Церковный календарь
Новости


2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 8-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 7-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Юліанскій календарь - 1000-лѣтняя икона времени на Руси (1989)
2017-11-18 / russportal
Проф. П. В. Верховской. Патріархъ Тихонъ (1919)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
2017-11-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Казаки. (Изъ стараго разсказа) (1933)
2017-11-15 / russportal
Основатель и Верх. Руководитель Добров. Арміи Ген. М. В. Алексѣевъ (1919)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 4-я (1932)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 3-я (1932)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №900 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (29 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №897 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (28 августа 1917 года)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Александръ (Милеантъ) († 2005 г.)

Вл. Александръ (въ мірѣ Александръ Васильевичъ Милеантъ) (1938-2005), русскій православный богословъ и миссіонеръ, епископъ Буэносъ-Айресскій и Южно-Американскій (РПЦЗ). Родился 9 (22) іюля 1938 г. въ Одессѣ въ семьѣ военныхъ. Эмигрировалъ изъ Россіи съ семьей въ 1944 г. въ 6-лѣтнемъ возрастѣ. Жилъ въ Прагѣ, въ Римѣ и, наконецъ, съ 1948 г. въ Буэносъ-Айресѣ, гдѣ Александръ закончилъ школу и началъ учебу въ университетѣ. Одновременно учился богословію подъ руководствомъ архіеп. Аѳанасія (Мартоса). Жилъ въ Аргентинѣ съ 1948 по 1963 гг. Въ 1963 г. переѣхалъ въ США. Съ 1963 г. учился въ Свято-Троицкой духовной семинаріи въ Джорданвиллѣ (США), которую закончилъ бакалавромъ въ 1967 г. Въ 1966 г. архіеп. Аверкіемъ (Таушевымъ) рукоположенъ въ дьякона. Въ 1967 г. свт. Филаретомъ (Вознесенскимъ) рукоположенъ въ священники. Въ теченіе 31 года служилъ въ Покровскомъ храмѣ РПЦЗ въ Лосъ-Анджелесѣ (США) и одновременно работалъ инженеромъ по навигаціоннымъ системамъ космическихъ кораблей въ лабораторіи JPL-отдѣленіи NASA. Протоіерей. Закончилъ Калифорнійскій университетъ со степенью магистра (1979). Въ 1995 г. принялъ монашескій постригъ въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ, получивъ имя Александра въ честь свщмуч. Александра, архіеп. Харьковскаго (до этого о. Александръ носилъ имя въ честь св. благ. вел. кн. Александра Невскаго). Возведенъ въ санъ архимандрита. Въ маѣ 1998 г. хиротонисанъ въ Сѵнодальномъ соборѣ въ Нью-Іоркѣ во епископа Буэносъ-Айресскаго и Южно-Американскаго. Скончался 30 августа (12 сентября) 2005 г. въ Калифорніи. Похороненъ въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ. — Болѣе всего епископъ Александръ извѣстенъ какъ авторъ издававшихъ съ 1980-х годовъ многочисленныхъ миссіонерскихъ листковъ, которые пользовались большой популярностью какъ въ Россіи, такъ и за рубежомъ. Имъ было написано болѣе 300 брошюръ на русскомъ, англійскомъ и испанскомъ языкахъ на темы Православной вѣры.

Сочиненія еп. Александра (Милеанта)

Миссіонерскіе Листки еп. Александра (Милеанта).

Молитва — дыханіе души.
Объясненіе значенія молитвы въ духовной жизни человѣка. Какъ и о чемъ надо молиться. Плоды молитвы.

Что такое молитва?

Питаніе и отдыхъ необходимы человѣку для поддержанія его физической жизни. Знаніе, искусство и вообще культура обогащаютъ душевныя качества человѣка. Молитва же раскрываетъ въ человѣкѣ духовную, высшую сторону его существа.

