Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Амвросій (Погодинъ) († 2004 г.)
СВЯТОЙ МАРКЪ ЕФЕССКІЙ И ФЛОРЕНТІЙСКАЯ УНІЯ.

ОБЩІЙ ОБЗОРЪ ИСТОЧНИКОВЪ И ЛИТЕРАТУРЫ О СВ. МАРКѢ ЕФЕССКОМЪ.

ПРИМѢЧАНІЯ И ССЫЛКИ.

Предисловіе.

Глава I.

[1] G. Ostrogorsky. «History of the Byzantine State». Oxford 1956. p. 499.
[2] A. A. Vasiliev. «History of the Byzantine Empire». Madison 1952. p. 627.
[3] Сочиненіе «Господина Мануила, Великаго Ритора о Маркѣ, святѣйшемъ митрополитѣ Ефесскомъ, и о Соборѣ Флорентійскомъ, и о Гемистѣ и Виссаріонѣ съ опроверженіемъ нечестивыхъ сочиненій ихъ», отд. 3. То же и въ Синаксарѣ его о св. Маркѣ — въ рус. пер. въ «Христіанскомъ Чтеніи», т. 2 за 1886 г.
[4] Syropoulos. «Vera historia unionis non veræ inter Græcos et Latinos sive Concilii Florentini exactissima narratio Græce scripta per Silvestrum Sguropulum...'' editio Robert Creyghton. Hagæ 1660. sect. III cap. 6.
[5] Цитируемъ по книгѣ Авраама Норова «Марка Ефесскаго и Георгія Схоларія неизданныя сочиненія». Парижъ 1859 г. стр. 8-10.
[6] «Cambridge Medieval History» подъ редакціей J. B. Bury. Cambridge 1936. t. 8. p. 38.
[7] AEneas Sylvius, будущій папа Пій II цит. ap. L. Petit, Patrologia Orientalis, t. 15, p. 6.
[8] А. Васильевъ. op. et loc. cit.
[9] Восточные Патріархи, находившіеся уже на территоріяхъ захваченныхъ невѣрными, однако, не такъ легко дали полномочія, чтобы ихъ представляли на соборѣ съ латинянами. Сначала въ 1437 г. на просьбу императора Іоанна Палеолога, они отвѣтили, что они согласны дать полномочія представлять ихъ только въ томъ случаѣ, если соборъ будетъ держаться постановленій Вселенскихъ Соборовъ и св. Писанія и ничего не будетъ прибавлять ни убавлять. На это, по требованію латинянъ, императоръ отвѣтилъ имъ, что такія полномочія не достаточны, и на вторичную просьбу Императора, они передали представляющимъ ихъ іерархамъ и священникамъ неограниченныя полномочія.
[10] См. у Ф. И. Успенскаго. «Исторія Византійской Имперіи», т. 3. Ленинградъ 1948 г. стр. 770.
[11] Patrologia Orient. t. 17. p. 491-522.
[12] А. Норовъ. op. cit. p. 68-90.
[13] Dictionnaire de Théologie Catholique, t. 9. p. 1968 sq.
[14] Minge. Patrologiæ Cursus Completus. Series Græca, t. 159, col. 1025-93 въ составѣ полемическаго труда Іосифа Меѳонскаго противъ даннаго сочиненія св. Марка.
[15] Patrologia Orient., t. 17. p. 443-9.
[16] Годъ рожденія указываемъ согласно исчисленію Mgr. L. Petit кото/с. 422/рому слѣдуемъ и въ дальнѣйшей хронологіи жизни св. Марка Ефесскаго, см. «Dictionnaire de Theologie Catholique», t. 9. p. 1968 sq.
[17] Отд. 4.
[18] Отд. 10.
[19] Изъ посланія св. Марка къ Георгію Схоларію, отд. 3.
[20] Служба св. Марку, написанная Іоанномъ Евгеникомъ, 1-ая стихира на Господи воззвахъ.
[21] Отд. 10.
[22] См. «Изложеніе... Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и т. д.» отд. 1.
[23] От. 4.
[24] Syropul. op. cit. sect. III c. 15, p. 61.
[25] См. примѣч. 22.
[26] Все это слово приведено нами въ русскомъ переводѣ въ нашемъ трудѣ.
[27] Syropul. op. cit. sect. III, c. 17, р. 61.
[28] Ibid. sect. IV, c. 1. p. 68.
[29] Apud А. Норовъ op. cit. p. 90.

Глава II.

