Церковный календарь
Новости


2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 8-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 7-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Юліанскій календарь - 1000-лѣтняя икона времени на Руси (1989)
2017-11-18 / russportal
Проф. П. В. Верховской. Патріархъ Тихонъ (1919)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
2017-11-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Казаки. (Изъ стараго разсказа) (1933)
2017-11-15 / russportal
Основатель и Верх. Руководитель Добров. Арміи Ген. М. В. Алексѣевъ (1919)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 4-я (1932)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 3-я (1932)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №900 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (29 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №897 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (28 августа 1917 года)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Еп. Александръ (Милеантъ) († 2005 г.)

Вл. Александръ (въ мірѣ Александръ Васильевичъ Милеантъ) (1938-2005), русскій православный богословъ и миссіонеръ, епископъ Буэносъ-Айресскій и Южно-Американскій (РПЦЗ). Родился 9 (22) іюля 1938 г. въ Одессѣ въ семьѣ военныхъ. Эмигрировалъ изъ Россіи съ семьей въ 1944 г. въ 6-лѣтнемъ возрастѣ. Жилъ въ Прагѣ, въ Римѣ и, наконецъ, съ 1948 г. въ Буэносъ-Айресѣ, гдѣ Александръ закончилъ школу и началъ учебу въ университетѣ. Одновременно учился богословію подъ руководствомъ архіеп. Аѳанасія (Мартоса). Жилъ въ Аргентинѣ съ 1948 по 1963 гг. Въ 1963 г. переѣхалъ въ США. Съ 1963 г. учился въ Свято-Троицкой духовной семинаріи въ Джорданвиллѣ (США), которую закончилъ бакалавромъ въ 1967 г. Въ 1966 г. архіеп. Аверкіемъ (Таушевымъ) рукоположенъ въ дьякона. Въ 1967 г. свт. Филаретомъ (Вознесенскимъ) рукоположенъ въ священники. Въ теченіе 31 года служилъ въ Покровскомъ храмѣ РПЦЗ въ Лосъ-Анджелесѣ (США) и одновременно работалъ инженеромъ по навигаціоннымъ системамъ космическихъ кораблей въ лабораторіи JPL-отдѣленіи NASA. Протоіерей. Закончилъ Калифорнійскій университетъ со степенью магистра (1979). Въ 1995 г. принялъ монашескій постригъ въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ, получивъ имя Александра въ честь свщмуч. Александра, архіеп. Харьковскаго (до этого о. Александръ носилъ имя въ честь св. благ. вел. кн. Александра Невскаго). Возведенъ въ санъ архимандрита. Въ маѣ 1998 г. хиротонисанъ въ Сѵнодальномъ соборѣ въ Нью-Іоркѣ во епископа Буэносъ-Айресскаго и Южно-Американскаго. Скончался 30 августа (12 сентября) 2005 г. въ Калифорніи. Похороненъ въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ. — Болѣе всего епископъ Александръ извѣстенъ какъ авторъ издававшихъ съ 1980-х годовъ многочисленныхъ миссіонерскихъ листковъ, которые пользовались большой популярностью какъ въ Россіи, такъ и за рубежомъ. Имъ было написано болѣе 300 брошюръ на русскомъ, англійскомъ и испанскомъ языкахъ на темы Православной вѣры.

Сочиненія еп. Александра (Милеанта)

Миссіонерскіе Листки еп. Александра (Милеанта).

Воскресеніе Христово — побѣда надъ смертью.
Событіе воскресенія Христова. Взаимоотношеніе между ветхозавѣтной и новозавѣтной Пасхой. Пророчества Ветхаго Завѣта о воскресеніи Христовомъ. Плоды воскресенія Христова. Пасхальное богослуженіе. Пасхальный канонъ. Примѣчанія.

Воскресеніе Христово есть основа нашей вѣры. Оно есть та первая, важнѣйшая, великая истина, возвѣщеніемъ которой апостолы начинали свою проповѣдь. Какъ крестной Христовой смертью совершено очищеніе нашихъ грѣховъ, такъ Его воскресеніемъ дарована намъ вѣчная жизнь. Поэтому для вѣрующихъ воскресеніе Христово есть источникъ постоянной радости, неумолкающаго ликованія, достигающаго своей вершины въ праздникъ святой христіанской Пасхи.

Въ этой брошюрѣ мы разскажемъ о главныхъ событіяхъ воскресенія Христова, покажемъ внутреннюю связь между ветхозавѣтной и новозавѣтной Пасхой, приведемъ ветхозавѣтныя пророчества о воскресеніи Спасителя, разскажемъ о значеніи воскресенія Христова въ нашей жизни и жизни всего человѣчества, въ концѣ приведемъ главные моменты Пасхальнаго богослуженія.

Событіе Воскресенія Христова.

Вѣроятно, нѣтъ человѣка на землѣ, который бы не слышалъ о смерти и воскресеніи Господа нашего Іисуса Христа. Но, въ то время, какъ сами факты Его смерти и воскресенія такъ широко извѣстны, ихъ духовная суть, ихъ внутренній смыслъ — являются тайной Божіей мудрости, правосудія и Его безконечной любви. Лучшіе человѣческіе умы безсильно склонялись передъ этой непостижимой тайной Спасенія. Тѣмъ не менѣе, духовные плоды смерти и воскресенія Спасителя доступны нашей вѣрѣ и ощутимы для сердца. И благодаря этой способности нашей души воспринимать духовный свѣтъ, мы убѣждены, что воплотившійся Сынъ Божій добровольно умеръ на крестѣ для очищенія нашихъ грѣховъ и воскресъ для того, чтобы дать намъ вѣчную жизнь. На этомъ убѣжденіи зиждется все наше религіозное міровоззрѣніе.