Богъ любитъ Свое твореніе, любитъ каждаго изъ насъ, Онъ есть нашъ небесный Отецъ. Какъ дѣтямъ свойственно желаніе видѣть своихъ родителей и бесѣдовать ними, такъ и намъ должно быть свойственнымъ радость бесѣдовать съ Богомъ и духовно общаться съ Нимъ. Благоговѣйная бесѣда человѣка съ Богомъ называется молитвой. Душа, соединяясь въ молитвѣ съ Богомъ, одновременно соединяется и съ духовнымъ міромъ ангеловъ и праведниковъ. По словамъ св. Іоанна Кронштадтскаго «молитва есть златая связь человѣка-христіанина, странника и пришельца на землѣ, съ міромъ духовнымъ, коего онъ членъ, и паче всего съ Богомъ — источникомъ жизни».

Молитва часто сопровождается благоговѣйными словами и другими внѣшними знаками благоговѣнія: крестнымъ знаменіемъ, колѣнопреклоненіемъ, поклонами и другими знаками богопочитанія. Но молитва можетъ быть возносима и безъ словъ, и безъ другихъ внѣшнихъ проявленій. Это — внутренняя или углубленная молитва, которая знакома по опыту многимъ усерднымъ христіанамъ.

Виды молитвъ.

Въ молитвѣ христіанинъ изливаетъ передъ Богомъ всю свою душу: прославляетъ Бога за Его высочайшія совершенства, благодаритъ за милости, благодѣянія и проситъ о своихъ нуждахъ. Отсюда три главныхъ вида молитвы: славословіе, благодареніе и прошеніе.

Славословіе — самый совершенный и безкорыстный видъ молитвы. Чѣмъ чище, безупречнѣй существо, тѣмъ ярче отражаются въ немъ высочайшія совершенства Божіи и, отражаясь, невольно вызываютъ восторженныя слова славы и хвалы. Такъ ангелы на небесахъ непрестанно хвалебною пѣснею прославляютъ Господа. «Славословіе, — говоритъ еп. Ѳеофанъ Затворникъ, — не есть холодное созерцаніе свойствъ Божіихъ, а живое ощущеніе ихъ съ радостью и восхищеніемъ».

Благодареніе возсылается человѣкомъ за полученныя благодѣянія Божіи. Оно естественно рождается въ признательной и чуткой душѣ. Изъ десяти прокаженныхъ, исцѣленныхъ Спасителемъ, одинъ только самарянинъ вернулся, чтобы поблагодарить Его (Лук. 17, 12-19).

Наиболѣе распространеннымъ видомъ молитвы является прошеніе, вызываемое сознаніемъ человѣка своей слабости, немощи, неопытности. По причинѣ страстей и грѣховъ наша душа больна и немощна. Поэтому въ молитвѣ необходимо просить у Бога прощенія грѣховъ и помощи въ преодолѣніи нашихъ недостатковъ. Иногда прошеніе вызывается грозящей намъ опасностью, нависшей надъ нами, нуждой и т. д. Прошеніе въ молитвѣ неизбѣжно въ виду нашихъ немощей и угодно Господу (Матѳ. 7, 7; Іоан. 16, 23). Но если наши молитвы носятъ по преимуществу просительный характеръ, если голосъ хвалы, благодарности почти не слышится въ нихъ, это свидѣтельствуетъ о недостаточно высокомъ уровнѣ нашего духовно-нравственнаго развитія.

Различные виды молитвы часто между собой соединяются. Человѣкъ проситъ Господа о своихъ нуждахъ и вмѣстѣ съ тѣмъ славитъ Его за Его величіе, благость, и благодаритъ Его за то, что можетъ дерзновенно обращаться къ Нему, какъ къ своему милосердному Отцу. Самыя торжественныя хвалебныя церковныя пѣсни переходятъ иногда въ умилительныя прошенія («Слава въ вышнихъ Богу», «Тебе Бога хвалимъ»), и, наоборотъ, слезныя мольбы къ Богу о помощи разрѣшаются въ величавый аккордъ пѣсни благодаренія и хвалы. Таковы многіе псалмы, напр. 145, 148 и другіе.