[1] С. J. Hefele. «Histoire des Conciles» t. VII partie 2-me, Paris 1916, p. 957.
[2] Th. Frommann. «Kritishe Beiträge zur Geschichte des Florentiner Kircheneinigung». Halle 1872, p. 69-82, 46 sq.
[3] Josephus Gill. «Quæ supersunt Actorum Græcorum Concilii Florentini, t. 1, p. LXI-LXIX.
[4] Mansi. Concil. ampliss. collect, t. XXXI.
[5] Harduin. Concil. Coll. t. IX.
[6] Gill op. cit. Первый томъ посвященъ исторіи источниковъ и Собору въ Феррарѣ, а второй — Собору во Флоренціи. Прекрасное изданіе, представляющее сохранившійся матеріалъ въ болѣе полномъ и обработанномъ видѣ, чѣмъ это у Манси и Хардуина.
[7] Эта исторія Дороѳея Мителенскаго помѣщена у Хардуина op. cit. t. IX. col. 669-1080.
[8] Исторія эта сопровождается достаточно свободнымъ переводомъ на латинскій языкъ, сдѣланнымъ англійскимъ богословомъ Робертомъ Крейтономъ, который посвятилъ свой трудъ Королю Карлу II; передъ тѣмъ какъ передать текстъ, трудъ имѣетъ обширное предисловіе. Сама исторія Сиропула (ошибочно именуемаго Крейтономъ «Сгуропуломъ»), конечно, драгоцѣнный источникъ по своей дѣтальности и обширности. Къ сему Крейтонъ присовокупилъ примѣчанія и алфавитный указатель.
[9] Th. Frommann, op. cit.
[10] J. Gill, op. cit. t. 1. p. I-XCI.
[11] Помѣщается въ op. cit. t. IX у Хардуина.
[12] См. стр. 19-ю моего труда.
[13] Помѣщено у насъ въ рус. пер. тамъ же указаны и греческіе источники текста.
[14] Josephi Methonensis episcopi Synaxarium Concilii Florentini Migne P. G. t. 159.
[15] Укажемъ главнѣйшую литературу о Флорентійской Уніи.
     Augustino Patracio. «Summa Concilii Florentini» (1480) ap. Mansi et Harduin. op. cit.
     Leo Allatius. «De Ecclesiæ occidentalis atque orientalis perpetua consensione'', lib. III.
     Giustiniani. Acta Concilii Florentini. Roma 1638.
     Cecconi. «Studi storici sul Concilio di Firenze».
     C. J. Hefele. op. et torn. cit.
     Th. Frommann. op. cit.
     Горскій: «Исторія Флорентійскаго Собора». Москва 1847 г. (книгу эту нигдѣ невозможно достать теперь).
     N. Kalogeras. «Μάρκος ὁ Εὐγενικὸς καὶ Βησσαρίων καρδινάλις». Athenas. 1893.
     Diamantopoulos. «Μάρκος ὁ Εὐ/с. 423/γενικὸς καὶ ἡ ἐν Φλωρεντία σύνοδος». Athenas 1899.
     Callistos Blastos. «Βιογραϕία… τοῦ Μάρκου ἀρχιεπισκόπου Ἐφέσου τοῦ Εὐγενικοῦ». Athenas 1887.
     Dräseke. «Zur Kircheneinigungsversuch des Jahres 1439» in «Byzantinische Zeitschrift» V. (1896) et «Marcos Evugenikos und Kardinal Bessarion» in «Neue kirchl. Zeitschrift» 184.
     Zhischmann. «Die Unions verhandlungen zwischen der orientalischen und der römischen Kirche». Wiene 1852.
     Gotlob. «Aus den Rechnungsbüchern Eugens IV zum Geschichte der Florentinums» in «Historisches Jahrbuch» t. 14 1893.
     Vannutelli «Il Concillio di Firenze». Roma 1899.
     Theineer et Miklosich. «Monumenta spectantia ad unionem ecclesiarum Græce et Romanæ». 1872.
     L. Brehier. «Attempts at Reunion of the Greek and Latin Churches» in «Cambridge Medieval History».
     Pierling. «La Russie et le Saint Siège» 2-me edit. 1906.
     G. H. Hofmann. «Die Konzilsarbeit in Ferrara», in «Orientalia Christiana Periodica». Roma 1937. «Die Konzilsarbeit in Florenz» ibid. 1938.
     A. Vogt in «Dictionnaire de Theologie Catholique» t. 6c. 24 sq.
     Van der Essen in «The Catholic Encyclopædia» t. 6. p. III sq.
[16] Изъ новѣйшихъ трудовъ нашихъ соотечественниковъ укажемъ на: A. Vasiliev op. cit., G. Ostrogorsky op. cit., F. Uspensky op. cit.
[17] Hefele, op. cit. p. 961 sq.
[18] Ap. Gill, op. cit. t. 1. p. 15.
[19] Св. Маркъ Ефесскій «Изложеніе святѣйшаго... о Соборѣ во Флоренціи» и т. д. отд. 2.
[20] Изъ синаксаря св. Марку Ефесскому см. стр. 13 нашего труда.
[21] Ap. Gill op. cit. t. 1 p. 27.
[22] Ibid. p. 46.
[23] Syropoul. op. cit. sect. V. c. 2. p. 113-4.
[24] Callist Blastos op. cit. p. 44-8.
[25] «Τοῦς σκανδαλισθέντας» «смутившихся», «соблазнившихся» тѣми новшествами, которыя ввела Западная Церковь и которыя были чужды древнему Христіанству.
[26] Имѣется въ виду «Filioque».
[27] Т. е. какъ будто бы Западные и Восточные Отцы находятся во взаимномъ противорѣчіи касательно исхожденія Св. Духа, что св. отрицаетъ.
[28] Подъ словомъ «Вѣра» по всей вѣроятности слѣдуетъ разумѣть «Сѵмволъ Вѣры», ибо это слово у греческихъ Отцевъ замѣняетъ «Сѵмволъ Вѣры», см. о семъ далѣе въ сочиненіи св. Марка Ефесскаго «Латинянинъ».
[29] Т. е. въ Евангеліи отъ Іоанна Христосъ говоритъ, что Св. Духъ исходитъ отъ Отца, и нигдѣ въ Евангеліи не говорится, что Онъ исходитъ также и отъ Сына.
[30] Т. е. православные въ Евхаристіи приносили квасный хлѣбъ, а латиняне — безквасный, и этимъ нарушалось единство совершенія Евхаристіи.
[31] Т. е. «что мы всегда говорили изъ глубокой древности то и теперь мы говоримъ».
[32] Т. е. Свв. Отцевъ и греческихъ и латинскихъ.
[33] Ибо въ древности Западная Церковь не знала иного Сѵмвола Вѣры, кромѣ того, который былъ и въ Восточной Церкви.
[34] Ap. Gill, op. cit. t. 1. p. 27-8.
     /с. 424/

Глава III.