Теперь вкратцѣ перескажемъ читателю главныя событія, связанныя съ воскресеніемъ Спасителя. Какъ повѣствуютъ евангелисты, Господь Іисусъ Христосъ умеръ на крестѣ въ пятницу, около трехъ часовъ послѣ обѣда, наканунѣ еврейской Пасхи. Въ тотъ же день вечеромъ Іосифъ Аримаѳейскій, человѣкъ богатымъ и благочестивый, вмѣстѣ съ Никодимомъ сняли съ креста тѣло Іисуса, помазали благовоніями, обвили полотномъ («плащаницей»), какъ полагалось по еврейскимъ традиціямъ, и похоронили въ каменной пещерѣ. Эту пещеру Іосифъ высѣкъ въ скалѣ для своего погребенія, но изъ любви къ Іисусу уступилъ ее Ему. Пещера эта находилась въ саду Іосифа, рядомъ съ Голгоѳой, гдѣ распяли Христа. Іосифъ и Никодимъ состояли членами Синедріона (верховнаго іудейскаго суда) и одновременно — тайными учениками Христа. Входъ въ пещеру, гдѣ они погребли тѣло Іисуса, они заложили большимъ камнемъ. Погребеніе было совершено поспѣшно и не по всѣмъ правиламъ, такъ какъ въ этотъ вечеръ начинался праздникъ Пасхи.

Несмотря на праздникъ, въ субботу утромъ, первосвященники и книжники пошли къ Пилату и испросили у него разрѣшенія приставить ко гробу римскихъ воиновъ въ качествѣ стражи. Къ камню, закрывавшему входъ въ гробъ, приложили печать. Все это было сдѣлано въ качествѣ предостереженія, такъ какъ они вспомнили предсказаніе Христа, что Онъ на третій день послѣ Своей смерти воскреснетъ. Такъ, іудейскіе начальники, сами того не подозрѣвая, подготовили неопровержимыя доказательства послѣдовавшаго на слѣдующій день воскресенія Христа.

Гдѣ пребывалъ Господь Своей душою послѣ того, какъ Онъ умеръ? По вѣрованію Церкви, Онъ сошелъ въ адъ со Своей спасительной проповѣдью и вывелъ оттуда души увѣровавшихъ (1 Петр. 3, 19).

На третій день послѣ Своей смерти, въ воскресенье, рано утромъ, когда еще было темно и воины находились на своемъ посту у запечатаннаго гроба, Господь Іисусъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ. Тайна воскресенія, какъ и тайна воплощенія, необъяснимы. Своимъ слабымъ человѣческимъ умомъ мы понимаемъ это событіе такъ, что въ моментъ воскресенія душа Богочеловѣка вернулась въ Его тѣло, отъ чего тѣло ожило и преобразилось, ставъ нетлѣннымъ и одухотвореннымъ. Послѣ этого, воскресшій Христосъ покинулъ пещеру, не отваливая камня и не нарушивъ печати. Воины не видѣли, что произошло въ пещерѣ, и послѣ воскресенія Христа продолжали сторожить опустѣвшій гробъ. Немного спустя, сдѣлалось землетрясеніе, когда Ангелъ Господень, сошедшій съ неба, отвалилъ камень отъ двери гроба и сѣлъ на немъ. Видъ его былъ, какъ молнія, и одежда его была бѣла, какъ снѣгъ. Воины, испугавшись Ангела, разбѣжались.

Ни жены-мѵроносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Такъ какъ погребеніе Христа было совершено поспѣшно, то жены-мѵроносицы условились на слѣдующій день послѣ праздника Пасхи, то есть по-нашему въ воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазаніе тѣла Спасителя благовонными мазями. О приставленной къ гробу римской стражѣ и о приложенной печати онѣ и не знали. Когда стала появляться заря, Марія Магдалина, Марія Іаковлева, Саломія и нѣкоторыя другія благочестивыя женщины пошли ко гробу съ благоуханнымъ мѵромъ. Дорóгой онѣ говорили между собой: «Кто отвалитъ намъ камень отъ гроба?», потому что камень былъ великъ. Первая пришла ко гробу Марія Магдалина. Увидя гробъ пустымъ, она побѣжала назадъ къ ученикамъ Петру и Іоанну и сообщила имъ о пропажѣ тѣла Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочія мѵроносицы. Онѣ увидѣли во гробѣ юношу, сидящаго на правой сторонѣ, одѣтаго въ бѣлую одежду, который имъ сказалъ: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Іисуса распятаго. Онъ воскресъ. Идите и скажите ученикамъ Его, что они увидятъ Его въ Галилеѣ». Взволнованныя неожиданной вѣстью, онѣ поспѣшно пошли къ ученикамъ.

