Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Е. Е. Алферьевъ († 1986 г.)

Алферьевъ Евгеній Евлампіевичъ († 1986 г.), церковный историкъ, церковно-общественный дѣятель. Родился 2 (15) октября 1908 г. въ Санктъ-Петербургѣ въ дворянской семьѣ. Началъ обученіе въ Царскосельской гимназіи, но изъ-за захвата власти большевиками былъ вынужденъ выѣхать съ семьей на Дальній Востокъ. Въ Харбинѣ (Маньчжурія) духовно окормлялся у прот. Іоанна Сторожева († 1927 г.), отслужившаго послѣднюю обѣдницу въ Ипатьевскомъ домѣ въ Екатеринбургѣ, за которой молились Царственные Мученики (іюль 1918 г.). Окончилъ классическую гимназію въ Харбинѣ (1925), Электромеханическій институтъ въ Парижѣ (1927) и Гренобльскій университетъ (1928). Состоялъ членомъ ряда русскихъ патріотическихъ организацій и объединеній. Работалъ инженеромъ въ Парижѣ, во Французской Гвинеѣ, въ Китаѣ, Испаніи, Швейцаріи, а съ 1964 г. въ США, гдѣ служилъ въ ООН. Въ 1970 г. былъ приглашенъ на должность декана Свято-Троицкой духовной семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Занимался педагогической дѣятельностью въ качествѣ профессора семинаріи и совмѣстно со своимъ старшимъ сыномъ Василіемъ строительствомъ зданія семинаріи. Въ 1974 г. въ типографіи преп. Іова Почаевскаго подъ редакціей Алферьева вышла знаменитая книга «Письма Царской Семьи изъ заточенія», включавшая въ свой составъ 227 писемъ, написанныхъ Царственными Мучениками послѣ Ихъ ареста 8 (21) марта 1917 г. Тогда же родилась мысль написать правдивую книгу о Царѣ-Мученикѣ — «Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли». Книга увидѣла свѣтъ въ 1983 г. Скончался 17 февраля (2 марта) 1986 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія Е. Е. Алферьева

Е. Е. Алферьевъ († 1986 г.)
Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли.
Матеріалы для составленія Житія Св. Благочестивѣйшаго Царя-Мученика Николая, Великаго Страстотерпца.

Глава II.
[Первое испытаніе силы воли въ личной жизни. Помолвка.]

«Все въ волѣ Божіей. Уповая на Его милосердіе, я спокойно и покорно смотрю на будущее» [2].

Со стороны семьи Принцессы Алисы, Ихъ брачные планы тоже не встречали сочувствія. Такъ какъ Она потеряла Свою мать, когда Ей было только 6 лѣтъ, а отца — въ восемнадцать, Ея воспитаніемъ занималась, главнымъ образомъ, Ея бабушка со стороны матери — Англійская Королева Викторія. Эта столь прославляемая въ англо-саксонскомъ мірѣ Королева въ теченіе многихъ десятилѣтій своего 64-лѣтняго царствованія (1837-1901) проводила крайне неблагородную внѣшнюю политику, построенную на хитросплетенныхъ коварныхъ интригахъ, направленныхъ, главнымъ образомъ, противъ Россіи. Особенно не любила Королева Викторія русскихъ Императоровъ Александра II и Александра III, которые въ свою очередь отвѣчали Ей презрительной непріязнью. Немудрено, что при такихъ недружелюбныхъ отношеніяхъ между русскимъ и англійскимъ Дворами, Наслѣдникъ Цесаревичъ Николай Александровичъ не могъ встрѣтить поддержки со стороны бабушки [3] Принцессы Алисы.

Прошло пять лѣтъ съ того дня, когда Цесаревичъ Николай Александровичъ обратился къ Своему Августейшему Отцу съ просьбой разрѣшить Ему жениться на Принцессе Алисѣ. Ранней весной 1894 года, видя непоколебимое рѣшеніе Своего Сына, Его терпѣніе и кроткую покорность Родительской волѣ, Императоръ Александръ III и Императрица Марія Ѳеодоровна дали, наконецъ, Свое благословеніе на бракъ. Одновременно въ Англіи Принцесса Алиса, потерявшая къ этому времени Своего отца, умершаго въ 1890 году, получила благословеніе отъ Королевы Викторіи. Оставалось послѣднее препятствіе — перемѣна религіи и принятіе Августѣйшей Невѣстой святого Православія.

