Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Е. Е. Алферьевъ († 1986 г.)

Алферьевъ Евгеній Евлампіевичъ († 1986 г.), церковный историкъ, церковно-общественный дѣятель. Родился 2 (15) октября 1908 г. въ Санктъ-Петербургѣ въ дворянской семьѣ. Началъ обученіе въ Царскосельской гимназіи, но изъ-за захвата власти большевиками былъ вынужденъ выѣхать съ семьей на Дальній Востокъ. Въ Харбинѣ (Маньчжурія) духовно окормлялся у прот. Іоанна Сторожева († 1927 г.), отслужившаго послѣднюю обѣдницу въ Ипатьевскомъ домѣ въ Екатеринбургѣ, за которой молились Царственные Мученики (іюль 1918 г.). Окончилъ классическую гимназію въ Харбинѣ (1925), Электромеханическій институтъ въ Парижѣ (1927) и Гренобльскій университетъ (1928). Состоялъ членомъ ряда русскихъ патріотическихъ организацій и объединеній. Работалъ инженеромъ въ Парижѣ, во Французской Гвинеѣ, въ Китаѣ, Испаніи, Швейцаріи, а съ 1964 г. въ США, гдѣ служилъ въ ООН. Въ 1970 г. былъ приглашенъ на должность декана Свято-Троицкой духовной семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Занимался педагогической дѣятельностью въ качествѣ профессора семинаріи и совмѣстно со своимъ старшимъ сыномъ Василіемъ строительствомъ зданія семинаріи. Въ 1974 г. въ типографіи преп. Іова Почаевскаго подъ редакціей Алферьева вышла знаменитая книга «Письма Царской Семьи изъ заточенія», включавшая въ свой составъ 227 писемъ, написанныхъ Царственными Мучениками послѣ Ихъ ареста 8 (21) марта 1917 г. Тогда же родилась мысль написать правдивую книгу о Царѣ-Мученикѣ — «Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли». Книга увидѣла свѣтъ въ 1983 г. Скончался 17 февраля (2 марта) 1986 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія Е. Е. Алферьева

Е. Е. Алферьевъ († 1986 г.)
Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли.
Матеріалы для составленія Житія Св. Благочестивѣйшаго Царя-Мученика Николая, Великаго Страстотерпца.

Глава XXII.
[«Мы отдали Себя и судьбу Нашихъ Дѣтей въ руки Божія». Восхожденіе на Голгоѳу.]

Мы не будемъ описывать здѣсь нравственныя и физическія страданія, которыя пришлось пережить на этомъ пути Государю Николаю Александровичу и Его Августѣйшей Семьѣ, ибо этотъ очеркъ посвященъ лишь одной сторонѣ духовнаго облика Императора Николая II и имѣетъ лишь одну цѣль — опровергнуть прочно укоренившееся глубоко ошибочное утвержденіе, рисующаго Его какъ человѣка слабаго и безвольнаго.

Съ момента лишенія свободы Царская Семья была вырвана изъ привычныхъ условій окружающей обстановки и, вмѣстѣ съ этимъ, Она была какъ бы перенесена въ иной планъ жизни — въ планъ жизни духовной, къ которой не примѣнимы обычныя мѣрки, установленныя для оцѣнки душевныхъ и духовныхъ свойствъ людей. Развѣ можно разсуждать о силѣ волѣ святыхъ мучениковъ, достигшихъ наивысшихъ ступеней несравненно большей силы — силы духовной?

Въ своихъ воспоминаніяхъ о страшныхъ дняхъ февральскаго бунта, когда Ихъ Величества были разлучены и Государыня три дня не имѣла никакихъ извѣстій отъ Государя, Пьеръ Жильяръ такъ описываетъ душевное состояніе Ея Величества 3-го марта, когда Она еще ничего не знала объ отреченіи:

«Мученія Императрицы въ эти дни величайшей тоски, безъ вѣстей отъ Императора, въ отчаяніи сидѣвшей у изголовья больного мальчика [1], превзошли всякое воображеніе. Она дошла до крайнихъ предѣловъ человѣческихъ силъ. Это было Ея послѣднимъ испытаніемъ, изъ котораго Она вынесла то удивительное свѣтлое душевное спокойствіе, которое потомъ поддерживало Ее и всю Семью до дня Ихъ мученической кончины» [2].