Между тѣмъ апостолы Петръ и Іоаннъ, услышавъ отъ Маріи о случившемся, прибѣжали къ пещерѣ: но, найдя въ ней лишь пелены и платъ, который былъ на головѣ Іисуса, возвратились домой въ недоумѣніи. Послѣ нихъ Марія Магдалина вернулась на мѣсто погребенія Христа и стала плакать. Въ это время она видитъ во гробѣ двухъ ангеловъ въ бѣлыхъ одеждахъ, которые сидѣли — одинъ у главы, другой у ногъ, гдѣ лежало тѣло Іисусово. Ангелы спросили у нея: «Что ты плачешь?» Отвѣтивъ имъ, Марія повернулась назадъ и увидѣла Іисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовникъ, она спросила: «Господинъ, если ты вынесъ Его (Іисуса Христа), то скажи, куда положилъ Его, и я возьму Его». Тогда Господь сказалъ ей: «Марія!» Услышавъ знакомый голосъ и обратившись къ Нему, она узнала Христа и, воскликнувъ «Учитель!» бросилась къ Его ногамъ. Но Господь не допустилъ ее прикасаться къ Себѣ, а велѣлъ ей идти къ ученикамъ и разсказать о чудѣ воскресенія.

Этимъ же утромъ воины пришли къ первосвященникамъ и сообщили имъ о явленіи Ангела и объ опустѣвшемъ гробѣ. Эта вѣсть очень взволновала іудейскихъ начальниковъ: исполнились ихъ тревожныя предчувствія. Теперь имъ, въ первую очередь, предстояло позаботиться о томъ, чтобы народъ не повѣрилъ въ воскресеніе Христа. Собравъ совѣтъ, они дали воинамъ много денегъ, приказавъ распространять слухъ, будто ученики Іисуса ночью, во время ихъ сна, украли Его тѣло. Воины все такъ и сдѣлали, и слухъ о кражѣ тѣла Спасителя потомъ долго держался въ народѣ.

Въ первый день Своего воскресенія Господь нѣсколько разъ являлся Своимъ ученикамъ, которые прятались и по одиночкѣ и группами въ разныхъ частяхъ Іерусалима. По церковному преданію, Христосъ сначала явился Своей Матери, чѣмъ утѣшилъ Ея материнскую скорбь. Потомъ Господь явился и прочимъ женамъ-мѵроносицамъ, сказавъ имъ: «Радуйтесь!» Жены-мѵроносицы поспѣшили подѣлиться этой радостной вѣстью съ прочими апостолами. Въ этотъ же день Господь явился еще ап. Петру и двумъ ученикамъ — Лукѣ и Клеопѣ, шедшимъ въ Еммаусъ. Вечеромъ же явился всѣмъ апостоламъ, которые собрались, чтобы обсудить слухи о Его воскресеніи. Боясь іудеевъ, апостолы заперлись въ одномъ изъ домовъ Іерусалима [1].

Черезъ недѣлю послѣ этого Господь снова явился апостоламъ и въ томъ числѣ ап. Ѳомѣ, который отсутствовалъ при первомъ явленіи Спасителя апостоламъ. Чтобы разсѣять сомнѣнія Ѳомы относительно Своего воскресенія, Господь позволилъ ему прикоснуться къ Своимъ ранамъ, и увѣровавшій Ѳома припалъ къ Его ногамъ, воскликнувъ: «Господь мой и Богъ мой!» Какъ повѣствуютъ далѣе евангелисты, въ теченіе сорокадневнаго періода послѣ Своего воскресенія Господь еще нѣсколько разъ являлся апостоламъ, бесѣдовалъ съ ними и давалъ имъ послѣднія наставленія. Незадолго до Своего вознесенія Господь явился болѣе чѣмъ пяти стамъ вѣрующимъ.

На сороковой день послѣ Своего воскресенія Господь Іисусъ Христосъ въ присутствіи апостоловъ вознесся на небо и съ тѣхъ поръ Онъ пребываетъ «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресеніемъ Спасителя и Его славнымъ вознесеніемъ, вернулись въ Іерусалимъ, ожидая сошествія на нихъ Духа Святаго.

Взаимосвязь между Ветхозавѣтной и Новозавѣтной Пасхой.

Какъ мы знаемъ, ветхозавѣтное время было періодомъ приготовленія еврейскаго народа къ пришествію Мессіи. По этой причинѣ нѣкоторыя событія въ жизни еврейскаго народа, а въ особенности предсказанія пророковъ, относились къ пришествію Іисуса Христа и наступленію новозавѣтныхъ временъ. Ветхозавѣтный законъ, но словамъ св. ап. Павла, былъ «дѣтоводителемъ ко Христу» и «тѣнью будущихъ благъ» (Гал. 3, 24; Евр. 10, 1).

Самымъ знаменательнымъ событіемъ въ исторіи еврейскаго народа было его освобожденіе отъ египетскаго рабства при пророкѣ Моисеѣ, за полторы тысячи лѣтъ до Р. Хр. Запечатлѣлось оно въ національномъ еврейскомъ праздникѣ Пасхи, въ которомъ отмѣчались и другія событія, связанныя съ освобожденіемъ изъ Египта: пораженіе Ангеломъ египетскихъ первенцевъ и помилованіе еврейскихъ, на домахъ которыхъ были сдѣланы знаки кровью пасхальнаго агнца [2]; чудо перехода черезъ Красное море и гибель гнавшейся за евреями египетскаго войска; затѣмъ — полученіе еврейскимъ народомъ Закона на горѣ Синай и установленіе завѣта съ Богомъ, послѣ чего еврейскій народъ сталъ считаться народомъ Божіимъ. Съ тѣхъ поръ, евреи, празднуя Пасху, слѣдуя обычаямъ своихъ предковъ, съ молитвой и символическими обрядами вкушаютъ пасхальнаго агнца.