Какъ нужно молиться.

Приступая къ молитвѣ, человѣкъ долженъ отрѣшиться отъ обычныхъ заботъ и занятій, собрать свои разсѣянныя думы, какъ бы затворить дверь души для всего земнаго, житейскаго и устремить все свое вниманіе къ Богу.

Ставя себя передъ лицомъ Господа, живо представляя себѣ Его величіе, молящійся необходимо проникается глубокимъ сознаніемъ своего недостоинства и убожества. «Молясь, нужно все твореніе представлять, какъ ничто предъ Богомъ, и единаго Бога — всѣмъ» (св. Іоаннъ Кронштадтскій). Назидательный образецъ настроенія молящагося Спаситель представилъ въ лицѣ мытаря, оправданнаго Богомъ за свое смиреніе (Лук. 18, 9-14).

Смиреніе христіанина не порождаетъ унынія, безнадежности. Напротивъ, оно соединяется съ твердою вѣрою въ благость и всемогущество Отца Небеснаго. Только молитва вѣры и можетъ быть услышана Богомъ: «Все, чего ни будете просить въ молитвѣ, вѣрьте, что получите» (Марк. 11, 24). Согрѣтая вѣрою, молитва христіанина прилежна. Онъ памятуетъ завѣтъ Іисуса Христа, что должно всегда молиться и не унывать (Лук. 18, 1), помнитъ Его обѣщаніе: «просите, и дастся вамъ: ищите, и найдете, стучите, и отворятъ вамъ» (Матѳ. 7, 7). Евангельскіе образы хананеянки, испросившей у Христа исцѣленіе своей дочери (Матѳ. 15, 21-28), беззащитной вдовы, добившейся справедливости у неправеднаго судьи (Лук. 18, 5-8) и подобные имъ случаи свидѣтельствуютъ о великой силѣ молитвы. Пусть молитва не услышана сразу. Молящійся не долженъ смущаться и падать духомъ: это — испытаніе, а не отказъ. «Для того и сказалъ Христосъ "стучите", чтобы показать, что, если Онъ и не скоро отверзаетъ двери Своего милосердія все-же должно съ свѣтлою недеждою ждать» (Златоустъ). Истинный христіанинъ станетъ продолжать свою молитву съ непрерывнымъ усердіемъ и силою до тѣхъ поръ пока не побѣдитъ Господа, пока не низведетъ на себя Его милость, подобно ветхозавѣтному патріарху Іакову, который говорилъ боровшемуся съ нимъ Незнакомцу: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня», и, дѣйствительно, получилъ благословеніе Божіе (Быт. 32, 26).

Если Господь — нашъ небесный Отецъ, то мы всѣ другъ другу братья. Онъ только тогда приметъ нашу молитву, когда мы находимся въ истинно-братскихъ, доброжелательныхъ отношеніяхъ съ людьми, когда мы погасили всякую злобу, вражду, обиды покрыли прощеніемъ, примирились со всѣми: «Когда стои́те на молитвѣ, прощайте, если что имате на кого, дабы и Отецъ вашъ Небесный простилъ вамъ согрѣшенія ваша» (Марк. 11, 25).

О чемъ надо молиться?

Преподобный Исаакъ Сирскій пишетъ по поводу того, о чемъ надо просить Бога: «Не будь безразсуденъ въ прошеніяхъ твоихъ, чтобъ не прогнѣвать Бога твоимъ неблагоразуміемъ. Но будь премудръ, чтобы сподобиться славныхъ даровъ. Испрашивай многоцѣнное у Того, Кто чуждъ скупости, и получишь отъ Него многоцѣнное, соотвѣтственно разумному желанію твоему. Соломонъ просилъ премудрости, а съ нею получилъ и земное царство, потому что разумно просилъ у великаго Царя. Елисей просилъ сугубой благодати Духа въ сравненіи съ тою, какую имѣлъ его учитель, и прошеніе его не осталось неисполненнымъ. Просящій ничтожнаго у Царя честь его унижаетъ».

