Церковный календарь
Новости


2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 75-е, въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ, свв. отецъ, иже въ Никеи (1910)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 74-е, въ четвертокъ 6-й седмицы, на Вознесеніе Господне (1910)
2017-05-24 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе въ день свт. Германа Константинопольского (1965)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (3-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (2-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (1-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 7-я (1925)
2017-05-24 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 6-я (1925)
2017-05-23 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Два слова на память свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1965)
2017-05-23 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе на память св. ап. Симона Зилота (1965)
2017-05-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Что есть истина? (1975)
2017-05-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Въ чемъ значеніе Русской Зарубежной Церкви? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Александръ (Милеантъ) († 2005 г.)

Вл. Александръ (въ мірѣ Александръ Васильевичъ Милеантъ) (1938-2005), русскій православный богословъ и миссіонеръ, епископъ Буэносъ-Айресскій и Южно-Американскій (РПЦЗ). Родился 9 (22) іюля 1938 г. въ Одессѣ въ семьѣ военныхъ. Эмигрировалъ изъ Россіи съ семьей въ 1944 г. въ 6-лѣтнемъ возрастѣ. Жилъ въ Прагѣ, въ Римѣ и, наконецъ, съ 1948 г. въ Буэносъ-Айресѣ, гдѣ Александръ закончилъ школу и началъ учебу въ университетѣ. Одновременно учился богословію подъ руководствомъ архіеп. Аѳанасія (Мартоса). Жилъ въ Аргентинѣ съ 1948 по 1963 гг. Въ 1963 г. переѣхалъ въ США. Съ 1963 г. учился въ Свято-Троицкой духовной семинаріи въ Джорданвиллѣ (США), которую закончилъ бакалавромъ въ 1967 г. Въ 1966 г. архіеп. Аверкіемъ (Таушевымъ) рукоположенъ въ дьякона. Въ 1967 г. свт. Филаретомъ (Вознесенскимъ) рукоположенъ въ священники. Въ теченіе 31 года служилъ въ Покровскомъ храмѣ РПЦЗ въ Лосъ-Анджелесѣ (США) и одновременно работалъ инженеромъ по навигаціоннымъ системамъ космическихъ кораблей въ лабораторіи JPL-отдѣленіи NASA. Протоіерей. Закончилъ Калифорнійскій университетъ со степенью магистра (1979). Въ 1995 г. принялъ монашескій постригъ въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ, получивъ имя Александра въ честь свщмуч. Александра, архіеп. Харьковскаго (до этого о. Александръ носилъ имя въ честь св. благ. вел. кн. Александра Невскаго). Возведенъ въ санъ архимандрита. Въ маѣ 1998 г. хиротонисанъ въ Сѵнодальномъ соборѣ въ Нью-Іоркѣ во епископа Буэносъ-Айресскаго и Южно-Американскаго. Скончался 30 августа (12 сентября) 2005 г. въ Калифорніи. Похороненъ въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ. — Болѣе всего епископъ Александръ извѣстенъ какъ авторъ издававшихъ съ 1980-х годовъ многочисленныхъ миссіонерскихъ листковъ, которые пользовались большой популярностью какъ въ Россіи, такъ и за рубежомъ. Имъ было написано болѣе 300 брошюръ на русскомъ, англійскомъ и испанскомъ языкахъ на темы Православной вѣры.

Сочиненія еп. Александра (Милеанта)

Миссіонерскіе Листки еп. Александра (Милеанта).

Великій Постъ — весна для души.
Значеніе поста и покаянія въ духовной жизни христіанина. Характеръ великопостныхъ богослуженій. Литургія Преждеосвященныхъ Даровъ. Нѣкоторыя великопостныя молитвы.

О великопостномъ періодѣ.

«Се — время благопріятное, се — день спасенія».

Весной пробуждается, оживаетъ природа и одновременно происходитъ духовное обновленіе христіанъ, серьезно относящихся къ посту.

Постами называются дни, предназначенные вѣрующимъ позаботиться о спасеніи души особо. Существуетъ нѣсколько періодовъ въ году, именуемыхъ постами. Важнѣйшимъ изъ нихъ является такъ называемый «Великій» постъ, пріуроченный къ предпасхальному времени. Этотъ постъ начинается съ понедѣльника послѣ Прощенаго воскресенія, за сорокъ дней (шесть недѣль) до Вербнаго воскресенія и переходитъ въ Страстную недѣлю. Кончается Великій постъ въ день Свѣтлаго Христова Воскресенія. Великій постъ именуется также св. Четыредесятницей.

