Церковный календарь
Новости


2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 6-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 5-я (1993)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 4-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 3-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 2-я (1961)
2017-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 1-я (1961)
2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ день св. равноап. кн. Владиміра (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи въ Ситхинскій соборъ (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Е. Е. Алферьевъ († 1986 г.)

Алферьевъ Евгеній Евлампіевичъ († 1986 г.), церковный историкъ, церковно-общественный дѣятель. Родился 2 (15) октября 1908 г. въ Санктъ-Петербургѣ въ дворянской семьѣ. Началъ обученіе въ Царскосельской гимназіи, но изъ-за захвата власти большевиками былъ вынужденъ выѣхать съ семьей на Дальній Востокъ. Въ Харбинѣ (Маньчжурія) духовно окормлялся у прот. Іоанна Сторожева († 1927 г.), отслужившаго послѣднюю обѣдницу въ Ипатьевскомъ домѣ въ Екатеринбургѣ, за которой молились Царственные Мученики (іюль 1918 г.). Окончилъ классическую гимназію въ Харбинѣ (1925), Электромеханическій институтъ въ Парижѣ (1927) и Гренобльскій университетъ (1928). Состоялъ членомъ ряда русскихъ патріотическихъ организацій и объединеній. Работалъ инженеромъ въ Парижѣ, во Французской Гвинеѣ, въ Китаѣ, Испаніи, Швейцаріи, а съ 1964 г. въ США, гдѣ служилъ въ ООН. Въ 1970 г. былъ приглашенъ на должность декана Свято-Троицкой духовной семинаріи въ г. Джорданвилль (США). Занимался педагогической дѣятельностью въ качествѣ профессора семинаріи и совмѣстно со своимъ старшимъ сыномъ Василіемъ строительствомъ зданія семинаріи. Въ 1974 г. въ типографіи преп. Іова Почаевскаго подъ редакціей Алферьева вышла знаменитая книга «Письма Царской Семьи изъ заточенія», включавшая въ свой составъ 227 писемъ, написанныхъ Царственными Мучениками послѣ Ихъ ареста 8 (21) марта 1917 г. Тогда же родилась мысль написать правдивую книгу о Царѣ-Мученикѣ — «Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли». Книга увидѣла свѣтъ въ 1983 г. Скончался 17 февраля (2 марта) 1986 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США).

Сочиненія Е. Е. Алферьева

Е. Е. Алферьевъ († 1986 г.)
Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли.
Матеріалы для составленія Житія Св. Благочестивѣйшаго Царя-Мученика Николая, Великаго Страстотерпца.

Глава XXIII.
[Злодѣйское убіеніе Царской Семьи въ Ипатьевскомъ домѣ. Канонизація Царской Семьи Русской Православной Церковью Заграницей.]