Въ знаменательномъ совпаденіи смерти и воскресенія Господа Іисуса Христа съ праздникомъ ветхозавѣтной Пасхи слѣдуетъ видѣть Божіе указаніе на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событіями, о чемъ обстоятельно пишетъ св. ап. Павелъ въ своемъ посланіи къ Евреямъ. Сопоставимъ здѣсь параллельно событія обѣихъ Пасхъ.

Ветхозавѣтная Пасха.

Новозавѣтная Пасха.

Закланіе непорочнаго пасхальнаго агнца и спасеніе его кровью еврейскихъ первенцевъ (Исх. гл. 12).

Закланіе на крестѣ Агнца Божія, кровью Котораго спасаются новозавѣтные первенцы — христіане (1 Петр. 1, 19).

Чудесный переходъ евреевъ черезъ Красное море и избавленіе отъ египетскаго рабства (Исх. 14, 22).

Крещеніе въ водѣ и избавленіе отъ власти діавола (1 Кор. 10, 1-2; смотри также въ посланіи къ Римлянамъ 6-ю и 7-ю главы).

Синайское законодательство на 50-й день по исходѣ изъ Египта и заключеніе союза (завѣта) съ Богомъ (Исх. гл. 19).

Сошествіе Святаго Духа на апостоловъ въ 50-й день послѣ Пасхи и установленіе Новаго Завѣта (Дѣян. Апост. гл. 2).

Вкушеніе чудесно посылаемой Богомъ манны (Исх. 16, 14).

Вкушеніе Небеснаго Хлѣба — Тѣла и Крови Христовой на Литургіи (Іоан. гл. 6).

40-лѣтнее странствованіе по пустынѣ и различныя испытанія, которыя укрѣпили еврейскій народъ въ вѣрѣ въ Бога.

Жизненныя испытанія, которыя долженъ каждый христіанинъ перенести.

Водруженіе мѣднаго змія, глядя на котораго евреи спасались отъ укусовъ ядовитыхъ змѣй (Числ. 21, 9).

Избавленіе отъ угрызеній духовнаго змія — діавола силою Креста (Іоан. 3, 14).

Вступленіе евреевъ въ обѣщанную ихъ отцамъ землю (Іис. Нав. гл. 4).

Обѣщаніе новаго неба и новой земли, на которыхъ будетъ обитать правда (2 Петр. 3, 13).

Изъ этого сопоставленія пасхальныхъ событій мы видимъ, какъ событія ветхозавѣтной Пасхи служили прообразомъ и предвосхищали великія духовныя перемѣны, которыя произошли благодаря смерти и воскресенію Спасителя въ жизни человѣчества. Вотъ почему апостолы, празднуя новую Пасху, восклицали: «Пасха наша — Христосъ, закланный за насъ!» (1 Кор. 5, 7).

Пророчества о Воскресеніи Христовомъ.

О воскресеніи Мессіи свидѣтельствуютъ многія ветхозавѣтныя пророчества. Среди нихъ надо упомянуть о тѣхъ мѣстахъ Священнаго Писанія, которыя говорятъ, что Мессія будетъ не только человѣкъ, по и Богъ и, слѣдовательно, Онъ безсмертенъ по существу Своему. Смотри, напримѣръ: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й; Ис. 9, 6; Іер. 23, 5; Мих. 5, 2; Мал. 3, 1. О воскресеніи Мессіи также свидѣтельствуютъ пророчества, говорящія о Его вѣчномъ Царствѣ, напримѣръ: Быт. 49, 10; 2 Цар. 7, 13; Псал. 2; Псал. 131, 11; Іез. 7, 37; Дан. 7, 13, — потому что, вѣчное духовное Царство предполагаетъ безсмертнаго Царя.

Среди прямыхъ предсказаніи о воскресеніи Христовомъ самымъ яснымъ является пророчество Исаіи, занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророкъ Исаія, который жилъ болѣе чѣмъ за 700 лѣтъ до Р. Хр., описавъ страданія Христа съ такими подробностями, будто онъ стоялъ у самого подножія креста, заканчиваетъ свое повѣствованіе слѣдующими словами: «Ему назначили гробъ съ злодѣями, но Онъ погребенъ у богатаго, потому что не сдѣлалъ грѣха, и не было лжи въ устахъ Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Онъ предалъ Его мученію. Когда же душа Его принесетъ жертву умилостивленія, Онъ увидитъ потомство долговѣчное. И воля Господня благоуспѣшно будетъ исполняться рукою Его. На подвигъ души Своей Онъ будетъ смотрѣть съ довольствомъ. Чрезъ познаніе Его, Онъ, Праведникъ, Рабъ Мой, оправдаетъ многихъ и грѣхи ихъ на Себѣ понесетъ. Поэтому, Я дамъ Ему часть между великими, и съ сильными будетъ дѣлить добычу».