[1] Надгробное слово св. Марку Ефесскому Георгія Схоларія въ пер. А. Норова, отд. 3.
[2] II Макк. 12, 46.
[3] Матѳ. 12, 32 и парал.
[4] I Кор. 3, 13-15.
[5] Дѣянія V Вселенскаго Собора.
[6] Augustin. Sermo 41 de Sanctis, actio tertia. Mansi. t. IX c. 20-2. sive de anima defenctorum. Издатель счелъ это слово подложнымъ и исключилъ его изъ состава проповѣдей Бл. Августина, отнесши его въ разрядъ «spuria'' in Appendice, Sermo 104. P. L. t. 39 col. 1946.
[7] Migne. P. L. t. 41 col. 728.
[8] id. col. 738.
[9] P. L. t. 40. col. 593.
[10] id. col. 596.
[11] De Peonit. n. 33. P. L. t. 40 col. 1127.
[12] Sermo 172 n. 2. P. L. t. 38. col. 936, нo только не тѣ заглавныя слова, a иныя, a проповѣдь, начинающаяся этими словами см. t. cit. c. 1261, этихъ словъ не имѣетъ въ себѣ.
[13] ibid. с. 937.
[14] P. L. t. 17. с. 200.
[15] Gregor. Magn. Dialog. IV c. 39. P. L. t. 77 col. 396.
[16] He на всенощной наканунѣ Пятидесятницы, но на вечернѣ въ самый день Пятидесятницы.
[17] Тропарь покоинъ, гласъ 5-й, слѣдующій съ припѣвомъ: «Благословенъ еси Господи».
[18] Gregor. Nyss. De anima et Resurrectione. P. G. t. 46, c. 97c – 100a.
[19] Gregor. Nyss. De mortuis. P. G. t. 46, c. 524b.
[20] Dionys. Areop. De Eccles. hierarch. c. VII, 4. P. G. t. 3. c. 560. (idem allegatur a Joanne Damasc. P. G. t. 95. col. 252a).
[21] Epiphan. Adversus hæreses. lib. III, hær. 75 n. 8. P. G. t. 42 c. 513. Mgr. L Petit при семъ дѣлаетъ слѣдующее примѣчаніе: «Епифаній читъ, что въ Жертвѣ совершается двойной родъ поминовенія усопшихъ — праведныхъ и грѣшныхъ: вторыхъ, чтобы вымолить имъ Божественную милость, a праведныхъ и святыхъ, дабы выдѣлить особое положеніе Господа Христа, Который по Своему по поженію (conditione) отдѣляется отъ прочихъ смертныхъ».
[22] Joan. Damasc. De iis qui in fide dormierunt, n. 3. P. G. t. 95. c. 249.
[23] Сего мѣста отнюдь не находимъ въ твореніяхъ Бл. Ѳеодорита, на что указывали св. Маркъ Ефесскій и Виссаріонъ Никейскій. См. ο семъ далѣе.
[24] Второзак. 25, 2.
[25] Езек. 33, 14-5.
[26] Мѣсто сіе не совсѣмъ ясно; мы привели согласно греческому тексту: «что достоитъ разумѣть въ отношеніи смерти въ аду»; латинскій же текстъ имѣетъ — «что достоитъ разумѣть въ отношеніи вѣчной жизни».
[27] In Apophthegmatis Patrum in «Macario» n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitiis Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013.
[28] Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561.
[29] P. G. t. 88 c. 1652-57.
[30] Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945.
[31] Октоихъ, субботній канонъ объ усопшихъ, гл. 8, пѣснь 6, Слава:.
[32] Тріодь Постная. Суббота мясопустная, канонъ, п. 1; или въ Тріоди Цвѣтной, суббота передъ Пятидесятницей.
[33] Тамъ же.
[34] Молитва послѣ освященія Св. Даровъ.
[35] Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примѣч. 28.
[36] II Макк. 12, 46.
[37] Матѳ. 12, 32 и парал.
[38] I Kop. 11-15.
[39] Матѳ. 25, 46.
[40] Іоан. 5, 29.
     /с. 425/
[41] Пс. 49, 4.
[42] Пс. 98, 3.
[43] Дан. 7, 10.
[44] Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75-82.
[45] Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297.
[46] Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745.
[47] I Kop. 3, 15.
[48] Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728.
[49] Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. P. G. t. 36 c. 357.
[50] Gregor. Magn. Dialog, lib. IV. cc. 40 tc 55.
[51] Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396.
[52] Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412.
[53] Пс. 6, 7.
[54] Пс. 37, 6-7.
[55] Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637.
[56] Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645.
[57] Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944.
[58] Лук. 16, 20 сл.
[59] I Петр. 3, 19.
[60] Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780.
[61] Матѳ. 19, 26; Мрк. 10, 27.
[62] Рим. 15, 33. 16, 20 и т. д.
[63] Еф. 2, 20.
[64] Матѳ. 25, 41.
[65] Матѳ. 12, 32.
[66] II Макк. 12, 46.
[67] I Kop. 3, 11-5.
[68] Разсказъ этотъ помѣщается въ житіи св. Іоанна Златоуста. P. G. t. 144, col. 1101-8.
[69] August. De Civ. Dei 1. XXI cap. 21 Ench. n. 18 initio. De Angelis lib. III. cap. 8.
[70] Рим. 13, 12.
[71] См. прим. 43.
[72] См. прим. 41.
[73] См. прим. 42.
[74] II Петр. 3, 12. 15.
[75] См. прим. 45.
[76] См. прим. 52.
[77] См. прим. 55.
[78] См. прим. 56.
[79] См. прим. 57.
[80] См. прим. 58.
[81] См. прим. 60.
[82] Пс. 13, 5.
[83] Пс. 25, 8.
[84] August. De P?nit. cap. 18. P. L. t. 40. c. 1128.
[85] Πс. 33, 22.
[86] Второз. 25, 2.
[87] II Цар. 12, 13.
[88] Cælestini рарæ I Epist. XXI. P. L. t. 50. c. 530.
[89] Надо замѣтить на это, что Бл. Августинъ отнюдь не блестяще зналъ греческій языкъ. August. Confession, lib. I. c. 14 P. L. t. 32. c. 671.
[90] Gregor. Mag. Epist. lib. VI cap. 14. P. L. t. 77 c. 806-7.
[91] August. De Mendacio. P. L. t. 40. c. 487 sq.
[92] Contra Mendacium t. cit. c. 517 sq.
[93] Бл. Августинъ поминаетъ 8 poдовъ лжи въ книгѣ «De Mendacio», c. 14. P. L. t. cit. col. 505.
[94] August. Expositio. ad. Galat. P. L. t. 35 c. 2105 sq. Однако, этой фразы въ этомъ сочиненіи не находится.
[95] I Кор. 3, 11 сл.
[96] Откр. 5, 5.
[97] I Kop. 10, 4.
[98] I Kop. 13, 11-4.
[99] II Кор. 6, 14.
[100] I Петр. 2, 5.
[101] Іак. 2, 19.
