Церковный календарь
Новости


2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 6-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 5-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 4-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 3-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 2-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 1-я (1961)
2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ день св. равноап. кн. Владиміра (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи въ Ситхинскій соборъ (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Е. Е. Алферьевъ († 1986 г.)

Алферьевъ Евгеній Евлампіевичъ († 1986 г.), церковный историкъ, церковно-общественный дѣятель. Родился 2 (15) октября 1908 г. въ Санктъ-Петербургѣ въ дворянской семьѣ. Началъ обученіе въ Царскосельской гимназіи, но изъ-за захвата власти большевиками былъ вынужденъ выѣхать съ семьей на Дальній Востокъ. Въ Харбинѣ (Маньчжурія) духовно окормлялся у прот. Іоанна Сторожева († 1927 г.), отслужившаго послѣднюю обѣдницу въ Ипатьевскомъ домѣ въ Екатеринбургѣ, за которой молились Царственные Мученики (іюль 1918 г.). Окончилъ классическую гимназію въ Харбинѣ (1925), Электромеханическій институтъ въ Парижѣ (1927) и Гренобльскій университетъ (1928). Состоялъ членомъ ряда русскихъ патріотическихъ организацій и объединеній. Работалъ инженеромъ въ Парижѣ, во Французской Гвинеѣ, въ Китаѣ, Испаніи, Швейцаріи, а съ 1964 г. въ США, гдѣ служилъ въ ООН. Въ 1970 г. былъ приглашенъ на должность декана Свято-Троицкой духовной семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Занимался педагогической дѣятельностью въ качествѣ профессора семинаріи и совмѣстно со своимъ старшимъ сыномъ Василіемъ строительствомъ зданія семинаріи. Въ 1974 г. въ типографіи преп. Іова Почаевскаго подъ редакціей Алферьева вышла знаменитая книга «Письма Царской Семьи изъ заточенія», включавшая въ свой составъ 227 писемъ, написанныхъ Царственными Мучениками послѣ Ихъ ареста 8 (21) марта 1917 г. Тогда же родилась мысль написать правдивую книгу о Царѣ-Мученикѣ — «Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли». Книга увидѣла свѣтъ въ 1983 г. Скончался 17 февраля (2 марта) 1986 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія Е. Е. Алферьева

Е. Е. Алферьевъ († 1986 г.)
Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли.
Матеріалы для составленія Житія Св. Благочестивѣйшаго Царя-Мученика Николая, Великаго Страстотерпца.

Глава XII.
[Учрежденіе Государственной Думы и ея исторія.]

Императоръ Николай II былъ просвѣщеннѣйшимъ Монархомъ, глубоко вѣрующимъ человѣкомъ, твердо усвоившимъ ученіе св. Православной Церкви, проникнутымъ сознаніемъ Своей высокой миссіи Православнаго Самодержавнаго Монарха, Помазанника Божьяго, Наслѣдника Византіи, призваннаго осуществить идею Третьяго Рима, а также человѣкомъ глубоко образованнымъ политически, бывшимъ ученикомъ выдающагося юриста и государственнаго дѣятеля К. П. Побѣдоносцева, долгое время занимавшаго должность оберъ-прокурора Святѣйшаго Сѵнода, который сумѣлъ разъяснить Ему, на примѣрахъ исторіи, достоинства и недостатки различныхъ политическихъ системъ и воспитать въ Немъ твердое убѣжденіе, что православная русская самодержавная монархія есть наивысшая, наиболѣе совершенная и наиболѣе подходящая для русскаго народа форма правленія [1]. Вотъ тѣ начала, на основѣ которыхъ Императоръ Николай II, по примѣру Своихъ предковъ, велъ государственный корабль, чтобы обезпечить народу миръ и благоденствіе.

Государь былъ рѣшительнымъ противникомъ введенія въ Россіи конституціоннаго образа правленія, и въ этомъ вопросѣ Онъ оставался непоколебимымъ до конца. Отнюдь не цѣпляясь за Свои неограниченныя права самодержавнаго Монарха, Онъ могъ бы смѣло повторить слова Своего Августѣйшаго Дѣда Императора Александра II, сказавшаго въ 1865 г. земскимъ представителямъ: «Я подписалъ бы любую конституцію, если бы у меня была уверенность, что это послужитъ на благо Россіи. Но я знаю, что если бы я сдѣлалъ это сегодня, то завтра же Россія погибла бы» [2].

Въ своемъ классическомъ трудѣ «Монархическая Государственность», Левъ Тихомировъ пишетъ, что сущность образа правленія опредѣляется источникомъ власти. Въ самодержавной монархіи этимъ источникомъ является Господь Богъ, и Носитель верховной власти есть Помазанникъ Божій, тогда какъ въ монархіи конституціонной источникомъ власти является народъ, и поэтому, по существу, такая монархія не отличается отъ республики [3].