Въ этой статьѣ о Великомъ постѣ мы сначала коснемся внѣшней стороны поста, состоящей въ воздержаніи въ пищѣ и питіи, и покажемъ, что такое воздержаніе необходимо въ духовной жизни человѣка. Потомъ поговоримъ о внутренней сторонѣ поста, состоящей въ покаяніи, въ очищеніи совѣсти и укрѣпленіи воли. Затѣмъ вкратцѣ покажемъ, какъ церковная обстановка въ теченіе великопостныхъ дней располагаетъ христіанина къ покаянному подвигу и помогаетъ ему духовно обновиться. Въ концѣ упомянемъ о важной великопостной службѣ — о литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ и приведемъ въ русскомъ переводѣ нѣсколько великопостныхъ молитвъ.

О необходимости воздержанія.

Постъ въ собственномъ своемъ значеніи означаетъ воздержаніе въ пищѣ, питіи и удовольствіяхъ. Иногда воздержаніе выражается въ совершенномъ неяденіи (въ продолженіе одного или нѣсколькихъ дней), чаще же всего въ неяденіи мясной и молочной, такъ называемой, скоромной пищи. Съ этой точки зрѣнія, на языкѣ медицины постъ можетъ быть названъ періодомъ діеты.

Необходимость воздержанія въ пищѣ, въ обузданіи чрева вытекаетъ изъ самого устройства человѣка, имѣющаго, кромѣ тѣла, безсмертную душу. Изъ-за грѣховной испорченности человѣческой природы нарушена гармонія между человѣческимъ тѣломъ и душой, въ результатѣ чего грѣховныя желанія тѣла большей частью берутъ верхъ, а иногда и совсѣмъ подавляютъ въ человѣкѣ всѣ добрыя порывы его души. Человѣкъ превращается въ раба своихъ страстей и, такимъ образомъ, становится хуже животнаго. Обуздать насиліе своей физической природы, дать раскрыться и окрѣпнуть возвышеннымъ стремленіямъ души возможно только съ помощью поста. Вотъ почему Церковь придаетъ посту такое большое значеніе и утверждаетъ, что безъ поста невозможна христіанская жизнь.

Важно обратить вниманіе на тотъ фактъ, что воздержаніе или своего рода постъ былъ заповѣданъ нашимъ прародителямъ Адаму и Евѣ, когда они еще находились въ раю и были безгрѣшными (Быт. 2, 17 — запрещеніе вкушать плоды дерева «познанія добра и зла»). Тѣмъ болѣе постъ сталъ необходимостью послѣ ихъ грѣхопаденія, и поэтому на протяженіи всей священной исторіи мы видимъ, какъ праведные люди строго постились въ разные періоды своей жизни. Приведемъ нѣсколько примѣровъ.

Великій пророкъ Моисей, законодатель Ветхаго Завѣта, постился въ теченіе сорока дней передъ полученіемъ отъ Бога десяти заповѣдей на Синайской горѣ (Исх. 34, 28). Часто постился праведный царь Давидъ, о чемъ мы можемъ заключить изъ его боговдохновенныхъ псалмовъ. Постился великій пророкъ Илія (3 Цар. гл. 19), взятый живымъ на небо. Постился пророкъ Даніилъ передъ тѣмъ, какъ получилъ откровеніе отъ Бога о судьбахъ своего народа (Дан. гл. 10). Пророкъ и креститель Господень Іоаннъ былъ великимъ постникомъ, научившимъ поститься и своихъ учениковъ. Пророчица Анна, не отходя отъ храма, служила Богу постомъ и молитвой день и ночь, и за это удостоилась благодати Божіей и откровенія о рожденіи Спасителя (Лук. 2, 37). Постился даже безгрѣшный Богочеловѣкъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ теченіе сорока дней, чтобы приготовить Себя къ дѣлу спасенія міра. Постились и Его ученики, святые апостолы, о чемъ можно заключить изъ ихъ посланій. Посвящать извѣстные дни года посту стало всеобщей практикой въ ранней христіанской Церкви апостольскихъ временъ.