[102] Gregor. Dialogorum lib. IV cap. 89. P. L. t. 77 col. 396.
[103] Ефес. 3, 17.
[104] August. De fide et operibus n. 24-7. P. L. t. 40. c. 212-5.
[105] August. De Civit. Dei lib. XXI, cap. 26. Ρ L. t. 41 col. 743.
[106] Іоан. 14, 3.
[107] Откр. 2, 5.
[108] Дан. 7, 10.
[109] I Kop. 1, 18.
[110] I Kop. 1, 21.
[111] I Kop. 5, 5.
[112] I Kop. 9, 22.
[113] Дѣян. 16, 30-1.
[114] Πс. 65, 12.
[115] Maximi ex epistola Romæ scripta. P. G. t. 91 col. 137.
     /с. 426/
[116] Матѳ. 16, 16.
[117] Лук. 6, 48.
[118] Пс. 86, 1.
[119] Езек. 18, 24.
[120] Мѳ. 5, 8.
[121] Евр. 12, 14.
[122] Chrysost. hom. XV in Matthæum. P. G. t. 57. col. 227.
[123] См. прим. 56.
[124] Откр. 14, 13.
[125] Прем. Сир. 14, 17.
[126] См. прим. 57.
[127] Loc. cit. t. 35 c. 944c.
[128] Лук. 16, 20 сл.
[129] Mѳ. 12, 32.
[130] Mѳ. 25, 41.
[131] Кириллово произведеніе о чудесахъ Бл. Іеронима является подложнымъ сочиненіемъ, ибо св. Кириллъ умеръ раньше Бл. Іеронима.
[132] Изъ службы св. Марку Еф., написанной Β. Ρ. Мануиломъ.
[133] Дѣян. 15, 5-6.
[134] Пс. 87, 7.
[135] Іов. 10, 22.
[136] I Кор. 2, 9.
[137] Pseudo-Athanasius. Quæst. ad. Antiochum q. 19 P. G. 28 c. 609.
[138] Mѳ. 25, 34.
[139] Mѳ. 25, 41.
[140] Mѳ. 8, 29.
[141] Mѳ. 25, 1.
[142] Mѳ. 25, 14 сл.
[143] II Kop. 5, 10.
[144] II Тим. 4, 6-8.
[145] II Ѳес. 1, 6-10.
[146] Евр. 11, 39-40.
[147] Mѳ. 20, 1-8.
[148] Откр. 6, 9-11.
[149] I Kop. 15, 23-4.
[150] Mѳ. 13, 43.
[151] Gregor. Naz. Orat. 7 n. 21. P. G. t. 35. col. 781.
[152] Joann. Chrys. P. G. t. 49. c. 85.
[153] P. G. t. 28 c. 904.
[154] Gregor. Naz. P. G. t. 35 c. 945.
[155] P. G. t. 36 c. 424.
[156] Дан. 7, 9 сл.
[157] II Петр. 2, 4.
[158] Chrys. P. G. t. 59. c. 348.
[159] P. G. t. 61 c 361.
[160] ibid.
[161] Это мѣсто не находится въ помянутомъ сочиненіи св. Іоанна Златоуста, хотя и приводится какъ таковое y св. Іоанна Дамаскина, но находится въ 31-й омиліи на Матѳея. P. G. t. 35. с. 375b.
[162] II Макк. 12, 40 сл.
[163] См. прим. 28.
[164] Пс. 38, 14.
[165] Basil. Magn. P. G. t. 32 col. 298-9.
[166] P. G. t. 32 c. 776.
[167] August. Class. II epist. 82. P. L. t. 33 c. 277.
[168] Clas. III ep. 148. P. L. t. 33. c. 628.
[169] Gregor Nys. P. G. t. 45, col. 68-69.
[170] P. G. t. 46. c. 524.
[171] P. G. t. 46, c. 168.
[172] Maxim. Ab. P. G. t. 90, c. 796.
[173] Лук. 18, 14.
[174] II Пар. 33, 13.
[175] Іон. 3, 5.
[176] Mѳ. 9, 6.
[177] Chrysost. homil. 54 in Matth. P. G. t. 58, c. 610-11.
[178] I Kop. 1, 10.
[179] I Kop. 1, 12.
[180] ibid. 4, 6.
[181] ibid. 1, 17 sq.
[182] ibid. 3, 5-7.
[183] ibid. 3, 8.
[184] ibid. 5, 5.
[185] ibid. 3, 9.
[186] ibid. 3, 10.
[187] Пс. 96, 3.
[188] I Kop. 3, 15.
[189] ibid. 16.
[190] ibid. 18-19.
[191] ibid. 4, 18-21 et 5, 1-2.
[192] Пс. 96, 3.
[193] Gregor. Naz. P. G. t. 36. c. 412.
[194] Ioв. 1, 19.
[195] I Kop. 3, 16-7.
[196] Езек. 33, 13-16.
[197] Pseudo-Athanasius. P. G. t. 28 col. 648.
[198] Chrpsost. P. G. t. 48, col. 754.
[199] См. примѣч. 28.
[200] Gregor. Naz. P. G. t. 35, c. 1100.
[201] Thomas Aquinat. Contra Gent. 1. III. c. 144-5 et 1. IV c. 93.
[202] Gregor. Naz. P. G. t. 36. c. 389.
[203] Mgr. L. Petit даетъ такое толкованіе послѣднимъ словамъ св. Марка, которыя мы частично по/с. 427/ яснили, внесши нашъ примѣръ съ A и B въ скобкахъ: «Боюсь, что это не совсѣмъ ясно. Приведемъ на примѣрѣ: A и B являются противуположными. Если A относится къ B, какъ причина къ причиненному, то, въ свою очередь, B относится къ A, какъ причина къ причиненному. Въ этомъ же смыслѣ въ геометріи говорится, что послѣдующее относится къ предшествующему, какъ предшествующее къ послѣдующему, когда то и другое могутъ приниматься мѣняя мѣста. У Аристотеля слово «ἐναντίον» болѣе употреблено въ значеніи «противуположно» или «противурѣчивое», нежели — «противное по смыслу». Vidi: Patr. Orient, t. XV p. 144 nota b.
[204] Greg. Naz. P. G. 36, col. 645.
[205] P. G. t. 35, col. 944.
[206] Быт. 3, 21.
[207] Матѳ. 5, 22.
[208] Матѳ. 12, 36.
[209] Ε. Renaudot. «Genadii natriachæ Constantinoрolitani homiliæ de sacremento Eucharistiæ». Parisiis 1709 p. 87.
[210] Евр. 11, 40.
[211] Joan. Damasc. P. G. t. 94, col. 852.
[212] Gregor. Naz. P. G. t. 36, col. 321.
[213] ibid. col. 320-1.
[214] op. et loc. cit.
[215] Dionys. Areopag. P. G. t. col. 328.
[216] I Ѳес. 4, 16.
[217] Dionys. Areopag. De div. nomin. c. 1, 4. P. G. t. 3, col. 592.
[218] II Kop. 5, 7.
[219] Chrysost. P. G. t. 48, col. 701 sq.
[220] Basil, adv. Eunomium lib. I. n. 14. P. G. t. 29, col. 544.
[221] Эти слова находятся не въ помянутомъ сочиненіи, a въ III словѣ.
[222] P. G. t. 56, col. 100.
[223] Gregor. Nyss. De Beat. or. 6. P. G. t. c 1268.
[224] August. P. L. t. 40, c. 889-90.
[225] August. De Trinitate. P. L. t. 42, col. 1056.
[226] Joann. Clim. Scala Paradisi grad. VII. P. G. t. 88. col. 813.
[227] Maxim. Capit. Theolog. cent. II, 90. c. 1168.
[228] I Kop. 2, 9.
[229] Іоанн. 10, 10.
[230] Іоанн. 17, 3.
[231] II Kop. 5, 7.
[232] I Kop. 9, 27.
[233] II Тим. 4. 4, 8.
[234] Матѳ. 25, 41.
[235] Матѳ. 5, 25.
[236] Эту мысль находимъ и y Псевдо-Аѳанасія, вопросъ 26 и y аввы Дороѳея въ словѣ «О совѣсти».
[237] Dionis. Areopag. P. G. t. 3, c. 561.
[238] II Петр. 2, 4.
[239] Gregor. Naz. Orat. 14. n. 5. P. G. t. 35, col. 864.
[240] Mѳ. 23, 18.
[241] Dionys. Areopag. P. G. t. 3, col. 561d.
[242] Іоанн. 14, 2.
[243] ibid.
[244] Пс. 31, 5.