Принцесса Алиса была чрезвычайно религіозной. Она была воспитана въ протестантствѣ и была искренне и глубоко убѣждена въ истинности Своего вѣроисповѣданія. Вмѣстѣ съ этимъ, Она знала, что Она не можетъ стать Русской Императрицей, не принявъ святого Православія, но перемѣну религіи Она считала измѣной Своимъ самымъ святымъ чувствамъ и убѣжденіямъ. Будучи исключительно честной сама съ собой, отличаясь благородствомъ и преданностью Своимъ идеаламъ и, къ тому же, будучи прекрасно образованной — Она получила при Оксфордскомъ Университетѣ степень доктора философіи, — Она не была способна принести весь Свой внутренній міръ въ жертву любви къ любимому человѣку. Такимъ образомъ, этотъ вопросъ сталъ для Принцессы Алисы вопросомъ совѣсти, такъ какъ Россійскій Престолъ, хотя и самый блестящій въ ту эпоху, самъ по себѣ, Ее не прельщалъ, тѣмъ болѣе, что благодаря Своей поразительной красотѣ и внутренней привлекательности, Она пользовалась огромнымъ успѣхомъ среди европейскихъ Коронованныхъ жениховъ и Наслѣдниковъ Престоловъ.

Итакъ, послѣднее препятствіе къ браку Наслѣдника Цесаревича и Принцессы Алисы казалось непреодолимымъ. Былъ только одинъ возможный выходъ — полное переубѣжденіе Ея религіозныхъ взглядовъ, т. е. искреннее пониманіе ложности протестантскаго вѣроисповѣданія и чистосердечное принятіе святого Православія. Эта трудная и сложная задача выпала на долю самого Великаго Князя Николая Александровича.

Въ началѣ апрѣля Онъ посѣтилъ Кобургъ и провелъ двѣнадцать дней во дворцѣ Великой Княгини Маріи Павловны, гдѣ одновременно гостила Принцесса Алиса. Здѣсь должна была рѣшиться Ихъ судьба, зависавшая отъ убѣжденности Наслѣдника Цесаревича въ правотѣ Своихъ доводовъ.

На третій день между Ними шелъ рѣшающій разговоръ. Въ гостиной никого не было, Ихъ оставили однихъ рѣшать вопросъ Своей жизни. Принцесса была прелестна. Не надо было говорить, понятно было безъ словъ. Онъ зналъ теперь, что любовь Ихъ взаимна, что въ этой любви — счастье грядущей жизни. Оставалось одно препятствіе — перемѣна религіи; Онъ это предвидѣлъ раньше, но не предполагалъ, что это препятствіе можетъ оказаться столь рѣшительнымъ и труднымъ. Онъ видѣлъ душевную борьбу Принцессы Алисы, — подлинную настоящую борьбу христіанки. Онъ понималъ, что отъ Него зависитъ теперь убѣдить Ее въ томъ, что Она не совершаетъ отступничества, что принимая Православіе, Она приближается къ Богу въ самыхъ свѣтлыхъ формахъ общенія съ Нимъ. И Онъ нашелъ въ Своемъ сердцѣ чудныя слова.

«Аликсъ, я понимаю Ваши религіозныя чувства и благоговѣю передъ ними. Но вѣдь мы вѣруемъ въ одного Христа; другого Христа нѣтъ. Богъ, сотворившій міръ, далъ намъ душу и сердце. И мое сердце и Ваше Онъ наполнилъ любовію, чтобы мы слились душа съ душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой въ жизни. Безъ Его воли нѣтъ ничего. Пусть не тревожить Васъ совѣсть о томъ, что моя вѣра станетъ Вашей вѣрой. Когда Вы узнаете послѣ, какъ прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религія, какъ величественны и великолѣпны наши храмы и монастыри и какъ торжественны и величавы наши богослуженія, — Вы ихъ полюбите, Аликсъ, и ничто не будетъ насъ раздѣлять...»