О необходимости поста мы находимъ указанія въ книгахъ Новаго Завѣта. На упрекъ фарисеевъ въ томъ, что ученики Христовы не постятся, Господь отвѣтилъ, что для нихъ время поста еще не настало, пока съ ними пребываетъ Женихъ (Христосъ), но когда отнимется отъ нихъ Женихъ (то-есть умретъ Христосъ), тогда будутъ поститься (Лук. 5, 33-35). Поэтому съ апостольскихъ временъ вошло въ обычай поститься по средамъ, когда Іуда предалъ Христа, и по пятницамъ, когда Господь Іисусъ Христосъ былъ распятъ и умеръ на крестѣ. По этой же причинѣ Великій постъ пріуроченъ Церковью къ днямъ, предваряющимъ Страстную недѣлю. На вопросъ учениковъ, почему они не могли изгнать бѣса, Господь отвѣтилъ, что «этотъ родъ (бѣсовскій) изгоняется только молитвою и постомъ» (Матѳ. 17, 21). Дѣйствительно, бѣсы большей частью дѣйствуютъ черезъ нашу плотскую природу, возбуждая въ ней безпорядочныя страсти, чѣмъ толкаютъ насъ на всевозможные грѣхи и, такимъ образомъ, берутъ контроль надъ нашей волей. Чтобы освободиться отъ ихъ вліянія, необходимо воздержаніемъ ослаблять плоть и укрѣплять духъ. Конечно, надо поститься ради исправленія себя, а не ради людской похвалы, какъ Господь объяснилъ въ Своей Нагорной проповѣди, сказавъ: «Явись постящимся не передъ людьми, но передъ Отцомъ твоимъ, Который втайнѣ, и Отецъ твой, видящій тайное, воздастъ тебѣ явно» (Матѳ. 6, 18).

Преемники апостоловъ, св. отцы и учители церковные, внушали христіанамъ поститься въ Великій постъ. «Четыредесятницей не пренебрегайте», — пишетъ св. Игнатій Богоносецъ къ христіанамъ въ Филиппахъ, — «она составляетъ подражаніе жительству Христа». Блаж. Іеронимъ отъ лица всѣхъ христіанъ своего времени говорилъ: «Мы постимся Четыредесятницу по преданію апостольскому». «Чѣмъ болѣе дней поста, тѣмъ лучше лѣченіе; чѣмъ продолжительнѣе поприще воздержанія, тѣмъ обильнѣе пріобрѣтеніе спасенія», — учитъ блаженный Августинъ. По ученію св. Астерія Амасійскаго, св. Четыредесятница есть «учительница умѣренности, мать добродѣтели, воспитательница чадъ Божіихъ, руководительница безпорядочныхъ, спокойствіе душъ, опора жизни, миръ прочный и невозмутимый; ея строгость и важность умиряетъ страсти, угашаетъ гнѣвъ и ярость, охлаждаетъ и утишаетъ всякія волненія, возникающія отъ многояденія».

Преподобный Іоаннъ Коловъ говорилъ: «Когда царь собирается взять непріятельскій городъ, онъ прежде всего пресѣкаетъ подвозъ въ него съѣсныхъ припасовъ. Тогда граждане, будучи утѣснены голодомъ, покоряются царю. То же бываетъ и съ плотскими вожделѣніями: если человѣкъ будетъ проводить жизнь въ постѣ и голодѣ, то безпорядочныя желанія изнемогутъ». По ученію св. Іоанна Златоуста, какъ невоздержанность въ пищѣ бываетъ причиною и источникомъ безчисленныхъ золъ для рода человѣческаго, такъ и постъ и презрѣніе удовольствій плотскихъ всегда были для насъ причиною несказанныхъ благъ... Какъ легкія суда скорѣе переплываютъ моря, а обремененныя большимъ грузомъ затопаютъ; такъ постъ, дѣлая умъ нашъ болѣе легкимъ, помогаетъ ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться къ небу и предметамъ небеснымъ.

Постъ, по ученію св. Василія Великаго, рождаетъ пророковъ, укрѣпляетъ сильныхъ, умудряетъ законодателей. Постъ — добрая стража души, оружіе доблестныхъ людей. Онъ отражаетъ искушенія, сожитель трезвости, основа цѣломудрія... Постъ возноситъ молитву на небо, дѣлаясь для нея, какъ бы крыльями.