Заключительныя слова этого пророчества прямо говорятъ о томъ, что Мессія, послѣ Своихъ спасительныхъ страданіи и смерти, оживетъ и будетъ прославленъ Богомъ (Отцомъ). О воскресеніи Христа предсказалъ также царь Давидъ въ 15-мъ псалмѣ, въ которомъ отъ лица Христа Давидъ говоритъ: «Всегда Я видѣлъ предъ Собою Господа, ибо Онъ одесную (по правую руку) Меня, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце Мое и возвеселился языкъ Мой. Даже и плоть Моя упокоится въ упованіи (надеждѣ). Ибо Ты не оставишь души Моей въ аду и не дашь Святому Твоему видѣть тлѣніе. Ты укажешь Мнѣ путь жизни; полнота радостей предъ лицомъ Твоимъ, блаженство въ десницѣ Твоей во-вѣкъ» Псал. 15, 9-11; см. Дѣян. 2, 25 и 13, 35).

Такимъ образомъ, пророки заложили въ своемъ народѣ основу вѣры въ пришествіе и воскресеніе Мессіи. Вотъ почему апостолы съ такимъ успѣхомъ распространяли среди еврейскаго народа вѣру въ воскресшаго Христа, несмотря на препятствія, чинимыя религіозными вождями еврейскаго народа.

Плоды Воскресенія Христова.

«Какъ въ Адамѣ всѣ умираютъ, такъ во Христѣ всѣ оживутъ» (1 Кор. 15, 22). Эти апостольскія слова говорятъ не только о физическомъ воскресеніи людей, но, въ первую очередь, о ихъ духовномъ возрожденіи. Какъ смерть бываетъ двоякая — духовная и физическая, такъ и воскресеніе бываетъ двоякое — духовное и физическое. Духовная смерть Адама, состоявшая въ утратѣ общенія съ Богомъ, предшествовала его физической смерти. Отъ Адама смерть, какъ результатъ нравственнаго поврежденія, перешла на всѣхъ людей. Воскресеніе Христово является началомъ нашего духовнаго воскресенія, пробужденія въ насъ духовныхъ стремленій и нравственному возрожденію. Объ этомъ духовномъ воскресеніи вѣрующихъ Господь говорилъ: «Наступаетъ время, и настало уже, когда мертвые услышатъ гласъ Сына Божія и услышавъ — оживутъ» (Іоан. 5, 25). Это есть то «первое» воскресеніе, о которомъ говорится въ книгѣ Апокалипсисъ (Апок. 20, 5). Заключается оно въ томъ, что люди, увѣровавъ въ Сына Божія, въ таинствѣ крещенія рождаются для новой духовной жизни. Благодать Божія, дѣйствуя въ людяхъ, помогаетъ имъ совершенствоваться въ ихъ добродѣтеляхъ. Поэтому апостолы утѣшали христіанъ напоминаніемъ о томъ, что они, въ противоположность невѣрующимъ язычникамъ, уже «воскресли съ Христомъ» (Кол. 3, 1).

Духовное воскресеніе въ этой жизни послужитъ фундаментомъ для физическаго воскресенія, которое силой всемогущаго Бога произойдетъ въ послѣдній день существованія этого міра. Тогда души всѣхъ умершихъ вернутся въ ихъ тѣла, и всѣ люди оживутъ, независимо отъ того, гдѣ и какъ они умерли. Но видъ воскресшихъ будетъ отображать ихъ внутреннее состояніе: одни будутъ свѣтлыми и радостными, другіе — страшные, какъ ходячіе мертвецы. О всеобщемъ воскресеніи Господь предсказалъ въ такихъ словахъ: «наступаетъ время, въ которое всѣ, находящіеся въ гробахъ, услышатъ гласъ Сына Божія; и изыдутъ творившіе добро въ воскресеніе жизни, а дѣлавшіе зло въ воскресеніе осужденія» (Іоан. 5, 28-29).

Это всеобщее воскресеніе мертвыхъ надо отличать отъ тѣхъ воскрешеній умершихъ, которыя Господь Іисусъ Христосъ совершалъ во время Своей земной жизни (напримѣръ — воскрешеніе дочери Іаира, сына Наинской вдовы и четверодневнаго Лазаря). То было только временнымъ пробужденіемъ отъ смерти, такъ что, послѣ опредѣленнаго Богомъ времени, воскрешенные снова умерли, какъ и всѣ люди. Но всеобщее воскресеніе изъ мертвыхъ будетъ вѣчнымъ воскресеніемъ, въ которомъ души людей навсегда соединятся съ ихъ нетлѣнными тѣлами. При всеобщемъ воскресеніи праведные люди возстанутъ преображенными, одухотворенными и безсмертными. Первымъ воскресшимъ съ такимъ обновленнымъ и одухотвореннымъ тѣломъ былъ Господь Іисусъ Христосъ, Котораго Апостолъ называетъ «Первенцемъ умершихъ» (1 Кор. 15, 13-22). «Тогда (при всеобщемъ воскресеніи) праведники возсіяютъ, какъ солнце, въ Царствѣ Отца ихъ» (Матѳ. 13, 43).