Величайшимъ Учителемъ молитвы является нашъ Спаситель. Молитва сопровождала всѣ важнѣйшія событія Его земной жизни. Господь молится, принимая крещеніе отъ Іоанна (Лук. 3, 21), проводитъ въ молитвѣ всю ночь передъ избраніемъ Апостоловъ (Лук. 6, 12), молится во время Преображенія (Лук. 22, 41), молится со креста. Самое послѣднее, предсмертное слово Господа — слово молитвы (Лук. 23, 46).

Подъ впечатлѣніемъ вдохновеннаго образа молившагося Спасителя одинъ изъ учениковъ Его обратился къ Нему съ просьбою: «Господи, научи насъ молиться» (Лук. 11, 1). И въ отвѣтъ на эту просьбу Іисусъ Христосъ далъ молитву, краткую по объему, но богатую содержаніемъ, ту дивную несравненную молитву, которая доселѣ объединяетъ собою весь христіанскій міръ. Молитва эта называется «Отче нашъ» или «Молитва Господня».

Эта молитва учитъ насъ, о чемъ и въ какомъ порядкѣ надо молиться. Обращаясь къ Богу: «Отче нашъ» мы сознаемъ себя Его дѣтьми, а въ отношеніи другъ къ другу — братьями, и поэтому молимся не только за себя, но и за всѣхъ людей. «Да святится имя Твое» — да будетъ имя Твое свято для всѣхъ людей, да прославляютъ всѣ люди и словами и дѣлами своими имя Божіе. «Да пріидетъ Царствіе Твое». Царство Божіе начинается внутри вѣрующаго человѣка, когда благодать Божія, вселяясь въ него, очищаетъ и преображаетъ его внутренній міръ. Одновременно съ этимъ, благодать объединяетъ всѣхъ — людей и ангеловъ — въ одну великую духовную семью, именуемую Царствомъ Божіимъ или Церковью. Чтобы добро распространялось среди людей, нужно просить: «Да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли» — то-есть, пусть все въ мірѣ совершается по всеблагой и премудрой волѣ Божіей и пусть мы, люди, такъ же охотно исполняемъ волю Божію на землѣ, какъ исполняютъ ее ангелы на небѣ. «Хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь» — дай намъ на сегодня все, что необходимо для нашей тѣлесной пищи; что будетъ съ нами завтра, мы не знаемъ: мы нуждаемся только въ «насущномъ» хлѣбѣ, то-есть ежедневномъ, необходимомъ для поддержанія нашего существованія. «И остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ». Эти слова поясняются св. Лукою, который приводитъ эти слова такъ: «И остави намъ грѣхи наша» (Лук. 11, 4). Грѣхи — это наши долги, потому что грѣша, мы не исполняемъ должнаго и остаемся должниками передъ Богомъ и передъ людьми. Это прошеніе съ особой силой внушаетъ намъ необходимость прощать нашимъ ближнимъ всѣ обиды: не прощая другимъ, мы не смѣемъ просить о прощеніи Богомъ нашихъ грѣховъ, не смѣемъ молиться словами Молитвы Господней. «И не введи насъ въ искушеніе» — испытаніе нашихъ нравственныхъ силъ путемъ склоненія къ какому-либо грѣховному поступку. Мы просимъ тутъ Бога оградить насъ отъ паденія, если такое испытаніе нашихъ нравственныхъ силъ неизбѣжно и необходимо. «Но избави насъ отъ лукаваго» — отъ всякаго зла и отъ виновника его — діавола. Молитва заканчивается увѣренностью въ исполненіи просимаго, ибо Богу принадлежитъ въ семъ мірѣ вѣчное царство, безконечное могущество и слава.