Святые отцы, объясняя важность воздержанія въ пищѣ, настаивали и на томъ, что надо одновременно воздерживаться отъ пороковъ, ибо въ нравственномъ исправленіи человѣка состоитъ главная цѣль поста.

«Пользу поста, — учитъ св. Василій Великій, — не ограничивай однимъ воздержаніемъ въ ѣдѣ, потому что истинный постъ есть устраненіе отъ злыхъ дѣлъ. Разрѣшай всякъ союзъ неправды. Прости ближнему оскорбленіе, прости ему долги. Ты не ѣшь мяса, но обижаешь брата... Будемъ поститься постомъ благоугоднымъ Богу. Истинный постъ есть удаленіе зла, воздержаніе языка, подавленіе въ себѣ гнѣва, отлученіе похотей, злословія, лжи и клятвопреступленія. Воздержаніе отъ сего есть истинный постъ».

Какъ черезъ невоздержаніе нашихъ прародителей мы пали и лишились райскаго блаженства, такъ черезъ добровольно принимаемый на себя подвигъ поста, мы можемъ возвратить себѣ потерянное райское блаженство.

Покаяніемъ очищается сердце.

Воздержаніе въ пищѣ даетъ возможность проснуться духовнымъ потребностямъ человѣка. Когда усмиряются плотскія страсти, тогда просвѣтляется духовный разумъ человѣка, и онъ начинаетъ лучше видѣть свои недостатки. Человѣкъ начинаетъ гнушаться своими грѣховными дѣлами и дурными привычками, возникаетъ жажда очистить свою совѣсть, покаяться передъ Богомъ.

Мы поймемъ и оцѣнимъ значеніе покаянія тогда, когда вспомнимъ, что именно призывомъ къ покаянію началась проповѣдь христіанства. Къ покаянію призывалъ пророкъ Іоаннъ Креститель, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матѳ. 3, 1-2). Такими же словами началъ и Господь Іисусъ Христосъ Свою проповѣдь. «Я крещу васъ въ водѣ въ покаяніе, — говорилъ далѣе Іоаннъ Креститель, — но Идущій за мною сильнѣе меня; я недостоинъ понести обувь Его; Онъ будетъ крестить васъ Духомъ Святымъ и огнемъ» (Матѳ. 3, 11). Это было пророчество о возрождающемъ дѣйствіи Святаго Духа въ Церкви, Который сходитъ на кающихся.

Послѣ сошествія Святаго Духа, проповѣдь Апостоловъ была также прежде всего проповѣдью покаянія и начала новой жизни во Христѣ, Котораго вѣрующіе принимали, какъ своего Спасителя отъ зла, господствующаго въ мірѣ. Увидѣть во Христѣ Спасителя міра — это и значило увѣровать въ Него. Въ этомъ и заключается самая сущность вѣры во Христа. Послѣ сошествія Святаго Духа на Апостоловъ въ день Пятидесятницы на вопросъ народа: «Что намъ дѣлать, мужи братія?» Апостолъ Петръ отвѣтилъ призывомъ къ покаянію: «Покайтесь, и да крестится каждый изъ васъ во имя Іисуса Христа для прощенія грѣховъ, и получите даръ Святаго Духа... Спасайтесь отъ рода сего развращеннаго!» Эти слова апостола указываютъ на глубокую грѣховную язву человѣчества, и призываютъ къ исцѣленію черезъ покаяніе, возрожденіе во Христѣ и единеніе съ Нимъ.

Эти событія показываютъ намъ, что проповѣдь христіанства призываетъ къ измѣненію настроенія человѣка и перелому въ его сознаніи. Христіанство есть призывъ къ глубокой, коренной перемѣнѣ мыслей, чувствъ и желаній, къ новой жизни во Христѣ. Вотъ почему Великимъ постомъ Церковь такъ настойчиво призываетъ къ покаянію. Покаяніе есть начало спасенія, а постъ — обузданіе чрева, отказъ отъ излишествъ и ненужной суеты — содѣйствуетъ покаянному настроенію! Такъ достигается цѣль нашей вѣры: «Кто во Христѣ, тотъ новое твореніе, древнее прошло» (2 Кор. 5, 17).