Праздникъ христіанской Пасхи встрѣчается православными христіанами такъ радостно потому, что они въ пасхальные дни болѣе, чѣмъ въ другое время года, ощущаютъ возрождающую силу воскресенія Христова, — ту силу, которая низложила князя тьмы, освободила души отъ тьмы ада, открыла двери въ рай, побѣдила узы смерти, влила жизнь и свѣтъ въ души вѣрующихъ. Замѣчательно то, что пасхальный радость, въ разной мѣрѣ, захватываетъ собой такое большое количество людей, — не только глубоко вѣрующихъ, но и теплохладныхъ и далекихъ отъ Бога людей. Весь міръ и даже, кажется, бездушная природа радуются побѣдѣ жизни надъ смертью.

Пасхальное богослуженіе.

Нѣтъ богослуженія болѣе свѣтлаго и радостнаго, чѣмъ православная Пасха. Служба на Пасху начинается крестнымъ ходомъ вокругъ храма, съ зажженными свѣчами въ рукахъ всѣхъ собравшихся и съ пѣніемъ: «Воскресеніе Твое, Христе Спасе, Ангели поютъ на небесѣхъ, и насъ на земли сподоби чистымъ сердцемъ Тебе славити». Этотъ крестный ходъ напоминаетъ шествіе мѵроносицъ раннимъ утромъ ко гробу Спасителя, для помазанія Его пречистаго Тѣла. Обойдя храмъ, крестный ходъ останавливается въ притворѣ предъ затворенными дверьми и здѣсь священникъ начинаетъ утреню возгласомъ. «Слава Святѣй, и Единосущнѣй и Животворящей и Нераздѣльнѣй Троицѣ...». Затѣмъ, подобно ангелу, возвѣстившему мѵроносицамъ о воскресеніи Христа, трижды поетъ, вмѣстѣ съ другими священнослужителями, тропарь св. Пасхи: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ». Пѣніе священниковъ подхватываетъ хоръ. Затѣмъ старшій священникъ возглашаетъ пророческіе стихи псалма: «Да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его...». Послѣ каждаго стиха пѣвчіе поютъ тропарь: «Христосъ воскресе...» Послѣ этого священнослужители поютъ начало тропаря: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ», пѣвчіе оканчиваютъ его: «И сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ»; двери храма въ это время открываются, всѣ входятъ въ храмъ и начинается великая ектинія [3] за которой слѣдуетъ торжественное пѣніе Пасхальнаго канона: «Воскресенія день...», составленнаго преп. Іоанномъ Дамаскинымъ. Во время пѣнія канона священнослужители часто совершаютъ кажденіе и привѣтствуютъ богомольцевъ словами: «Христосъ воскресе!», на что тѣ громко отвѣчаютъ: «Воистину воскресе!» Въ концѣ утрени читается вдохновенная проповѣдь св. Іоанна Златоустаго, которая начинается словами: «(Аще) кто благочестивъ...».

Обычные часы не читаются, ихъ замѣняютъ пѣніемъ пасхальныхъ гимновъ. Литургія совершается сразу послѣ заутрени. Вмѣсто обычныхъ псалмовъ, поются особые антифоны: короткія молитвы со стихами; вмѣсто «Святый Боже...», поется «Елицы во Христа крестистеся...». Евангеліе читается о предвѣчномъ рожденіи Сына Божня отъ Бога Отца и о Божествѣ Іисуса Христа, Бога Слова (Іоан. 1, 1-17), которое Онъ доказалъ Своимъ славнымъ воскресеніемъ. Когда служатъ нѣсколько священниковъ, то Евангеліе читается на разныхъ языкахъ въ знакъ того, что о воскресеніи Христа апостолы проповѣдовали разнымъ народамъ на ихъ родныхъ языкахъ. Вмѣсто «Достойно есть», поется слѣдующій задостойникъ (въ русскомъ переводѣ):

«Ангелъ восклицалъ благодатной: чистая Дѣва, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сынъ возсталъ изъ гроба на третій день послѣ смерти и воскресилъ мертвыхъ: люди веселитесь! »

«Прославляйся, прославляйся, Новый Іерусалимъ (Церковь), потому что надъ тобою возсіяла слава Господня: торжествуй нынѣ и веселись Сіонъ! Ты же, Чистая, радуйся о воскресеній Рожденнаго Тобою».

По заамвонной молитвѣ совершается освященіе артоса — особаго хлѣба съ изображеніемъ на немъ Воскресенія Христова. На одномъ изъ послѣдующихъ богослуженіи артосъ раздробляется и раздается вѣрующимъ въ память явленія воскресшаго Христа апостоламъ Лукѣ и Клеопѣ (которые Его узнали послѣ преломленія Имъ хлѣба). Въ первый же день св. Пасхи освящаются яйца, сыръ и масло, а также куличи, которыми разговляются вѣрующіе. Въ день св. Пасхи вѣрующіе привѣтствуютъ другъ друга братскимъ лобзаніемъ со словами: «Христосъ воскресе!» (христосуются) и обмѣниваются крашенными яйцами, которыя служатъ сѵмволомъ воскресенія. Во всѣ дни пасхальной седьмицы царскія врата остаются открытыми въ знакъ того, что воскресеніемъ Христовымъ открытъ всѣмъ доступъ на небо. Начиная съ перваго дня св. Пасхи до вечерни праздника св. Троицы (въ теченіе 50-ти дней) земныхъ поклоновъ полагать не слѣдуетъ.

Пасхальный Канонъ въ русскомъ переводѣ.

Пѣснь 1-я.

Ирмосъ: Воскресенія день. Просвѣтимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо отъ смерти къ жизни и отъ земли на небо Христосъ Богъ привелъ насъ, поющихъ побѣдную пѣснь.