Въ этотъ моментъ передъ Нимъ предстала великая, необъятная — отъ Соловецкихъ скитовъ до Ново-Аѳонскихъ монастырей, отъ сѣверныхъ сѣровато-синихъ водъ Балтійскаго моря до ярко синяго Тихаго океана — Его державная Матушка-Россія, Святая Богоносная Православная Русь. На глазахъ показались слезы умиленія и восторга. Принцесса слушала внимательно, смотря въ Его синіе глаза, на Его взволнованное лицо и въ душѣ Ея происходило преображеніе. Увидѣвъ слезы, Она не удержалась Сама. Потомъ шепнула только два слова: «я согласна». Слезы Ихъ смѣшались вмѣстѣ.

Было двѣнадцать часовъ ночи, когда Николай Александровичъ остался одинъ. Все въ томъ же состояніи приподнятаго восторга Цесаревичъ опустился на колѣни передъ иконой и началъ молиться. Кончивъ молиться, Николай Александровичъ рѣшилъ написать письмо Своей Августѣйшей Матери, чтобы подѣлиться съ Ней Своими переживаніями. Письмо Его дышало юношеской, простодушной восторженностью.

«Милая, дорогая, безцѣнная Мама. Ты не можешь себѣ представить, какъ я несказанно счастливъ. Свершилось, я женихъ Аликсъ...»

Онъ изложилъ послѣдовательно ходъ Своихъ бесѣдъ, разсказалъ какъ убѣждалъ Ее перемѣнить религію и какъ Она Себя чувствовала.

«...Она плакала все время и только отъ времени до времени произносила шопотомъ: "нѣтъ, я не могу". Я, однако, продолжалъ настаивать и повторять свои доводы, и хотя этотъ разговоръ длился два часа, онъ не привелъ ни къ чему, потому что ни она, ни я не уступали. Я передалъ ей Ваше письмо и послѣ этого она уже не могла спорить. Она рѣшила переговорить съ тетей Михенъ [4].Что касается меня, то въ теченіе этихъ трехъ дней я все время находился въ самомъ тревожномъ состояніи...

Сегодня утромъ насъ оставили однихъ, и тутъ, съ первыхъ же словъ, она согласилась. Одному Богу извѣстно, что произошло со мной. Я плакалъ, какъ ребенокъ и она тоже. Но лицо ея выражало полное довольство.

Нѣтъ, дорогая Мама, я не могу выразить Вамъ, какъ я счастливъ, и въ то же время, какъ мнѣ жаль, что я не могу прижать къ своему сердцу Васъ и моего дорогого Папа. Весь міръ сразу измѣнился для меня: природа, люди, все; и всѣ мнѣ кажутся добрыми, милыми и счастливыми. Я не могъ даже писать, до того дрожали у меня руки. Она совершенно переменилась: стала веселой, забавной, разговорчивой и нѣжной...

Спаситель сказалъ намъ: "Все, что ты просишь у Бога, дастъ тебѣ Богъ". Слова эти безконечно мнѣ дороги, потому что въ теченіе пяти лѣтъ я молился ими, повторяя ихъ каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликсъ переходъ въ Православную вѣру и дать мнѣ ее въ жены...

Пора кончать письмо. Прощай, моя дорогая Мама. Крѣпко Тебя обнимаю. Христосъ съ Тобою. Горячо и отъ всей души Васъ любящій Ники».

Онъ взялъ изящную темно малиновую тетрадь шагреновой кожи — свой дневникъ и внесъ въ него слѣдующую запись:

«Чудный, незабвенный день въ моей жизни — день моей помолвки съ дорогой, ненаглядной Аликсъ... Боже, какая гора свалилась съ плечъ; какою радостью удалось обрадовать дорогихъ Папа и Мама. Я цѣлый день ходилъ, какъ въ дурманѣ, не вполнѣ сознавая, что собственно со мной приключилось...» [5].

Въ тотъ же день, 8/21 апрѣля 1894 года, Ихъ помолвка была объявлена офиціально [6].