Такой же духовный переломъ пережилъ Государь въ день Своего отреченія отъ Престола, совершившійся наканунѣ.

Съ этого момента Ихъ Величества всецѣло отдали Себя и судьбу Своихъ Августѣйшихъ Дѣтей въ руки Божія.

Святая Церковь учить насъ, что Господь не посылаетъ никому испытанія, которыя превышали бы силы испытуемаго, или же соотвѣтственно укрѣпляетъ его силы, если онъ полностью полагается на волю Божію. Въ житіяхъ святыхъ мучениковъ описаны многочисленные случаи, какъ съ помощью Божіей, — а не благодаря своей собственной силѣ воли, — они легко и радостно переносили нечеловѣческія пытки и страданія. Это чудесное явленіе подтверждаютъ также и рядовые православные христіане, перенесшіе тяжелыя, опасныя и мучительныя болѣзни: легкость, съ которой они переносятъ физическія страданія, поражаетъ даже опытныхъ докторовъ, не знающихъ силы Божіей.

Сознавала ли Царская Семья угрожающую Ей смертельную опасность? Да, Ихъ Величества и двѣ старшія Великія Княжны, несомнѣнно, не только сознавали приближеніе конца, но и готовились къ нему. Жизнерадостная Великая Княжна Марія Николаевна, хотя и въ меньшей степени, но все же ясно понимала положеніе. Великая Княжна Анастасія Николаевна и Наслѣдникъ Цесаревичъ Алексѣй Николаевичъ были еще слишкомъ юными, чтобы задумываться надъ Своей участью, но и Они не закрывали глаза на дѣйствительность, какъ это видно изъ случайно вырвавшихся какъ-то у Наслѣдника словъ: «Если будутъ убивать, то только бы не мучили...».

Отдавали себѣ отчетъ въ томъ, что ихъ ожидаетъ и тѣ немногія лица изъ числа свиты и вѣрныхъ слугъ, добровольно послѣдовавшія въ ссылку въ Сибирь съ Царской Семьей и вмѣстѣ съ Ней раздѣлявшія заточеніе. Генералъ-адъютантъ И. Л. Татищевъ [3] еще въ Тобольскѣ сказалъ однажды П. Жильяру: «Я знаю, что я не выйду изъ этого живымъ. Я молю только объ одномъ — чтобы меня не разлучали съ Государемъ и дали умереть вмѣстѣ съ Нимъ» [4].

Въ Ипатьевскомъ домѣ были найдены два листка бумаги, на которыхъ рукою Великой Княжны Ольги Николаевны были написаны два стихотворенія: «Молитва» и «Передъ Иконой Богоматери» [5]. Они общеизвѣстны, но мы напомнимъ здѣсь два послѣднихъ четверостишія стихотворенія «Молитва»:

    Владыка міра, Богъ вселенной,
Благослови молитвой насъ
И дай покой душѣ смиренной
Въ невыносимый страшный часъ.

    И у преддверія могилы
Вдохни въ уста Твоихъ рабовъ
Нечеловѣческія силы
Молиться кротко за враговъ.

Нельзя забывать, въ какой трагической обстановкѣ писала эти строки юная, двадцатидвухлѣтняя, Великая Княжна Ольга Николаевна. Оба эти стихотворенія были также переписаны Государыней Императрицей и посланы полк. А. В. Сыробоярскому въ письмахъ отъ 11 и 12 января 1918 года [6]. Отсюда ясно, что ихъ содержаніе было извѣстно всей Царской Семьѣ, и можно только поражаться тому, какой духовной высоты достигли Ихъ Величества и Ихъ Августѣйшія Дѣти уже къ этому времени.

Сохранились два драгоцѣннѣйшихъ письменныхъ памятника, раскрывающихъ передъ нами душевныя и духовныя переживанія Царственныхъ Узниковъ на пути Ихъ мученическаго подвига.

Однимъ изъ нихъ являются многочисленныя письма всѣхъ Членовъ Царской Семьи, написанныя Ими изъ заточенія. Первый сборникъ этихъ писемъ, изданный въ 1974 году Свято-Троицкимъ монастыремъ (Джорданвилль, Н. І., США), заканчивается слѣдующимъ небольшимъ отрывкомь изъ письма Великой Княжны Ольги Николаевны, написаннаго въ Тобольскѣ:

«Отецъ проситъ передать всѣмъ тѣмъ, кто Ему остался преданъ, и тѣмъ, на кого они могутъ имѣть вліяніе, чтобы они не мстили за Него, такъ какъ Онъ всѣхъ простилъ и за всѣхъ молится, чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчасъ въ мірѣ, будетъ еще сильнѣе, но что не зло побѣдитъ зло, а только любовь...» [7].