Очистимъ чувства и увидимъ Христа, сіяющаго неприступнымъ свѣтомъ воскресенія, и «радуйтесь» ясно услышимъ отъ Него, воспѣвая побѣдную пѣснь.

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднуетъ весь міръ, видимый и невидимый; ибо возсталъ Христосъ — веселіе вѣчное.

Пѣснь 3-я.

Ирмосъ: Придите, станемъ пить новое питіе, не изъ камня безплоднаго чудесно изводимое, но изъ источника нетлѣнія — гроба Христова, на Которомъ утверждаемся (Исх. 17, 6).

Теперь все наполнилось свѣтомъ — небо, земля и (мѣста) преисподнія: да празднуетъ вся тварь возстаніе Христа, на Которомъ утверждаемся.

Вчера я погребался съ Тобою, Христе, сегодня возстаю съ Тобою воскресшимъ: вчера я распинался съ Тобою, Самъ прославь меня съ Тобою, Спаситель, въ Царствѣ Твоемъ (Рим. 6, 3).

Пѣснь 4-я.

Ирмосъ: Возвѣщавшій о Богѣ Аввакумъ да станетъ съ нами на Божественной стражѣ и покажетъ намъ свѣтоноснаго Ангела, ясно восклицающаго: «нынѣ спасеніе міру», потому что воскресъ Христосъ, Какъ Всесильный (Авв. 2, 1; Ис. 9, 6).

Наша Пасха — Христосъ явился мужескимъ поломъ, какъ (сынъ) разверзшій дѣвственную утробу; названъ Агнцемъ, какъ предлагаемый въ пищу, — непорочнымъ, какъ непричастный скверны, а какъ истинный Богъ — нареченъ совершеннымъ (Исх. 12, 5).

Благословляемый нами вѣнецъ — Христосъ, какъ однолѣтній агнецъ добровольно заклался за всѣхъ въ очистительную Пасху, и опять изъ гроба намъ возсіялъ Онъ, прекрасное Солнце правды.

Богоотецъ Давидъ въ восторгѣ скакалъ предъ прообразовательнымъ ковчегомъ; мы же, святый народъ Божій, видя исполненіе прообразованій, да возвеселимся священно; ибо воскресъ Христосъ, какъ всесильный (2 Цар. гл. 6).

Пѣснь 5-я.

Ирмосъ: Возстанемъ глубокимъ утромъ, и вмѣсто мѵра принесемъ пѣснь Владыкѣ, и узримъ Христа — Солнце правды, всѣхъ жизнью просвѣщающаго.

Увидѣвъ безмѣрное милосердіе Твое, Христе, содержимые въ адовыхъ оковахъ, радостно поспѣшили къ свѣту, прославляя вѣчную Пасху.

Со свѣтильниками въ рукахъ пойдемъ въ срѣтеніе Христу, исходящему изъ гроба, какъ жениху, и съ радостно–празднующими чинами (Ангеловъ) будемъ праздновать спасительную Божію Пасху (Матѳ. 25, 1).

Пѣснь 6-я.

Ирмосъ: Сошелъ Ты, Христе, въ преисподнія мѣста земли и сокрушилъ вѣчныя заклепы, содержащія узниковъ и, въ третій день, какъ Іона изъ кита, вышелъ изъ гроба (Іона 2, 11).

Не повредивъ заключенной (утробы) Дѣвы въ рожденіи Твоемъ, Христе, Ты возсталъ изъ гроба, сохранивъ цѣлыми печати, и отверзъ намъ двери рая.

Спаситель мой, живая и, какъ Богъ, незакалаемая Жертва! Добровольно приведя Себя къ Отцу, Ты, возставъ изъ гроба, воскресилъ вмѣстѣ и родоначальника Адама.

Пѣснь 7-я.

Ирмосъ: Спасшій отроковъ изъ печи, сдѣлавшись человѣкомъ, страдаетъ, какъ смертный, и Своимъ страданіемъ облекаетъ смертное въ красоту безсмертія, единый Богъ отцовъ, благословенный и препрославленный.

Богомудрыя жены вслѣдъ за Тобою спѣшили съ благовонными мастями; но Кого онѣ, какъ мертваго, искали со слезами, Тому поклонились съ радостію, какъ живому Богу, и Твоимъ ученикамъ, Христе, возвѣстили таинственную Пасху.

Мы празднуемъ умерщвленіе смерти, разрушеніе ада, начало другой, вѣчной жизни, и въ восторгѣ воспѣваемъ Виновника сего, единаго Бога отцовъ, благословеннаго и препрославленнаго (Ос. 13, 14).

По истинѣ священна и достойна всякаго торжества сія спасительная и свѣтозарная ночь, предвозвѣстница свѣтоноснаго дня воскресенія, въ которую вѣчный Свѣтъ во плоти для всѣхъ возсіялъ изъ гроба.

Пѣснь 8-я.

Ирмосъ: Сей именитый и священный день, единственный, царь и господь среди субботъ, — праздникъ изъ праздниковъ и торжество изъ торжествъ; въ этотъ день благословимъ Христа во вѣки.

Придите, въ славный день воскресенія, пріобщимся новаго винограднаго плода, божественнаго веселія, Царства Христова, воспѣвая Его, какъ Бога, во вѣки.