Глава IV.

[1] Ap. J. Gill op. cit. t. I. p. 47.
[2] «Исповѣданіе» Вѣры св. Марка Ефесскаго, отд. 2.
[3] «Изложеніе святѣйш. Марка Ефесскаго, какимъ образомъ» и т. д. отд. 2.
[4] Syropul. op. cit. sect. VI. cap. 23. p. 177.
[5] См. примѣч. 3.
[6] Притч. 12, 28.
[7] Cyrill. Alex. P. G. t. 77, c. 180.
[8] Имѣется это посланіе бл. Ѳеодорита въ дѣяніяхъ Третьяго Вселенскаго собора. Ар. Маnsі. ор. сіt. t. V. р. 876.
[9] Concil. Chalced. sess. quinta. Mansi op. cit. t. VII p. 118. et P. G. t. 102 c. 364.
[10] Четвертое засѣданіе сего Собора. Mansi t. XII.
[11] Гомер. Иліада. X, 357.
[12] Mansi op. cit. t. XVII, р. 520-1.
     /с. 428/

Глава V.

[1] Марка Ефесскаго изложеніе исторіи Собора отд. 2.
[2] Apud Gill op. cit. t. 2, p. 393.
[3] Ibid. p. 469-70.
[4] Patr. Orient. t. XVII p. 311 sq.
[5] Epitome de gestis Petri n. 17. P. G. t. 2, c. 485.
[6] Dionys. Areopag. P. G. t. 3, c. 673.
[7] Ibid. c. 441.
[8] Ibid. c. 645.
[9] Ibid. c. 1033.
[10] Athanasius Magn. P. G. t. 26 c. 577-9.
[11] Ibid. c. 533.
[12] P. G. t. 25, c. 208.
[13] Liber de communi essentia Patris et Filii et Spiritus Sancti. P. G. t. 28, c. 72.
[14] Apud Gelasium Cyzicenum. P. G. t. 85, c. 1288.
[15] Basilius Magn. P. G. t. 31, c. 609a.
[16] Ibid. c. 609b.
[17] Ibid. c. 616.
[18] Ibid. c. 612.
[19] P. G. t. 32, c. 329.
[20] Ibid. c. 549.
[21] P. G. t. 29, c. 333.
[22] Ibid.
[23] P. G. t. 32, c. 136.
[24] Adversus Eunomium. P. G. t. 29, c. 772c.
[25] Gregor Nyss. P. G. t. 45 c. 336.
[26] Ibid. c. 369.
[27] Ibid. c. 416.
[28] Ibid. c. 464.
[29] P. G. t. cit. c. 17.
[30] Этого мѣста не находимъ въ текстѣ.
[31] Этихъ словъ не возможно найти въ текстѣ; нѣчто подобное находимъ у Кирилла Александрійскаго въ Комментаріяхъ на Іоанна гл. 1.
[32] Р. G. t. 45, с. 133.
[33] Этого мѣста въ основномъ текстѣ не находимъ, но оно цитируется у нѣкоторыхъ Свв. Отцевъ, какъ слова Григорія Нисскаго.
[34] Gregor. Nazianz. t. 36, c. 348.
[35] Р. G. t. 36, с. 476.
[36] Тоm. сіt. с. 76.
[37] Ibid.
[38] Тоm. сіt. с. 140с.
[39] Ibid. b.
[40] Тоm. сіt. с. 149а.
[41] Тоm. сіt. с. 249.
[42] Ibid. с. 252.
[43] Р. G. t. 35, с. 1072.
[44] Ibid. с. 1073.
[45] Ibid. с. 1077.
[46] Р. G. t. 36, с. 441b.
[47] Ibid. с.
[48] Р. G. t. 36, с. 180b.
[49] Р. G. t. 35, с. 1220b.
[50] Ibid.
[51] Ibid. с. 1221b.
[52] Р. G. t. 46, с. 1105с. среди твореній св. Григорія Нисскаго.
[53] Р. G. t. 36, с. 77b.
[54] Damasi papæ. P. L. t. 13, c. 362a.
[55] Cyrillus Alex. P. G. t. 77, c. 177.
[56] Р. G. t. 76, с. 1188b.
[57] Р. G. t. cit. с. 1188b.
[58] Р. G. t. 77, с. 316.
[59] Р. G. t. cit. с. 180.
[60] Этого мѣста нѣтъ среди твореній св. Кирилла, но оно цитируется у Іосифа Бріеннія.
[61] Р. G. t. 76, с. 533b.
[62] Tom. cit. с. 556с.
[63] Tom. сіt. с. 584-5.
[64] Р. G. t. 75, с. 576.
[65] Tom. сіt. с. 581.
[66] Р. G. t. 77, с. 316.
[67] Р. G. t. 68, с. 148.
[68] Р. С. t. 76, с. 433.
[69] Р. G. t. 76, с. 432.
[70] Joann. Chrysost. P. G. t. 48, c. 704.
[71] Р. С. t. 49, с. 320.
[72] Ibid.
[73] Ibid.
[74] Р. G. t. 62, с. 768.
[75] Р. G. t. 52, с. 814.
[76] Epiphan. P. G. t. 43, c. 236.
[77] Celestini papse P. L. t. 50, c. 474-6.
[78] Махіm. Аbbаs. Р. G. t. 90, с. 672.
[79] Р. G. t. 28, с 1208. Находится между твореніями св. Аѳанасія Великаго.
[80] Р. G. t. 90, с. 1180.
     /с. 429/
[81] Р. G. t. 4, с. 221.
[82] Р. G. t. 90, с. 884.
[83] Justini Mart. P. G. t. 6, с. 1209.
[84] Ibid. с. 1224.
[85] Joann. Damasc. Р. G. t. 94, с. 805.
[86] Ibid. с. 809.
[87] Ibid. с. 816 (еt Р. G. t. 77, с. 1136 ар. Сугіll. Alexandr.).
[88] Ibid. с. 817.
[89] Ibid. с. 821b.
[90] Ibid. с.
[91] Ibid.
[92] Ibid. с. 824.
[93] Ibid. с. 832.
[94] Ibid. с. 848.
[95] Ibid. с. 849.
[96] Ibid. с. 856.
[97] Р. G. t. 95 с. 60.
[98] Р. G. t. 96, с. 605.
[99] Этого мѣста не находимъ среди опубликованныхъ твореній св. Григорія Нисскаго.
[100] Apud. Gelasium Cyzicenum. P. G. t. 85, c. 1289-96.
[101] Gregor. Thaumaturg. P. G. t. 10, 984.
[102] Joanni Damasceni Р. G. t. 96 с. 604.

Глава VI.