Наслѣдникъ, какъ мы знаемъ, жилъ подъ постоянной угрозой смертельной опасности и неоднократно былъ на краю смерти, но каждый разъ Господь спасалъ Его, какъ-будто желая сохранить единство Семьи. Истинный смыслъ событій, совершающихся по Промыслу Божьему, часто остается сокровеннымъ для современниковъ и становится понятнымъ лишь много лѣтъ спустя. Когда страшная правда о трагической гибели всей Царской Семьи стала извѣстна, многіе современники особенно сокрушались о жестокой судьбѣ Великой Княжны Ольги Николаевны; вспоминали недавнее сватовство Наслѣднаго Принца Румынскаго Карола и рѣшительный отказъ юной Великой Княжны, заявившей, что Она никогда не выйдетъ замужъ за иностранца и никогда не покинетъ предѣлы Россіи; и вотъ, какъ казалось тогда, вмѣсто того, чтобы стать Королевой Румынской и начать молодую счастливую жизнь, Она погибла мученической смертью въ страшномъ застѣнкѣ. И только теперь, послѣ многихъ десятилѣтій, истинный смыслъ всего совершившагося по волѣ и по величайшему милосердію Божьему раскрылся передъ нами, и стало яснымъ, что если бы Великая Княжна Ольга Николаевна приняла предложеніе Принца Карола, Ея жизнь была бы преисполнена великихъ скорбей: несчастный бракъ съ безнравственнымъ человѣкомъ; разбитая семейная жизнь; королевскій престолъ на короткое время, а затѣмъ революція и бѣженское существованіе въ изгнаніи; но самымъ тяжелымъ испытаніемъ были бы для Нее нестерпимыя нравственныя страданія отъ сознанія, что изъ всей Ея горячо любимой Семьи Она одна осталась въ живыхъ, и отъ мучительныхъ переживаній и неотвязчивыхъ мыслей, которыя преследовали бы Ее до послѣдняго дня, о трагической судьбѣ Ея Державныхъ Родителей и Августѣйшихъ Брата и Сестеръ [1]. Вотъ, что ждало Ее на этомъ пути. Тогда какъ теперь, вмѣстѣ со всей Царской Семьей, Она навсегда вошла не только въ русскую исторію, но и въ исторію Россійской Православной Церкви, какъ святая царевна — св. Мученица Благовѣрная Великая Княжна Ольга, и память о Ней будетъ свято храниться изъ рода въ родъ до скончанія вѣка.

Царская Семья была призвана предстать передъ Престоломъ Божіимъ вся вмѣстѣ, и это великое знаменіе Божіе само по себѣ указываетъ на то, что Царственные Страстотерпцы, какъ и первые христіанскіе мученик были прославлены Самимъ Господомъ съ самаго момента принятія Ими мученическихъ вѣнцовъ.

Въ 1981 году Русская Православная Церковь заграницей, являющаяся единственной законной преемницей Россійской Православной Помѣстной Церкви, канонизировала Царскую Семью вмѣстѣ съ сонмомъ другихъ Новомучениковъ отъ безбожной власти убіенныхъ. Торжества канонизаціи имѣли мѣсто въ Нью-Іоркѣ 31 октября / 1 ноября при участіи 15 архіереевъ, во главѣ съ Митрополитомъ Филаретомъ, и многочисленнаго духовенства и въ присутствіи всѣхъ здравствующихъ Членовъ Дома Романовыхъ, огромнаго числа молящихся, съѣхавшихся со всѣхъ странъ русскаго разсѣянія.