Характеръ Великопостнаго богослуженія.

Церковь помогаетъ христіанину въ постномъ подвигѣ, создавая условія, располагающія его къ посту и покаянію. Въ великопостное время въ храмѣ все дѣлается иное, необычное: и составъ церковныхъ службъ, и молитвы, и пѣснопѣнія, и напѣвы, и поклоны, и вся обстановка храма. Праздничная пышность и торжественность уступаютъ мѣсто сосредоточенному сокрушенію о грѣхахъ, очищенію совѣсти. Священнослужители облачаются въ темныя ризы; Царскія врата открываются рѣже, освѣщеніе ослабляется, звонъ къ богослуженію бываетъ рѣдкій и унылый, пѣснопѣній бываетъ мало, слышится все больше чтеніе псалмовъ и другихъ молитвословій, располагающихъ человѣка къ молитвѣ и покаянію; молящіеся чаще преклоняютъ колѣни.

Во время поста часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» съ поклонами. Полная литургія, какъ самая торжественная изъ всѣхъ церковныхъ службъ, совершается только по субботамъ и воскресеніямъ, по средамъ же и пятницамъ въ теченіе всего поста совершается литургія Преждеосвященныхъ Даровъ, имѣющая покаянный характеръ.

Первая недѣля отличается особой строгостью и духовной углубленностью богослуженій. Въ понедѣльникъ, вторникъ, среду и четвергъ на великомъ повечеріи читается канонъ преп. Андрея Критскаго, способный и самую ожесточенную душу смягчить и расположить къ покаяннымъ чувствамъ. Въ субботу вспоминается чудо св. великомученика Ѳеодора Тирона, спасшаго своимъ явленіемъ христіанъ отъ оскверненія идоложертвенной кровью и повелѣвшаго вмѣсто оскверненной пищи употребить вареную пшеницу съ медомъ.

Въ первый воскресный день Великаго поста отмѣчается Торжество Православія — праздникъ, установленный въ память возстановленія почитанія св. иконъ, которыя преслѣдовались иконоборцами въ 8-мъ и 9-мъ вѣкахъ. По окончаніи литургіи совершается особое моленіе объ обращеніи заблудшихъ.

Третье воскресенье Великаго поста называется Крестопоклоннымъ, такъ какъ на субботней всенощной послѣ Великаго славословія изъ алтаря выносится па середину церкви святой крестъ и полагается на аналоѣ для поклоненія. Этимъ выносомъ креста Церковь воодушевляетъ вѣрующихъ къ продолженію постнаго подвига, ибо крестомъ Господь отнялъ власть у діавола и избавляетъ насъ отъ грѣховъ. Крестъ остается на серединѣ храма въ теченіе всей четвертой недѣли. При поклоненіи ему поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ».

Въ среду вечеромъ на пятой недѣлѣ вновь читается Великій покаянный канонъ преп. Андрея Критскаго, и предлагается вниманію вѣрующихъ примѣръ преп. Маріи Египетской, бывшей сначала великой грѣшницей, а потомъ, послѣ покаянія, ставшей равноангельской праведницей. Въ пятницу вечеромъ поется акаѳистъ Пресвятой Богородицѣ, Которая Своимъ духовнымъ совершенствомъ превзошла всѣхъ людей и является величайшимъ примѣромъ для подражанія.

Вся шестая недѣля Великаго поста есть приготовленіе вѣрующихъ къ достойному прославленію Господа, грядущаго во Іерусалимъ, чтобы добровольно принять страданія ради нашего спасенія. Въ пятницу на шестой недѣлѣ заканчивается св. Четыредесятница, какъ время предназначенное для покаяннаго подвига. Въ воскресеніе вспоминается входъ Господень въ Іерусалимъ, и начинается Страстная недѣля — воспоминаніе послѣднихъ дней земной жизни Спасителя.