[1] Αp. Gill op. cit. t. II p. 400-1.
[2] Ibid. р. 404-5.
[3] Ibid. р. 412.
[4] Ibid. р. 414-5.
[5] Ibid. р. 415.
[6] «Изложеніе Марка Ефесскаго о Соборѣ» и т. д. отд. 5.
[7] Αp. Gill op. et tom. cit. p. 418-9.
[8] «Изложеніе Марка Ефесскаго о Соборѣ» и т. д. отд. 6.
[9] Syropul. op. cit. Sect. VII cap. 12.p. 234.
[10] Посланіе св. Марка Ефесскаго къ Георгію Схоларію, отд. 4.
[11] «Изложеніе Марка Ефесскаго о Соборѣ» и т. д. отд. 6.
[12] Syropul. op. cit. Sect. IX сар. 8, р. 261.
[13] У Успенскаго, цит. произвед. и цит. томъ стр. 772.
[14] Эту мысль св. Маркъ выражаетъ въ «Окружномъ Посланіи» отд. 5 и въ письмѣ къ Георгію Сх. отд. 2.
[15] Посланіе св. Марка Еф. къ Георгію Схол. отд. 2.
[16] Посланіе св. Марка Еф. къ Игумену Ватопедскаго Мон., отд. 2.
[17] Предсмертное обращеніе св. Марка къ Георгію Схол. (напечатано въ концѣ 10-й гл. нашего труда).
[18] Изъ синаксаря св. Марку Еф. Іоанна Евг.
[19] Это — могло бы относится и къ Патріарху и къ Папѣ, думается, однако, что это относится къ Папѣ, который подъ этимъ наименованіемъ встрѣчается въ документахъ Собора.
[20] Надгробное слово св. Марку Георгія Схол. отд. 4-6.
[21] Изъ синаксаря св. Марку Еф. Вел. Ритора Мануила.
[22] Тамъ же.
[23] Ар. Gill op. et tom. cit. p. 441 sq.
[24] H. G. Liddell and R. Scott. «A Greek-English Lexicon». Oxford 1855, р. 1176.
[25] Добротолюбіе, часть III. Св. Максима Испов. «Умозрительныя и дѣятельныя Главы», гл. 77. Изд. 1888 г. стр. 266.
[26] Напр. Блаж. Діодохъ. «Слово подвижническое въ 100 главахъ», гл. 25. Р. G. t. 65, соl. 1174. Оригенъ говоритъ: «Христосъ — ἐνέργεια Бога» «De Principiis» L. I. col. 12. У св. Іоанна Дамаск. приводятся Свв. Отцы: Григорій Синаитъ, Григорій Нисскій и Максимъ Исповедникъ, Exposit. fid. orthod. L. II. c. 23.
[27] Joannis Damasceni Expositio accurata fidei orthodoxæ. Lib. II. c. 22-23. P. G. t. 94, c. 941 et 949.
[28] Добротолюбіе, ч. III. Блаж. Діодохъ. «Слово подвижническое», гл. 25. Изд. 1888 г. стр. 22.
[29] Георг. Схол. Надгробное слово св. Марку отд. 6.
     /с. 430/
[30] Тамъ же, отд. 8.
[31] Отвѣтъ Георг. Схол. умирающему св. Марку, см. прим. 17.
[32] См. начало посланія Георг. Схол. св. Марку Еф. (помѣщено въ концѣ IX гл.).
[33] Dionys. Areop. P. G. t. 3, с. 641d.
[34] P. G. t. 36, с. 633 с.
[35] Въ Сѵмволѣ Вѣры.
[36] Хотя эти слова не находятся въ дошедшихъ до насъ трудахъ св. Григорія Нисскаго, однако, они цитируются древними богословами, какъ его подлинныя слова изъ сочиненія «De Theognosia».
[37] Іоан. 1, 3.
[38] Gregor. Naz. P. G. t. 36 c. 467.
[39] См. примѣч. 36.
[40] Gregor. Naz. P. G. t. 36 c. 328.
[41] Ис. 48, 16.
[42] Joan. Chrysost. P. G. t. 52, c. 826.
[43] Dionys. Areopag. P. G. t. 3. col. 637.
[44] Gregor. Nazianz. P. G. t. 36 c. 252.
[45] Іоан. 16, 7.
[46] Галат. 4, 4.
[47] P. G. t. 59, col. 183.
[48] Это — слово Pseudo-Chrysostomi, P. G. t. 56, c. 555.
[49] Gregor. Nazianz P. G. t. 36, c. 253.
[50] Basil. Epistola ad Gregorium fratrem, 4. P. G. t. 32. c. 399.
[51] Gregor. Nyssen. Epist. ad. Ablabium, P. G. t. 45, c. 133.
[52] P. G. t. 76, соl. 432.
[53] P. G. t. 77, соl. 180.
[54] P. G. t. 32, соl. 152.
[55] Іоан. 16, 7.
[56] Homil. 87. P. G. t. 59, с. 471.
[57] Греческій оригиналъ здѣсь очень труденъ и лакониченъ. Если мы правильно понимаемъ, св. Маркъ хочетъ здѣсь сказать, что нѣтъ необходимости, чтобы образъ непремѣнно изображалъ того, кто его создалъ; наприм. художникъ рисуетъ чей-нибудь портретъ (не автопортретъ); изображаемое имъ лицо отнюдь не является творцомъ (виновникомъ) этого портрета, но его создателемъ — создавшій его художникъ.
[58] Іоан. 14, 9.
[59] I Кор. 12, 3.
[60] Іоан. 16, 14.
[61] P. G. t. 59, соl. 423.
[62] Іоан. 17, 4.
[63] Іоан. 16, 12-4.
[64] Іоан. 16, 15.
[65] Іоан. 1, 3.
[66] P. G. t. 94, соl. 832.
[67] P. G. t. 45, соl. 369.
[68] Ibid.
[69] Еф. 3, 10.
[70] P. G. t. 62, соl. 49.
[71] Gregor. Nyssen. P. G. t. 45, c. 133.
[72] Ibid.
[73] P. G. t. 91, соl. 136.
[74] Thomas Aquin. Summa theologica. qu 36. 2.
[75] Р. G. t. 36. соl. 348.
[76] Р. G. t. 94, соl. 133.
[77] Р. G. t. 45. с. 133.
[78] Р. G. t. 3, соl. 637.
[79] I Тим. 1, 17.
[80] I Тим. 6, 16.
[81] Р. G. t. 94, соl. 849.
[82] Тріодь Постная. Седмица 3-я Пост. Четверг. Трипѣснецъ пѣснь 9-я, Слава.
[83] II Кор. 1, 1. Ефес. 1, 1. II Тим. 1, 1.
[84] Галат. 1, 1.
[85] Быт. 4, 1.
[86] Быт. 40, 8.
[87] Gregor. Thaumaturg. P. G. t. 10, col. 984.
[88] Gregor. Magn. Dialog. II, 38.
[89] Basil. Epist. 43. P. G. t. 32, с. 329.
[90] Cyrill. Alexandr. Epist. ad. Joannem Antiochenum. P. G. t. 77, соl. 180.
[91] Притч. 8, 9. Ис. 26, 7.
[92] Іоан. 14, 28.
[93] Іоан. 10, 30.
[94] Іоан. 10, 38; 14, 10.
[95] Іоан. 14, 9.
[96] Фил. 2, 6.
[97] Притч. 8, 22.
[98] Ст. 25.
[99] Іоан. 17, 2.
[100] I Іоан. 5, 20.
[101] Матѳ. 10, 20.
[102] Галат. 4, 6.
[103] De fide orthodoxa I, 8, 13. P. G. t. 94, col. 832.
     /с. 431/
[104] Галат. 1, 8.
[105] Lib. I contra Eunom. P. G. t. 29, соl. 517.
[106] Іак. 1, 17.
[107] P. G. t. 94, соl. 816.
[108] P. G. t. 35, с. 1221, ibit. с. 1073.
[109] Aristotel. Natural. auscult. lib. V, cap IV, 8.
[110] Ibit. lіb. VII, сар. VI, 5.
[111] Р. G. t. 35. соl. 1221.
[112] Р. G. t. 3, соl. 641.
[113] Іоан. I, 3.
[114] August. De Trinitate lib. VII, cap.1.
[115] Притч. 3, 19.
[116] Матѳ. 10, 20.
[117] Р. G. t. 90, соl. 672.
[118] Р. G. t. 91, соl. 136.
[119] Р. G. t. 45, соl. 133.
[120] Быть можетъ, св. Маркъ имѣетъ ввиду Hugo Eterianus, говорящаго сіе въ полемическомъ трудѣ противъ грековъ, кн. 2-я, какъ это полагаеть Hergeroether. P. G. t. 161, col. 240 ad. not. a.
[121] Галат. 4, 4.
[122] Р. G. t. 86, соl. 947.
[123] Р. G. t. 36, соl. 148d-149а.
[124] Р. G. t. 90 соl. 1177b-1180а.
[125] Greger. Magn. Dialog. 1. 2c. 38 — такое чтеніе въ греческомъ текстѣ, но въ латинскомъ текстѣ имѣется прибавленіе: «Paracletus Spiritus a Patre semper procedit et Filio».
[126] Dionys. Areopag. De div. nominibus c. 2. P. G. t. 3, col. 641.
[127] Athanas. Magn. Contra Sabellia nos. n. 2. P. G. t. 28, col. 97.
[128] Gregor. Nazianz. Oratio de adventu A Egypt. P. G. t. 36. col. 252.
[129] Maxim. Epist. ad. Marinum. P. G. t. 91, соl. 136.
[130] Joann. Damasc. De fide orthod. lib. I, c. 12. P. G. t. 94 с. 849.
[131] Іbit. соl. 832.
[132] Іbit. соl. 849o.
[133] Іbit. соl. 832-3.
[134] Іbit. соl. 849b.
[135] P. G. t. 95 соl. 60.
[136] Р. G. t. 96, соl. 605.
[137] Быт. 4, 1.
[138] Галат. 4, 4.
[139] Р. G. t. 32, соl. 329.
[140] Mansi Concil. t. XVII р. 520.
[141] Канонъ второго Антіохійскаго Собора ap. Pitra Juris ecclesiast. Græcorum t. I. p. 457. Этотъ же канонъ находится и среди толкованій на «Правила Святыхъ Апостоловъ»: іbit. р. 421.
[142] Галат. 1, 9.
[143] Р. G. t. 61, соl. 624.
[144] Р. G. t. 31, соl. 680.