Государь искренне стремился къ тому, чтобы привлечь къ участію въ управленіи страной «лучшихъ людей», но Онъ хотѣлъ это сдѣлать не по западному парламентарному образцу, а въ соотвѣтствіи съ искони русскимъ началомъ соборности. Онъ слишкомъ хорошо зналъ и понималъ дѣйствительную цѣну западной демократіи, этой величайшей лжи — или, по выраженію одного американскаго профессора, «этой священной коровы» [4] — нашего времени. Государь глубоко сознавалъ Свой высокій долгъ царскаго служенія и много разъ говорилъ: «Министры могутъ мѣняться, но я одинъ несу отвѣтственность передъ Богомъ за благо нашего народа». Онъ зналъ, что власть можетъ силою подавить оппозицію, но Онъ думалъ о томъ, какъ дальше строить русскую жизнь при обнаружившемся разладѣ между властью и широкими кругами «общественности». Поэтому, желая пойти на уступки, ради умиротворенія политическихъ страстей, Императоръ подписалъ 17 октября 1905 года манифестъ о предоставленіи населенію широкихъ гражданскихъ правъ и о законодательныхъ правахъ новаго государственнаго учрежденія — Государственной Думы. Всѣ законопроекты, а также государственный бюджетъ, должны были представляться на утвержденіе Думѣ, но послѣднее слово Государь оставилъ за Собой.

Открытіе Государственной Думы состоялось въ торжественной обстановкѣ 27 апрѣля 1906 года. Государь сказалъ приветственное слово, которое произвело на всѣхъ, въ томъ числѣ даже лѣвыхъ депутатовъ, сильное впечатлѣніе, и еще разъ выявило Его талантъ выдающагося оратора.

Государь надѣялся, что эти «лучшіе люди» Земли Русской будутъ способствовать проведенію новыхъ реформь, помогутъ выявить дѣйствительныя и наиболѣе важныя и срочныя нужды населенія и облегчать управленіе великой страной. Къ сожалѣнію, всѣ Его опасенія полностью оправдались. Политическая связь большинства депутатовъ Думы съ революціей оказалась слишкомъ глубокой. Вмѣсто плодотворной работы, члены Думы были заняты партійными интересами и, прежде всего, продолженіемъ своей революционной работы въ цѣляхъ сверженія самодержавія. Какъ это показало будущее, среди «лучшихъ людей» имѣлось большое число предателей и измѣнниковъ Родины и даже просто государственныхъ преступниковъ. Дума оказалась не только совершенно неработоспособнымъ, но даже вреднымъ и опаснымъ учрежденіемъ, и, несмотря на четыре попытки улучшить положеніе путемъ перевыборовъ, всѣ усилія Государя оставались тщетными. Вотъ ея краткая позорная исторія.

I-я Дума (т. е. Дума перваго состава), открывшаяся 27 апрѣля 1906 г., просуществовала всего лишь два мѣсяца и была распущена 9 іюля, вслѣдствіе незаконныхъ дѣйствій.

II-я Дума открылась 20 февраля 1907 г. Вскорѣ выяснилось, что лѣвыя партіи широко пользуются депутатской неприкосновенностью для своей революціонной дѣятельности. 1 іюня премьеръ-министръ Столыпинъ потребовалъ снятія этой привилегіи со всѣхъ членовъ думской фракціи соціалъ-демократовъ и ихъ ареста, предъявивъ неопровержимыя доказательства ихъ участія въ устройствѣ военнаго заговора. Большинство изъ нихъ были арестованы, но нѣкоторые успѣли скрыться. 3 іюня Дума была распущена [5].

III-я Дума была болѣе долговѣчной, вслѣдствіе измѣненія избирательнаго закона. Она просуществовала съ 1 ноября 1907 года до 8 іюня 1912 года.

Наконецъ, послѣдняя, IV-я Дума, открывшаяся въ декабрѣ 1912 года, засѣдавшая во время Великой войны и заклеймившая себя позорнымъ клеймомъ предательства и измѣны, стала центромъ революціонной дѣятельности и возглавила февральскій бунтъ 1917 года, выросшій въ революцію.

Продолжавшаяся въ теченіе многихъ лѣтъ политическая борьба съ Государственной Думой ложилась на Государя тяжелымъ бременемъ и была бы непосильной для безвольнаго, слабаго человѣка.

Примѣчанія:
[1] Невѣжественные и, въ большинствѣ своемъ, чуждые Православію и даже, вообще, христіанству, политическіе противники Государя называли Его въ своей клеветнической литературѣ человѣкомъ неумнымъ, малообразованнымъ, слабымъ и съ культурнымъ уровнемъ армейскаго (почему «армейскаго»?) полковника!
[2] A. Tarsaidze. Wife before God. The Macmillan Company, New York, 1970, стр. 81.
[3] Л. А. Тихомировъ. Монархическая Государственность. Издательство «Русское Слово». Буэносъ-Айресъ, 1968 г.
[4] Профессоръ Нью-Хемпширскаго университета C. Desrosiers. High Noon or Midnight: The Alternatives facing the Orthodox State, p. 2 (unpublished manuscript). Русскій переводъ готовится къ печати: «Православная государственность на поворотѣ къ величайшему расцвѣту и упадку».
[5] На одномъ изъ засѣданій II-й Думы П. А. Столыпинъ сказалъ о лѣвыхъ депутатахъ и ихъ единомышленникахъ свои знаменитыя слова: «Имъ нужны великія потрясенія, намъ нужна великая Россія». (С. С. Ольденбургъ, op. cit., стр. 379).

Источникъ: Е. Е. Алферьевъ. Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли. Матеріалы для составленія Житія Св. Благочестивѣйшаго Царя-Мученика Николая, Великаго Страстотерпца. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій Монастырь, 1983. — С. 54-57.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.