Во время Великаго поста все содѣйствуетъ исправленію человѣка: воздержаніе въ пищѣ и въ увеселеніяхъ, усердная молитва дома и во время церковной службы. Издревле принято завершать великопостный подвигъ исповѣдію передъ духовникомъ и причащеніемъ святыхъ Христовыхъ Таинствъ. Человѣкъ долженъ подготовиться къ исповѣди, исповѣдываться неспѣшно, съ глубокимъ чувствомъ покаянія и намѣреніемъ измѣнить свой образъ жизни. Причастіе вливаетъ въ христіанина большую духовную силу. Поэтому желательно и исповѣдь и причастіе повторить нѣсколько разъ въ теченіе Великаго поста.

Заключеніе.

Такимъ образомъ, Великимъ постомъ Церковь стремится вывести вѣрующихъ изъ обстановки повседневной сутолоки и суеты наполнить ихъ сердца святыми впечатлѣніями, окружить ихъ обстановкой духовности, повести ихъ по новому свѣтлому пути. Не напрасно время святого Великаго поста называется въ церковныхъ молитвахъ «весною постною». Оно, дѣйствительно, есть время, когда души вѣрующихъ засѣваются новыми духовными сѣменами, всходы которыхъ замѣчаются въ теченіе всего послѣдующаго года.

Не упустите же этого спасительнаго времени! Какъ пашня весной, воспримите въ ваши сердца благодатныя сѣмена, которыя сѣетъ Церковь. «Се — время благопріятное, се — день спасенія!», какъ говорилъ апостолъ. Церковь никого не принуждаетъ, но всѣхъ зоветъ къ добровольному подвигу нравственнаго обновленія: прислушайтесь къ ея молитвамъ и пѣснопѣніямъ, и вы почувствуете, какъ оживаетъ душа ваша, какъ начинаетъ въ васъ просыпаться жажда добродѣтельной жизни. Великопостный подвигъ кажется скучнымъ и тягостнымъ только тогда, когда дѣлается безъ памяти о Христѣ, но когда дѣлается во имя Христово, съ вѣрою и любовью, тогда онъ становится благимъ и легкимъ!

Приложеніе.
Литургія Преждеосвященныхъ Даровъ.

Важное мѣсто среди великопостныхъ богослуженій занимаетъ литургія Преждеосвященныхъ Даровъ, совершаемая по средамъ и пятницамъ. На ней возносятся и предлагаются вѣрующимъ для причащенія св. Дары, освященные на предшествующей воскресной литургіи и сохраняемые въ ковчегѣ на св. Престолѣ. Составленіе литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ относится къ первымъ вѣкамъ христіанства. Вѣрующіе стремились какъ можно чаще пріобщаться Тѣла и Крови Христовой. Однако, совершеніе полной литургіи, какъ торжественной службы, не соотвѣтствуетъ посту и скорби о грѣхахъ. Поэтому полную торжественную службу замѣнили литургіей Преждеосвященныхъ даровъ, на которой можно пріобщиться Дарами, освященными раньше. Въ то древнее время литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ совершались вечеромъ, почему въ ихъ составъ вошли молитвы вечерняго богослуженія. Составленіе литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ приписывается Григорію Двоеслову, епископу Римскому (604 г.).

Порядокъ литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ слѣдующій. Послѣ возгласа священника: «Благословенно царство...» читается 103-й псаломъ — «Благослови, душе моя, Господа...». Возглашается великая ектенія и читается 18-я каѳизма (псалмы 119-133). Потомъ хоръ поетъ «Господи, воззвахъ...» со стихирами. Священникъ совершаетъ вечерній входъ съ кадиломъ. Хоръ поетъ «Свѣте тихій...» и читается первая паремія (отрывокъ изъ книги Бытія). При возгласѣ священника: «Премудрость, прости. Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ» молящіеся дѣлаютъ земной поклонъ. Читается вторая паремія (отрывокъ изъ книги «Премудрости»). Послѣ этого тріо поетъ умилительную молитву «Да исправится молитва моя...» и читается молитва св. Ефрема Сирина. Послѣ ектеніи хоръ поетъ «Нынѣ силы небесныя...» и совершается великій входъ съ преждеосвященными Дарами. Повторяется молитва св. Ефрема Сирина и возглашается просительная ектенія, которая завершается молитвою «Отче нашъ...». Священникъ возглашаетъ «Преждеосвященная Святая святымъ». Выносятся св. Дары и вѣрующіе причащаются. Послѣ благодарственной ектеніи и заамвонной молитвы вѣрующіе прикладываются къ св. кресту.