Глава VII.

[1] Слово св Марка папѣ Евгенію, отд. 1.
[2] Тамъ же, отд. 2.
[3] Gill op. cit. t. II, p. 444-5.
[4] Hefele op. et t. cit. p. 1015 sq. Gill op. cit. t. I, p. LXXXV-LXXXVII. Van der. Essen op. cit. A. Vogt op. cit. etc.
[5] Ap. Hefele, vidi n. 4.
[6] Vasiliev, op. cit. p. 673. Uspensky, op. et tom. cit. p. 771 sq.
[7] Uspensky, vidi n. 6.
[8] Марка Ефесскаго Изложеніе исторіи и т. д. отд. 6.
[9] Gill op. cit. t. II p. 446-7.
[10] Ap. Hefele, op. cit. p. 1021.
[11] Ap. Hefele, op. et loc. cit.
[12] См. примѣчаніе 8.
[13] Ap. Gill, op. cit. p. 450.
[14] Ap. Hefele, op. et loc. cit.
[15] Ефес. 5, 23.
[16] Ефес. 1, 22.
[17] Кол. 1, 17-8.
[18] Матѳ. 28, 20.
[19] Ap. Hefele op. et loc. cit.
[20] Ap. Gill, op. cit. p. 452.
[21] Ibid.
[22] Изъ 8-й книги «Апостольскихъ Постановленій. Нашъ переводъ на церковно-славянскій языкъ греческаго текста.
[23] Почерпнуто изъ «Литургіи Апостола Іакова», изд. Владомірово. 1938 годъ стр. 22-3.
     /с. 432/
[24] Лук. 1, 35.
[25] Basil. Magn. Hom. V in Hexæm. n. 10. P. G. t. 29, col. 116.
[26] Joann. Chrysost. Hom. I de prodit. Jud. P. G. t. 49, col. 380.
[27] P. G. t. 48, col. 642.
[28] Лук. 22, 19.
[29] Нѣкоторые Свв. Отцы толковали прошеніе Молитвы Господней — «Хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь», какъ прошеніе о сподобленіи ежедневнаго Причащенія.
[30] Матѳ. 28, 20.
[31] См. примѣчаніе 26.
[32] Ibid.

Глава VIII.

[1] «Окружное Посланіе» св. Марка Ефесскаго, отд. 6.
[2] Ар. Gill op. cit. t. II, p. 459-567.
[3] Ibid. p. 467.
[4] Ibid. t. I faximil.
[5] Frommann cit. ap. Hefele op. cit. et. tom. cit. p. 1031.
[6] Ibid.
[7] Георгій Схоларій, Надгробное Слово св. Марку, отд. 2.
[8] Syropul. op. cit. Sect. X. cap. 12, p. 294.
[9] Josephi Methonensis Episcopi. Synaxarium Concil. Florentini. Magne. P. G. t. 159 col. 1105.
[10] Gill op. cit. t. II p. 468.
[11] Syropul. op. cit. sect. X, cap. 12, р. 299-300.
[12] Hefele op. et tom. cit. p. 1048.
[13] Syropul. op. cit. sect. X, cap. 15, р. 303-4.
[14] Сочиненіе св. Марка объ освященіи Св. Даровъ, отд. 5.
[15] Георгій Схоларій, Надгробное Слово св. Марку, отд. 6.
[16] ὁ κόθορνος (cothurnus) — сапогъ, который могъ надѣваться на любую ногу: правую или лѣвую безразлично.
[17] ὁ Δεσπότης «Владыка» — подъ этимъ наименованіемъ разумѣется братъ Императора — Димитрій Палеологъ, см. напр.: Sуrор. ор. сіt. Sесt. IX, сар. 10, р. 264.
[18] Здѣсь разумѣется посланіе преп. Максима Исповѣдника къ Кипрскому пресвитеру Марину, которое играло важную роль въ дѣяніяхъ Флорентійскаго Собора. Цитировано оно у насъ выше.

Глава IX.