Такимъ образомъ, Молитва Господня, соединяющая въ себѣ все, о чемъ слѣдуетъ молиться, учитъ насъ частныя нужды и потребности ставить въ правильномъ порядкѣ: сначала просить о высшемъ благѣ — о славѣ Божіей, о распространеніи добра среди людей и о спасеніи нашей души, а потомъ уже просить въ отношеніи житейскихъ нуждъ. Въ отношеніи ихъ «не будемъ учить Его, какимъ образомъ помочь намъ», говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ. «Если и людямъ, защищающимъ насъ и говорящимъ за насъ передъ мірскими судьями, мы разсказываемъ только наши дѣла, а образъ защиты предоставляемъ имъ, тѣмъ болѣе такъ должны поступать въ отношеніи къ Богу. Онъ Самъ хорошо знаетъ, чтó полезно тебѣ». Кромѣ того, мы должны всецѣло предавать себя въ волю Господню: «да будетъ воля Твоя!». Примѣръ такой молитвы оставилъ намъ Самъ Спаситель. Онъ молился въ Геѳсиманскомъ саду: «Отче Мой, если возможно, да минуетъ Меня чаша сія», и тутъ же прибавилъ: «впрочемъ, не какъ Я хочу, но какъ Ты» (Матѳ. 26, 39).

Когда надо молиться.

Апостолъ учитъ насъ: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17). Надобно молиться въ тѣ свѣтлые, высокіе моменты, когда душа переживаетъ посѣщеніе свыше, устремляется къ небу и ощущаетъ потребность въ молитвѣ. Надобно молиться и во всѣ назначенные для молитвы часы, хотя бы мы, казалось, и не были расположены къ молитвѣ въ тотъ моментъ. Иначе утратится способность къ молитвѣ, какъ ржавѣетъ и портится безъ употребленія ключъ. Чтобы душа наша сохраняла религіозную свѣжесть, надо поставить себѣ цѣлью молиться регулярно, независимо отъ того, хочется намъ или не хочется молиться. У православныхъ принято молиться ежедневно утромъ, возставъ отъ сна и вечеромъ передъ сномъ. Молитвой слѣдуетъ начинать и завершать всякое доброе дѣло. Въ этомъ отношеніи «молитвенникъ» является необходимымъ спутникомъ.

Кромѣ частной, домашней молитвы, есть еще молитва общественная, совершаемая въ храмѣ. О ней говорилъ Господь: «гдѣ двое или трое собраны во имя Мое, тамъ Я посреди нихъ» (Матѳ. 18, 20). Съ апостольскихъ временъ самой необходимой общественной молитвой является Литургія, совершаемая въ храмахъ по воскреснымъ днямъ, на которой вѣрующіе едиными устами и единымъ сердцемъ славословятъ Бога. Общественное богослуженіе имѣетъ въ себѣ великую духовную силу.

Плоды молитвы.

Молитва, подобно земледѣльцу, воздѣлываетъ ниву нашего сердца и дѣлаетъ ее способною къ принятію небесныхъ вліяній и къ произведенію обильныхъ плодовъ добродѣтелей и совершенства. Она призываетъ благодать Святаго Духа въ сердца наши и этимъ укрѣпляетъ нашу вѣру, надежду и любовь, даетъ просвѣщеніе нашему уму, укрѣпляетъ волю дѣлать добро, утѣшаетъ сердце во время скорби и страданій и можетъ дать намъ все то, что слу́житъ нашему истинному благу.

Молитва, будучи, по ученію святыхъ отцовъ, «дыханіемъ души», есть великое благо для человѣка. Способность молиться сосредоточенно и всѣмъ сердцемъ или, называемая молитвеннымъ даромъ, и есть одинъ изъ самыхъ драгоцѣнныхъ духовныхъ даровъ. Этотъ даръ посылается христіанину милостію Божіею тогда, когда вѣрующій заботится объ его пріобрѣтеніи.

Источникъ: Миссіонерскій Листокъ № 1: «Молитва — дыханіе души». / Редакторъ: прот. Александръ Милеантъ. — Los Angeles: Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, Русской Православной Зарубежной Церкви, 1989. — 8 с.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.