Возведи взоры твои, Сіонъ, вокругъ себя и посмотри: вотъ стеклись къ тебѣ, какъ богосвѣтлыя свѣтила, отъ запада, сѣвера, моря и востока дѣти твои, благословляющія въ Тебѣ Христа во вѣки (Ис. 60, 4).

Отецъ Вседержитель, и Слово и Духъ, Существо единичное въ трехъ Лицахъ, всевышнее и Божественнѣйшее! Въ Тебя мы крестились и Тебя будемъ благословлять во всѣ вѣки.

Пѣснь 9-я.

Ирмосъ: Просвѣщайся, просвѣщайся новый Іерусалимъ; ибо слава Господня возсіяла надъ тобою; торжествуй теперь и веселись Сіонъ. Ты же, Чистая (Богородице), радуйся о возстаніи Рожденнаго тобою! (Ис. 60, 1).

О, какъ божественно, любезно и пресладостно слово Твое, Христе! Ты обѣщалъ непремѣнно съ нами пребыть до кончины вѣка; имѣя это опорой надежды, мы, вѣрные, радуемся (Матѳ. 28, 20).

О, Пасха, великая и священнѣйшая, Христе! О, премудрость, Слово Божіе и сила! Удостой насъ совершеннѣе пріобщаться Тебя въ нескончаемый день Твоего царства (1 Кор. 5, 7; 13, 12).

Примѣчанія.

О чудѣ воскресенія Христа изъ мертвыхъ свидѣтельствуетъ благодатный огонь, который ежегодно въ Пасхальную ночь сходитъ (загорается) въ іерусалимскомъ храмѣ Воскресенія Христова, построенномъ на мѣстѣ погребенія и воскресенія Спасителя. Возникновеніе этого огня — необъяснимо. При своемъ появленіи огонь обладаетъ тѣмъ свойствомъ, что онъ не обжигаетъ и только черезъ нѣкоторое время пріобрѣтаетъ нормальную температуру огня. Православный іерусалимскій патріархъ (или его замѣститель), получивъ огонь, зажигаетъ имъ свѣчи, которыя тутъ же раздаетъ вѣрующимъ, собравшимся въ храмѣ. Чудесный огонь производитъ на всѣхъ присутствующихъ въ храмѣ огромное впечатлѣніе и радость. Замѣчательно то, что огонь этотъ сходитъ только для православныхъ и всегда на православную Пасху. Представители другихъ вѣроисповѣданій, которые служатъ въ этомъ храмѣ, огня не получаютъ.

Еврейская Пасха празднуется въ 14-й день луннаго мѣсяца Нисана. Этотъ день всегда приходится весной, на полнолуніе. Съ еврейской Пасхой тѣсно связана христіанская Пасха. Первый Вселенскій Соборъ, собравшійся въ Никеѣ въ 325 году, постановилъ праздновать христіанскую Пасху въ воскресный день въ періодъ весенняго равноденствія, обязательно послѣ еврейской Пасхи. Руководствуясь этимъ постановленіемъ собора и астрономическими вычисленіями, александрійскіе ученые выработали систему исчисленія дня православной Пасхи на каждый годъ. Такъ возникла «Пасхалія» — таблица дней Пасхи на многіе годы впередъ. Чередованіе пасхальныхъ дней повторяется каждые 532 года (индиктіонъ). Согласно пасхаліи, самая ранняя православная Пасха приходится 22-го марта по стар. стилю (4-го апрѣля по нов. стилю), а самая поздняя 25-го апрѣля по стар. стилю (8-го мая по нов. стилю). Съ передвиженіемъ Пасхи передвигаются и зависящій отъ нея Великій постъ и праздники Входа Господня въ Іерусалимъ (за недѣлю до Пасхи), Вознесенія Господня (на 40-й день послѣ Пасхи) и Троицы (на 50-й день послѣ Пасхи). Согласно Пасхаліи, въ 1989 году Пасха будетъ 30-го апрѣля, 1990 — 15-го апрѣля, въ 1991 — 7-го апрѣля, въ 1992 — 26-го апрѣля, въ 1993 — 18-го апрѣля (числа даны по новому стилю).

Воскресеніе Господа Іисуса Христа было засвидѣтельствовано Ангелами: Матѳ. 28, 5-7; Марк. 16, 5-7; Лук. 24, 4-7. 23; Апостолами: Дѣян. 1, 22; 2, 32; 3,15; 4, 10. 33; 5, 30-32; 10, 29-41; 13, 31; 1 Кор. 15, 15; Его врагами: Матѳ. 28, 11-15; и, больше всего, — тѣмъ моремъ чудесъ, которыя совершались и продолжаютъ совершаться именемъ Христовымъ.

Примѣчанія:
[1] По преданію, — въ «Сіонской горницѣ», гдѣ била совершена Тайная вечеря и гдѣ черезъ семь недѣль послѣ Пасхи Духъ Святой сошелъ на апостоловъ.
[2] Отсюда слою «Пасха» — «проходить мимо».
[3] Короткія прошенія съ пѣніемъ «Господи, помилуй».

Источникъ: Миссіонерскій Листокъ № 4: «Воскресеніе Христово — побѣда надъ смертью». / Редакторъ: прот. Александръ Милеантъ. — Los Angeles: Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, Русской Православной Зарубежной Церкви, 1989. — 16 с.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.