъ своихъ враговъ и содержатся прещенія противъ враговъ его въ формѣ молитвы, главнымъ образомъ, противъ одного изъ этихъ враговъ. Несомнѣнно, что этотъ страждущій, кто бы онъ ни былъ въ исторической дѣйствительности, самъ ли царь Давидъ, или кто другой, былъ прообразомъ Мессіи — Господа нашего Іисуса Христа, а враги его прообразовали враговъ Господа, предавшихъ Его на крестную смерть. Главный изъ этихъ враговъ — совершитель предательства Іуда, почему ап. Петръ и мѣняетъ въ первомъ изреченіи множественное число на единственное, и прещеніе противъ враговъ представляетъ, какъ прещеніе противъ одного врага — Искаріота. «Да будетъ дворъ его пустъ» — это символъ гнѣва Божія на обитавшихъ въ этомъ мѣстѣ жительства. Въ примѣненіи къ Іудѣ это означаетъ: апостольское мѣсто его да будетъ праздно. Вмѣсто недостойнаго, оно должно быть замѣщено достойнымъ, что и выражено въ псалмѣ: «епископство его да пріиметъ инъ». Такъ какъ пророчество объ изверженіи Іуды изъ сонма Апостоловъ исполнилось, надо, чтобы исполнилось и другое, — о замѣщеніи опустѣвшаго мѣста: надо избрать на мѣсто предателя другого и такимъ образомъ восполнить установленное Господомъ число 12-ти Апостоловъ Его. Вѣроятно, на это восполненіе было дано повелѣніе Самого Господа, не записанное въ Евангеліи. Необходимымъ и единственнымъ условіемъ избранія новаго Апостола св. Петръ поставляетъ то, чтобы избираемый былъ свидѣтелемъ-очевидцемъ всей земной жизни и дѣятельности Господа Іисуса Христа. Это потому, что Апостолы — прежде всего «свидѣтели», какъ ихъ Самъ назвалъ Господь (Луки 24: 48). Они должны свидѣтельствовать передъ всѣмъ міромъ о томъ, что они сами видѣли и слышали (Дѣян. 4: 20) — въ этомъ особенная сила и убѣдительность ихъ проповѣди. Съ другой стороны, постоянное пребываніе съ Господомъ въ теченіе трехъ съ половиною лѣтъ Его служенія — достаточное ручательство его вѣры, любви и преданности Господу: такому человѣку можно довѣрить исполненіе Апостольскаго служенія. «Наченъ отъ крещенія Іоаннова даже до дне, въ оньже вознесеся» — здѣсь какъ разъ указывается начало и конецъ общественнаго служенія Господа на землѣ, свидѣтелемъ котораго долженъ быть избираемый. «Свидѣтелю воскресенія» — второе весьма важное условіе избранія — главный предметъ апостольскаго свидѣтельства — это свидѣтельство объ истинѣ Воскресенія Христова, основной истины спасающей вѣры христіанской. Необходимо, чтобы избираемый Апостолъ былъ свидѣтелемъ дѣйствительности воскресенія распятаго и умершаго Мессіи.

Удовлетворявшихъ этимъ условіямъ оказалось двое: Іосифъ, называемый Варсавою, который прозванъ Іустомъ, и Матѳій. Оба они неизвѣстны въ евангельской исторіи. Есть предположеніе, что они были изъ числа 70-ти учениковъ Господа. Окончательное избраніе изъ числа этихъ двухъ одного Апостола предоставили Самому Господу черезъ жребій послѣ усердной молитвы о томъ, чтобы Самъ Господь показалъ, кого Онъ избираетъ. Такимъ образомъ въ избраніи новаго Апостола совершилось двоякое дѣйствіе — человѣческое и Божественное: Апостолы со всѣмъ обществомъ вѣрующихъ избираютъ двухъ; Господь, по молитвѣ ихъ, указываетъ одного. «Ты, Господи, Сердцевѣдче всѣхъ»... такъ обратились они въ молитвѣ къ Господу: Господь Сердцевѣдецъ, знающій душу каждаго человѣка, зналъ, кто изъ двухъ болѣе способенъ понести возлагаемое на него служеніе. Опредѣленіе по жребію есть установленіе ветхозавѣтное и въ рѣшеніи дѣлъ по жребію видѣли дѣйствіе Самого Бога (см. Лев. 16: 8 и д.; Числъ 17: 1 и д.; 34: 13; Нав. 14: 2; I Цар. 10: 20). Писались обычно имена на листкахъ; листки вкладывались въ сосудъ, встряхивялись, и чей жребій первый вынимался изъ сосуда, тотъ и считался избраннымъ. «И паде жребій на Матѳія» — въ этомъ увидѣли волю Божію, и «причтенъ бысть ко единонадесяти Апостоломъ». Св. Матѳій проповѣдывалъ потомъ Евангеліе во Іудеѣ и Эѳіопіи и былъ побитъ камнями во Іерусалимѣ по приговору первосвященника Анана, особеннаго ненавистника христіанъ. Память его празднуется 9 августа. Другой кандидатъ Іосифъ, онъ же Іустъ, былъ послѣ епископомъ Елевѳерополя въ Іудеѣ и тоже окончилъ свою жизнь мученической смертію. Память его 30 октября.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта. Часть вторая: Апостолъ. — Второе изданіе. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 14-22.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.