Нѣкоторыя Великопостныя молитвы.
Изъ Всенощной.

Покая́нія отве́рзи ми́ две́ри Жизнода́вче, у́тренюетъ бо ду́хъ мо́й ко хра́му свято́му Твоему́, хра́мъ нося́й тѣле́сный ве́сь оскверне́нъ, но, я́ко Ще́дръ, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостію.

Податель жизни, открой мнѣ двери къ покаянію, ибо духъ мой съ ранняго утра стремится къ Твоему святому храму, имѣя свой тѣлесный храмъ весь оскверненный. Но Ты, какъ милосердный, очисти Твоей благоутробной милостью.

На спасе́нія стези́ наста́ви мя́, Богоро́дице, сту́дными бо окаля́хъ ду́шу грѣхми́, и въ лѣ́ности все́ житіе́ мое́ ижди́хъ, но, Твои́ми моли́твами, изба́ви мя́ отъ вся́кія нечистоты́.

Богородица, наставь меня на путь спасенія: ибо постыдными дѣлами я осквернилъ мою душу, и въ лѣности провелъ всю мою жизнь. Но Твоими молитвами избавь меня отъ всякой скверны.

Мно́жества содѣ́янныхъ мно́ю лю́тыхъ, помышля́я, окая́нный, трепе́щу стра́шнаго дне́ су́днаго, но, надѣ́яся на ми́лость благоутро́бія Твоего́, я́ко Дави́дъ вопію́ Ти: поми́луй мя́, Бо́же, по вели́цѣй Твое́й ми́лости.

Размышляя о множествѣ содѣянныхъ грѣховъ, я, окаянный, страшусь суднаго дня. Но, надѣясь на Твое милосердіе, какъ Давидъ, взываю къ Тебѣ: Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.



Молитва св. Ефрема Сирина.

Эту молитву слѣдуетъ читать въ теченіе всего Великаго Поста, съ понедѣльника по пятницу, въ концѣ утреннихъ и вечернихъ молитвъ. Читается эта молитва также въ храмѣ на буднихъ богослуженіяхъ.

Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, ду́хъ пра́здности, уны́нія, любонача́лія и праздносло́вія не да́ждь ми́.

Господи и Владыка моей жизни! Не дай мнѣ духа праздности, унынія, начальствованія и празднословія.

Ду́хъ же цѣлому́дрія, смиреному́дрія, терпѣ́нія и любве́, да́руй ми́ рабу́ твоему́.

Духъ же цѣломудрія, смиренія, терпѣнія и любви дай мнѣ, рабу Твоему.

Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми́ зрѣ́ти моя́ прегрѣше́нія, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́нъ еси́ во вѣ́ки вѣко́въ.

Такъ, Господи Царь мой, дай мнѣ узрѣть мои прегрѣшенія и не осуждать брата моего, ибо Ты благословенъ во вѣки вѣковъ. Аминь.



Молитвы Литургіи Преждеосвященныхъ Даровъ.

Положи́, Го́споди, хране́ніе усто́мъ мои́мъ и две́рь огражде́нія о устна́хъ мои́хъ.

Положи, Господи, охрану на уста мои и загради дверь устъ моихъ.

Не уклони́ се́рдце мое́ въ словеса́ лука́вствія, непщева́ти вины́ о грѣсѣ́хъ.

Не дай уклониться моему сердцу на лукавыя оправданія своихъ грѣховъ.

Ны́нѣ си́лы небе́сныя съ на́ми неви́димо слу́жатъ: се́ бо вхо́дитъ Ца́рь сла́вы, се́ Же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится.

Небесныя силы теперь невидимо служатъ съ нами, такъ какъ входитъ Царь славы: вотъ таинственная Жертва, уже освященная, торжественно переносится.

Вѣ́рою и любо́вію присту́пимъ, да прича́стницы жи́зни вѣ́чныя бу́демъ. Аллилу́ія (три́жды).

Приступимъ же съ вѣрою и любовію, чтобы сдѣлаться причастниками вѣчной жизни.



Источникъ: Миссіонерскій Листокъ № 3: «Великій постъ — весна для души». / Редакторъ: прот. Александръ Милеантъ. — Los Angeles: Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, Русской Православной Зарубежной Церкви, 1989. — 12 с.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.