[1] Приводимъ по Успенскому ор. еt t. сіt. р. 773-4.
[2] Syropul. op. cit. Sect. 12, c. 11, p. 347.
[3] Ibid. cap. 1-2, p. 330.
[4] Изъ синаксаря св. Марку.
[5] Изъ сочиненія Великаго Ритора Мануила цит. выше отд. 25-6, а также и изъ синаксаря его св. Марку.
[6] Изъ синаксаря св. Марку.
[7] Syropul. op. cit. Sect. 10, c. 13.
[8] Ostrogorsky op. cit. p. 500.
[9] Великій Риторъ Мануилъ цит. выше отд. 26 и конецъ синаксаря.
[10] См. примѣчаніе 9-е главы 8-й.
[11] А. Vogt, ap. Diction, de Theol. Cathol. t. 6, p. 37.
[12] Syropul. op. cit. Sect. 12, cap. 6, р. 338.
[13] См. Три Посланія Ѳеофана митрополита Никейскаго своей паствѣ. Migne P. G. t. 150.
[14] Посланіе св. Марка Ефесскаго къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ, отд. 1.
[15] Ibid.
[16] Синаксарь Іоанна Евген. св. Марку Ефес., напечатанный S. Pétridés въ «L'Echo de l'Orient chretien», t. XV, ad. finem.
[17] Посланіе св. Марка настоятелю Ва/с. 433/топедскаго монастыря, отд. 1.
[18] См. примѣчаніе 14.
[19] Посланіе св. Марка Ефес. Константинопольскому патріарху.
[20] Надгробное слово Георгія Схоларія св. Марку, отд. 10.
[21] А. Норовъ, цит. произв. стр. 22-42.
[22] Ис. 28, 16. I Петр. 2, 6.
[23] Joann. Damasc. P. G. t. 94, c. 832.
[24] Ibid.
[25] Ibid. col. 849b.
[26] Nomocanonis tit. XII, c. 2. Pitra, Juris ecclesiastici Græcorum, t. II p. 600.
[27] Матѳ. 12, 30. Лук. 11, 23.
[28] Theodori Balsamonis Responsa ad interrogationes Marci n. 16 P. G. t. 138, col. 968.
[29] Gregor. Naz. Orat. in S. Athanasium. P. G. t. 35, col. 1108.
[30] Ibid. col. 1105.
[31] I Тим. 6, 5.
[32] Тамъ же, ст. 15.
[33] II Кор. 6, 14.
[34] Joann. Damasc. P. G. t. 36, c. 252.
[35] Dionys. P. G. t. 3, c. 641.
[36] Р. G. t. 36, соl. 252.
[37] Р. G. t. 91, соl. 136.
[38] Здѣсь непереводимая игра словъ. Св. Маркъ называетъ Актъ Уніи не «ὁ ὅρος», а «ὁ ὄρρος» — что обозначаетъ «хвостъ», на основаніи чего строитъ свою шутку, говоря: «Ибо достоитъ такимъ наименованіемъ почтить ихъ «ὁ ὅρος», ибо и составили они его, поджавъ хвосты».
[39] Just. Mart. P. G. t. 6, col. 1224.
[40] P. G. t. 94, col. 824.
[41] II Кор. 11, 13-4.
[42] Рим. 16, 18 и II Тим. 2, 19.
[43] Фил. 3, 2.
[44] Галат. 1, 8.
[45] II Іоанн. 10, 11.
[46] Переводимъ слово «κακοί οἰκονόμοι», какъ «оппортунисты» по предложенію Mgr. L. Petit. P. Or. t. XVII p. 461, not. a).
[47] Gregor. Naz. P. G. t. 35, c. 717а et 1217а.
[48] Іер. 9, 1.
[49] Дан. 2, 35.
[50] P. G. t. 35, с. 1105.
[51] Т. е. латиняне.
[52] P. G. t. 91, с. 657.
[53] Ibid. с. 688.
[54] Ibid. с. 693.
[55] Матѳ. 26, 29.
[56] Матѳ. 23, 24.
[57] Матѳ. 26, 29.
[58] II Тим. 1, 14.
[59] Gregor. Naz. P. G. t. 35, c. 924.
[60] I Кор. 11, 19.
[61] Матѳ. 25, 21.
[62] I Ѳес. 2, 18.
[63] Евр. 12, 4.
[64] I Кор. 1, 10.
[65] Галат. 1, 8.
[66] Рим. 16, 17-8.
[67] I Тим. 2, 19.
[68] Фил. 2, 2.
[69] Рим. 10, 2.
[70] Ис. 3, 4. Быть можетъ, здѣсь заключается намекъ на уніатскаго Константинопольскаго патріарха Григорія Мамму, который въ молодыхъ годахъ изъ протосингела былъ назначенъ патріархомъ.

Глава X.

[1] Авраамъ Норовъ. «Путешествіе къ Семи Церквамъ, упоминаемымъ въ Апокалипсисѣ». С.-Петерб. 1847 г. стр. 284-6.
[2] Посланіе св. Марка къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ, отд. 3.
[3] Ibid.
[4] Вел. Рит. Мануилъ цит. произв. отд. 26, или конецъ его синаксаря св. Марку.
[5] Посланіе св. Марка къ Георгію Схоларію отд. 3.
[6] Надгробное слово Георгія Схол. св. Марку, отд. 10.
[7] In Dictionnaire de Theologie Catholique, t. 9, c. 1968 sq., in «Preface», in Patr. Orient, t. XVII.
     /с. 434/
[8] Архіеп. Филаретъ Черннг. «Историческій обзоръ пѣснопѣвцевъ и пѣснопѣній греч. Церкви», изд. 2-е. Черниговъ 1864 г. стр. 458.
[9] Авраамъ Норовъ, см. примѣч. 1-е, стр. 286.
[10] Надгробное слово Георгія Схол. св. Марку, отд. 15.
[11] При концѣ синаксаря св. Марку.
[12] См. примѣч. 16-е 9-й гл. произв. и томъ цит. стр. 107.
[13] При концѣ синаксаря.
[14] Слово Георгія Схоларія передъ Императоромъ и Синклитомъ, Patr. Orient, t. 19 p. 523.
[15] См. статью проф Н. Д. Тальберга, «Прав. Жизнь» 1959 г.
[16] Въ разночтеніи находится такое поясненіе послѣ слова «Схоларія» — «мудрѣйшаго и блаженнѣйшаго патріарха Киръ Геннадіа».
[17] Mgr. L. Petit даетъ слѣдующее поясненіе приведеннаго св. Маркомъ философскаго постулата: «У философовъ «materiæ propositionum» суть различныя ихъ положенія, согласно которымъ мы говоримъ, что опредѣленіе соотвѣтствуетъ подлежащему такимъ образомъ: 1. оно необходимо слѣдуетъ, или же, 2. оно — допускается, или же, 3. оно — невозможно».

Эпилогъ.

[1] Служба св. Марку Еф., написанная Іоанномъ Евген. канон, п. 7.
[2] Там же, Слава: на Господи воз.
[3] Надгробное слово Георгія Схол. Св. Марку, отд. 4-8.
[4] Там же, отд. 8.
[5] Там же, отд. 9.

Прибавленіе.

[1] Савеллій — еретикъ III в., утверждалъ, искажая ученіе о Св. Троицѣ, что Богъ — Одно Лицо: какъ Отецъ — Онъ на небѣ, какъ Сынъ — Онъ на землѣ, какъ Духъ Святый — Онъ въ твореніяхъ. Осужденъ на Антіохійскомъ Соборѣ въ 345 г.
[2] Маркелъ — епископъ Анкирскій, оппонентъ аріанства, впалъ въ ту же крайность, что и Савеллій.
[3] Т. е. — его послѣдовагели.
[4] «Πρότερος» — буквально — «болѣе правое», такъ преп. Максимъ называетъ то слово св. Григорія Богослова, которое у Миня числится какъ 20-е и носитъ названіе: «О поставленіи епископовъ и о догматѣ Святой Троицы».
[5] Т. е., вѣроятно, на Богоявленіе, см. Минь. Патролог. греч. сер. т. 36, столб. 335, примѣч. 80-е.

Источникъ: Архимандритъ Амвросій. Святой Маркъ Ефесскій и Флорентійская Унія. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1963. — С. 421-434.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.