Не менѣе замѣчателенъ и другой памятникъ изъ духовнаго наслѣдія Царской Семьи. Въ домѣ Ипатьева, среди оставшихся вещей, судебными властями было найдено много книгъ духовнаго содержанія. Четыре изъ нихъ принадлежали Императрицѣ и пятнадцать — Великой Княжнѣ Татьянѣ Николаевнѣ. Естественно предположить, что читались онѣ всѣми Членами Августѣйшей Семьи, причемъ особенно примѣчательно то, что Они не разставались съ ними не только въ Тобольскѣ, но захватили ихъ даже въ Екатеринбургъ и берегли до самаго конца. Въ нихъ имѣются многочисленные подчеркнутыя и отчеркнутыя мѣста, наиболѣе привлекавшія вниманіе читавшихъ и наиболѣе близкія Ихъ душевному настроенію, ярко свидѣтельствующія о духовномъ подвигѣ Царственныхъ Мучениковъ. Епископъ Меѳодій, внимательно ознакомившійся съ этими книгами и сдѣланными въ нихъ помѣтками, пишетъ: «Эти мѣста не только говорятъ о духовномъ состояніи Августѣйшей Семьи, объ Ихъ крѣпкой, глубокой вѣрѣ, смиреніи, всепрощеніи и духовной бодрости, но и являются какъ бы Ихъ духовнымъ завѣщаніемъ и наставленіемъ. Да будутъ же слова, подчеркнутыя Ими и кровью Ихъ засвидѣтельственныя, намъ на духовную пользу и вразумленіе» [8].

Ниже приводится краткая выписка словъ, особо отмѣченныхъ въ одной изъ книгъ Великой Княжны Татьяны Николаевны, которыя лучше всего показываютъ намъ, какому примѣру слѣдовала Царская Семья въ эти страшные предсмертные дни:

«Вѣрующіе въ Господа Іисуса Христа шли на смерть, какъ на праздникъ... становясь передъ неизбѣжною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствіе духа, которое не оставляло ихъ ни на минуту... Они шли спокойно навстрѣчу смерти потому, что надѣялись вступить въ иную, духовную жизнь, открывающуюся для человѣка за гробомъ» [9].

Примѣчанія:
[1] Въ это время Наслѣдникъ Алексѣй Николаевичъ былъ опасно боленъ, и въ Петроградѣ даже распространился слухъ, что Онъ умеръ.
[2] Pierre Gilliard. Op. cit., p. 173.
[3] Нынѣ св. муч. воинъ Илья. Разстрѣлянъ 25 мая / 7 іюня 1918 г. въ Екатеринбургѣ. Канонизированъ 1 ноября 1981 года.
[4] Е. Е. Алферьевъ, op. cit., стр. 411.
[5] Ibidem, приложеніе I, стр. 425-434.
[6] «Скорбная Памятка», стр. 82-83 и 87. Изданіе «Кассы помощи ближнимъ въ память о Царской Семьѣ». Нью-Іоркъ, 1928.
[7] «Православная Жизнь», іюль 1968 г., № 7, стр. 3-4. — «Письма Царской Семьи изъ заточенія», op. cit., стр. 375.
[8] «Письма Царской Семьи изъ затоненія», op. cit., стр. 474.
[9] Ibidem, Приложеніе III. «Книги духовнаго содержанія, принадлежавшія Царственнымъ Узникамъ, какъ нѣмые свидѣтели Ихъ духовнаго подвига въ затоненіи». Стр. 469-480. — Епископъ Меѳодій. «Изъ духовнаго сокровища Царской Семьи». Оттискъ изъ журнала «Вѣчное». Парижъ, 1956.

Источникъ: Е. Е. Алферьевъ. Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли. Матеріалы для составленія Житія Св. Благочестивѣйшаго Царя-Мученика Николая, Великаго Страстотерпца. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій Монастырь, 1983. — С. 134-138.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.