Десять лѣтъ прошло съ того времени, когда Августѣйшіе Женихъ и Невѣста встрѣтились впервые, и пять лѣтъ — со дня отказа Родителей дать благословеніе на Ихъ бракъ. Наслѣдникъ Цесаревичъ кротко смирился, но терпѣливо ждалъ и неуклонно стремился къ Своей цѣли. За эти годы Ему удалось постепенно пересилить Своего Августѣйшаго Отца — могучаго богатыря, отличавшагося непоколебимой силой воли, перебороть несочувствіе Его планамъ со стороны Императрицы Маріи Ѳеодоровны и бабушки Принцессы Алисы — Англійской Королевы Викторіи, и, наконецъ, не будучи богословомъ, раскрыть Принцессѣ Алисѣ истинность Своей вѣры, перемѣнить Ея твердыя религіозныя убѣжденія и склонить Ее къ искреннему, чистосердечному принятію святого Православія. Преодолѣть всѣ эти препятствія могъ только глубоковѣрующій и беззавѣтно любящій человѣкъ, обладающій исключительно твердымъ характеромъ [7].

Примѣчанія:
[1] С. Позднышевъ. «Распни Его», стр. 9. Парижъ, 1952 г.
[2] Ibidem, стр. 10.
[3] Отъ Королевы Викторіи Государыня Императрица Александра Ѳеодоровна унаслѣдовала, какъ передатчица, роковую болѣзнь — гемофилію, которую Она передала Своему сыну Наслѣднику Цесаревичу Алексѣю Николаевичу. См. The Last Courts of Europe. — A Royal Family Album 1860-1914. Introductory text by Robert K. Massie. J. M. Dent and Sons Ltd., London. 1981, стр. 25.
[4] Вел. Кн. Марія Павловна (Старшая).
[5] С. Позднышевъ. Op. cit., стр. 11-16.
[6] Е. Е. Алферьевъ. Письма Царской Семьи изъ заточенія. Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря. Джорданвилль, 1974. Стр. 340-341.
[7] Для проведенія исторической параллели, здѣсь умѣстно напомнить о неудачномъ сватовствѣ безвременно скончавшагося Наслѣдника Англійскаго престола Принца Эдуарда, старшаго брата будущаго Короля Георга V и двоюроднаго брата Императора Николая II. Получивъ въ 1890 году рѣшительный отказъ отъ Принцессы Алисы Гессенъ-Дармштадтской (будущей Императрицы Александры Ѳеодоровны), онъ сдѣлалъ предложеніе Принцессѣ Еленѣ Французской, дочери графа Парижскаго, претендента на Французскій престолъ. Родители съ обѣихъ сторонъ, а также бабушка Принца Эдуарда Королева Викторія, весьма привѣтствовали это сватовство. Невѣста, будучи римско-католическаго вѣроисповѣданія, согласилась перейти въ Англиканскую церковь. Однако, Папа не разрѣшилъ этого брака, и онъ разстроился. Принцъ Эдуардъ не сумѣлъ преодолѣть даже этого единственнаго, и казалось бы лишь формальнаго, препятствія.
       Нѣсколько расширивъ рамки нашей исторической параллели, укажемъ на другой примѣръ двухъ мѣрокъ, которыя постоянно примѣняются къ Россіи и ея царствующей династіи, съ одной стороны, и къ другимъ странамъ, съ другой. Отецъ упомянутаго Принца Эдуарда, Королъ Эдуардъ VII, унаслѣдовавшій отъ своей матери, Королевы Викторіи, великую имперію, окончательно свелъ роль англійскаго конституціоннаго монарха къ нулю. Но, несмотря на то, что онъ вошелъ въ исторію, лишь какъ законодателъ мужскихъ модъ, почти не занимался государственными дѣлами и отличался исключительной лѣнивостью и весьма сомнительной нравственностью, онъ никогда не подвергался критикѣ, какъ неспособный, слабовольный и безотвѣтственный монархъ, но, напротивъ, до сихъ поръ пользуется въ англо-саксонскомъ мірѣ положительной оцѣнкой. См. The Last Courts of Europe. A Royal Family Album 1860-1914. — Op. cit., стр. 9-17.

Источникъ: Е. Е. Алферьевъ. Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли. Матеріалы для составленія Житія Св. Благочестивѣйшаго Царя-Мученика Николая, Великаго Страстотерпца. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій Монастырь, 1983. — С. 15-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.