Примѣчаніе:
[1] Царскія Дѣти и, въ особенности Наслѣдникъ Цесаревичъ, изъ-за Его болѣзни, вели крайне уединенный образъ жизни. Они рѣдко видѣлись даже со Своими ближайшими родственниками, двоюродными братьями и сестрой — Августѣйшими Дѣтьми Великой Княгини Ксеніи Александровны. Фактически, единственнымъ дѣтскимъ другомъ Наслѣдника былъ Н. В. (Коля) Деревенко — сынъ лейбъ-хирурга д-ра В. Н. Деревенко, послѣдовавшій, вмѣстѣ съ отцомъ, за Царской Семьей сначала въ Тобольскъ и затѣмъ въ Екатеринбургъ. Въ Царскомъ Селѣ его постоянно приглашали во Дворецъ играть съ Наслѣдникомъ, который также и Самъ бывалъ у Своего друга. Въ Тобольскѣ, въ теченіе всего періода пребыванія тамъ Царственныхъ Мучениковъ въ 1917-1918 гг., онъ былъ единственнымъ посѣтителемъ со стороны, который допускался по воскресеньямъ и праздникамъ въ губернаторскій домъ, гдѣ неразлучно оставался на цѣлый день съ Цесаревичемъ Алексѣемъ Николаевичемъ. Сейчасъ Н. В. Деревенко является единственнымъ оставшимся въ живыхъ изъ всѣхъ свидѣтелей жизни Царской Семьи въ заточеніи. Проживаетъ онъ въ отдаленной странѣ, въ глубокомъ уединеніи, рѣшительно отказываясь отъ какихъ-либо выступленій, касающихся Царской Семьи. Онъ занимаетъ такую позицію, несмотря на то, что хорошо знаетъ, что ему достаточно сказать слово, чтобы разоблачить многочисленныхъ самозванокъ и самозванцевъ, равно какъ и самозванныхъ «дѣтскихъ друзей» Наслѣдника Цесаревича. Время отъ времени онъ навѣщаетъ своего школьнаго товарища по Царскосельской Императорской Николаевской гимназіи, который каждый разъ, въ ходѣ ихъ дружественныхъ бесѣдъ, настойчиво старался убѣдить его написать свои воспоминанія о Наслѣдникѣ, которыя представляли бы исключительную цѣнность для исторіи и для составленія правдиваго житія св. муч. Убіеннаго Царевича Алексія. Всѣ просьбы оставались тщетными. Наконецъ, во время одной изъ такихъ встрѣчъ, его другъ рѣшилъ дѣйствовать болѣе энергично и такъ или иначе добиться отъ Н. В. Деревенко согласія приняться за этотъ трудъ. Онъ говорилъ долго, снова повторилъ свои доводы, горячо настаивая на томъ, что «Коля» обязанъ разсказать все то, что онъ видѣлъ, знаетъ и помнитъ, что это — его святой долгъ передъ Наслѣдникомъ, исторіей, русскимъ народомъ. «Коля» слушалъ внимательно, но молча. Наконецъ, онъ не выдержалъ и, съ необычнымъ для него волненіемъ, воскликнулъ, и какая-то нотка отчаянія звучала въ его голосѣ: «Какъ ты не понимаешь, что я всю жизнь стараюсь забыть этотъ ужасъ! Если бы я далъ волю моимъ воспоминаніямъ, я не могъ бы жить, не могъ бы работать, не могъ бы существовать, сошелъ бы съ ума». Разумѣется, послѣ такого признанія, продолжать или возобновлять разговоръ по этому дѣлу было невозможно.
       Но въ связи съ этимъ невольно возникаетъ вопросъ: если мученическій путь Царской Семьи, закончившійся Ея злодѣйскимъ убіеніемъ, вызвалъ такое глубокое и на протяженіи всей жизни незабываемое душевное потрясеніе у 12-лѣтняго Коли Деревенко, то какія нравственныя пытки долженъ былъ бы испытывать тотъ изъ Членовъ Царской Семьи, кому удалось бы чудеснымъ образомъ остаться въ живыхъ? Между тѣмъ, никто изъ самозванокъ и самозванцевъ, начиная съ пресловутой Чайковской, появившейся на берлинскомъ горизонтѣ всего лишь черезъ четыре года послѣ Екатеринбургскаго злодѣянія, и кончая темной личностью Голеневскаго (правда, послѣдній выдумалъ фантастическую версію о спасеніи всей Царской Семьи!), не проявлялъ ни малѣйшаго интереса къ судьбѣ Царской Семьи и не испытывалъ ни малѣйшаго волненія отъ воспоминаній объ Ея жизни до революціи и въ заточеніи. Казалось бы, что такое странное равнодушіе должно было бы служить одной изъ лучшихъ уликъ, подтверждающихъ ихъ самозванство. Однако, какъ это не удивительно, этотъ простой вопросъ не приходилъ въ голову никому изъ тѣхъ лицъ, правда весьма немногихъ, которыя, хотя бы и недолгое время, поддавались обману или сомнѣніямъ.

Источникъ: Е. Е. Алферьевъ. Императоръ Николай II какъ человѣкъ сильной воли. Матеріалы для составленія Житія Св. Благочестивѣйшаго Царя-Мученика Николая, Великаго Страстотерпца. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій Монастырь, 1983. — С. 139-142.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.